Array ( [_ga] => GA1.2.583925452.1692100717 [_ym_uid] => 1631947676402822555 [_gcl_au] => 1.1.1851035780.1709320894 [_ym_d] => 1709320895 [rmcookie] => S:cHhmSjbUaUb0eIbc4mpoO7H2PkpO1rl6Bk73Vv0EaB99I8KB7kwozdOyt1R0XGeTVD6OJZpCRHTwXPgj_xCVwOPvyg1fhsZT8yiYIbzhqsTNF6k7blBJNl9eQthwpaheFbhhdOjKo91GC_o61LzOK6Rvi4gLc7xm_arFfAvz2PWxa12O_xMFdMjEBlL3GvpHYWOO9nPy5RUSep2TzHjaXub2bHHcPimvUCDC6g-dsf_3h8FL0PM7S53bLbtWoXFodmRF3L0O0CQ2lw71MpQcr0RfqOYHNzSOJM59LnfXBYzjNWgrBJHG-9s4i6GijKVZrRnQvnkTfslAJekzyFbsNZAWWEIIuQe0f-xrY1C2aXVl9lruYTIBEfaMI44kfsgy_57MyjFXEpq3uAgKltqWO_mc6cvYGEX4e9QO8zrhJRRiyzXejskAqGlxpRYJLyb6b9t7bEy_rz9n-UxefDPf-VBWe-mxKydt5aLTKiJ10rsz50X6EGok12tOsbV_VgSKYnBmCl4Au17o5BnWD_RmwrUT5LgNIg9h4U9miU7qSRky2PvWWzRjgNreBVurK5zVHWWA-NtNK1OiEfrtarr7uvB2eT4oKPue-HVE2f9J8HllSYfKbPHqRWLAYGmLbxQxSzz9D0ciMjD9y5dAIHxLcgAFAxf8Lcr1_fbdzz816bCijksmB32qzDMW40iKHHfTpMuhrbCn3Sp3_ADZeX7B3IiTB_dI5aivIS2-R4Sgf8fTgyqrLXw= [otrid] => S:nsL9COsT5CbN2kHaUcEUQXpXecRQEBdAAMpKwcoK_OjTLrlNoQQdV3Kpwt8umZLOjZuAD3hPgqcNIn6Bt33VwFBQAQVnhLBLBZIsRpCYyWT9CZ_DU2MOUF7dHLEJ3qK5Ka9vq143_EvXYv4ClNn2FlOBMPrpjJmh6oHcJxpFvBPoXhQh0m6wWKgGN52VIEz_g_WDXmvIp4fvQsq_KyqW9VDxZoIYLAtf1I0= [_gid] => GA1.2.757018292.1713898177 [GbkdSLvIrQXTE] => Dnb@I]JlwLt9o [pQFOfvJwrdzZS] => r4H_P.Z [OIGuVFe] => DSQ3buG_oPk [BJMZUADKeboHRVwi] => 9zDmj7 [ewGfOStmKz] => LOU_reEGWDTnI.P )
Князь Владимир Святославич. Путь к Богу

Князь Владимир Святославич. Путь к Богу

Согласно «Повести временных лет», до своего обращение в христианство князь Владимир Святославич практиковал человеческие жертвоприношения богам и вел безнравственный образ жизни: «Был же Владимир побежден похотью, и были у него жены […], а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц». Известно также, что в Киеве он воздвиг капище с идолами главных богов славянского язычества (предположительно этот пантеон обнаружен археологами в 1977 г.).

В первые годы княжения Владимира в Киеве во время гонений погибли одни из первых христианских мучеников на Руси – варяги Феодор и Иоанн. Это событие в большой степени повлияло на решение князя задуматься о своей жизни и стать христианином. Случилось это так. После одного из удачных военных походов Владимир дал добро на принесение и человеческой жертвы. Жребий пал на юного христианина Иоанна, сына варяжского ратника Феодора. Киевляне-язычники шумной толпой окружили дом Феодора, чтобы забрать намеченную жертву. Однако здесь они встретили неожиданный отпор. Воин-христианин твердо и решительно заявил им: «Один Бог, сотворивший небо и землю. Не дам сына моего бесам. Если идолы ваши действительно боги, пусть сами придут и возьмут его». Язычники так и не смогли захватить их живыми. Феодор доблестно отражал натиск толпы, пока кто-то из осаждавших не подрубил сваи его жилища. Христиане-мученики были погребены под развалинами.

Князя Владимира потрясло случившееся событие. В большей степени на жестокого правителя повлияло даже не само убийство отца и сына, а то мужество, с которым Феодор в одиночку противостал множеству разъяренных язычников, ведь такое мужество могло быть явлено лишь при защите правого дела. К тому же, Феодор был известен как благородный, честный и умный воин, являлся одним из лучших княжеских дружинников. Владимир глубоко задумался над словами воина-христианина о «Едином Боге, сотворившем небо и землю». Уже позднее, после своего обращения в христианство, на месте мученической кончины Феодора и Иоанна князь Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы – первый каменный храм Киева, освященный 12 мая 996 г.

Сомнения Владимира в языческой вере не являлись тайной, поэтому к нему начали приходить с проповедью миссионеры различных вероисповеданий. Но дружина и бояре предостерегали князя: «Ты сам знаешь, князь, что никто своего не хулит, а всегда хвалит. Если хочешь испытать доподлинно веру их, пошли людей разумных испытать на месте, чья вера лучше». По их совету он отправил послов в разные страны. Вернувшись, они рассказали, что более всего поразила их вера греческая. «Когда стояли мы на их богослужении, – говорили они, – то не знали, где были, на небе или на земле. Воистину, там был Сам Бог». Тут и бояре вспомнили о княгине Ольге, сказав Владимиру: «Если бы плох был закон греческий, то Ольга, бабка твоя, мудрейшая из всех людей, не приняла бы его». В Киеве было не мало христиан как среди горожан, так и среди княжеской дружины. Владимир мог сам видеть те преимущества, которыми отличалась жизнь христиан от жизни язычников. И он принять Таинство Святого Крещения. Вместе с ним крестились его сыновья, дружинники князя, многие бояре.

После Крещения князь Владимир истребил всех идолов и уничтожил языческие капища. Главного идола славян – Перуна по приказу Владимира привязали к конскому хвосту и, волоча через весь город, били палками, а затем бросили в Днепр. После этого сам Владимир вместе с христианскими священниками, прибывшими из Византии и Болгарии, ходил по Киеву с евангельской проповедью. И вот в один из летних дней 988 года Владимир объявил в Киеве, чтобы все жители явились на реку для принятия крещения, те же, кто не придет, «будут не любы мне», – сказал князь. Многие киевляне повиновались, рассуждая, что если бы новая вера не была лучше, то князь и бояре не приняли бы ее, но некоторые шли со страхом, боясь оказаться в немилости у князя. В назначенный день епископы и священники совершили крещение над народом в присутствии Владимира. «В этот день небо и земля ликовали», – говорит летописец.

Некогда жестокий и мстительный Владимир, став христианином, сделался образцом кротости и любви. Он не хотел наказывать даже преступников, а его сказочная щедрость поражала сердца простого народа. Всякому нищему и убогому он повелел приходить на княжеский двор и брать то, что ему требуется – деньги, еду, питье… А для тех, кто сам не может прийти развозить все необходимое по улицам, расспрашивая горожан о больных, старых и немощных. Такую милостыню Владимир творил не только на княжеском дворе или в Киеве, но по всей земле русской. Недаром народные предание и былины прозвали Владимира «ласковым князем», «Красным Солнышком земли русской».

Комментировать