В здоровом теле здоровый дух?

В здоровом теле здоровый дух?

(5 голосов2.4 из 5)

Иеро­мо­нах Иов (Гуме­ров)

Кры­ла­тое латин­ское выра­же­ние «Mens sana in corpore sano» впер­вые встре­ча­ет­ся в 10‑й сати­ре (356‑я стро­ка) рим­ско­го поэта Юве­на­ла (I в. по Р.Х.).

Взя­тая вне кон­тек­ста про­из­ве­де­ния, она полу­чи­ла невер­ную интер­пре­та­цию: здо­ро­вье тела пони­ма­ет­ся как усло­вие здо­ро­вья духов­но­го. Одна­ко у рим­ско­го поэта мысль совсем другая:

«Надо молить, что­бы ум был здра­вым в теле здоровом.
Бодро­го духа про­си, что не зна­ет стра­ха пред смертью,
Что почи­та­ет за дар при­ро­ды пре­дел сво­ей жизни,
Что в состо­я­нье тер­петь затруд­не­нья какие угодно,
Духа, что к гне­ву не скло­нен, стра­стей нера­зум­ных не знает,
Пред­по­чи­тая отра­ду тяж­ких тру­дов Геркулеса
Чув­ству люб­ви, и пирам, и рос­ко­ши Сар­да­на­па­ла
».

Ясно выра­же­на нази­да­тель­ная мысль: имея здо­ро­вое тело, поза­боть­ся о духов­ном и душев­ном здоровье.

Хри­сти­ан­ская антро­по­ло­гия, в отли­чие от обы­ден­но­го созна­ния, не счи­та­ет физи­че­ское здо­ро­вье усло­ви­ем духов­но-нрав­ствен­но­го здо­ро­вья. Оно может быть как в здо­ро­вом теле, так и в чело­ве­ке, страж­ду­щим болез­ня­ми. Духов­ная кре­пость зави­сит от пра­виль­ной веры и испол­не­ния запо­ве­дей Божи­их. Если это­го нет, то грех посте­пен­но раз­ру­ши­тель­но дей­ству­ет и на тело. «Неду­ги тела чело­ве­че­ско­го суть есте­ствен­ные послед­ствия повре­жде­ния есте­ства гре­хом и зло­упо­треб­ле­ния телом» (свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Когда чело­век ведет гре­хов­ную жизнь и не дума­ет ее оста­вить, то Гос­подь вра­чу­ет такую душу болез­ня­ми. Об этом пишут свя­тые отцы, и это под­твер­жда­ет­ся мно­го­ве­ко­вым опытом.

«Ино­гда для греш­ни­ков луч­ше болеть, чем быть здо­ро­вы­ми, когда болезнь содей­ству­ет им ко спа­се­нию. Ибо болезнь при­туп­ля­ет и врож­ден­ные побуж­де­ния у чело­ве­ка ко злу, и тем, что чело­век пере­но­сит стра­да­ния, свя­зан­ные с болез­нью, она, как бы упла­чи­вая долг за соде­лан­ные гре­хи, дела­ет чело­ве­ка спо­соб­ным к при­ня­тию сна­ча­ла здра­вия души, а затем и телес­но­го здо­ро­вья. В осо­бен­но­сти это быва­ет тогда, когда боль­ной, пони­мая, что здра­вие зави­сит от Бога, доб­лест­но пере­но­сит беду и с верою при­па­да­ет к Богу и дела­ми, насколь­ко это поз­во­ля­ют его силы, умо­ля­ет о мило­сти» (свя­ти­тель Гри­го­рий Палама)

«Духов­ный разум науча­ет, что неду­ги и дру­гие скор­би, кото­рые Бог посы­ла­ет чело­ве­кам, посы­ла­ют­ся по осо­бен­но­му Божию мило­сер­дию; как горь­кие цели­тель­ные вра­че­ва­ния боль­ным, они содей­ству­ют наше­му спа­се­нию, наше­му веч­но­му бла­го­по­лу­чию гораз­до вер­нее, неже­ли чудес­ные исце­ле­ния» (свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов).

Неред­ко Гос­подь, видя, что нера­зу­мие и гре­хов­ные наклон­но­сти чело­ве­ка могут при­ве­сти его к бед­стви­ям, удер­жи­ва­ет его от это­го с помо­щью болез­ней: «Быва­ет, что Бог болез­нью укры­ва­ет иных от беды, кото­рой не мино­вать бы им, если бы они были здо­ро­вы» (свя­ти­тель Фео­фан Затворник).

Для хри­сти­а­ни­на болез­ни (как телес­ные, так и духов­ные) окру­жа­ю­щих его людей – обшир­ное поле для воз­де­лы­ва­ния, что­бы иметь спа­си­тель­ные пло­ды: «Потру­ди­лись над боль­ны­ми? Бла­го­сло­вен­ный труд, ибо и тут при­ло­жи­мо уте­ши­тель­ное сло­во: “Болен бех и посе­ти­сте Мене”(Мф. 25: 36)» (свя­ти­тель Фео­фан Затворник).

 

Источ­ник: http://www.pravoslavie.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки