Поведение при стрессовой ситуации в ДТП

Поведение при стрессовой ситуации в ДТП

(3 голоса5.0 из 5)

По резуль­та­там иссле­до­ва­ния Все­мир­ной Орга­ни­за­ции Здра­во­охра­не­ния (ВОЗ) за год в мире в ДТП поги­ба­ет око­ло 1,3 млн чело­век. По оцен­кам орга­ни­за­ции к 2030 году смерт­ность на доро­гах соста­вит до 3,6 млн чело­век. Наи­боль­шее коли­че­ство жертв заре­ги­стри­ро­ва­но в стра­нах Азии и Афри­ки. Вооб­ще для раз­ви­ва­ю­щих­ся стран смерть в резуль­та­те ДТП явля­ет­ся пятой по при­чи­нам смертности.

В Рос­сии за год в ДТП поги­ба­ет око­ло 27 000 чело­век, а сум­мар­ный ущерб от ДТП дости­га­ет 2,5 ВНП стра­ны. При этом в Рос­сии с 2009 года при­ня­то счи­тать умер­ши­ми в резуль­та­те ДТП людей, скон­чав­ши­ми­ся в тече­ние 30 дней с момен­та ДТП (ранее было 7 дней).

Дорож­но-транс­порт­ное про­ис­ше­ствие (ДТП) – это собы­тие, воз­ник­шее во вре­мя дви­же­ния транс­порт­но­го сред­ства и с его уча­сти­ем, кото­рое может повлечь за собой гибель или нане­се­ние уве­чий людям, повре­жде­ние транс­порт­но­го сред­ства (ТС) или при­чи­не­ние ино­го мате­ри­аль­но­го вреда.

В стране дей­ству­ет дорож­ная кар­та в обла­сти без­опас­но­сти дорож­но­го движения.

Фак­то­ра­ми рис­ка, спо­соб­ству­ю­щи­ми наступ­ле­нию ДТП являются:

  • нару­ше­ние ско­рост­но­го режима;
  • алко­голь­ное опьянение;
  • выезд на неис­прав­ном транс­порт­ном сред­стве (ТС);
  • пре­не­бре­же­ние рем­ня­ми без­опас­но­сти и дет­ски­ми креслами;
  • уста­лость водителя;
  • нека­че­ствен­ное дорож­ное покрытие;
  • слож­ные погод­ные условия;
  • куре­ние, еда, раз­го­вор по мобиль­но­му теле­фо­ну, гром­кая музы­ка в салоне, управ­ле­ние элек­трон­ны­ми устрой­ства­ми ТС во вре­мя его движения;
  • неудоб­ная обувь (на высо­ком каблуке);
  • наме­рен­ное созда­ние ситу­а­ции повы­шен­но­го рис­ка столкновения.
При ДТП чело­век ока­зы­ва­ет­ся в стрес­со­вой ситу­а­ции. Это свя­за­но с тем, что ДТП явля­ет­ся острой ситу­а­ци­ей, кото­рая несет угро­зу жиз­ни и здо­ро­вью чело­ве­ка. Орга­низм полу­ча­ет пси­хи­че­скую трав­му. Обыч­но он реа­ги­ру­ет на неё стан­дарт­ны­ми пове­ден­че­ски­ми реакциями.

Реак­ция пер­вая. Пси­хо­мо­тор­ное возбуждение

Эта реак­ция свой­ствен­на появ­ле­ни­ем боль­шо­го коли­че­ства быст­рых, часто лиш­них дви­же­ний, кото­рые совер­ша­ют­ся без опре­де­лен­ной цели. Появ­ля­ет­ся тахи­кар­дия, арте­ри­аль­ное дав­ле­ние повы­ша­ет­ся, вни­ма­ние чело­ве­ка нару­ше­но, его речь при­об­ре­та­ет харак­тер моно­ло­га, темп речи быстрый.

Попав­ший в ДТП ощу­ща­ет чув­ство жаж­ды и голо­да. Так­же у него воз­ни­ка­ет чув­ство стра­ха от соде­ян­но­го или про­изо­шед­ше­го. Вклю­ча­ет­ся чув­ство само­со­хра­не­ния, кото­рое часто застав­ля­ет чело­ве­ка как мож­но быст­рее поки­нуть опас­ную тер­ри­то­рию, в т.ч. скрыть­ся с места ДТП.

Реак­ция вто­рая. Апатия

Вари­ант пове­де­ния при вто­рой реак­ции пря­мо про­ти­во­по­ло­жен пове­де­нию при пер­вой реак­ции. Реак­ция про­яв­ля­ет­ся рез­кой мотор­ной затор­мо­жен­но­стью чело­ве­ка; он нахо­дит­ся в одной и той же позе. Какая-либо реак­ция на окру­жа­ю­щих отсут­ству­ет. Чело­век не отве­ча­ет на вопро­сы; если начи­на­ет гово­рить, то очень мед­лен­но и тихо. Дыха­ние ста­но­вит­ся ред­ким и поверх­ност­ным (неглу­бо­ким), чув­ства жаж­ды и голо­да при­туп­ле­ны. Внут­ри у чело­ве­ка про­ис­хо­дит мораль­ное опустошение.

Само­сто­я­тель­но спра­вить­ся с таки­ми реак­ци­я­ми невоз­мож­но, поэто­му нуж­на ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная меди­цин­ская помощь.

Если у участ­ни­ка ДТП наблю­да­ет­ся одна из этих реак­ций, сле­ду­ет знать несколь­ко про­стых пра­вил, кото­рые смо­гут обес­пе­чить без­опас­ность постра­дав­ше­го и окружающих:

  • если есть воз­мож­ность, то нуж­но дать постра­дав­ше­му успокоительное;
  • обя­за­тель­но вызвать на место ДТП ско­рую помощь;
  • нуж­но по мере воз­мож­но­сти отвлечь постра­дав­ше­го от кон­цен­тра­ции на соб­ствен­ных ощу­ще­ни­ях вопро­са­ми на посто­рон­ние темы, напри­мер вопро­са­ми о его вку­сах, хоб­би и т.д.;
  • при крайне рез­ком пове­де­нии постра­дав­ше­го и неадек­ват­ных поступ­ках с его сто­ро­ны мож­но зафик­си­ро­вать его при помо­щи под­руч­ных средств;
  • после фик­са­ции постра­дав­ше­го необ­хо­ди­мо сле­дить за часто­той его сер­деч­ных сокра­ще­ний и дыханием;
  • необ­хо­ди­мо забрать у чело­ве­ка все пред­ме­ты, кото­ры­ми он может нане­сти вред себе или окру­жа­ю­щим, или огра­ни­чить чело­ве­ку доступ к таким предметам;
  • необ­хо­ди­мо ста­рать­ся дер­жать постра­дав­ше­го в поле зре­ния постоянно.

Конеч­но, наступ­ле­ние опи­сан­ных выше реак­ций совсем необя­за­тель­но. Боль­шин­ство людей справ­ля­ют­ся с полу­чен­ной пси­хи­че­ской трав­мой, и тут нуж­но пого­во­рить о том, как вести себя после ДТП.

Несмот­ря на то, что орга­низм не отве­тил крайне на полу­чен­ную пси­хи­че­скую трав­му в виде защит­ных реак­ций, опи­сан­ных выше, стрес­со­вая ситу­а­ция всё рав­но ока­зы­ва­ет влияние.

Наде­ем­ся, что эти про­стые пра­ви­ла помо­гут вам в слож­ной ситуации.

  1. Ока­жи­те первую помощь постра­дав­шим, при необ­хо­ди­мо­сти отве­зи­те постра­дав­ше­го в бли­жай­шее мед­учре­жде­ние (если воз­мож­на транспортировка).
  2. Вызо­ви­те служ­бы быст­ро­го реа­ги­ро­ва­ния (МЧС) и «Ско­рую помощь» на место ДТП, если послед­ствия ДТП явля­ют­ся серьезными.
  3. Вызо­ви­те сотруд­ни­ков ГИБДД или ава­рий­ных комис­са­ров для состав­ле­ния про­то­ко­ла и схе­мы ДТП.
  4. Нико­гда не будь­те без­участ­ны к про­ис­хо­дя­ще­му, не дове­ряй­тесь дру­гим людям, даже если эти люди – сотруд­ни­ки ГИБДД.
  5. При­ни­май­те актив­ное уча­стие во всех дей­стви­ях, совер­ша­е­мых на месте ДТП. При воз­мож­но­сти сде­лай­те фото-видео фик­са­цию места ДТП, послед­ствий ДТП, харак­тер повреждений.
  6. Вни­ма­тель­но читай­те про­то­кол о дорож­но-транс­порт­ном про­ис­ше­ствии, сле­ди­те за тем, что­бы там были ука­за­ны важ­ные дета­ли: вре­мя суток, осве­ще­ние (если ДТП про­изо­шло в тем­ное вре­мя суток), мет­раж тор­моз­но­го пути, вид тор­моз­но­го сле­да, состо­я­ние дорож­но­го полот­на на месте ДТП, погод­ные усло­вия, види­мость на участ­ке ДТП.
  7. Нико­гда не под­пи­сы­вай­те чистых листов.
  8. Не иди­те на кон­фликт с агрес­сив­но настро­ен­ным води­те­лем, не спорь­те с ним. При попыт­ке тако­го води­те­ля пере­ме­стить пред­ме­ты, отно­ся­щи­е­ся к ДТП или пере­ме­стить транс­порт­ное сред­ство (даже под бла­го­вид­ным пред­ло­гом), веди­те видео­фик­са­цию, при­вле­ки­те вни­ма­ние про­хо­дя­щих. Будь­те гото­вы к тому, что такой води­тель устро­ит пред­став­ле­ние во вре­мя состав­ле­ния про­то­ко­ла, где будет иска­жать фак­ты. Сохра­няй­те спо­кой­ствие и помни­те, что ложь все­гда всплы­ва­ет на поверх­ность. Гра­мот­но солгать и не быть ули­чен­ным во лжи могут толь­ко спе­ци­аль­но под­го­тов­лен­ные люди.
Что каса­ет­ся внут­рен­не­го состо­я­ния, то сле­ди­те за сво­им дыха­ни­ем и часто­той сер­деч­ных сокра­ще­ний (ЧСС). Поста­рай­тесь отвлечь­ся от мыс­лей о ДТП. Попро­буй­те пого­во­рить с пас­са­жи­ра­ми или свя­зать­ся по теле­фо­ну с род­ствен­ни­ка­ми, дру­зья­ми и пого­во­рить с ними на отвле­чен­ные темы. Попро­буй­те сфо­ку­си­ро­вать рабо­ту моз­га на чем-либо, напри­мер про­ду­мы­ва­нии даль­ней­ших дей­ствий после состав­ле­ния про­то­ко­ла. Най­ди­те что-нибудь хоро­шее в сло­жив­шей­ся ситу­а­ции, к при­ме­ру, отсут­ствие жертв или травм. Настрой­тесь на то, что все будет хоро­шо. Нуж­но пом­нить, что стресс нуж­но пере­бо­роть и мини­ми­зи­ро­вать его дей­ствие на орга­низм, и ни в коем слу­чае не под­да­вать­ся пани­ке. Будь­те вни­ма­тель­ны и помни­те о куль­ту­ре на доро­гах. Бес­куль­тур­ным води­те­лям без­опас­нее усту­пить, чем пытать­ся что-то дока­зать или тем более чему-то научить.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки