Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

Как объяснить ребёнку, что такое Причастие

(18 голосов4.7 из 5)

«Васенька, потерпи немножко, детка! Сей­час вый­дет батюшка и даст тебе ком­по­тик», — услы­шала я за спи­ной слова, кото­рые каж­дый раз застав­ляют меня невольно вздрагивать.

«Ком­по­тик», «изю­минка», «вкус­нень­кое» — что только не дово­ди­лось мне слы­шать, стоя в вос­крес­ный день на Боже­ствен­ной литур­гии и ожи­дая выноса Чаши.

К сожа­ле­нию, подоб­ные «объ­яс­не­ния» самого глав­ного Таин­ства Церкви у неко­то­рых при­хо­жан всё ещё встре­ча­ются. При этом никто из них не заду­мы­ва­ется: «А не послу­жат ли такие слова в даль­ней­шем тем самым иску­ше­нием, кото­рое оттолк­нет моего ребёнка и от при­ча­стия и от Церкви? А не заро­дится ли в ребёнке сна­чала малое, а потом уже и неис­пра­ви­мое небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Таин­ству? А пове­рит ли потом под­рас­та­ю­щее чадо уже более серьёз­ному объ­яс­не­нию сути Евхаристии?»

Раз­мыш­ляя над вопро­сом, как объ­яс­нить ребёнку, что такое Тело и Кровь Хри­стовы, сле­дует начать с того, что Таин­ство Свя­того При­ча­ще­ния должно быть неотъ­ем­ле­мой частью жизни ребёнка и роди­те­лей, а о Литур­гии сле­дует гово­рить на раз­ных воз­раст­ных эта­пах, посте­пенно «услож­няя» объяснение.

Если и взрос­лые при­ча­ща­ются регу­лярно, и ребё­нок с самого ран­него воз­раста после сво­его кре­ще­ния при­ча­ща­ется вме­сте с ними,  то у него вряд ли будет воз­ни­кать вопрос: «Зачем это нужно и что это такое?». Для него уча­стие в Евха­ри­стии ста­нет есте­ствен­ной и неотъ­ем­ле­мой частью жизни. Но в то же время недо­ста­точно при­не­сти дитя в храм, при­ча­стить и уйти. Уже соби­ра­ясь в храм, полезно под­чёр­ки­вать, что идёте в Божий дом, что будете участ­во­вать в Таин­стве Свя­того При­ча­ще­ния, чтобы соеди­ниться с Господом.

  • При­ча­стие – это соеди­не­ние с Богом – вот самое доступ­ное объ­яс­не­ние для детей. Они пой­мут, и при­мут эту истину дет­ским серд­цем через призму веры. Само слово помо­гает нам в этом: При-частие, ста­нов­ле­ние частью чего-то, при-со-еди­не­ние к Богу…
  • Бог есть Любовь, пол­нота любви и её источ­ник. Как ска­зал один бого­слов: «Даже наша пища – это любовь Божия, став­шая съе­доб­ной». И Гос­подь настолько любит нас, что желает при­об­щить нас к Своей любви, чтобы мы были с Ним еди­ным орга­низ­мом. Для этого Он таин­ствен­ным обра­зом соеди­ня­ется с нами в Таин­стве Причастия.
  • Можно оха­рак­те­ри­зо­вать Свя­тые Дары сло­вами Спа­си­теля о Себе — Хлеб Небес­ный: “Я хлеб живый, сшед­ший с небес; яду­щий хлеб сей будет жить вовек(Ин.6).
  • Поня­тия «Тело» и «Кровь» сложны для дет­ского вос­при­я­тия, так как в совре­мен­ном языке редко выра­жают сопри­част­ность. Однако мы можем при­ве­сти в при­мер выра­же­ния “моя кро­ви­нушка”, “плоть от плоти”.  Также ребё­нок в животе у матери какое-то время имеет с ней общую систему кро­во­об­ра­ще­ния и фор­ми­ру­ется с помо­щью её организма.
    Посте­пенно через зна­ком­ство с Биб­лией, ребё­нок смо­жет при­ме­нить усво­ен­ные им поня­тия ко Христу.
  • Свя­тые Дары также пра­вильно и доступно для ребёнка име­но­вать Свя­ты­ней.

Гово­рить о Свя­том При­ча­стии в кате­го­риях вкус­ной пищи, сла­до­стей, кате­го­ри­че­ски недо­пу­стимо. Подоб­ные ассо­ци­а­ции явля­ются в неко­то­ром роде кощун­ствен­ными и закла­ды­вают в дет­скую душу небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к Святыне.

Роди­тели по-раз­ному объ­яс­няют своим детям, что такое При­ча­стие. Но все они сходны в одном мне­нии – ребё­нок смо­жет понять Таин­ство Тела и Крови посте­пенно и только при одном усло­вии, что вера в семье явля­ется не про­сто миро­воз­зре­нием, а явля­ется обра­зом жизни.

И в заклю­че­ние мне хоте­лось бы поде­литься крат­кими вари­ан­тами ответа на вопрос: «Как объ­яс­нить ребёнку, что такое Причастие?»

***

Мне кажется, что здесь боль­шое зна­че­ние имеет лич­ный таин­ствен­ный опыт, и сло­вами его выра­зить я не могу. Очень инте­ресно, как видят и пони­мают При­ча­стие малыши. Моя малень­кая крест­ница, после пер­вого При­ча­стия на вопрос своей нецер­ков­ной бабушки: «Ну что, при­ча­сти­лась? Батюшка тебя при­ча­стил?» (она боя­лась боро­да­тых муж­чин) — отве­тила: «Нет, не батюшка, ангел!» «Да это был батюшка!», — а она: «Нет! АНГЕЛ!»

Вот и что она видела?! Я, пыта­ясь сло­вами объ­яс­нить, что такое При­ча­стие, едва ли смогла бы доне­сти до неё то, что она видела.

Ана­ста­сия Ован­сова, мама троих детей

***

Своим детям я не говорю «Тело» и «Кровь», потому что в ран­нем воз­расте абстракт­ные поня­тия у них сфор­ми­ро­ваны абстрактно и это для них сложно. Я говорю: «Соеди­ня­емся с Господом!»

Марина База­нова, мама двоих детей

***

Вопрос фор­маль­ного объ­яс­не­ния Таин­ства Евха­ри­стии сло­жен для дет­ского ума.

Попытка отве­тить на вопрос: «Что нахо­дится в Чаше?», — в кате­го­риях «Хлеб», «Тело», «Вино», «Кровь» может вызвать неод­но­знач­ную реак­цию. Это про­ис­хо­дит потому, что дети пони­мают все слова бук­вально и не спо­собны видеть в них мно­го­гран­ность значений.

Более того, объ­яс­не­ние Таин­ства в дан­ных кате­го­риях даже для взрос­лого чело­века не вне­сет ясно­сти в суть происходящего.

Это про­ис­хо­дит по той при­чине, что духов­ная жизнь ста­но­вится объ­яс­нима для чело­века в исклю­чи­тельно эмпи­ри­че­ском, опыт­ном вос­при­я­тии. Иными сло­вами, только через регу­ляр­ное при­об­ще­ние Тра­пезе Гос­под­ней воз­можно рас­кры­тие внут­рен­него содер­жа­ния Таин­ства Таинств.

Только через лич­ный при­мер, участ­вуя в Боже­ствен­ной литур­гии сов­местно с ребен­ком, пода­вая ему обра­зец для под­ра­жа­ния и дея­тель­ный при­мер любви, ведя его за собой, воз­можно ожи­дать, что малень­кий чело­век ста­нет при­част­ни­ком Боже­ствен­ных Таин.

Только тогда можно наде­яться, что через время, воз­рас­тая в летах, он орга­нично вос­при­мет эту Истину. Истину того, что в Чаше нахо­дится Гос­подь, таин­ствен­ным обра­зом пре­об­ра­жа­ю­щий чело­века и дела­ю­щий его по-насто­я­щему свободным.

свя­щен­ник Алек­сандр Аникин

***

Роди­тели должны при­вить ребёнку лич­ност­ное отно­ше­ние с Богом, чтобы ребё­нок пони­мал что Бог это Лич­ность, что Бог явля­ется таким же близ­ким и род­ным для ребёнка, как и роди­тель. При­ви­ва­ется это через чте­ние дет­ской  Биб­лии, через молитву в храме и дома с родителями.

Тогда до ребёнка можно доне­сти, что такое При­ча­стие и зачем оно. В иных слу­чаях для ребёнка все объ­яс­не­ния оста­нутся про­сто зву­ко­выми коле­ба­ни­ями, так же как и для взрослых.

Конечно, отно­си­тельно воз­можно пойти иным путём и начать при­пи­сы­вать При­ча­стию маги­че­ские свой­ства (напри­мер: «если ты будешь при­ча­щаться, то тебе будет везти по жизни», «если ты будешь при­ча­щаться, то Богу будет при­ятно, и если ты зага­да­ешь жела­ние или будет мечта, Бог обя­за­тельно испол­нит»). Но, на мой взгляд, это уже тупи­ко­вый путь.

свя­щен­ник Алек­сандр Ионитис

***

Я не знаю, как это можно объ­яс­нить двух­лет­нему ребенку. Глав­ное — посте­пенно это делать. Сна­чала про­сто гово­рить, что тот, кто при­ча­ща­ется, при­ка­са­ется к Богу. А дальше с воз­рас­том можно посте­пенно зна­ко­мить ребёнка со Христом.

диа­кон Анто­ний Сацута

***

Мне кажется, что можно ска­зать так: «Гос­подь вой­дёт в твоё сер­дечко, и поста­райся сохра­нить там этого доро­гого Гостя — жить так, чтобы Ему было приятно».

Ну а если дальше вопросы будут: «А как это хлеб и вино ста­но­вятся Телом и Кро­вью Гос­пода?» — можно, я думаю, отве­тить так: «Мы при­ни­маем пищу, и она нами усва­и­ва­ется, ста­но­вится нашим телом и кро­вью (это ведь дей­стви­тельно так: мы полу­чаем необ­хо­ди­мые веще­ства и энер­гию через пита­ние). Так и Гос­подь на Тай­ной Вечере вку­сил хлеб и вино — они стали Им, вошли в Его Тело и Кровь. Теперь мы на Литур­гии ста­но­вимся участ­ни­ками той самой Тай­ной Вечери и таин­ствен­ным обра­зом при­ни­маем в себя Самого Хри­ста. Он,  живой и вос­крес­ший, вхо­дит в нас и живёт в нас». А выяс­нять уже меха­нику или химию этого Таин­ства — дело невоз­мож­ное, да и ненуж­ное. На то оно и Таинство.

ипо­ди­а­кон Алек­сандр Попов

P.S. Взрос­лым реко­мен­дуем ста­тью: Почему вино – кровь Хри­стова, а хлеб – Его тело?

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • петр Ковалевский, 08.03.2020

    Ни одно выска­зы­ва­ние не пояс­няет пыт­ли­вому ребенку, что такое Кровь и Тело Христовы

    Ответить »
  • Кирилл, 31.08.2019

    Из бесед док­тора бого­сло­вия, про­фес­сора Софьи Куломзиной.

    1960 год.

    Глав­ное в опыте цер­ков­ной жизни малыша — частое при­ча­ще­ние Свя­тых Тайн. В Таин­стве при­ча­ще­ния в его жизнь вхо­дит бла­го­дать Божия, кото­рая и есть самая суть хри­сти­ан­ской жизни. Таин­ство это реально и дей­ственно, но это не озна­чает, что ребё­нок может его раци­о­нально при­ни­мать. Он может понять, что имеет дело с чем-то осо­бенно важ­ным, осо­бенно свя­тым, исходя из бла­го­го­вей­ного отно­ше­ния к Таин­ству роди­те­лей и всех собрав­шихся. Объ­яс­не­ние же вполне можно све­сти к тому, что Свя­тое При­ча­стие — это свя­щен­ная пища, кото­рую нам даёт Бог. Можно доба­вить, что эту пищу Иисус Хри­стос дал Своим уче­ни­кам, и что Он Сам даёт нам её, когда мы причащаемся.

    Ответить »
  • Екатерина, 17.03.2017

    Как чудесно! Спаси Бог за статью!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки