Истерия. Беседа с православным врачом
Д.А. Авдеев

Истерия. Беседа с православным врачом

(3 голоса5.0 из 5)

Тер­мин “исте­рия” про­ис­хо­дит от гре­че­ско­го сло­ва “мат­ка”. Во вре­ме­на пер­вых опи­са­ний это­го душев­но­го неду­га счи­та­ли, что исте­ри­ей стра­да­ют толь­ко жен­щи­ны (как выяс­ни­лось поз­же, и муж­чи­ны тоже).

Пер­вые упо­ми­на­ния об исте­рии ухо­дят вглубь веков. О ней писа­ли Гип­по­крат и Ави­цен­на. В более позд­ние вре­ме­на исте­рию изу­ча­ли такие извест­ные уче­ные-пси­хи­ат­ры как Жак Шар­ко, Пьер Жане и мно­гие дру­гие. Осо­бен­но мно­го уде­ля­ли вни­ма­ние исте­рии пси­хо­ана­ли­ти­ки. Одна­ко под­ход к иссле­до­ва­нию исте­рии дол­гое вре­мя был одно­сто­рон­ний. Прак­ти­че­ски не встре­ча­лось ника­ких духов­но-нрав­ствен­ных ком­мен­та­ри­ев по это­му поводу.

Итак, исте­рия. Духов­ная оцен­ка это­го пси­хо­па­то­ло­ги­че­ско­го состо­я­ния может быть пред­став­ле­на как выстав­ле­ние себя напо­каз. У исте­ри­че­ских лич­но­стей нетруд­но заме­тить эмо­ци­о­наль­ную неустой­чи­вость, про­яв­ля­ю­щу­ю­ся бур­ны­ми и ярки­ми сме­на­ми настро­е­ния. Речь этих людей очень образ­ная, харак­тер­ны частые пре­уве­ли­че­ния реаль­ных фак­тов. Мими­ка выра­зи­тель­на, порой теат­раль­на. В пове­де­нии скво­зит позер­ство, само­лю­бо­ва­ние. Исте­рик жаж­дет вни­ма­ния к сво­ей пер­соне и тяж­ко пере­жи­ва­ет его отсут­ствие. Для исте­ри­ка харак­тер­но жела­ние казать­ся чем-то боль­шим, чем он есть в действительности.

По мне­нию извест­но­го оте­че­ственyо­го пси­хи­ат­ра про­фес­со­ра П.Б.Ганнужкина, в пове­де­нии исте­ри­ков все­гда пре­об­ла­да­ет неесте­ствен­ность и фаль­ши­вость. “Каж­дый, посту­пок, каж­дый жест, каж­дое дви­же­ние рас­счи­та­ны на зри­те­ля и на эффект. Они обя­за­тель­но хотят быть ори­ги­наль­ны­ми и не отка­зы­ва­ют­ся ни от како­го сред­ства, что­бы при­влечь к себе внимание”.

“Исте­рик, крайне тон­ко и ост­ро вос­при­ни­мая одно, оста­ет­ся нечувет­ви­тель­ным к дру­го­му, — писал П.Б.Ганнушкин. — Доб­рые, мяг­кие в одном слу­чае, они обна­ру­жи­ва­ют пол­ней­шее рав­но­ду­шие, эго­изм — в другом”.

Про­фес­сор Г.Е.Сухарева отме­ча­ла, что уже в млад­шем воз­расте исте­ри­че­ские лич­но­сти обна­ру­жи­ва­ли труд­но­сти в вос­пи­та­тель­ном отно­ше­нии. Они очень каприз­ны, непо­слуш­ны, любят играть команд­ную роль и про­яв­ля­ют агрес­сию, если им это не уда­ет­ся. Отме­ча­ет­ся боль­шая неустой­чи­вость настроения.

При поступ­ле­нии в шко­лу эти дети пло­хо ужи­ва­ют­ся в кол­лек­ти­ве, так как не уме­ют соче­тать свои инте­ре­сы с инте­ре­са­ми дру­гих и все­гда стре­мят­ся занять пер­вое место, не тер­пят, что­бы в их при­сут­ствии хва­ли­ли кого-нибудь.

При хоро­шем интел­лек­те они непло­хо успе­ва­ют в шко­ле, но зна­ния их поверх­ност­ны, инте­ре­сы непостоянны.

Повы­шен­ная раз­дра­жи­тель­ность, склон­ность ко лжи дела­ют этих под­рост­ков более труд­ны­ми в вос­пи­та­тель­ном отно­ше­нии. Одна­ко, когда уда­ет­ся най­ти для них заня­тие, соот­вет­ству­ю­щее их инте­ре­сам, состо­я­ние их зна­чи­тель­но улучшается.

Повы­шен­ная лабиль­ность, посто­ян­ное жела­ние выдви­нуть­ся, быть луч­ше, чем есть на самом деле, несо­от­вет­ствие меж­ду жела­е­мым и дей­стви­тель­ным — все это источ­ник кон­фликт­ных пере­жи­ва­ний. На вся­кую жиз­нен­ную неуда­чу исте­рич­ные дети часто дают неадек­ват­ные реак­ции, в кар­тине кото­рых отме­ча­ют­ся харак­тер­ные при­зна­ки истерии.

При­ве­ду при­мер. Ребе­нок про­сит кон­фет­ку (игруш­ку и т.п.), а мама отка­зы­ва­ет ему в этой прось­бе. Тогда малыш бро­са­ет­ся на пол, кри­чит, изви­ва­ет­ся и про­дол­жа­ет клян­чить сла­до­сти. Напу­ган­ная мать зача­стую дает ору­ще­му дитя­ти при­горш­ню кон­фет, лишь бы он успо­ко­ил­ся. Вот уж дей­стви­тель­но, “чем бы дитя ни теши­лось, лишь бы не пла­ка­ло”. А доволь­ный малыш упле­та­ет кон­фе­ты и напрочь забыл о сво­ем “неутеш­ном горе”. Что все это зна­чи­ло? Это типич­ная исте­ри­че­ская реак­ция. Пока дет­ская, доволь­но гру­бая, откро­вен­ная, А как посту­пи­ла мать? Она удо­вле­тво­рив жела­ние малы­ша, закре­пи­ла подоб­но­го рода реа­ги­ро­ва­ние. И мож­но не сомне­вать­ся, дитят­ко еще не раз при­ве­дет эту реак­цию в дей­ствие, пото­му что она при­нес­ла жела­е­мое, дала нуж­ный результат.

Мы, роди­те­ли, порой сами неосо­знан­но поощ­ря­ем в детях чер­ты демон­стра­тив­но­сти, захва­ли­вая малы­ша, поз­во­ляя эму вме­ши­вать­ся в раз­го­во­ры взрос­лых, пере­би­вать собе­сед­ни­ка и др. Ребе­нок это улав­ли­ва­ет и вско­ре все начи­на­ет делать напо­каз: читать сти­хи, тан­це­вать, петь, играть. Взрос­лые, как пра­ви­ло, уми­ля­ют­ся, рас­плы­ва­ют­ся в улыб­ке, хва­лят, целу­ют ребен­ка и вовсе не заду­мы­ва­ют­ся о том, что пове­де­ние малы­ша явно демон­стра­тив­но. Все это усу­губ­ля­ет­ся и тем, что в сего­дняш­них семьях по одно­му, мак­си­мум по двое, детей, кото­рые, есте­ствен­но, ста­но­вят­ся для роди­те­лей “цен­тром все­лен­ной”. В про­шлом, в пат­ри­ар­халь­ной рус­ской семье, кото­рая была, как пра­ви­ло, мно­го­дет­ной, никто за тра­пе­зой не смел опу­стить свою лож­ку в коте­лок со щами впе­ред отца. Теперь ситу­а­ция иная. Порой вся семья носит­ся с лож­ка­ми, вил­ка­ми, ско­во­род­ка­ми перед СВОИМ чадуш­кой, желая повкус­нее да пообиль­нее накор­мить и убла­жить его. А потом мы удив­ля­ем­ся эго­из­му, непо­мер­ной гор­дыне “опе­рив­ше­го­ся птен­ца”. Житей­ских при­ме­ров, подоб­ных при­ве­ден­ным, мно­же­ство. Их про­сто не пере­честь. Соб­ствен­но гово­ря, весь уклад жиз­ни совре­мен­но­го чело­ве­ка, начи­ная от дет­ско­го сада и до пен­сии учит чело­ве­ка исте­рич­но­сти. Конеч­но, каж­дый по раз­но­му вос­при­ни­ма­ет эти “уро­ки”. Все зави­сит от вос­пи­та­ния и миро­воз­зре­ния человека.

Как уже было ска­за­но, основ­ная осо­бен­ность исте­ри­че­ских лич­но­стей заклю­ча­ет­ся в посто­ян­ном стрем­ле­нии при­вле­кать к себе вни­ма­ние окру­жа­ю­щих. В поступ­ках про­гля­ды­ва­ет под­черк­ну­тая жеман­ность, нена­ту­раль­ность, неис­крен­ность. Доби­ва­ясь все­об­ще­го вни­ма­ния, они не брез­гу­ют ника­ки­ми сред­ства­ми, идут на любые ухищ­ре­ния, ино­гда даже при­бе­га­ют к явной лжи и спе­ку­ля­ции на чув­ствах других.

Ярким про­яв­ле­ни­ем свойств; исте­ри­че­ской лич­но­сти явля­ет­ся пси­хи­че­ская незре­лость, инфан­ти­лизм, кото­рые выра­жа­ют­ся в неустой­чи­во­сти инте­ре­сов и при­вя­зан­но­стей, лег­кой смене настро­е­ния. Они быст­ро разо­ча­ро­вы­ва­ют­ся в дру­зьях и лег­ко их меня­ют, несмот­ря на то, что в нача­ле друж­ба кажет­ся им веч­ной. От люб­ви до нена­ви­сти у исте­ри­ков один шаг.

Худо­же­ствен­ная лите­ра­ту­ра дает яркие при­ме­ры исте­ри­че­ских лич­но­стей. Клас­си­че­ским исте­ри­ком мож­но счи­тать гого­лев­ско­го Хлестакова.

Сре­ди исте­рич­ных людей часто выде­ля­ют в каче­стве вари­ан­та так назы­ва­е­мых псев­до­ло­гов. В их пове­де­нии наря­ду с демон­стра­тив­но­стью при­сут­ству­ет бур­ная игра вооб­ра­же­ния, склон­ность к фан­та­зи­ро­ва­нию. При­чем в фан­та­зи­ях сам субъ­ект обыч­но ока­зы­ва­ет­ся героем.

В неко­то­рых пси­хи­ат­ри­че­ских клас­си­фи­ка­ци­ях выде­ля­ет­ся так­же груп­па “нар­цис­си­че­ских (само­влюб­лен­ных) лич­но­стей”. Основ­ным при­зна­ком нар­цис­си­че­ских лич­но­стей, как ука­зы­ва­ет про­фес­сор Ю.А.Александровский, явля­ет­ся воз­ник­шая с под­рост­ко­во­го воз­рас­та убеж­ден­ность в сво­ей осо­бой зна­чи­мо­сти, в сво­их талан­тах, необыч­но при­вле­ка­тель­ной внеш­но­сти, кото­рые долж­ны вызы­вать все­об­щее вос­хи­ще­ние. “Потреб­ность в вос­хи­ще­нии, в стрем­ле­нии видеть себя окру­жен­ны­ми поклон­ни­ка­ми и обо­жа­те­ля­ми, несо­мнен­но сбли­жа­ет этот тип с исте­ри­че­ским, так же как и неспо­соб­ность таких субъ­ек­тов к сопе­ре­жи­ва­нию, участ­ли­во­сти по отно­ше­нию к другим.

Такие лич­но­сти склон­ны к фан­та­зи­ро­ва­нию, при­чем темы вымыс­лов каса­ют­ся их успе­хов, дости­же­ния неогра­ни­чен­ной вла­сти, могу­ще­ства, богат­ства. Они любят раз­гла­голь­ство­вать о сво­их зна­ме­ни­тых дру­зьях — арти­стах, поли­ти­ках, силь­ных мира сего, о сво­их свя­зях с тай­ны­ми, обще­ства­ми или чрез­вы­чай­но важ­ны­ми учре­жде­ни­я­ми. При­чем эти рас­ска­зы или осно­ва­ны на поверх­ност­ных, “шапоч­ных”, зна­ком­ствах, или (чаще) явля­ют­ся пло­дом бога­то­го вооб­ра­же­ния. Сооб­щая эти све­де­ния, нар­цис­си­че­ские лич­но­сти не толь­ко ожи­да­ют осо­бо­го вос­хи­ще­ния окру­жа­ю­щих, но и тре­бу­ют от них бес­при­чин­но хоро­ше­го отно­ше­ния, под­чи­не­ния себе как лицу, сто­я­ще­му выше окру­жа­ю­щих”, — пишет тот же автор.

Исте­ри­ки под­час хит­ры, изво­рот­ли­вы. Сре­ди них мно­го афе­ри­стов. Неред­ко они обла­да­ют тон­кой интуицией.

Мно­гие осно­ва­те­ли сект, такие как, напри­мер, Мери Бэкер Эдди (уче­ние “Кри­счен Сай­ене”), без­услов­но име­ли исте­ри­че­ский склад харак­те­ра. То же мож­но ска­зать и о ряде дру­гих “хариз­ма­ти­че­ских” лич­но­стей. Извест­но, к при­ме­ру, что буду­щая осно­во­по­лож­ни­ца тео­со­фии[1] Еле­на Бла­ват­ская еще в ран­нем дет­стве отли­ча­лась уди­ви­тель­ной лжи­во­стью и бур­ны­ми фан­та­зи­я­ми, о чем пишут ее близ­кие родственники.

Меха­низм “услов­ной при­ят­но­сти или жела­тель­но­сти” болез­нен­но­го симп­то­ма явля­ет­ся спе­ци­фи­че­ским для исте­рии. Он пред­став­ля­ет собой как бы кри­те­рий для отгра­ни­че­ния исте­рии от раз­но­об­раз­ных неисте­ри­че­ских про­яв­ле­ний. При­ят­ны­ми и жела­тель­ны­ми для исте­ри­ка могут быть раз­лич­ные болез­нен­ные про­яв­ле­ния, суля­щие какую-нибудь выго­ду или избав­ля­ю­щие от каких-то обязанностей.

Исте­ри­ку нужен зри­тель. Будь, к при­ме­ру, исте­ри­ком Робин­зон Кру­зо, у него бы не раз­ви­лись исте­ри­че­ские про­яв­ле­ния, так как неко­му было бы их наблюдать.

Они лег­ко вну­ша­е­мы. Одна­ко вну­ша­е­мость эта очень изби­ра­тель­на. В душу исте­ри­ку запа­да­ет, как пра­ви­ло, то, что ему выгодно.

Кли­ни­че­ские про­яв­ле­ния исте­рии чрез­вы­чай­но раз­но­об­раз­ны. Могут иметь место исте­ри­че­ские при­пад­ки, пара­ли­чи. Наблю­да­ют­ся исте­ри­че­ские гипер­ки­не­зы, про­яв­ля­ю­щи­е­ся дро­жа­ни­ем тела или отдель­ных его частей. Встре­ча­ют­ся рас­строй­ства чув­стви­тель­но­сти (раз­лич­ные боли, пока­лы­ва­ния, оне­ме­ния и др.) Мне при­хо­ди­лось наблю­дать исте­ри­че­ские глу­хо­не­мо­ту, сле­по­ту. В про­шлом у исте­ри­ков наблю­да­лась так назы­ва­е­мая “исте­ри­че­ская дуга”. В насто­я­щее вре­мя мно­гие пси­хи­ат­ры ука­зы­ва­ют на то, что исте­ри­че­ские реак­ции теперь все чаще обна­ру­жи­ва­ют­ся в более утон­чен­ном виде.

Жак Шар­ко назы­вал исте­рию “вели­кой симу­лянт­кой”. Хотя нель­зя ска­зать, что исте­рия и симу­ля­ция поня­тия тож­де­ствен­ные. Исте­рик дей­стви­тель­но стра­да­ет; но стра­да­ние это вызва­но услов­ной жела­тель­но­стью. В то вре­мя как симу­лянт про­сто изоб­ра­жа­ет болезнь.

Диа­па­зон исте­ри­че­ско­го пове­де­ния так­же очень широ­кий и мно­го­ли­кий. Это и моло­дые люди с серь­га­ми, к при­ме­ру, в носу и зеле­но-крас­но-голу­бы­ми воло­са­ми. Или поли­тик, для кото­ро­го любо­ва­ние собой доро­же все­го остального.

Исте­ри­че­ское пове­де­ние, увы, встре­ча­ет­ся и в пра­во­слав­ной сре­де. При­хо­ди­лось видеть таких “мату­шек” (как они сами себя име­ну­ют), кото­рые сво­и­ми вос­тор­га­ми в один миг пре­вра­ща­ли моло­до­го свя­щен­ни­ка в “чудо­твор­ца” и “про­зор­лив­ца”. Исте­рич­ный чело­век момен­таль­но ста­вит духов­ные “диа­гно­зы”, делит хра­мы и духо­вен­ство на “бла­го­дат­ные” и “без­бла­го­дат­ные”. Кри­те­ри­ем, в дан­ном слу­чае, высту­па­ет, конеч­но же, соб­ствен­ное “чутье”. Ино­гда созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что такой чело­век пря­мо-таки жаж­дет каких-то “жаре­ных” фак­тов, сен­са­ци­он­ной инфор­ма­ции или про­сто слу­хов. И тогда он чув­ству­ет себя в сво­ей сти­хии. При­чем для исте­ри­ка важ­ны не сами фак­ты, а соб­ствен­ная их интерпретация.

Исте­рик может выде­лять­ся не толь­ко экс­тра­ва­гант­ной внеш­но­стью, теат­раль­но­стью мими­ки или осо­бен­но­стя­ми речи. Он может быть внешне и непри­ме­тен, но раз­го­вор его будет изоби­ло­вав цита­та­ми, казать­ся каким-то нау­ко­об­раз­ным. В кон­це кон­цов, он может про­сто все­гда зага­доч­но мол­чать. Одна­ко все это будет позер­ство. Во всем его пове­де­нии будет скво­зить фальшь и неестественность.

Чув­ства исте­рич­но­го чело­ве­ка при внеш­ней теп­ло­те и мяг­ко­сти все­гда с при­ме­сью како­го-то холод­ка. Соб­ствен­ная пер­со­на — вот что глав­ное для тако­го человека.

В кли­ни­че­ской пси­хи­ат­рии раз­ли­ча­ют исте­ри­че­ский нев­роз и исте­ри­че­скую пси­хо­па­тию. Эти состо­я­ния раз­ли­ча­ют­ся по глу­бине, выра­жен­но­сти и про­ис­хож­де­нии исте­ри­че­ских про­яв­ле­ний. Для исте­ри­че­ско­го нев­ро­за более харак­тер­на само­ти­за­ция кон­флик­та, то есть про­яв­ле­ний исте­рии в фор­ме раз­лич­ных телес­ных недо­мо­га­ний и ощу­ще­ний. Очень часто, напри­мер, появ­ля­ет­ся исте­ри­че­ский “комок” в гор­ле. Вспом­ни­те при­ме­ры из худо­же­ствен­ной лите­ра­ту­ры, когда барыш­ни, вол­ну­ясь, пада­ли в обморок.

Пси­хо­па­тия — это лич­ност­ная ано­ма­лия, кото­рая харак­те­ри­зу­ет­ся дис­гар­мо­нич­но­стью пси­хи­че­ско­го устро­е­ния лич­но­сти. Кри­те­ри­я­ми пси­хо­па­тии явля­ют­ся: 1) выра­жен­ность пси­хи­че­ских нару­ше­ний, при­во­дя­щая чело­ве­ка к соци­аль­ной дез­адап­та­ции; 2) тоталь­ные изме­не­ния все­го пси­хи­че­ско­го обли­ка чело­ве­ка; 3) отно­си­тель­ная ста­биль­ность пси­хи­че­ских осо­бен­но­стей (П.Б.Ганнушкин).

Раз­ли­ча­ют пси­хо­па­тии кон­сти­ту­ци­о­наль­ные, кото­рые воз­ни­ка­ют как след­ствие раз­лич­ных забо­ле­ва­ний, травм голов­но­го моз­га, инфек­ций и др., и при­об­ре­тен­ные. Вто­рая груп­па пси­хо­па­тий свя­за­на с фак­то­ра­ми вос­пи­та­ния, сре­до­вы­ми и ситу­а­тив­ны­ми обстоятельствами.

Увы, наша дей­стви­тель­ность зача­стую явля­ет­ся “постав­щи­ком” пси­хо­па­ти­че­ских личностей.

Пси­хо­па­тия зани­ма­ет как бы про­ме­жу­точ­ное поло­же­ние меж­ду пси­хо­за­ми и нев­ро­за­ми. Она по неко­то­рым харак­те­ри­сти­кам “не дотя­ги­ва­ет” до пси­хо­за (как пра­ви­ло, отсут­ству­ют в кли­ни­че­ской кар­тине бред, гал­лю­ци­на­ции и др.), но и суще­ствен­но отли­ча­ет­ся от нев­ро­ти­че­ских рас­стройств. Так­же при нев­ро­зе име­ет­ся связь симп­то­мов с каки­ми-то эмо­ци­о­наль­но зна­чи­мы­ми пере­жи­ва­ни­я­ми, тре­во­жа­щи­ми чело­ве­ка собы­ти­я­ми и обсто­я­тель­ства­ми жиз­ни. А пси­хо­пат, как гово­рит­ся, все­гда пси­хо­пат. Конеч­но, в отдель­ные момен­ты его пове­де­ние может деком­пен­си­ро­вать­ся, а в иные пери­о­ды жиз­ни — наблю­да­ет­ся отно­си­тель­ная ком­пен­са­ция, но общий ано­маль­ный пси­хо­па­ти­че­ский фон остается.

Если чело­век, стра­да­ю­щий нев­ро­зом, услов­но гово­ря, вре­дит себе, то пси­хо­пат сво­им пове­де­ни­ем вре­дит и окру­жа­ю­щим. Без­услов­но, сте­пень выра­жен­но­сти пси­хо­па­ти­че­ских черт у лиц, ими обла­да­ю­щих, варьи­ру­ет инди­ви­ду­аль­но. Суще­ствен­но раз­нит­ся и кли­ни­ка отдель­ных видов пси­хо­па­ти­че­ских рас­стройств. Так, раз­ли­ча­ют, к при­ме­ру, сле­ду­ю­щие виды пси­хо­па­тий: воз­бу­ди­мая, исте­ри­че­ская, реак­тив­но-лабиль­ная, тор­мо­зив­ная и дру­гие . В преж­них клас­си­фи­ка­ци­ях мы мог­ли встре­тить, напри­мер такие раз­но­вид­но­сти: чуда­ки, фан­та­сты, лгу­ны, эмо­ци­о­наль­но тупые, раз­дра­жи­тель­ные, нер­воз­ные, депрессивные.

Лече­ние пси­хо­па­тии — это дли­тель­ный, слож­ный и дале­ко не все­гда эффек­тив­ный про­цесс. То же самое мож­но ска­зать и о духов­ной реа­би­ли­та­ции пси­хо­па­ти­че­ских, лич­но­стей! Одна­ко, невоз­мож­ное чело­ве­ку воз­мож­но Богу.

Пси­хо­па­тия соот­вет­ству­ю­ще­го типа харак­те­ри­зу­ет­ся пове­ден­че­ски­ми нару­ше­ни­я­ми, сни­же­ни­ем соци­аль­но-эти­че­ско­го уровня.

Мощ­ным пси­хо­трав­ми­ру­ю­щим фак­то­ром высту­па­ет тяже­лая болезнь. К сожа­ле­нию, по-хри­сти­ан­ски болеть уме­ют дале­ко не все. Адек­ват­ная, муже­ствен­ная реак­ция на неду­ги встре­ча­ет­ся ред­ко, гораз­до чаще у людей в таких ситу­а­ци­ях воз­ни­ка­ют нев­ро­ти­че­ские реак­ции. Так, про­фес­сор В.П. Зай­цев выде­ля­ет пять типов подоб­ных реак­ции на инфаркт мио­кар­да, сре­ди них опи­са­на и исте­ри­че­ская реак­ция. Для нее харак­тер­ны эго­цен­тризм, демон­стра­тив­ность, стрем­ле­ние при­влечь к себе вни­ма­ние окру­жа­ю­щих вызвать сочувствие.

Еще раз повто­рю, что для того, что­бы исте­рия про­яви­лась спол­на, нуж­ны два усло­вия: выго­да и зри­тель, ничто так не ранит исте­ри­ка как отсут­ствие вни­ма­ния к сво­ей пер­соне. В этом слу­чае жизнь для него туск­не­ет и теря­ет свою привлекательность.

Совре­мен­ная поп-куль­ту­ра — это свое­об­раз­ный исте­ри­че­ский апо­фе­оз. Доста­точ­но взгля­нуть, к при­ме­ру, на боль­шин­ство рок-музы­кан­тов, послу­шать их “твор­че­ство”, и дела­ет­ся про­сто жут­ко. Экзаль­ти­ро­ван­ность и край­няя демон­стра­тив­ность есте­ствен­ны для них как дыха­ние. Стрем­ле­ние при­влечь к себе взо­ры окру­жа­ю­щих скво­зит бук­валь­но во веем: в одеж­де, в позе, в разговоре.

К при­ме­ру, рок-музы­ка ока­зы­ва­ет силь­ное воз­дей­ствие как на пси­хи­че­ское, так и на физи­че­ское состо­я­ние чело­ве­ка. Извест­ный иссле­до­ва­тель рок-н-рол­ла Жан-Поль Режем­баль пишет: “Сила рока заклю­че­на в пре­ры­ви­стых пуль­са­ци­ях, рит­мах, вызы­ва­ю­щих био­пси­хи­че­скую реак­цию орга­низ­ма, спо­соб­ную повли­ять на функ­ци­о­ни­ро­ва­ние раз­лич­ных орга­нов тела (в част­но­сти, бит может вызы­вать уско­ре­ние сер­деч­но­го пуль­са и уве­ли­че­ние содер­жа­ния адре­на­ли­на, а так­же воз­буж­де­ние в поло­вой сфере).

Если, напри­мер, ритм кра­тен полу­то­ра уда­рам в секун­ду и сопро­вож­да­ет­ся мощ­ным дав­ле­ни­ем сверх­низ­ких частот — (15–30 герц ), то спо­со­бен вызвать у чело­ве­ка силь­ное воз­буж­де­ние. При рит­ме же, рав­ном двум уда­рам в секун­ду, и на тех же часто­тах” слу­ша­ю­щий, впа­да­ет в тан­це­валь­ный “транс”, кото­рый срод­ни нар­ко­ти­че­ско­му. Совре­мен­ные рок-груп­пы рабо­та­ют в диа­па­зо­нах от 80 тысяч герц, до 20 и даже ниже. Интен­сив­ность зву­ка дохо­дит до 120 деци­бел, хотя чело­ве­че­ский слух настро­ен на сред­нюю интен­сив­ность 55 деци­бел. Это уже реши­тель­ный штурм всей лич­но­сти. Были слу­чаи, когда пере­из­бы­ток высо­ких или низ­ких частот силь­но трав­ми­ро­вал мозг.

На рок-кон­цер­тах неред­ки кон­ту­зии зву­ком, зву­ко­вые ожо­ги, поте­ри слу­ха и памя­ти. Невоз­мож­но в тече­ние про­дол­жи­тель­но­го вре­ме­ни под­вер­гать себя воз­дей­ствию рока и не полу­чить глу­бо­кой пси­хо­эмо­ци­о­наль­ной трав­мы. При этом воз­ни­ка­ет утра­та кон­тро­ля над спо­соб­но­стью к сосре­до­то­че­нию; зна­чи­тель­но ослаб­ля­ет­ся кон­троль над умствен­ной дея­тель­но­стью и волей; необуз­дан­ные поры­вы ведут к раз­ру­ше­нию, ван­да­лиз­му и бун­ту, осо­бен­но на боль­ших сбо­ри­щах, где пси­хо­по­ле тол­пы, уси­лен­ное выше­ука­зан­ны­ми воз­дей­стви­я­ми рока, прак­ти­че­ски лиша­ет чело­ве­ка инди­ви­ду­аль­но­сти, пре­вра­ща­ет его в часть маши­ны, управ­ля­е­мой сата­нин­ски­ми началами.

Как видим, рок-музы­ка ока­зы­ва­ет раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­ствие на лич­ность чело­ве­ка. Не слу­чай­но мно­гие соли­сты рока явля­ют­ся нар­ко­ма­на­ми и даже откры­ты­ми сатанистами”.

У прео­свя­щен­но­го Вар­на­вы (Беля­е­ва) есть такое выра­же­ние — “ложь жиз­нью”. Так вот и исте­рик в край­них сво­их про­яв­ле­ни­ях лжет всей сво­ей жизнью.

Мно­гие исте­рич­ные пер­со­ны — завсе­гда­таи раз­лич­ных мани­фе­ста­ций, демон­стра­ций. При­чем для них не осо­бен­но и важ­но что или кого защи­щать, чьи пра­ва отста­и­вать. При­вле­ка­ет сама воз­мож­ность быть на виду. В послед­нее деся­ти­ле­тие, с при­хо­дом демо­кра­тии, на волне кри­зи­са нрав­ствен­ных цен­но­стей, в резуль­та­те без­ду­хов­но­сти, царив­шей в обще­стве семь­де­сят с лиш­ним лет, широ­ким фрон­том ведут наступ­ле­ние на души людей раз­но­го рода маги, кол­ду­ны, экс­тра­сен­сы, чаро­деи, при­но­ся столь­ко бед обра­ща­ю­щим­ся к ним людям. Не вда­ва­ясь в подроб­но­сти опи­са­ния этой оккульт­ной пагу­бы, ска­жу лишь, что по сво­е­му лич­ност­но­му скла­ду подав­ля­ю­щее боль­шин­ство этих “цели­те­лей” — исте­ри­ки, жаж­ду­щие сла­вы и при­зна­ния. Конеч­но, есть сре­ди них и созна­тель­ные слу­жи­те­ли злу, име­ю­щие раз­лич­ные сте­пе­ни посвя­ще­ния. Но нема­ло и про­сто мошен­ни­ков, кото­рые и поня­тия не име­ют о каком-то там оккуль­тиз­ме, а попро­сту оби­ра­ют духов­но неве­же­ствен­ных сограж­дан, выка­чи­вая из их кар­ма­нов нема­лые день­ги. Без­услов­но, это обсто­я­тель­ство не сни­ма­ет ответ­ствен­но­сти с само­го чело­ве­ка, обра­тив­ше­го­ся за подоб­ной “помо­щью”, пусть даже и к мошен­ни­ку. Это тяж­кий грех.

Жела­ние быть на виду, в цен­тре вни­ма­ния неред­ко быва­ет свя­за­но с блуд­ной стра­стью. Исте­рик, осо­бен­но по моло­до­сти, все­гда влюб­лен, пре­бы­ва­ет в “оке­ане” эро­ти­че­ских фан­та­зий. Исте­рич­ные жен­щи­ны и малое вре­мя не могут удер­жать­ся от флир­та, кокет­ства. Неред­ко исте­рич­ные люди, осо­бен­но пси­хо­па­ты, пол­но­стью пора­бо­ща­ют­ся блуд­ной стра­стью и ведут соот­вет­ству­ю­щий образ жизни.

Пра­во­слав­ный пси­хо­лог про­то­и­е­рей Борис Ничи­по­ров спра­вед­ли­во пишет: “Иде­а­лы, кото­рые куль­ти­ви­ру­ет обще­ствен­ное созна­ние сего­дня, сле­ду­ю­щие. Пер­вый рас­хо­жий иде­ал — девуш­ка как фото­мо­дель. Тре­бу­ют­ся хоро­шие внеш­ность и фигу­ра, бело­зу­бость, внеш­няя нахва­тан­ность и пр. Вооб­ще, как бы исход­ной точ­кой все­го явля­ет­ся не серд­це или ум, а бед­ро. Все долж­но быть от бед­ра и не выше бед­ра — и мыс­ли, и жела­ния, и чувства.

Вто­рой иде­ал, кото­рый заво­е­вы­ва­ет сего­дня огром­ную попу­ляр­ность, несмот­ря на оче­вид­ную его без­нрав­ствен­ность, — девуш­ка как блуд­ни­ца. Само это назва­ние все менее и менее пори­ца­ет­ся в обще­стве. О печаль­ных послед­стви­ях это­го сти­ля жиз­ни гово­рить не при­хо­дит­ся… И преж­де все­го — это поте­ря пер­во­ос­но­вы, того глав­но­го, зачем девоч­ка появ­ля­ет­ся на Свет Божий…

Одна­ко, жалея таких деву­шек и жен­щин, мы не можем не пори­цать при­чи­ны, кото­рые при­во­дят к этим ано­ма­ли­ям. В первую оче­редь — это широ­кая про­па­ган­да пор­но­гра­фии и наси­лия, рас­пу­щен­но­сти и блу­да, кото­рые ведут сего­дня сред­ства мас­со­вой информации.

Осно­во­по­ла­га­ю­щим и поло­жи­тель­ным нрав­ствен­ным иде­а­лом для рус­ской девуш­ки дол­жен быть иде­ал доб­ро­по­ря­доч­ной жены и забот­ли­вой мате­ри”.

В насто­я­щее вре­мя мно­гие роди­те­ли, в осо­бен­но­сти пра­во­слав­ные, обес­по­ко­е­ны вве­де­ни­ем в шко­лах про­грамм по поло­во­му вос­пи­та­нию. Повсю­ду рас­про­стра­ня­ют­ся соот­вет­ству­ю­щие жур­на­лы, иллю­стри­ро­ван­ные кни­ги. С экра­нов теле­ви­зо­ров пото­ком в дет­ские души идут раз­ные непо­треб­ства. Созда­ет­ся впе­чат­ле­ние, что преж­де на Руси дети не рож­да­лись. Я глу­бо­ко убеж­ден, что вся эта искус­ствен­но вызван­ная к жиз­ни про­бле­ма — бесов­ское ухищ­ре­ние. Кто-то решил, что детей во что бы то ни ста­ло надо как мож­но рань­ше зна­ко­мить с физио­ло­ги­ей поло­вых отно­ше­ний. Я под­чер­ки­ваю, имен­но с физио­ло­ги­ей. Речь не идет о том, что­бы из маль­чи­ка вырас­тить надеж­но­го отца, мужа, защит­ни­ка, а из девоч­ки — забот­ли­вую мать и вер­ную жену. Раз­ве обу­ча­ли этой самой физио­ло­гии в инсти­ту­тах бла­го­род­ных девиц или рус­ских деву­шек в сель­ской глу­бин­ке? А семьи были, как пра­ви­ло, креп­ки­ми, мно­го­дет­ны­ми. Эта тема все­гда была покры­та вуа­лью цело­муд­рия, если хоти­те — недосказанности.

Оппо­нен­ты упре­ка­ют нас в арха­ич­но­сти. Но арха­ич­ны­ми явля­ют­ся имен­но они, устрем­ляя свои взо­ры в Содом и Гомор­ру. У заказ­чи­ков это­го про­ек­та иная цель — рас­тлить моло­дежь и сокра­тить рождаемость.

Док­тор В.К.Невярович вер­но ука­зы­ва­ет на то, что “начи­ная с кон­ца XIX века ате­и­сти­че­ски ори­ен­ти­ро­ван­ные уче­ные пыта­лись дока­зать, что не суще­ству­ет ни одер­жи­мо­сти, ни бес­но­ва­ния, а все это лишь про­яв­ле­ния исте­рии. Подоб­но­го взгля­да при­дер­жи­вал­ся, к сожа­ле­нию, и В.М.Бехтерев (1857–1927), круп­ный рус­ский уче­ный, зани­мав­ший­ся пси­хи­ат­ри­ей, нев­ро­ло­ги­ей, пси­хо­ло­ги­ей. Одна­ко свои иссле­до­ва­ния он стро­ил исхо­дя из сугу­бо мате­ри­а­ли­сти­че­ских пози­ций, что не мог­ло, не отра­зить­ся на его науч­ных изыс­ка­ни­ях. Так, в одной из работ он даже пытал­ся утвер­ждать (о ужас!), что все Еван­гель­ские чуде­са Спа­си­те­ля — исце­ле­ния и вос­кре­ше­ния из мерт­вых — объ­яс­ня­ют­ся исте­ри­че­ски­ми стра­да­ни­я­ми пове­рив­ших во Хри­ста людей.

К сожа­ле­нию, и в наши дни офи­ци­аль­ная меди­ци­на, на радость все­му демо­ни­че­ско­му миру, не отли­ча­ет душев­ных неду­гов от духов­ных и мно­гих бес­но­ва­тых людей пыта­ет­ся лечить то инсу­ли­ном, то гип­но­зом, то хими­че­ски­ми пре­па­ра­та­ми, а в послед­нее вре­мя еще и оккульт­ны­ми мето­да­ми (меди­та­ция, метод Ста­ни­сла­ва Гро­фа и прочее)”.

Тот же автор пишет, “что “исте­рия и бес­но­ва­ние не одно и то же, одна­ко исте­рия как нель­зя луч­ше гото­вит поч­ву для бес­но­ва­ния, ибо диа­вол- “отец лжи”, а все исте­рич­ные лжи­вы; диа­вол, по сло­вам свя­тых отцов, “живо­пи­сец” и “обе­зья­на”, а для исте­рии харак­тер­ны под­ра­жа­тель­ность, актер­ство и болез­нен­ное худо­же­ствен­ное вооб­ра­же­ние. Паде­ние диа­во­ла про­изо­шло из-за тще­сла­вия и гор­ды­ня — и здесь сход­ство налицо…”.

Об этом душев­ном неду­ге свя­щен­ник Алек­сандр Ель­ча­ни­нов писал: “Исте­рия есть раз­ло­же­ние лич­но­сти, и она осво­бож­да­ет огром­ные, пагуб­ные сво­ей раз­ру­ши­тель­ной силой коли­че­ства энер­гии, как в рас­па­да­ю­щем­ся атоме”.

Гор­дость и тще­сла­вие, лжи­вость и позер­ство — вот духов­ная сущ­ность истерии.

Так все-таки что же такое исте­рия: грех или болезнь? Мне пред­став­ля­ет­ся, что исте­рия — это гре­хов­ное устро­е­ние души, кото­рое неред­ко при­во­дит и к болез­нен­ным страданиям.

С какой целью я пишу эти стро­ки? Затем, что­бы, как гово­рит­ся, “знать вра­га в лицо” и бороть­ся с ним, выкор­че­вы­вая пле­ве­лы исте­рич­но­сти в сво­ей соб­ствен­ной душе. И вме­сте с тем, что­бы луч­ше видеть этот гре­хов­ный недуг в окру­жа­ю­щей нас действительности.

Как реа­ги­ро­вать на исте­ри­че­ское пове­де­ние (в том слу­чае, если есть надоб­ность на него реа­ги­ро­вать)? Преж­де все­го, не сто­ит идти на пово­ду у исте­ри­ка. Сохра­няй­те досто­ин­ство и спо­кой­ствие, а если нуж­но, и разум­ную стро­гость. Еще раз напом­ню, что без зри­те­ля исте­ри­ка пре­кра­ща­ет­ся. Поэто­му той самой маме, о кото­рой шла речь выше, сле­до­ва­ло бы не заме­чать “кон­вуль­сий” раз­бу­я­нив­ше­го­ся малы­ша и спо­кой­но про­дол­жать зани­мать­ся сво­и­ми делами.

Обра­ща­ем ваше вни­ма­ние, что инфор­ма­ция, пред­став­лен­ная на сай­те, носит озна­ко­ми­тель­ный и про­све­ти­тель­ский харак­тер и не пред­на­зна­че­на для само­ди­а­гно­сти­ки и само­ле­че­ния. Выбор и назна­че­ние лекар­ствен­ных пре­па­ра­тов, мето­дов лече­ния, а так­же кон­троль за их при­ме­не­ни­ем может осу­ществ­лять толь­ко леча­щий врач. Обя­за­тель­но про­кон­суль­ти­руй­тесь со специалистом.

Комментировать

*

1 Комментарий

  • Настя, 03.05.2018

    Спа­си­бо Вам боль­шое за поучи­тель­ную статью!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цветовая схема:
Цвета
Цвет фона:
Цвет текста:
Цвет ссылок:
Цвет акцентов
Цвет полей
Фон подложек
Заголовки:
Текст:
Выравнивание:
Боковая панель:
Сбросить настройки