Тест: бесы и дьявол

  • 1. Пад­шие духи — это обра­зы зла или реаль­ные личности?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Вели­чай­шая улов­ка дья­во­ла состо­ит в том, что­бы убе­дить нас, что он не существует.
    Бес, бесы злые духи, слу­жа­щие диа­во­лу и вме­сте с ним состав­ля­ю­щие цар­ство тьмы, гла­вою кое­го есть диа­вол (Мф.12:24–29 и др.). Ука­за­ния в Вет­хом и Новом Заве­те на суще­ство­ва­ние бесов многочисленны.
    В Новом Заве­те кро­ме назва­ния бесов, для них суще­ству­ют ещё и дру­гие назва­ния: злые духи (Лк.7:21), нечи­стые духи (Мф.10:1), духи зло­бы (Еф.6:12), анге­лы диа­во­ла (Мф.25:41) и анге­лы змия (Откр.12:7–9).


  • 2. Какое имя было у дья­во­ла до того, как он отпал от Бога?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Иса­ия 14:12–15:
    Как упал ты с неба, ден­ни­ца, сын зари! Раз­бил­ся о зем­лю, попи­рав­ший наро­ды. А гово­рил в серд­це сво­ем: «Взой­ду на небо, выше звезд Божи­их воз­не­су пре­стол мой и сяду на горе в сон­ме богов, на краю севе­ра; взой­ду на высо­ты облач­ные, буду подо­бен Все­выш­не­му». Но ты низ­вер­жен в ад, в глу­би­ны преисподней.


  • 3. «Здесь дья­вол с Богом борет­ся, а поле бит­вы – серд­ца людей», писал Фёдор Михай­ло­вич Досто­ев­ский. Рав­ны ли силы Бога и дьявола?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бог – Вла­ды­ка неба, зем­ли и пре­ис­под­ней, т.е. все­го мира. Об этом гово­рит псал­мо­пе­вец: «Взой­ду ли на небо – Ты там; сой­ду ли в пре­ис­под­нюю – и там Ты. Возь­му ли кры­лья зари и пере­се­люсь на край моря, – и там рука Твоя пове­дёт меня, и удер­жит меня дес­ни­ца Твоя» (Пс.138:8–10).


  • 4. Какое сло­во пере­во­дит­ся с еврей­ско­го как “про­тив­ник”?





    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    – сата­на (от евр. сатан) озна­ча­ет про­тив­ник;

    – диа­вол (греч. диа­бо­лос) – кле­вет­ник, сплетник;

    – бес (слав.) – фило­ло­ги счи­та­ют про­из­вод­ным от боять­ся;

    – демон (греч.) – лож­ный бог, дух;

    – лука­вый (слав.) – хит­рец, обман­щик;

    – черт (слав.) – пред­по­ло­жи­тель­но от индо­ев­роп. кор­ня скер, скор – резать, обре­зать, отсе­кать – кор­нать!


  • 5. Местом оби­та­ния демо­нов, соглас­но Биб­лии, является:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    С точ­ки зре­ния обы­ден­но­го мифо­ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, место оби­та­ния демо­нов – это под­зе­ме­лье, под­зе­мье. Народ­ное пред­став­ле­ние поме­ща­ет ад под зем­лёй, там, где кипит маг­ма. Но в Биб­лии речь, ско­рее, идёт о том, что «духи зло­бы» оби­та­ют в под­не­бес­ном мире. Они так и назы­ва­ют­ся – «духи зло­бы под­не­бес­ной» (Еф.6:12), а отнюдь не «под­зем­ной». Ока­зы­ва­ет­ся, что тот мир, кото­рый люди при­вык­ли назы­вать «види­мым небом», отнюдь не безопасен…


  • 6. Как бого­слов­ски пра­виль­но оха­рак­те­ри­зо­вать отно­ше­ние и/или дей­ствие Бога при­ме­ни­тель­но к про­ис­кам дьявола?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Наслед­ник свя­то­оте­че­ско­го опы­та афон­ский ста­рец Паи­сий (†1994 г.) гово­рит: «неуже­ли отец — очень хоро­ший и доб­рый — поз­во­лил бы какой-то там шпане бить сво­их детей? <…> Бесы не могут сде­лать созда­нию Божию ров­ным счё­том ниче­го, если мы сами не дадим им на это пра­ва» (Сло­ва. Т.1. С болью и любо­вью о совре­мен­ном чело­ве­ке). Доба­вим: и если Бог не попустит.


  • 7. Дья­во­ла даже Хри­стос назы­вал «кня­зем мира сего» пото­му, что:



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Диа­вол назван кня­зем мира (Ин.14:30), миро­пра­ви­те­лем тьмы века сего (Ефес.6:12) пото­му, что пра­вит отпав­шей от Бога частью чело­ве­че­ства.
    Люди, дале­кие от духов­ной жиз­ни, даже в малой сте­пе­ни не пред­став­ля­ют, насколь­ко их дела, мыс­ли и даже чув­ства направ­ля­ет миро­пра­ви­тель тьмы и его слу­ги. Они убеж­де­ны в сво­ей «сво­бо­де» и очень не любят об этом слы­шать, счи­тая все это наду­ман­ным. Одна­ко духов­но­му взо­ру свя­тых это открыто.
    свя­щен­ник Афа­на­сий Гуме­ров, насель­ник Сре­тен­ско­го монастыря


  • 8. Может ли чело­век исклю­чи­тель­но соб­ствен­ны­ми сила­ми про­ти­во­сто­ять пад­шим духам?





    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Без содей­ствия бла­го­да­ти Божи­ей чело­век не в состо­я­нии побеж­дать демо­нов в духов­ной борьбе.
    Огонь бла­го­да­ти про­го­ня­ет бесов, истреб­ля­ет грех, он есть сила вос­кре­се­ния, дей­ствен­ность бес­смер­тия. …Нис­хо­дя­щая бла­го­дать, очи­щая внут­рен­не­го чело­ве­ка и ум, совер­шен­но сни­ма­ет покры­ва­ло сата­ны, нало­жен­ное на людей пре­слу­ша­ни­ем, и осво­бож­да­ет душу от вся­кой сквер­ны и вся­ко­го нечи­сто­го помыс­ла, что­бы душа сде­ла­лась чистой и, при­няв соб­ствен­ное (пер­во­здан­ное) есте­ство, сво­бод­но и ясны­ми оча­ми взи­ра­ла на сла­ву истин­но­го Света
    преп. Мака­рий Еги­пет­ский, Духов­ные беседы


  • 9. Како­ва участь всех пад­ших духов и сатаны?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тогда ска­жет и тем, кото­рые по левую сто­ро­ну: иди­те от Меня, про­кля­тые, в огонь веч­ный, уго­то­ван­ный диа­во­лу и анге­лам его (Мф.25:41)
    После того, как диа­вол, пре­льща­ю­щий людей, будет ввер­жен в озе­ро огнен­ное и сер­ное, куда ранее были бро­ше­ны зверь и лже­про­рок, нач­нёт­ся послед­ний Суд: И уви­дел я вели­кий белый пре­стол и Сидя­ще­го на нём, от лица Кото­ро­го бежа­ло небо и зем­ля… И уви­дел я мёрт­вых, малых и вели­ких, сто­я­щих пред Богом, и кни­ги рас­кры­ты были, и иная кни­га рас­кры­та, кото­рая есть кни­га жиз­ни; и суди­мы были мёрт­вые по напи­сан­но­му в кни­гах, сооб­раз­но с дела­ми сво­и­ми (Откр.20:10–12).


  • 10. Какой рецепт дал Хри­стос для борь­бы с бесов­ской одержимостью?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пост и молит­ва суть два непо­бе­ди­мых ору­жия, кото­рые с небес даны Церк­ви для борь­бы про­тив всех види­мых и неви­ди­мых вра­гов. Три таких страш­ных вра­га ведут про­тив нас непре­стан­ную вой­ну: мир, дья­вол и плоть. Мир вою­ет с нами суе­вер­но­стью и лжи­во­стью жиз­ни; дья­вол – тай­ны­ми похо­тя­ми и худы­ми помыш­ле­ни­я­ми; плоть – негой, удо­воль­стви­я­ми, постыд­ны­ми склон­но­стя­ми и стрем­ле­ни­я­ми. И трое вою­ют про­тив нас, как буд­то сго­во­рясь, друж­но и во все­ору­жии иску­ше­ний. Но мы очень счаст­ли­во отра­жа­ем напа­да­ю­щих на нас и побеж­да­ем их молит­вой и постом.
    епи­скоп Илия Миня­тий

    Апо­сто­лам, не сумев­шим изгнать демо­на из одер­жи­мо­го юно­ши, Спа­си­тель ска­зал: «Сей же род изго­ня­ет­ся толь­ко молит­вою и постом» (Мф. 17: 21). Это зна­чит, что побе­да над злы­ми духа­ми воз­мож­на лишь при аске­ти­че­ской жиз­ни, бла­го­да­ря кото­рой хри­сти­а­нин осво­бож­да­ет­ся от стра­стей и полу­ча­ет от Бога бла­го­дат­ную помощь. Эта побе­да осу­ществ­ля­ет­ся толь­ко при реши­тель­ном исправ­ле­нии сво­ей жиз­ни. Вспом­ним, что Гос­подь исце­лен­но­го Им чело­ве­ка напут­ство­вал запо­ве­дью: «Ты выздо­ро­вел; не гре­ши боль­ше, что­бы не слу­чи­лось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14).
    Вале­рий Духанин


  • 11. Экзор­цист­ские молит­вы в Пра­во­слав­ной Церк­ви читаются:




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Пер­вая часть Таин­ства Кре­ще­ния состо­ит из закли­на­тель­ных, экзор­цист­ских молитв, в кото­рых чело­век отка­зы­ва­ет­ся от диа­во­ла и «всех дел его, и всех анге­лов его, и все­го слу­же­ния его, и всей гор­ды­ни его» и вру­ча­ет себя Христу.

    Свя­щен­ник Кон­стан­тин Пархоменко: 
    При­хо­дя­щим к кре­щаль­ной купе­ли я гово­рю: вы пони­ма­е­те, что все­гда, имен­но все­гда, буде­те про­ти­во­сто­ять сатане. Сата­на будет все­гда вре­дить вам и враж­до­вать про­тив вас. Вы гото­вы к это­му?.. И далее я при­во­жу при­мер. После кре­ще­ния жизнь у чело­ве­ка ста­но­вить­ся слож­нее, труд­нее. Все, что рань­ше полу­ча­лось, – рушит­ся, могут обост­рить­ся болез­ни… Все это пото­му, что вашим вра­гом ста­нет диа­вол, и лишь жизнь цер­ков­ная может нас убе­речь от демо­ни­че­ско­го зло­го воз­дей­ствия. Кре­стить­ся и не жить жиз­нью Церк­ви – это все рав­но что объ­явить вой­ну могу­ще­ствен­но­му вра­гу и потом, бро­сив ору­жие, бежать от него. Вы гото­вы, кре­стив­шись, еже­днев­но про­ти­во­сто­ять разъ­ярен­но­му диа­во­лу, гото­вы во всем дове­рять Богу, еже­днев­но молить­ся, ходить в храм, как того тре­бу­ет Цер­ковь, упраж­нять­ся в доброделании?
     


  • 12. Кто под­ра­зу­ме­ва­ет­ся под име­нем антихрист?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Свя­щен­ное Писа­ние учит об анти­хри­сте как о кон­крет­ной лич­но­сти. Гос­подь гово­рит иуде­ям: «…иной при­дёт во имя своё, его при­ме­те» (Ин.5:43).
    Апо­стол Павел назы­ва­ет анти­хри­ста: «чело­ве­ком гре­ха, сыном поги­бе­ли» (2Фес.2:3). По пре­да­нию, анти­христ про­изой­дёт из наро­да иудей­ско­го и будет являть­ся потом­ком Дана, одно­го из 12 сыно­вей Иакова.
    Суще­ству­ет лож­ное мне­ние, что анти­христ будет вопло­ще­ни­ем сата­ны: подоб­но тому как Гос­подь вопло­тил­ся от Девы, и сата­на в послед­ние вре­ме­на тоже вопло­тит­ся в чело­ве­ке. Это мне­ние Пра­во­слав­ной Цер­ко­вью не раз­де­ля­ет­ся. Св. Иоанн Дамас­кин (Точ­ное изло­же­ние, кн. 4, гл. 26) пишет: «Не сам диа­вол сде­ла­ет­ся чело­ве­ком, подоб­но тому, как воче­ло­ве­чил­ся Гос­подь, да не будет! Но родит­ся чело­век от блу­до­де­я­ния и при­мет на себя все дей­ство­ва­ния сата­ны, ибо Бог, пред­ви­дя буду­щее раз­вра­ще­ние его воли, попу­стит диа­во­лу посе­лить­ся в нём».


  • 13. В какие момен­ты чело­век дей­ству­ет в уго­ду диаволу?




    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №2,3,4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В свя­то­оте­че­ской и бого­слов­ской лите­ра­ту­ре назы­ва­ют­ся раз­лич­ные момен­ты посте­пен­но­го, про­грес­си­ру­ю­ще­го воз­дей­ствия гре­хов­но­го помыс­ла на душев­ное состо­я­ние чело­ве­ка: при­лог, вни­ма­ние, услаж­де­ние, жела­ние, пле­не­ние и реши­мость. (см. таб­ли­цу: Гре­хов­ные стра­сти: раз­ви­тие и клас­си­фи­ка­ция). При­лог не явля­ет­ся гре­хом, в отли­чие от жела­ния, пусть даже сла­бо­го, или реши­мо­сти согре­шить. При­лог, в момент иску­ше­ния диа­во­лом, имел даже Гос­подь Иисус Хри­стос (Мф.4:1–10).


  • 14. Воз­мож­но ли про­ме­жу­точ­ное духов­ное состо­я­ние чело­ве­ка: не с Богом, но и не с дьяволом? 


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В духов­ной жиз­ни нет сере­ди­ны, про­ме­жу­точ­но­го состо­я­ния; чело­век слу­жит либо Богу, либо сатане. Любой грех – это отступ­ле­ние от Бога, пре­да­ние себя силам зла.
    Но ведь вокруг нас есть и совер­шен­но неве­ру­ю­щие, но бла­го­че­сти­вые люди – заме­тит кто-то. Часто даже гово­рят, что эти люди неосо­знан­но, но соблю­да­ют запо­ве­ди. Увы, это заблуж­де­ние, они не соблю­да­ют как мини­мум первую, вто­рую и чет­вёр­тую из деся­ти Запо­ве­дей и запо­ведь Спа­си­те­ля о люб­ви к Богу. Эти люди могут быть глу­бо­ко нрав­ствен­ны, но с точ­ки зре­ния Веч­но­сти они смер­тель­но боль­ны.


  • 15. Кто из пере­чис­лен­ных нахо­дит­ся под вла­стью сатаны:






    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3,4,5,6
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Боль­шин­ство из нас, не обла­дая даром духов­но­го зре­ния, не могут уви­деть сте­пень реаль­ной пора­бо­щён­но­сти чело­ве­ка духа­ми зла, но любой не при­бе­га­ю­щий к Боже­ствен­но­му покро­ву, отда­ёт себя в раб­ство тем, кто жела­ет его веч­ной погибели…
    Раб­ство сатане вовсе не тре­бу­ет актив­но­го и демон­стра­тив­но­го слу­же­ния ему. Мы живём в пад­шем мире, кня­зем кото­ро­го явля­ет­ся сата­на. С момен­та рож­де­ния любой чело­век попа­да­ет к нему в пора­бо­ще­ние. При­ни­мая Свя­тое Кре­ще­ние и живя хри­сти­ан­ской жиз­нью чело­век всту­па­ет в иную, Боже­ствен­ную жизнь, чуж­дую пора­бо­ще­ния лука­во­му, но это уже тре­бу­ет от чело­ве­ка актив­но­го стрем­ле­ния к бого­упо­доб­ле­нию, свя­то­сти, а не пас­сив­но­го само­об­ма­на, что «он не хуже других».
    Не даром Хри­стос запо­ве­дал нам: Вхо­ди­те тес­ны­ми вра­та­ми, по­тому что широ­ки́ вра­та и про­странен путь, веду­щие в по­гибель, и мно­гие идут ими; пото­му что тес­ны́ вра­та и узок путь, веду­щие в жизнь, и немно­гие нахо­дят их (Мф.7:13–14). См. так­же: «Мож­но ли быть хоро­шим и не спастись?»


  • 16. Каки­ми сред­ства­ми поль­зу­ют­ся в аду бесы для муче­ния грешников?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Кот­лы с кипя­щей смо­лой, крю­чья, колю­ще-режу­щие ору­дия муче­ний, кост­ры — это сред­не­ве­ко­вые обра­зы, алле­го­ри­че­ски ука­зы­ва­ю­щие на муки греш­ни­ков в аду. Одна­ко из того, что это «все­го лишь» обра­зы, не сле­ду­ет, что адо­вы муки в дей­стви­тель­но­сти менее тяж­ки и ужасны.
    Одна­жды ста­рец Зоси­ма (Вер­хов­ский) молил­ся так: «Гос­по­ди, дай мне познать муче­ния греш­ни­ков, что­бы мне от вели­ких Тво­их мило­стей ко мне недо­стой­ней­ше­му нико­гда не забыть­ся, что я вели­кий грешник».
    «Недол­го спу­стя после такой молит­вы в один день, — гово­рит сам о себе о. Зоси­ма, — вдруг я почув­ство­вал неизъ­яс­ни­мое стра­да­ние во всём суще­стве моём, в душев­ном, телес­ном и духов­ном. Это­го ужас­но­го стра­да­ния невоз­мож­но выра­зить ника­ки­ми сло­ва­ми: душа изве­сти­лась, что это адское муче­ние греш­ни­ков. Я не видел ниче­го и не слы­хал, но толь­ко всё во мне стра­да­ло и томи­лось непо­сти­жи­мо: душа, серд­це, всё тело, каж­дый, кажет­ся, волос на голо­ве стра­дал; том­ле­ние духа, мрак, тос­ка… поло­же­ние ужас­ней­шее — такое, что если бы оно про­дли­лось ещё несколь­ко минут, то или душа вышла бы из тела, или при­шёл бы я в неистов­ство ума.
    Всё ска­зан­ное мною сла­бо в срав­не­нии с тем стра­да­ни­ем: оно ужас­но и неизъяснимо.
    И я в тре­пе­те упал на молит­ву перед Гос­по­дом, но про­из­не­сти ниче­го не мог, как толь­ко с креп­ким воп­лем воз­звал: «Гос­по­ди, поми­луй». И Он поми­ло­вал, и вдруг всё мино­ва­лось, и слё­зы уми­ле­ния и бла­го­да­ре­ния сами собой поли­лись обильно».
    Тот же ста­рец так гово­рил о посмерт­ных муках сожа­ле­ний: «Попав в ад, наши серд­ца более, чем при всех видах зем­ных стра­да­ний и мук, будут болеть о наве­ки утра­чен­ном благе».


  • 17. Поче­му, соглас­но прп. Ефре­му Сири­ну, дья­вол при­нял образ змея для соблаз­не­ния пер­вых людей? 




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!

  • 18. Поче­му после исце­ле­ния гада­рин­ско­го бес­но­ва­то­го (Лук. 8:26–39) сви­ньи, в кото­рых все­ли­лись бесы, тот­час бро­си­лись со ска­лы в море, на вер­ную смерть?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский, тол­ко­ва­ние (Лук. 8:26–39):
    Бесы моли­ли Гос­по­да, что­бы Он не высы­лал их вон из стра­ны, но что­бы пустил в ста­до сви­ней. Он согла­ша­ет­ся на это. Посколь­ку жизнь наша есть брань, то Гос­подь не хотел уда­лить от нее демо­нов, дабы они сво­ей борь­бой с нами дела­ли нас искус­ней­ши­ми. Попус­ка­ет им вой­ти в сви­ней, дабы мы зна­ли, что они как не поща­ди­ли сви­ней, так не поща­ди­ли бы и чело­ве­ка того, если бы не сохра­ни­ла его сила Божия. Ибо бесы, будучи враж­деб­ны нам, тот­час истре­би­ли бы нас, если бы не охра­нял нас Бог. Итак, знай, что демо­ны не име­ют вла­сти даже над сви­нья­ми, и тем более над людь­ми, если не попу­стит Бог. Но знай и то, что в людей, живу­щих по-свин­ски и валя­ю­щих­ся в тине чув­ствен­ных удо­воль­ствий, все­ля­ют­ся демо­ны, кото­рые низ­вер­га­ют их со стрем­нин поги­бе­ли в море сей жиз­ни, и они утопают.


  • 19. Есть ли экс­тра­сен­сы, кол­ду­ны и аст­ро­ло­ги, кото­рые слу­жат Богу?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Диа­вол и его нынеш­ние лже­чу­де­са и лжепророки
    Экс­тра­сен­сы — это люди, нахо­дя­щи­е­ся в пре­ле­сти. Сами они, чаще все­го, дума­ют, что обща­ют­ся с Богом, кос­ми­че­ски­ми энер­ги­я­ми или уме­ют извле­кать из себя какую-то силу и таким обра­зом помо­гать дру­гим людям. Но на самом деле для того, что­бы тво­рить чуде­са от Бога, необ­хо­ди­мо вести осо­бен­ную духов­ную жизнь, свя­тую. С точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия, экс­тра­сен­сы нахо­дят­ся в обще­нии с нечи­сты­ми духа­ми. Если они как буд­то бы и исце­ля­ют, то эти «исце­ле­ния», во-пер­вых, при­но­сят страш­ный вред им самим, а во-вто­рых, могут повре­дить и тем, кого они лечат, — и душев­но, и даже телес­но. Конеч­но же, при­бе­гать к помо­щи экс­тра­сен­сов нель­зя, это всё рав­но, что про­сить о помо­щи самих демо­нов, кото­рые ищут толь­ко нашей гибели.
    Схи­ар­хи­манд­рит Авра­ам, духов­ник Ново-Тих­вин­ско­го жен­ско­го мона­сты­ря и Свя­то-Кось­мин­ской пустыни


  • 20. Воз­мож­но ли заклю­чить вза­и­мо­вы­год­ный дого­вор (кон­тракт) с дья­во­лом и не быть им обманутым?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Дья­вол «лжец и отец лжи» (Ин.8:44). Крайне само­на­де­ян­но чело­ве­ку даже пытать­ся всту­пать с ним в общение…

    В Пате­ри­ке есть повесть о неком еги­пет­ском пустын­но­жи­те­ле, кото­ро­му бес обе­щал, что не будет его боль­ше угне­тать ника­ки­ми иску­ше­ни­я­ми, если толь­ко он совер­шит один какой-либо из трех гре­хов: убий­ство, блуд или пьян­ство. “Совер­ши, – гово­рил он, – какой-либо из этих гре­хов: убей чело­ве­ка или под­дай­ся хоть раз блуд­ным помыс­лам или один раз упей­ся, и даль­ше ты пре­бу­дешь в мире, после это­го я не буду уже иску­шать тебя ника­ки­ми иску­ше­ни­я­ми.” Пустын­ник же поду­мал про себя так: “Чело­ве­ка убить – страш­но, ибо это есть и само по себе боль­шое зло, и заслу­жи­ва­ет смерт­ной каз­ни, как по Божье­му суду, так и по граж­дан­ско­му. Совер­шить блуд – стыд­но, погу­бить хра­ни­мую до того чисто­ту тела – жаль, гнус­но осквер­нить­ся непо­знав­ше­му еще этой сквер­ны. Упить­ся же один раз, кажет­ся, неболь­шой грех, ибо чело­век ско­ро про­трезв­ля­ет­ся сном. Итак, пой­ду я упьюсь, что­бы бес боль­ше не угне­тал меня, и мир­но буду жить потом в пустыне.” И вот, взяв свое руко­де­лие, он пошел в город и, про­дав его, вошел в корч­му и упил­ся. По сата­нин­ско­му же дей­ствию, слу­чи­лось ему бесе­до­вать с некой бес­стыд­ной и пре­лю­бо­дей­ной жен­щи­ной. Будучи пре­льщен, он пал с ней. Когда он совер­шал с ней грех, при­шел муж той жен­щи­ны и, застав гре­ша­ще­го с женой, начал его бить; а он, опра­вив­шись, начал с ним драть­ся и, одо­лев, убил. Таким обра­зом, тот пустын­ник, начав с пьян­ства, совер­шил так­же блуд и убийство.


  • 21. Эво­лю­ци­о­ни­ру­ет ли свя­то­оте­че­ское пред­став­ле­ние о зле от наив­ных пред­став­ле­ний о рогах и копы­тах до серьёз­но­го опи­са­ния демо­ни­че­ской реаль­но­сти как транс­цен­ден­таль­но-ноуме­наль­но­го тота­ли­тар­но-пер­со­на­ли­зи­ро­ван­но­го кос­ми­че­ско­го зла?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Для того, что­бы убе­дить­ся, что свя­тые отцы были дале­ки от наив­ных пред­став­ле­ний о злых духах, доста­точ­но про­чи­тать их про­из­ве­де­ния, затра­ги­ва­ю­щие этот вопрос. Вот неко­то­рые их цита­ты.


  • 22. Какой самый надёж­ный спо­соб про­вер­ки боль­но­го: одер­жим чело­век беса­ми или это пси­хи­че­ское заболевание?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Герон­да, а как мож­но понять, что с чело­ве­ком: бес­но­ва­ние или душев­ное заболевание?
    – Это может понять даже про­стой бла­го­го­вей­ный врач. Люди, стра­да­ю­щие от беса, при­бли­жа­ясь к свя­тыне, воз­буж­да­ют­ся, их начи­на­ет тря­сти. Отсю­да совер­шен­но ясно вид­но, что в них бес. Если пред­ла­га­ешь таким людям выпить немно­го свя­той воды или хочешь пере­кре­стить их свя­ты­ми моща­ми, то они про­ти­вят­ся, пото­му что Бла­го­дать Божия стес­ня­ет бесов, нахо­дя­щих­ся у них внут­ри. А если люди стра­да­ют какой-то душев­ной болез­нью, они совсем не про­ти­вят­ся свя­тыне. Бес­но­ва­тые бес­по­ко­ят­ся, их начи­на­ет тря­сти, даже если ты про­сто при­бли­жа­ешь­ся к ним, имея на себе крест.(читать далее)


  • 23. Какой пса­лом не может про­чи­тать сатана?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если учесть то, что в Еван­ге­лии (Мф.4:6, Лк.4:10–11) сата­на цити­ро­вал Спа­си­те­лю стро­ки 90-го псал­ма (кото­рый при­ня­то читать для избав­ле­ния от напа­стей пад­ших духов), то сам пса­лом для него не помеха.
    Пра­во­слав­ные молит­вы — не заго­во­ры, тек­сты сами по себе не име­ют силы, это обра­ще­ние к Богу или свя­тым за защи­той и покровительством.


  • 24. Какой празд­ник отме­ча­ет Цер­ковь в честь побе­ды Хри­ста над дьяволом?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    “Смерть! где твое жало?! Ад! где твоя побе­да?!” – вос­кли­ца­ет апо­стол Павел. “Вос­крес Хри­стос, и ад низ­вер­жен! Вос­крес Хри­стос, и пали демо­ны! Вос­крес Хри­стос, и раду­ют­ся анге­лы! Вос­крес Хри­стос, и тор­же­ству­ет жизнь! Вос­крес Хри­стос, и никто не мертв во гро­бе! Ибо Хри­стос, вос­став из гро­ба, – пер­ве­нец из умер­ших”, – вто­рит апо­сто­лу свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст.

    Одна­ко, не будем забы­вать, что не в борь­бе с беса­ми суть хри­сти­ан­ства, и не для борь­бы с сата­ной вопло­тил­ся Гос­подь. Цель Бого­че­ло­ве­ка – спа­сти Свое созда­ние. И если для это­го нуж­но побе­дить диа­во­ла, зна­чит, тот будет побеж­ден. Но это не цель, а средство.


  • 25. Кто может соблаз­нять чело­ве­ка на грех?



    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Пра­виль­ные отве­ты: №1,2,3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Соблаз­нять чело­ве­ка на грех могут окру­жа­ю­щие его дур­ные люди. Соблаз­нять может сам себя чело­век под вли­я­ни­ем сво­их гре­хов­ных похо­тей, жела­ний. Иску­шать и соблаз­нять чело­ве­ка может и злой дух – дья­вол. По воле Божьей дья­вол не име­ет силы, дей­ству­ю­щей на чело­ве­ка без­услов­но непре­одо­ли­мо, но он может его соблаз­нять, вну­шая дур­ные мыс­ли и жела­ния, тол­кая на совер­ше­ние злых поступ­ков и про­из­не­се­ние злых слов.
    Есть рас­сказ о том, как монах варил яйцо на све­че. Вошёл игу­мен, монах в ужа­се уро­нил яйцо (пото­му что был пост), пал на коле­ни перед игу­ме­ном: бес меня сму­тил! А из-за печ­ки чер­тё­нок высу­нул­ся, отзы­ва­ет­ся: он врёт, я нико­гда не видел, как варят яйцо на све­чах, и всё смот­рел, что даль­ше будет.


  • 26. Могут ли демо­ны читать все мыс­ли человека?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Игу­мен Ила­ри­он (Алфе­ев):
    У диа­во­ла нет пря­мо­го зна­ния о наших внут­рен­них про­цес­сах. В то же вре­мя, будучи весь­ма опыт­ным, – он ведь в тече­ние исто­рии имел дело с мил­ли­ар­да­ми людей и с каж­дым «рабо­тал» инди­ви­ду­аль­но, – он исполь­зу­ет эти свои навы­ки и по внеш­ним при­зна­кам рас­по­зна­ёт, что про­ис­хо­дит у чело­ве­ка внут­ри. И ищет наи­бо­лее уяз­ви­мые места. Ска­жем, когда чело­век пре­бы­ва­ет в уны­нии, диа­во­лу очень лег­ко воз­дей­ство­вать на него. Но един­ствен­ное, на что диа­вол спо­со­бен, – это под­бро­сить чело­ве­ку какой-либо гре­хов­ный помы­сел, напри­мер, мысль о самоубийстве.


  • 27. Цель жиз­ни человека:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Игу­мен Пётр (Меще­ри­нов):
    Бог открыл нам исти­ны об аде, нака­за­нии греш­ни­ков, о при­хо­де анти­хри­ста перед кон­цом исто­рии и про­чих вещах это­го рода вовсе не для того, что­бы мы сде­ла­ли это основ­ным содер­жа­ни­ем нашей жиз­ни, а для того, что­бы мы име­ли трез­вый и точ­ный взгляд на чело­ве­ка и на историю.
    Цель же нашей жиз­ни — Хри­стос, жизнь с Ним и Им; пре­бы­ва­ние со Хри­стом — все­гда радость и мир. Вот с это­го и нуж­но начи­нать про­по­ведь. Любой чело­век стре­мит­ся к сча­стью и боит­ся смер­ти; Хри­стос есть выс­шее сча­стье, Он есть Вос­кре­се­ние и Жизнь (Ин. 11, 25). Ад же, и бесы, и грех есть то, от чего нас Хри­стос как раз изба­вил. Избав­ле­ние это, прав­да, не без­услов­но; оно зави­сит от соблю­де­ния нами запо­ве­дей Божи­их, от про­тив­ле­ния гре­ху и понуж­де­ния себя на доб­ро, от нашей лич­ной нрав­ствен­ной, духов­ной и цер­ков­ной жизни.
    Имен­но на это и нуж­но обра­щать глав­ное вни­ма­ние, под­чер­ки­вая дар Хри­сто­вой сво­бо­ды и свя­зан­ную с ним нрав­ствен­ную ответ­ствен­ность чело­ве­ка за свое хри­сти­ан­ство, — а ина­че наша рели­гия сво­дит­ся к оче­ред­ной систе­ме «кол­дов­ства — анти­кол­дов­ства», при кото­рой люди опять попа­да­ют в рам­ки маги­че­ско­го взгля­да на духов­ную жизнь.

     


  • 28. Что озна­ча­ют сло­ва из 3‑й утрен­ней молит­вы: «…и изба­ви мя от … диа­воль­ска­го поспешения…»?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Иеро­мо­нах Афа­на­сий Гуме­ров, насель­ник Сре­тен­ско­го монастыря:

    Цер­ков­но-сла­вян­ское сло­во «поспе­ше­ние» озна­ча­ет усерд­ное ста­ра­ние, успех; поспеш­ник — пособ­ник, помощ­ник. В молит­ве мы про­сим Гос­по­да помочь нам при­но­сить труд Богу и не делать ниче­го угод­ное диа­во­лу. Апо­стол люб­ви Иоанн Бого­слов при­зы­ва­ет нас «сде­лать­ся спо­спеш­ни­ка­ми истине» (3 Ин.1:8).


  • 29. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) ука­зы­вал на воз­мож­ность дво­я­ко­го пре­бы­ва­ния сата­ны в чело­ве­ке: чув­ствен­но­го (бес­но­ва­ние) и нрав­ствен­но­го (уко­ре­нён­ность в гре­хах). Какой из них опаснее?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Чув­ствен­ное пре­бы­ва­ние сата­ны в чело­ве­ке – всем извест­ное бес­но­ва­ние, когда бес все­ля­ет­ся в чело­ве­ка и муча­ет его душу и тело. Нрав­ствен­ное пре­бы­ва­ние – когда чело­век явля­ет­ся испол­ни­те­лем воли диа­во­ла, то есть посто­ян­но и без­удерж­но гре­шит; демон, не все­ля­ясь в чело­ве­ка чув­ствен­но, овла­де­ва­ет его разу­мом и волей, соеди­ня­ет­ся с ним в его духов­ной сфе­ре.
    Вто­рой вид пре­бы­ва­ния – наи­бо­лее опас­ный, пото­му что вле­чет чело­ве­ка на веч­ные муки души, тогда как пер­вый вид может быть попу­щен Богом как осо­бая скорбь во спа­се­ние души чело­ве­ка.

    Людей пуга­ет бес­но­ва­ние, види­мая бес­по­мощ­ность чело­ве­ка, ока­зав­ше­го­ся во вла­сти нечи­стой силы. Одна­ко мало кто обра­ща­ет вни­ма­ние на внут­рен­нюю под­чи­нен­ность диа­во­лу, к кото­рой мы обык­но­вен­но ска­ты­ва­ем­ся, при­ни­мая вра­жьи помыс­лы и испол­няя его злую волю.  Важ­но осте­ре­гать­ся созна­тель­но­го под­чи­не­ния в сво­их делах, сло­вах и мыс­лях воле диа­во­ла, упо­доб­лять­ся ему по сво­ей нрав­ствен­ной жизни.


  • 30. Зани­мать­ся отчит­кой в Пра­во­слав­ной Церк­ви име­ет право:





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Отчит­ка – цер­ков­ный чин, в кото­ром про­из­но­сят­ся осо­бые закли­на­тель­ные молит­вы с целью изгна­ния из одер­жи­мо­го чело­ве­ка нечи­стой силы. При­ме­нять­ся этот чин дол­жен в тех исклю­чи­тель­ных слу­ча­ях, когда чело­век ока­зы­ва­ет­ся под тоталь­ным воз­дей­стви­ем все­лив­ше­го­ся в него тем­но­го духа и уже не кон­тро­ли­ру­ет свои дви­же­ния и поступки.
    Дар исце­ле­ния бес­но­ва­тых дает­ся дале­ко не каж­до­му. Даже не все Свя­тые Отцы бра­ли на себя такой подвиг — отчи­ты­вать одер­жи­мых. Дела­ет­ся это с осо­бо­го бла­го­сло­ве­ния. Луч­ше, если на это бла­го­сло­вит сам Пат­ри­арх (на отчит­ку есть Пат­ри­ар­шее бла­го­сло­ве­ние у Архи­манд­ри­та Гер­ма­на из Тро­и­це-Сер­ги­е­вой лавры).

    Бла­жен­ный Фео­фи­лакт Бол­гар­ский писал: «Осво­бо­див­ши­е­ся от бесов еще хуже ста­но­вят­ся впо­след­ствии, если не исправ­ля­ют­ся». Для это­го тре­бу­ет­ся серьез­но под­го­то­вить­ся к испо­ве­ди, вспом­нив про­жи­тую жизнь с само­го дет­ства, вве­сти себе в пра­ви­ло регу­ляр­но молить­ся дома утром и вече­ром, еже­не­дель­но посе­щать хра­мо­вые бого­слу­же­ния и как мож­но чаще при­ча­щать­ся свя­тых Хри­сто­вых таин, посто­ян­но читать Свя­щен­ное Писа­ние и тво­ре­ния свя­тых отцов, и полез­ные совре­мен­ные духов­ные кни­ги, общать­ся с воцер­ко­в­лен­ны­ми людь­ми, что­бы пол­но­стью пере­ме­ни­лась сама атмо­сфе­ра жиз­ни. Толь­ко суще­ствен­ное изме­не­ние как внут­рен­не­го скла­да сво­ей души, так и внеш­не­го строя жиз­ни, когда на пер­вом месте уже будет Бог и испол­не­ние Его запо­ве­дей, а на вто­ром – все осталь­ное, спо­соб­но при­ве­сти к все­це­ло­му осво­бож­де­нию души от вли­я­ния тем­ной силы.


  • 31. Спо­соб­ны ли к пока­я­нию пад­шие духи?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Если Анге­лы Гос­под­ни окон­ча­тель­но утвер­ди­лись в доб­ре, то пад­шие духи уко­ре­ни­лись во зле настоль­ко, что уже не спо­соб­ны к пока­я­нию и обрек­ли себя на муку веч­ную. Это урок для всех нас: под­ра­жать Анге­лам и избе­гать бесов.


  • 32. Верят ли бесы в суще­ство­ва­ние Бога?


    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Ты веру­ешь, что Бог един: хоро­шо дела­ешь; и бесы веру­ют, и тре­пе­щут (Иак. 2:19).


  • 33. Одно из самых извест­ных и попу­ляр­ных худо­же­ствен­ных про­из­ве­де­ний о нечи­стой силе, при­над­ле­жа­щее перу Клай­ва Лью­и­са, называется:




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Жанр это­го про­из­ве­де­ния — роман в пись­мах, но если быть точ­нее — это пись­ма ста­ро­го умуд­рен­но­го беса Бала­му­та сво­е­му пле­мян­ни­ку Гну­си­ку, кото­рый послан на зем­лю для иску­ше­ния неко­е­го чело­ве­ка. Бала­мут дает сво­е­му пле­мян­ни­ку сове­ты, как луч­ше достичь сво­ей цели (а цель у них все та же — отпра­вить чело­ве­ка в ад). Место дей­ствия — Англия, вре­мя — 40‑е гг. XX в. Жизнь иску­ша­е­мо­го (или паци­ен­та, как назы­ва­ет его Бала­мут) явля­ет­ся фоном к рас­суж­де­ни­ям ста­ро­го беса. В тече­ние их пере­пис­ки чело­век обра­тил­ся к Богу, затем охла­дел к вере, рас­ка­ял­ся, вер­нул­ся в цер­ковь, потом встре­тил­ся с девуш­кой-хри­сти­ан­кой, полю­бил ее и погиб на войне. Жиз­нен­ные пери­пе­тии «паци­ен­та», а так­же попыт­ки Гну­си­ка погу­бить его душу подроб­но ком­мен­ти­ру­ют­ся Баламутом.
    Этот текст пред­став­ля­ет собой взгляд беса на чело­ве­че­ство и на наш мир. Соот­вет­ствен­но, в нем все вывер­ну­то наизнан­ку: доб­ро назы­ва­ет­ся злом, белое — чер­ным. В «Пись­мах» перед нами пред­ста­ет ад (не лубоч­ная кар­тин­ка с кот­ла­ми и смо­лой, а насто­я­щий ад), где нет люб­ви, где суще­ству­ют по прин­ци­пу «или ты или я», где нет тиши­ны, радо­сти и даже про­стых удо­воль­ствий, а есть посто­ян­ная мука, зло­ба и зависть. Пусть никто не обо­льща­ет­ся: бесы людей ненавидят.

     

    …Когда мы гово­рим, что любим чело­ве­ка, что это на самом деле зна­чит? Есть англий­ский писа­тель Лью­ис, кото­рый напи­сал кни­гу писем ста­ро­го беса сво­е­му моло­до­му пле­мян­ни­ку… Это дей­стви­тель­но о духов­ной жиз­ни, толь­ко наизнан­ку; и вот этот ста­рый черт дает про­фес­си­о­наль­ные сове­ты моло­до­му чер­тен­ку, кото­рый в свет-то еще толь­ко выпу­щен, о том, как надо отно­сить­ся к людям, что надо делать для того, что­бы их соблаз­нить и погубить…
    И вот меж­ду про­чим он гово­рит в одном из сво­их писем с недо­уме­ни­ем: “Не могу понять… Хри­стос гово­рит, что Он любит людей, и остав­ля­ет их сво­бод­ны­ми. Как же сов­ме­стить это?” И про­дол­жа­ет: “Я тебя люб­лю, но это зна­чит, что я хочу тебя взять в свои ког­ти, тебя так дер­жать, что­бы ты от меня нику­да не удрал, тебя про­гло­тить, из тебя сде­лать свою пищу, тебя пере­ва­рить так, что­бы от тебя не оста­лось ниче­го бы вне меня. Вот, что я, — гово­рит ста­рый черт, — назы­ваю любо­вью. А Хри­стос, — гово­рит, — любит и отпус­ка­ет на свободу…”
    мит­ро­по­лит Сурож­ский Антоний


  • 34. Воз­мож­но ли наве­де­ние пор­чи кол­ду­ном на человека?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суще­ству­ют две край­но­сти в отно­ше­нии к пор­че. Пер­вая обна­ру­жи­ва­ет­ся в её отри­ца­нии, а вто­рая в стрем­ле­нии спи­сать на внеш­нее оккульт­ное воз­дей­ствие свои гре­хи, стра­сти, пороки.


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 81%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

8 комментариев

  • Тати­а­на, 06.02.2022

    Очень инте­рес­но, как мно­го­го я не знаю.

    Ответить »
  • kesh2161, 23.12.2021

    Инте­рес­но, спасибо

    Ответить »
  • prochaj9meslub, 05.12.2021

    Это так инте­рес­но и позна­ва­тель­но! Спа­си­бо вам!

    Ответить »
  • димит­рий, 27.11.2021

    спа­си­бо за тест, толь­ко к 16.1 сам по себе при­лог не грех если он отри­нут, но уже явля­ет­ся гре­хом с момен­та его сочуствен­но­го при­ня­тия или согла­сия с ним, неза­ви­си­мо от того даст чело­век даль­ше ему ход или нет. так же при­лог явля­ет­ся гре­хом если пред­ше­ству­ю­щее пове­де­ние чело­ве­ка спо­соб­ство­ва­ло к появ­ле­нию при­ло­га. Так же при­лог явля­ет­ся гре­хом если чело­век наме­рен­но какой либо стра­стью раз­вра­тил свое серд­це и оно ста­ло рож­дать страст­ные помыс­лы. см.творения св.Феофана Затворника.

    Ответить »
  • Ludmila, 16.12.2020

    Бла­го­да­рю. Позна­ва­тель­но, полезно.

    Ответить »
  • Сера­фи­ма, 21.07.2020

    C празд­ни­ком Казан­ской ико­ны Божьей Матери!
    Спа­си Господи!
    Ваш труд и попе­че­ние о нас бес­цен­ны, помощь нам так необ­хо­ди­ма. Серафима.

    Ответить »
  • Tata Nikolaeva, 08.06.2020

    Спа­си­бо вам за вашу рабо­ту ! Спа­си Господи! 

    Ответить »
  • Sara, 25.12.2019

    Бла­го­да­рю! Очень полез­но. Сла­ва Богу! Спа­си Гос­подь! С Празд­ни­ком Свя­то­го Спи­ри­до­на Тримифунского!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки