Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов

Апостол Павел ‒ наименьший из апостолов

«Ибо я наи­мень­ший из Апо­сто­лов, и недо­сто­ин назы­вать­ся Апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию;
но бла­го­да­тию Божи­ею есмь то, что есмь,и бла­го­дать Его во мне не была тщет­на»
(1Кор.15:9–10)

В Новом Заве­те 27 книг. Поло­ви­на из них напи­са­на одним чело­ве­ком. Боль­шую часть бого­слу­жеб­но­го года имен­но его тво­ре­ния чита­ют­ся в хра­мах во вре­мя Боже­ствен­ной литур­гии. Имя это­го чело­ве­ка апо­стол Павел.

Он назы­вал себя наи­мень­шим из апо­сто­лов, и недо­стой­ным назы­вать­ся апо­сто­лом, пото­му что гнал цер­ковь Божию (ср.: 1 Кор. 15:9). Этот чело­век, при­зван­ный к еван­гель­ско­му бла­го­ве­стию послед­ним из апо­сто­лов, более всех ново­за­вет­ных свя­щен­ных писа­те­лей потру­дил­ся в деле изъ­яс­не­ния хри­сти­ан­ско­го уче­ния. Бле­стя­ще обра­зо­ван­ный фари­сей, он был рев­ност­ным гони­те­лем хри­сти­ан­ско­го уче­ния, но, чудес­ным обра­зом вра­зум­лен­ный Гос­по­дом, стал «Апо­сто­лом язы­ков», пла­мен­ным про­по­вед­ни­ком Еван­ге­лия, жизнь и силы свои поло­жив­шим на несе­ние в мир сло­ва Истины.

Гонитель христиан

«А Савл тер­зал цер­ковь, вхо­дя в домы и вла­ча муж­чин и жен­щин, отда­вал в тем­ни­цу» (Деян. 8:3)

Жизнь апо­сто­ла Пав­ла мож­но услов­но раз­де­лить на две части: жизнь до встре­чи с Богом и жизнь после. А при­вел ко Хри­сту гони­те­ля хри­сти­ан путь из Иеру­са­ли­ма в Дамаск, кото­рый стал для буду­ще­го апо­сто­ла языч­ни­ков пере­лом­ным моментом. 

Свя­той апо­стол Павел, или Савл (пер­вое имя апо­сто­ла еврей­ское, вто­рое ‒ латин­ское) родил­ся и полу­чил началь­ное обра­зо­ва­ние в кили­кий­ском горо­де Тар­се, сла­вив­шем­ся гре­че­ской ака­де­ми­ей и уче­но­стью сво­их жите­лей. Тарс в то вре­мя по уров­ню обра­зо­ва­ния при­рав­ни­вал­ся к Афи­нам или Алек­сан­дрии. Павел имел рим­ское граж­дан­ство со все­ми пра­ва­ми и при­ви­ле­ги­я­ми. Даль­ней­шее обу­че­ние он про­дол­жил в Иеру­са­ли­ме у зна­ме­ни­то­го учи­те­ля Гама­ли­и­ла, кото­рый, несмот­ря на свою при­над­леж­ность к пар­тии фари­се­ев, был чело­ве­ком, спо­соб­ным мыс­лить и выска­зы­вать­ся сме­ло и неза­ви­си­мо. Об этом мож­но судить по его зна­ме­ни­той речи в синед­ри­оне. Когда реша­лась участь апо­сто­лов за про­по­ведь Еван­ге­лия, Гама­ли­ил ска­зал сло­во, став­шее реша­ю­щим: гово­рю вам, отстань­те от людей сих и оставь­те их; ибо если это пред­при­я­тие и это дело ‒ от чело­ве­ков, то оно раз­ру­шит­ся, а если от Бога, то вы не може­те раз­ру­шить его; бере­ги­тесь, что­бы вам не ока­зать­ся и бого­про­тив­ни­ка­ми (Деян. 5:38–39). Щед­ро ода­рен­ный спо­соб­но­стя­ми, Савл пре­успе­вал в Иудей­стве более мно­гих сверст­ни­ков… будучи неуме­рен­ным рев­ни­те­лем оте­че­ских… пре­да­ний (Гал. 1:14). Вполне веро­ят­но, что он гото­вил­ся к долж­но­сти рав­ви­на и в испол­не­нии фари­сей­ско­го зако­на про­яв­лял поис­ти­не чудо­вищ­ную ревность.

После собы­тий Свя­той Пяти­де­сят­ни­цы, когда апо­сто­лы, испол­нив­шись Духа Свя­то­го, про­по­ве­до­ва­ли сло­во Божие, исце­ля­ли боль­ных и вос­кре­ша­ли мерт­вых, когда в Иеру­са­ли­ме стре­ми­тель­но раз­рас­та­лась хри­сти­ан­ская общи­на, тогда на свое страш­ное слу­же­ние выхо­дит моло­дой фари­сей Савл. С неве­ро­ят­ной реши­мо­стью он при­ни­ма­ет­ся за истреб­ле­ние хри­сти­ан. Пер­вой жерт­вой пал диа­кон Сте­фан. Разъ­ярен­ная тол­па выве­ла его из Иеру­са­ли­ма и поби­ла кам­ня­ми. Савл же одоб­рял уби­е­ние его. В те дни про­изо­шло вели­кое гоне­ние на цер­ковь в Иеру­са­ли­ме; и все, кро­ме Апо­сто­лов, рас­се­я­лись по раз­ным местам… (Деян. 8:1.) А Савл тер­зал цер­ковь, вхо­дя в домы и вла­ча муж­чин и жен­щин, отда­вал в тем­ни­цу (Деян. 8:3).

Цер­ковь нес­ла поте­ри, ужас и тре­пет застав­лял хри­сти­ан скры­вать­ся. Савл же, еще дыша угро­за­ми и убий­ством на уче­ни­ков Гос­по­да, при­шел к пер­во­свя­щен­ни­ку (Деян. 9:1), выпро­сил офи­ци­аль­ное раз­ре­ше­ние пре­сле­до­вать хри­сти­ан даже за пре­де­ла­ми Пале­сти­ны и отпра­вил­ся в Дамаск, узнав, что и там мно­го при­вер­жен­цев это­го ново­го, нена­вист­но­го ему уче­ния. Воору­жен­ный отряд дви­нул­ся к Дамас­ку. Каза­лось, Савла ничто не мог­ло оста­но­вить, ника­кая сила не была спо­соб­на заста­вить его пове­рить, что уче­ние Того, Кто умер на Кре­сте позор­ной смер­тью бег­ло­го раба, ‒ уче­ние Исти­ны. Никто. Толь­ко Бог!

Путе­ше­ствие в Дамаск пол­но­стью изме­ни­ло жизнь гонителя.

По дороге в Дамаск

«…И услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня?» (Деян. 9:4)

Отряд при­бли­жал­ся к Дамас­ку. Нещад­но пали­ло солн­це. Вда­ле­ке пока­за­лась город­ская сте­на. Там, в этом горо­де, в сина­го­гах, как смер­то­нос­ная зара­за, рас­про­стра­ня­ет­ся новое уче­ние о вос­крес­шем Иису­се из Гали­леи. Совсем ско­ро, думал Савл, он поедет этой же доро­гой назад, а впе­ре­ди отря­да на суд синед­ри­о­на в Иеру­са­лим пой­дут зако­ван­ные в узы хри­сти­ане. Так, веро­ят­но, раз­мыш­лял он. «…Вне­зап­но оси­ял его свет с неба. Он упал на зем­лю и услы­шал голос, гово­ря­щий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он ска­зал: кто Ты, Гос­по­ди? Гос­подь же ска­зал: Я Иисус, Кото­ро­го ты гонишь. Труд­но тебе идти про­тив рож­на. Он в тре­пе­те и ужа­се ска­зал: Гос­по­ди! что пове­лишь мне делать? и Гос­подь ска­зал ему: встань и иди в город; и ска­за­но будет тебе, что тебе надоб­но делать» (Деян. 9:4–6).

От сия­ния это­го Боже­ствен­но­го све­та Савл ослеп. Сопро­вож­да­ю­щие при­ве­ли его в Дамаск, где он от силь­ней­ше­го потря­се­ния пер­вые три дня ниче­го не ел и не пил. В Дамас­ке жил хри­сти­а­нин име­нем Ана­ния, кото­ро­му Гос­подь в виде­нии пове­лел пой­ти к Сав­лу и воз­ло­жить на него руки, что­бы он про­зрел. «Гос­по­ди! я слы­шал от мно­гих о сем чело­ве­ке, сколь­ко зла сде­лал он свя­тым Тво­им в Иеру­са­ли­ме» (Деян. 9:13), ‒ воз­ра­зил Ана­ния. Но Гос­подь ска­зал ему: «иди, ибо он есть Мой избран­ный сосуд, что­бы воз­ве­щать имя Мое перед наро­да­ми и царя­ми и сына­ми Изра­и­ле­вы­ми» (Деян. 9:15). Ана­ния пошел и сде­лал, как пове­лел ему Гос­подь. И тот­час как бы чешуя отпа­ла от глаз его (Савла), и вдруг он про­зрел; и, встав, кре­стил­ся (Деян. 9:18). Пла­мен­ный дух Савла не тер­пел без­дей­ствия, и он, уве­ро­вав во Хри­ста, с той реши­мо­стью и напо­ром, с кото­ры­ми ранее пре­сле­до­вал хри­сти­ан, стал про­по­ве­до­вать Еван­ге­лие в сина­го­гах. Теперь на осно­ва­нии Вет­хо­го Заве­та, в зна­нии кото­ро­го с ним мало кто мог срав­нить­ся, он учил, что Иисус Хри­стос и есть ожи­да­е­мый иуде­я­ми Мес­сия. Сила его сло­ва, осно­ван­ная на бле­стя­щем обра­зо­ва­нии и про­свя­щен­но­сти Духом Свя­тым, при­во­ди­ла иуде­ев в заме­ша­тель­ство. Они воз­не­на­ви­де­ли Савла как пре­да­те­ля и днем и ночью сте­рег­ли город­ские воро­та, что­бы без сви­де­те­лей рас­пра­вить­ся с ним, когда он вый­дет из горо­да. Но Савл, знав­ший о гро­зив­шей ему опас­но­сти, был спу­щен уче­ни­ка­ми в кор­зине с город­ской сте­ны и таким обра­зом избе­жал смерти.

О том, что про­изо­шло на дамас­ской доро­ге, повест­ву­ют Дея­ния (см.: Деян. 9:3–8). И сам апо­стол Павел не раз вспо­ми­нал это собы­тие. О сво­ем обра­ще­нии апо­стол рас­ска­жет на суде перед иудей­ским царем Агрип­пой (см.: Деян. 26:12–19) и в посла­нии к Гала­там (см.: Гал. 1:13–17). Поче­му исто­рия обра­ще­ния апо­сто­ла Пав­ла так важ­на? Пото­му что это откро­ве­ние лич­но­го опы­та обще­ния с Богом и откро­ве­ние надеж­ды. Еще доволь­но дол­гое вре­мя после того, как свя­той апо­стол Павел сде­лал­ся из гони­те­ля хри­сти­ан про­по­вед­ни­ком Хри­ста, мно­гие боя­лись его, не веря, что он уче­ник (Деян. 9:26). Дей­стви­тель­но, в это было слож­но пове­рить. Ведь и сам Павел не мог сна­ча­ла пове­рить в Гос­по­да Иису­са Хри­ста. И толь­ко Сам Гос­подь укре­пил его слав­ным явле­ни­ем на пути в Дамаск.

Путь Бога к серд­цу каж­до­го чело­ве­ка все­гда будет тай­ной, пото­му что нико­гда нель­зя узнать, где и когда кос­нет­ся чело­ве­че­ской души бла­го­дат­ная рука Божия. Не знал это­го и апо­стол Павел. Навер­ное, не будет ошиб­кой ска­зать, что он даже и не мог пред­по­ло­жить, Кого он встре­тит в сво­ем путешествии.

Дамас­ская доро­га ста­нет для свя­то­го апо­сто­ла Пав­ла доро­гой дли­ной в жизнь, ведь прак­ти­че­ски сра­зу после обра­ще­ния он нач­нет свои мис­си­о­нер­ские тру­ды про­по­ведь Сло­ва Божия языч­ни­кам. Спи­сок посе­щен­ных апо­сто­лом Пав­лом и его спо­движ­ни­ка­ми горо­дов тогдаш­ней Рим­ской импе­рии занял бы слиш­ком мно­го места. Обыч­но в учеб­ни­ках по Ново­му Заве­ту гово­рит­ся о трех круп­ных мис­си­о­нер­ских путе­ше­стви­ях апо­сто­ла Пав­ла, но это раз­де­ле­ние ско­рее услов­ность, вве­ден­ная иссле­до­ва­те­ля­ми жиз­ни вели­ко­го апо­сто­ла языч­ни­ков для удоб­ства изу­че­ния. Он путе­ше­ство­вал посто­ян­но, задер­жи­ва­ясь в раз­ных горо­дах на раз­ное вре­мя по мере необходимости.

Но пусть апо­стол Павел сам рас­ска­жет о том, что пере­жил во вре­мя про­по­ве­ди: «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти. От Иуде­ев пять раз дано мне было по соро­ка уда­ров без одно­го; три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был во глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков, в опас­но­стях от еди­но­пле­мен­ни­ков, в опас­но­стях от языч­ни­ков, в опас­но­стях в горо­де, в опас­но­стях в пустыне, в опас­но­стях на море, в опас­но­стях меж­ду лже­бра­ти­я­ми, в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те. Кро­ме посто­рон­них при­клю­че­ний, у меня еже­днев­но сте­че­ние людей, забо­та о всех церк­вах. Кто изне­мо­га­ет, с кем бы и я не изне­мо­гал? Кто соблаз­ня­ет­ся, за кого бы я не вос­пла­ме­нял­ся?» (2 Кор. 11:23–29). Все это пре­тер­пел апо­стол ради Гос­по­да Иису­са Хри­ста. Ведь, как сам он писал, в хри­сти­а­нине долж­ны быть те же чув­ство­ва­ния, какие и во Хри­сте Иису­се (Фил. 2:5). И если Гос­подь Иисус Хри­стос отдал Свою жизнь за жизнь все­го мира, то апо­стол Павел ‒ вер­ный уче­ник Хри­стов ‒ отдал Ему все­го себя.

В сло­вах апо­сто­ла нет ноток гор­де­ли­во­го пре­воз­но­ше­ния. Он не хва­лит­ся пере­не­сен­ны­ми стра­да­ни­я­ми и лише­ни­я­ми. Все это он при­нял как долж­ное. Един­ствен­ное, чем он может похва­лить­ся, ‒ это немощь: «Если долж­но мне хва­лить­ся, то буду хва­лить­ся немо­щью моею. Бог и Отец Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, бла­го­сло­вен­ный во веки, зна­ет, что я не лгу» (2 Кор. 11:30–31).

Сила благодати

Бла­го­дат­ная сила Божия, кос­нув­ша­я­ся Пав­ла на дамас­ской доро­ге, ‒ вот то, что укреп­ля­ло его. Апо­стол писал в посла­нии к хри­сти­а­нам древ­не­го Корин­фа: «Гос­подь ска­зал мне: «доволь­но для тебя бла­го­да­ти Моей, ибо сила Моя совер­ша­ет­ся в немо­щи». И пото­му я гораз­до охот­нее буду хва­лить­ся сво­и­ми немо­ща­ми, что­бы оби­та­ла во мне сила Хри­сто­ва» (2 Кор. 12:9). Бог вел апо­сто­ла Пав­ла на про­по­ведь, поэто­му и успех пав­ло­вой мис­сии ‒ дело бла­го­да­ти Божи­ей. Когда сре­ди коринф­ских хри­сти­ан воз­ник­ло раз­де­ле­ние (одни пре­воз­но­си­лись тем, что были обра­ще­ны про­по­ве­дью Пав­ла, дру­гие ‒ Апол­ло­са (о нем см.: Деян. 18:24–28), тре­тьи ‒ апо­сто­ла Пет­ра), свя­той апо­стол так уве­ще­вал враж­ду­ю­щих: «Кто Павел? кто Апол­лос? Они толь­ко слу­жи­те­ли, через кото­рых вы уве­ро­ва­ли, и при­том посколь­ку каж­до­му дал Гос­подь. Я наса­дил, Апол­лос поли­вал, но воз­рас­тил Бог; посе­му и насаж­да­ю­щий и поли­ва­ю­щий есть ничто, а все Бог воз­ра­ща­ю­щий» (1 Кор. 3:5–7). Поэто­му апо­стол при­зы­вал все­гда бла­го­да­рить за все Бога и Отца, во имя Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста, пови­ну­ясь друг дру­гу в стра­хе Божи­ем (Еф. 5:20–21) и делать все во имя Гос­по­да Иису­са Хри­ста (Кол. 3:17).

Посто­ян­ная бла­го­дар­ность Богу ‒ это то, что помо­га­ет нам почув­ство­вать при­сут­ствие бла­го­дат­ной силы Божи­ей в самих себе, помо­га­ет не пре­воз­но­сить­ся и не гор­дить­ся теми даро­ва­ни­я­ми, кото­рые дал нам Господь.

Послания апостола Павла

«…Но я более всех их потру­дил­ся: не я, впро­чем, а бла­го­дать Божия, кото­рая со мною» (1 Кор. 15:10)

Труд­но себе пред­ста­вить, как свя­той апо­стол Павел (он же и Савл), имея сла­бое здо­ро­вье, мог поне­сти такие тру­ды. Вся жизнь апо­сто­ла ста­ла под­твер­жде­ни­ем слов: «сила Божия в немо­щи совер­ша­ет­ся» (см. 2 Кор. 12:9). «Я гораз­до более был в тру­дах, без­мер­но в ранах, более в тем­ни­цах и мно­го­крат­но при смер­ти… три раза меня били пал­ка­ми, одна­жды кам­ня­ми поби­ва­ли, три раза я тер­пел кораб­ле­кру­ше­ние, ночь и день про­был в глу­бине мор­ской; мно­го раз был в путе­ше­стви­ях, в опас­но­стях на реках, в опас­но­стях от раз­бой­ни­ков… в тру­де и в изну­ре­нии, часто в бде­нии, в голо­де и жаж­де, часто в посте, на сту­же и в наго­те» (2 Кор. 11:23, 25–27), ‒ в нази­да­ние Корин­фя­нам вспо­ми­на­ет апо­стол Павел. Такие тру­ды и испы­та­ния невоз­мож­но пере­не­сти, опи­ра­ясь толь­ко на чело­ве­че­ские силы. Все успе­хи сво­ей про­по­вед­ни­че­ской дея­тель­но­сти апо­стол Павел при­пи­сы­ва­ет исклю­чи­тель­но дей­ствию Боже­ствен­ной бла­го­да­ти и ста­ра­ет­ся лишь о том, что­бы быть достой­ным Духа Святого.

Как уже было ска­за­но, апо­стол Павел явля­ет­ся авто­ром более поло­ви­ны книг, вхо­дя­щих в состав Ново­го Заве­та. Он напи­сал четыр­на­дцать посла­ний, кото­рые по важ­но­сти сво­е­го содер­жа­ния и высо­те бого­слов­ской мыс­ли неко­то­ры­ми име­ну­ют­ся «вто­рым Еван­ге­ли­ем». Каж­дое из этих посла­ний ‒ жем­чу­жи­на, насто­я­щее духов­ное сокро­ви­ще. В его тру­дах рас­кры­ва­ет­ся дог­ма­ти­че­ское и нрав­ствен­ное уче­ние Церк­ви. Бого­слов­ская глу­би­на его Посла­ний неред­ко при­во­ди­ла в заме­ша­тель­ство таких тол­ко­ва­те­лей Свя­щен­но­го Писа­ния, как Иоанн Зла­то­уст и Бла­жен­ный Авгу­стин. Исклю­чи­тель­но апо­сто­лу Пав­лу при­над­ле­жат выра­же­ния «совос­крес­нуть», «облечь­ся во Хри­ста», «совлечь­ся вет­хо­го человека».

Навер­ное, нет таких тем и вопро­сов, кото­рые не были затро­ну­ты апо­сто­лом. В чем-то все посла­ния похо­жи, одна и та же мысль может повто­рять­ся в раз­ных посла­ни­ях несколь­ко раз, но в то же вре­мя в каж­дом из Пав­ло­вых тек­стов есть в бук­валь­ном смыс­ле непо­вто­ри­мые места, кото­рые нель­зя пере­пу­тать ни с чем дру­гим. В посла­ни­ях апо­стол Павел обра­щал­ся к кон­крет­ным хри­сти­ан­ским общи­нам (рим­ля­нам, корин­фя­нам, гала­там и др.) и даже к отдель­ным людям (Титу, Тимо­фею, Фили­мо­ну). Но через всех сво­их адре­са­тов апо­стол гово­рит и со все­ми нами, совре­мен­ны­ми христианами.

Апо­стол радо­вал­ся и скор­бел, обли­чал и уве­ще­вал, настав­лял и укреп­лял. Как он сам писал: «Для всех я сде­лал­ся всем, что­бы спа­сти по край­ней мере неко­то­рых» (1 Кор. 9:22). Очень важ­но понять эти сло­ва пра­виль­но. Быть всем для всех ‒ не зна­чит ста­рать­ся уго­дить всем любы­ми спо­со­ба­ми. Апо­стол отда­вал все­го себя дру­гим, хотя и не наде­ял­ся, что все слу­ша­ю­щие при­мут его про­по­ведь, пото­му что это зави­сит уже не от него, но от Бога, перед Кото­рым свя­той Павел счи­тал себя ничем. Но имен­но поэто­му апо­стол Павел и пола­гал все свои силы для про­по­ве­ди. Ведь если Сам Бог дей­ству­ет через него, то нель­зя даже в малом дать сла­би­ну или отступить…

Смерть Апостола

«И Я пока­жу ему, сколь­ко он дол­жен постра­дать за имя Мое» (Деян. 9:16).

По пре­да­нию, неза­дол­го до сво­ей смер­ти апо­стол Павел про­по­ве­до­вал в Риме при дво­ре импе­ра­то­ра Неро­на и обра­тил к вере во Хри­ста его люби­мую налож­ни­цу. За это он был осуж­ден и, избе­жав, по мило­сти Божи­ей, каз­ни на арене цир­ка через рас­тер­за­ние хищ­ны­ми зве­ря­ми, был все же вверг­нут в узи­ли­ще так назы­ва­е­мые вто­рые узы, нахо­дясь в кото­рых, напи­сал в Ефес Вто­рое посла­ние к Тимо­фею, при­гла­шая его поспе­шить в Рим, на послед­нее сви­да­ние. Апо­стол Павел, види­мо, чув­ство­вал при­бли­же­ние смерти.

В то вре­мя в Рим­ской импе­рии было рас­про­стра­не­но четы­ре вида каз­ни: рас­пя­тие, сожже­ние зажи­во, рас­тер­за­ние дики­ми зве­ря­ми и усе­че­ние мечом. Пер­вый вид каз­ни пред­на­зна­чал­ся для рабов, вто­рой и тре­тий ‒ для сво­бод­но­го низ­ше­го сосло­вия, усе­че­ние мечом ‒ толь­ко для рим­ских граж­дан. После 9‑месячного пре­бы­ва­ния в тем­ни­це в 67 году в цар­ство­ва­ние импе­ра­то­ра Неро­на свя­той апо­стол Павел, как рим­ский граж­да­нин, за дело еван­гель­ской про­по­ве­ди при­нял муче­ни­че­скую кон­чи­ну через усе­че­ние мечом.

 

Свя­щен­ник Дио­ни­сий Каменщиков

Источ­ник: Газе­та «Пра­во­слав­ная вера» № 11 (415)

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки