Вопросы священнику: быть или не быть контрацепции?

Вопросы священнику: быть или не быть контрацепции?

(12 голосов3.8 из 5)

Кон­тра­цеп­ция  – изоб­ре­те­ние не новое. С дав­них вре­мен извест­ны раз­лич­ные спо­со­бы избе­гать дето­рож­де­ния. Как тогда, так и сей­час не все они без­опас­ны для здо­ро­вья. В XX веке меди­ци­на шаг­ну­ла дале­ко впе­ред, и сего­дня на пол­ках аптек мож­но встре­тить мно­же­ство новых и эффек­тив­ных средств для предот­вра­ще­ния бере­мен­но­сти. Но как рань­ше, так и сего­дня не теря­ет акту­аль­но­сти эти­че­ский вопрос – «а мож­но ли чело­ве­ку вме­ши­вать­ся в био­ло­гию сво­е­го орга­низ­ма и оста­нав­ли­вать есте­ствен­ный дето­род­ный про­цесс?». Рели­ги­оз­ные и миро­воз­зрен­че­ские сфе­ры изла­га­ют раз­лич­ные под­хо­ды к реше­нию этой про­бле­мы. В дан­ной ста­тье мы попы­та­ем­ся най­ти отве­ты на эти непро­стые вопро­сы с точ­ки зре­ния пра­во­слав­но­го человека.

Нач­нем, пожа­луй, с того, что тема кон­тра­цеп­ции каса­ет­ся интим­ных отно­ше­ний меж­ду людь­ми. В свою оче­редь, интим­ные отно­ше­ния явля­ют­ся пло­дом дру­гих соци­аль­ных свя­зей. Кон­тра­цеп­тив­ные сред­ства сами по себе явля­ют­ся лишь спе­ци­фи­че­ски­ми про­дук­та­ми меди­цин­ско-гиги­е­ни­че­ско­го производства.

Поэто­му вопрос о том, могут ли эти сред­ства быть оправ­да­ны с точ­ки зре­ния пра­во­сла­вия нуж­но пред­ва­рить раз­мыш­ле­ни­ем о том, поче­му вооб­ще воз­ник­ла необ­хо­ди­мость в предот­вра­ще­нии беременности.

Когда женщина не хочет рожать. Православное отношение к контрацепции

«Зачем пло­дить нище­ту?» – Так зву­чит вопрос, обра­щен­ный к тем девуш­кам и жен­щи­нам, кото­рые хотят иметь детей, но име­ют стес­нен­ные быто­вые усло­вия, или скуд­ные дохо­ды про­чат буду­щие труд­но­сти выра­щи­ва­ния и вос­пи­та­ния ребен­ка. В усло­ви­ях бед­но­сти жен­щи­ны из опа­се­ния невоз­мож­но­сти дать достой­ное буду­щее сво­е­му чаду при­бе­га­ют к кон­тра­цеп­ции, а в слу­чае неже­ла­тель­ной бере­мен­но­сти гото­вы сде­лать аборт.

Дру­гой вари­ант, когда жен­щи­на гово­рит: у меня уже есть дети, боль­ше мне не надо. И дей­стви­тель­но, мно­го­дет­ные мате­ри, стал­ки­ва­ясь со все­ми тяго­та­ми мате­рин­ства, с отсут­стви­ем свет­ской жиз­ни и карье­ры, потра­тив доволь­но мно­го вре­ме­ни на то, что­бы «поста­вить ребен­ка на ноги», гово­рят – «хва­тит», и исполь­зу­ют любые сред­ства вплоть до ради­каль­ных, что­бы исклю­чить беременность.

«Врач ска­зал, я не рожу». Или дру­гой вари­ант, «я не смо­гу родить здо­ро­вых детей». Врач дела­ет про­гноз, по сум­ме фак­тов ана­мне­за, дает свою реко­мен­да­цию, и порой она быва­ет не уте­ши­тель­на. Чем не повод к при­ме­не­нию контрацепции?

«Я хочу пожить для себя».У жен­щи­ны есть жела­ние актив­ной, «сво­бод­ной» жиз­ни, кото­рая под­ра­зу­ме­ва­ет веде­ние поло­вой жиз­ни без обя­за­тельств. Такая жиз­нен­ная пара­диг­ма тоже спо­соб­ству­ет при­ме­не­нию контрацепции.

Конеч­но, не толь­ко жен­щи­ны явля­ют­ся сто­рон­ни­ка­ми кон­тра­цеп­ции. Не в мень­шей мере муж­чи­ны ста­ра­ют­ся избе­гать отцов­ства по тем же причинам.

Один из муж­ских вари­ан­тов, хотя и не чужд неко­то­рым жен­щи­нам, – секс ради удо­воль­ствия, а не ради рож­де­ния детей. Тут уж точ­но без кон­тра­цеп­ции не обойтись.

Сум­ми­руя ска­зан­ное, мож­но сде­лать вывод, что про­бле­ма исполь­зо­ва­ния предо­хра­ни­тель­ных средств нахо­дит­ся не толь­ко в обла­сти эти­ки, но так же социо­ло­гии, куль­ту­ро­ло­гии и медицины.

Пра­во­слав­ное отно­ше­ние к кон­тра­цеп­ции непо­сред­ствен­но свя­за­но с отно­ше­ни­ем к бра­ку. Пра­во­слав­ное уче­ние о бра­ке в целом изло­же­но в доку­мен­те «Осно­вы соци­аль­ной кон­цеп­ции Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви». В част­но­сти там ска­за­но: «Пло­дом их (супру­гов – А. Д.) люб­ви и общ­но­сти ста­но­вят­ся дети, рож­де­ние и вос­пи­та­ние кото­рых, по пра­во­слав­но­му уче­нию, явля­ет­ся одной из важ­ней­ших целей бра­ка». То есть рож­де­ние ребен­ка – важ­ная цель бра­ка, но не един­ствен­ная. Тот же доку­мент гово­рит об ответ­ствен­но­сти родительства:«…одним из путей реа­ли­за­ции ответ­ствен­но­го отно­ше­ния к их рож­де­нию явля­ет­ся воз­дер­жа­ние от поло­вых отно­ше­ний на опре­де­лен­ное вре­мя…» (Про­бле­мы био­э­ти­ки XII. 3.). Мы видим, что воз­дер­жа­ние от поло­вой свя­зи в целях предот­вра­ще­ния бере­мен­но­сти при­зна­ет­ся луч­шим спо­со­бом кон­тра­цеп­ции. Но опять же фра­за «…одним из…» гово­рит о том, что есть и дру­гие спо­со­бы, менее полез­ные, но все же допустимые.

Далее попро­бу­ем разо­брать наи­бо­лее частые вопро­сы свя­щен­ни­ку, каса­ю­щи­е­ся кон­тра­цеп­ции, а так­же отве­тить на неко­то­рые вопро­сы читателей.

- Секс – это грех?

- Секс гре­хо­вен так же, как гре­хов­на смерть. Смерть вле­чет нас к себе – мы ста­ре­ем, боле­ем и уми­ра­ем. Бог не сотво­рил смер­ти, гре­хо­па­де­ние чело­ве­ка при­ве­ло к ней. Секс вле­чет нас к себе – люди испы­ты­ва­ют чув­ства, вызван­ные при­род­ной (по цер­ков­но-сла­вян­ски – живот­ной) потреб­но­стью, из кото­рых осо­бен­но силь­ное – сек­су­аль­ное вожде­ле­ние. Но в раю не было чув­ства похо­ти в тепе­реш­нем пони­ма­нии, было супру­же­ское обще­ние, но ино­го рода. Таким оно оста­лось и сей­час: «…в вос­кре­се­нии ни женят­ся, ни выхо­дят замуж, но пре­бы­ва­ют, как Анге­лы Божии на небе­сах» (Мф. 22:30).

Смерть необ­хо­ди­ма чело­ве­ку для того, что­бы вос­крес­нуть в жизнь веч­ную. Поло­вая жизнь необ­хо­ди­ма чело­ве­ку, что­бы жить на зем­ле и про­яв­лять радость супру­же­ско­го обще­ния. Рано или позд­но мы уйдем из жиз­ни, так же рано или позд­но мы долж­ны оста­вить и плот­ские уте­хи. Век­тор дви­же­ния чело­ве­ка от пло­ти к духу, а не наобо­рот. Поэто­му на каком-то эта­пе бра­ка секс не явля­ет­ся гре­хом. На дру­гом, напри­мер, в ста­ро­сти, сти­му­ли­ро­ва­ние сво­ей сек­су­аль­но­сти бес­смыс­лен­но, и сопро­вож­да­ет­ся повре­жде­ни­ем души блуд­ны­ми пороками.

- Где про­хо­дит гра­ни­ца закон­но­сти поло­вых отно­ше­ний с точ­ки зре­ния Православия?

- Для того что­бы отве­тить на этот вопрос, необ­хо­ди­мо понять, когда и в каких усло­ви­ях люди всту­па­ют в поло­вые отношения.

С точ­ки зре­ния Пра­во­слав­ной веры, поло­вая связь быва­ет двух типов – гре­хов­ная и не гре­хов­ная. Необ­хо­ди­мо заме­тить, что пра­ви­ла Церк­ви стро­же, чем граж­дан­ские зако­ны наше­го обще­ства. Гре­хов­ны­ми свя­зя­ми Цер­ковь назы­ва­ет все те поло­вые отно­ше­ния, кото­рые совер­ша­ют­ся вне бра­ка. Нуж­но допол­нить, что бра­ком назы­ва­ет­ся закон­ный союз муж­чи­ны и жен­щи­ны. Ни при каких обсто­я­тель­ствах Цер­ковь не бла­го­слов­ля­ет гомо­сек­су­аль­ные, поли­гам­ные и дру­гие фор­мы сожи­тель­ства, кото­рые в неко­то­рых стра­нах тоже могут назы­вать­ся браком.

Поэто­му един­ствен­ный воз­мож­ный спо­соб поло­вой свя­зи в жиз­ни пра­во­слав­ных хри­сти­ан это связь меж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной в закон­ном супру­же­стве. Сле­до­ва­тель­но и кон­тра­цеп­ция, если воз­мож­на, то толь­ко в браке.

- Как спра­вить­ся с похо­тью, когда тело тре­бу­ет раз­ряд­ки, есть люби­мый чело­век, а брак пока невозможен?

- Это глав­ная про­бле­ма все­го обще­ства и осо­бен­но моло­де­жи. Похоть пло­ти сама по себе не явля­ет­ся гре­хом. Обо­юд­ное стрем­ле­ние влюб­лен­ных друг ко дру­гу есте­ствен­но. Но если бы знать как решать эту про­бле­му, то у нас не было бы мате­рей оди­но­чек и про­бле­ма абор­тов была бы не так ост­ра. Веро­ят­но, каж­дый дол­жен сам най­ти спо­соб само­кон­тро­ля. Важ­но пом­нить, что все­гда есть воз­мож­ность воз­дер­жа­ния. Пере­фра­зи­руя извест­ное выска­зы­ва­ние мож­но ска­зать: кто хочет воз­дер­жи­вать­ся – ищет спо­со­бы, кто не хочет – ищет при­чи­ны. Добав­лю, что такие каче­ства, как тер­пе­ние и выдерж­ка, усво­ен­ные до бра­ка, ока­жут­ся очень полез­ны­ми в будущем.

Кро­ме того, про­бле­мой явля­ет­ся не само толь­ко вожде­ле­ние, но и окру­жа­ю­щая обста­нов­ка. Толе­рант­ность к раз­вра­ту и все­доз­во­лен­но­сти спо­соб­ству­ет гре­ху. Ино­гда даже роди­те­ли пота­ка­ют добрач­ной поло­вой жиз­ни сво­их детей.

Воз­мож­ным и, навер­ное, един­ствен­ным реше­ни­ем этой про­бле­мы явля­ет­ся вступ­ле­ние в брак. Труд­но­сти брач­ной жиз­ни толь­ко пред­став­ля­ют­ся непре­одо­ли­мы­ми. Если есть любовь, то она помо­жет пре­одо­леть все невзго­ды. Живи­те насто­я­щим, пусть насто­я­щее будет доб­рым, тогда и буду­щее будет выгля­деть пози­тив­но. Но если же нет люб­ви, а есть толь­ко вожде­ле­ние пло­ти, то тут даже брак не помо­жет. Союз, осно­ван­ный на гре­хов­ной похо­ти, при­не­сет лишь стра­да­ния и вско­ре распадется.

- Мож­но ли супру­гам избе­гать рож­де­ния детей в браке?

- Без­услов­но, да. Мы зна­ем при­ме­ры жиз­ни свя­тых людей, кото­рые жили в бра­ке как брат с сест­рой. Не имея поло­во­го обще­ния они, есте­ствен­но, не име­ли детей. Так жили, напри­мер, свя­тые Конон и Анна. Их жизнь нель­зя назвать гре­хов­ной, напро­тив, они яви­ли при­мер воз­дер­жа­ния и чистоты.

- Явля­ет­ся ли кон­тра­цеп­ция пре­пят­стви­ем Про­мыс­лу Божию?

- На мой взгляд, нет. Во-пер­вых, сама фра­за «пре­пят­ствие Про­мыс­лу Божию», не кор­рект­на, так как нет таких пре­пят­ствий, кото­рые бы Бог не смог пре­одо­леть. Даже пол­ное воз­дер­жа­ние от поло­вой свя­зи не явля­ет­ся пре­пят­стви­ем для Него. Мы видим, что Дева Мария роди­ла, хотя все­гда была, есть и оста­ет­ся Девой. Изби­рая для себя путь чистой и без­брач­ной жиз­ни она, разу­ме­ет­ся, не пред­по­ла­га­ла рожать ребен­ка. Даже когда ей явил­ся Ангел и воз­ве­стил о рож­де­нии Спа­си­те­ля, она спро­си­ла «…как будет это, когда я мужа не знаю?…». Поэто­му, если на то будет воля Божья, будет и ребе­нок, вспом­ним сло­ва Еван­ге­лия «…Бог может из кам­ней сих воз­двиг­нуть детей Авра­аму…» (Мф. 3:9). Во-вто­рых, сре­ди неа­бор­тив­ных средств нет таких, кото­рые дава­ли бы сто­про­цент­ную гаран­тию исклю­че­ния зача­тия. Все­гда есть доля веро­ят­но­сти, что про­ти­во­за­ча­точ­ные сред­ства не сработают.

- Какие мето­ды кон­тра­цеп­ции допустимы?

- Извест­но, что суще­ству­ет два вида кон­тра­цеп­ции – абор­тив­но­го дей­ствия, когда опло­до­тво­рен­ной яйце­клет­ке не дают раз­ви­вать­ся, и она гиб­нет; и неа­бор­тив­но­го, когда не про­ис­хо­дит сли­я­ния муж­ской и жен­ской поло­вых кле­ток. Исхо­дя из это­го, одно­знач­но счи­та­ют­ся гре­хом мето­ды абор­тив­но­го воз­дей­ствия на любых ста­ди­ях опло­до­тво­ре­ния. Что каса­ет­ся вто­ро­го вида кон­тра­цеп­ции, то по это­му вопро­су нет еди­но­го мне­ния в сре­де пра­во­слав­ных веру­ю­щих и свя­щен­но­слу­жи­те­лей. Сто­ит лишь доба­вить, что такой ради­каль­ный метод неа­бор­тив­ной кон­тра­цеп­ции, как доб­ро­воль­ная ваз­эк­то­мия и сте­ри­ли­за­ция по неме­ди­цин­ским пока­за­ни­ям про­ти­во­ре­чит кано­нам Пра­во­слав­ной Церк­ви (Апо­столь­ские пра­ви­ла 22,23, 24; Пра­ви­ла I Все­лен­ско­го Собо­ра 1).

Реко­мен­ду­ем также:

Абор­тив­ное дей­ствие средств контрацепции

- Раз­ве мож­но в совре­мен­ном мире, изоби­лу­ю­щем раз­вра­том, защи­тить себя от вожделения? 

- Разу­ме­ет­ся, мож­но. Для это­го есть духов­ные сред­ства ука­зан­ные Спа­си­те­лем: «Сей же род не исхо­дит, ток­мо молит­вою и постом» (Мф. 17:21). Пре­по­доб­ный Мака­рий Оптин­ский гово­рил, что блуд­ной стра­сти пред­ше­ству­ет грех гор­ды­ни. Гре­хов­ная похоть раз­жи­га­ет огонь в душе чело­ве­ка, кото­рый пре­пят­ству­ет не толь­ко духов­но­му росту, но и обыч­ной быто­вой жиз­ни. Поэто­му сего­дня даже нецер­ков­ные люди пыта­ют­ся най­ти спо­соб жиз­ни без блуд­ной страсти.

В каче­стве при­ме­ра мож­но посмот­реть на дея­тель­ность «анти­сек­су­аль­но­го дви­же­ния». Люди, участ­ву­ю­щие в этом дви­же­нии, про­бу­ют избе­гать сек­су­аль­ных свя­зей, учат­ся бороть­ся со сво­ей похо­тью, вос­при­ни­мать дру­го­го чело­ве­ка как лич­ность, а не как объ­ект вожде­ле­ния и сек­су­аль­ных фан­та­зий. Мне не извест­на идео­ло­гия, на кото­рую опи­ра­ет­ся это обще­ство, но само его суще­ство­ва­ние гово­рит о том, что не толь­ко пра­во­слав­ные ищут спо­соб осво­бо­дить­ся от похо­ти. Поэто­му мы не оди­но­ки в поис­ках реше­ния этой проблемы.

- Насколь­ко при­ем­лем метод кон­тра­цеп­ции через воз­дер­жа­ние в дни, когда воз­мож­но зачатие?

- В этом вопро­се есть некая хит­рость. С одной сто­ро­ны, мож­но не предо­хра­нять­ся – не согре­шишь. С дру­гой сто­ро­ны и детей не будет, так как ову­ля­тор­ный пери­од прой­дет без сои­тия. Но от Бога не скро­ет­ся ника­кое наме­ре­ние чело­ве­ка. Поэто­му само­об­ма­ном зани­мать­ся уж точ­но не полезно.

Нуж­но чест­но и откро­вен­но самим решить для себя, что есть грех для вашей семьи – предо­хра­нят­ся таким спо­со­бом или нет. Этим есте­ствен­ным спо­со­бом мож­но услов­но кон­тро­ли­ро­вать зача­тие. Веро­ят­но, суть вопро­са лежит несколь­ко глуб­же – «насколь­ко мож­но кон­тро­ли­ро­вать и пла­ни­ро­вать рождение?»

В пра­во­слав­ной сре­де есть мне­ние, что рожать сле­ду­ет как мож­но боль­ше, а уж там Бог помо­жет, грех пере­жи­вать и забо­тить­ся о зав­траш­нем. Но все не так про­сто, как кажет­ся. Обра­тим вни­ма­ние, что сотво­ре­ние Богом чело­ве­ка было не таким, как сотво­ре­ние живот­но­го мира. Сло­ва Бытия «Сотво­рим чело­ве­ка по обра­зу Наше­му и по подо­бию Наше­му» (Быт. 1:26), назы­ва­ют­ся в пра­во­слав­ном бого­сло­вии «Пред­веч­ным Сове­том». Это не зна­чит, что Бог сове­щал­ся, сто­ит ли ему тво­рить чело­ве­ка или нет. Это зна­чит, что Бог видел всю исто­рию чело­ве­че­ства, все стра­да­ния, кото­рые выпа­дут на его горь­кую долю и зара­нее, еще до тво­ре­ния знал, как это чело­ве­че­ство будет спа­се­но. Этот совет пока­зы­ва­ет нам, что Бог готов постра­дать за нас и уме­реть для того, что­бы спасти.

Мне кажет­ся, что и роди­те­ли, замыш­ляя зача­тие долж­ны тоже упо­до­бить­ся Богу в этом сове­те и рас­су­дить, гото­вы ли они пожерт­во­вать собой ради ребен­ка и воз­мож­но испить чашу роди­тель­ских стра­да­ний до кон­ца, про­не­ся свой крест. Свя­ти­тель Иоанн Зла­то­уст так гово­рит о сотво­ре­нии чело­ве­ка: «Когда царь наме­ре­ва­ет­ся всту­пить в город, то нуж­но ору­же­нос­цам и всем про­чим идти впе­ред, что­бы царю вой­ти в чер­то­ги уже по при­го­тов­ле­нии их: так точ­но и теперь Бог, наме­ре­ва­ясь поста­вить как бы царя и вла­ды­ку над всем зем­ным, спер­ва устро­ил все это укра­ше­ние, а потом уже создал и вла­ды­ку, и таким обра­зом на самом деле пока­зал, какой чести Он удо­сто­и­ва­ет это живот­ное».

Не про­сто Гос­подь создал чело­ве­ка, но сна­ча­ла создал для него рай­ские усло­вия. Так и роди­те­ли долж­ны стре­мить­ся к тому, что­бы дети были детьми Божи­и­ми, и мог­ли жить достой­но это­го зва­ния. Поэто­му, осо­зна­вая всю ответ­ствен­ность за буду­ще­го ребен­ка, муж и жена долж­ны решить, будут ли они поль­зо­вать­ся таким мето­дом или нет.

- Если зача­тие про­ис­хо­дит во вре­мя ову­ля­ции, не будет ли гре­хом бли­зость в осталь­ные дни, кро­ме пери­о­да выхо­да яйце­клет­ки из яичника?

- Ответ на этот вопрос кро­ет­ся в выбо­ре той тра­ди­ции, кото­рой вы сле­ду­е­те. Так сло­жи­лось что в хри­сти­ан­ском бого­сло­вии отно­си­тель­но супру­же­ской бли­зо­сти наме­ти­лись две тен­ден­ции – запад­ная и восточ­ная. Запад­ная тра­ди­ция, кото­рая соблю­да­ет­ся в като­ли­че­стве, счи­та­ет вооб­ще все поло­вые отно­ше­ния гре­хом, за исклю­че­ни­ем тех, кото­рые ведут к рож­де­нию детей в бра­ке. За послед­ние годы стро­гость като­ли­ков несколь­ко сни­зи­лась и ста­ло поз­во­ли­тель­но поль­зо­вать­ся кален­дар­ным мето­дом контрацепции.

В Восточ­ном Пра­во­сла­вии соблю­да­ет­ся дру­гая тра­ди­ция, кото­рая поз­во­ля­ет поло­вую бли­зость мужа и жены в бра­ке не толь­ко для рож­де­ния детей. «Брак честен и ложе не сквер­но» – такая мысль закреп­ле­на в чино­по­сле­до­ва­нии Таин­ства Вен­ча­ния. «Ложе не сквер­но» – озна­ча­ет, что про­яв­ле­ние супру­же­ской люб­ви на брач­ном ложе не явля­ет­ся гре­хом. Пра­во­слав­ная Цер­ковь не сочла необ­хо­ди­мым быть кон­суль­тан­том в сфе­ре тех­ни­ки интим­ных отно­ше­ний. Поэто­му то, что про­ис­хо­дит за закры­той две­рью спаль­ни супру­гов, явля­ет­ся тайной.

Поэто­му необ­хо­ди­мо выбрать, какой тра­ди­ции вы буде­те сле­до­вать, а уже исхо­дя из это­го опре­де­лить гра­ни­цы супру­же­ской близости.

- Грех ли не предо­хра­нять­ся, если супру­ги име­ют про­бле­мы со здо­ро­вьем, и несколь­ко бере­мен­но­стей до это­го окон­чи­лись выки­ды­шем плода?

- Про­бле­ма, когда про­ис­хо­дит зача­тие, но не про­ис­хо­дит вына­ши­ва­ния, не нова. Слу­чаи выки­ды­ша явля­ют­ся ярким про­яв­ле­ни­ем нашей чело­ве­че­ской немо­щи, вызван­ной гре­хо­па­де­ни­ем. Поэто­му выки­дыш — это грех, но грех неволь­ный.  В молит­вен­ной тра­ди­ции Церк­ви есть молит­ва, в кото­рой свя­щен­ник испра­ши­ва­ет про­ще­ния у Бога за эти слу­чаи. В ней же свя­щен­ник молит­ся и о уте­ше­нии жен­щи­ны, и о даро­ва­нии ей здо­ро­вья и ско­рей­ше­го духов­но­го и телес­но­го восстановления.

Сего­дня не явля­ет­ся тай­ной, что выки­дыш может про­изой­ти и на ран­них сро­ках бере­мен­но­сти так, что даже может быть не заме­тен для мате­ри. Так как она про­сто может пере­пу­тать его с болез­нен­ны­ми месяч­ны­ми. Если сле­до­вать той идее, что выки­дыш явля­ет­ся пре­пят­стви­ем к даль­ней­шим попыт­кам к зача­тию, то тогда мы при­дем к мыс­ли, что луч­ше вооб­ще оста­вить все попыт­ки к зача­тию во всех семьях.

Но у нас есть дру­гие при­ме­ры для под­ра­жа­ния. Вспом­ним биб­лей­ских Авра­ама и Сар­ру, Иоаки­ма и Анну, Заха­рия и Ели­са­ве­ту. Они не остав­ля­ли попыт­ки родить ребен­ка до самой ста­ро­сти. Поэто­му, на мой взгляд, гре­ха в попыт­ках забе­ре­ме­неть нет. Если же слу­чит­ся выки­дыш, вско­ре после это­го обра­ти­тесь к священнику.

- Как быть с кон­тра­цеп­ци­ей тем, кому за 40, ведь вра­чи пре­ду­пре­жда­ют об опас­но­стях позд­ней бере­мен­но­сти для малы­ша и для мамы.

- Зада­ча вра­чей забо­тить­ся о здо­ро­вье и про­дол­жи­тель­но­сти жиз­ни людей. Про­гно­зы вра­чей с раз­ви­ти­ем меди­ци­ны ста­но­вят­ся все более точ­ны­ми. Поэто­му если вы полу­чи­ли реко­мен­да­цию от вра­ча не рожать, то долж­ны со всей ответ­ствен­но­стью понять, на какой риск вы иде­те. Но с дру­гой сто­ро­ны, мы под­вер­га­ем­ся рис­ку каж­дый день, про­сто выхо­дя на ули­цу. Для реше­ния вопро­са о зача­тии необ­хо­ди­мо обра­тить­ся к Богу. Супру­ги могут нало­жить на себя пост на какой-либо пери­од, обра­тить­ся с молит­вой к Гос­по­ду, Божи­ей Мате­ри и свя­тым, обсу­дить меж­ду собой воз­мож­ные послед­ствия небла­го­при­ят­но­го исхо­да бере­мен­но­сти, если уже есть дети, воз­мож­но, сле­ду­ет посо­ве­то­вать­ся с ними.

- Есть мне­ние, что, для вос­ста­нов­ле­ния орга­низ­ма мате­ри для вына­ши­ва­ния сле­ду­ю­ще­го малы­ша нуж­но мини­мум 2 года. Не будет ли гре­хом не предо­хра­нять­ся в это время?

- Супру­ги наде­ля­ют­ся Цер­ко­вью не толь­ко пра­ва­ми, но и ответ­ствен­но­стью. Разу­ме­ет­ся, если ребе­нок уже родил­ся, может родить­ся и вто­рой, исхо­дя из это­го, ответ на этот вопрос долж­ны дать сами роди­те­ли, оце­нив свои силы. Для одной жен­щи­ны не будет необ­хо­ди­мо­сти в вос­ста­но­ви­тель­ном пери­о­де, для дру­гой – он может быть очень продолжительным.

- С чем свя­за­ны реко­мен­да­ции неко­то­рых свя­щен­ни­ков воз­дер­жи­вать­ся от бли­зо­сти во вре­мя бере­мен­но­сти и корм­ле­ния гру­дью? Не при­ве­дёт ли это к рас­па­ду семьи?

- Как мне пред­став­ля­ет­ся, эти реко­мен­да­ции осно­ва­ны на тво­ре­ни­ях свя­то­го Кли­мен­та Алек­сан­дрий­ско­го. В сво­их тру­дах он высту­па­ет про­тив поло­во­го сои­тия во вре­мя бере­мен­но­сти, и вооб­ще при­зы­ва­ет как мож­но более искать воз­дер­жа­ния в поло­вых раз­вле­че­ни­ях. Так, напри­мер, свя­той Кли­мент пишет: «…Мои­сей запре­ща­ет нам отда­вать­ся чрез­мер­ным поже­ла­ни­ям, слиш­ком стре­мясь к сои­тию, пре­да­ва­ясь стра­сти с бере­мен­ны­ми жена­ми, чере­дуя уте­хи с уте­ха­ми, зани­ма­ясь любо­вью с маль­чи­ка­ми и изме­няя супру­гам, и вооб­ще вни­мать голо­су похо­ти» (Педа­гог Кн.1.10).

Это про­из­ве­де­ние при­зы­ва­ет к вос­пи­та­нию чувств чело­ве­ка, гово­рит о поль­зе воз­дер­жа­ния и чистой бла­го­род­ной хри­сти­ан­ской жиз­ни «…что­бы во вре­мя бела дня им не справ­лять бес­пут­ных оргий, что­бы, напри­мер, из церк­ви или утром с рын­ка домой при­дя, не набра­сы­вать­ся им на жен подоб­но пету­хам в то вре­мя, когда сле­до­ва­ло бы молить­ся или читать, или обя­зан­но­стя­ми сво­е­го при­зва­ния зани­мать­ся…» (Педагог.Кн.1.10).

По мыс­ли свя­то­го Кли­мен­та невоз­дер­жан­ность в поло­вой жиз­ни явля­ет­ся при­чи­ной мно­гих бед – «…при­но­сит с собой целый рой болез­ней: любовь к лако­мым куша­ньям, склон­ность к выпи­ва­нию, жено­лю­бие, куте­жи, страсть ко вся­ко­го рода удо­воль­стви­ям; а все­ми ими коман­ду­ет жела­ние. Раз­ви­ва­ют­ся отсю­да бес­чис­лен­ные род­ствен­ные стра­сти, и бес­пут­ство обра­зу­ет собой венец над ними» (Педагог.Кн.1.10).

Таким обра­зом, свя­той Кли­мент видит успех хри­сти­ан­ско­го бра­ка в воз­дер­жа­нии от похо­ти и блуд­ной стра­сти, через пре­се­че­ние поло­вой необуз­дан­но­сти. Одна­ко это не зна­чит что поло­вая связь гре­хов­на: «Посмев­шие назы­вать супру­же­ский союз раз­вра­том обра­ща­ют свою хулу про­тив зако­на и Гос­по­да. Жад­ность назы­ва­ет­ся раз­вра­том, посколь­ку она про­ти­во­по­лож­на уме­рен­но­сти, идо­ло­по­клон­ство есть раз­врат, посколь­ку явля­ет­ся изме­ной одно­му Богу со мно­ги­ми бога­ми; точ­но так же, в раз­врат пус­ка­ют­ся те, кто вме­сто одной закон­ной жены име­ют связь со мно­ги­ми» (Строматы.Кн.1, 89, 1). Свя­той Кли­мент не лиша­ет радо­сти обще­ния супру­гов в бра­ке: «…тем желан­нее будет сои­тие, чем дол­го­ждан­нее» (Педагог.Кн.1.10).

Но вопрос зву­чит ина­че – «не рас­па­дет­ся ли семья?». К реше­нию это­го вопро­са под­хо­дит дру­гой свя­той – Иоанн Зла­то­уст, кото­рый гово­рит: «Та, кото­рая воз­дер­жи­ва­ет­ся про­тив воли мужа, не толь­ко лишит­ся награ­ды за воз­дер­жа­ние, но и даст ответ за его пре­лю­бо­де­я­ние, и ответ более стро­гий, чем он сам. Поче­му? Пото­му что она, лишая его закон­но­го сово­куп­ле­ния, низ­вер­га­ет его в без­дну рас­пут­ства».  Как вид­но, рас­пут­ство име­ет два про­ис­хож­де­ния – от неуме­рен­но­сти и от нера­зум­но­го воздержания.

«Ты хочешь иметь воз­дер­жа­ние? Убе­ди к тому и мужа тво­е­го, что­бы было два вен­ца – цело­муд­рие и согла­сие, но что­бы не было цело­муд­рия и сра­же­ния, что­бы не было мира и вой­ны. Ведь если ты воз­дер­жи­ва­ешь­ся, а муж рас­па­ля­ет­ся стра­стью, и меж­ду тем пре­лю­бо­де­я­ние запре­ще­но Апо­сто­лом, зна­чит, он дол­жен тер­петь бурю и вол­не­ние…» – учит свя­ти­тель Иоанн Златоуст.

Итак, вни­мая свя­тым отцам, каж­дой семье необ­хо­ди­мо самим опре­де­лить гра­ни­цы воз­дер­жа­ния и близости.

- Из вопро­сов чита­те­лей: “у меня око­ло 6 лет была внут­ри­ма­точ­ная спи­раль, нуж­но ли каять­ся в гре­хе аборта?”

- Пока­ять­ся необ­хо­ди­мо, так как спи­раль явля­ет­ся сред­ством абор­тив­но­го дей­ствия. Даже если вы не зна­ли об этом свой­стве дан­но­го кон­тра­цеп­ти­ва, все рав­но вели­ка веро­ят­ность, что неволь­но вы совер­ши­ли грех.

Этот грех заклю­ча­ет­ся в том, что каж­дый раз когда про­ис­хо­ди­ло зача­тие, уми­ра­ла не про­сто яйце­клет­ка, но не рож­ден­ный чело­век, кото­рый по уче­нию Церк­ви уже на дан­ном эта­пе обла­да­ет все­ми чело­ве­че­ски­ми каче­ства­ми – душой и телом.

Кро­ме того, есть при­чи­на, по кото­рой вы ста­ли поль­зо­вать­ся такой кон­тра­цеп­тив­ной тех­ни­кой. Если эта при­чи­на гре­хов­на, необ­хо­ди­мо пока­ять­ся и в ней.

- Из вопро­сов чита­те­лей: “я про­да­вал таб­лет­ки для меди­ка­мен­тоз­но­го абор­та, в чём мне каяться?”

- Необ­хо­ди­мо пока­ять­ся в том, что вы спо­соб­ство­ва­ли гре­ху дру­гих женщин.

К сожа­ле­нию, мы часто быва­ем залож­ни­ка­ми обсто­я­тельств. Труд­но пред­ста­вить себе рабо­то­да­те­ля, кото­рый спо­кой­но отне­сет­ся к про­дав­цу, кото­рый будет гово­рить: «это буду про­да­вать, это не буду». Ско­рее все­го, тако­го чело­ве­ка про­сто уво­лят с рабо­ты. Поэто­му при­хо­дит­ся делать выбор: или идти про­тив Запо­ве­дей Божи­их, или искать новую рабо­ту, если не удаст­ся спо­кой­но и вра­зу­ми­тель­но объ­яс­нить свою пози­цию начальству.

Свя­щен­ник Алек­сандр Денисов

 

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки