Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

(16 голосов4.0 из 5)

Ста­рай­тесь при­дер­жи­вать­ся сле­ду­ю­щих пра­вил, это облег­чит вашу жизнь:

1. Пре­одо­ле­вай­те страх и отчаяние.
2. Не трать­те вре­мя на поис­ки винов­но­го. Его про­сто не бывает.
3. Опре­де­ли­те, какая помощь необ­хо­ди­ма ваше­му ребен­ку и
вашей семье, и начи­най­те обра­щать­ся к специалистам:
меди­цин­ская помощь (кон­суль­та­ция у дет­ско­го пси­хо­нев­ро­ло­га и дру­гих специалистов);
пси­хо­ло­го-педа­го­ги­че­ская помощь (обу­че­ние в спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ном учре­жде­нии на осно­ве реко­мен­да­ций ПМПК).

Синдром Дауна

Как развиваются дети с синдромом Дауна?

С пер­вых меся­цев жиз­ни дети отста­ют в пси­хо­мо­тор­ном раз­витии. У боль­шин­ства из них позд­нее раз­ви­ва­ет­ся речь и име­ют­ся дефек­ты зву­ко­про­из­но­ше­ния. Дети недо­ста­точ­но хоро­шо по­нимают обра­щен­ную к ним речь, их сло­вар­ный запас беден.
«Отно­си­тель­ная сохран­ность эмо­ци­о­наль­ной сфе­ры, хоро­шая под­ра­жа­тель­ность детей с син­дро­мом Дау­на спо­соб­ству­ют тому, что интел­лек­ту­аль­ная недо­ста­точ­ность этих боль­ных для роди­те­лей ста­но­вит­ся оче­вид­ной в несколь­ко более стар­шем воз­расте, обыч­но после 2—3 лет. Умствен­ная отста­лость при син­дро­ме Дау­на про­яв­ля­ет­ся в раз­ной сте­пе­ни. Боль­ные отли­ча­ют­ся кон­крет­ным, замед­лен­ным мыш­ле­ни­ем, у них нару­ше­ны вни­ма­ние, смыс­ло­вая память. Меха­ни­че­ская память оста­ет­ся более сохранной.
Дети при­вет­ли­вы, общи­тель­ны, довер­чи­вы. Обыч­но про­яв­ля­ют неж­ную при­вя­зан­ность к близ­ким и уха­жи­ва­ю­щим за ними людь­ми. Одна­ко неко­то­рые из них могут быть повы­шен­но воз­бу­ди­мы, рас­тор­мо­же­ны, упрямы.

Чем могут помочь родители своим детям?

Если у ребен­ка син­дром Дау­на, сле­ду­ет тща­тель­но обсле­до­вать малы­ша у спе­ци­а­ли­стов. Преж­де все­го сле­ду­ет выяс­нить, нет ли у ребен­ка врож­ден­но­го поро­ка серд­ца, и, если он будет обна­ру­жен, нуж­но решать вопрос со спе­ци­а­ли­ста­ми о воз­мож­но­сти и целе­со­об­раз­но­сти опе­ра­ци­он­но­го лече­ния. Врож­ден­ные поро­ки серд­ца при син­дро­ме Дау­на наблю­да­ют­ся в 30–40% слу­ча­ев, и, как пра­ви­ло, эти дети отли­ча­ют­ся неболь­шой сома­ти­че­ской ослаб­лен­но­стью, у них часто может наблю­дать­ся затруд­нен­ное дыха­ние, одыш­ка. А потом надо осо­бен­но хоро­шо про­вет­ри­вать поме­ще­ние, где нахо­дит­ся малыш. В ряде слу­ча­ев полез­но исполь­зо­вать увлаж­ни­тель воздуха.
Всем детям с син­дро­мом Дау­на необ­хо­ди­мо обсле­до­вать слух, так как нару­ше­ния слу­ха у них доста­точ­но частые. А невы­яв­лен­ные нару­ше­ния слу­ха зна­чи­тель­но затруд­ня­ют раз­ви­тие речи и общее пси­хи­че­ское раз­ви­тие ребен­ка. Малы­ша сле­ду­ет про­кон­суль­ти­ро­вать так­же у глаз­но­го вра­ча и эндокринолога.
У мно­гих детей с син­дро­мом Дау­на име­ют­ся раз­лич­ные дефек­ты зре­ния, недо­ста­точ­ность функ­ции щито­вид­ной желе­зы и дру­гих желез внут­рен­ней секреции.
Вни­ма­тель­но наблю­дай­те за сво­им ребен­ком, не про­пу­сти­те раз­лич­ные при­сту­по­об­раз­ные состо­я­ния с мимо­лет­ным отклю­чением созна­ния, подер­ги­ва­ния в раз­лич­ных частях тела. Извест­но, что при­мер­но у 10% детей с син­дро­мом Дау­на наблю­да­ют­ся эпи­леп­ти­че­ские припадки.

Какого уровня развития может достичь ребенок с синдромом Дауна?

Ответ на этот вопрос в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от того, как рано и как упор­но будут обу­чать малы­ша основ­ным навы­кам и уме­ни­ям. Несмот­ря на то, что дети с син­дро­мом Дау­на отста­ют в умствен­ном раз­ви­тии и тре­бу­ют к себе очень мно­го вни­ма­ния, они – чле­ны семьи, обще­ства и бла­го­дар­но откли­ка­ют­ся на любовь и заботу.
Посколь­ку эти дети мало­ак­тив­ны, сле­ду­ет поощ­рять прояв­ленную ими само­сто­я­тель­ность в раз­лич­ных видах дея­тель­но­сти, в игре, навы­ках самообслуживания.
При обу­че­нии ребен­ка с син­дро­мом Дау­на навы­кам самообс­луживания необ­хо­ди­мо исполь­зо­вать его под­ра­жа­тель­ность. Созда­вать как мож­но боль­ше ситу­а­ций, в кото­рых ребе­нок мог бы наблю­дать за ваши­ми дей­стви­я­ми при оде­ва­нии, раз­де­ва­нии, умы­ва­нии, убор­ке поме­ще­ний и т. п. Если в семье есть еще дети, предо­ставь­те ему воз­мож­ность как мож­но боль­ше наблю­дать за их дей­стви­я­ми и игрой. Посте­пен­но обу­чай­те этим дей­стви­ям и боль­но­го ребен­ка. Делай­те это систе­ма­ти­че­ски и обя­за­тель­но уви­ди­те резуль­тат сво­е­го труда.
Для побуж­де­ния соб­ствен­ной актив­но­сти ребен­ка очень полез­ны­ми явля­ют­ся музы­каль­ные заня­тия – музы­каль­ная тера­пия или лече­ние музы­кой, посколь­ку дети с син­дро­мом Дау­на очень вос­при­им­чи­вы к музы­ке, с удо­воль­стви­ем дви­га­ют­ся под нее, хло­па­ют в ладо­ши, напе­ва­ют. Поэто­му им полез­ны спе­ци­аль­ные игры под музы­каль­ное сопро­вож­де­ние, напри­мер, ката­ние мяча, рит­ми­че­ские дви­же­ния, ими­та­ция дей­ствий пер­со­на­жей ска­зок и т. п. С ними мож­но разу­чи­вать про­стые сти­хо­тво­ре­ния, счи­тал­ки. Важ­ное зна­че­ние име­ют спе­ци­аль­ные игры, направ­лен­ные на раз­ви­тие общей мото­ри­ки, коор­ди­на­ции дви­же­ний. Детей сле­ду­ет учить бегать, пры­гать, бро­сать и ловить мяч, ска­ты­вать­ся с гор­ки. При про­ве­де­нии всех этих заня­тий сле­ду­ет исполь­зо­вать харак­тер­ную осо­бен­ность этих детей – их под­ра­жа­тель­ность и музы­каль­ность. Чаще лас­кай­те, обни­май­те сво­е­го ребен­ка, и он таким же спо­со­бом будет выра­жать свое отно­ше­ние к близким.
Пока­зы­вай­те малы­шу боль­шие яркие кар­тин­ки, учи­те его рас­смат­ри­вать их, крат­ко объ­яс­няй­те их содержание.
Осо­бое вни­ма­ние сле­ду­ет обра­тить на раз­ви­тие речи малы­ша. При этом опять же необ­хо­ди­мо опи­рать­ся на боль­шую под­ра­жа­тель­ность боль­но­го ребен­ка. Поэто­му кро­ме про­ве­де­ния спе­ци­аль­ных заня­тий по раз­ви­тию речи сде­лай­те для себя пра­ви­лом ком­мен­ти­ро­вать свои дей­ствия, за кото­ры­ми наблю­да­ет малыш, про­сты­ми предложения­ми типа: «я мою руки», «наде­ваю паль­то», «режу хлеб», «мою чаш­ку» и т. п. Назы­вай­те пред­ме­ты и дей­ствия, на кото­рых в дан­ный момент сосре­до­то­че­но вни­ма­ние ребен­ка. Делая это посто­ян­но, добье­тесь зна­чи­тель­но­го про­грес­са в раз­ви­тии его речи.
Читай­те ребен­ку боль­ше книг, под­би­рай­те тек­сты в соот­вет­ствии с его уров­нем пони­ма­ния. При этом исполь­зуй­те изда­ния с ярки­ми, круп­ны­ми кар­тин­ка­ми, иллю­стри­ру­ю­щи­ми содер­жа­ние тек­ста. Полез­но в про­цес­се чте­ния одно­вре­мен­но рисо­вать отдель­ных персонажей.
Для ребен­ка с син­дро­мом Дау­на очень важ­ным явля­ет­ся со­блюдение режи­ма, при­уче­ние к акку­рат­но­сти, ран­нее уча­стие в раз­лич­ных видах быто­во­го тру­да вме­сте со взрос­лы­ми, а затем и само­сто­я­тель­но под их руко­вод­ством. И как бы вам ни было труд­но, какое бы отча­я­ние ни охва­ти­ло вас, помни­те: глав­ное – это тер­пе­ние и любовь.

У каких специалистов следует проконсультировать ребенка с синдромом Дауна?

Важ­ным явля­ет­ся объ­ек­тив­ное обсле­до­ва­ние зре­ния и слу­ха, так как до 60% детей с син­дро­мом Дау­на име­ют раз­лич­ную пато­ло­гию зри­тель­ной систе­мы и 40% — слуха.
Так­же ребе­нок с син­дро­мом Дау­на дол­жен наблю­дать­ся у пси­хоневролога, педи­ат­ра и эндо­кри­но­ло­га; сле­ду­ет пом­нить, что у этих детей име­ют место поро­ки серд­ца, недо­ста­точ­ность функ­ций щито­вид­ной и поло­вых желез.

Нужно ли вступать в ассоциацию родителей?

Целе­со­об­раз­но всту­пить в Ассо­ци­а­цию роди­те­лей детей, стра­дающих син­дро­мом Дау­на, где мож­но полу­чить цен­ные практи­ческие сове­ты и пред­ло­же­ния от дру­гих роди­те­лей, кото­рые сами про­шли через подоб­ную ситу­а­цию, пре­одо­ле­ли ее и спо­соб­ны поде­лить­ся опы­том. Необ­хо­ди­мо вклю­чить ребен­ка в нор­маль­ную жизнь семьи. Роди­те­лям, кото­рые сбли­жа­ют­ся со сво­и­ми осо­бы­ми детьми, уда­ет­ся гар­мо­ни­зи­ро­вать отно­ше­ния в семье и раз­вить в себе осо­бую чут­кость. Это вли­я­ет и на отно­ше­ние бра­тьев и сестер к ребен­ку с син­дро­мом Дау­на. Вос­пи­та­ние тако­го ребен­ка долж­но быть делом всей семьи. Заме­че­но, что, когда бра­тья и сест­ры обща­ют­ся с таким ребен­ком, они утра­чи­ва­ют обыч­ную эго­цен­трич­ность, ста­но­вят­ся доб­ры­ми, забот­ли­вы­ми и чут­ки­ми с роди­те­ля­ми. Этот ребе­нок может под­нять на более высо­кий уро­вень отно­ше­ний всех чле­нов семьи.
С дру­гой сто­ро­ны, в отно­ше­ни­ях с ребен­ком необ­хо­ди­мо соблю­дать меру и не забы­вать про осталь­ных чле­нов семьи. В таких семьях мать может счи­тать, что муж может сам о себе поза­бо­тить­ся, но на самом деле для сохра­не­ния супру­же­ских отно­ше­ний супру­гам необ­хо­ди­мо забо­тить­ся друг о дру­ге, тогда и вос­пи­та­ние ребен­ка будет эффек­тив­нее. Род­ствен­ни­кам и зна­ко­мым не сле­ду­ет уни­жать ребен­ка и роди­те­лей сво­ей жалостью.

Полезно ли детям с синдромом Дауна грудное молоко?

Дети с син­дро­мом Дау­на лег­ко про­сту­жа­ют­ся, осо­бен­но часто у них болят уши – груд­ное моло­ко повы­ша­ет у них иммунитет.
Так­же они под­вер­же­ны кишеч­ным инфек­ци­ям – груд­ное моло­ко спо­соб­ству­ет раз­мно­же­нию в кишеч­ни­ке полез­ных бак­те­рий, а это облег­ча­ет тече­ние болезни.
Дети с син­дро­мом Дау­на часто стра­да­ют запо­ра­ми – груд­ное моло­ко ока­зы­ва­ет послаб­ля­ю­щее действие.
Так­же у них часты поро­ки серд­ца – груд­ное моло­ко содер­жит мень­ше солей и более физиологично.
Дети с син­дро­мом Дау­на часто вяло сосут – груд­но­му корм­ле­нию свой­стве­нен ритм, облег­ча­ю­щий сосание.
Дети с этим син­дро­мом отста­ют в умствен­ном раз­ви­тии, груд­ное моло­ко – хоро­шая пища для раз­ви­тия мозга.
Как пра­ви­ло, дети с син­дро­мом Дау­на – гипо­то­ни­ки , сла­бо сосут, им нуж­но помо­гать, обу­чать. Нуж­но тер­пе­ние и еще раз тер­пе­ние, пока мама и ребе­нок не пой­мут друг друга.

Почему важны ранняя диагностика и помощь?

В пер­вый год жиз­ни ран­няя диа­гно­сти­ка и помощь очень важ­ны для раз­ви­тия дви­га­тель­ных функ­ций. С помо­щью ран­ней диа­гно­сти­ки и лечеб­ной гим­на­сти­ки ребе­нок при­об­ре­та­ет мотор­ные спо­соб­но­сти зна­чи­тель­но рань­ше, чем без этой помо­щи. Сов­мест­ные игры важ­ны для раз­ви­тия всех детей, а осо­бен­но для умствен­но отста­лых. Игра с паль­чи­ка­ми, под­ско­ки на коле­нях, риф­мы и песен­ки достав­ля­ют удо­воль­ствие ребен­ку и роди­те­лям. Они помо­га­ют раз­ви­вать речь и рас­ши­ря­ют воз­мож­но­сти ребенка.
Дети с син­дро­мом Дау­на, как и дру­гие дети, нуж­да­ют­ся в боль­шом коли­че­стве игру­шек. Игруш­ки долж­ны побуж­дать к актив­но­му дей­ствию и облег­чать про­цесс позна­ния. Важ­но в игру вклю­чать и дру­гих детей с нор­маль­ным раз­ви­ти­ем, это доста­вит мно­го удо­воль­ствия и ребен­ку, и его парт­не­рам по игре.

Как воспитывать ребенка с синдромом Дауна?

Вос­пи­та­ние детей с син­дро­мом Дау­на в семье несколь­ко облег­ча­ет­ся тем, что боль­шин­ству из них при­су­ще дру­же­лю­бие, они по мере сво­их сил и воз­мож­но­стей ста­ра­ют­ся заслу­жить одоб­ре­ние взрос­лых. Если у ребен­ка есть бра­тья и сест­ры, то они, конеч­но, будут являть­ся важ­ны­ми парт­не­ра­ми по играм.
На вто­ром году жиз­ни осо­бен­но необ­хо­ди­мо раз­ви­вать речь. Это­му помо­га­ют дет­ские песен­ки и книж­ки с кар­тин­ка­ми и про­стой игро­вой мате­ри­ал. Любая книж­ка помо­га­ет узнать, рас­смот­реть и назвать уже извест­ные кар­тин­ки, а это луч­ше, чем бес­смыс­лен­ное рассматривание.

Жизнь в семье

Ребе­нок син­дро­мом Дау­на будет раз­ви­вать­ся луч­ше, если роди­те­ли, бра­тья и сест­ры, род­ствен­ни­ки и сосе­ди будут отно­ситься к нему с тер­пе­ни­ем и любо­вью. Конеч­но, помощь роди­те­лей будет более дей­ствен­ной, если в семье будут согла­сие и пони­ма­ние. Если роди­те­ли попы­та­ют­ся раз и навсе­гда решить вза­и­мо­от­но­ше­ния, будут забо­тить­ся друг о дру­ге и уде­лять дру­гим детям доста­точ­ное вни­ма­ние, то все пой­дет на бла­го ребен­ка с син­дро­мом Дауна.
В Рос­сии сей­час созда­ют­ся груп­пы вза­и­мо­по­мо­щи роди­те­лей и груп­пы обще­ния для детей. Такие служ­бы содей­ствия семье успеш­но рабо­та­ют при обще­ствен­ных орга­ни­за­ци­ях, они помо­гут при­смот­реть за ребен­ком, что­бы у роди­те­лей появи­лось сво­бод­ное время.
У боль­шин­ства семей со вре­ме­нем появ­ля­ет­ся опыт пове­де­ния с умствен­но отста­лым ребен­ком и уме­ние вос­при­ни­мать его таким, какой он есть.

Особенности зрения и слуха у детей с синдромом Дауна

В насто­я­щее вре­мя уста­нов­ле­но, что у детей, име­ю­щих интел­лек­ту­аль­ные нару­ше­ния, зна­чи­тель­но чаще, чем в общей по­пуляции, встре­ча­ют­ся нару­ше­ния зре­ния и слу­ха, кото­рые могут ослож­нять основ­ной дефект либо явля­ют­ся веду­щим дефек­том. Знать об осо­бен­но­стях пора­же­ния орга­нов зре­ния и слу­ха у таких детей необ­хо­ди­мо не толь­ко спе­ци­а­ли­стам, рабо­та­ю­щим в обла­сти кор­рек­ци­он­ной и спе­ци­аль­ной педа­го­ги­ки, но и роди­те­лям, кото­рые так­же могут спо­соб­ство­вать свое­вре­мен­ной меди­цин­ской кор­рек­ции и спе­ци­аль­ной адап­та­ции ребен­ка. Ушные рако­ви­ны у детей с син­дро­мом Дау­на мень­ше, чем обыч­но, округ­лой фор­мы, с рас­плю­щен­ным завит­ком, высту­па­ю­щим про­ти­во­за­вит­ком, сла­бо­вы­ра­жен­ным козел­ком, про­ти­во­ко­зел­ком и моч­кой, в неко­то­рых слу­ча­ях с кож­ны­ми бугор­ка­ми впе­ре­ди ушной рако­ви­ны. Дефор­ма­ция раз­лич­ной сте­пе­ни ушной рако­ви­ны почти все­гда соче­та­ет­ся с суже­ни­ем наруж­но­го слу­хо­во­го про­хо­да. Кожа его сухая, со слу­щи­ва­ю­щим­ся эпи­дер­ми­сом и серой, кото­рые, задер­жи­ва­ясь в наруж­ном слу­хо­вом про­хо­де, обра­зу­ют сер­ные проб­ки. Сухость наруж­но­го слу­хо­во­го про­хо­да есть резуль­тат сухо­сти наруж­ных покро­вов, так же как и сухость сли­зи­стой обо­лоч­ки губ, из-за чего на них обра­зу­ют­ся попе­реч­ные трещины.
Бла­го­при­ят­но на состо­я­ние кожи и осо­бен­но­сти наруж­но­го слу­хо­во­го про­хо­да дей­ству­ют зака­пы­ва­ние капель пер­си­ко­во­го, абри­ко­со­во­го, под­сол­неч­но­го (про­сте­ри­ли­зо­ван­но­го) мас­ла. Доста­точ­но три-четы­ре дня в месяц зака­пы­вать по две кап­ли подо­гре­то­го до тем­пе­ра­ту­ры тела мас­ла. При этой про­це­ду­ре ушная рако­ви­на оття­ги­ва­ет­ся вверх и немно­го назад, что­бы выпря­мить наруж­ный слу­хо­вой про­ход. В после­ду­ю­щем при каж­дом мытье волос ушная рако­ви­на с наруж­ным слу­хо­вым про­хо­дом про­мы­ва­ет­ся мыль­ной пеной, после чего тща­тель­но выти­ра­ет­ся. Про­мы­ва­ние ушной рако­ви­ны водой ни в коем слу­чае нель­зя делать ребен­ку с хро­ни­че­ским оти­том сред­не­го уха. Что­бы не допус­кать попа­да­ния воды в наруж­ный слу­хо­вой про­ход, перед каж­дым мытьем волос надо закла­ды­вать в него про­мас­лен­ную ват­ку, кото­рая не про­пус­ка­ет жид­кость к бара­бан­ной пере­пон­ке Ухо­ду за кожей лица и рук хоро­шо помо­га­ет вод­ный настой аптеч­ной ромаш­ки, чере­ды и мяты обыкновенной.
Тра­ва зава­ри­ва­ет­ся кипят­ком из рас­че­та одна сто­ло­вая лож­ка на пол-лит­ра воды, отста­и­ва­ет­ся, после чего насто­ем мож­но умы­вать­ся. Воз­ник­но­ве­нию вос­па­ли­тель­ных про­цес­сов в сред­нем ухе во мно­гом спо­соб­ству­ют фор­ма чере­па (уве­ли­чен­ный попе­реч­ный раз­мер по срав­не­нию с перед­не­зад­ним), обуслов­ливающая более гори­зон­таль­ное поло­же­ние слу­хо­вых труб, что облег­ча­ет про­ник­но­ве­ние инфек­ции из поло­сти носа, носо­глот­ки в бара­бан­ную полость.
Поло­сти носа и носо­глот­ки у детей с син­дро­мом Дау­на суже­ны, пер­вая – из — за высо­ко­го готи­че­ско­го твер­до­го неба, кото­рое явля­ет­ся дном поло­сти носа, а вто­рая – за счет уве­ли­че­ния носо­гло­точ­ной мин­да­ли­ны (аде­но­и­дов) и лим­фо­ид­ных вали­ков вокруг устья слу­хо­вых труб, кото­рые часто вос­па­ля­ют­ся вслед­ствие вос­па­ли­тель­ных изме­не­ний поло­сти носа. Суже­ние носо­гло­точ­но­го про­стран­ства и поло­сти носа затруд­ня­ет про­цес­сы аэра­ции носо­глот­ки и слу­хо­вых труб, что созда­ет усло­вия для воз­ник­но­ве­ния вос­па­ли­тель­ных про­цес­сов в слу­хо­вой (евста­хи­евой) тру­бе и сред­нем ухе.
Нару­ше­ние носо­во­го дыха­ния сопро­вож­да­ет­ся нали­чи­ем сли­зистых отде­ле­ний в носо­вых ходах, что нега­тив­но вли­я­ет на со­стояние кис­ло­род­но­го обме­на. Недо­ста­ток кис­ло­ро­да в орга­низ­ме ведет к нару­ше­ни­ям рабо­ты серд­ца, изме­не­нию внут­ри­че­реп­но­го, спин­но­моз­го­во­го и внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния. В свя­зи с этим уве­ли­че­ние аде­но­и­дов вто­рой-тре­тьей сте­пе­ни явля­ет­ся пока­за­ни­ем для их хирур­ги­че­ско­го уда­ле­ния. Важ­но научить ребен­ка осво­бож­дать полость носа, смор­кать­ся, пооче­ред­но закры­вая то одну, то дру­гую нозд­рю. Это пре­пят­ству­ет попа­да­нию сли­зи в трубу.
Нали­чие частых ката­ров сред­не­го уха, ост­рых и хро­ни­че­ских гной­ных оти­тов при­во­дит к нару­ше­нию слу­ха, что затруд­ня­ет и без того огра­ни­чен­ные ком­му­ни­ка­тив­ные воз­мож­но­сти ребен­ка, небла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ет­ся на раз­ви­тии речи в ран­нем дет­ском возрасте.
Нару­ше­ния слу­ха могут быть обу­слов­ле­ны и ано­ма­ли­я­ми слу­ховых косто­чек в бара­бан­ной поло­сти, изме­не­ни­ем их конфигу­рации, сли­я­ни­ем двух косто­чек, напри­мер, моло­точ­ка и нако­валь­ни. Ино­гда косточ­ки срас­та­ют­ся с кост­ной стен­кой над­ба­ра­бан­но­го про­стран­ства или про­ис­хо­дит око­сте­не­ние свя­зок с моло­точ­ка. Такая ано­ма­лия как око­сте­не­ние связ­ки вокруг оваль­но­го окна может быть обу­слов­ле­на нару­ше­ни­ем обмен­ных про­цес­сов, харак­тер­ных для син­дро­ма Дау­на. Изме­не­ния, подоб­ные опи­сан­ным, пре­иму­ще­ствен­но в зоне низ­ких и сред­них частот от 16 до 1000 Гц в пре­де­лах от 30 до 60 Дб. по воз­душ­ной про­во­ди­мо­сти, не вли­я­ют на кост­ное вос­при­я­тие зву­ка. Таким обра­зом, сни­же­ние слу­ха может иметь раз­лич­ную сте­пень (шепот­ная речь вос­при­ни­ма­ет­ся с рас­сто­я­ния от одно­го до пяти мет­ров). Сни­же­ние слу­ха может усу­гу­бить как рече­вое недо­раз­ви­тие, так и нару­ше­ние пони­ма­ния обра­щен­ной речи и ска­зать­ся на ком­му­ни­ка­тив­ной и позна­ва­тель­ной деятельности.
Ней­ро­сен­сор­ная туго­ухость, кото­рая так­же харак­тер­на для детей с син­дро­мом Дау­на, про­яв­ля­ет­ся на аудио­грам­ме повы­ше­ни­ем слу­хо­вых поро­гов как по кост­ной, так и по воз­душ­ной про­во­ди­мо­сти (кри­вые идут рядом) пре­иму­ще­ствен­но на высо­ких часто­тах – с 2000 до 20 000 Гц. Веро­ят­ность ней­ро­сен­сор­ной туго­ухо­сти повы­ша­ет­ся с воз­рас­том, что свя­за­но не столь­ко с дли­тель­но теку­щим хро­ни­че­ским гной­ным про­цес­сом в сред­нем ухе, сколь­ко с необы­чай­но уско­рен­ным про­цес­сом ста­ре­ния улит­ки, что соче­та­ет­ся с общим преж­де­вре­мен­ным ста­ре­ни­ем. Нель­зя исклю­чить ней­ро­сен­сор­ную туго­ухость цен­траль­но­го про­ис­хож­де­ния в свя­зи с дис­пла­зи­ей изви­лин моз­га, в том чис­ле верх­ней височ­ной, где рас­по­ла­га­ет­ся центр слу­ха, посколь­ку симп­том нару­ше­ния раз­бор­чи­во­сти речи так­же харак­те­рен для детей с син­дро­мом Дауна.
Таким обра­зом, сни­же­ние слу­ха как по зву­ко­вос­про­из­во­дя­ще­му, так и зву­ко­вос­при­ни­ма­ю­ще­му типу харак­тер­но для детей с син­дро­мом Дау­на. Из это­го сле­ду­ет, что необ­хо­ди­мо аудио­мет­ри­че­ское обсле­до­ва­ние таких детей, тем более что роди­те­ли не все­гда обра­ща­ют вни­ма­ние на то, что у ребен­ка сни­жен слух.
Утол­щен­ный и удли­нен­ный язык (покры­тый тре­щи­на­ми — «гео­гра­фи­че­ский»), замед­ля­ю­щий жева­ние, корри­ги­ру­ет­ся с помо­щью опе­ра­ции – резек­ции его части. Это спо­соб­ству­ет так­же сни­же­нию аппе­ти­та, а, сле­до­ва­тель­но, и избы­точ­но­го веса, что свя­за­но, по-види­мо­му, с умень­ше­ни­ем чис­ла вку­со­вых сосоч­ков на языке.
Опе­ра­ци­он­ное уда­ле­ние части язы­ка, а так­же уда­ле­ния части уве­ли­чен­ной носо­гло­точ­ной мин­да­ли­ны (аде­но­и­дов) поз­во­ля­ет детям дер­жать рот закры­тым, бла­го­при­ят­но ска­зы­ва­ет­ся на раз­ви­тии челю­стей, исправ­ле­нии при­ку­са; кро­ме это­го, умень­ша­ет­ся слюноотделение.
Ребе­нок, пере­нес­ший эти опе­ра­ции, мень­ше под­вер­га­ет­ся рис­ку респи­ра­тор­ных забо­ле­ва­ний. Дети с лег­кой сте­пе­нью умствен­ной отста­ло­сти осо­зна­ют, что в резуль­та­те улуч­шил­ся их внеш­ний вид, а это ведет к повы­ше­нию само­оцен­ки и улуч­ше­нию пси­хи­че­ско­го самочувствия.
Для детей с син­дро­мом Дау­на харак­те­рен косой раз­рез глаз (наруж­ный угол выше внут­рен­не­го), эпи­кант – вер­ти­каль­ная склад­ка, скры­ва­ю­щая внут­рен­ний угол гла­за, широ­кое плос­кое пере­но­сье, свет­лые пят­на на радуж­ной обо­лоч­ке (пят­на Бруш-филь­да) за счет умень­ше­ния содер­жа­ния в ней пигмента.
Изме­не­ния со сто­ро­ны рого­вой обо­лоч­ки про­яв­ля­ют­ся ее выпя­чи­ва­ни­ем в виде кону­са, кото­рый назы­ва­ет­ся кера­то­ко­ну­сом. Кера­то­ко­нус чаще про­яв­ля­ет­ся в пери­од поло­во­го созре­ва­ния, име­ет про­грес­си­ру­ю­щий харак­тер, воз­мож­на его связь с эндо­крин­ной пато­ло­ги­ей, кото­рая ска­зы­ва­ет­ся как гипо­функ­ция щито­вид­ной желе­зы. Про­цесс начи­на­ет­ся с раз­мяг­че­ния рого­ви­цы в резуль­та­те ее про­рас­та­ния сосу­да­ми. Под вли­я­ни­ем мига­тель­ных дви­же­ний рого­ви­ца при­об­ре­та­ет, как уже гово­ри­лось, фор­му кону­са, вер­хуш­ка кото­ро­го посте­пен­но истон­ча­ет­ся, мут­не­ет вслед­ствие раз­ры­ва наи­бо­лее плот­ной и эла­стич­ной части рого­ви­цы, защи­ща­ю­щей от инфек­ции и увлаж­ня­ю­щей ее. Помут­не­ние рого­ви­цы и кера­то­ко­нус зна­чи­тель­но изме­ня­ют рефрак­цию (пре­лом­ля­ю­щую спо­соб­ность гла­за), воз­ни­ка­ет раз­лич­но­го вида астиг­ма­тизм и сни­жа­ет­ся зре­ние. Кера­то­ко­нус часто соче­та­ет­ся с ката­рак­той и глаукомой.
Ката­рак­той в дет­ском воз­расте стра­да­ют не менее поло­ви­ны детей с син­дро­мом Дау­на, а в воз­расте стар­ше 10 лет ее при­зна­ки выяв­ля­ют­ся у боль­шин­ства детей. При врож­ден­ных фор­мах ката­рак­ты (1 ‑5% всех слу­ча­ев) уже в род­до­ме или на пер­вом году жиз­ни при осмот­ре обна­ру­жи­ва­ют «серость» в обла­сти зрач­ка. Пато­ло­гию хру­ста­ли­ка свя­зы­ва­ют с ано­ма­ли­ей сосу­дов кап­су­лы хру­ста­ли­ка (про­ис­хо­дит на вто­ром меся­це утроб­ной жиз­ни), что про­яв­ля­ет­ся его помут­не­ни­ем. Посколь­ку хру­ста­лик явля­ет­ся вто­рой по силе рефрак­ции после рого­ви­цы пре­лом­ля­ю­щей сре­дой гла­за, его помут­не­ние сни­жа­ет зре­ние и тре­бу­ет как мож­но более ран­не­го опе­ра­тив­но­го уда­ле­ния с заме­ной на искус­ствен­ную линзу.
Жало­бы ребен­ка на боли в гла­зах после дли­тель­но­го зри­тель­но­го напря­же­ния (теле­ви­зор, ком­пью­тер­ные игры), пери­о­ди­че­ски про­яв­ля­ю­ще­е­ся зату­ма­ни­ва­ние зре­ния, радуж­ные кру­ги перед гла­за­ми, голов­ные боли, жела­ние поте­реть гла­за – все это ука­зы­ва­ет на воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния повы­шен­но­го внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния – гла­у­ко­мы. Воз­ни­ка­ет гла­у­ко­ма в резуль­та­те нару­ше­ния отто­ка внут­риг­лаз­ной жид­ко­сти. Врож­денная гла­у­ко­ма – резуль­тат недо­раз­ви­тия или непра­виль­но­го раз­ви­тия дре­наж­ной систе­мы в углу перед­ней каме­ры гла­за. При повы­ше­нии внут­риг­лаз­но­го дав­ле­ния ухуд­ша­ет­ся цир­ку­ля­ция кро­ви по сосу­дам гла­за и осо­бен­но стра­да­ет внут­риг­лаз­ная часть зри­тель­но­го нер­ва, что может при­ве­сти к атро­фии нерв­ных волокон.
Детей с гла­у­ко­мой необ­хо­ди­мо выде­лить на заня­ти­ях в от­дельную груп­пу, так как им про­ти­во­по­ка­за­ны накло­ны; тако­му ребен­ку нель­зя под­ни­мать тяже­сти, нель­зя нырять в воду. Врож­ден­ную гла­у­ко­му (гид­роф­тальм, буф­тальм) лечат хирур­гически – вос­со­зда­ют дре­наж­ную систе­му в углу перед­ней каме­ры гла­за для отто­ка внут­риг­лаз­ной жидкости.
У 1/3 детей с син­дро­мом Дау­на раз­ви­ва­ет­ся выра­жен­ная мио­пия (бли­зо­ру­кость), соче­та­ю­ща­я­ся с астиг­ма­тиз­мом (раз­ные виды пре­лом­ле­ния – рефрак­ции – в одном гла­зу или раз­ные сте­пе­ни одно­го вида рефрак­ции). При мио­пии све­то­вые лучи соби­ра­ют­ся перед сет­чат­кой, их глав­ный фокус не дости­га­ет сет­чат­ки. В этом слу­чае гово­рят о силь­ной рефрак­ции, кото­рая усу­губ­ля­ет­ся уве­ли­че­ни­ем дли­ны глаз­но­го ябло­ка. Уда­лен­ные пред­ме­ты бли­зо­ру­кие видят рас­плыв­ча­то, как в тумане; что­бы яснее их рас­смот­реть, они вынуж­де­ны прищуриваться.
Близ­ко­рас­по­ло­жен­ные пред­ме­ты им вид­ны отлич­но. Име­ют­ся дан­ные о врож­ден­ном харак­те­ре бли­зо­ру­ко­сти. Раз­ви­тию бли­зо­ру­ко­сти спо­соб­ству­ет дли­тель­ная зри­тель­ная рабо­та на близ­ком рас­сто­я­нии, при пло­хом осве­ще­нии рабо­че­го места, напри­мер чте­ние тек­ста с мел­ким шриф­том на рас­сто­я­нии менее 30 см. Это­му же спо­соб­ству­ет чрез­мер­ное уда­ле­ние оси гла­за, вызван­ное эндо­крин­ны­ми рас­строй­ства­ми, свой­ствен­ны­ми детям с син­дро­мом Дауна.
Необ­хо­ди­мо соблю­дать меры, направ­лен­ные на оздо­ров­ле­ние дет­ско­го орга­низ­ма и, сле­до­ва­тель­но, зри­тель­ной систе­мы: выдер­жи­вать режим заня­тий, режим дня в целом, созда­вать хо­рошие усло­вия быта и пита­ния. В целях ком­пен­са­ции близору­кости при син­дро­ме Дау­на назна­ча­ют очки, при сла­бой сте­пе­ни бли­зо­ру­ко­сти (до 3,0 диоптр.) очки назна­ча­ют толь­ко для дали и поль­зу­ют­ся ими в теат­ре, на выставке.
При выра­жен­ной бли­зо­ру­ко­сти (от 3 диоптр. и более) очка­ми поль­зу­ют­ся посто­ян­но. В целях пре­ду­пре­жде­ния раз­ви­тия бли­зорукости реко­мен­ду­ют делать упраж­не­ния, тре­ни­ру­ю­щие ос­лабленную акко­мо­да­ци­он­ную мыш­цу. Мож­но реко­мен­до­вать и хирур­ги­че­ские спо­со­бы лече­ния. Наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ные из них в насто­я­щее вре­мя – насеч­ки на рого­ви­це с целью умень­ше­ния ее пре­лом­ля­ю­щей силы или укреп­ле­ние скле­раль­ной обо­лоч­ки зад­не­го полю­са глаз­но­го ябло­ка. К сожа­ле­нию, лин­зы в этом слу­чае неэф­фек­тив­ны, посколь­ку дети с син­дро­мом Дау­на не могут уха­жи­вать за ними.
Рез­кое сни­же­ние зре­ния на один или оба гла­за в резуль­та­те нару­ше­ния рефрак­ции, в част­но­сти мио­пия, а так­же изме­не­ния со сто­ро­ны ЦНС, кото­рые все­гда наблю­да­ют­ся у детей с син­дро­мом Дау­на, и частые вос­па­ли­тель­ные забо­ле­ва­ния вызы­ва­ют изме­не­ния в гла­зо­дви­га­тель­ной систе­ме: воз­ни­ка­ют непра­виль­ное поло­же­ние глаз, огра­ни­че­ние их дви­же­ния и непро­из­воль­ные рит­ми­че­ские дви­же­ния глаз­ных яблок – нис­тагм. При косо­гла­зии нару­ша­ет­ся бино­ку­ляр­ное (обо­и­ми гла­за­ми) зре­ние, сни­жа­ет­ся цен­траль­ное зре­ние кося­ще­го гла­за. Косо­гла­зие может быть схо­дя­ще­е­ся, если глаз откло­ня­ет­ся к носу, и рас­хо­дя­ще­е­ся, если глаз откло­ня­ет­ся к вис­ку, а так­же косо­гла­зие, при кото­ром глаз направ­лен к вер­ху или низу. При этом косо­гла­зие может быть одно­сто­рон­ним, когда посто­ян­но откло­ня­ет­ся один и тот же глаз, и дву­сто­рон­ним, при кото­ром попе­ре­мен­но откло­ня­ет­ся то один, то дру­гой глаз в зави­си­мо­сти от того, какой из них в дан­ный момент явля­ет­ся фик­си­ру­ю­щим. Так как при косо­гла­зии затруд­ня­ет­ся сов­мест­ная рабо­та глаз, про­ис­хо­дит непро­из­воль­ное подав­ле­ние функ­ций одно­го из них – как пра­ви­ло, хуже видя­ще­го. Хуже видя­щий глаз начи­на­ет чаще откло­нять­ся, а через какое-то вре­мя косо­гла­зие ста­но­вит­ся посто­ян­ным, и зре­ние на этом гла­зу ухуд­ша­ет­ся. Такое сни­же­ние зре­ния, воз­ни­ка­ю­щее от «неупо­треб­ле­ния» зри­тель­ной функ­ции гла­за, носит назва­ние амблио­пии. Амблио­пия наблю­да­ет­ся в 60—80% слу­ча­ев содру­же­ствен­но­го косо­гла­зия и явля­ет­ся его след­стви­ем. Успех кор­рек­ции косо­гла­зия и амблио­пии во мно­гом зави­сит от свое­вре­мен­но­сти, пра­виль­но­сти и актив­но­сти инди­ви­ду­аль­но­го лече­ния, а так­же настой­чи­во­сти и самих боль­ных, и их родителей.
Если ребен­ку уста­нов­лен диа­гноз «син­дром Дау­на», есть осно­ва­ния пред­по­ла­гать воз­мож­ность воз­ник­но­ве­ния в даль­ней­шем нару­ше­ния слу­хо­вой и зри­тель­ной функ­ций. Это сле­ду­ет учи­ты­вать при раз­ра­бот­ке кор­рек­ци­он­но-пси­хо­ло­го-педа­го­ги-чес­ких меро­при­я­тий. При таком под­хо­де в даль­ней­шем уда­ет­ся пре­одо­леть воз­ни­ка­ю­щие у ребен­ка или под­рост­ка реак­тив­ные состо­я­ния. Для дол­го­го выяв­ле­ния слож­но­го дефек­та у детей с син­дро­мом Дау­на необ­хо­ди­мы обя­за­тель­ное пери­о­ди­че­ское ком­плекс­ное меди­цин­ское обслу­жи­ва­ние, вклю­ча­ю­щее ото­ри-нола­рин­го­ло­ги­че­ское, аудио­мет­ри­че­ское, офталь­мо­ло­ги­че­ское обсле­до­ва­ние с иссле­до­ва­ни­ем глаз­но­го дна, регу­ляр­ные повтор­ные экс­пе­ри­мен­таль­но-пси­хо­ло­ги­че­ские иссле­до­ва­ния. Про­ве­де­ние таких иссле­до­ва­ний поз­во­ля­ет обна­ру­жить все дефек­ты функ­ций у ребен­ка, что необ­хо­ди­мо для ока­за­ния свое­вре­мен­ной и адек­ват­ной меди­цин­ской, пси­хо­ло­ги­че­ской и педа­го­ги­че­ской помощи.

Источ­ник: Хре­сто­ма­тия для роди­те­лей детей с огра­ни­чен­ны­ми воз­мож­но­стя­ми здо­ро­вья (Соста­ви­те­ли: О.Ю.Пискун, Т.В.Волошина НГПУ, Ново­си­бирск 2009)

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • ИННА, 15.03.2017

    Син­дром дау­на не явля­ет­ся болез­нью. Поче­му  в ста­тье вы назы­ва­е­те  осо­бен­ных  детей боль­ны­ми, стра­да­ю­щи­ми. Это как мини­мум ваша необ­ра­зо­ван­ность и невоспитаннось.)

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки