Богослужебные указания

Перейти к кален­дарю 2 ноября 2019 г.

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния за 2 ноября 2019 г.

20. Димит­ри­ев­ская роди­тель­ская суб­бота. Вмч. Арте́мия.

Прав. Арте́мия Вер­коль­ского (службу зри 23 июня).

В отли­чие от роди­тель­ских суббот Мясо­пуст­ной и Тро­иц­кой, име­ю­щих обще­цер­ков­ное зна­че­ние, о Димит­ри­ев­ской суб­боте Типи­кон умал­чи­вает, поскольку эта суб­бота – рус­ское бла­го­че­сти­вое уста­нов­ле­ние.

Димит­ри­ев­ское поми­но­ве­ние усоп­ших совер­ша­ется в суб­боту перед днем памяти вели­ко­му­че­ника Димит­рия Солун­ского (26 октября ст. ст.), если с этой суб­бо­той не сов­па­дет бден­ный или поли­е­лей­ный празд­ник. При нали­чии такого сов­па­де­ния поми­но­ве­ние пере­но­сится на суб­боту, пред­ше­ству­ю­щую суб­боте перед днем памяти вмч. Димит­рия.

Служба вмч. Арте́мия совер­ша­ется вместе с суб­бот­ней служ­бой Окто­иха по 13‑й главе Типи­кона.

На вечерне кафизма 18‑я.

На «Гос­поди, воз­звах» сти­хиры на 6: вели­ко­му­че­ника, глас 4‑й – 3, и муче­ничны Окто­иха, глас 2‑й (2‑й: «И́же земны́я сла́сти…», 3‑й: «Святы́м му́чеником…», 4‑й: «Ли́цы му́ченичестии…»; см. на «Гос­поди, воз­звах») – 3. «Слава» – вели­ко­му­че­ника, глас тот же: «Разу́мнаго свети́льника…», «И ныне» – дог­ма­тик, глас тот же: «Пре́йде сень зако́нная…».

Входа нет. Про­ки­мен дня, глас 7‑й: «Бо́же, Засту́пник мой еси Ты…», со стихом.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха, глас 2‑й (с заупо­кой­ными при­пе­вами: «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч.). «Слава» – вели­ко­му­че­ника, глас 6‑й: «За Христа́ зако́нно…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен по гласу «Славы», от мень­ших: «Моли́твами Ро́ждшия Тя, Христе́…».

При­ме­ча­ние. «На стихо́вне му́ченичен 1‑й, и ме́ртвена два кир Иоа́нна Дамас­кина́» (Типи­кон, гл. 13‑я). По мнению В. Роза­нова (см. его «Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви», с. 748–749), если совер­ша­ется суб­бот­няя служба Окто­иха 4‑го, 5‑го или 6‑го гласа, где на сти­ховне вечерни при­во­дится два муче­нична и один мерт­вен, нужно, следуя ука­за­ниям Устава, петь один муче­ни­чен (1‑й), а мерт­вен повто­рить дважды1.

При­ме­ча­ние. На суб­бот­нем бого­слу­же­нии с «Алли­луиа» при­певы вечер­них сти­хов­ных стихир в службе 2‑го и 8‑го гласов при­во­дятся в Окто­ихе на ряду. При совер­ше­нии суб­бот­ней службы 1‑го, 3‑го – 7‑го гласов при­певы заим­ству­ются с утрен­них сти­хов­ных стихир Окто­иха (см.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 748).

По Три­свя­том – тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На утрене вместо «Бог Гос­подь» – «Алли­луия»2, глас 2‑й, с заупо­кой­ными сти­хами: 1‑й – «Блаже́ни, яже избра́л и прия́л еси, Гос­поди», 2‑й – «Па́мять их в род и род», 3‑й – «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».

Тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды). «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

Кафизма 16‑я. Обыч­ная малая екте­ния. Седальны Окто­иха, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (см. по 1‑м сти­хо­сло­вии), «И́же просвети́вый святы́я Твоя́…» (см. по 2‑м сти­хо­сло­вии), стих: «Ди́вен Бог во святы́х Свои́х, Бог Изра́илев», и седа­лен: «Страстоте́рпцы Госпо́дни…», стих: «Блаже́ни, яже избра́л…», и седа­лен: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха (см. по 2‑м сти­хо­сло­вии): «Богоро́дице Де́во Мари́е…». (Ср.: Типи­кон, гл. 13.)

Кафизма 17‑я (Непо­рочны) поется, по Уставу, на 2‑й глас; эта кафизма раз­де­ля­ется на две части, или статии́3. Припев к стихам 1‑й статии: «Благослове́н еси, Го́споди, научи́ мя оправда́нием Твои́м». В конце статии «Слава, и ныне» не поется, но вместо этого трижды (с при­пе­вом) послед­ние стихи: «Яко а́ще бы не зако́н Твой…», «Во век не забу́ду оправда́ний Твои́х…».

При­ме­ча­ние. Отно­си­тельно окон­ча­ния первой и второй статии 17‑й кафизмы при заупо­кой­ном бого­слу­же­нии суще­ствуют сле­ду­ю­щие мнения: 1) каждый из двух послед­них стихов первой и второй статии поется по трижды с соот­вет­ству­ю­щим при­пе­вом4; 2) в каждой статии два послед­них стиха объ­еди­ня­ются «за един» и поются с при­пе­вом трижды5.

Затем про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния: «Паки и паки…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Еще́ молимся о упокое́нии душ усо́пших рабо́в Бо́жиих (имя рек)…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Яко да Гос­подь Бог учини́т ду́ши их…», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (еди­но­жды); «Мило­сти Божия…», певцы: «Подай, Гос­поди». «Гос­поду помо­лимся», певцы: «Гос­поди, поми­луй» (40). Иерей тайно читает молитву: «Боже духо́в и вся́кия пло́ти…». Воз­глас: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…». Певцы: «Аминь».

После этого начи­на­ется пение 2‑й статии: «Твой есмь аз…» с при­пе­вом к стихам: «Спа́се, спаси́ мя»6; послед­ние стихи статии: «Жива́ будет душа́ моя…», «Заблуди́х, яко овча́ поги́бшее…», поются (с при­пе­вом) трижды.

Затем на 5‑й глас поются тро­пари по Непо­роч­ных7: «Святы́х лик…» и прочее, с при­пе­вом: «Благослове́н еси, Го́споди…». Про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (см. по 1‑й статии). В конце ее «Гос­поди, поми­луй» – 40 раз, а иерей тайно читает молитву «Боже духо́в…». По воз­гласе поется седа­лен, глас 5‑й: «Поко́й, Спа́се наш…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «От Де́вы возсия́вый…». Псалом 50‑й.

Каноны:

В храме Гос­под­ском и Бого­ро­дицы – храма со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды), вели­ко­му­че­ника на 4 и Окто­иха 1‑й (муче­нич­ный) на 4.

При­ме­ча­ние. О пении кано­нов в храме Вос­кре­се­ния Хри­стова в суб­боту см. Октоих, ч. 1, с. 699.

В храме свя­того – канон вели­ко­му­че­ника со ирмо­сом на 6 (ирмосы по дважды), храма на 4 и Окто­иха 1‑й (муче­нич­ный) на 4.

Биб­лей­ские песни «Гос­по­деви поем…».

Ката­ва­сия по 3‑й, 6‑й, 8‑й и 9‑й песнях – ирмосы 1‑го (муче­нич­ного) канона Окто­иха.

По 3‑й песни – обыч­ная малая екте­ния; кондак («Благочести́ваго и венцено́снаго му́ченика…») и икос вели­ко­му­че­ника, глас 2‑й; седа­лен вели­ко­му­че­ника, глас 8‑й: «Царю́ веко́в угожда́я…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Минеи, глас тот же: «Со́лнца о́блаче…».

По 6‑й песни – малая заупо­кой­ная екте­ния8. Кондак, глас 8‑й: «Со святы́ми упоко́й…» и икос, глас тот же: «Сам Еди́н еси Безсме́ртный…».

На 9‑й песни поем «Чест­ней­шую».

По 9‑й песни поется «Достойно есть». Екса­по­сти­ла­рий9 Окто­иха: «Иже и ме́ртвыми, и живы́ми облада́яй…». «Слава, и ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха: «Мы о Тебе́ хва́лимся…»10.

При­ме­ча­ние. Типи­кон ука­зы­вает при алли­луй­ной службе в суб­боту петь све­ти­лен Окто­иха. Све­ти­лен заим­ству­ется из при­ло­же­ния Окто­иха «Све­тильны днев­нии во всю сед­мицу» и берется по рядо­вому гласу Окто­иха (в данном случае 2‑го гласа). Све­ти­лен испол­ня­ется дважды через «Слава, и ныне», первый раз окан­чи­ва­ясь сло­вами: «Моли́твами, Го́споди, святы́х Твои́х, и спаси́ мя», а второй – «Моли́твами, Го́споди, Богоро́дицы, и спаси́ мя».

«Хва­лите Гос­пода с Небес…» и хва­лит­ные псалмы.

На хва­ли­тех сти­хиры Окто­иха (муче­ничны), глас 2‑й – 4 (первая сти­хира – дважды). «Слава» – мерт­вен Окто­иха, глас тот же: «Увы́ мне…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха, глас тот же: «Прииди́те, Ма́терь Све́та…».

«Тебе слава подо­бает…» не чита­ется, но сразу чтец: «Слава Тебе, пока­зав­шему нам свет». Чита­ется все­днев­ное сла­во­сло­вие.

На сти­ховне сти­хиры Окто­иха, глас 2‑й (со своими при­пе­вами: «Блаже́ни, яже избра́л…», и проч.). «Слава» – вели­ко­му­че­ника, глас 6‑й: «Днесь вселе́нная вся…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен по гласу «Славы», от мень­ших: «Бо́га, из Тебе воплоти́вшагося…».

По Три­свя­том – тро­парь, глас 2‑й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – ин тро­парь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди, яко Благ…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…».

На часах – тро­пари: «Апо­столи, муче­ницы и про­роцы…». «Слава» – «Помяни, Гос­поди, яко Благ…». Кондак: «Со свя­тыми упокой…».

Литур­гия свт. Иоанна Зла­то­уста.

Бла­женны Окто­иха – 6.

По входе – тро­парь, глас 2‑й: «Апо­столи, муче­ницы и про­роцы…», ин тро­парь, глас тот же: «Помяни, Гос­поди, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8‑й: «Со свя­тыми упокой…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен, глас тот же: «Тебе́ и Сте́ну, и Приста́нище…».

Про­ки­мен – дня (суб­боты), глас 8‑й: «Весели́теся о Гос­поде…», и заупо­кой­ный, глас 6‑й: «Ду́ши их во благи́х…».

Апо­стол – дня и заупо­кой­ный (1 Сол., зач. 270).

Алли­лу­и­а­рий – дня (суб­боты): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупо­кой­ный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

Еван­ге­лие – дня и заупо­кой­ное (Ин., зач. 16).

При­ча­стен – дня (суб­боты): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупо­кой­ный: «Блаже́ни, яже избра́л…».

При­ме­ча­ние. При совер­ше­нии в суб­боту службы с «Алли­луиа» (по 13‑й главе Типи­кона) на Литур­гии Апо­стол и Еван­ге­лие свя­того не чита­ется, а про­ки­мен, алли­лу­и­а­рий и при­ча­стен свя­того не поется.


1 В суб­бот­ней службе Окто­иха 1‑го, 2‑го, 3‑го и 8‑го гласа на сти­ховне вечерни – один муче­ни­чен и два мерт­вена, а в службе 7‑го гласа – два муче­нична и два мерт­вена.

2 «Алли­луиа» обык­но­венно поется трижды по трижды (ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 754–755).

3 Поря­док свя­щен­но­дей­ствий иерея и диа­кона см. в суб­боту Мясо­пуст­ную.

4 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1958 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1958. С. 25; После­до­ва­ние исход­ное мона­хов, Треб­ник [Боль­шой]. М., 1884. СПб., 1995р. Л. 109, 112, 116.

5 Ср.: Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния на 1957 год для свя­щенно-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. М., 1956. С. 45; Афа­на­сий (Саха­ров), еп. О поми­но­ве­нии усоп­ших по Уставу Пра­во­слав­ной Церкви. СПб., 1995. С. 166–167; После­до­ва­ние парас­таса, сиречь вели­кия пани­хиды и все­нощ­наго бдения, пева­е­мых по усоп­шим. Пет­ро­град, 1884. Л. 6–6 об., 10; Октоих, после­до­ва­ние пани­хиды.

6 По воз­гласе: «Яко Ты еси Вос­кре­се­ние…» правый лик начи­нает петь вторую статию: «Твой есмь аз…». Иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают, по тра­ди­ции, малое каж­де­ние (тет­ра­под окрест, ико­но­стас, лики, народ, мест­ные иконы ико­но­стаса, тет­ра­под спе­реди, то есть с запад­ной сто­роны).

7 Во время пения тро­па­рей по Непо­роч­ных свя­щен­ник с диа­ко­ном совер­шают, по обычаю, полное каж­де­ние всего храма.

8 По тра­ди­ции, во время пения ката­ва­сии 6‑й песни, через север­ные и южные (или через цар­ские) врата свя­щен­ник с диа­ко­ном выхо­дят к тет­ра­поду. У тет­ра­пода про­из­но­сится малая заупо­кой­ная екте­ния (по обычаю, с кади­лом). Во время пения кондака «Со свя­тыми упокой…» иерей с диа­ко­ном (или диакон) совер­шают малое каж­де­ние (окрест тет­ра­пода, ико­но­стас и пред­сто­я­щих). После пения кондака и икоса свя­щен­ник с диа­ко­ном воз­вра­ща­ются в алтарь.

9 Ср.: Роза­нов В. Бого­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церкви. С. 764.

10 Поскольку в службе вели­ко­му­че­ника в Минее есть све­ти­лен, екса­по­сти­ла­рии допу­стимо петь сле­ду­ю­щим обра­зом: све­ти­лен вели­ко­му­че­ника; «Слава» – екса­по­сти­ла­рий Окто­иха: «Иже и мерт­выми, и живыми обла­даяй…», «И ныне» – Бого­ро­ди­чен Окто­иха: «Мы о Тебе хва­лимся…».

***

См. также: Заметки об исполь­зо­ва­нии «Бого­слу­жеб­ных ука­за­ний» свя­щен­но­слу­жи­те­лями и цер­ков­но­слу­жи­те­лями А.С. Кашкин

Бого­слу­жеб­ные ука­за­ния с сайта Пат­ри­ар­хии на каждый день.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки