Пра́вила благоче́стия – определенные правила поведения, соответствующие Божьему закону, принятые в Церкви.
Архимандрит Платон (Игумнов): Благочестие – это как бы вертикаль, устремленная от земли к небу (человек-Бог), церковный этикет – это горизонталь (человек-человек). При этом нельзя подняться к небу, не любя человека, и нельзя любить человека, не любя Бога: Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает (1Ин.4:12), и не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? (Ин.4:20). Таким образом, духовными основаниями определяются все правила церковного этикета, которые должны регулировать отношения между верующими, устремленными к Богу.
Правила поведения в храме
Входите в святой храм с духовной радостью. Когда входите в храм и видите святые иконы, думайте о том, что Сам Господь и все святые смотрят на вас; будьте в это время особенно благоговейны.
В храм следует приходить в приличной, чистой одежде, не в спортивной или вызывающе яркой. Замужним женщинам полагается иметь на голове платок или головной убор. По возможности, надо приходить в храм без сумок и пакетов (особенно шуршащих).
На службу приходите заранее, чтобы успеть до начала богослужения поставить свечи, заказать поминовение, приложиться к иконам.
Ставить свечи, прикладываться к иконам и святыням надо до начала богослужения, а во время службы не следует нарушать общую молитву хождением по храму и передачей свечей.
По традиции мужчинам полагается стоять на правой стороне храма, а женщинам на левой.
На Божественной Литургии
Не следует целовать святыни храма и участвовать в Таинстве Святого Причащения с накрашенными губами
Подходить к Чаше во время причащения принято сначала младенцам, потом мужчинам, а затем женщинам. Эта же последовательность соблюдается и на елеопомазании. На исповеди, идя ко кресту в конце литургии, а также во многих других случаях не следует стараться опередить других, но соблюдать очередность.
Войдя в храм во время особо торжественных моментов – чтения Евангелия, Херувимской, Евхаристического канона – следует остановиться при входе, дождаться окончания и лишь тогда пройти дальше в храм. Нельзя считать какое-то место в храме «своим», тем более просить перейти занявших его. Во время службы надо стоять и молиться на одном месте, не озираясь по сторонам. Во время каждения храма надо отойти от стены, давая проход священнослужителю, и, повернувшись к нему, поклониться на каждение.
Положение тела, поклоны и крестное знамение
Перед входом в храм следует совершить поясной поклон с молитвой и крестным знамением. Войдя в храм, нужно также совершить в сторону алтаря три поклона с молитвой мытаря.
В православном храме во время богослужения принято стоять. Сесть и отдохнуть разрешается в случаях нездоровья. Впрочем, хорошо сказал о немощи телесной святитель Филарет Московский: «Лучше сидя думать о Боге, нежели стоя – о ногах». В случае телесной слабости можно присесть на стульчик или скамью.
В Православной Церкви положено молиться стоя, тихо и благоговейно, поэтому нехорошо как-либо внешне проявлять свои особенные молитвенные чувства: воздевать руки, стоять на коленях и т.п. Если в храме тесно, то лучше не делать земной поклон даже в положенные моменты литургии, чтобы не расталкивать окружающих.
Проходя напротив Царских врат полагается перекреститься и поклониться в сторону престола. Не принято проходить между амвоном и центральным аналоем, когда перед ним молятся посреди храма священнослужители.
Во время службы, когда священник благословляет предстоящих рукой или совершает каждение молящихся с амвона, следует делать поклон без крестного знамения, а когда благословение совершается крестом или Чашей, полагается перекреститься, а потом поклониться.
Перед выходом из храма нужно совершить три поклона с крестным знамением и молитвой, поблагодарив Бога и испросив Его благословения. Выйдя на улицу, следует обернуться к храму и еще раз поклониться с крестным знамением. Проходя мимо храма, принято остановиться и поклониться в его сторону с крестным знамением.
Замечания
Нельзя одергивать и учить, если кто-нибудь из прихожан по незнанию делает что-то не так. Если же его действия мешают общей молитве, то следует со смирением подсказать ему.
Не осуждайте невольных ошибок служащих или присутствующих в храме – полезнее вникать в собственные недостатки и просить Господа о прощении своих грехов. Бывает, что во время богослужения кто-то на ваших глазах мешает прихожанам сосредоточенно молиться. Не раздражайтесь, никого не одергивайте (если, конечно, не совершается явное хулиганство и кощунство). Постарайтесь не обращать внимания, а если по немощи не справитесь с искушением (т.е. испытанием), лучше отойдите тихо в другое место.
Не стоит расстраиваться, выслушивая поучения пожилых прихожан. Смиренно принимая их упреки, сами не старайтесь «просвещать» их. В Церкви для этого есть священнослужители.
Не бойтесь попасть в неловкое положение, сделав что-то не так. Люди приходят в церковь не для оценки ближних, а для общественной молитвы и участия в Таинствах.
Главное – это взаимная любовь прихожан и понимание содержания службы.
Некоторые правила церковных отношений
- При встрече со священником следует взять у него благословение и затем уже начинать разговор. При последующих встречах с ним в этот день брать благословение не нужно. Также при прощании со священником после продолжительного с ним разговора или общего дела принято брать благословение.
- При обращении к священнику по телефону начинать разговор принято испрашиванием благословения словами: «Батюшка, благословите» или «Отец (имя), благословите».
- К монашествующим не в церковном сане правильнее обращаться не отец (мать), а брат (сестра).
- При встрече мирян принято троекратное христианское целование или взаимный поклон.
- Обычное церковное приветствие в праздничные дни: «С праздником!» Входя в дом: «Мир дому сему». Ответ: «С миром принимаем».
- Пожелания в путь, в дорогу: «Ангела хранителя!», «Храни тебя Господь!», «Храни тебя Матерь Божия!».
- Принятое пожелание вкушающим пищу: «Ангела за трапезой!» Ответ: «Невидимо предстоит».
- Благодарить принято словами: «Спаси Господь!», на которые обычно отвечают: «Во славу Божию!»
Правила церковного этикета для священнослужителей
- Когда священник сам себя именует батюшкой, это, несомненно, является нарушением церковного этикета. В неофициальном общении он может называть батюшкой другого священника или упомянуть это как одно из возможных обращений к иерею. Называть так себя или представляться, например, батюшкой Алексием - это дурновкусие. То же самое относится к так называемым матушкам - игумениям, женам священников, прихожанкам.
- Не следует тыкать прихожанам, особенно старшего возраста.
- См. также Пастырская эстетика.
***
Митрополит Сурожский Антоний в одну из литургий вышел на проповедь и сказал: «Вчера вечером на службу пришла женщина с ребёнком. Она была в брюках и без платка. Кто-то из вас сделал ей замечание. Она ушла. Я не знаю, кто ей сделал замечание, но я приказываю этому человеку до конца своих дней молиться о ней и об этом ребёнке, чтобы Господь их спас. Потому что из-за вас она может больше никогда не прийти в храм».
Развернулся и ушёл. Это была вся проповедь.
Литература по теме
- Что надо знать о православном церковном этикете иеромонах Аристарх (Лоханов)
- Православные поздравления и торжественные обращения
- Наставление как вести себя христианину в храме Божием
- О священническом благословении
- О поклонах
- Почему священников называют отцами
- Церковный протокол еп. Марк (Головков)
- Руководство для мирян, присутствующих за богослужением
- Тест: церковный этикет
- Фотоальбом: «Поведение в храме»
Комментировать