Ми́стика христиа́нская (от греч. μυστικός (мистикос) – таинственный, мистический) —
1) опыт непосредственного переживания человеком (группой лиц, общиной, собранием) духовно-благодатного соединения с Богом;
2) богословское выражение, обозначающее мистическую сторону жизни и деятельности Церкви.
Вся жизнь Православной (Восточной) Церкви имеет мистический (от греч. mistikos – таинственный) смысл.
В основании Церкви лежит мистическое событие Боговоплощения, которое является тайной, превосходящей человеческое разумение. Основатель Церкви – Богочеловек Иисус Христос, в котором таинственно, нераздельно и неслиянно, соединены две природы – Нетварная Божественная и тварная человеческая в единстве Божественной Личности Слова Божьего.
Христианину открывается возможность мистического соединения с Богом через причастие Божественной благодати. В этом благодатном причастии человек ощущает полноту Божественной Жизни, приобретает Царство Божье внутри себя, становится по неизреченному дару тем, чем Бог является по естеству, сочетает в себе Божественную и человеческую природу по образу Богочеловека Иисуса Христа.
В известном смысле всякое богословие мистично, поскольку оно являет Божественную тайну, данную Откровением…
Человеческая душа стремится не только к знанию о Боге, но и к живому соединению с Ним. Такое соединение есть цель всего бытия человека, поскольку Бог есть Всесовершенное Существо и соединение с Ним есть источник духовного блаженства.
Воплощение Сына Божьего открывает человеку возможность соединения с Богом, сообщает человеку усыновление Богу, то есть единение подобное единению Сына с Отцом (Ин.17:21-23).
Все Священное Писание говорит о возможности соединения с Богом, указывает на такое соединение как на цель духовной жизни: «Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом» (1Кор.6:17). «Кто любит Меня, тот соблюдёт слово Моё; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придём к нему и обитель у него сотворим» (Ин.14:23). «Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собой, если не будет на лозе: так и вы, если не будете во Мне» (Ин.15:4).
Воплощение Сына Божия есть тайна, превосходящая человеческое разумение, ибо действующий в Воплощении есть Сам Бог: «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1Тим.3:16). Такими же таинственными являются Божественные действия в человеческой душе, ведущие к ее соединению с Богом.
Эти действия называются Божественной благодатью, поскольку являют собой неизреченный дар благого Бога людям. Эти действия производятся Святым Духом и через них человек таинственно приобщается Божественной Жизни. Благодать Святого Духа подается в церковных таинствах, помогая христианину в его духовном подвиге, преображая и обновляя его естество, созидая в человеческой душе Царство Божие.
Опыт действия Божественной благодати и есть христианский мистический опыт, меры которого отличаются в зависимости от меры подвига христиан. Высшие меры этого опыта заключают созерцание Нетварного Божественного света и особые благодатные дары, явно свидетельствующие об обожении христианина – прозорливость, чудотворения и др. Не каждый христианин может достигнуть подобных высот, но каждому доступно ощущение действия благодати в опыте Богообщения. По слову св. Симеона Нового Богослова Христианин есть тот, кто опытно познал благодать Божества, кто умным чувством души своей ощутил, что Бог совершает в нем волю Свою чрез Иисуса Христа, кто подлинно приобщился жизни в Боге.
Основания христианской мистики можно заключить в следующие положения.
- Краеугольный Камень христианской мистики есть Господь Иисус Христос, соединивший в Себе Божественное и человеческое естество, приобщающий нас своему Божественному естеству через веру в Него и подвижническую жизнь по Его заповедям.
- Христианский мистический опыт есть исключительно дар Божий, ибо Его Источником является Сам Бог.
- Христианский мистический опыт немыслим вне духовного подвига борьбы со страстями, которого Бог требует от человека, поскольку Он желает обитать в лишь очищенном от греха человеческом сердце.
- В своих высших состояниях христианский мистический опыт обнаруживается в теснейшем соединении Бога и человека, проявляющемся в бесстрастии и святости.
Если же мистический опыт не имеет своим основанием веру в Иисуса Христа и подвиг, то он есть ложный путь, не ведущий к святости и спасению человека.
Мистика и оккультизм
Понятие «мистика» принципиальным образом отличается от понятия «оккультизм».
В христианском осмыслении под мистикой подразумевается, прежде всего, практика личностного общения человека с Богом (посредством молитвенного делания; участия в Таинствах Церкви; созерцаний, связанных со Cверхъестественным Откровением Божьим, и пр.).
Оккультизм же – общее название оккультных учений и практик, подразумевающих возможность общения с «некими потусторонними силами», «зазеркальем», что нередко оборачивается вступлением в непосредственное общение с демонами, губительное для людей (хотя оккультист может этого и не осознавать).
Христианин, вступающий в мистическую связь с Богом, стремится подчинить свою волю воле Божественной. Оккультист же, вступая в общение с «потусторонними силами» (демонами), часто бывает движим идеей подчинить своей воле действительность.
Цитаты о мистике
«Человек, потерявший или деформировавший свое мистическое чувство, для которого религия оказалась сведенной к морали, никак не может понять, какая разница между Православием, католицизмом и протестантизмом. Он осознает их как исторические традиции и возмущается, почему христианские конфессии, а затем и вообще все религии не соединятся друг с другом на основе общих нравственных принципов. Веру в Православие как единственную возможность истинного, благодатного богообщения он считает дефицитом любви к людям, конфессиональной гордыней, обскурантизмом, а в некоторых случаях – злоумышлением против человечества.
Однако если бы ювелир не усматривал различия между видами драгоценных металлов и камней, а утверждал, что все одинаковы, его назвали бы профаном. Если человеку все предметы кажутся окрашенными в один цвет, то это говорит не о широте взгляда, не о зоркости зрения, а о болезни глаз. А здесь мы утверждаем лишь одно: без мистики нельзя понять и оценить православную веру, человек, лишенный мистики, будет не православным, хотя бы и считал себя таковым...
Без мистики и аскетизма невозможно почувствовать реальность православных догматов, а без исповедания догматов и участия в церковных Таинствах нельзя стяжать богатство мистиков, Фаворский свет, а не лжемистику, которая ослепляет человека отблесками адского пламени и погружает затем душу в непроницаемую тьму. Поэтому для нас Бог – высшая из всех ценностей, а Православие – тот таинственный Синай, где Божество является человеку».
архимандрит Рафаил (Карелин)
«Восточное предание никогда не проводило резкого различия между мистикой и богословием, между личным опытом познания Божественных тайн и догматами, утвержденными Церковью… Богословие и мистика отнюдь не противополагаются; напротив, они поддерживают и дополняют друг друга. Первое невозможно без второй: если мистический опыт есть личностное проявление общей веры, то богословие есть общее выражение того, что может быть опытно познано каждым…»
В. Лосский
Литература по теме
- Общие сведения о мистицизме
- Мистицизм и его природа П.М. Минин
- Мистика христианская
- Путь разума в поисках истины. Мистицизм проф. А.И. Осипов
- Справочник по ересям, сектам и расколам. Мистицизм С.В. Булгаков
- Мистика в Православии прот. С.В. Булгаков
- Мистика Церкви и мистика западных верований муч. Михаил Новоселов
- Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения муч. Михаил Новоселов
- Святой Гр. Палама и православная мистика прот. Иоанн Мейендорф
- Апология мистики по творениям преп. Симеона Нового Богослова прот. Павел Аникиев
- Очерк мистического богословия восточной Церкви В.Н. Лосский
- Мистика – очевидность веры архим. Рафаил (Карелин)
- Видеть Бога как Он есть архим. Софроний (Сахаров)
- О таинственном богословии св. Дионисий Ареопагит
- Святогорский Томоc свт. Григорий Палама
- Мистагогия преп. Максим Исповедник
- Странник свт. Игнатий (Брянчанинов)
- Главные направления древнецерковной мистики П.М. Минин
- Аскетика и мистика проф. И.И. Соколов
- Мистика нехристианская
- Исламская (суфийская) мистика с т. з. православного духовного опыта С.А. Сергеев
Комментировать