Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

(6 голосов5.0 из 5)

Воз­дер­жа­ние от раз­лич­ных удо­воль­ствий — имен­но так “дофа­ми­но­вое голо­да­ние” мож­но пере­ве­сти на про­стой язык. Этот тренд стал изве­стен с пода­чи пред­ста­ви­те­лей Крем­ни­е­вой доли­ны — местеч­ка в Сан-Фран­цис­ко (США) с неве­ро­ят­но высо­кой кон­цен­тра­ци­ей IT-ком­па­ний и уни­вер­си­те­тов. Имен­но там рож­да­ют­ся новей­шие раз­ра­бот­ки ком­по­нен­тов ком­пью­тер­ной тех­ни­ки и их про­грамм­но­го обеспечения. 

Спе­ци­а­ли­стов ком­па­ний Крем­ни­е­вой доли­ны даже назы­ва­ют неоас­ке­та­ми, ведь их огра­ни­че­ния рас­про­стра­ня­ют­ся и на дру­же­ские раз­го­во­ры, не гово­ря уже про интим­ную бли­зость, посе­ще­ние соц­се­тей и ком­пью­тер­ные игры. Наи­бо­лее стро­гие сто­рон­ни­ки дофа­ми­но­во­го голо­да­ния воз­дер­жи­ва­ют­ся даже от взгля­да в гла­за собеседнику. 

Для чего, спро­си­те вы, пред­ста­ви­те­ли наи­бо­лее опла­чи­ва­е­мых про­фес­сий это дела­ют? При­вер­жен­цы дофа­ми­но­вой дие­ты сво­ей целью видят пере­строй­ку систе­мы воз­на­граж­де­ний голов­но­го моз­га. Кому как не им ощу­щать на себе послед­ствия лову­шек пере­мен­ных воз­на­граж­де­ний, кото­рые рож­да­ют зави­си­мость от IT-про­дук­тов, застав­ляя поль­зо­ва­те­лей посто­ян­но искать боль­ше­го вир­ту­аль­но­го корма? 

Про­фес­сор пси­хо­ло­гии UCSF и вен­чур­ный капи­та­лист Кэме­рон Сепах ска­зал, что ищет спо­соб для себя и сво­их кли­ен­тов луч­ше сохра­нять кон­цен­тра­цию, отклю­чать­ся от сво­их устройств, регу­ли­ро­вать эмо­ции и не попасть­ся в куль­ту­ру посто­ян­ных уве­дом­ле­ний, воз­буж­де­ния и разгула. 

«Это то, что дела­ют здо­ро­вые люди: выклю­чая ком­пью­тер ночью, отды­хая по выход­ным.» — ска­зал Сепах. Одна­ко этот спе­ци­а­лист, попу­ля­ри­зи­ру­ю­щий дофа­ми­но­вую дие­ту, при­зы­ва­ет не упро­щать роль дофа­ми­на. Напри­мер, ней­ро­фи­зио­лог Май­кл Три­д­вей утвер­жда­ет, что дофа­мин — это боль­ше про моти­ва­цию к поступ­кам, за кото­ры­ми сле­ду­ет воз­на­граж­де­ние, чем про само сча­стье от воз­на­граж­де­ния. Так­же веще­ство пере­клю­ча­ет вни­ма­ние и кон­тро­ли­ру­ет рас­ход энер­гии. Ней­ро­био­ло­ги отме­ча­ют, что идея дофа­ми­но­вой дие­ты вырос­ла из мето­дов лече­ния зави­си­мо­стей и может при­не­сти опре­де­лён­ную поль­зу. Одна­ко пол­но­го голо­да­ния от дофа­ми­на добить­ся прак­ти­че­ски невоз­мож­но, и это при­ве­ло бы к тяжё­ло­му состо­я­нию чело­ве­ка. Поэто­му речь идёт боль­ше о сни­же­нии уров­ня вещества. 

На пер­вый взгляд мож­но уви­деть неко­то­рое сход­ство с хри­сти­ан­ской прак­ти­кой поста. Но так ли это? Мы попро­си­ли про­ком­мен­ти­ро­вать новост­ные ста­тьи о дофа­ми­но­вом голо­да­нии пра­во­слав­ных священников. 

Иеромонах Феодорит Сеньчуков, врач-реаниматолог:

txt05505 2otuxnnd e1578785302327 - Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

Если смот­реть по ста­тье на Медпортал.ру, то это про­сто мод­ный тренд. Лече­ние от любых зави­си­мо­стей все­гда пред­по­ла­га­ло отказ от при­чин, их вызы­ва­ю­щих. Тут ниче­го ново­го нет. Идея же в прин­ци­пе отка­зать­ся от все­го хоро­ше­го и при­ят­но­го — глу­па. Мы в любом слу­чае будем полу­чать удо­воль­ствие даже от созна­ния, что пре­одо­ле­ва­ем удо­воль­ствие. Гос­подь не созда­вал мир уны­лым. Аскет зани­ма­ет­ся аске­зой не ради само­го отка­за от удо­воль­ствий, а ради соеди­не­ния с Гос­по­дом, кото­рое и есть истин­ное сча­стье. Поэто­му как какой-то метод лече­ния оно при­ме­нять­ся может. А как образ жиз­ни – нет.

Протоиерей Андрей Ефанов, благочинный Родниковского округа, секретарь епархиального совета Кинешемской епархии

protoierej andrej efanov e1578785469937 - Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

Воз­дер­жа­ние от потреб­ле­ния бес­ко­неч­но­го пото­ка инфор­ма­ции, в основ­ном ненуж­ной, бес­по­лез­ной и даже вред­ной не может не при­не­сти поль­зу чело­ве­ку. Имен­но к воз­дер­жа­нию чувств при­зы­ва­ет нас пра­во­слав­ная аске­ти­ка и дан­ная про­бле­ма сей­час ста­ла акту­аль­ной, как нико­гда ранее. Но осво­бо­див­ше­е­ся вре­мя хоро­шо потра­тить не на дру­гие фор­мы раз­вле­че­ния, не столь яркие, но не менее уво­дя­щие чело­ве­ка от его истин­но­го при­зва­ния, а на молит­ву, душе­по­лез­ное чте­ние, посе­ще­ние хра­ма и уча­стие в Таин­ствах Церк­ви. Ина­че полу­ча­ет­ся заме­на одно­го вред­но­го вли­я­ния на дру­гое, менее вред­ное. Такой путь, пус­кай он вре­мен­но при­но­сит поль­зу, в ито­ге ничем не обо­га­ща­ет личность.

Протоиерей Алексей Бабурин, врач-психиатр, член Исполкома Всероссийского общества православных врачей имени священноисповедника архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого):

440px aleksij baburin protoierej e1578785572270 - Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

Пол­но­стью согла­сен с  Май­к­лом Три­д­вей­ем, кото­рый счи­та­ет, что дофа­мин не явля­ет­ся “гор­мо­ном сча­стья”. Этот ней­ро­ме­ди­а­тор созда­ет ощу­ще­ние радо­сти от того, что чело­век нахо­дит что-то необ­хо­ди­мое. Он жиз­нен­но необ­хо­дим людям, и его дефи­цит может сыг­рать ковар­ную роль в моти­ва­ци­он­ной сфе­ре чело­ве­ка. Я нико­му не стал бы реко­мен­до­вать дофа­ми­но­вое голо­да­ние. Будем постить­ся постом приятным!

Иерей Святослав Шевченко, председатель Комиссии по вопросам семьи Благовещенской епархии:

2072d386fb e1565033686581 - Дофаминовое голодание. Священники о тренде воздержания

Дофа­ми­но­вая дие­та, кото­рая вхо­дит в трен­ды сре­ди «айтиш­ни­ков» и после­до­ва­те­лей ЗОЖа, на пер­вый взгляд, име­ет мно­го обще­го с хри­сти­ан­ским постом. И там и там прак­ти­ку­ет­ся воз­дер­жа­ние от вкус­но­стей, раз­вле­че­ний и удо­воль­ствий. Но это толь­ко на бег­лый взгляд. На самом деле — раз­ни­ца огромная.

И она заклю­ча­ет­ся в моти­ва­ции. Пред­ста­ви­те­ли сфе­ры IT и «зож­ни­ки» дела­ют это для того, что­бы повы­сить свою рабо­то­спо­соб­ность и исклю­чить из раци­о­на вред­ные про­дук­ты. Они это дела­ют, что­бы изба­вить­ся от трав­ми­ру­ю­щих зави­си­мо­стей. Но хри­сти­ане соблю­да­ют пост и борют­ся со сво­и­ми зави­си­мо­стя­ми совсем по дру­гой при­чине. Они пыта­ют­ся очи­стить душу от гре­хов и стра­стей, что­бы стать бли­же к Богу.

Пер­вые — жаж­дут кон­тро­ли­ро­вать свою физио­ло­гию, управ­лять мета­бо­лиз­мом, вто­рые — хотят по кир­пи­чи­кам разо­брать сте­ну, кото­рая отде­ля­ет их от Бога. В пер­вом слу­чае, дви­га­тель — забо­та о себе люби­мом, во вто­ром, дви­жу­щая сила — любовь.

Текст: Алек­сандра Гри­пас, Ека­те­ри­на Соловьева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки