Святые: А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Э Ю Я
Воскресенье
Старый стиль
4 февраля
Воскресенье
Новый стиль

17 февраля

 
1-я подготовительная седмица к Великому посту. Седмица сплошная
 

Поста нет. Глас 5-й

Неделя о мытаре и фарисее.

Прп. Иси́дора Пелусиотского (ок. 436–440); блгв. кн. Гео́ргия (Ю́рия) Всеволодовича Владимирского (1238); прп. Кирилла Новоезерского (Новгородского)(1532) .

Прпп. Авраа́мияи Ко́прия Печенгских, Вологодских (XV) ; мч. Иадо́ра (III); сщмч. Авраа́мия, епископа Арвильского (ок. 344–347); исп. Николая, игумена Студийского (868); Собор святых Пермской митрополии (переходящее празднование в 1-е воскресенье после 11 февраля) .

Сщмч. Мефо́дия (Красноперова), епископа Петропавловского (1921); сщмчч. Евста́фия Сокольского, пресвитера, Иоа́нна Артоболевского, пресвитера, Алекса́ндра Минервина, пресвитера, Се́ргия Соловьева, пресвитера, Иоа́нна Алешковского, пресвитера, Алекса́ндра Соколова, пресвитера, Николая Кандаурова, пресвитера, Алекси́я Княжеского, пресвитера, Николая Голышева, пресвитера, Алекси́я Шарова, пресвитера, Алекса́ндра Покровского, пресвитера, Арка́дия Лобцова, пресвитера, Бори́са Назарова, пресвитера, Михаила Рыбина, пресвитера, Николая Поспелова, пресвитера, Алекси́я Лебедева, пресвитера, Андре́я Беднова, пресвитера, Дими́трия Кедроливанского, пресвитера, Иоа́нна Тихомирова, пресвитера, Петра Соколова, пресвитера, прмчч. Серафи́ма (Вавилова), архидиакона, Феодо́сия (Бобкова), иеромонаха, прмцц. Рафаи́лы (Вишняковой), схимонахини, Анны Ефремовой, послушницы, Марии Виноградовой, Екатерины Декалиной, послушницы и , мчч. Иоа́нна Шувалова, Васи́лия Иванова, Дими́трия Ильинского, Фео́дора Пальшкова и , Дими́трия Казамацкого (1938); .

Тропари, кондаки, молитвы и величания

Показать все

Мысли свт. Феофана Затворника

Феофан

Неделя о мытаре и фарисее
(2Тим.3:10–15; Лк.18:10–14)

Вчера учило нас Евангелие неотступности в молитве, а ныне учит смирению или чувству бесправности на услышание. Не присвояй себе права на услышание, но приступай к молитве, как никакого внимания недостойный, и дающий себе дерзновение отверзть уста и вознести молитву к Богу по одному беспредельному к нам бедным снисхождению Господа. И на мысль да не приходит тебе: я то и то сделал; подай же мне то-то. Все, что бы ты ни делал, почитай должным; ты должен был все то сделать. Если б не сделал, подвергся бы наказанию, а что сделал, тут не за что награждать, ничего особенного не явил ты. Вон фарисей перечислил свои права на услышание и вышел из церкви ни с чем. Худо не то, что он так делал, как говорил; так и следовало ему поступать, а худо то, что он выставил то, как особенное нечто, тогда как сделавши то и думать о том не следовало. – Избави нас, Господи, от этого фарисейского греха! Словами редко кто так говорит, но в чувстве сердца редко кто не бывает таким. Ибо отчего плохо молятся? Оттого, что чувствуют себя и без того в порядке находящимся пред Богом.

Притча дня

Два подаяния

Когда о. Амвросию исповедовались, что скупость нападает, он поучал:
– Давай что можно, елико душа возможет. Один странник просил милостыню; одна была скупая и дала ему худой платок, а другая добрая, и что просил у нее странник, все ему давала. Только что ушел он от них, как сделался у них пожар, и все у них сгорело. Странник воротился и все им отдал: той, которая много подавала, много отдал, а скупой сказал: «На тебе твой платок!».

Проповедь дня

Свт. Лука (Войно-Ясенецкий). 
Игумен Никон (Воробьев).
Митр. Макарий (Булгаков).
Св. праведный Алексий Мечев.
Прот. Григорий Дьяченко.
Свт. Димитрий Ростовский. 
Прот. Василий Михайловский.
Сщмч. Фаддей (Успенский).
Еп. Митрофан (Зноско-Боровский).
Прот. Родион Путятин.
Перейти в раздел «Проповеди» 

Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты

Архим. Никифор (Бажанов).

Мытарь.

Фоторассказы.

Великий пост.

Основы православия

Тема 48.  Чем человек принципиально отличен от прочих творений?

 Человек был создан последним в ряду существ невидимого и видимого мира. По создании мужчины и женщины Бог благословил их и заповедал владычествовать над всею землею (Быт.1:28). В этом повелении Божьем, а также в факте того, что Адам дал животным имена (Быт.2:20), что среди животных не нашлось помощника, подобного ему, обнаруживается высочайшее превосходство человека над всеми другими представителями видимого мира.

 Уступая ряду животных в физическом плане, человек принципиально превосходит любое животное в другом отношении. Он обладает бессмертной душой; как созданный по образу Божьему, он обладает разумом, свободной волей, творческим потенциалом, способностью выражать мысли при помощи слов. Конечно, многие представители фауны могут производить целесообразные действия, но в отличие от человека они производят их, будучи движимы инстинктами.
 Подчеркнём, что свобода человека в нравственном измерении настолько высока, что он может противоречить даже Божественным повелениям — грешить. Между тем призвание человека состоит в том, чтобы свободно и осознанно стремиться к Богу, уподобляться Богу, духовно сближаться с Богом, обоживаться. 
 От ангелов человек отличается наличием тела.

См. Животные.

Практические советы

Удержать ум в нужном русле всю службу бывает трудно даже подготовленному человеку. Иисусова молитва облегчает эту задачу. А для тех, кто проводит много времени на богослужениях в храме, нет другого средства, кроме Иисусовой молитвы, для поддержания правильного внутреннего состояния в течение длинных служб. У некоторых духовных писателей сказано, что можно читать Иисусову молитву и одновременно внимать богослужению. Но тут многое зависит от личных способностей: некоторые люди могут удерживать вниманием сразу несколько объектов, а некоторые – только один. Для последних Иисусова молитва может служить своего рода безопасным пристанищем, из которого ум по временам выходит для внимания песнопениям, Священному Писанию, порядку богослужения. К молитве же Иисусовой он возвращается для отдыха и восстановления правильного настроения после отвлечения на посторонние предметы.
игумен Борис (Долженко)

Случайный тест

Расширение для браузера – календарь «Азбука веры» и оживление ссылок на Библию.

Требуется программист