Бесплодие
протоиерей Сергий Филимонов

Бесплодие

(9 голосов4.6 из 5)

Ста­ти­сти­ка назы­ва­ет ужа­са­ю­щие циф­ры: в Рос­сии каж­дая шестая супру­же­ская пара бес­плод­на. И для боль­шин­ства супру­гов отсут­ствие детей насто­я­щее горе. Свя­щен­ник и врач отец Сер­гий Фили­мо­нов делит­ся с чита­те­ля­ми сай­та сво­им опы­том и зна­ни­я­ми: в чем при­чи­ны бес­пло­дия, как их пре­одо­леть, и как отно­сить­ся к бес­пло­дию, как к про­кля­тию или как к воз­мож­но­сти реа­ли­зо­вать себя в дру­гом качестве?

Глава 1. Медицинские причины бесплодия в браке

(врач гине­ко­лог-эндо­кри­но­лог Ю. Ю. Торопкова)

Бес­пло­дие в бра­ке – одна из наи­бо­лее важ­ных и слож­ных меди­ко-соци­аль­ных про­блем. Доля бес­плод­ных бра­ков на тер­ри­то­рии Рос­сии колеб­лет­ся от 8 до 17,5% и в насто­я­щее вре­мя не име­ет тен­ден­ции к сни­же­нию. Есть реги­о­ны (в основ­ном мега­по­ли­сы), в кото­рых эта циф­ра дости­га­ет 24–29%, при этом уро­вень в 15% пред­став­ля­ет серьез­ную угро­зу для демографии.

Дру­ги­ми сло­ва­ми каж­дая 6–7 пара рос­си­ян (т.е. око­ло 7 млн.) за свой репро­дук­тив­ный пери­од (15–49 лет) встре­ча­ют­ся с про­бле­мой бесплодия.

Итак, бес­плод­ным счи­та­ет­ся брак, в кото­ром по тем или иным при­чи­нам, про­ис­хо­дя­щим в орга­низ­ме жен­щи­ны или муж­чи­ны, либо обо­их супру­гов, бере­мен­ность не насту­па­ет при регу­ляр­ной поло­вой жиз­ни без при­ме­не­ния каких-либо про­ти­во­за­ча­точ­ных средств в тече­ние 12 мес. при усло­вии дето­род­но­го воз­рас­та супругов.

При­ня­то раз­ли­чать: пер­вич­ное и вто­рич­ное бес­пло­дие, жен­ское и муж­ское. Пер­вич­ным у жен­щин назы­ва­ют бес­пло­дие, при кото­ром бере­мен­ность, не насту­па­ла ни разу от нача­ла поло­вой жиз­ни без предо­хра­не­ния; вто­рич­ным – бере­мен­ность в про­шлом насту­па­ла, но после это­го отсут­ству­ет в тече­ние 1 года регу­ляр­ной поло­вой жиз­ни без исполь­зо­ва­ния кон­тра­цеп­тив­ных средств.

Часто­та жен­ско­го бес­пло­дия колеб­лет­ся от 40 до 50 %, при этом раз­ли­ча­ют 3 основ­ные груп­пы причин:

Эндо­крин­ные (35–40%). Эндо­крин­ные фор­мы бес­пло­дия все­гда свя­за­ны с нару­ше­ни­ем про­цес­са ову­ля­ции (созре­ва­ния и выхо­да из яич­ни­ка яйце­клет­ки) и часто сопро­вож­да­ют­ся нару­ше­ни­ем мен­стру­аль­ной функции;
Трубно–перинатальные (30–74%). С амая частая, самая изу­чен­ная и наи­бо­лее труд­ная для кор­рек­ции фор­ма бес­пло­дия. В дан­ной груп­пе боль­ных явля­ют­ся ана­то­мо-функ­ци­о­наль­ные нару­ше­ния маточ­ных труб, когда затруд­не­но (или невоз­мож­но) про­дви­же­ние яйце­клет­ки до места ее при­креп­ле­ния (имплан­та­ции) в полость мат­ки. Такие состо­я­ния неред­ки после пере­не­сен­ных вос­па­ли­тель­ных забо­ле­ва­ний орга­нов мало­го таза, абор­тов и др. внут­ри­ма­точ­ных вме­ша­тельств, опе­ра­ций, в т.ч. и гине­ко­ло­ги­че­ских, после кото­рых уве­ли­чи­ва­ет­ся риск обра­зо­ва­ния спа­еч­но­го про­цес­са в малом тазу.
Гине­ко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния (1,5–28%). Чаще все­го основ­ной при­чи­ной в этой груп­пе явля­ет­ся гени­таль­ный эндо­мет­ри­оз – серьез­ное забо­ле­ва­ние, тре­бу­ю­щее дли­тель­но­го и настой­чи­во­го лечения.
Выде­ля­ют так­же: абсо­лют­ное жен­ское бес­пло­дие, когда воз­мож­ность бере­мен­но­сти пол­но­стью исклю­че­на (отсут­ствие мат­ки, яич­ни­ков, ано­ма­лии раз­ви­тия поло­вых орга­нов), и так назы­ва­е­мое необъ­яс­ни­мое бес­пло­дие (4,8–7,6%), при­чи­ну кото­ро­го при­ме­ня­е­мы­ми в насто­я­щее вре­мя мето­да­ми иссле­до­ва­ния уста­но­вить не удается.

Тер­мин «отно­си­тель­ное бес­пло­дие» при­ме­ня­ют, когда жен­щи на и муж­чи­на спо­соб­ны иметь детей каж­дый по отдель­но­сти вне бра­ка, но при дли­тель­ной сов­мест­ной жиз­ни их брак бес­пло­ден. В послед­ние годы все боль­шее вни­ма­ние уде­ля­ет­ся про­бле­ме муж­ско­го бес­пло­дия, часто­та кото­ро­го в бес­плод­ных бра­ках так­же дости­га­ет 40–50%, а в соче­та­нии с бес­пло­ди­ем у жены – 1520%.

Муж­ское бес­пло­дие – это неспо­соб­ность поло­вых кле­ток зре­ло­го муж­ско­го орга­низ­ма к опло­до­тво­ре­нию. Раз­ли­ча­ют сек­ре­тор­ное (свя­зан­ное с нару­ше­ни­ем про­цес­са спер­ма­то­ге­не­за) и экс­кре­тор­ное (воз­ни­ка­ю­щее при нару­ше­нии выде­ле­ния спер­мы) бесплодие.

В свя­зи с тем, что часто­та жен­ских и муж­ских фак­то­ров бес­пло­дия оди­на­ко­во, а каж­дая чет­вер­тая супру­же­ская пара име­ет соче­та­ние несколь­ких фак­то­ров, обсле­до­ва­ние начи­на­ют почти все­гда с сов­мест­ной бесе­ды с супру­же­ской парой для исклю­че­ния пси­хо-сек­су­аль­ных и ятро­ген­ных при­чин и оцен­ки состо­я­ния сома­ти­че­ско­го здо­ро­вья обо­их супру­гов. Рабо­та с супру­же­ской парой поз­во­ля­ет наме­тить общий план обсле­до­ва­ния и после­до­ва­тель­ность диа­гно­сти­че­ских про­це­дур. В даль­ней­шем обсле­до­ва­ние про­во­дят гине­ко­лог и анд­ро­лог параллельно.

В кли­ни­че­ской прак­ти­ке обсле­до­ва­ние бес­плод­ных пар все­гда начи­на­ет­ся с муж­чин. Если по резуль­та­там иссле­до­ва­ния спер­мы (спер­мо­грам­мы) пато­ло­гии не выяв­ле­но, то дру­гих иссле­до­ва­ний у муж­чин не про­во­дят; если выяв­ле­ны про­бле­мы, то пока­за­но пол­ное обсле­до­ва­ние и лече­ние с уча­сти­ем, неред­ко, мно­гих спе­ци­а­ли­стов: уро­ло­га, эндо­кри­но­ло­га, хирур­га, анд­ро­ло­га, ино­гда – сек­со­па­то­ло­га. Бес­пло­дие у муж­чин воз­ни­ка­ет в резуль­та­те раз­но­об­раз­ных пато­ло­ги­че­ских про­цес­сов в орга­низ­ме, ока­зы­ва­ю­щих отри­ца­тель­ное воз­дей­ствие на внут­рен­ние орга­ны, эндо­крин­ные желе­зы, цен­траль­ную нерв­ную систе­му. Нель­зя не учи­ты­вать и уве­ли­че­ние рас­про­стра­нен­но­сти ано­ма­лий раз­ви­тия поло­вых орга­нов и часто­ты инфек­ци­он­но-вос­па­ли­тель­ных забо­ле­ва­ний, вли­я­ние вред­ных фак­то­ров окру­жа­ю­щей сре­ды, урба­ни­за­цию, широ­кое и бес­кон­троль­ное при­ме­не­ние лекар­ствен­ных средств, аллер­ги­за­цию населения.

Поэто­му наи­бо­лее оправ­дан­ным в лече­нии муж­ско­го бес­пло дия явля­ет­ся обсле­до­ва­ние в круп­ных спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных цен­трах с уча­сти­ем несколь­ких спе­ци­а­ли­стов и про­ве­де­ние ком­плекс­ной, этап­ной, инди­ви­ду­аль­но подо­бран­ной тера­пии, где каж­дый этап после­до­ва­те­лен, чет­ко огра­ни­чен во вре­ме­ни и направ­лен на выпол­не­ние кон­крет­ной задачи.

Для жен­щин наи­бо­лее важ­ны­ми и диа­гно­сти­че­ски зна­чи­мы­ми мето­да­ми обсле­до­ва­ния явля­ют­ся оцен­ка ову­ля­ции и про­хо­ди­мо­сти маточ­ных труб. Для это­го вра­чом цен­тра может про­во­дить­ся ряд иссле­до­ва­ний, например:

оцен­ка кро­ви на гор­мо­наль­ный про­филь. Опре­де­ля­ют уро­вень 6–7 гор­мо­нов в плаз­ме кро­ви, взя­тых в опре­де­лен­ный день мен­стру­аль­но­го цик­ла; ино­гда про­во­дят гор­мо­наль­ные пробы;
уль­тра­зву­ко­вой мони­то­ринг ову­ля­ции. Этот метод поз­во­ля­ет непо­сред­ствен­но наблю­дать рост фол­лик ула в яйце­клет­ке яич­ни­ка жен­щи­ны и сте­пень готов­но­сти внут­рен­ней сли­зи­стой обо­лоч­ки мат­ки при­нять опло­до­тво­рен­ную яйцеклетку;
про­вер­ка про­хо­ди­мо­сти и харак­те­ри­сти­ка внут­рен­не­го про­све­та маточ­ных труб с помо­щью рент­ге­но­ло­ги­че­ско­го или уль­тра­зву­ко­во­го метода.
В ряде слу­ча­ев для выяв­ле­ния при­чин бес­пло­дия может потре­бо­вать­ся УЗИ щито­вид­ной и молоч­ных желез, рент­ге­но­гра­фи­че­ское или ком­пью­тер­ное обсле­до­ва­ние чере­па, кон­суль­та­ции вра­чей смеж­ных спе­ци­аль­но­стей и даже медико–генетическое консультирование.

В насто­я­щее вре­мя на зак лючи­тель­ном эта­пе обсле­до­ва­ния при жен­ском бес­пло­дии про­во­дят эндо­ско­пи­че­ские мето­ды диа­гно­сти­ки: лапа­ро­ско­пию и (или) гисте­ро­ско­пию. Без при­ме­не­ния этих мето­дов при­чи­ну бес­пло­дия в бра­ке счи­та­ют неуста­нов­лен­ной. Кро­ме того, лапа­ро­ско­пия явля­ет­ся не толь­ко заклю­чи­тель­ным эта­пом диа­гно­сти­ки, но и пер­вым эта­пом лече­ния жен­ско­го бесплодия.

Эндо­ско­пи­че­ские тех­но­ло­гии поз­во­ля­ют про­во­дить мало­трав­ма­тич­ную мик­ро­хи­рур­ги­че­скую кор­рек­цию выяв­лен­ных изме­не­ний орга­нов мало­го таза – раз­де­ле­ния спа­ек, вос­ста­нов­ле­ние про­хо­ди­мо­сти маточ­ных труб, коа­гу­ля­цию оча­гов эндо­мет­ри­оза, уда­ле­ния ново­об­раз ова­ний яич­ни­ков, хирур­ги­че­ское лече­ние неко­то­рых забо­ле­ва­ний мат­ки – без после­ду­ю­ще­го выра­жен­но­го спа­еч­но­го процесса.

В заклю­че­ние необ­хо­ди­мо отме­тить, что после­до­ва­тель­ная оцен­ка всех зве­ньев слож­ной репро­дук­тив­ной систе­мы муж­чи­ны и жен­щи­ны – необ­хо­ди­мое усло­вие для поста­нов­ки пра­виль­но­го диа­гно­за, при этом набор диа­гно­сти­че­ских при­е­мов зави­сит от кли­ни­че­ской кар­ти­ны кон­крет­но­го забо­ле­ва­ния и стро­го инди­ви­дуа­лен для каж­дой супру­же­ской пары. При невоз­мож­но­сти свое­вре­мен­но и быст­ро про­ве­сти пол­ное кли­ни­че­ское и лабо­ра­тор­ное обсле­до­ва­ние необ­хо­ди­мо вовре­мя напра­вить супру­жеск ую пару в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ное лечеб­ное учре­жде­ние для окон­ча­тель­ной поста­нов­ки диа­гно­за, пом­ня, что затя­ги­ва­ние обсле­до­ва­ния сни­жа­ет надеж­ды на успех в вос­ста­нов­ле­нии репро­дук­тив­ной функции.

В нашем реги­оне вопро­са­ми бес­пло­дия зани­ма­ют­ся 5 круп­ных центров:

рос­сий­ско-фин­ская кли­ни­ка «Ava–Peter» (Нев­ский пр., д. 22–24, т. 325–92–72, 312–30–65),
кли­ни­ка репро­дук­тив­ной меди­ци­ны при инсти­ту­те аку­шер­ства и гине­ко­ло­гии им. Д.О. Отта;
кли­ни­ка «Ави­цен­на» в г. Пушкин;
центр по лече­нию бес­пло­дия при Военно–медицинской академии;
центр по лече­нию бес­пло­дия при Военно–медицинской ака­де­мии в Сест­ро­рец­ком р‑не гор. С‑Петербург.
Кро­ме того, во мно­гих жен­ских кон­суль­та­ци­ях рабо­та­ют каби­не­ты гинеколога-эндокринолога.

Глава 2. Бесплодие – медицинские и духовные причины

Отец Сер­гий, рас­ска­жи­те, пожа­луй­ста, о при­чи­нах бесплодия.

Суще­ству­ют меди­цин­ские и духов­ные при­чи­ны бес­пло­дия. Если гово­рить о меди­цин­ских при­чи­нах, то насчи­ты­ва­ет­ся око­ло 30 забо­ле­ва­ний, при кото­рых воз­мож­но бес­пло­дие. Раз­лич­ные меди­цин­ские цен­тры и инсти­ту­ты кон­суль­ти­ру­ют людей по повод у про­бле­мы без­дет­но­сти. Супру­ги сда­ют соот­вет­ству­ю­щие меди­цин­ские ана­ли­зы, по резуль­та­там кото­рых опре­де­ля­ют, какая из сто­рон супру­же­ской пары явля­ет­ся при­чи­ной того, что в семье не может родить­ся ребе­нок. Когда выяс­не­но, какая сто­ро­на явля­ет­ся сла­бой в отно­ше­нии рож­де­ния детей, тогда обслед уют супру­га с «низ­ки­ми воз­мож­но­стя­ми» для дето­рож­де­ния на пред­мет раз­лич­ных забо­ле­ва­ний, преж­де все­го хро­ни­че­ских забо­ле­ва­ний поло­вой сфе­ры, кото­рые могут являть­ся пре­пят­стви­ем для нор­маль­но­го дето­рож­де­ния. Спе­ци­а­ли­ста­ми, кото­рые зани­ма­ют­ся лече­ни­ем бес­пло­дия у муж­чин, явля­ют­ся анд­ро­ло­ги, уро­ло­ги, у жен­щин – гинекологи.

После соот­вет­ству­ю­ще­го обсле­до­ва­ния про­во­дит­ся лече­ние – кон­сер­ва­тив­ное или хирур­ги­че­ское, если это необ­хо­ди­мо. Напри­мер, при спа­еч­ных про­цес­сах в обла­сти маточ­ных труб или при пло­хой их про­хо­ди­мо­сти воз­мож­но ул учше­ние послед­ней как кон­сер­ва­тив­ны­ми мето­да­ми, так и с помо­щью хирур­ги­че­ских мето­дов – уда­ле­ния спа­ек в обла­сти маточ­ных труб в опре­де­лен­ное вре­мя, когда дето­рож­де­ние мак­си­маль­но воз­мож­но. То есть тре­бу­ет­ся кро­пот­ли­вая рабо­та вра­ча с каж­дой семей­ной парой.

В сред­ствах мас­со­вой инфор­ма­ции мно­го рас­ска­зы­ва­ет­ся о мето­дах искус­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния. Мож­но ли к ним при­бе­гать, если лече­ние ока­зы­ва­ет­ся неэффективным?

Суще­ству­ют раз­лич­ные мето­ди­ки искус­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния. По нашим цер­ков­ным кано­нам, по мате­ри­а­лам Юби­лей­но­го Архи­ерей­ско­го собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 года, они не явля­ют­ся допу­сти­мы­ми. Един­ствен­ной допу­сти­мой мето­ди­кой явля­ет­ся так назы­ва­е­мый «метод есте­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния», при кото­ром семя мужа, пол учен­ное во вре­мя супру­же­ских вза­и­мо­от­но­ше­ний, вво­дит­ся вра­чом в область устья мат­ки. Таким обра­зом, опло­до­тво­ре­ние яйце­клет­ки про­ис­хо­дит после есте­ствен­ных отно­ше­ний межу мужем и женой, кро­ме того, при таком мето­де не нару­ша­ет­ся целост­ность семей­но­го сою­за, так как исполь­зу­ют­ся толь­ко поло­вые клет­ки обо­их супру­гов. В слу­чае, когда в про­цесс дето­рож­де­ния вме­ши­ва­ет­ся тре­тья сто­ро­на, напри­мер, если для искус­ствен­но­го опло­до­тво­ре­ния исполь­зу­ет­ся семя доно­ра, вно­сит­ся эле­мент гре­хов­но­сти… Внешне, каза­лось бы, фак­та изме­ны нет, одна­ко, в семью вно­сит­ся чуже­род­ный эле­мент. Это рав­но­силь­но тому, как если бы жен­щи­на ради рож­де­ния ребен­ка всту­пи­ла в неза­кон­ные супру­же­ские отно­ше­ния с посто­рон­ним муж­чи­ной. Хотя физи­че­ской состав­ля­ю­щей гре­хов­ных отно­ше­ний здесь нет, в то же вре­мя в яйце­клетк у жен­щи­ны вно­сит­ся гене­ти­че­ский мате­ри­ал чужо­го чело­ве­ка, т. е. полу­ча­ет­ся блуд­ное сои­тие при помо­щи меди­цин­ской тех­но­ло­гии. Суще­ству­ет целый ряд мето­дик тако­го вида иск усствен­но­го опло­до­тво­ре­ния, когда вме­ши­ва­ет­ся тре­тья сто­ро­на. При неко­то­рых из них исполь­зу­ет­ся донор­ская яйце­клет­ка чужой жен­щи­ны, кото­рая после опло­до­тво­ре­ния семе­нем мужа под­са­жи­ва­ет­ся в мат­ку. Такие мето­ди­ки так­же недо­пу­сти­мы, так как при этом в семью втор­га­ет­ся чуже­род­ный эле­мент. Есть даже такой пси­хо­ло­ги­че­ский фено­мен, когда жен­щи­на, кото­рой под­са­же­на такая яйце­клет­ка, ощу­ща­ет что-то чужое в сво­ем теле, несвой­ствен­ное ей.

Рас­ска­жи­те, пожа­луй­ста, о мето­де экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния. Как сле­ду­ет отно­сить­ся к нему пра­во­слав­но­му человеку?

Мето­ды экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния не бла­го­слов­ля­ют­ся цер­ко­вью, так как при этом так­же исполь­зу­ет­ся гене­ти­че­ски чуже­род­ный мате­ри­ал, то есть про­ис­хо­дит нару­ше­ние целост­но­сти семей­но-супру­же­ско­го сою­за. Кро­ме того, донор­ское семя, исполь­зу­е­мое в этих мето­ди­ках, полу­ча­ют иск усствен­ным путем, а не в резуль­та­те есте­ствен­ных супру­же­ских отно­ше­ний. Важ­но так­же то, что при при­ме­не­нии экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния отсут­ству­ет физи­че­ское соеди­не­ние муж­чи­ны и жен­щи­ны, поэто­му тай­на дето­рож­де­ния выно­сит­ся за пре­де­лы чело­ве­че­ско­го тела. Не про­ис­хо­дит акта даре­ния супру­гов друг дру­гу, необ­хо­ди­мо­го для рож­де­ния новой жиз­ни. Жизнь рож­да­ет­ся в про­бир­ке. Что про­ис­хо­дит в этот момент с эмбри­о­ном, нахо­дя­щим­ся вне тела мате­ри, каким физи­че­ским забо­ле­ва­ни­ям он будет под­вер­жен, как воз­дей­ству­ют на него пад­шие духи – это боль­шой вопрос. Одна из серьез­ных про­блем экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния заклю­ча­ет­ся в том, что в ряде цен­тров при осу­ществ­ле­нии этой мето­ди­ки про­из­во­дят­ся так назы­ва­е­мые лиш­ние опло­до­тво­рен­ные клет­ки, уже явля­ю­щи­е­ся новой жиз­нью. Эти клет­ки реду­ци­ру­ют, т. е. уби­ва­ют. Это зна­чит, что если были опло­до­тво­ре­ны четы­ре яйце­клет­ки, а жен­щи­на хочет толь­ко одно­го ребен­ка, ей будет под­са­же­на толь­ко одна яйцек лет­ка. Что делать с осталь­ны­ми тре­мя эмбри­о­на­ми? Их воз­мож­но замо­ро­зить или ред уци­ро­вать. Таким обра­зом, ребе­нок появ­ля­ет­ся на свет за счет одно­вре­мен­но­го убий­ства двух или трех неро­див­ших­ся бра­тьев и сестер. Жизнь одно­го за счет смер­ти дру­го­го счи­та­ет­ся цер­ко­вью непри­ем­ле­мой. Поэто­му все виды экс­тра­кор­по­раль­но­го опло­до­тво­ре­ния Цер­ко­вью не бла­го­слов­ля­ют­ся. Это утвер­жде­но в мате­ри­а­лах Юби­лей­но­го Архи­ерей­ско­го собо­ра Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 2000 года, в гла­ве 12 «Про­бле­мы био­э­ти­ки». Там доста­точ­но подроб­но рас­смат­ри­ва­ют­ся вопро­сы раз­лич­но­го рода пре­одо­ле­ния бес­пло­дия, рас­ска­зы­ва­ет­ся как нуж­но посту­пать супру­гам в слу­чае, если у них нет детей.

Какие при­чи­ны духов­но­го харак­те­ра могут при­ве­сти к бесплодию?

При­чин может быть мно­го. Поста­ра­юсь пере­чис­лить основ­ные. Я буду опи­рать­ся на тру­ды стар­ца Паи­сия Свя­то­гор­ца, кото­рый в 4 томе, назы­ва­е­мом «С емей­ная жизнь», отве­ча­ет на вопро­сы по пово­ду рож­де­ния детей, труд­но­стей дето­рож­де­ния и про­бле­мы бес­пло­дия. На вопрос, поче­му у тех или иных жен­щин раз­ви­ва­ет­ся бес­пло­дие ста­рец Паи­сий отве­ча­ет след ующим обра­зом: «Неко­то­рые бес­плод­ные жен­щи­ны не всту­пи­ли в брак тогда, когда это нуж­но было сде­лать, и поэто­му сей­час по отно­ше­нию к ним дей­ствую духов­ные з ако­ны. Неко­то­рые при­ве­ред­ли­вые девуш­ки начи­на­ют выби­рать жени­хов: «Нет, этот мне не нра­вит­ся, а тот мне не по вку­су». Пообе­щав пар­ню вый­ти за него замуж, такая девуш­ка одно­вре­мен­но гля­дит и на дру­го­го, потом гово­рит пер­во­му «нет», и он хочет покон­чить жизнь само­убий­ством, вме­сто того что­бы посчи­тать бла­го­сло­ве­ни­ем то, что она обма­ну­ла его еще, по край­ней мере, до того, как они поже­ни­лись, а не после. Э‑э, ну какую семью создаст такая девуш­ка? А есть жен­щи­ны, кото­рые бес­плод­ны пото­му, что в юно­сти они жили бес­по­ря­доч­ной гре­хов­ной жиз­нью. Есть и такие, при­чи­на бес­пло­дия кото­рых – в дур­ном пита­нии, пото­му что мно­гие про­дук­ты содер­жат в себе целую кучу хими­ка­тов и гормонов».

По пово­ду деву­шек, кото­рые ведут бес­по­ря­доч­ную поло­вую жизнь мож­но заме­тить, что в таких слу­ча­ях есть две состав­ля­ю­щие, кото­рые могут при­ве­сти к бес­пло­дию – меди­цин­ская и духов­ная. У жен­щин при подоб­ном обра­зе жиз­ни очень вели­ка веро­ят­ность раз­ви­тия раз­лич­ных инфек­ций, кото­рые могут при­во­дить к раз­лич­ным хро­ни­че­ским забо­ле­ва­ни­ям поло­вой сфе­ры, что вле­чет за собой неспо­соб­ность к дето­рож­де­нию. Духов­ная состав­ля­ю­щая заклю­ча­ет­ся в том, что Гос­подь может попу­стить такой девуш­ке за ее жела­ние «нагу­лять­ся» (т. е. мак­си­маль­но удо­вле­тво­рить свою похоть) нака­за­ние и не подать детей за такую раз­врат­ную жизнь.

Сле­ду­ю­щая при­чи­на, кото­рую отме­ча­ет ста­рец Паи­сий: «Есть и такие супру­же­ские пары, кото­рые хотят иметь ребен­ка сра­зу, как толь­ко поже­нят­ся. А если рож­де­ние ребен­ка задер­жи­ва­ет­ся, то они начи­на­ют тре­во­жить­ся и бес­по­ко­ить­ся. Как же они родят ребен­ка, если сами пол­ны бес­по­койс тва и душев­ной тре­во­ги? Они родят ребен­ка тогда, когда изго­нят из себя бес­по­кой­ство и душев­ную тре­во­гу и напра­вят свою жизнь по пра­виль­ной духов­ной колее.

Ино­гда Бог созна­тель­но мед­лит и не дает какой-то супру­же­ской паре детей. Погля­ди­те: ведь и Свя­тым Бого­от­цам Иоаки­му и Анне, и Свя­тым Про­ро­ку Заха­рию и Ели­за­ве­те Он дал ребен­ка в ста­ро­сти, дабы испол­нить свой пред­веч­ный план о спа­се­нии людей.

Супру­ги все­гда долж­ны быть гото­вы при­нять в свою жизнь волю Божию. Бог не остав­ля­ет чело­ве­ка, кото­рый с дове­ри­ем вру­ча­ет себя Ему. Мы не дела­ем ниче­го, а сколь­ко дела­ет для нас Бог! Со сколь­кой любо­вью и щед­ро­стью Он дает нам все! Раз­ве есть что-то такое, что будет Богу не под силу?…

Рож­де­ние детей зави­сит не толь­ко от чело­ве­ка. Оно зави­сит и от Бога. Видя, что у супру­гов, испы­ты­ва­ю­щих затруд­не­ния в свя­зи с рож­де­ни­ем детей, есть сми­ре­ние, Бог может не толь­ко дать им ребен­ка, но и сде­лать их мно­го­дет­ны­ми. Одна­ко, видя в супру­гах настыр­ность и эго­изм [Бог не испол­ня­ет их жела­ния, пото­му что], испол­нив их про­ше­ние о рож­де­нии детей, Он удо­вле­тво­рит их настыр­ность и эго­изм. Супру­ги долж­ны все­це­ло пре­дать себя Богу. Они долж­ны ска­зать: «Боже мой, Ты печешь­ся о нашем бла­ге, «да будет воля Твоя» (Мф. 6:10)». В этом слу­чае их про­ше­ние испол­нит­ся. Ведь воля Божия испол­ня­ет­ся в том слу­чае, когда мы гово­рим «да будет воля Твоя» и с дове­ри­ем к Богу вве­ря­ем себя Ему. Но мы, хотя и гово­рим «да будет воля Твоя», одно­вре­мен­но наста­и­ва­ем на нашей соб­ствен­ной воле. Ну а что может сде­лать для нас Бог в этом случае?»

Сле­ду­ю­щей при­чи­ной бес­пло­дия может быть так­же эго­изм роди­те­лей, но про­яв­ля­е­мый про­ти­во­по­лож­ным обра­зом, когда моло­дая семья оття­ги­ва­ет рож­де­ние ребен­ка, рас­суж­дая, что дети – это забо­та, и что сна­ча­ла надо доучить­ся, встать на ноги, зара­бо­тать на квар­ти­ру, постро­ить дачу, купить маши­ну и вот тогда мож­но будет заве­сти ребен­ка (не «Бог даст ребен­ка», а имен­но «заве­дем», как кош­ку или соба­ку). Когда Гос­подь видит такое отно­ше­ние к бла­го­сло­ве­нию Божию на дето­рож­де­ние, пре­не­бре­же­ние к запо­ве­ди «Пло­ди­тесь и раз­мно­жай­тесь», то по про­ше­ствии неко­то­ро­го сро­ка, когда у семьи уже есть все – и квар­ти­ра, и маши­на, и рабо­та, Он не пода­ет детей. И кро­ме кошек и собак такая семья заве­сти уже ниче­го не может. Хотя с меди­цин­ской сто­ро­ны пре­пят­ствий для это­го ника­ких нет.

Ста­рец Паи­сий выде­ля­ет еще две воз­мож­ные при­чи­ны бес­пло­дия. «Мно­гим людям Бог не дает детей, для того что­бы, воз­лю­бив детей все­го мира как сво­их соб­ствен­ных, эти люди помог­ли их духов­но­му воз­рож­де­нию». Ста­рец Паи­сий при­во­дит сле­ду­ю­щий при­мер: «Один чело­век не имел детей, но, когда он выхо­дил из дома, дети из сосед­ских домов сбе­га­лись к нему и с любо­вью окру­жа­ли его. Они не дава­ли ему идти на рабо­ту. Види­те: Бог не дал это­му чело­ве­ку сво­их детей, но Он дал ему бла­го­сло­ве­ние, что­бы все сосед­ские дети люби­ли его как отца, а он помо­гал им духов­но. Суды Божии – это бездна».

«А в дру­гих слу­ча­ях Бог не дает супру­гам детей, что­бы при стро­ить какую-нибудь сирот­ку». Ста­рец Паи­сий рас­ска­зы­ва­ет об одном сво­ем зна­ко­мом хри­сти­а­нине – адво­ка­те, чело­ве­ке духов­ной жиз­ни. Одна­жды ста­рец оста­но­вил­ся у него на денек пого­стить и позна­ко­мил­ся и с его супру­гой, так­же веду­щей бла­го­че­сти­вую жизнь, помо­га­ю­щей мно­гим бед­ным детям. Она пожа­ло­ва­лась на то, что Гос­подь не дает ей детей, на что ста­рец Паи­сий ей отве­тил с уко­ром: «У тебя, сест­ра, более пяти­сот детей. И ты еще жалу­ешь­ся? Хри­стос видел твое бла­гое про­из­во­ле­ние. И он воз­даст тебе за него. Сей­час, помо­гая д ухов­но­му воз­рож­де­нию столь­ких детей, ты явля­ешь­ся мате­рью луч­шей, чем мно­гие дру­гие. Ты остав­ля­ешь поза­ди всех мно­го­дет­ных мате­рей! И та мзда, кото­рую ты полу­чишь, тоже будет мно­го боль­шей, пото­му что, воз­рож­да­ясь духов­но, дети духов­но обес­пе­чи­ва­ют свое буду­щее в веч­ной жизни».

Быва­ет так, что Гос­подь не пода­ет семье детей не как нака зание, а как осо­бый про­мы­сел, что­бы через этих людей пол учил помощь какой-нибудь несчаст­ный ребе­нок, остав­лен­ный сво­и­ми родителями.

Суще­ству­ют и дру­гие при­чи­ны бес­пло­дия. К ним мож­но отне­сти так назы­ва­е­мые родо­вые про­кля­тия – когда мать или отец про­кли­на­ют сво­их детей. Ино­гда, когда дети доку­ча­ют сво­им роди­те­лям, те вме­сто сво­е­го роди­тель­ско­го бла­го­сло­ве­ния посы­ла­ют детям уко­ры, кото­рые могут «сра­бо­тать» как про­кля­тия. Напри­мер, когда мать гово­рит сво­им доче­рям: «Чтоб вам пусто было» или посы­ла­ет их к нечи­стой силе. Ста­рец Паи­сий так­же при­во­дит подоб­ный при­мер. Когда такая мать затем пока­я­лась в сво­их про­кля­ти­ях, жизнь доче­рей устро­и­лась и Гос­подь подал им детей.

Суще­ству­ют так­же «родо­вые» гре­хи про­тив Бога и про­тив ближ­не­го, когда Гос­подь нака­зы­ва­ет бес­пло­ди­ем з а гре­хи, совер­шен­ные про­тив Него. Напри­мер, если кто-то рушил хра­мы, сни­мал кре­сты, резал ико­ны, сме­ял­ся над Цер­ко­вью, Гос­подь может через поко­ле­ние послать бес­пло­дие в семью до тех пор, пока у людей не про­изой­дет осо­зна­ние и зама­ли­ва­ние это­го гре­ха. Мне изве­стен слу­чай, когда свя­щен­ник после рево­лю­ции отрек­ся от сво­е­го сана и з атем так и умер без пока­я­ния. В сле­ду­ю­щих поко­ле­ни­ях в этой семье нико­гда не было маль­чи­ков, а если они и рож­да­лись, то потом уми­ра­ли, не дожив до взрос­ло­го воз­рас­та. Извест­ны слу­чаи, когда в 30‑х годах детей застав­ля­ли отре­кать­ся т сво­их роди­те­лей при­на­род­но, в рабо­чем кол­лек­ти­ве, в инсти­ту­те. Тако­го рода гре­хи про­тив Бога, осквер­не­ние Церк­ви, бого­хуль­ство, отре­че­ние от роди­те­лей неред­ко ска­зы­ва­ют­ся на сле­ду­ю­щем поко­ле­нии или через поко­ле­ние – на ком-то из вну­ков. Ино­гда люди совер­ша­ют гре­хи про­тив ближ­не­го – выка­пы­ва­ют могиль­ные пли­ты и стро­ят из них свой дом или совер­ша­ют дру­гие кощун­ствен­ные поступки.

Воз­мож­но ли отсут­ствие детей из-за тако­го явле­ния, кото­рое неко­то­рые люди назы­ва­ют «пор­чей» или «сгла­зом»?

Конеч­но, «пор­ча», «сглаз» – это не цер­ков­ные поня­тия. Но неко­то­рые исполь­зу­ют такую тер­ми­но­ло­гию. Под этим сле­ду­ет пони­мать зависть, кото­рую ино­гда име­ют неко­то­рые злые люди. Напри­мер, такое может слу­чить­ся если одна жен­щи­на зави­ду­ет дру­гой – кра­си­вой, мате­ри­аль­но бла­го­по­луч­ной, вышед­шей замуж и счаст­ли­вой в бра­ке. По зави­сти может полу­чить­ся так, что у этой жен­щи­ны будет все, но деток рож­дать она не будет. Быва­ют такие слу­чаи, когда по гор­до­сти Гос­подь может лишить жен­щи­ну ребен­ка, если она насме­ха­ет­ся над дру­гой, боле несчаст­ной, лишен­ной сча­стья мате­рин­ства. Гос­подь может лишить насмеш­ни­цу ее ребен­ка и затво­рить чре­во так, что она сама боль­ше не смо­жет иметь детей по сво­ей гор­до­сти и пре­воз­но­ше­нии над ближним.

Бес­пло­дие может быть посла­но и как испы­та­ние веры чело­ве­ка. В мате­ри­а­лах Юби­лей­но­го Архи­ерей­ско­го собо­ра и в свя­то­оте­че­ском уче­нии ука­зы­ва­ет­ся, что бес­пло­дие может рас­смат­ри­вать­ся как крест, кото­рый воз­ла­га­ет Гос­подь на супру­же­скую пару. Крест, в кото­ром супру­же­ская пара долж­на про­явить тер­пе­ние, сми­ре­ние, упо­ва­ние на волю Божию. Ярки­ми при­ме­ром явля­ют­ся Авра­ам и Сара, кото­рые око­ло 90 лет моли­лись о рож­де­нии ребен­ка, Заха­рия и Ели­за­ве­та, Бого­отец Иоаким и Анна. Их дети были бла­го­сло­вен­ны, когда они рож­да­лись после столь­ких молитв, тер­пе­ния, упо­ва­ния на Бога. Испы­та­ние веры может быть важ­ным момен­том для такой супру­же­ской пары, когда пара про­яв­ля­ет свою вер­ность Богу, когда она не роп­щет на Бога, бла­го­да­рит Бога за посы­ла­е­мую скорбь. Это испы­та­ние веры может в какой-то момент закон­чить­ся у супру­гов, и без­дет­ная в тече­ние 20 лет жен­щи­на может родить еще мно­го детей.

Бес­пло­дие может так­же быть свя­за­но с тем, что Гос­подь задер жива­ет рож­де­ние детей по Сво­е­му осо­бен­но­му про­мыс­лу об этой семье, желая устро­ить судь­бу како­го-либо бро­шен­но­го ребен­ка. Я знаю неко­то­рые семьи, в кото­рых про­ис­хо­ди­ло так, что жен­щи­на зачи­на­ла ребен­ка, как толь­ко супру­ги про­яв­ля­ли жела­ние усы­но­вить сиро­ту из дет­ско­го дома. Были такие пары, кото­рые дово­ди­ли до кон­ца это наме­ре­ние и как толь­ко при­во­ди­ли в свой дом сиро­ту, вско­ре уже ожи­да­ли сво­е­го соб­ствен­но мла­ден­ца, и в этой семье таким обра­зом появ­ля­лось сра­зу двое детей – один усы­нов­лен­ный и вто­рой, кото­ро­го послал Гос­подь, раз­ре­шив чре­во преж­де бес­плод­ной жен­щи­ны. При­чем, когда вра­чи обсле­до­ва­ли таких жен­щин, они не нахо­ди­ли у них пато­ло­гий, пре­пят­ству­ю­щих дето­рож­де­нию. Но воля Гос­по­да была тако­ва, что­бы в этих семьях вос­пи­ты­ва­ли не толь­ко сво­е­го ребен­ка, но и приемного.

Очень важ­ным для реше­ния про­бле­мы бес­пло­дия явля­ет­ся освя­ще­ние цер­ков­но­го бра­ка. В молит­вах на освя­ще­ние цер­ков­но­го бра­ка есть такие сло­ва, в кото­рых при­зы­ва­ет­ся бла­го­сло­ве­ние Божие на чре­во жен­щи­ны для того, что­бы она была пло­до­нос­на. Неве­ру­ю­щие мужья ино­гда пре­не­бре­га­ют этим важ­ным таин­ством, и Гос­подь не дает воз­мож­но­сти жен­щине стать мате­рью до тех пор, пока супру­же­ский союз не будет освя­щен бла­го­да­тью цер­ков­но­го бра­ка. Так­же извест­ны слу­чаи, когда у жен­щин, кото­рым был постав­лен диа­гноз бес­пло­дие, про­жив­ших мно­го лет со сво­и­ми мужья­ми в офи­ци­аль­но заре­ги­стри­ро­ван­ных, но невен­чан­ных бра­ках, уже через несколь­ко дней после вен­ча­ния про­ис­хо­ди­ло зача­тие детей.

Мож­но рас­смот­реть еще несколь­ко при­чин бес­пло­дия. Когда Гос­подь видит, что воз­мож­ный в семье ребе­нок будет очень болен или будет глу­бо­ким инва­ли­дом, Он попус­ка­ет, что­бы этот мла­де­нец не родил­ся. Из цер­ков­ных пате­ри­ков извест­ны слу­чаи, когда мате­ри под угро­зой поте­ри ребен­ка горя­чо и усерд­но моли­лись Богу, Гос­подь откры­вал им через тех или иных свя­тых, что их молит­ва неугод­на, пото­му что этот ребе­нок родить­ся зло­де­ем, убий­цей, свя­то­тат­цем. Если же мате­ри не отсту­па­ли, желая во что бы то ни ста­ло выпол­нить свою волю, удо­вле­тво­рить свой мате­рин­ский эго­изм, Гос­подь попус­кал рож­де­ние таких детей, кото­рые потом ста­но­ви­лись пору­га­те­ля­ми семьи.

Хоро­шо изве­стен слу­чай с декаб­ри­стом Песте­лем, кото­ро­го мама вымо­ли­ла, когда он в пяти­лет­нем воз­расте уми­рал от диф­те­рии. Гос­подь затем пока­зал ей, что сын выздо­ро­ве­ет, но закон­чит свою жизнь на висе­ли­це. Так впо­след­ствии все и про­изо­шло. Мать потом кая­лась, но было уже позд­но, Гос­подь уже отве­тил на ее молит­вы. Поэто­му очень важ­на молит­ва «Гос­по­ди, не как я хочу, но как Ты хочешь».

Гос­подь может не пода­вать детей по него­тов­но­сти мужа и жены к вос­пи­та­нию ребен­ка, по без­от­вет­ствен­но­сти или злоб­но­сти одно­го из супру­гов, или из-за воз­мож­но­сти вза­им­ных измен. Напри­мер, если в семье посто­ян­ные ссо­ры и скан­да­лы, муж и жена эго­и­стич­ны, не гото­вы жерт­во­вать собой ради ребен­ка, не гото­вы о нем забо­тить­ся, отдать ему свою любовь, Гос­подь, про­ви­дя это, задер­жи­ва­ет рож­де­ние ребен­ка на несколь­ко лет, пока супру­же­ская пара не созре­ет, пока в семье все не усто­ит­ся, пока муж с женой не при­дут к согла­сию. Ребе­нок дол­жен рож­дать­ся в люб­ви. Если же с само­го нача­ла сво­ей жиз­ни он будет испы­ты­вать зло­бу роди­те­лей друг к дру­гу и по отно­ше­нию к себе, то кем вырас­тет этот ребе­нок, что будет с его душой, что он впи­та­ет в себя от таких родителей?

Извест­ны так­же такие семей­ные пары, в кото­рых жены не мог­ли родить детей, ходи­ли по мно­гим вра­чам, оби­вая поро­ги. При этом мужья их уни­жа­ли, оскорб­ля­ли, уко­ряя невоз­мож­но­стью дето­рож­де­ния. Жен­щи­ны эти шли на вся­ко­го рода меди­цин­ские про­це­ду­ры, одна­ко ниче­го не помо­га­ло. В послед­ствие эти мужья изме­ня­ли сво­им женам, ухо­ди­ли в дру­гие семьи. А быв­шие бес­плод­ны­ми жен­щи­ны выхо­ди­ли замуж за дру­гих муж­чин и бла­го­по­луч­но рож­да­ли детей. Бес­пло­дие их ока­зы­ва­лось мни­мым. Гос­подь про­ви­дя, что муж с женой не гото­вы к сохра­не­нию супру­же­ско­го сою­за, что воз­мо­жен раз­вал семьи, ино­гда попус­ка­ет, что в этой семье не рож­да­ет­ся ребе­нок, пото­му что он уже с мало­го воз­рас­та оста­нет­ся сиротой.

В сле­ду­ю­щий раз мы пого­во­рим о той после­до­ва­тель­но­сти необ­хо­ди­мых духов­ных дей­ствий, к кото­рой может при­бе­гать веру­ю­щая супру­же­ская пара для того, что­бы в ее семье родил­ся ребенок.

Глава 3. Бесплодие – пути преодоления

Како­ва после­до­ва­тель­ность духов­ных дей­ствий для веру­ю­щей супру­же­ской пары, что­бы в семье родил­ся ребенок?

Мы не будем сей­час касать­ся вопро­сов бес­пло­дия в семье неве­ру­ю­щей, дале­кой от Церк­ви. Не будем гово­рить о людях, кото­рые ведут гре­хов­ный образ жиз­ни. Пого­во­рим о тех супру­гах, кото­рые всту­пи­ли в закон­ный брак и ходят в Цер­ковь, но уже несколь­ко лет не могу т родить ребенка.

Пер­вый вопрос, кото­рый долж­ны задать себе супру­ги – вен­чан­ный их брак или невен­чан­ный. В молит­вах на освя­ще­ние цер­ков­но­го бра­ка осо­бо при­зы­ва­ет­ся бла­го­дать Божия на то, что­бы он был доб­ро­чад­ным: «Да яви­ши, яко твоя воля есть закон­ное супру­же­ство, и иже из него чадо­тво­ре­ние. Помя­ни Гос­по­ди Боже наш раба Тво­е­го и рабу Твою и бла­го­сло­ви я, даждь им плод чре­ва, доб­ро­ча­дие, еди­но­мыс­лие души и телес1». Поэто­му веру­ю­щим супру­гам, брак кото­рых не вен­чан, преж­де все­го, тре­бу­ет­ся цер­ков­ное освя­ще­ние брака.

Если спу­стя неко­то­рое коли­че­ство вре­ме­ни в этой семье дет­ки все же не рож­да­ют­ся, необ­хо­ди­мо при­бег­ну ть к помо­щи как мето­дов меди­цин­ской диа­гно­сти­ки, так и к цер­ков­ным таинствам.

Меди­цин­скую диа­гно­сти­ку осу­ществ­ля­ют раз­лич­ные меди­цин­ские цен­тры, назы­ва­е­мые цен­тра­ми репро­дук­ции, цен­тра­ми репро­дук­тив­но­го здо­ро­вья жен­щин или цен­тра­ми семьи и бра­ка. В раз­ных горо­дах они носят раз­лич­ные назва­ния, но най­ти их мож­но по любо­му справочнику.

Дан­ные совре­мен­ной меди­ци­ны сви­де­тель­ству­ют, что суще­ству­ет более 30 меди­цин­ских при­чин бес­пло­дия. Поэто­му ино­гда, что­бы обна­ру­жить при­чи­ну нуж­но вре­мя. Вна­ча­ле выяс­ня­ют, чье здо­ро­вье – мужа или жены – пре­пят­ству­ет появ­ле­нию детей. После тща­тель­ной диа­гно­сти­ки про­во­дит­ся тот или иной вид кон­сер­ва­тив­но­го (меди­ка­мен­тоз­но­го) или хирур­ги­че­ско­го (если это тре­бу­ет­ся) лече­ния. Повто­рюсь – вопрос о выбо­ре мето­да лече­ния реша­ет­ся в зави­си­мо­сти от при­чи­ны бесплодия.

Супру­гам сле­ду­ет иметь непо­ко­ле­би­мо твер­дую пози­цию в отно­ше­нии того, какие мето­ды явля­ют­ся цер­ков­но бла­го­слов­лен­ны­ми, уз ако­нен­ны­ми, а какие – непоз­во­ли­тель­ны­ми с точ­ки зре­ния хри­сти­ан­ской пра­во­слав­ной эти­ки. О том, какие мето­ды не бла­го­слов­ля­ют­ся Цер­ко­вью, подроб­но рас­ска­зы­ва­ет­ся в мате­ри­а­лах Юби­лей­но­го Архи­ерей­ско­го Собо­ра РПЦ 2000 года2. Об этом мож­но про­чи­тать в пра­во­слав­ной пери­о­ди­че­ской печа­ти, пого­во­рить со сво­им духов­ни­ком или с пра­во­слав­ны­ми спе­ци­а­ли­ста­ми по био­ме­ди­цин­ской эти­ке. Во мно­гих горо­дах сей­час суще­ству­ют Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей, где спе­ци­а­ли­сты могут отве­тить, какие новые меди­цин­ские мето­ди­ки пре­одо­ле­ния бес­пло­дия явля­ют­ся поз­во­ли­тель­ны­ми, а какие – нет.

Если меди­цин­ское лече­ние ока­зы­ва­ет­ся без­ре­зуль­тат­ным, или име­ет доста­точ­но слож­ный харак­тер, супру­ги могу т и долж­ны при­бе­гать к цер­ков­ным таин­ствам, испра­ши­вая помо­щи Божи­ей для пре­одо­ле­ния сво­е­го недуга.

Каким же арсе­на­лом средств рас­по­ла­га­ет Рус­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь, что­бы помочь супру­гам в их проблеме?

Преж­де все­го, супру­гам сле­ду­ет обра­тить вни­ма­ние, не пре­пятс твуе т ли их непра­виль­ная цер­ков­ная жизнь рож­де­нию де тей – насколь­ко они воцер­ко­в­ле­ны, пра­виль­но ли испо­ве­да­ют­ся, как часто при­ча­ща­ют­ся Свя­тых Хри­сто­вых Тайн, что им гово­рит духовник.

То есть пер­вое, с чего сле­ду­ет начать, – с тща­тель­но­го иссле­до­ва­ния сами­ми супру­га­ми каче­ства их хри­сти­ан­ской жиз­ни, их вза­и­мо­от­но­ше­ний с духов­ни­ком. Духов­ник по воле Божи­ей может открыть, каким путем им сле­ду­ет идти, какие молит­вы читать, к каким таин­ствам при­бе­гать. Если в резуль­та­те тща­тель­но­го иссле­до­ва­ния сво­ей жиз­ни и пока­я­ния Гос­подь откро­ет какие-то родо­вые гре­хи (об этом мы гово­ри­ли в преды­ду­щей бесе­де), они долж­ны быть испо­ве­до­ва­ны духов­ни­ку, и опре­де­лен­ным обра­зом замо­ле­ны. Необ­хо­ди­мо пони­мать, что ошиб­ки бабу­шек, дед ушек, пра­де­ду­шек отра­жа­ют­ся на вашей жизни.

Что­бы загла­дить их грех, мож­но испро­сить у сво­е­го духов­ни­ка какую-либо­е­пи­ти­мью или цер­ков­ное бла­го­сло­ве­ние (напри­мер, совер­ше­ние пока­ян­но­го кано­на или чте­ние опре­де­лен­ных пока­ян­ных молитв). Или совер­шить такое духов­ное вос­пол­не­ние, кото­рое может уми­ло­сти­вить Бога.

К духов­но­му вос­пол­не­нию отно­сят­ся такие ситу­а­ции, когда, напри­мер, что­бы загла­дить грех мате­ри, совер­шив­шей аборт, ее бес­плод­ная дочь берет на себя подвиг по бла­го­сло­ве­нию свя­щен­ни­ка уха­жи­вать за детьми в дет­ском доме, наве­щать сирот, посе­щать родиль­ные дома (если в при­хо­де есть родиль­ный дом), кре­стить уми­ра­ю­щих мла­ден­цев стра­ха ради смерт­но­го, помо­гать жен­щи­нам, кото­рые не хотят рожать, кото­рых под­го­ва­ри­ва­ют пре­рвать бере­мен­ность, что­бы они не пошли на этот шаг. Так вы совер­ши­те обрат­ное пра­ро­ди­тель­ско­му греху.

Еще при­мер: если пра­де­душ­ка выгнал из дома сиро­ту, зна­чит его внуч­ка или пра­внуч­ка, став­шая бес­плод­ной, долж­на поза­бо­тить­ся о сиро­тах: ока­зать им какое-либо попе­че­ние или стать сиро­те крест­ной мате­рью. Я уже гово­рил, что неред­ко бес­плод­ные супру­ги берут детей из дет­ско­го дома, и через неко­то­рое вре­мя Гос­подь раз­ре­ша­ет им плод чре­ва и пода­ет соб­ствен­ных деток. Так же быва­ет и в слу­ча­ях, когда бес­плод­ная пара или один из супру­гов совер­ша­ет некое д ухов­ное вос­пол­не­ние тех гре­хов, кото­рые совер­ши­ли их прародители.

Кро­ме Таинств Пока­я­ния и При­ча­ще­ния Свя­тых Хри­сто­вых Таин, в Церк­ви суще­ству­ет так­же Таин­ство Собо­ро­ва­ния. Бес­плод­ные супру­ги могут обра­тить­ся к свя­щен­ни­ку с прось­бой, что­бы оно было над ними совер­ше­но. Обыч­но Собо­ро­ва­ние совер­ша­ет­ся во вре­мя Вели­ко­го поста, в неко­то­рых епар­хи­ях – во вре­мя Рож­де­ствен­ско­го поста. Ино­гда Таин­ство С обо­ро­ва­ния совер­ша­ет­ся по при­бы­тии мощей свя­тых угод­ни­ков Божи­их, кото­рые обла­да­ют осо­бым даром помо­гать боля­щим. Так, напри­мер, собо­ро­ва­ния в Петер­бург­ской епар­хии совер­ша­лись при пере­не­се­нии свя­тых мощей св. цели­те­ля Пантелеимона.

Мож­но так­же по бла­го­сло­ве­нию духов­ни­ка совер­шать палом­ни­че­ства к мощам свя­тых угод­ни­ков Божи­их и испра­ши­вать у них бла­го­дат­ную помощь.

Неко­то­рые свя­тые (напри­мер, св. Сер­гий Радо­неж­ский, преп. Сера­фим Саров­ский), осо­бо хода­тай­ству­ют о рож­де­нии детей. Так, напри­мер, мно­гие бес­плод­ные жен­щи­ны молят­ся преп. Дави­ду Гареджий­ско­му или св. про­ро­ку Божи­е­му Илии. На моей памя­ти есть при­мер, когда одна хри­сти­ан­ка, око­ло деся­ти лет пре­бы­ва­ю­щая в бес­пло­дии, по сове­ту свя­щен­ни­ка реши­ла совер­шить палом­ни­че­ство в Свя­тую Зем­лю, на гору Кар­мил, в пеще­ру, где под­ви­зал­ся про­рок Божий Илия, и куда со все­го мира при­ез­жа­ют жен­щи­ны для раз­ре­ше­ния сво­е­го бес­пло­дия. Она дала обе­ща­ние, что если у нее родит­ся маль­чик, назвать его в честь про­ро­ка Илии. Она забе­ре­ме­не­ла сра­зу, еще во вре­мя под­го­тов­ки к этой поезд­ке (надо ска­зать, что в пеще­ру св. Илии она так и не попа­ла), и в палом­ни­че­ство по свя­тым местам поеха­ла уже с зача­тым ребен­ком, кото­рый спу­стя поло­жен­ное вре­мя стал маль­чи­ком Или­ей. Таких при­ме­ров мож­но при­ве­сти много.

На Руси дав­но извест­но поня­тие «обет­ные дети». Когда в семье дол­го не мог­ли дождать­ся сына или же вовсе не было детей, супру­ги дава­ли обет Богу вос­пи­тать для Него буду­ще­го сына – отдать его в мона­хи или на иное слу­же­ние Богу. И по тако­му обе­ту Гос­подь посы­лал им деток.

Суще­ству­ют осо­бые места, осо­бые чудо­твор­ные ико­ны, пода­ю­щие бла­го­дат­ную помощь без­дет­ным супру­гам. Напри­мер, ико­на Божи­ей Мате­ри Тро­оди­тис­са, кото­рая нахо­дит­ся в горах Тро­одо­са, на Кипре.

Одна­жды перед этой ико­ной буду­щие роди­те­ли выма­ли­ва­ли у Божи­ей Мате­ри ребен­ка. Они пообе­ща­ли, что посвя­тят его в мона­хи. У них родил­ся маль­чик. Когда он начал под­рас­тать (ему испол­ни­лось уже восемь или десять лет), отец с мате­рью зако­ле­ба­лись в сво­ем наме­ре­нии. И вско­ре слу­чи­лось так, что боль­шой камень сорвал­ся с горы и про­ле­тел в счи­тан­ных сан­ти­мет­рах от голо­вы ребен­ка. Это было пре­ду­пре­жде­ние роди­те­лям, знак Божий. Они пока­я­лись и в резуль­та­те испол­ни­ли свое обе­ща­ние. На фрес­ках это­го мона­сты­ря изоб­ра­же­на Божия Матерь, Ее пояс и рядом боль­шой камень в напо­ми­на­ние о том, что обе­ты, кото­рые дают­ся Богу, долж­ны исполняться.

Рож­де­ние обет­ных детей неред­ко про­ис­хо­ди­ло рань­ше и доста­точ­но часто про­ис­хо­дит сей­час. Тот, кто будет в мона­сты­ре Тро­оди­тис­сы на Кип­ре, уви­дит огром­ную фото­кар­то­те­ку бес­плод­ных жен­щин всех наци­о­наль­но­стей, из всех стран мира, кото­рые, побы­вав в этом мона­сты­ре, раз­ре­ша­лись от бес­ча­дия и рожа­ли по двое, по трое детей после молит­вы, кото­рую совер­ша­ли мона­хи, наде­вая на бес­плод­ных спе­ци­аль­ный пояс. Это огром­ная кар­то­те­ка. Я сам видел ее, когда посе­щал этот мона­стырь и молил­ся перед этой иконой.

Надо ска­зать, что у одно­го мое­го зна­ко­мо­го свя­щен­ни­ка, посе­тив­ше­го ост­ров Кипр, бук­валь­но через неде­лю после молит­вы перед этой ико­ной (даже без наде­ва­ния на матуш­ку чудо­твор­но­го поя­са) про­изо­шло з ача­тие ребен­ка, кото­рый имел все­го лишь один или два про­цен­та веро­ят­но­сти появ­ле­ния на свет. Хотя батюш­ка даже не про­сил ребен­ка, а про­сто помо­лил­ся перед ико­ной, Гос­подь пода­рил ему ребеночка.

Такие осо­бые места, такие свя­тые угод­ни­ки, кото­рые про­слав­ле­ны бла­го­дат­ной помо­щью без­дет­ным роди­те­лям, есть и на Свя­той з емле, и в каж­дой епар­хии. К ним мож­но молит­вен­но обра­щать­ся, совер­шать палом­ни­че­ства, зака­зы­вать спе­ци­аль­ные молеб­ны, а потом име­нем того свя­то­го, кото­рый помо­жет в рож­де­нии мла­ден­ца, мож­но назвать его в про­слав­ле­ние Божия чуда.

Кро­ме того пра­во­слав­ные супру­ги, конеч­но, долж­ны при­бе­гать к помо­щи­свя­тынь. Во вре­мя палом­ни­че­ства супру­ги могут погру­жать­ся в свя­тые источ­ни­ки, брать воду домой, окроп­лять­ся ею, а так­же пома­зы­вать­ся свя­тым еле­ем из лам­пад, от чудо­твор­ных икон с места палом­ни­че­ства. Все это, совер­шен­ное с молит­вой и верой, будет спо­соб­ство­вать тому, что­бы раз­ре­шить проблему.

Если же после мно­го­крат­ных обра­ще­ний к Богу, пра­виль­но­го воцер­ко­в­ле­ния, при­бе­га­ния ко всем таин­ствам, палом­ни­честв к свя­тым местам и т. д., дет­ки не появ­ля­ют­ся на свет, зна­чит надо про­явить тер­пе­ние. Сле­ду­ет поло­жить­ся на волю Божию.

В наш храм неред­ко при­хо­дят жен­щи­ны и моло­дые супру­же­ские пары с подоб­ны­ми про­бле­ма­ми. Обыч­но мы сове­ту­ем супру­гам, если они хотят иметь детей, назна­чить какой-то кон­троль­ный срок, год или два, что­бы нала­дить свою семей­ную жизнь, научить­ся не про­яв­лять эго­из­ма и не жить толь­ко для себя. Все это вре­мя (в тече­ние года или двух) они будут ходить в храм на спе­ци­аль­ные молит­вы. В каж­дой епар­хии есть хра­мы, где свя­щен­ни­ки совер­ша­ют водо­свят­ные молеб­ны, молят­ся свя­тым, ока­зы­ва­ю­щим бла­го­дат­ную помощь бес­чад­ным супругам.

Если по исте­че­нии назна­чен­но­го вре­ме­ни детей по-преж­не­му нет, муж с женой долж­ны решить, гото­вы ли они нести свой жиз­нен­ный крест и даль­ше, быть может, в тече­ние мно­гих лет, и тер­пе­ли­во пола­га­ясь на волю Божию, ждать рож­де­ния соб­ствен­но­го ребен­ка, либо возь­мут при­ем­но­го ребен­ка. Гос­подь дает такую возможность.

Этот пери­од явля­ет­ся так­же вре­ме­нем взыс­ка­ни­ем воли Божи­ей, того, какой имен­но путь опре­де­ля­ет Гос­подь этой семье. Ведь воля Божия откры­ва­ет­ся чело­ве­ку не сра­зу. Ино­гда тре­бу­ет­ся дол­гое вре­мя, что­бы ста­ло понят­но, какой жиз­ни хочет для супру­гов Гос­подь, какое пред­на­зна­че­ние им гото­вит. Сей­час необ­хо­ди­мо познать волю Божию для сооб­ра­зо­ва­ния с ней сво­ей роди­тель­ской воли.

И, нако­нец, логич­ным окон­ча­ни­ем всей чере­ды духов­ных поступ­ков, кото­рые совер­ша­ют моло­дые роди­те­ли, явля­ет­ся, в слу­чае невоз­мож­но­сти забе­ре­ме­неть, вос­пи­та­ние при­ем­но­го ребен­ка, усы­нов­лен­но­го или в любых фор­мах при­ня­то­го в свою семью. А даль­ше, как Гос­подь даст.

Еще раз уточ­ним, с чего же все-таки сле­ду­ет начи­нать – с похо­да к вра­чу или с духов­но­го осмыс­ле­ния недуга?

Я счи­таю, что надо начи­нать свой путь с Церк­ви, с осмыс­ле­ния про­ис­хо­дя­ще­го вме­сте со сво­им духов­ным настав­ни­ком, духов­ни­ком или духов­ным отцом. Пото­му что даже на меди­цин­ское обсле­до­ва­ние и лече ние цер­ков­но вос­пи­тан­ные моло­дые супру­ги долж­ны взять бла­го­сло­ве­ние у сво­е­го духов­ни­ка. Полу­чив Божие бла­го­сло­ве­ние и сове­ты сво­е­го духов­но­го настав­ни­ка, они могут про­хо­дить те или иные меди­цин­ские меро­при­я­тия и при этом про­сить помо­щи Божи­ей и при­бе­гать к бла­го­дат­ным сред­ствам Церкви.

Автор: прот. Сер­гий Филимонов


[1] Треб­ник. После­до­ва­ние чина Вен­ча­ния Мос­ков­ское подво­рье Свя­то-Успен­ско­го Пско­во-Печер­ско­го мона­сты­ря. Изда­тель­ство «Пра­ви­ло веры». 1995. С. 117–118.

[2] Юби­лей­ный Архи­ерей­ский Собор Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви. Мате­ри­а­лы. Изда­тель­ский совет Мос­ков­ско­го Пат риар­хат а. Бла­го­тво­ри­тель­ный фонд «Рож­де­ство-2000». 2001

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

3 комментария

  • Мария, 11.06.2016

    У меня тоже было такое, что очень хоте­ли с мужем заве­сти ребен­ка, но никак не полу­ча­лось. Очень пере­жи­ва­ла из-за это­го, не пони­ма­ла при­чи­ны. Реши­ли поис­кать в интер­не­те и почи­тать о бес­пло­дии. […] Я полу­чи­ла отве­ты на все вол­ну­ю­щие меня вопро­сы. После чего выле­чи­лась (про­бле­ма ока­за­лась во мне) и сей­час бере­мен­на. Мно­го про­блем мож­но решить, глав­ное — начать лечиться

    Ответить »
  • Ната­лья, 11.07.2014

    мне посыл­ка с Хилан­да­ра не помог­ла. пер­вая бере­мен­ность я пре­рва­ла по мед­по­ка­за­ни­ем, сла­ва Богу он дал мне дру­го­го ребен­ка, тре­тья бере­мен­ность ока­за­лась вне­ма­точ­ная. по види­мо­му я не могу боль­ше иметь детей за свою пороч­ную моло­дость и за аборт. я молюсь, но воз­мож­но я недо­стой­на деторождения..

    Ответить »
  • Олег, 26.04.2014

    Исто­рия моей жизни
    Афон.… Не воз­мож­но в тек­сте или на сло­вах пере­дать что это!

    Не буду опи­сы­вать все те чуде­са, кото­рые про­изо­шли в моей жиз­ни бла­го­да­ря тому, что Гос­подь открыл мне это место.
    Рас­ска­жу вам о самом важ­ном собы­тии в жиз­ни моей и моей жены.
    Нача­лось все с того что спу­стя трех лет нашей сов­мест­ной жиз­ни вра­чи ска­за­ли что моя супру­га не смо­жет нико­гда забе­ре­ме­неть. Так как когда то у нее была опе­ра­ция, кото­рая это­му поспо­соб­ство­ва­ла. Так же не вижу смыс­ла это описывать.
    Жили мы три года в сов­мест­ном бра­ке, но не повенчанные.
    И 1,5 года назад с бла­го­слов­ле­ния афон­ских стар­цев мы повен­ча­лись в Сало­ни­ках, храм Сера­фи­ма Саров­ско­го. Было мно­же­ство пре­град, но все они порушились!
    По воз­ра­ще­нию в Рос­сию мы зна­ко­мим­ся с гре­ком, наш само­лет лома­ет­ся, конеч­но же, до взле­та, и нас селят в одну гости­ни­цу. После недли­тель­но­го наше­го обще­ния, его заин­те­ре­со­ва­ло, поче­му у нас нет детей. Мы ему рас­ска­за­ли о нашей ситу­а­ции, но он усмеш­ли­во на нас посмот­рел и пове­дал свою неболь­шую исто­рию о зна­ком­стве с одним Серб­ским мона­сты­рем, кото­рый нахо­дит­ся на Афоне. Не буду опи­сы­вать вам его рас­сказ, так как для кого-то это личное.
    Итак. Это Хилан­дар! В этом мона­сты­ре захо­ро­нен Симе­он Миро­то­чи­вый! Любую инте­ре­су­ю­щую вас инфор­ма­цию о нем и мона­сты­ре вы може­те посмот­реть в интернете.
    Вер­нув­шись в Рос­сию, мы нашли инфор­ма­цию о Хилан­да­ре, что не соста­ви­ло тру­да, так как исто­рий подоб­ной нашей ока­за­лось не малое коли­че­ство. Мы напи­са­ли пись­мо с подроб­ным опи­са­ни­ем нашей ситу­а­ции на рус­ском язы­ке в Мона­стырь. Так как воз­мож­но­сти поле­теть на Афон не было. При­бли­зи­тель­но через месяц нам при­шел кон­верт. В кото­ром был набор необ­хо­ди­мых свя­тынь для реше­ния наше­го вопро­са. А имен­но, кусо­чек лозы (рас­ту­щей из гро­ба), три вино­гра­ди­ны, икон­ка Симео­на Миро­то­чи­во­го, а так же молит­вен­ное пра­ви­ло на пери­од 40-ка днев­но­го поста. И мы, конеч­но же, неза­мед­ли­тель­но нача­ли про­цесс.… С Бла­го­слов­ле­ния хилан­дар­ских старцев!
    Через три меся­ца мы узна­ли, что моя супру­га бере­мен­на! Были в шоке. Спу­стя еще пару меся­цев мы узна­ем, что ждем двух совер­шен­но здо­ро­вых малы­шей. Маль­чи­ка и девоч­ку! Радо­сти было вдвойне!
    Когда наши малы­ши появи­лись на свет, мы напи­са­ли в Хилан­дар пись­мо благодарности!
    Наде­юсь при сле­ду­ю­щей поезд­ки на Афон, лич­но побла­го­да­рить афон­ских стар­цев и, конеч­но же, посе­тить могил­ку Симео­на Мироточивого! 

    Сла­ва Гос­по­ду наше­му Иису­су Хри­сту, мате­ри Его! Всем свя­тым и всем слу­жи­те­лям нашей Церкви!

    P.S.
    Наде­юсь что моя исто­рия была корот­ка, ясна и не уто­ми­ла вас!
    Если есть вопро­сы, рад буду отве­тить на них, по возможности.
    Мой e‑mail: oleglucky12@gmail.com
    Адрес монастыря:
    Monastere Hilandar:
    63086 Karyes: Mount Athos Greece
    Теле­фон: 8–10-30–23770-23129
    Факс: 8–1030-23770–23494-факс на автомате
    Адрес, где мож­но запро­сить раз­ре­ше­ния для въез­да на Афон:
    Agion Oros Pilgrims’ Bureau, 109 EGNATIA STR., 54622, Thessaloniki, Greece
    Теле­фон: +30.2310.25–2578 , факс: +30.2310.22–2424 (25–2575)
    Адрес хра­ма Сера­фи­ма Саров­ско­го в Салониках:
    Храм пре­по­доб­но­го Сера­фи­ма Саров­ско­го рас­по­ло­жен в Сало­ни­ках, в микрорайоне
    Евк­си­ну­по­ли (Нико­по­ли).
    Про­ехать мож­но авто­бу­сом №34 до конеч­ной оста­нов­ки в Никополи.
    Далее пешком.
    Теле­фон хра­ма: 2310 685997
    Так же сове­ту­ем про­чи­тать вам кни­гу Иеро­мо­нах Иса­ак. Житие Стар­ца Паи­сия Святогорца.
    Афон начал­ся для меня с это­го Старца!
    В про­цес­се чте­ния пой­ме­те поче­му, это писа­ние для каж­до­го откры­ва­ет­ся по разному!

    Хра­ни Вас Бог!
    Олег и Елена

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки