Постный день. Глас 6-й
- Мч. Урпасиа́на Никомидийского (ок. 295)
- св. Кеса́рия Назианзина, брата свт. Григо́рия Богослова (ок. 369)
- прав. Тара́сия Ликаонийского
- Сщмчч. Михаи́ла Маслова, Алекси́я Смирнова, Дими́трия Гливенко, Се́ргия Лебедева, Се́ргия Цветкова, пресвитеров и Никола́я Горюнова, диакона, прмч. Иоаса́фа (Шахова), иеромонаха и прмцц. Ната́лии Ульяновой, послушницы и Алекса́ндры (Самойловой), инокини (1938)
- Иконы Божией Матери: Слово плоть бысть Албазинская (1666)
Богослужения
Каноны
Акафисты
Мысли свт. Феофана Затворника
«При многословии не миновать греха» (Притч.10:19).
Внимательные к себе христиане все чувства называют окнами души, которые если открыть, уйдет вся внутренняя теплота. Но самое широкое отверстие, просторная дверь, в обилии пропускающая эту теплоту, есть язык, которому дается воля говорить, сколько и что хочет.
Какой вред вниманию и внутреннему строю наносят все чувства в совокупности, такой же причиняет многословие, ибо оно касается предметов всех чувств и заставляет душу, не видя видеть, не слыша слышать, не осязая осязать. Что внутри мечтание, то вне многословие; но последнее пагубнее, ибо оно фактично и потому более впечатлительно.
К тому же, с ним в близкой связи самомнение, дерзость и самочиние – эти буре подобные разорители внутреннего строя, оставляющие за собой нечувствие и ослепление. Как после этого избежать греха при многословии?!
Притча дня
Один старец сказал: «Существуют болезни, которые незачем лечить, ибо только они способны предохранить от других, гораздо худших».
Книги, статьи, стихи, кроссворды, тесты
Основы православия
Тема 81. Церковь можно рассматривать в нескольких отношениях.
Рассмотрим их по восходящей:
– Церковь как культовое здание (синоним – храм);
– Церковь как организация, например «Московская Патриархия» – совокупность учреждений, находящихся в ведении патриарха.
– Церковь как сообщество. Само слово церковь (экклесия) по-гречески означает собрание. Любое собрание. «Возненавидел церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). В данном случае: «сборище злодеев».
– Церковь как духовный организм. «Церковь это не стены и крыша, но вера и житие», – говорил свт. Иоанн Златоуст. По словам Алексея Хомякова: «Церковь есть живой организм истины и любви или, точнее, истина и любовь как организм».
Из всех новозаветных образов Церкви наиболее глубоким следует признать образ человеческого тела (1Кор.12:27; Еф.4:11-12). Согласно этому образу, Церковь есть Тело Христово, Иисус Христос называется Главою Церкви по аналогии с головою в человеческом теле, а членами этого тела – христиане и ангелы. Как в человеческом теле каждый член выполняет свою функцию, так и у нас – членов Церкви – различные служения: кто перед престолом, кто в библиотеке, кто в больнице, кто в интернете.
Разными людьми Церковь воспринимается в соответствии с их духовным уровнем: кто-то видит лишь здание, кто-то общину, а кто-то уже сможет распознать в ней Богочеловеческий организм.
Практический совет
Есть замечательная традиция — выпекать всевозможные традиционные постные блюда: на Крестопоклонную (3-е воскресенье Великого Поста) — кресты, на Сорок мучеников Севастийских (22 марта) — жаворонков, на Иоанна Лествичника (4-е воскресенье Великого Поста) — постные булочки в виде лестницы. Если эти маленькие радости с детства закладываются в семейную традицию, они очень хорошо детской душой воспринимаются и отзываются в ней. Дети начинают любить пост и ждать его, потому что наряду с ограничениями в чем-то тут же наступает награда за подвиг, ответ на этот маленький детский шаг.
См. Постные рецепты.