Когда обращаться к логопеду?

Когда обращаться к логопеду?

(4 голоса5.0 из 5)

Как понять, что у ребен­ка воз­мож­ны про­бле­мы с речью? Сто­ит ли дожи­дать­ся пяти лет, что­бы идти на при­ем к лого­пе­ду? Отве­ча­ет учи­тель-лого­пед Свет­ла­на Бабич.

Поводы обратиться к логопеду

  1. Малыш в мла­ден­че­стве мол­чит, не «гулит».
  2. В пол­то­ра-два года ребе­нок не гово­рит сло­ва «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
  3. Ребе­нок мол­чит до трех лет, хотя пони­ма­ет обра­щен­ную к нему речь. Или не пони­ма­ет. Важ­но выяс­нить, что не так. Воз­мож­но, нуж­но про­ве­рить слух, может быть, нуж­но лече­ние у нев­ро­па­то­ло­га, а может быть — у лого­пе­да. Неред­ко тре­бу­ет­ся помощь и нев­ро­па­то­ло­га, и лого­пе­да, посколь­ку нев­ро­ло­ги­че­ские про­бле­мы неред­ко вле­кут за собой про­бле­мы логопедические.
  4. До четы­рех лет вполне нор­маль­но, что у ребен­ка пре­об­ла­да­ет пас­сив­ный сло­вар­ный запас. После четы­рех лет дол­жен пре­об­ла­дать актив­ный — ребе­нок поль­зу­ет­ся всем тем, что нако­пил. Если же это­го не про­ис­хо­дит, зна­чит, есть какие-то проблемы.
  5. Речь ребен­ка не раз­ви­ва­ет­ся: к при­ме­ру, в четы­ре года такая же, как была в три.
  6. В четы­ре года ребе­нок совсем не под­дер­жи­ва­ет диа­лог, не стро­ит предложений.
  7. Ребе­нок полу­чил какую-то трав­му, напри­мер, сотря­се­ние мозга.
  8. Ребе­нок к пяти годам кар­та­вит, гну­са­вит, шепе­ля­вит, про­из­но­сит зву­ки непра­виль­но, напри­мер, смяг­ча­ет их, где надо и не надо. Быва­ет, что в таком про­из­но­ше­нии ребен­ка вино­ва­ты сами роди­те­ли. Они дол­го «сюсю­ка­ют» со сво­им чадом, ковер­кая сло­ва. Обыч­но этим осо­бен­но гре­шат бабуш­ки. Ребе­нок слы­шит иска­жен­ную речь, и у него фор­ми­ру­ет­ся непра­виль­ная рече­вая кар­ти­на. А порой роди­те­ли пыта­ют­ся сами «ста­вить» зву­ки, и в ито­ге у ребен­ка закреп­ля­ет­ся непра­виль­ное произношение.
  9. Сто­ит насто­ро­жить­ся, если в стар­шем дошколь­ном воз­расте, при­мер­но лет в пять, ребе­нок пло­хо запо­ми­на­ет слова.
  10. Бли­же к шко­ле — не спо­со­бен гово­рить раз­вер­ну­ты­ми пред­ло­же­ни­я­ми, стро­ить рас­сказ, отве­ча­ет на вопро­сы односложно.
  11. В стар­шем дошколь­ном воз­расте испы­ты­ва­ет труд­но­сти с гра­фи­че­ским запо­ми­на­ни­ем. Детям в этот пери­од не долж­но состав­лять осо­бо­го тру­да запо­ми­на­ние букв, гра­фи­че­ских образов.
  12. Ребе­нок про­пус­ка­ет слоги.
  13. Ребе­нок к пяти годам непра­виль­но про­из­но­сит более трех звуков.
  14. К пяти годам не долж­но быть силь­ных иска­же­ний слов, пере­во­ра­чи­ва­ний, когда дети гово­рят, меняя места­ми нача­ло сло­ва и его окончание.

    С трех лет реко­мен­ду­ет­ся про­хо­дить еже­год­ную кон­суль­та­цию у лого­пе­да, даже если кажет­ся, что всё в поряд­ке. Интен­сив­ное раз­ви­тие коры голов­но­го моз­га у ребен­ка про­дол­жа­ет­ся до шести-семи лет. Поэто­му с лого­пе­ди­че­ски­ми про­бле­ма­ми луч­ше раз­би­рать­ся до шко­лы, и начи­нать сто­ит не в послед­ний момент — в апре­ле-мае, а заранее.

Как стимулировать развитие речи?

  1. Как мож­но боль­ше читать ребен­ку, рас­ска­зы­вать исто­рии и сказ­ки, разу­ме­ет­ся, соот­вет­ству­ю­щие воз­рас­ту. Потом жела­тель­но обсуж­дать про­чи­тан­ное с ребенком.
  2. Важ­но посто­ян­но общать­ся с ребен­ком: на про­гул­ке, по доро­ге домой или в дет­ский сад. Объ­яс­нять все, что попа­да­ет­ся на гла­за, рас­ска­зы­вать об окру­жа­ю­щем мире. Дет­скую любо­зна­тель­ность сле­ду­ет раз­ви­вать и поощрять.
  3. Зани­мать­ся раз­ви­ти­ем мел­кой мото­ри­ки — рисо­вать, лепить, рабо­тать с нож­ни­ца­ми, играть с крупой.
  4. Учить рус­ские народ­ные паль­чи­ко­вые потеш­ки вро­де «Соро­ки-воро­ны», кото­рые «рас­ска­зы­ва­ют­ся рука­ми» ребенка.
  5. Про­иг­ры­вать зна­ко­мые сказ­ки, напри­мер, с помо­щью паль­чи­ко­во­го театра.
  6. Най­ти на лого­пе­ди­че­ский сай­тах про­стую арти­ку­ля­ци­он­ную гим­на­сти­ку и регу­ляр­но зани­мать­ся ею с ребенком.

Источ­ник: Жур­нал Фома

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки