Игротерапия для детей дошкольного возраста

Игротерапия для детей дошкольного возраста

(6 голосов5.0 из 5)

Извест­но, что спо­соб­ность сопро­тив­лять­ся болез­ням выше у тех детей, кото­рые, даже имея опре­де­лён­ные забо­ле­ва­ния, охот­но обща­ют­ся и игра­ют со сво­и­ми сверст­ни­ка­ми. Огра­ни­чи­вать в дви­же­нии детей, стра­да­ю­щих теми или ины­ми забо­ле­ва­ни­я­ми не нуж­но, так как они актив­но рас­тут. Мыш­цы, нахо­дя­щи­е­ся в дина­ми­ке дви­же­ния, раз­ви­ва­ют­ся интен­сив­нее. Недо­ста­ток актив­ных дей­ствий ока­зы­ва­ет нега­тив­ное вли­я­ние на опор­но-дви­га­тель­ный аппа­рат, а так­же на нерв­ную, иммун­ную, эндо­крин­ную и дру­гие систе­мы дет­ско­го организма.

В чём смысл игротерапии?

Лечеб­ные раз­ви­ва­ю­щие игры были при­ду­ма­ны с целью фор­ми­ро­ва­ния у ребён­ка инте­ре­са, повы­ше­ния его эмо­ци­о­наль­но­го фона, и высту­па­ют в каче­стве аль­тер­на­ти­вы раз­лич­ным лечеб­но-про­фи­лак­ти­че­ским упраж­не­ни­ям, кото­рые дети не все­гда гото­вы выпол­нять целе­на­прав­лен­но и бес­пре­ко­слов­но, даже если эти упраж­не­ния счи­та­ют­ся самы­ми полезными.

Виды лечебных игр и их характеристика

Любая лечеб­ная игра под­би­ра­ет­ся инди­ви­ду­аль­но в зави­си­мо­сти от забо­ле­ва­ния. Для того что­бы в таких играх было лег­че ори­ен­ти­ро­вать­ся спе­ци­а­ли­сты раз­би­ли их на несколь­ко групп:

  • игры при забо­ле­ва­ни­ях опор­но-дви­га­тель­но­го аппарата;
  • игры при забо­ле­ва­ни­ях дыха­тель­ной системы;
  • игры при ДЦП;
  • про­фи­лак­ти­че­ские и вос­ста­нав­ли­ва­ю­щие игры;
  • игры, раз­ви­ва­ю­щие речь (лого­пе­ди­че­ские игры);
  • игры при раз­лич­ных нарушениях.

Требования к лечебным играм

При­ме­няя игро­те­ра­пию, сле­ду­ет учи­ты­вать сле­ду­ю­щие моменты:

  • игры долж­ны соот­вет­ство­вать воз­рас­ту и состо­я­нию здо­ро­вья ребён­ка, т.е. они долж­ны быть про­сты­ми и доступ­ны­ми для него;
  • игры долж­ны про­буж­дать в ребён­ке инте­рес и жела­ние быть здоровым;
  • игры долж­ны сти­му­ли­ро­вать ребён­ка к актив­ным действиям;
  • игры долж­ны сти­му­ли­ро­вать ребён­ка к само­сто­я­тель­ным действиям;
  • игры долж­ны отве­чать опре­де­лён­ным эсте­ти­че­ским требованиям.

Игры при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

Осо­бое зна­че­ние эти игры име­ют для тех, кому ско­ро в шко­лу. Ведь ребён­ку при­дёт­ся подол­гу нахо­дить­ся в сидя­чей позе. Тут иде­аль­ным реше­ни­ем будет исполь­зо­ва­ние все­воз­мож­ных подвиж­ных игр и разминок.

«Котёнок» (2 – 4 года)

Цель. Укреп­ле­ние мышеч­но­го кор­се­та, фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки, раз­ви­тие равновесия.

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся 2 верёв­ки и мячик. Ребё­нок может побыть котён­ком. Для нача­ла пусть свер­нёт­ся клу­боч­ком и изоб­ра­зит, как котё­нок спит. Затем котё­нок про­сы­па­ет­ся и потя­ги­ва­ет­ся. Для это­го малы­шу нуж­но встать на чет­ве­рень­ки и про­гнуть спи­ну вниз, а голо­ву одно­вре­мен­но под­нять вверх.

Так­же котя­та очень любят гонять­ся за верё­воч­кой. Для это­го веду­щий берёт верё­воч­ку за один конец и тянет, а ребё­нок пыта­ет­ся пой­мать её, пере­дви­га­ясь на чет­ве­рень­ках вслед за ней.

А ещё кош­ки любят охо­ту. На полу рас­кла­ды­ва­ет­ся верёв­ка. Ребё­нок дол­жен прой­ти по ней на чет­ве­рень­ках акку­рат­но, не торо­пясь, что­бы не упасть с «забо­ра». Вдруг охот­ник видит добы­чу, спры­ги­ва­ет с забо­ра и кра­дёт­ся. На полу из обе­их верё­вок выкла­ды­ва­ет­ся узкая дорож­ка, по кото­рой малыш дол­жен прой­ти, пере­дви­га­ясь на чет­ве­рень­ках. При этом нуж­но при­гнуть­ся к полу и ста­рать­ся не заде­вать верёвок.

«Платочек» (4 – 6 лет)

Цель. Укреп­ле­ние мышеч­но-свя­зоч­но­го аппа­ра­та стоп, раз­ви­тие коор­ди­на­ции дви­же­ний и равновесия.

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся пла­то­чек, пал­ка и ков­рик. Ребё­нок садит­ся на гим­на­сти­че­ский ков­рик, вытя­нув ноги image001впе­рёд и широ­ко их рас­ста­вив. Сза­ди упор дол­жен быть на кисти рук. Пал­ка рас­по­ла­га­ет­ся меж­ду ног. Спра­ва от неё кла­дёт­ся пла­ток. Ребён­ку необ­хо­ди­мо взять его паль­ца­ми пра­вой ноги и пере­не­сти через пал­ку к левой ноге, после чего вер­нуть пра­вую ногу в пер­во­на­чаль­ное поло­же­ние. Далее тоже самое нуж­но про­де­лать левой ногой. Выпол­нить упраж­не­ние несколь­ко раз.

В том слу­чае, если игра­ют несколь­ко детей, мож­но устро­ить сорев­но­ва­ние: кто пере­не­сёт пла­то­чек быст­рее, ни разу его не уронив.

Игру так­же мож­но услож­нить, если через пал­ку пере­но­сить обе ноги с платком.

«Выкрутасы» (5 – 7 лет)

Цель. Улуч­ше­ние подвиж­но­сти пле­че­вых суставов.

Опи­са­ние. Для игры нуж­на будет верёв­ка. Ребё­нок дер­жит в руках веimage002рёв­ку, рас­ста­вив руки по ширине плеч. Затем начи­на­ет пере­сту­пать через верёв­ку, не выпус­кая её из рук, заво­дит за спи­ну, пере­но­сит через голо­ву и сно­ва опус­ка­ет перед собой. Далее из раза в раз рас­сто­я­ние меж­ду рука­ми умень­ша­ет­ся и упраж­не­ние повторяется.

Для добав­ле­ния в игру эле­мен­та сорев­но­ва­ния взрос­лый может играть вме­сте с ребён­ком или орга­ни­зо­вать игру с несколь­ки­ми детьми.

Побе­ди­те­лем в игре счи­та­ет­ся тот, кому с мини­маль­ным рас­сто­я­ни­ем меж­ду рука­ми удаст­ся пере­сту­пить через верёвку.

Кста­ти, вме­сто верёв­ки мож­но исполь­зо­вать длин­ное скру­чен­ное полотенце.

Игры при заболеваниях дыхательной системы

Пра­виль­ное дыха­ние тре­ни­ру­ет лёг­кие и явля­ет­ся достой­ной про­фи­лак­ти­кой раз­лич­ных забо­ле­ва­ний дыха­тель­ных путей. Зака­лять орга­низм и фор­ми­ро­вать пра­виль­ное дыха­ние необ­хо­ди­мо с ран­не­го детства.

«Цветочек» (2 – 4 года)

Цель. Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­но­го дыхания.

Опи­са­ние. Для этой игры нуж­но опу­стить­ся на коле­ни, а руки сло­жить вдоль тела. Затем око­ло 2‑х минут малыш изоб­ра­жа­ет рас­ту­щий и рас­пус­ка­ю­щий­ся цве­ток. Сна­ча­ла под­ни­ма­ет руки вверх через сто­ро­ны, затем посте­пен­но под­ни­ма­ет­ся на ноги с коле­нок. В кон­це ребён­ку нуж­но встать на цыпоч­ки и рас­крыть руки, слег­ка раз­ве­дя и округ­лив их, слов­но цве­точ­ную чашеч­ку. Эти дви­же­ния выпол­ня­ют­ся очень мед­лен­но и пре­ры­ви­сто: лёг­кое сме­ще­ние – пау­за, ещё сме­ще­ние – и сно­ва пауза.

Все дви­же­ния необ­хо­ди­мо сов­ме­щать с дыха­ни­ем: во вре­мя них малыш вды­ха­ет неболь­шое коли­че­ство воз­ду­ха, во вре­мя пау­зы дела­ет выдох, при этом выпус­кая не весь воз­дух, а немно­го остав­ляя в лёг­ких. Каж­дый сле­ду­ю­щий вдох дол­жен быть чуть боль­ше, неже­ли выдох. В пол­ной мере лёг­кие долж­ны напол­нить­ся воз­ду­хом толь­ко тогда, когда цве­то­чек пол­но­стью рас­кро­ет­ся (рас­пу­стит­ся). После это­го послед­не­го и само­го глу­бо­ко­го вдо­ха совер­ша­ет­ся несколь­ко мак­си­маль­ных по объ­ё­му выдо­хов и вдо­хов. Затем руки опус­ка­ют­ся. Мож­но расслабиться.

«Пузырьки» (3 – 5 лет)

Цель. Тре­ни­ров­ка дыха­тель­ных мышц, обу­че­ние пра­виль­но­му рит­мич­но­му выдо­ху, улуч­ше­ние носо­во­го дыха­ния (при забо­ле­ва­ни­ях верх­них дыха­тель­ных путей).image003

Опи­са­ние. Для игры пона­до­бят­ся ста­кан, напол­нен­ный водой и соло­мин­ка для кок­тей­ля. Ребён­ку пред­ва­ри­тель­но нуж­но пока­зать пра­виль­ное выпол­не­ние дей­ствий. Для нача­ла надо поста­вить на стол ста­кан с водой и опу­стить в него соло­мин­ку. После это­го через нос дела­ет­ся глу­бо­кий вдох, а потом такой же глу­бо­кий выдох, толь­ко через соло­мин­ку. Чем про­дол­жи­тель­нее буль­ка­нье, тем лучше.

При уча­стии в игре несколь­ких детей мож­но орга­ни­зо­вать сорев­но­ва­ние с призами.

«Лыжник» (5 – 7 лет)

Цель. Тре­ни­ров­ка согла­со­ван­но­сти дина­ми­че­ских и дыха­тель­ных дви­же­ний, улуч­ше­ние дыха­ния (при забо­ле­ва­ни­ях ниж­нихimage004 дыха­тель­ных путей).

Опи­са­ние. Пове­дай­те малы­шу, что ско­ро долж­ны состо­ять­ся Олим­пий­ские игры и вам пред­ло­жи­ли участ­во­вать в лыж­ных гон­ках. Одна­ко для успеш­но­го уча­стия необ­хо­ди­мы тре­ни­ров­ки. Для нача­ла нуж­но осво­ить тех­ни­ку. С этой целью ребё­нок, слег­ка рас­ста­вив ноги, по коман­де изоб­ра­жа­ет спуск с горы. При этом, вытя­ги­вая руки впе­рёд, им совер­ша­ет­ся вдох, а на выдо­хе руки вытя­ги­ва­ют­ся назад, и дела­ет­ся глу­бо­кое при­се­да­ние. Повто­рить 5 – 6 раз.

Игры при ДЦП

ДЦП (дет­ский цере­браль­ный пара­лич) – это груп­па дви­га­тель­ных нару­ше­ний, фор­ми­ру­ю­щих­ся при пора­же­нии дви­га­тель­ных цен­тров голов­но­го моз­га и про­яв­ля­ю­щих­ся в недо­стат­ке или пол­ном отсут­ствии кон­тро­ля со сто­ро­ны цен­траль­ной нерв­ной систе­мы за функ­ци­о­ни­ро­ва­ни­ем мускулатуры.

«Встречи-проводы» (2 – 3 года)

Цель. Раз­ви­тие мел­кой мото­ри­ки паль­цев рук.

Опи­са­ние. К ребён­ку пово­ра­чи­ва­ют откры­тые ладо­ни обе­их рук, и он повторяет:

«Серё­жи­на (имя малы­ша) ладо­шка – мами­на ладошка».

«Здрав­ствуй­те, ладо­шки!» (обе парыimage005 ладо­шек при­жи­ма­ют­ся друг к другу).

«И до сви­да­ния!» (ладо­шки расходятся).

«Серё­жин паль­чик – мамин пальчик».

«Здрав­ствуй­те, паль­чи­ки!» (кон­чи­ки паль­цев соприкасаются).

«До сви­да­ния, паль­чи­ки!» (паль­цы нуж­но разъ­еди­нить и пома­хать ими).

Суще­ству­ет и более слож­ный вариант:

«Серё­жи­но колеч­ко – мами­но колеч­ко» (соеди­ня­ют­ся сна­ча­ла боль­шой и ука­за­тель­ный паль­цы, затем боль­шой и сред­ний и т.д.).

Сле­ду­ет отме­тить, что каж­дый дет­ский паль­чик дол­жен уметь дви­гать­ся само­сто­я­тель­но, а не толь­ко одно­вре­мен­но с дру­ги­ми пальцами.

«Мяч» (3 – 5 лет)

Цель. Рас­слаб­ле­ние спа­стич­ных (напря­жён­ных) мышц, улуч­ше­ние коор­ди­на­ции движений.

Опи­са­ние. Упраж­не­ния выпол­ня­ют­ся при помо­щи мето­ди­ста, вста­ю­ще­го сза­ди ребён­ка и удер­жи­ва­ю­ще­го его на мяче.

  1. Ребё­нок сто­ит на полу на коле­нях перед мячом, опи­ра­ясь на него рука­ми. Затем пооче­рёд­но под­ни­ма­ет­ся на каж­дую ногу, а потом вста­ёт на обе ноги и ката­ет­ся по мячу вперёд-назад.
  2. Малыш лежит живо­том на мяче, рука­ми опи­ра­ясь на пол, и ката­ет­ся на живо­те впе­рёд-назад, пере­би­рая рука­ми по полу.
  3. Ребё­нок лежит живо­том на мяче и опи­ра­ет­ся на ноги, выпол­няя кру­го­вые вра­ще­ния на мяче, пере­би­рая при этом нога­ми по полу в одну и в дру­гую сторону.
  4. Малыш сидит на мяче вер­хом и кача­ет­ся из сто­ро­ны в сто­ро­ну с пооче­рёд­ной опо­рой на каж­дую стопу.
  5. Ребё­нок лежит на мяче боком и опи­ра­ет­ся на пол одной рукой, а затем начи­на­ет катать­ся впе­рёд-назад, пере­би­рая по полу опор­ной рукой (с помо­щью взрослого).
  6. Ребё­нок лежит на мяче спи­ной (взрос­лый под­дер­жи­ва­ет его за руки) и при помо­щи рук выпол­ня­ет под­тя­ги­ва­ние кор­пу­са вперёд.
  7. Малыш, стоя перед мячом, ката­ет его с помо­щью ноги. Сто­па при этом долж­на быть свер­ху. Спи­ну необ­хо­ди­мо дер­жать пря­мо. Повто­рить дру­гой ногой.
  8. Ребё­нок, сидя на мяче, выпол­ня­ет пово­ро­ты туло­ви­ща в сто­ро­ны. Спи­на долж­на быть прямой.
  9. Малыш, сидя на мяче, выпол­ня­ет накло­ны в сто­ро­ны, опи­ра­ясь пооче­рёд­но на каж­дую стопу.

«Добрая сказка» (5 – 7 лет)

Цель. Раз­ви­тие вооб­ра­же­ния, образ­но­го мыш­ле­ния, уме­ния рабо­тать в команде.

Опи­са­ние. В игре при­ни­ма­ют уча­стие 4 – 5 детей. За осно­ву берёт­ся любая сказ­ка с груст­ным кон­цом, напри­мер «Сне­гу­роч­ка» или «Руса­лоч­ка» и т.п. Детям пред­ла­га­ет­ся поду­мать, как эту сказ­ку мож­но изме­нить, исполь­зуя геро­ев из дру­гих ска­зок, так, что­бы она закон­чи­лась положительно.

Побеж­да­ет коман­да, наи­бо­лее инте­рес­но и весе­ло пред­ста­вив­шая сказ­ку в виде мини-спектакля.

Если вдруг у ребят не полу­чит­ся пред­ло­жить ни одной сказ­ки, кото­рая бы ещё не при­ни­ма­ла уча­стие в игре, мож­но при­ду­мать новые фина­лы извест­ных детям сказок.

Профилактические и восстанавливающие игры

Игры этой груп­пы улуч­ша­ют настро­е­ние, ста­би­ли­зи­ру­ют рабо­ту сер­деч­но-сосу­ди­стой и нерв­ной систем, укреп­ля­ют ослаб­лен­ные во вре­мя болез­ней мыш­цы, улуч­ша­ют обмен­ные про­цес­сы и повы­ша­ют сопро­тив­ля­е­мость орга­низ­ма инфекциям.

«Поймай птичку» (2 – 3 года)

Цель. Раз­ви­тие быст­ро­ты реакции.

Опи­са­ние. Одна ладонь ребён­ка кла­дёт­ся на ладонь взрос­ло­го. После это­го нуж­но начать мед­лен­ное и плав­ное погла­жи­ва­ние дет­ских паль­чи­ков пооче­рёд­но, при­го­ва­ри­вая: «Синич­ка, синич­ка». А затем быст­ро ска­зать: «Соро­ка», схва­тив при этом малы­ша за паль­чик и потря­сти его, сопро­вож­дая это сле­ду­ю­щи­ми сло­ва­ми: «Пой­мал, пой­мал!». Ребё­нок дол­жен успеть убрать руку при про­из­не­се­нии сло­ва «соро­ка». Если это у него полу­ча­ет­ся, нуж­но ска­зать: «Уле­те­ла, уле­те­ла!», после чего поме­нять руки.

Мож­но поме­нять­ся роля­ми в том слу­чае, если малыш будет хоро­шо справ­лять­ся с постав­лен­ной задачей.

«Полёты на облачке» (3 – 5 лет)

Цель. Улуч­ше­ние сна и про­цес­са засыпания.

Опи­са­ние. Эту игру сле­ду­ет про­во­дить вече­ром перед отхо­дом ребён­ка ко сну. Малыш дол­жен лечь в постель. Пред­ло­жи­те ему закрыть гла­за и пред­ста­вить себя сидя­щим в небе на белом пуши­стом облач­ке, мед­лен­но плы­ву­щем и уно­ся­щем его в стра­ну снов. Пусть малыш ощу­тит, как его нож­ки рас­слаб­ля­ют­ся и ста­но­вят­ся лёг­ки­ми-лёг­ки­ми, а затем рас­слаб­ля­ют­ся руч­ки и так­же ста­но­вят­ся лёг­ки­ми. По все­му телу раз­ли­ва­ет­ся при­ят­ное теп­ло. Веки ста­но­вят­ся тяжё­лы­ми. После это­го пусть ребё­нок вооб­ра­зит, что сам пре­вра­ща­ет­ся в белое обла­ко и плы­вёт по небу вме­сте с дру­ги­ми обла­ка­ми, а затем пред­ста­вит, что видит свер­ху: такие же обла­ка, плы­ву­щие рядом, лужок с мяг­кой зелё­ной трав­кой вни­зу. Пусть он «уви­дит», как блес­ну­ла реч­ка, «услы­шит», как жур­чит вода и т.п.

«Угадай, что шумит» (5 – 7 лет)

Цель. Улуч­ше­ние слу­хо­вой функ­ции за счёт отра­бот­ки раз­ли­че­ния нере­че­вых звуков.

Опи­са­ние. Для игры нуж­ны пред­ме­ты, изда­ва­е­мые шум (фан­тик, лист бума­ги и т.д.). Играть мож­но как с одним, так и с несколь­ки­ми детьми. Водя­щий (взрос­лый) дол­жен уса­дить детей в ряд спи­ной к себе, что­бы никто из них не уви­дел, что он дела­ет. Затем, исполь­зуя под­руч­ные пред­ме­ты или вещи, при­сут­ству­ю­щие в поме­ще­нии, он начи­на­ет изда­вать опре­де­лён­ные зву­ки. Зада­ча детей – отга­ды­вать источ­ни­ки звука.

Вос­про­из­во­дить мож­но любые более или менее узна­ва­е­мы детьми шумы: шорох сми­на­е­мой бума­ги или пере­ли­сты­ва­е­мой стра­ни­цы, шур­ша­ние кон­фет­но­го фан­ти­ка, хло­пок в ладо­ши, цока­нье язы­ком, гудок дет­ской машин­ки, щелч­ки паль­ца­ми, звон коло­коль­чи­ка и др. Участ­ник, отга­дав­ший наи­боль­шее коли­че­ство зву­ков, побеждает.

Логопедические игры

Посе­тив кон­суль­та­цию лого­пе­да, мож­но, осно­вы­ва­ясь на его реко­мен­да­ци­ях, исполь­зо­вать неко­то­рые игры, направ­лен­ные на реше­ние кон­крет­ных про­блем с речью ребёнка.

«Зарядка для губ и языка» (3 – 5 лет)

Цель. Раз­ви­тие мото­ри­ки рече­во­го аппа­ра­та (тре­ни­ров­ка арти­ку­ля­ци­он­но­го аппарата).

Опи­са­ние. Мож­но пред­ло­жить ребён­ку сде­лать весё­лую зарядку.

  1. «Как зева­ет лев?». Малыш рас­тя­ги­ва­ет рот в улыб­ке и на image006счёт «раз-два-три-четы­ре-пять» широ­ко его откры­ва­ет, а затем мед­лен­но закры­ва­ет. Упраж­не­ние повто­ря­ет­ся 4 – 5 раз.
  2. «Улыб­ка». Малыш широ­ко улы­ба­ет­ся, пока­зы­вая все свои зуб­ки, удер­жи­вая такое поло­же­ние до 10 – 15 секунд.
  3. «Тру­боч­ка». Ребён­ку вытя­ги­ва­ет губы в тру­боч­ку, как буд­то пыта­ет­ся про­из­не­сти звук «у», и удер­жи­ва­ет это поло­же­ние в тече­ние 10 – 15 секунд.
  4. «Вверх-вниз». Малыш рас­тя­ги­ва­ет рот в улыб­ке, широ­ко его откры­вая. Нуж­но пооче­рёд­но дотра­ги­вать­ся язы­ком то до верх­ней, то до ниж­ней губы. Упраж­не­ние повто­ря­ет­ся 4 – 5 раз. После это­го нуж­но подви­гать язы­ком вверх-вниз за зуба­ми, сле­дя при этом за тем, что­бы не дви­га­лась ниж­няя челюсть.
  5. «Любо­пыт­ный язы­чок». Улы­ба­ясь, малыш высо­вы­ва­ет язы­чок впе­рёд и дви­га­ет им из угол­ка в уго­лок рта.
  6. «Весё­лый маляр». Ребё­нок рас­тя­ги­ва­ет рот в улыб­ке, широ­ко открыв его, и выпол­ня­ет дви­же­ния по нёбу от зубов к гор­лу с помо­щью кон­чи­ка язы­ка, изоб­ра­жая дви­же­ния кисти маля­ра. Упраж­не­ние повто­ря­ет­ся 4 – 5 раз.
  7. «Сытый кот». Слег­ка при­от­крыв рот, малыш улы­ба­ет­ся и обли­зы­ва­ет языч­ком из угла в угол сна­ча­ла верх­нюю губу, а затем и ниж­нюю. Упраж­не­ние повто­ря­ет­ся по 4 – 5 раз в обе стороны.

Если вдруг малыш заску­чал, мож­но най­ти или сочи­нить инте­рес­ные стиш­ки к каж­до­му из упражнений.

«Времена года» (4 – 6 лет)

Цель. Раз­ви­тие связ­ной речи, обу­че­ние ребён­ка абстракт­ным понятиям.

Опи­са­ние. Для этой игры нуж­ны будут кар­тин­ки с изоб­ра­же­ни­я­ми раз­ных вре­мён года. Необ­хо­ди­мо рас­ска­зать ребён­ку о раз­ных вре­ме­нах года, меся­цах и при­зна­ках вре­мён года. После это­го пого­во­ри­те с ребён­ком о зиме, весне, лете и осе­ни. Спро­си­те у него, какая пого­да, во что оде­ты люди, какие при­зна­ки наблю­да­ют­ся в природе.

Мож­но разу­чить неболь­шие сти­хи, при­ме­ты о вре­ме­нах года, исполь­зо­вать загадки.

Вы так­же може­те выбрать любые дру­гие темы для обсуж­де­ния и исполь­зо­вать соот­вет­ству­ю­щие кар­тин­ки или окру­жа­ю­щие предметы.

«Где спрятался звук» (6 – 7 лет)

Цель. Обу­че­ние диф­фе­рен­ци­а­ции зву­ка в сло­гах, сло­вах и предложениях.

Опи­са­ние. Ребён­ку пред­ла­га­ет­ся сло­во, пред­ло­же­ние или неболь­шой текст, в кото­ром он дол­жен най­ти опре­де­лён­ный звук. Со вре­ме­нем мож­но услож­нить зада­ние – опре­де­лить сло­ва со схо­жи­ми зву­ка­ми «з» и «ж», «с» и «ш», «л» и «р». Напри­мер, коза и кожа, Саш­ка и шаш­ка, лож­ки и рож­ки. Объ­яс­ни­те ребён­ку, как меня­ет­ся смысл сло­ва, если один звук заме­нить на другой.

Подо­бран­ный вами текст дол­жен быть инте­ре­сен малышу.

Игры при различных нарушениях

Игры этой груп­пы под­би­ра­ют­ся в зави­си­мо­сти от опре­де­лён­ных нарушений.

«Постирушки» (2 – 3 года)

Цель. Раз­ви­тие мел­кой мото­ри­ки, вни­ма­ния и обу­че­ние раз­ли­че­нию цве­тов (при отста­ва­нии в пси­хо­мо­тор­ном развитии).

Опи­са­ние. Для игры нуж­ны пласт­мас­со­вые ведёр­ки и раз­но­цвет­ные при­щеп­ки. Необ­хо­ди­мо раз­де­лить при­щеп­ки попо­лам и поме­стить по тако­му набо­ру при­ще­пок в каж­дое ведёр­ко. Для нача­ла пока­жи­те ребён­ку при­щеп­ки раз­ных цве­тов и назо­ви­те эти цве­та. Затем про­де­мон­стри­руй­те, как нуж­но брать при­щеп­ки тре­мя паль­ца­ми и кре­пить их к краю ведёр­ка. Далее пред­ло­жи­те малы­шу поиг­рать в сле­ду­ю­щую игру: вы назы­ва­е­те цвет, а он доста­ёт соот­вет­ству­ю­щую при­щеп­ку и при­креп­ля­ет её к краю ведёр­ка. Если вы види­те, что ребён­ку труд­но, помо­ги­те ему. После это­го мож­но попро­бо­вать поме­нять­ся роля­ми. Мож­но так­же пред­ло­жить ребён­ку кре­пить при­щеп­ки, чере­дуя цвета.

«Парашютисты» (3 – 5 лет)

Цель. Раз­ви­тие коор­ди­на­ции дви­же­ния, укреп­ле­ние мышеч­но-свя­зоч­но­го аппа­ра­та стоп, раз­ви­тие рав­но­ве­сия (в слу­чае нару­ше­ния каче­ства дви­же­ний при неко­то­рых хро­ни­че­ских заболеваниях).

Опи­са­ние. Вам пона­до­бят­ся ска­мей­ка и мел. Рядом со ска­мьёй при помо­щи мела рису­ют­ся три кру­га: один – рядом, вто­рой – немно­го даль­ше, тре­тий – ещё даль­ше. Игро­ки долж­ны изоб­ра­зить пара­шю­ти­стов. Ска­жи­те детям, что хоро­ший пара­шю­тист уме­ет при­зем­лять­ся точ­но в круг. Далее ребя­та пооче­рёд­но пры­га­ют со ска­мей­ки в каж­дый из кру­гов. Побе­ди­те­лем объ­яв­ля­ет­ся тот, кто выпол­нит зада­ние и при­зем­лит­ся точ­но в круг, сохра­нив при этом равновесие.

Про­де­мон­стри­руй­те детям, как пры­гать пра­виль­но, мяг­ко пру­жи­ня на носках.

«Ручеёк-ручей» (4 – 7 лет)

Цель. Раз­ви­тие лов­ко­сти, обу­че­ние прыж­кам, укреп­ле­ние раз­лич­ных мышеч­ных групп (при неко­то­рых нару­ше­ни­ях обме­на веществ).

Опи­са­ние. image007Для игры нужен толь­ко мел. Мелом рису­ет­ся руче­ёк, рус­ло кото­ро­го посте­пен­но рас­ши­ря­ет­ся. Дети пооче­рёд­но пры­га­ют на двух ногах сна­ча­ла через узкий уча­сток ручей­ка, а затем про­дви­га­ют­ся даль­ше. Побе­ди­те­лем счи­та­ет­ся тот, кому уда­лось пере­прыг­нуть ручей с самой широ­кой его части, или тот, кто про­дви­нул­ся вдоль ручья как мож­но дальше.

Признаки детского утомления и их устранение

Дет­ская уста­лость может быть вызва­на черес­чур эмо­ци­о­наль­ной игрой, недо­ста­точ­ным пре­бы­ва­ни­ем на све­жем воз­ду­хе, пло­хим осве­ще­ни­ем, шумом и т.п. Кро­ме того, дети, стра­да­ю­щие опре­де­лён­ны­ми забо­ле­ва­ни­я­ми, быст­ро утом­ля­ют­ся и теря­ют инте­рес к играм, поэто­му очень важ­но вовре­мя это заме­тить. Суще­ству­ют сле­ду­ю­щие при­зна­ки утомления:

  • ребё­нок начи­на­ет тереть гла­за и зевать;
  • ребё­нок начи­на­ет отвлекаться;
  • ребё­нок каприз­ни­ча­ет и плачет;
  • ребён­ком допус­ка­ют­ся ошиб­ки в ходе игры;
  • дви­же­ния ста­но­вят­ся вялы­ми и замедленными;
  • ребё­нок про­яв­ля­ет агрес­сию к окружающим;
  • наблю­да­ет­ся гиперактивность;
  • нераз­го­вор­чи­вость и поиск уеди­не­ния (инди­ви­ду­аль­ные особенности).

Сле­ду­ет так­же учи­ты­вать ско­рость утом­ле­ния, кото­рая может зави­сеть от воз­рас­та, типа тем­пе­ра­мен­та ребён­ка, сте­пе­ни тяже­сти забо­ле­ва­ния, нали­чия или отсут­ствия у него опы­та обще­ния со сверст­ни­ка­ми, а так­же уме­ния окру­жа­ю­щих в нуж­ный момент объ­яс­нить, под­бод­рить и похва­лить ребёнка.

Во избе­жа­ние уста­ло­сти ребён­ка роди­те­ли долж­ны при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих правил:

  • соблю­дать режим дня ребёнка;
  • как мож­но чаще бывать с ним на све­жем воздухе;
  • обес­пе­чи­вать ком­форт­ный тем­пе­ра­тур­ный режим в игро­вой комнате;
  • как мож­но чаще раз­но­об­ра­зить игры;
  • чере­до­вать актив­ные игры со спокойными;
  • не пре­ры­вать неожи­дан­но инте­рес­ную для ребён­ка игру;
  • ува­жать потреб­ность ребён­ка в дви­же­нии, обще­нии, позна­нии ново­го и помо­гать ему в этом.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки