Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния

Перейти к кален­дарю 17 фев­раля 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 17 фев­раля 2019 г.

4. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5‑й. Попраздн­ство Сре­те­ния Гос­подня.

Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел. кн. Геор­гия (Юрия) Все­во­ло­до­вича Вла­ди­мир­ского. Прп. Кирилла Новоезерского.

Начало Пост­ной Триоди.

Согласно Уставу, в вос­крес­ные дни пери­ода пения Пост­ной Триоди (до Недели ваий) служба совер­ша­ется по Окто­иху и Триоди, а Минея опус­ка­ется (за исклю­че­нием дней памяти святых, име­ю­щих бдение или поли­е­лей, празд­ни­ков Сре­те­ния и Бла­го­ве­ще­ния, их пред­праздн­ства и попраздн­ства, а также попраздн­ства Бого­яв­ле­ния).

Вос­крес­ная служба Окто­иха совер­ша­ется вместе со служ­бой Триоди и служ­бой попраздн­ства Сре­те­ния Гос­подня (по 9‑й Мар­ко­вой главе Типи­кона под 2 фев­раля: «Аще слу­чится попраздн­ство Сре­те­ния Гос­подня в Неделю фари­се­еву, или блуд­наго, или мясо­пуст­ную»).

Служба прп. Иси­дора Пелу­си­отского поется «в пяток на пове­че­рии» (см.: Типи­кон, гл. 49‑я, 1‑е «зри»)1.

На вели­кой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 10: вос­крес­ные, глас 5‑й – 4, Триоди, глас 1‑й – 3 (первая сти­хира – дважды), и празд­ника, глас 4‑й – 3 (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского). «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «Все­дер­жи­телю Гос­поди…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас 5‑й: «В Черм­нем мори…».

Вход. Про­ки­мен дня.

На литии сти­хиры празд­ника, глас 2‑й (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­отского, на сти­ховне вечерни, без при­пе­вов), и сти­хиры Триоди (см. на хва­ли­тех)2. «Слава» – Триоди, глас 3‑й: «Мытаря и фари­сея раз­ли­чие…» (см. слав­ник литий­ных стихир Триоди)3, «И ныне» – празд­ника, глас 7‑й: «Свет во откро­ве­ние языков…» (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского, на сти­ховне утрени).

На сти­ховне сти­хиры вос­крес­ные, глас 5‑й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отяг­чен­ныма очима…», «И ныне» – празд­ника, глас 2‑й: «Свя­щен­наго Свя­щен­ная Дева…» (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского, на сти­ховне вечерни).

По Три­свя­том – «Бого­ро­дице Дево…» (дважды) и тро­парь празд­ника, глас 1‑й (еди­но­жды).

На утрене на «Бог Гос­подь» – тро­парь вос­крес­ный, глас 5‑й (дважды). «Слава, и ныне» – тро­парь празд­ника, глас 1‑й.

Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые екте­нии. Седальны вос­крес­ные4.

Непо­рочны5 (см. Типи­кон, гл. 17)6. «Ангель­ский собор…». Ипакои, сте­пенны и про­ки­мен – гласа. Еван­ге­лие вос­крес­ное 5‑е. «Вос­кре­се­ние Хри­стово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «Пока­я­ния отверзи ми двери…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Триоди, глас тот же: «На спа­се­ния стези…». Глас 6‑й: «Поми­луй мя, Боже…», и сти­хира Триоди, глас тот же: «Мно­же­ства соде­ян­ных…»7.

Каноны: вос­крес­ный со ирмо­сом на 4 (ирмосы еди­но­жды), Бого­ро­дицы (Окто­иха) на 2, Триоди8 на 4 и празд­ника на 4.

Биб­лей­ские песни «Поем Гос­по­деви…».

Ката­ва­сия «Сушу глу­бо­ро­ди­тель­ную…»9.

По 3‑й песни – кондак и икос празд­ника, глас 1‑й. «Слава»10 – седа­лен Триоди, глас 4‑й: «Сми­ре­ние воз­несе…», или седа­лен Триоди, глас тот же: «Сми­ре­ние древле…» (по выбору), «И ныне» – седа­лен празд­ника, глас 8‑й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского).

По 6‑й песни – кондак Триоди, глас 3‑й: «Воз­ды­ха­ния при­не­сем…», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе…». И чита­ется пролог, затем синак­са­рий11.

При­ме­ча­ние. О кондаке Триоди, глас 4‑й: «Фари­се­ева убежим высо­ко­гла­го­ла­ния…», Типи­кон умал­чи­вает.

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни – «Свят Гос­подь Бог наш». Екса­по­сти­ла­рий вос­крес­ный 5‑й. «Слава» – све­ти­лен Триоди: «Высо­ко­ре­чия убежим…», «И ныне» – све­ти­лен празд­ника: «Духом во свя­ти­лищи…» (см. 2 фев­раля).

«Всякое дыха­ние…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры на 8: вос­крес­ные, глас 5‑й – 4, и празд­ника, глас 2‑й и глас 7‑й – 4 (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского, на сти­ховне утрени, со слав­ни­ком, глас 7‑й: «Свет во откро­ве­ние языков…», и при­пе­вами своими). «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «От дел похва­леньми…», «И ныне» – «Пре­бла­го­сло­венна еси…».

Вели­кое сла­во­сло­вие. По Три­свя­том – тро­парь вос­крес­ный: «Днесь спа­се­ние…».

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».

Перед 1‑м часом на «Слава, и ныне» поется еван­гель­ская сти­хира, в данном случае – 5‑я12.

При­ме­ча­ние. «Подо­бает ведати, яко сти­хиры вся 11 утрен­ния еван­гель­ския, от сея насто­я­щия Недели и даже до Всех святых, на литиях утрен­них поются в при­творе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начи­наем чести в при­творе, по отпу­сте литии, Огла­ше­ния свя­таго отца нашего Фео­дора Сту­дита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екк­ли­си­арха, сто­я­щим и со вни­ма­нием послу­ша­ю­щим бра­тиям. По скон­ча­нии же чтения гла­го­лем тро­парь пре­по­доб­наго Фео­дора, глас 8‑й: «Пра­во­сла­вия настав­ниче…» без Бого­ро­дична, и совер­шен­ный отпуст» (Типи­кон, гл. 49, 3‑е и 4‑е «зри»).

На часах – тро­парь вос­крес­ный. «Слава» – тро­парь празд­ника. Кондаки Триоди и празд­ника чита­ются попе­ре­менно.

На Литур­гии бла­женны гласа – 4, Триоди, песнь 6‑я – 4, и празд­ника, песнь 4‑я – 4.

На входе: «…Вос­кре­сый из мерт­вых…».

По входе – тро­пари и кондаки:

При­ме­ча­ние. Поря­док пения тро­па­рей и конда­ков в 9‑й Мар­ко­вой главе Типи­кона под 2 фев­раля изла­га­ется без учета посвя­ще­ния храма: тро­парь вос­крес­ный, тро­парь празд­ника; «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак празд­ника. Согласно общему уставу, в храме свя­того может петься тро­парь и кондак храма. Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 423, 428–431.

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь празд­ника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак празд­ника.

В храме свя­того – тро­парь вос­крес­ный, тро­парь празд­ника, тро­парь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак празд­ника.

Про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен – вос­крес­ные и празд­ника.

При­ме­ча­ние. 9‑я Мар­кова глава Типи­кона под 2 фев­раля умал­чи­вает о про­кимне, алли­лу­и­а­рии и при­частне празд­ника, но в соот­вет­ствии с общим уста­вом они должны петься. Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 425.

Апо­стол и Еван­ге­лие – Недели о мытаре и фари­сее.

При­ме­ча­ние. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апо­стол и Еван­ге­лие, по суб­бо­там, прежде ряд суб­боты, потом свя­таго, до Недели Всех святых» (Типи­кон, гл. 49, 5‑е «зри»). По мнению В. Роза­нова, это ука­за­ние Типи­кона озна­чает, что с Недели о мытаре и фари­сее «начи­на­ются пери­оды пения двух Три­одей, в кото­рые общим пра­ви­лом служит чтение Апо­стола и Еван­ге­лия сна­чала днев­ных, а потом свя­того. Исклю­че­ние из этого общего пра­вила 48 гл. Типи­кона ука­зы­вает в Сырную суб­боту, если слу­чится Обре­те­ние главы Пред­течи… В суб­боту пред Неде­лею блуд­ного сына также нет ника­кого осно­ва­ния начи­нать с днев­ных чтений, потому что поются пес­но­пе­ния сна­чала Месяч­ной Минеи, а потом Окто­иха» (Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 341).

Задо­стой­ник празд­ника.

Отпуст вос­крес­ный: «Вос­кре­сый из мерт­вых…».



1 Согласно Уставу, «после­до­ва­ние при­лу­чив­ша­гося свя­таго в Неделю сию, и блуд­наго, поем в пяток на пове­че­рии, аще токмо не слу­чится коего вели­каго свя­таго память» (см.: Типи­кон, гл. 49‑я, 1‑е «зри»; ср.: Триодь Пост­ная, «Неделя… мытаря и фари­сея», 1‑е «зри»).

2 Хва­лит­ная (и литий­ная) сти­хира Триоди, глас 3‑й: «Мытаря и фари­сея раз­ли­чие…», поется на литии на «Славу». Слав­ник хва­лит­ных стихир Триоди, глас 8‑й: «От дел похва­леньми…», не пере­но­сится на литию, поскольку поется на хва­ли­тех (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 415).

3 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 395.

4 По первом сти­хо­сло­вии на «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен вос­крес­ный 5‑го гласа: «Радуйся, двере Гос­подня…».

5 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, неза­ви­симо от недель­ного гласа, и сразу после него тро­пари «Ангель­ский собор…». В при­ход­ской прак­тике вместо Непо­роч­ных на вос­крес­ных все­нощ­ных бде­ниях обычно поется поли­е­лей.

6 Ср.: Типи­кон, гл. 49‑я, «Неделя… мытаря и фари­сея»; 2 фев­раля, 9‑я Мар­кова глава.

7 Поло­жен­ная здесь вос­крес­ная сти­хира, глас 6‑й: «Вос­крес Иисус от гроба…», отме­ня­ется, так как она заме­ня­ется особой сти­хи­рой Триоди, глас 6‑й: «Мно­же­ства соде­ян­ных…».

8 В тех храмах, где пред­пи­са­ние о соеди­не­нии канона с пением биб­лей­ских про­ро­че­ских песней оста­ется труд­но­ис­пол­ни­мым, допу­стимо стихи из песней Свя­щен­ного Писа­ния заме­нять осо­быми при­пе­вами, сооб­ра­зу­ясь с содер­жа­нием кано­нов. Каноны вос­крес­ных дней пери­ода пения Пост­ной Триоди, выра­жа­ю­щие пока­ян­ные чув­ства, можно петь с при­пе­вом: «Поми­луй мя, Боже, поми­луй мя» (см.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 406–407; ср.: Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Тор­же­ства Пра­во­сла­вия с при­пе­вом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Кре­сто­по­клон­ную с при­пе­вом: «Слава, Гос­поди, Кресту Твоему Чест­ному».

9 В Триоди Пост­ной в Неделю о мытаре и фари­сее на утрене назна­чена ката­ва­сия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Пост­ная, ч. 1, л. 3, на обо­роте), но такое ука­за­ние (без каких-либо ого­во­рок) не охва­ты­вает всех воз­мож­ных сов­па­де­ний Триоди Пост­ной с празд­ни­ками Минеи (ср.: Типи­кон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фари­сее может слу­читься в период с 11 января по 15 фев­раля, когда празд­ники Минеи сле­дуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фари­сее слу­чится с 11 по 14 января (попраздн­ство или отда­ние празд­ника Бого­яв­ле­ния Гос­подня), то ката­ва­сия – «Глу­бины открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фари­сее слу­чится с 15 января по 9 фев­раля (вклю­чи­тельно), то ката­ва­сия – «Сушу глу­бо­ро­ди­тель­ную землю…». Если Неделя о мытаре и фари­сее слу­чится с 10 по 15 фев­раля (вклю­чи­тельно), то ката­ва­сия – «Отверзу уста моя…», кото­рая и ука­зана в после­до­ва­нии Триоди Пост­ной, тогда как про другие ничего не гово­рится.

10 Рас­ши­ри­тельно толкуя схе­ма­тич­ные ука­за­ния Устава отно­си­тельно бого­слу­жеб­ных тек­стов по 3‑й песни канона, можно счи­тать допу­сти­мым сле­ду­ю­щий поря­док испол­не­ния пес­но­пе­ний: кондак и икос празд­ника, глас 1‑й; седа­лен Триоди, глас 4‑й: «Сми­ре­ние воз­несе…»; «Слава» – ин седа­лен Триоди, глас тот же: «Сми­ре­ние древле…», «И ныне» – седа­лен празд­ника, глас 8‑й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 фев­раля, в службе прп. Иси­дора Пелу­си­от­ского).

11 «Сице дол­жен­ствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синак­са­рий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типи­кон, гл. 49, 2‑е «зри»).

12 Согласно Уставу, во все вос­крес­ные дни годич­ного бого­слу­жеб­ного круга (за исклю­че­нием празд­ника Святой Пасхи) по отпу­сте утрени при пении сти­хиры бывает исхож­де­ние в при­твор, где чита­ются Огла­ше­ния прп. Фео­дора Сту­дита, после чего поется тро­парь прп. Фео­дора, глас 8‑й: «Пра­во­сла­вия настав­ниче…» (без Бого­ро­дична), и чита­ется 1‑й час, кото­рый закан­чи­ва­ется вос­крес­ным малым отпу­стом. (В день Пасхи на утрене чита­ется Огла­си­тель­ное слово свя­того Иоанна Зла­то­уста; исхож­де­ние в при­твор по отпу­сте утрени не совер­ша­ется.) При исхож­де­нии в при­твор, согласно Типи­кону (ср.: 2 гл.), поется «сти­хира само­гласна, яко обычай», под кото­рой под­ра­зу­ме­ва­ется хра­мо­вая сти­хира (ср.: Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. 2. С. 322–323) или сти­хира празд­ну­е­мого свя­того (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 40, 74), кото­рая в опре­де­лен­ные дни года (в част­но­сти, в период пения Триоди) должна заме­няться еван­гель­ской сти­хи­рой (ср.: Ска­бал­ла­но­вич М. Тол­ко­вый Типи­кон. Вып. 2. С. 323).

При сов­па­де­нии с вос­крес­ным днем памяти вели­кого свя­того или празд­ника, име­ю­щего, по Уставу, все­нощ­ное бдение (с литией), а также поли­е­лей­ного празд­ника, в кото­рый Типи­кон ука­зы­вает пома­за­ние елеем (ср.: Типи­кон, 27 января), исхож­де­ние в при­твор допол­ня­ется чином елео­по­ма­за­ния и, видо­из­ме­ня­ясь, при­об­ре­тает сле­ду­ю­щую форму. После выхода в при­твор с пением сти­хиры совер­ша­ется лития – кадится празд­нич­ная икона в при­творе, чита­ется литий­ная молитва «Вла­дыко Мно­го­мило­стиве…», совер­ша­ется пома­за­ние елеем от лам­пады перед иконой свя­того или празд­ника, затем чита­ются Огла­ше­ния прп. Фео­дора Сту­дита, поется тро­парь прп. Фео­дора, глас 8‑й: «Пра­во­сла­вия настав­ниче…» (без Бого­ро­дична), и совер­ша­ется 1‑й час, кото­рый закан­чи­ва­ется малым отпу­стом. Таким обра­зом, с точки зрения Устава, пома­за­ние елеем в вос­крес­ные дни назна­ча­ется не Недели ради, а ради памяти вели­кого свя­того или празд­ника, слу­чив­ше­гося в этот день (ср. 3‑ю главу Типи­кона с гла­вами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других слу­чаях в вос­крес­ные дни (напри­мер, при службе шесте­рич­ного или сла­во­слов­ного свя­того и т. п.) елео­по­ма­за­ние не совер­ша­ется.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки