Душевная жизнь

Душе́вная жизнь

1) внут­рен­няя пси­хи­че­ская жизнь;
2) жизнь души, раз­лу­чив­шейся с телом (после физи­че­ской cмерти чело­века);
3) образ жизни, оце­ни­ва­е­мый в нрав­ствен­ном отно­ше­нии выше, чем образ жизни по плоти (плот­ская жизнь; жизнь, харак­те­ри­зу­е­мая вла­ды­че­ством плот­ского начала), но ниже, чем образ бого­угод­ной жизни по духу (духов­ная жизнь).

Свя­то­оте­че­ская мысль раз­ли­чает в чело­веке сферы телес­ного, душев­ного и духов­ного. К душев­ному отно­сится лите­ра­тура, музыка, поэзия, то есть сфера изящ­ного во всех ее про­яв­ле­ниях. Ну а духов­ное — это вера, пока­я­ние, молитва, пост и прочие хри­сти­ан­ские подвиги.

Хри­сти­ан­ские учи­теля отме­чают, что душев­ное делает чело­века эсте­ти­че­ски чутким, утон­чает его и раз­рых­ляет его душу, но само по себе не спа­сает. В этом смысле спра­вед­ливо упре­кать дея­те­лей куль­туры в натяжке, когда они свою работу назы­вают «духов­ной». Поэт, худож­ник, режис­сер, сце­на­рист — это не люди духов­ного труда. Это люди труда душев­ного. Но обрат­ной сто­ро­ной медали явля­ется также то, что невоз­можно дать чело­веку духов­ное, не дав прежде душев­ное. Об этом пишет апо­стол Павел, говоря, что «вна­чале душев­ное, а потом — духов­ное».

Чем душев­ная жизнь отли­ча­ется от плот­ской и духов­ной?

Плот­ская, душев­ная и телес­ная жизнь суть поня­тия, харак­те­ри­зу­ю­щие плот­ских, душев­ных и духов­ных людей соот­вет­ственно.

Плот­ская жизнь, как самая низ­мен­ная из пере­чис­лен­ных, под­ра­зу­ме­вает гос­под­ство плот­ских побуж­де­ний, в том числе плот­ских стра­стей, таких, напри­мер, как чре­во­уго­дие, пьян­ство, блуд. Эти стра­сти при­над­ле­жат к наи­бо­лее раз­ру­ши­тель­ным, пагуб­ным.

Кроме того, к осо­бен­но­стям плот­ского чело­века отно­сятся чрез­мер­ные (неоправ­дан­ные ни в нрав­ствен­ном, ни в физио­ло­ги­че­ском отно­ше­нии) стрем­ле­ния к посто­ян­ной «заботе» о соб­ствен­ной плоти (при­стра­стие к кос­ме­тике, наря­дам, мыс­ли­мым и немыс­ли­мым пла­сти­че­ским «усо­вер­шен­ство­ва­ниям» тела (вплоть до уро­до­ва­ния)).

Вместе с тем плот­ская жизнь не исклю­чает зави­си­мо­сти и от вся­кого рода душев­ных стра­стей (гор­до­сти, зави­сти, уныния, гнева и пр.).

В свою оче­редь душев­ная жизнь под­ра­зу­ме­вает мень­шую зави­си­мость от плот­ского начала и боль­шую заботу о душе. Душев­ная жизнь больше свя­зана с раз­ви­тием есте­ствен­ных качеств души, в том числе нрав­ствен­ных.

В обы­ден­ном пред­став­ле­нии душев­ными часто назы­ва­ются добрые, откры­тые, радуш­ные, чест­ные, отзыв­чи­вые, чуткие, поря­доч­ные люди. Такими каче­ствами, к слову, обла­дали многие языч­ники, в числе первых при­няв­шие Еван­гель­скую про­по­ведь.

Имея это в виду, легче осмыс­лить апо­столь­ское нази­да­ние, согласно кото­рому «душев­ное» может слу­жить пред­ва­ри­тель­ной сту­пе­нью к «духов­ному»: «не духов­ное прежде, а душев­ное, потом духов­ное» (1Кор.15:46).

К осо­бен­но­стям душев­ной жизни отно­сятся и увле­че­ния чело­века такими сфе­рами дея­тель­но­сти как искус­ство, музыка, лите­ра­тура, фило­со­фия, гума­ни­тар­ные науки (если, конечно, эти увле­че­ния реа­ли­зу­ются вне рамок более воз­вы­шен­ной жизни — духов­ной).

Поня­тием «духов­ная жизнь» обни­ма­ется жизнь веру­ю­щего чело­века, живу­щего доб­ро­де­тель­ной, пра­вед­ной жизнью, в соот­вет­ствии с Божьим зако­ном и сове­стью; жизнь, осно­ван­ная на любви к Богу и ближ­нему, жизнь по Христу, во Христе. Такой образ жизни осу­ще­ствим в лоне Святой Пра­во­слав­ной Церкви, в союзе с Богом.

Духов­ный чело­век руко­во­дится не плотью, но духом (как высшей при­над­леж­но­стью души), кото­рый руко­во­дится Богом.

Тогда как цель плот­ского чело­века огра­ни­чи­ва­ется мир­скими, при­зем­лен­ными (а часто и низ­мен­ными) инте­ре­сами, цель душев­ного чело­века направ­лена на душев­ное раз­ви­тие. Глав­ная же цель духов­ного чело­века — реа­ли­за­ция выс­шего пред­на­зна­че­ния, дости­же­ние еди­не­ния с Богом, бого­упо­доб­ле­ние, обо­же­ние, стя­жа­ние Цар­ства Небес­ного.

Душев­ная жизнь воз­можна и вне Церкви; духов­ная жизнь тре­бует подвига веры, молитвы, бодр­ство­ва­ния, трез­ве­ния.

Цитаты о душев­ной жизни

«Что каса­ется до душев­но­сти и телес­но­сти, то они сами по себе без­грешны как есте­ствен­ные нам; но чело­век, сфор­ми­ро­вав­шийся по душев­но­сти или, еще хуже, по пло­тя­но­сти, не без­гре­шен. Он вино­вен в том, что дал в себе гос­под­ство тому, что не пред­на­зна­чено к гос­под­ству и должно зани­мать под­чи­нен­ное поло­же­ние. И выхо­дит, что, хотя душев­ность есте­ственна, быть душев­ным чело­веку неесте­ственно; так же и пло­тя­ность есте­ственна, но быть пло­тя­ным чело­веку неесте­ственно. Погреш­ность здесь в исклю­чи­тель­ном пре­об­ла­да­нии того, что должно стоять в под­чи­не­нии».
свт. Феофан Затвор­ник

«Явле­ния телес­ной, душев­ной и духов­ной жизни весьма часто совре­мен­ным чело­ве­ком вовсе не раз­ли­ча­ются, и полу­ча­ется сме­ше­ние этих поня­тий и страш­ная пута­ница. Неуди­ви­тельно поэтому, что когда мы слышим в нынеш­нее время выра­же­ние духов­ная жизнь, то ока­зы­ва­ется, что под поня­тием духов­ной жизни разу­ме­ется все, что угодно, но только не под­лин­ное явле­ние духов­ной жизни. К обла­сти духов­ной жизни отно­сят не только науку, все­воз­мож­ные откры­тия и изоб­ре­те­ния, но даже кине­ма­то­гра­фию, театр, балет и чуть ли не цирк. Иными сло­вами, душев­ность выда­ется за духов­ность, и то, что отно­сится к сфере всего лишь душев­ной жизни, назы­вают, по недо­ра­зу­ме­нию, жизнью духов­ной».
архи­епи­скоп Авер­кий (Таушев)

Комментировать

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки