Считается, что нормальная беременность у женщины должна длиться 266 дней, или 38 недель от дня зачатия, или 40 недель от первого дня последней менструации. Однако согласно статистике от 5 до 10 процентов малышей торопятся родиться на свет и могут обрадовать родителей своим появлением на несколько недель раньше срока. Детей, родившихся между 28 и 37 неделями беременности, ростом от 36 до 46 сантиметров и с массой тела от 1000 до 2500 грамм, относят к недоношенным.
Недоношенный малыш требует особой заботы сразу после рождения. Чем раньше он появился на свет, тем больше времени он проведет в больнице под наблюдением врачей. Обычно у торопыжек наблюдаются проблемы с дыханием, и почти у всех — проблемы с нервной системой. Среди недоношенных детей высокий процент диагноза ДЦП.
Однако чем раньше будут приняты меры по реабилитации торопыжки, тем быстрее он войдет в нужный график, и часто к году недоношенные дети уже ничем не отличаются от доношенных сверстников, а кое-в чем могут их и превосходить.
В возрасте 1–4 мес в зависимости от степени недоношенности и массы тела при рождении дети начинают удерживать голову в горизонтальном положении лежа на животе, фиксируют взгляд, появляется первая улыбка.
В возрасте 3–6 мес дети, рожденные преждевременно, удерживают голову в вертикальном положении. Начинают гулить,поворачивать голову на звук, у них появляется комплекс оживления (ребенок радостно гулит, двигает ручками и ножками в ответ на приветливое обращение взрослого).
В возрасте 4,5–6 мес дети захватывают подвешенную игрушку, находят невидимый источник звука.
В 5,5–7,5 мес идет интенсивное психоэмоциональное развитие, преждевременно родившиеся дети отличают чужих от близких, появляется длительное и разнообразное гуление, дети берут игрушку, предложенную взрослым, лепет появляется в 6–8 мес.
В возрасте 6–8,5 мес у детей развиваются движения в горизонтальном положении: повороты на живот, с живота на спину, ползание на животе.
В возрасте 9–12 мес дети осваивают движения в вертикальном положении (самостоятельно садятся и ложатся, встают, держась за барьер, переступают, придерживаясь за неподвижную опору, стоят с поддержкой и самостоятельно, встают самостоятельно).
В возрасте 8–12 мес психоэмоциональное развитие детей продолжает совершенствоваться: они подолгу занимаются игрушками, действуют с ними по-разному, подолгу лепечут, произносят одни и те же слоги, повторяют их за взрослыми.
Навыки самостоятельности при кормлении (ест с ложки, сам держит ложку, хлеб) у детей появляются в возрасте с 6–6,5 до 10 мес, а навыки опрятности – с 9–12 мес.
| Показатели | Возраст, мес | ||||
| Здоровые доношенные дети | Ранние дети | ||||
| Масса тела при рождении, г | |||||
| до 3500 | до 1500 | до 1750 | до 2000 | до 2500 | |
| Удерживает голову в горизонтальном положении, лежа на животе | 3–4 | 2,5–3 | 2–2,5 | 1–2 | |
| Фиксирует взгляд | 1 | 2–3 | 2–2,5 | 1–2 | 1–1,5 |
| Первая улыбка | 3–4 | 2–3 | 2–2,5 | 1–2 | |
| Отвечает на улыбку и речь взрослого | 2 | 4–5 | 3,5–4,5 | 3–4 | 2–3 |
| Удерживает голову и сосредоточивает взгляд на взрослом, находясь на руках матери | 2–3 | 5–6 | 5 | 4 | 3–4 |
| Гуление | 6 | 6 | 5,5 | 4,5 | |
| Поворачивает голову на звук | 3 | 5–6 | 4–5,5 | 4–4,5 | 3–4 |
| Комплекс оживления | 5,5–6 | 5–5,5 | 4–4,5 | 3–4 | |
| Громко смеется | 6 | 5,5 | 5 | 4,5 | |
| Захватывает подвешенную игрушку | 4 | 6 | 6 | 5 | 4,5 |
| Находит невидимый источник звука | 6 | 6 | 5–5,5 | 4,5 | |
| Произносит отдельные слоги | 6–7 | 9,5–10 | 8,5–9 | 8–8,5 | 8 |
| Ест с ложки, снимает пищу губами | 7,5 | 7 | 6,5 | 6 | |
| Хорошо ползает | 10–11 | 10 | 9 | 8,5 | |
| На вопрос «где?» находит предмет | 7 | 11,5–12 | 10,5–11,5 | 10–11 | 9–10 |
| Долго занимается игрушками | 10 | 10 | 9 | 8,5 | |
| Садится самостоятельно | 8 | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 |
| Встает, придерживаясь за неподвижную опору | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 | |
| Сам ест и держит хлеб | 9,5–10 | 9,5 | 9 | 8 | |
| Действует с игрушками по-разному: размахивание, перекладывание, складывание | 8–9 11,5 | 11 | 10,5 | 9,5 – 10 | |
| Сам садится и ложится; встает, держась за барьер | 8–9 | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 |
| Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги | 8–10 | 9,5 | 8,5–9 | 8–8,5 | 8 |
| Появляются навыки опрятности | 9 | 9,5–10 | 9,5 | 9 | 9 |
| Повторяет слоги, произносимые взрослыми | 9–10 | 13–13,5 | 13 | 11–12 | 11–12 |
| Переступает, придерживаясь за неподвижную опору | 9–10 | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 |
| Стоит с поддержкой | 9–11 | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 |
| Стоит самостоятельно | 11–11,5 | 11–11,5 | 11,5–12 | 12–13 | 9–11 |
| Встает самостоятельно | 9–12 | 11–12 | 10–11 | 9–10 | 9 |
| Ходит, придерживаясь за опору или руку взрослого | 10 | 12,5–13 | 11–12 | 10–11 | 10 |
| Влезает на невысокую поверхность, слезает с нее | 10 | 13–14 | 12–13 | 11–12 | 10–11 |
| Имеет запас простейших слов и пользуется ими | 11–12 | Этот навык появляется у преждевременных детей после первого года жизни | |||
Источник: Физическое воспитание недоношенных детей.
В . Л . Страковская., Москва, 1990
Комментировать