Постный день. Глас 6-й
- Мчч. 42-х во Амморее: Константи́на, Ае́тия, Фео́фила, Фео́дора, Мели́ссена, Ка́ллиста, Васо́я и прочих с ними (ок. 845)
- прп. И́ова, в схиме Иису́са, А́нзерского (1720)
- Равноап. царицы Еле́ны, обретение ею во Иерусалиме Честно́го Креста и гвоздей (326)
- прмчч. Ко́нона Иконийского и сына его Ко́нона (270–275)
- прп. Арка́дия Кипрского (ок. 361)
- прп. Фридоли́на Зекинге́нского (540)
- Иконы Божией Матери: Ченстоховская
- Шестоковская
- Благодатное Небо
Богослужения
Каноны
Мысли свт. Феофана Затворника
Притча дня
Говорили, что некий старец провёл пятьдесят лет в великом воздержании, не употребляя вовсе хлеба и употребляя воду в самом умеренном количестве. Этот старец говорил: «Я умертвил в себе страсть блуда, сребролюбия и тщеславия». Услышав такое, авва Авраам пришёл к нему и спросил его:
– Говорил ли ты то и то?
Старец отвечал:
– Говорил.
Авва Авраам сказал на это:
– Вот ты входишь в хижину твою и находишь на постели твоей женщину. Можешь ли ты не подумать, что это женщина?
– Нет! Но я борюсь с помыслом, чтобы не прикоснуться к ней.
Авраам ему:
– Значит, ты не умертвил страсти блудной – она жива в тебе, но связана. Опять: положим, ты идёшь по пути, видишь камни и обломки глиняных сосудов, а посреди их золото. Может ли ум твой обойтись без всякой мысли о золоте?
Старец отвечает:
– Нет! Но я борюсь с помыслом, чтобы мне не взять золота.
Авраам на это:
– Значит, страсть жива, но связана. Опять: если придут к тебе два брата, из которых один любит тебя и превозносит похвалами, а другой ненавидит и злословит, – примешь ли их с одинаковым сердечным чувством?
Старец:
– Нет! Но я буду бороться с помыслом моим и стараться делать добро ненавидящему меня наравне с любящим меня.
Авраам:
– Следовательно, страсти живы, но связаны святыми помышлениями.
Основы православия
Тема 78. Что такое Церковь?
Слово Церковь в буквальном значении означает Собрание. В это собрание входят: Глава Церкви Господь Иисус Христос (Еф.1:22-23), святые (Евр.12:22), Ангелы и все верные христиане.
Церковь условно разделяется на Церковь Небесную и Церковь Земную. Ангелы и святые составляют Небесную Церковь, а христиане, живущие земной жизнью, представляют Церковь Земную.
В Церковь призваны все народы (Мф.28:19). Каждый человек, живущий земной жизнью, может стать членом Церкви, приняв Таинство Крещения. Вступив в Церковь, он приобщается к спасительным благодатным средствам, а живя христианской жизнью, уподобляется Богу, духовно сближается с Богом и ближними, спасается.
См. Церковь.
Практический совет
Приходится слышать от отпавших (невоцерковлённых) людей сожаление, что они не постятся, потому что не получается...
Итак:
1. Пост – это аскетическая практика. Она требуется тому, кто уже живёт духовной жизнью (как минимум ежедневно регулярно молится). Поэтому лучше начать с организации христианской духовной жизни.
2. Пост – это не только ограничения в пище. Наряду с гастрономическим постом, есть ещё пост информационный (отказ от информации, отвлекающей от богопознания и рассеивающей внимание).
3. У каждого своя мера поста, Церковный Устав (Типикон) – это образцовая монастырская норма. Для кого-то временно отказаться от мяса или сладостей – это уже подвиг. Можно начать с уменьшения количества приёмов пищи или привычного размера порции.
Таким образом, у желающего поститься есть целый спектр возможностей для постепенного научения этой форме аскетического делания.