Перейти к календарю 17 февраля 2019 г. ▶
Богослужебные указания за 17 февраля 2019 г.
4. Неделя о мытаре и фарисее. Глас 5‑й. Попразднство Сретения Господня.
Прп. Исидора Пелусиотского. Блгв. вел. кн. Георгия (Юрия) Всеволодовича Владимирского. Прп. Кирилла Новоезерского.
Начало Постной Триоди.
Согласно Уставу, в воскресные дни периода пения Постной Триоди (до Недели ваий) служба совершается по Октоиху и Триоди, а Минея опускается (за исключением дней памяти святых, имеющих бдение или полиелей, праздников Сретения и Благовещения, их предпразднства и попразднства, а также попразднства Богоявления).
Воскресная служба Октоиха совершается вместе со службой Триоди и службой попразднства Сретения Господня (по 9‑й Марковой главе Типикона под 2 февраля: «Аще случится попразднство Сретения Господня в Неделю фарисееву, или блуднаго, или мясопустную»).
Служба прп. Исидора Пелусиотского поется «в пяток на повечерии» (см.: Типикон, гл. 49‑я, 1‑е «зри»)1.
На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся.
На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5‑й – 4, Триоди, глас 1‑й – 3 (первая стихира – дважды), и праздника, глас 4‑й – 3 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского). «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «Вседержителю Господи…», «И ныне» – догматик, глас 5‑й: «В Чермнем мори…».
Вход. Прокимен дня.
На литии стихиры праздника, глас 2‑й (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне вечерни, без припевов), и стихиры Триоди (см. на хвалитех)2. «Слава» – Триоди, глас 3‑й: «Мытаря и фарисея различие…» (см. славник литийных стихир Триоди)3, «И ныне» – праздника, глас 7‑й: «Свет во откровение языков…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени).
На стиховне стихиры воскресные, глас 5‑й. «Слава» – Триоди, глас тот же: «Отягченныма очима…», «И ныне» – праздника, глас 2‑й: «Священнаго Священная Дева…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне вечерни).
По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь праздника, глас 1‑й (единожды).
На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5‑й (дважды). «Слава, и ныне» – тропарь праздника, глас 1‑й.
Кафизмы 2‑я и 3‑я. Малые ектении. Седальны воскресные4.
Непорочны5 (см. Типикон, гл. 17)6. «Ангельский собор…». Ипакои, степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 5‑е. «Воскресение Христово видевше…». По 50‑м псалме: «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «Покаяния отверзи ми двери…», «И ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «На спасения стези…». Глас 6‑й: «Помилуй мя, Боже…», и стихира Триоди, глас тот же: «Множества содеянных…»7.
Каноны: воскресный со ирмосом на 4 (ирмосы единожды), Богородицы (Октоиха) на 2, Триоди8 на 4 и праздника на 4.
Библейские песни «Поем Господеви…».
Катавасия «Сушу глубородительную…»9.
По 3‑й песни – кондак и икос праздника, глас 1‑й. «Слава»10 – седален Триоди, глас 4‑й: «Смирение вознесе…», или седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…» (по выбору), «И ныне» – седален праздника, глас 8‑й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).
По 6‑й песни – кондак Триоди, глас 3‑й: «Воздыхания принесем…», и икос Триоди, глас тот же: «Сами себе…». И читается пролог, затем синаксарий11.
Примечание. О кондаке Триоди, глас 4‑й: «Фарисеева убежим высокоглаголания…», Типикон умалчивает.
На 9‑й песни поем «Честнейшую».
По 9‑й песни – «Свят Господь Бог наш». Ексапостиларий воскресный 5‑й. «Слава» – светилен Триоди: «Высокоречия убежим…», «И ныне» – светилен праздника: «Духом во святилищи…» (см. 2 февраля).
«Всякое дыхание…» и хвалитные псалмы.
На хвалитех стихиры на 8: воскресные, глас 5‑й – 4, и праздника, глас 2‑й и глас 7‑й – 4 (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского, на стиховне утрени, со славником, глас 7‑й: «Свет во откровение языков…», и припевами своими). «Слава» – Триоди, глас 8‑й: «От дел похваленьми…», «И ныне» – «Преблагословенна еси…».
Великое славословие. По Трисвятом – тропарь воскресный: «Днесь спасение…».
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
Перед 1‑м часом на «Слава, и ныне» поется евангельская стихира, в данном случае – 5‑я12.
Примечание. «Подобает ведати, яко стихиры вся 11 утренния евангельския, от сея настоящия Недели и даже до Всех святых, на литиях утренних поются в притворе, на «Слава, и ныне». Ведомо же буди, яко от сея Недели начинаем чести в притворе, по отпусте литии, Оглашения святаго отца нашего Феодора Студита. И аще тамо есть игумен, чтутся от него; аще же ни, то от екклисиарха, стоящим и со вниманием послушающим братиям. По скончании же чтения глаголем тропарь преподобнаго Феодора, глас 8‑й: «Православия наставниче…» без Богородична, и совершенный отпуст» (Типикон, гл. 49, 3‑е и 4‑е «зри»).
На часах – тропарь воскресный. «Слава» – тропарь праздника. Кондаки Триоди и праздника читаются попеременно.
На Литургии блаженны гласа – 4, Триоди, песнь 6‑я – 4, и праздника, песнь 4‑я – 4.
На входе: «…Воскресый из мертвых…».
По входе – тропари и кондаки:
Примечание. Порядок пения тропарей и кондаков в 9‑й Марковой главе Типикона под 2 февраля излагается без учета посвящения храма: тропарь воскресный, тропарь праздника; «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника. Согласно общему уставу, в храме святого может петься тропарь и кондак храма. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 423, 428–431.
В храме Господском и Богородицы – тропарь воскресный, тропарь праздника. «Слава» – кондак Триоди, «И ныне» – кондак праздника.
В храме святого – тропарь воскресный, тропарь праздника, тропарь храма; кондак Триоди. «Слава» – кондак храма, «И ныне» – кондак праздника.
Прокимен, аллилуиарий и причастен – воскресные и праздника.
Примечание. 9‑я Маркова глава Типикона под 2 февраля умалчивает о прокимне, аллилуиарии и причастне праздника, но в соответствии с общим уставом они должны петься. Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 425.
Апостол и Евангелие – Недели о мытаре и фарисее.
Примечание. «Вестно буди, яко от днесь чтется Апостол и Евангелие, по субботам, прежде ряд субботы, потом святаго, до Недели Всех святых» (Типикон, гл. 49, 5‑е «зри»). По мнению В. Розанова, это указание Типикона означает, что с Недели о мытаре и фарисее «начинаются периоды пения двух Триодей, в которые общим правилом служит чтение Апостола и Евангелия сначала дневных, а потом святого. Исключение из этого общего правила 48 гл. Типикона указывает в Сырную субботу, если случится Обретение главы Предтечи… В субботу пред Неделею блудного сына также нет никакого основания начинать с дневных чтений, потому что поются песнопения сначала Месячной Минеи, а потом Октоиха» (Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 341).
Задостойник праздника.
Отпуст воскресный: «Воскресый из мертвых…».
1 Согласно Уставу, «последование прилучившагося святаго в Неделю сию, и блуднаго, поем в пяток на повечерии, аще токмо не случится коего великаго святаго память» (см.: Типикон, гл. 49‑я, 1‑е «зри»; ср.: Триодь Постная, «Неделя… мытаря и фарисея», 1‑е «зри»).
2 Хвалитная (и литийная) стихира Триоди, глас 3‑й: «Мытаря и фарисея различие…», поется на литии на «Славу». Славник хвалитных стихир Триоди, глас 8‑й: «От дел похваленьми…», не переносится на литию, поскольку поется на хвалитех (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 415).
3 Ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 395.
4 По первом стихословии на «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный 5‑го гласа: «Радуйся, двере Господня…».
5 118‑й псалом (17‑я кафизма) поется на 5‑й глас, независимо от недельного гласа, и сразу после него тропари «Ангельский собор…». В приходской практике вместо Непорочных на воскресных всенощных бдениях обычно поется полиелей.
6 Ср.: Типикон, гл. 49‑я, «Неделя… мытаря и фарисея»; 2 февраля, 9‑я Маркова глава.
7 Положенная здесь воскресная стихира, глас 6‑й: «Воскрес Иисус от гроба…», отменяется, так как она заменяется особой стихирой Триоди, глас 6‑й: «Множества содеянных…».
8 В тех храмах, где предписание о соединении канона с пением библейских пророческих песней остается трудноисполнимым, допустимо стихи из песней Священного Писания заменять особыми припевами, сообразуясь с содержанием канонов. Каноны воскресных дней периода пения Постной Триоди, выражающие покаянные чувства, можно петь с припевом: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя» (см.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 406–407; ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 265). Канон в Неделю Торжества Православия с припевом: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», а канон в Неделю Крестопоклонную с припевом: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному».
9 В Триоди Постной в Неделю о мытаре и фарисее на утрене назначена катавасия «Отверзу уста моя…» (см.: Триодь Постная, ч. 1, л. 3, на обороте), но такое указание (без каких-либо оговорок) не охватывает всех возможных совпадений Триоди Постной с праздниками Минеи (ср.: Типикон, гл. 19): ведь Неделя о мытаре и фарисее может случиться в период с 11 января по 15 февраля, когда праздники Минеи следуют один за другим. Итак, если Неделя о мытаре и фарисее случится с 11 по 14 января (попразднство или отдание праздника Богоявления Господня), то катавасия – «Глубины открыл есть дно…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 15 января по 9 февраля (включительно), то катавасия – «Сушу глубородительную землю…». Если Неделя о мытаре и фарисее случится с 10 по 15 февраля (включительно), то катавасия – «Отверзу уста моя…», которая и указана в последовании Триоди Постной, тогда как про другие ничего не говорится.
10 Расширительно толкуя схематичные указания Устава относительно богослужебных текстов по 3‑й песни канона, можно считать допустимым следующий порядок исполнения песнопений: кондак и икос праздника, глас 1‑й; седален Триоди, глас 4‑й: «Смирение вознесе…»; «Слава» – ин седален Триоди, глас тот же: «Смирение древле…», «И ныне» – седален праздника, глас 8‑й: «Родился еси…» (см. в Минее 4 февраля, в службе прп. Исидора Пелусиотского).
11 «Сице долженствует пролог прежде яко обычай читати, потом же синаксарий Триоди, даже до Недели всех святых» (Типикон, гл. 49, 2‑е «зри»).
12 Согласно Уставу, во все воскресные дни годичного богослужебного круга (за исключением праздника Святой Пасхи) по отпусте утрени при пении стихиры бывает исхождение в притвор, где читаются Оглашения прп. Феодора Студита, после чего поется тропарь прп. Феодора, глас 8‑й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и читается 1‑й час, который заканчивается воскресным малым отпустом. (В день Пасхи на утрене читается Огласительное слово святого Иоанна Златоуста; исхождение в притвор по отпусте утрени не совершается.) При исхождении в притвор, согласно Типикону (ср.: 2 гл.), поется «стихира самогласна, яко обычай», под которой подразумевается храмовая стихира (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 322–323) или стихира празднуемого святого (ср.: Розанов В. Богослужебный Устав Православной Церкви. С. 40, 74), которая в определенные дни года (в частности, в период пения Триоди) должна заменяться евангельской стихирой (ср.: Скабалланович М. Толковый Типикон. Вып. 2. С. 323).
При совпадении с воскресным днем памяти великого святого или праздника, имеющего, по Уставу, всенощное бдение (с литией), а также полиелейного праздника, в который Типикон указывает помазание елеем (ср.: Типикон, 27 января), исхождение в притвор дополняется чином елеопомазания и, видоизменяясь, приобретает следующую форму. После выхода в притвор с пением стихиры совершается лития – кадится праздничная икона в притворе, читается литийная молитва «Владыко Многомилостиве…», совершается помазание елеем от лампады перед иконой святого или праздника, затем читаются Оглашения прп. Феодора Студита, поется тропарь прп. Феодора, глас 8‑й: «Православия наставниче…» (без Богородична), и совершается 1‑й час, который заканчивается малым отпустом. Таким образом, с точки зрения Устава, помазание елеем в воскресные дни назначается не Недели ради, а ради памяти великого святого или праздника, случившегося в этот день (ср. 3‑ю главу Типикона с главами 2, 4, 5 и 7), поэтому в других случаях в воскресные дни (например, при службе шестеричного или славословного святого и т. п.) елеопомазание не совершается.
Богослужебные указания с сайта Патриархии на каждый день.