Апостола от 70-ти Они́сима (ок. 109).
Преподобного Пафну́тия, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII); прп. Пафну́тия и дочери его, Евфроси́нии Александрийской (V); прп. Евсе́вия, пустынника Сирийского (V); прп. Анфи́ма Хиосского (1960).
Сщмчч. Михаи́ла Пятаева и Иоа́нна Куминова пресвитеров (1930); сщмчч. Никола́я Морковина, Алекси́я Никитского, Алекси́я Смирнова, пресвитеров, Симео́на Кулямина, диакона, преподобномученика Па́вла (Козлова), иеромонаха и преподобномученицы Софи́и Селиверстовой, послушницы (1938).
Иконы Божией Матери: Виленская (1495); Далматская (1646).
Богослужения
Мысли свт. Феофана Затворника
«И ныне еще говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив... Вострубите трубою.., назначьте пост и объявите торжественное собрание... пусть выйдет жених из чертога своего и невеста из своей горницы. ...да плачут священники, служители Господни, и говорят: «пощади, Господи, народ Твой...»» (Иоил.2:12–13, 15–17).
Кто слышит ныне глас этот, раздающийся в церкви? Если бы с неба на площадях раздался громовой голос: «пощадите, люди, себя самих, да пощадит и вас Господь», может быть, кто-нибудь и услышал бы его и очнулся от упоения утехами, похотями и вином. Священники не перестают взывать: «пощади, Господи»! Но от Господа верно исходит грозный ответ: «не пощажу, ибо нет ищущих пощады». Все спиною стоят к Господу, отвратились от Него и забыли Его.
Притча дня
Молодой человек подошел к священнику и сказал:
– Я больше не буду ходить в церковь!
Священник спросил:
– Почему?
Молодой человек ответил:
– Я видел, как сестра говорила плохо с другой сестрой, все прихожане смотрят на свой телефон во время службы, и это только несколько моментов, которые я заметил...
Священник сказал:
– Хорошо, но прежде чем ты уйдешь, сделай мне одолжение: возьми полный стакан воды и три раза прогуляйся по Церкви, не проливая ни одной капли на пол. После этого выйди из Церкви, если хочешь.
Молодой парень подумал, что это слишком легко!
И он трижды обошел вокруг, как просил священник. Когда закончил, то сказал священнику, что все готово.
А священник спросил:
– Когда ты шел по Церкви, ты видел, как сестра плохо говорила о другой сестре?
Парень ответил:
– Нет.
– Ты видел, как кто-то смотрит на свой телефон?
– Нет.
– Знаешь почему?
– Нет.
– Ты был сосредоточен на стакане, чтобы убедиться, что ты его не опрокинешь и не прольешь воду.
То же самое происходит с нашей жизнью. Когда наше внимание сосредоточено на нашем Господе Иисусе Христе, у нас нет времени, чтобы увидеть ошибки других людей!
Основы православия
Тема 59. О Боговоплощении.
Замысел Божий о спасении людей подразумевал вочеловечивание Сына Божия (Второго Лица Святой Троицы) — Боговоплощение. И вот Сын Божий, не переставая быть Богом, стал Человеком. Выражаясь иначе, Сын Божий восприял в Свою Личность (Ипостась) человеческое естество — воплотился: произошло сверхъестественное зачатие Спасителя (по человеческому естеству) в утробе Пресвятой Девы.
Как Бог мог стать Человеком, оставаясь при этом Богом, подсказывает святоотеческая аналогия. Приведём 2 примера: запись человеком мысли на бумаге и раскалённый в огне меч.
Рожденная человеческим умом (аналогия с Богом Отцом) мысль (аналогия с Богом Словом), будучи записана или, что то же, выражена на бумаге (Выразителем Слова является Святой Дух), как бы соединяется с бумажным листом. В результате мысль, записанная на бумаге, составила с бумагой одну ипостась. При этом мысль не стала бумажной, а бумага не стала духовной.
Есть и другая аналогия на данный счёт. Раскалённый в огне меч представляет собой единую ипостась, заключающую в себе природу стали и природу огня — Ипостась Сына Божия включает в Себя две природы: Божественную и человеческую. Как раскаленный меч и режет, и жжёт, так и Вочеловечившийся Сын Божий действует и по Божественной природе, и по человеческой (как Бог и как Человек).
См. Боговоплощение.
Практический совет
В Новом Завете суббота из дня земного покоя стала символом радостного покоя в Царстве Небесном. Для общецерковного еженедельного поминовения усопших в богослужебном уставе отводится субботний день. В течение года установлены также девять дней сугубого поминовения усопших православных христиан — Родительские субботы. В эти дни совершаются заупокойные богослужения — парастасы, панихиды, заупокойные литии.
Необходимо иметь в виду, что церковные богослужения могут начинаться накануне вечером (т. е. в пятницу), т. к. богослужебный день начинается с вечера.
Молитвенное поминовение в храме несравненно важнее для усопших, чем посещение могилы, однако первое не исключает второго. Важно соблюсти иерархию: богослужение в первую очередь, поездка на кладбище — во вторую.