Как перестать плакать (Плач в православии и психологии)

Как перестать плакать (Плач в православии и психологии)

Ярасова Наталья Николаевна
(6 голосов4.3 из 5)

Translator

 

В нашем обществе не принято плакать, по крайней мере – плакать в общественных местах.

«Плач показывает всем окружающим, что человек находится в слабой и даже отчасти жертвенной позиции» (психиатр Евгений Фомин).

Даже если в целом негативного отношения к плачущему человеку нет, он привлекает к себе внимание, на него смотрят с любопытством, с нарочитым сочувствием, а порой с раздражением, брезгливостью и осуждением. Даже на похоронах нередко пытаются остановить плачущих, предполагая, что тем самым успокаивают горюющих. Плач воспринимается как что-то ненормальное и постыдное.

В то же время в святоотеческой литературе и молитвенных текстах очень часто упоминается плач. Но плач не от обиды, горя, радости, а плач о грехах. Под таким плачем святые отцы понимают внутреннее состояние христианина, выражающееся в глубоком сердечном сокрушении о своих грехах. И утешение после покаянного плача тоже особое. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся», – говорит Священное Писание (Мф.5:4), подразумевая покаянное сокрушение и духовное утешение кающегося благодатью Святого Духа.

Попробуем разобраться в том, каково должно быть отношение христианина к плачу. Когда он духовно и психологически важен и нужен, а когда плач – это проявление психологических проблем, которые необходимо разрешать, чтобы избавиться от неуместных и ненужных слез. Данная статья представляет собой попытку рассмотрения плача с духовной и психологической точек зрения, а также содержит ряд советов, которые помогут объективно оценить собственное состояние.

Плач в христианстве

Начнем не с самого плача, а с мысли о спасении. Бог по неизреченной Своей милости даровал людям спасение, которое стало возможным через вочеловечение Сына Божьего. Так «возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин.3:16). Господь Иисус Христос искупил грех человека, воссоединил его с Творцом, освободил от рабства смерти.

Бог спасает человека, но не без желания и не без участия самого человека. Нельзя спасти того, кто не хочет спасаться. Посему спасение, являясь действием Божественного промысла, совершается и деятельностью человека, осуществляемой при содействии Божьем. Бог дал человеку бесценный дар – свободную волю. Это есть Образ Божий в человеке – иметь такую же волю, что и Творец. Бог создал человека свободным творить добро, как Сам его творит. Но человек, используя дар свободы, встал на путь зла. Это привело к грехопадению, следствием которого явилось повреждение человеческой природы. Каждый день человек много раз выбирает между грехом и добродетелью, между добром и злом. Вне всякого сомнения, дарованная Богом свобода дает возможность выбирать благо, уподобляясь Богу, воля Которого всегда блага. Направление воли во благо дает возможность человеку возрастать в непрестанном соединении с Богом как Первообразом и Источником Добра.

Таким образом, для спасения нужно направить свою волю во благо, творить добро и уклоняться от зла. Возможно ли такое? Несомненно. Но ведь известно и то, что безгрешных людей не бывает, и даже великие святые говорили о своей греховности. Как же быть, ведь ежедневно человек согрешает? Покаяние дает возможность очиститься от греха и идти по пути спасения. Что есть покаяние? В русском языке термин «покаяние» ассоциирован с греческим словом «метанойа», что дословно переводится как «изменение ума». Именно такое осмысление покаяния дает возможность кающемуся не только признать собственную греховность, но, изменив свое отношение к греху, исправить свою жизнь.

В деле покаяния и важен плач христианина о своих грехах. Он совсем не похож на плач обиженного, горюющего или радующегося человека. Это плач сокрушения, плач покаяния. «Как невозможно без воды вымыть загрязненное платье, – говорит святой Симеон Новый Богослов, – так невозможно и душу омыть и очистить от скверн греховных без слез». Плач христианина – это плач сына о нарушенной грехом связи с Отцом, восстановление которой невозможно без покаяния. «Плач есть укоренившаяся скорбь кающейся души», – говорит о нем преподобный Иоанн Лествичник.

Христианину важно учиться плакать о своих грехах. Святитель Иоанн Златоуст предлагает плач как один из путей спасения: «Ты согрешил? Плачь, и изгладишь грех. Какой это труд? Ничего больше не требую от тебя, кроме плача о грехе. Не приказываю тебе ни рассекать моря, ни входить в пристани, ни путешествовать, ни отправляться в дальний путь, ни тратить деньги, ни вверять себя бурным волнам, – но что? Поплачь о грехе». Многие христианские подвижники проходили путь плача, стяжав его как дар Божий. Но как понять, угодны ли Богу слезы?

Важное отличие христианского плача – его духовная составляющая. Плач – внутреннее состояние души, а слезы – лишь его внешнее проявление. Человек может плакать по разным поводам, и его внутренние переживания в этот момент могут быть различными – как благими, так и греховными. И хотя плач, как правило, является выплеском эмоций, кипящих в человеке, но сами по себе слезы не являются показателем того, что человек получает от них какую-либо духовную пользу. Например, слезы могут течь от немощи физического естества, сильная боль утоляется слезами, можно залиться слезами просто переборщив с горчицей или острым перцем. Есть слезы, проливаемые в истерическом состоянии, можно плакать от радости и от горя. Но все эти слезы, пусть и приносят в какой-то момент облегчение душевного состояния, в духовном смысле нейтральны, от них нет деятельной пользы в деле спасения. Поэтому христианские подвижники считают, что одни физические слезы без духовного смирения и осознания собственной греховности не приносят пользы душе. Более того, святые отцы Церкви учат: существуют и греховные слезы – слезы, проливаемые по греховным побуждениям. Они могут быть от тщеславия, лицемерия, человекоугодия, бессильной злобы, гнева, зависти и т.д.

«По плодам их узнаете их», – говорит Господь (Мф.7:16). Это утверждение одинаково применимо как мерило праведности в разных случаях жизни, ибо верно всякое слово Христа, Который «есть путь, истина и жизнь» (Ин.14:6). Каковы плоды слез? Если человек плачет и в то же время раздражается и гневается, то значит, что эти слезы греховные. Правильно плачущий на другого не раздражается, поскольку видит свою греховность и желает слезами покаяния очистить душу. Такие слезы дают успокоение и умиротворение, ведь Бог утешает кающегося грешника. «Как вода, мало-помалу возливаемая на огонь, совершенно угашает его, – пишет преподобный Иоанн Лествичник, – так и слеза истинного плача угашает всякий пламень раздражительности и гнева». Таким образом, плоды правильных слез – неосуждение, безгневие, кротость, смирение. Эти добродетели помогают человеку побеждать гордыню, делая бессильными духов злобы. Преподобный Григорий Синаит говорит: «Диавол, когда увидит кого, в плаче живущего, то не замедляет там, боясь смирения, порождаемого плачем». Конечно, лукавый искушает плачущего, но плачем он и прогоняется.

Однако случается, что человек не видит в себе потребности в плаче, ошибочно полагая, что раз совесть его не обличает, то нет у него грехов, требующих сокрушения. Подобное самообольщение имеет своим корнем греховные страсти. Святитель Игнатий Брянчанинов пишет: «Спокойствие, которым ты уверяешься в верности пути твоего, есть не что иное, как несознание и неощущение своей греховности, происшедшее и происходящее от нерадивой жизни, а радость, которая по временам рождается в тебе по причине наружного преуспеяния человеческих похвал, отнюдь не есть радость духовная и святая: она – плод самомнения, самодовольства и тщеславия». Тщеславие не дает душе возможности прийти в сокрушение о своих грехах и стяжать смирение. Святые отцы именуют такое состояние мнимого спокойствия нечувствием. Это опасное духовное состояние, поскольку, впав в него, человек становится невнимательным по отношению к самому себе, совершаемым поступкам, попросту не видит своих грехов. Даже если человек совершает добродетельные поступки, но не сопровождает их сокрушением в грехах, то они остаются бесплодными. «Самомнение и самодовольство, – говорит святитель Игантий Брянчанинов, – которыми обыкновенно сопутствуется нечувствие, самообольщение и гордость, которые обыкновенно бывают последствиями укоренившегося нечувствия, достаточны для отъятия всех духовных плодов, для погибели. Нечувствие тем страшно, что обладаемый им не понимает своего бедственного состояния: он обольщен и ослеплен самомнением и самодовольством». Поэтому для христианина крайне важно не допускать себе даже мысли о том, что он не имеет грехов, требующих плача и сокрушения. Всякий грех – нарушение заповедей Божьих, он требует искреннего покаяния и исправления.

Конечно, плач должен соединяться с молитвой, ибо не может быть покаяния без обращения к Богу. «Ум молится словами, сердце молится плачем. Не восплачет сердце, если не умилится от слов молитвы, не стяжет ум внимательной молитвы, если сердце не будет содействовать и помогать ему плачем», – пишет святитель Игантий Брянчанинов.

Для того чтобы плач дал благодатные плоды, необходимы определенные условия. Святые отцы учат, что подвижник для стяжания дара плача должен уклоняться от забот и суетных помыслов, быть воздержанным в еде и сне, обуздывать свой язык, а также иметь память о смерти и загробной участи. Всё это помогает удержать состояние благодатного плача, который, впрочем, не всегда должен сопровождаться слезами. Плач может совершаться внутренне, ведь это, в первую очередь, состояние души. Подвижник, имеющий дар плача, будет его скрывать от окружающих, дабы не нарушить этого благодатного состояния омываемой слезами покаяния души. Когда же будет один, тогда может предаться плачу наружному. В этом смысле христианин подобен многим другим людям, которые не желают показывать своих слез, но при этом имеет определенные, отличные от многих духовные причины.

Плач и психология

Теперь поговорим о том, как понимается плач в психологии. И хотя будем находить противоположные мнения относительно одних и тех же вещей, путь это не смущает читателя, ведь каждый найдет то, что близко ему.

Итак, в обществе не принято плакать. Значит ли это, что общество состоит исключительно из сильных людей, которые не пускают слезу ни в горе, ни в радости? Отнюдь, человек – творение эмоциональное, и эмоции проявляются у него всячески, в том числе и слезами. К слезам радости, как правило, не бывает негативного отношения, наоборот, они умиляют и нередко провоцируют на радостный плач окружающих. Можно сказать, что слезы радости заразительны, как заразителен смех, улыбка и другие проявления радостных эмоций. Даже приветливая улыбка случайного прохожего вызывает невольное желание улыбнуться в ответ.

И яркие негативные эмоции могут быть заразительны. Но большинство людей не хотят переживать негатив и всячески подсознательно стараются избегать его. Чужая боль никому не нужна. Поэтому слезы, которые ассоциируются с горем и негативными переживаниями в целом принимаются окружающими отрицательно. А поскольку слезы еще и указывают на уязвленное положение плачущего, что может вызывать не только сочувствие, но и нередко раздражение, то неудивительно, что большинство людей стараются свои слезы скрывать.

Бывает, что человек боится плакать даже наедине с собой, особенно когда есть вероятность, что по его заплаканному лицу кто-то догадается о том, что он плакал. Это может быть не только из-за страха показать свою слабость, но и из-за опасения реакции близких на слёзы: может, чтобы их не взволновать, а может – из-за опасения, что они разозлятся, будут ругать, особенно если уже были прецеденты.

Соответственно, во многих из нас живет страх осуждения, ругани или насмешек за слезы, и мы запрещаем себе и другим плакать. Порой фактически выстраивается внутренний блок, и человек теряет способность плакать, даже когда это уместно.

Это ошибочная и довольно вредная позиция. На самом деле, плач очень важен, это защитная реакция организма, сберегающая психику от перегрузки и разрушения: «плакать полезно для нервной системы, поскольку слезы — это мощный антистрессовый механизм» (психиатр Евгений Фомин). Иногда слезы называют душем для психики, так как они помогают снять внутреннее напряжение, очищают от избыточных эмоций.

Когда у вас есть потребность поплакать, дайте ей волю, хотя бы наедине с собой. Если у вас сильна установка, что «при большом скоплении народа будет неуместно плакать», «чтобы этого не случилось, можно думать о вещах, не вызывающих печаль, грусть и желание всплакнуть. Например, можно подумать о какой-то интересной шутке, приятном воспоминании, вспомнить веселую любимую песню. В общем, все то, что может поднять настроение. Можно просто мысленно считать, например, окружающих людей или предметы. Но если все же вы расплакались, то люди воспримут это вполне естественно, а близкие еще и поддержат» (Сайт сети клиник «Московский доктор»).

Другое дело, если у вас не просто текут слезы: вы по малейшему поводу плачете всерьез, захлебываетесь в рыданиях, долго не можете остановиться. Может, вы начинаете плакать в любом месте и в любое время от случайно мелькнувшей мысли или, казалось бы, вообще без повода. Возможно, ваша плаксивость портит вам жизнь, например, над вами смеются или вы сами думаете о себе отвратительно из-за своей плаксивости. Или вы испытали серьезное горе, но прошло уже достаточно времени, чтобы вернуть себе душевное равновесие, а вы все плачете и плачете.

К тому же, «если человек злоупотребляет этим антистрессовым механизмом, то он может зафиксировать эту жертвенную позицию у себя и потом слишком часто в нее входить или привыкнуть к ней» (психиатр Евгений Фомин).

В случае ненормальной, чрезмерной, мешающей плаксивости нужно разобраться с ее причиной, в первую очередь — определить, есть ли очевидный источник душевной боли, вырывающейся слезами.

Плач после психологической травмы

Когда известно, какое именно событие стало причиной вашего состояния, оцените, сколько времени прошло с момента психологической травмы.

  1. Если травмирующее событие было менее месяца-полутора назад, не пытайтесь запретить себе плакать. Наоборот, дайте себе возможность выплакаться, желательно в чьем-то присутствии. Постарайтесь выговаривать свою боль, выпускать чувства наружу. Если вы не способны открываться другим людям и говорить о своей боли в их присутствии, воспользуйтесь методом неотправленного письма. Пишите, высказывайте все, что вас тревожит, обращаясь к кому угодно, хоть к самому себе или «дневнику» (в формате дневника). Еще лучше — разговаривайте с Богом, молитесь, но не обвиняя, а прося поддержки.
  2. В преодолении обоснованной внутренней боли помогают дела, которые не позволяют думать, полностью загружают разум, но при этом не переутомляют. Это должно быть что-то важное, дающее ощущение собственной значимости, забота о ком-то. При этом надо гнать от себя возможные мысли о том, что эти дела мешают сосредоточиться на себе.
  3. Вообще нужно сменить вектор переживаний с жалости к себе на простое переживание боли. Возможные установки: «Сейчас мне больно, мне нужно побыть с этим, но это пройдёт, просто нужно время». «Я не один, со мной Бог, который меня любит». Если возникают мысли «За что?», «Почему?», их нейтрализовать ответом: «Есть за что, грехов в жизни хватает», «Если Господь дал мне эту боль, значит, так нужно для моего спасения, даже если мне сейчас трудно понять, как и почему это поможет». Работа над доверием, в том числе доверием к Богу, предполагает постоянный контроль мыслей и поддержание доверия, отбрасывание сомнений.

Если ваше горе связано со смертью дорогого вам человека, воспользуйтесь советами православного психолога «Как пережить потерю близкого».

Если горе не связано со смертью, а вызвано, например, болью предательства, обидой, каким-то страхом, растерянностью, ощущением одиночества, потерей смысла жизни, вам необходимо переживать свою боль, но стараться не тонуть в ней, постоянно напоминая себе о том, что эти сильные переживания не вечны. Попутно надо осознавать психологические причины происходящего, это поможет именно пережить чувства, переболеть ими, а не вытеснить, не подавить их. Далее, нужна работа над собственными мысленными установками, выстраивание внутри себя духовной иерархии в соответствии с заповедями: чтобы на первом месте был Бог.

Человек, постоянно напоминающий себе о том, что Бог рядом, никогда не будет испытывать истинного одиночества. «С нами Бог» — это не просто слова, это отображение и образа мыслей, и особого чувства сопричастности самому дорогому нашему собеседнику.

Помня о Боге и желая быть с ним в вечной жизни, легче отказываться от обид, прощать обидчиков, а значит, не испытывать сильной боли от того, что кто-то вольно или невольно ранит словами или своим отношением. С Богом одолеваются страхи, с ним всегда есть ощущение смысла жизни. Даже самая сильная боль в бытии с Богом всегда сопровождается надеждой, а значит, становится переносимой.

При такой установке пропадает потребность жалеть себя и подпитывать свою боль, а значит, негативные чувства не усиливаются и постепенно затухают. Так устроена наша нервная система: мы не можем слишком долго испытывать слишком интенсивные эмоции. Примерно через два месяца наше эмоциональное состояние выравнивается — главное, не провоцировать у себя рецидивы.

Если вы не можете успокоиться слишком долго, вам нужна помощь специалиста и, возможно, успокоительные средства — сходите на прием к психотерапевту, психиатру или хотя бы к неврологу.

Плаксивость без видимой причины

Если появившаяся плаксивость не имеет видимого или достаточного повода, ее причиной могут быть гормональные сбои или иные проблемы с физическим здоровьем, влияющие на работу нервной системы. Также повышенная чувствительность и плаксивость может быть связана с болезненным состоянием психики — невротическим расстройством, депрессией, развитием посттравматического синдрома. Такие состояния требуют лечения у психотерапевта или психиатра.

В случае психически здорового человека вывод о психогенной (вызванной переживаниями) природе расстройства или психоэмоциональной проблемы обычно делают после того, как обычное обследование не находит проблем со здоровьем, способных вызвать негативное эмоциональное состояние.

Поэтому стоит начать с похода к хорошему терапевту, который назначит соответствующие анализы и консультации у специалистов для поиска или исключения какого-то телесного заболевания. Обычно в базовую проверку входит оценка гормонального статуса, анализы крови для исключения анемии и иных сбоев, кардиограмма и неврологическое обследование.

А уже после этого, зная результаты проверки, нужно идти к психотерапевту или психиатру. Причем, при неконтролируемой плаксивости посетить врача-психолога нужно, даже если выявятся проблемы с обменом веществ или иные телесные заболевания, способные спровоцировать излишнюю эмоциональную чувствительность. У подобного состояния причины обычно комплексные, и для исцеления необходим системный подход и лечение по всем фронтам.

В случае обнаружения нервного расстройства врач, в зависимости от типа расстройства и его степени, либо порекомендует исключительно психотерапевтическую работу, либо назначит лекарства.

Когда нервное расстройство протекает в легкой форме, можно обойтись без лекарств. В этом случае решение проблемы предполагает только психотерапевтическую или психологическую работу. В такой ситуации лучший вариант — посещать параллельно и психиатра/психотерапевта, и психолога, так как у них разные функции и разные методы работы. Если эти специалисты работают в одном учреждении или иначе сотрудничают, они совместно вырабатывают стратегию лечения и распределяют рабочие задачи. Но чаще психотерапевт/психиатр и психолог работают независимо друг от друга, и психолог знает о диагнозе и назначениях врача только со слов или из медицинских документов клиента. В таком случае врач должен дать добро на работу с психологом, а психолог уже самостоятельно определяет методы работы в русле одобренного психотерапевтом или психиатром психотерапевтического лечения. Это очень важно понимать: при наличии у человека нервного расстройства психолог ориентируется на установленный врачами диагноз и «встраивается» в системное лечение. Не стоит обижаться на психолога, если, зная или предполагая наличие нервного расстройства, он откажется работать с вами без получения вами консультации у психолога-врача соответствующей квалификации, постановки диагноза и назначения соответствующего лечения. У некоторых психологических методов есть серьезные противопоказания, их нельзя применять при тех или иных невротических расстройствах, чтобы не причинить серьезный вред вашему здоровью. Такой подход положительно характеризует психолога и свидетельствует о его профессиональной ответственности.

Но в большинстве случаев люди приходят к врачу, когда сами уже настолько не справляются со своим состоянием, что терапия лекарственными препаратами является необходимой. Ни в коем случае не стоит игнорировать прием лекарств — они помогут восстановить нормальную работу нервной системы, а обеспеченное ими успокоение, приглушение эмоций позволит более объективно оценивать ситуацию и вернёт способность управлять собой. Даже если таблетки как-то странно, негативно влияют на вас, это не повод прекратить лечение, просто обязательно нужно рассказать о своем состоянии врачу, чтобы он скорректировал лечение с учетом ваших реакций.

Но в любом случае только фармакологического лечения недостаточно. Необходимо дополнительно проходить медицинскую (у психотерапевта) и/или немедицинскую (у психолога) психотерапию. Приоритетное мнение о том, какая терапия необходима и достаточно ли помощи психолога, имеет врач (психиатр, психотерапевт), так как у психолога обычно отсутствует медицинское образование, и он не обладает нужными умениями в постановке диагноза и выборе требуемого лечения.

Вполне может быть, что врачи установят: у вас нет ни психической болезни, ни соматического или невротического заболевания, вы в целом здоровы, просто находитесь в состоянии стресса, которое далеко не всегда принимает болезненную форму. Тогда проблема может решаться исключительно в психологическом поле.

Что выражает или скрывает плач

С точки зрения психологии, плач может выражать, сопровождать, замещать чувства, которые слишком сильны и угрожают вашей психической целостности, или эмоции, которые вы запрещаете себе проявлять:

  • горе, душевную боль,
  • фрустрацию (состояние, связанное с невозможностью удовлетворить какие-то потребности),
  • злость, обиду,
  • бессилие,
  • страх,
  • стыд,
  • вину и раскаяние,
  • чувство одиночества.

Для избавления от плаксивости, связанной с негативными эмоциональными состояниями, нужно не пытаться взять себя в руки, запрещая себе плакать, а прорабатывать эти состояния, в идеале – со специалистом-психологом или психотерапевтом.

Что можно сделать самому

  1. Если вам хочется плакать, когда никого рядом нет, дайте волю слезам, особенно, если в ближайшее время вас никто не увидит. Плакать полезно, а постоянно подавлять желание заплакать – нет! Также можно плакать в окружении близких, которые не будут запрещать вам лить слезы или насмехаться над вами – в компании супруга, друзей. Плач в присутствии поддерживающего лица гораздо полезнее для снятия напряжения и выхода душевной боли. Можно плакать даже при детях, но так, чтобы их не напугать. С детьми вообще лучше не скрывать слезы, а объяснять, почему вы плачете. Причем, объяснять так, чтобы дети понимали: плакать, если для этого есть повод, – нормально, даже для мальчиков и мужчин, несмотря на то что всегда может встретиться тот, кто скажет: «Не реви, ну что ты за тряпка!». Слезы — не повод считать человека малодушным слабаком и плаксой. Напротив, в наше время многим людям нужно большое мужество, чтобы позволить себе плакать. Слезы могут показывать и наше сострадание, и нашу нежность, и нашу любовь.

Вспомним пример Христа, заплакавшего около могилы Лазаря: «Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его». (Ин.11:35-36)

  1. Если вам хочется поплакать в общественном месте, учитывая возможные нежелательные реакции окружающих, лучше отложить плач на потом и постараться переключить свое внимание на что-то не грустное. Но и сдерживаться изо всех сил, чтобы не заплакать, не нужно – сильное сопротивление слезам и стремление контролировать себя может слишком увеличить напряжение и привести к обратному результату, вызвав не просто слезы, а рыдания.
  2. В большинстве случаев ожидание общественного осуждения сильно преувеличено. Заплакав прилюдно, внимание окружающих вы, скорее всего, привлечете, однако обычно это будет внимание с добрым, сочувствующим интересом. Чаще всего люди будут посматривать на вас, но не решатся подойти из-за своей неготовности окунаться в ваши проблемы. Кто-то может спросить, что случилось, не нужна ли помощь. А негативная реакция, осуждение, агрессия в ответ на слезы встречаются гораздо реже.

Но даже если вы боитесь осуждения обоснованно, зная о негативном отношении окружающих к плаксам, учите себя не испытывать стыда за слезы, которые не сумели сдержать, не впадайте в слабую позицию жертвы. Помните, слезы не делают вас слабыми, они — всего лишь способ инстинктивной саморегуляции. Слабыми может нас сделать лишь наше отношение к себе плачущему и придание слишком большого значение чужому негативному мнению.

  1. Достаточно действенным средством совладать с собственной плаксивостью является арт-терапия. Это не обязательно должна быть направленная работа с психологом, можно просто выражать свои чувства в творчестве. Самыми эффективными в этом плане являются рисование, пение, танцы. Во время этих занятий, благодаря работе защитного механизма психики — сублимации и действию иных психологических процессов, происходит трансформация эмоций. Боль преобразуется в чувства, сопровождающие творчество – вдохновение, удовлетворение от процесса сотворения чего-то, эстетическое удовольствие и др., и постепенно отпускает нас. Если, конечно, не разжигать ее в себе постоянными самоистязательными воспоминаниями о поводах пострадать и не упиваться жалостью к себе. А чем меньше внутренней боли, тем меньше потребность плакать.
  2. Выражать и «отпускать» чувства, провоцирующие приступы плаксивости, помогает уже упомянутый способ – проговаривать свои мысли и чувства реальному собеседнику или же в виде письма (лучше неотправленного) или дневника.
  3. Достаточно эффективен метод катарсиса – максимального, кульминационного обострения чувств, позволяющего выплакаться, прорыдаться надолго. С этой целью подходит прочтение и просмотр трагедий или произведений, сюжет которых чем-то напоминает личную историю. Этот способ помогает уменьшить так называемое когнитивное напряжение, которое не позволяет нам избавиться от негативных переживаний, пока они не достигнут некой кульминационной точки. Однако злоупотреблять этим методом не стоит – катарсис может стать своего рода эмоциональным наркотиком: иногда есть риск «подсесть» на возможность пережить яркие эмоции при помощи литературно-театрального стимула. И тогда вместо избавления от боли получится «мазохистская» привычка вновь и вновь погружаться в боль. Вместо исцеления может произойти разжигание страсти. Поэтому лучше ограничиться максимум тремя подобными произведениями (по крайней мере, без контроля психолога).
  4. Попробуйте самостоятельно определить, что скрывается за вашими слезами: просто боль? Обида? Злость? Страх? Бессилие? Что вы можете изменить внутри себя в связи с выловленной негативной эмоцией? Препарируйте это чувство с духовной позиции – какие страсти пробуждает или отражает оно в вашей душе? Воспользуетесь советами Церкви по преодолению этих страстей, прибегнув к Божией помощи: молитвенно просите Его вас простить, вразумить, наставить на путь праведный, участвуйте в Церковных Таинствах, делайте добрые дела, искореняйте греховные помыслы и выстраивайте свой внутренний мир так, чтобы укрепляться в духе заповедей Христовых.

Способность плакать нередко служит показателем того, что наша душа не зачерствела. Сопереживание чужой боли, выражающееся в слезах сочувствия, возвышает нас над суетой и делает нас человечней. И даже склонность ронять слезу над романтичными историями, красивыми пейзажами, трогательными моментами вполне может быть вашей доброй личной особенностью, не стоит воспринимать ее как слабость. Так что, если вы сентиментальны и у вас текут слезы при виде горя или, наоборот, нереальной красоты, самым разумным будет разрешить себе плакать и работать над ложным, иррациональным стыдом. Если вы сами не будете зацикливаться на своей чувствительности и романтичной плаксивости, если будете позиционировать ее как нормальное явление, не делающее вас слабым и жалким, то и окружающие будут воспринимать это так же нормально.

протоиерей Дионисий Свечников, Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать