Тест: Основы аскетики

(16 голосов: 4.88 из 5)

Распечатать: вопросы, ответы

  • 1. Кого в Античной Греции называли аскетами?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Греческое слово аскесис (аскеза) переводится как «подготовка», «упражнения». В Античной Греции аскетами называли атлетов, готовящихся к Олимпийским состязаниям и потому подвергающим себя определенным ограничениям. Метафорически же – на языке древних философов – аскет есть упражняющийся в добродетели, особенно в обуздании неразумных порывов своей воли.
    Смысл аскезы – как физической, так и духовной – состоит в разумном отказе от второстепенного ради достижения главного, в преодолении физических и нравственных препятствий. Награда атлету – венок лавровый, награда христианину – венец спасения. И потому христианский пост-аскеза направлен не на «умерщвление», но на восстановление внутренней свободы и изначальной цельности духовно–телесной сущности человека. Христианский аскетизм исходит не из противопоставления плоти и духа (которое особенно сильно в буддизме), а из необходимости привести их в состояние гармонии.
    Подвиги аскетические – это не цель, а средство, средство для борьбы за «венец нетленный», свершающейся на «ристалище» всей нашей жизни. Поэтому «аскетом» может быть назван каждый разумный христианин – монашествующий и женатый, клирик и мирянин. Конкретная же форма и степень его аскезы определяется данными им обетами, жизненным призванием и советами духовного отца.
    Юрий Рубан, к.ф.н.

  • 2. Равнозначны ли понятия аскетика и аскетизм?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Аскетизм — устремление человеческой воли посредством подвигов к стяжанию Божественной благодати, спасающей, исцеляющей, преображающей и обновляющей человеческое естество, подвергшееся грехопадению.

    Аскетика — раздел православного богословия, предметом которого является изучение процесса возрождения падшего человеческого естества в ходе христианского подвижничества. Аскетика может быть названа наукой о сущности христианского подвижничества.

  • 3. Св. Максим Исповедник учил: «Всякий подвижнический труд, чуждый [...], неугоден Богу». Выберите пропущенную часть фразы.



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Св. Максим Исповедник учил: «Всякий подвижнический труд, чуждый любви, неугоден Богу».

  • 4. В чём цель аскетических подвигов?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Аскетизм есть напряженное усилие человека в стяжании благодати Святого Духа как залога спасения и Царства Небесного.
    Св. Феофан Затворник подчеркивает, что все человеческие подвиги - пост, труд, бдение, уединение, удаление от мира, хранение чувств, чтение Священного Писания и др. сами по себе останутся лишь упражнениями, если через них не пройдет Божественная благодать. «Вступая в подвиг, не на нем останавливай свое внимание и сердце, - учит св. Феофан Затворник, - но минуй его как нечто стороннее, - разверзай себя для благодати, как готовый сосуд, полным Богу преданием». Присутствие благодати в человеческой душе знаменует себя соуслаждением всему духовному, любовью к Богу и ближнему, обилием духовных сил для исполнения евангельских заповедей. Стяжание благодати есть живое Богообщение. Оно есть вселение Бога в человека -«последняя цель искания человеческого духа» (св. Иоанн Лествичник).

  • 5. Аскетизм нужен:




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Профессор Алексей Сидоров: Иногда у людей складывается мнение, что аскетизм предназначен только для узкого круга, для монахов или каких-то «избранных подвижников», но на самом деле аскетизм — это явление очень широкое и, позволю себе сказать, доступное для каждого православного христианина. Нет аскетизма монашеского или мирского, аскетизм один. Но есть разные его формы и степени: одни у монаха-отшельника, другие у инока, живущего в киновии, третьи у мирянина. Что соединяет эти формы? Единая цель, то есть стремление к спасению.

    Митрополит Алексий (Кутепов): Аскетизм — удел не только монахов или отшельников. Аскетизм — это жизненный ответ христианина на то призвание, которое Богом обращено к каждому. «…Будьте совершенны, как Отец Ваш небесный совершен есть» (Мф. 5:48). Это касается всех христиан. Мирянин, как и монах, имеет полную возможность ходить перед Богом, но вот образ действования и мера у каждого будут различны. Да и в монастыре все разные, подравнять всех под одну гребенку и там нельзя. У каждого свои страсти и свои таланты, возможности, данные Богом. Но борьба со страстями доступна и в миру, и в монастыре.

  • 6. Какой подвиг даёт гарантию спасения?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    …Спасение к месту не привязано. Везде возможно, и везде на деле содевается. В монастыре конечно, лучше. Но и там есть свои неудобства. Для спасающихся везде путь тесный и прискорбный.
    Спасаются не в одном монастыре. И в семейном быту спасаются, и во всяком звании и состоянии.
    Вы спешите в монастырь, будто на свободу, в рай. Точно там полная свобода для духа, но не для тела и внешних дел… И рай там есть, но его находят, не всегда по цветной шествуя дороге. Он воистину там находится, но загорожен терновниками и колючками, сквозь которые надо до него добираться. Этого, не исколовшись и не исцарапавшись, никто не достигает.
    Хорошо уединяться в стенах от развлечений, но в себя уединяться - еще лучше. Первое без последнего - ничто, а последнее - и без первого всё важно.
    Вся суть дела во внутреннем изменении, и соответственно сим изменениям должно изменять внешнее. Произошло ли какое внутри изменение, выражающееся в настоятельных требованиях сердца, или только появились мысли благие в душе? И мысли эти в голове ли только или и в сердце сошли?! Потрудитесь всё это получше уяснить, чтобы не сделать шага, не могущего привести к искомому.
    Спасение не от места, а от душевного настроения. Везде можно спастись и везде погибнуть. Первый Ангел между Ангелами погиб. Апостол между апостолами, в присутствии Самого Господа погиб. А разбойник - и на кресте спасся…
    Как ни устроится ваша жизнь, в монастыре ли, или близ его, – и в том и в другом порядке жизни путь ко спасению не загорожен, и восхождение к высшим духовным совершенствам не пресечено. Дело всё внутри, а внешнее есть только приспособление к внутреннему.
    Когда и как поступить, это надо на волю Божию отдать и ждать терпеливо указаний Божиих. Когда придет Богом определенный срок, тогда как на салазках под гору скатитесь - и в какую-либо обитель. До того же времени живите пока, сколько позволяют ваши домашние порядки, в подвигах монашеских… святитель Феофан, Затворник Вышенский

  • 7. Что прежде достигается: любовь к Богу или любовь к ближнему?


    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?
    1-е Иоанна 4:20

    Опытом дознано, что не любящий ближнего не может любить Бога, неблагодарный человекам не может быть благодарным Богу. Ограниченному, малому, ничтожному существу, каков человек, с ограниченного, малого нужно и начинать и, при Божией помощи, идти к менее ограниченному, к высшему. Ты имеешь жену, друзей, родственников? Научись прежде отдавать им должное и потом уже будешь в состоянии отдавать должное всем людям и Самому Богу.
    Чтобы по достоянию чтить Богородительницу, научись прежде, как должно, почитать свою родительницу. А чтобы почитать тебе, как следует, Отца Господа Иисуса Христа, научись почитать своего отца по плоти. Неверный в мале и во мнозе неверен есть; а верный в мале и во мнозе верен (Лк. 16, 10).
    святой праведный Иоанн Кронштадтский

    Нельзя любить Бога, относясь плохо хотя бы к одному человеку. Это вполне понятно. Любовь с неприязнью не могут быть в одной душе: или та, или другая.
    игумен Никон (Воробьев)

  • 8. Выберите черты образа Божьего в человеке.





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,3,5
    Верно!
    Комментарий:

    Образ Божий – это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие – то, чего предстоит достичь в результате добродетельной жизни.

  • 9. Кому возможно творить Иисусову молитву?




    Правильный ответ: №4
    Верно!
    Комментарий:

    Первым образом, могут и должны заниматься Иисусовой молитвою не только монахи, живущие в монастырях и занятые послушаниями, но и миряне. Такая внимательная молитва может назваться и умною и сердечною.
    святитель Игнатий (Брянчанинов)

    Миряне говорят, что Иисусовой молитвой должны заниматься только монахи, а монахи говорят, что Иисусова молитва - это дело совершенных. Но ведь всякий подвижник, прежде чем достичь совершенства, был обычным мирянином или монахом.

  • 10. Как называется монах-отшельник?


    Правильный ответ: №2
    Верно!
    Комментарий:

    Анахорет (греч. αναχωρησις) – отшельник, пустынник. Анахоретом принято называть христианского подвижника, удалившегося из мира и живущего в полном уединении, всецело посвятившего себя покаянию, молитве и Богопознанию.

    Киновит (от греч. κοινοβιος – совместная жизнь, общежитие) — православный монах, обитатель монастыря общежитийного устава или киновии. В отличие от анахорета, киновит все необходимое получает от монастыря, трудится и молится совместно с другими монахами, подчиняется настоятелю монастыря.

  • 11. Какие книги из перечисленных являются сборниками духовных поучений и нравственных уроков и примеров?





    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №1,2,4,5
    Верно!
    Комментарий:

    Минея-четья – сборник житий святых на каждый день, патерик – сборник сказаний о житии, деяниях и поучениях преподобных, ирмологий – богослужебная книга, содержащая в себе преимущественно ирмосы канонов, синаксарь – сборник разъяснений празднуемых событий или их историю (обычно в Триоди), отечник – сборник поучений святых отцов.

  • 12. Сколько главных страстей принято выделять в христианской аскетике? Уточнение: впервые в таком составе и порядке их перечислил прп. Иоанн Кассиан Римлянин.




    Правильный ответ: №1
    Верно!
    Комментарий:

    Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость.
    Эти восемь страстей, хотя имеют разное происхождение и разные действия, однако шесть первых (чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние) соединены между собой особым некиим сродством, по коему излишество предыдущей дает начало последующей. Ибо от излишества чревоугодия обязательно происходит блудная похоть, от блуда сребролюбие, от сребролюбия гнев, от гнева печаль, он печали уныние. Поэтому против них надо сражаться тем же порядком, переходя в борьбе с ними от предыдущих к последующим: чтобы победить уныние, сначала надо подавить печаль; чтобы прогнать печаль, прежде нужно подавить гнев; чтобы погасить гнев, нужно попрать сребролюбие; чтобы исторгнуть сребролюбие, надо укротить блудную похоть; чтобы подавить блудную похоть, надо обуздать страсть чревоугодия.
    И остальные две страсти (тщеславие и гордость) таким же способом соединяются между собой; усиление первой из них дает начало другой, от чрезмерного тщеславия рождается страсть гордости; таким же порядком и победа над ними приобретается; чтобы истребить гордость, надобно подавить тщеславие. Но с теми шестью страстями они не соединяются родовым образом; ибо не от них рождаются, а, напротив, по истреблении их. В эти две страсти мы впадаем особенно после победы над прочими страстями.
    Впрочем, хотя эти восемь страстей в таком между собой находятся отношении, как теперь показано, однако же, при более подробном рассмотрении они разделяются на четыре союза: блудная похоть особенным союзом соединяется с чревоугодием, гнев со сребролюбием, уныние с печалью, гордость с тщеславием.

  • 13. Эта страсть является корнем 5-ти из 8-ми главных страстией. Для борьбы с нею Церковь предлагает специальные аскетические упражения в течение 178-212 дней года. Что это за страсть?








    Правильный ответ: №8
    Верно!
    Комментарий:

    Чревоугодие является коренной страстью, которая лежит в основе пяти страстей, а потому с этой страстью требуется особая борьба. Именно поэтому мы видим в основании церковной жизни – постничество. Количество постных дней в году – от 178 до 212 в зависимости от дня празднования Пасхи и соответственно более или менее продолжительного поста св. ап. Петра и Павла. Практически постными днями в году является каждый второй день. Вот насколько серьезна борьба со страстью чревоугодия.

  • 14. Она либо вгоняет в сон, либо гонит из дома в поисках развлечений. Что это за страсть?








    Правильный ответ: №6
    Верно!
    Комментарий:

    Уныние – мрачное, подавленное состояние духа, гнетущая тоска, лень. Страсть уныния имеет два проявления. Первое – уныние, вгоняющее в сон: лень на молитве, чтении, работе. Второе – уныние, гонящее из дому в поисках общения и развлечения. Сюда же можно отнести желание ходить и принимать гостей, просмотр телевизора, посещение дискотек, компьютерные игры и т.п. действия. Хотя надо уметь отличать страсть от присущего всем желания общения, т.к. человек существо социальное. Здесь главным является стремление к золотой середине.

  • 15. Какова наиболее важная задача аскетизма?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Духовная жизнь каждого христианина имеет в себе две существенные стороны: борьбу с искушающим злом (борьбу с греховными страстями и пороками) и стяжание христианских добродетелей. Можно сказать, что это два пути, два средства, два этапа богоуподобления (обожения или святости).
    Каждой из восьми главных страстей противостоит определённая добродетель: чревоугодию - воздержание, блуду - целомудрие, сребролюбию - нестяжание, гневу - кротость, печали - надежда, унынию - трезвение, тщеславию - смирение, гордости - любовь.

  • 16. Какая добродетель противостоит страсти гнева?





    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Кроткий, принимая на себя удары, остается тверд; во время ссоры спокоен; в подчинении доволен, не уязвляется гордыней, в унижениях радуется, заслугами не превозносится, не кичится, со всеми живет в мире.
    Преподобный Ефрем Сирин

  • 17. Что означает понятие «прелесть»?



    Правильный ответ: №3
    Верно!
  • 18. Выберите понятия, которые имеют в аскетике как положительное, так и отрицательное значение.







    Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов.
    Правильные ответы: №2,6,7
    Верно!
  • 19. Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что тот, кто не преодолел эту страсть, не вступил даже на первую ступень веры. Что это за страсть?




    Правильный ответ: №3
    Верно!
    Комментарий:

    Иоанн Кассиан Римлянин говорил, что тот, кто не преодолел страсти чревоугодия, не вступил даже на первую ступень веры.
    Суть этой мысли преподобного состоит в том, что чревоугодие является первой, коренной страстью из восьми главных страстей.

  • 20. То, что в медицине называется шизофренией (расщеплённым сознанием), в аскетике:




    Правильный ответ: №2
    Верно!
Правильных ответов:
0
0%
Ошибочных ответов:
0
0%
Вы неправильно ответили на следующие вопросы:

Вы не авторизованы на сайте! Зарегистрируйтесь, чтобы сохранять результаты в тестов в личном кабинете.

47261