Как шут стал мучеником за Христа<br><span class="bg_bpub_book_author">Cвятитель <a class="bg_hlnames" href="http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Brjanchaninov/" target="_blank" title="Игнатий (Брянчанинов), святитель">Игнатий (Брянчанинов)</a></span>

Как шут стал мучеником за Христа
Cвятитель Игнатий (Брянчанинов)

Цер­ков­ная исто­рия сохра­ни­ла для нас сле­ду­ю­щее вели­чай­шей важ­но­сти собы­тие. Рим­ский импе­ра­тор Дио­кле­ти­ан, при кото­ром было воз­двиг­ну­то самое жесто­кое гоне­ние на хри­сти­ан, про­вел боль­шую часть 304-го года по рож­де­стве Хри­сто­вом в Риме. Он при­был в сто­ли­цу для празд­но­ва­ния сво­их побед над пер­са­ми. В чис­ле про­чих уве­се­ле­ний, кото­рым пре­да­вал­ся импе­ра­тор, было и посе­ще­ние театра.

Некто Гене­сий, коми­че­ский актер, очень забав­лял пуб­ли­ку импро­ви­за­ци­я­ми. Одна­жды, играя в теат­ре в при­сут­ствии импе­ра­то­ра и мно­го­чис­лен­но­го народ­но­го собра­ния, он, пред­ста­вясь боль­ным, лег на постель и ска­зал: «Ах, дру­зья мои! чув­ствую себя очень тяже­ло: мне бы хоте­лось, что­бы вы уте­ши­ли меня». Дру­гие акте­ры отве­ча­ли: «Как нам уте­шить тебя? Хочешь ли, погла­дим тебя скоблем [413], что­бы тебе сде­ла­лось лег­че?» «Безум­ные! – отве­чал он. – Я хочу уме­реть хри­сти­а­ни­ном». «Для чего?» – ска­за­ли они. «Для того, что­бы в этот вели­кий день Бог при­нял меня, как блуд­но­го сына».

Тот­час посла­но за свя­щен­ни­ком и закли­на­те­лем. Они, то есть, пред­став­ляв­шие их акте­ры, при­шли, сели воз­ле кро­ва­ти, на кото­рой лежал Гене­сий, и ска­за­ли ему: «Сын наш, для чего ты при­звал нас?» Он отве­чал: «Пото­му что я хочу полу­чить милость от Иису­са Хри­ста, и воз­ро­дить­ся для осво­бож­де­ния от гре­хов моих». Они испол­ни­ли над ним весь обряд свя­то­го таин­ства, потом обла­чи­ли его, по обы­чаю ново­кре­щен­ных, в белую одеж­ду. Тогда вои­ны, про­дол­жая игру, взя­ли его, и пред­ста­ви­ли импе­ра­то­ру, как бы для допро­са, подоб­но муче­ни­кам. Гене­сий ска­зал: «Импе­ра­тор и весь двор его! Муд­ре­цы сего горо­да! выслу­шай­те меня. Когда толь­ко ни слу­ча­лось мне слы­шать имя хри­сти­а­ни­на, я ощу­щал к это­му име­ни ужас­ное отвра­ще­ние, я осы­пал руга­тель­ства­ми тех, кото­рые пре­бы­ва­ли в испо­ве­да­нии это­го име­ни, я нена­ви­дел даже моих род­ствен­ни­ков и близ­ких по при­чине име­ни хри­сти­а­ни­на, я пре­зи­рал эту веру до такой сте­пе­ни, что с точ­но­стью изу­чил ее таин­ства, что­бы забав­лять вас пред­став­ле­ни­я­ми их. Но когда меня, обна­жен­но­го, при­кос­ну­лась вода, когда я, спро­шен­ный, отве­чал, что верую, я уви­дел руку, нис­хо­дя­щую с неба, окру­жая ее, низо­шли на меня Анге­лы све­то­зрач­ные. Они в неко­ей кни­ге про­чи­та­ли все согре­ше­ния, соде­лан­ные мною с дет­ства, смы­ли их той самой водой, в кото­рой я кре­стил­ся в при­сут­ствии вашем, и потом пока­за­ли мне кни­гу, кото­рая ока­за­лась чистой (неис­пи­сан­ной), подоб­но сне­гу. Итак, вели­кий импе­ра­тор и народ, вы, осы­пав­шие насмеш­ка­ми хри­сти­ан­ские таин­ства, уве­руй­те, как уве­ро­вал я, что Иисус Хри­стос есть истин­ный Гос­подь, что Он – Свет Исти­ны и что, при посред­стве Его, вы може­те полу­чить прощение».

Дио­кле­ти­ан, при­ве­ден­ный в край­нее него­до­ва­ние эти­ми сло­ва­ми, при­ка­зал жесто­ко бить Гене­сия пал­ка­ми, потом его пре­да­ли пре­фек­ту Плав­ци­а­ну, что­бы при­ну­дить к жерт­во­при­но­ше­нию идо­лам. В про­дол­же­ние зна­чи­тель­но­го вре­ме­ни его дра­ли желез­ны­ми ног­тя­ми и жгли горя­щи­ми факе­ла­ми. Сре­ди этих муче­ний он вос­кли­цал: «Нет дру­го­го царя, кро­ме Того, Кото­ро­го я видел! Чту Его и слу­жу Ему! И если бы тыся­че­крат­но лиши­ли меня жиз­ни за слу­же­ние Ему – я все­гда буду при­над­ле­жать Ему! Муче­ния не исторг­нут Иису­са Хри­ста ни из уст моих, ни из серд­ца. Крайне сожа­лею о моем заблуж­де­нии, о том отвра­ще­нии, кото­рое я имел к Его свя­то­му Име­ни, и о том, что я так позд­но сде­лал­ся поклон­ни­ком Его». Гене­сию отру­би­ли голо­ву [414].

***

Подоб­ная этой пове­сти поме­ще­на в Четьих-Мине­ях, сен­тяб­ря в 15 день. Коме­ди­ант Пор­фи­рий, погру­зясь в воду для насмеш­ки над кре­ще­ни­ем, был пре­тво­рен свя­тым Таин­ством в хри­сти­а­ни­на. Это про­изо­шло перед взо­ра­ми импе­ра­то­ра Юли­а­на Отступ­ни­ка. Пор­фи­рий испо­ве­дал Хри­ста, обли­чил царя в нече­стии, за что был жесто­ко мучен и потом казнен.

***

Источ­ник: Cвя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Аске­ти­че­ские опы­ты. Том 2


[413] Ско­бель – плот­нич­ный инстру­мент, кото­рым скоб­лят дерево.
[414] Цер­ков­ная Исто­рия Фле­ри, кни­га 8, гл. 49.

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки