Немного о торопыжках: особенности развития недоношенных детей

Немного о торопыжках: особенности развития недоношенных детей

(1 голос5.0 из 5)

Счи­та­ет­ся, что нор­маль­ная бере­мен­ность у жен­щи­ны долж­на длить­ся 266 дней, или 38 недель от дня зача­тия, или 40 недель от пер­во­го дня послед­ней мен­стру­а­ции. Одна­ко соглас­но ста­ти­сти­ке от 5 до 10 про­цен­тов малы­шей торо­пят­ся родить­ся на свет и могут обра­до­вать роди­те­лей сво­им появ­ле­ни­ем на несколь­ко недель рань­ше сро­ка. Детей, родив­ших­ся меж­ду 28 и 37 неде­ля­ми бере­мен­но­сти, ростом от 36 до 46 сан­ти­мет­ров и с мас­сой тела от 1000 до 2500 грамм, отно­сят к недоношенным.

Недо­но­шен­ный малыш тре­бу­ет осо­бой забо­ты сра­зу после рож­де­ния. Чем рань­ше он появил­ся на свет, тем боль­ше вре­ме­ни он про­ве­дет в боль­ни­це под наблю­де­ни­ем вра­чей. Обыч­но у торо­пы­жек наблю­да­ют­ся про­бле­мы с дыха­ни­ем, и почти у всех — про­бле­мы с нерв­ной систе­мой. Сре­ди недо­но­шен­ных детей высо­кий про­цент диа­гно­за ДЦП.

Одна­ко чем рань­ше будут при­ня­ты меры по реа­би­ли­та­ции торо­пыж­ки, тем быст­рее он вой­дет в нуж­ный гра­фик, и часто к году недо­но­шен­ные дети уже ничем не отли­ча­ют­ся от доно­шен­ных сверст­ни­ков, а кое‑в чем могут их и превосходить.

В воз­расте 1—4 мес в зави­си­мо­сти от сте­пе­ни недо­но­шен­но­сти и мас­сы тела при рож­де­нии дети начи­на­ют удер­жи­вать голо­ву в гори­зон­таль­ном поло­же­нии лежа на живо­те, фик­си­ру­ют взгляд, появ­ля­ет­ся пер­вая улыбка.

В воз­расте 3—6 мес дети, рож­ден­ные преж­де­вре­мен­но, удер­жи­ва­ют голо­ву в вер­ти­каль­ном поло­же­нии. Начи­на­ют гулить,поворачивать голо­ву на звук, у них появ­ля­ет­ся ком­плекс ожив­ле­ния (ребе­нок радост­но гулит, дви­га­ет руч­ка­ми и нож­ка­ми в ответ на при­вет­ли­вое обра­ще­ние взрослого).

В воз­расте 4,5—6 мес дети захва­ты­ва­ют под­ве­шен­ную игруш­ку, нахо­дят неви­ди­мый источ­ник звука.

В 5,5—7,5 мес идет интен­сив­ное пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие, преж­де­вре­мен­но родив­ши­е­ся дети отли­ча­ют чужих от близ­ких, появ­ля­ет­ся дли­тель­ное и раз­но­об­раз­ное гуле­ние, дети берут игруш­ку, пред­ло­жен­ную взрос­лым, лепет появ­ля­ет­ся в 6—8 мес.

В воз­расте 6—8,5 мес у детей раз­ви­ва­ют­ся дви­же­ния в гори­зон­таль­ном поло­же­нии: пово­ро­ты на живот, с живо­та на спи­ну, пол­за­ние на животе.

В воз­расте 9—12 мес дети осва­и­ва­ют дви­же­ния в вер­ти­каль­ном поло­же­нии (само­сто­я­тель­но садят­ся и ложат­ся, вста­ют, дер­жась за барьер, пере­сту­па­ют, при­дер­жи­ва­ясь за непо­движ­ную опо­ру, сто­ят с под­держ­кой и само­сто­я­тель­но, вста­ют самостоятельно).

В воз­расте 8—12 мес пси­хо­эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие детей про­дол­жа­ет совер­шен­ство­вать­ся: они подол­гу зани­ма­ют­ся игруш­ка­ми, дей­ству­ют с ними по-раз­но­му, подол­гу лепе­чут, про­из­но­сят одни и те же сло­ги, повто­ря­ют их за взрослыми.

Навы­ки само­сто­я­тель­но­сти при корм­ле­нии (ест с лож­ки, сам дер­жит лож­ку, хлеб) у детей появ­ля­ют­ся в воз­расте с 6—6,5 до 10 мес, а навы­ки опрят­но­сти — с 9—12 мес.

Спра­воч­ная таб­ли­ца эмо­ци­о­наль­но­го и пси­хо­мо­тор­но­го раз­ви­тия детей

 

Пока­за­те­ли Воз­раст, мес
Здо­ро­вые доно­шен­ные дети Ран­ние дети
Мас­са тела при рож­де­нии, г
до 3500 до 1500 до 1750 до 2000 до 2500
Удер­жи­ва­ет голо­ву в гори­зон­таль­ном поло­же­нии, лежа на животе 3—4 2,5—3 2—2,5 1—2
Фик­си­ру­ет взгляд 1 2—3 2—2,5 1—2 1—1,5
Пер­вая улыбка 3—4 2—3 2—2,5 1—2
Отве­ча­ет на улыб­ку и речь взрослого 2 4—5 3,5—4,5 3—4 2—3
Удер­жи­ва­ет голо­ву и сосре­до­то­чи­ва­ет взгляд на взрос­лом, нахо­дясь на руках матери 2—3 5—6 5 4 3—4
Гуле­ние 6 6 5,5 4,5
Пово­ра­чи­ва­ет голо­ву на звук 3 5—6 4—5,5 4—4,5 3—4
Ком­плекс оживления 5,5—6 5—5,5 4—4,5 3—4
Гром­ко смеется 6 5,5 5 4,5
Захва­ты­ва­ет под­ве­шен­ную игрушку 4 6 6 5 4,5
Нахо­дит неви­ди­мый источ­ник звука 6 6 5—5,5 4,5
Про­из­но­сит отдель­ные слоги 6—7 9,5—10 8,5—9 8—8,5 8
Ест с лож­ки, сни­ма­ет пищу губами 7,5 7 6,5 6
Хоро­шо ползает 10—11 10 9 8,5
На вопрос «где?» нахо­дит предмет 7 11,5—12 10,5—11,5 10—11 9—10
Дол­го зани­ма­ет­ся игрушками 10 10 9 8,5
Садит­ся самостоятельно 8 11—12 10—11 9—10 9
Вста­ет, при­дер­жи­ва­ясь за непо­движ­ную опору 11—12 10—11 9—10 9
Сам ест и дер­жит хлеб 9,5—10 9,5 9 8
Дей­ству­ет с игруш­ка­ми по-раз­но­му: раз­ма­хи­ва­ние, пере­кла­ды­ва­ние, складывание 8—9 11,5 11 10,5 9,5 — 10
Сам садит­ся и ложит­ся; вста­ет, дер­жась за барьер 8—9 11—12 10—11 9—10 9
Подол­гу лепе­чет, про­из­но­сит одни и те же слоги 8—10 9,5 8,5—9 8—8,5 8
Появ­ля­ют­ся навы­ки опрятности 9 9,5—10 9,5 9 9
Повто­ря­ет сло­ги, про­из­но­си­мые взрослыми 9—10 13—13,5 13 11—12 11—12
Пере­сту­па­ет, при­дер­жи­ва­ясь за непо­движ­ную опору 9—10 11—12 10—11 9—10 9
Сто­ит с поддержкой 9—11 11—12 10—11 9—10 9
Сто­ит самостоятельно 11—11,5 11—11,5 11,5—12 12—13 9—11
Вста­ет самостоятельно 9—12 11—12 10—11 9—10 9
Ходит, при­дер­жи­ва­ясь за опо­ру или руку взрослого 10 12,5—13 11—12 10—11 10
Вле­за­ет на невы­со­кую поверх­ность, сле­за­ет с нее 10 13—14 12—13 11—12 10—11
Име­ет запас про­стей­ших слов и поль­зу­ет­ся ими 11—12 Этот навык появ­ля­ет­ся у преж­де­вре­мен­ных детей после пер­во­го года жизни

 

Источ­ник: Физи­че­ское вос­пи­та­ние недо­но­шен­ных детей.
В . Л . Стра­ков­ская., Москва, 1990

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки