Укрощение бури...

Эта запись является частью серии записей 50 заметок о Святой Земле
50 заметок о Святой Земле
15: Укрощение бури...

Однажды я слушал лекцию одного психолога, который приводил Иисуса Христа как пример человека с крепкой здоровой психикой. «Не то, что мы, издерганные, раздираемые стрессами и неврозами…» В качестве подтверждения своих слов психолог приводил пример из Евангелия: на Галилейском озере разыгралась буря, лодке угрожает опасность, ученики в полной панике, а Иисус… спокойно спит на корме.
Может быть, психолог был прав, однако я вижу другую грань этого события: Иисус переутомлен и перегружен! Поэтому и спит посреди бури.

Давайте сегодня чуть-чуть поговорим об этой истории. Об этом можно говорить много, но мы не будем этого делать. Обращу ваше внимание лишь на несколько моментов, которые будут нам и интересны и полезны.

Итак, Евангелие от Матфея, глава 8, стихи 23-27.
И когда вошел Он в лодку, за Ним последовали ученики Его.
И вот, сделалось великое волнение на море, так что лодка покрывалась волнами; а Он спал.
Тогда ученики Его, подойдя к Нему, разбудили Его и сказали: Господи! спаси нас, погибаем.
И говорит им: что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.
Люди же, удивляясь, говорили: кто это, что и ветры и море повинуются Ему?

И первое, о чем мы должны вспомнить, пытаясь истолковать этот отрывок: кто, в понимании людей библейского времени, имел право приказывать стихиям? По чьему приказанию воды могут успокоиться, ветер утихнуть? Это было не во власти человека, но во власти Бога. Это Его прерогатива! Он сотворил этот космос и управляет его стихиями. Посмотрите, как об этом повествует, например, 106-й псалом (стихи 21-31):
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!
Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине: Он речет – и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его: восходят до небес, нисходят до бездны; душа их истаевает в бедствии; они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает.
Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их.
Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают.
И веселятся, что они утихли, и Он приводит их к желаемой пристани.
Да славят Господа за милость Его и за чудные дела Его для сынов человеческих!

Подобных примеров в Писании можно найти множество: Бог речет – и поднимаются волны и ветер, Бог приказывает – стихии умолкают и, свернувшись клубочком, послушно ложатся у Его ног.
Итак, первое, о чем говорит нам этот рассказ, – что Христос, повелев буре утихнуть, проявил этим Свое Божественное достоинство: встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина.

Второй момент: Перечитайте последнюю строку Евангельского рассказа, который мы разбираем: Люди же, удивляясь, говорили: Кто это, что и ветры и море повинуются Ему?
Здесь Евангелист показывает нам, что во время служения Христа у людей, которые с Ним общались, шло напряженное размышление о том, кто Он такой? каково Его достоинство? Мы-то знаем, что Христос – Сын Божий. А в то время, когда Христос жил на земле, это было совсем не очевидно. И люди еще задавались вопросом – Кто же Он такой? Может быть, величайший пророк или кто-то иной? Когда ученики будят Христа, ожидая от него, возможно, какого-то совета, но едва ли того, что буря утихнет. И когда Христос приказывает буре утихнуть, – а это, как мы выяснили, прерогатива Бога, – и буря стихает, Он таким образом опять проявляет сверхчеловеческую власть. У нас сказано, что они размышляли: Кто это...? А в оригинале – Кто есть этот, что море и ветры повинуются ему?

Третье: Мы знаем, что Священное Писание имеет несколько уровней смысла, и когда читаем любую Библейскую книгу, всегда следует помнить, что перед нами – не просто истории, которые легкой рукой набросал Священный автор, а очень глубокий текст. Свои особенности у Ветхого Завета, свои – у Нового. И эти два сборника не просто так соединены под одной обложкой, каждый из них органично связан с другим. «Новый Завет в Ветхом скрывается, Ветхий – в Новом открывается… Оба Завета взирают на Христа, Ветхий – как на своё упование, Новый – как на образец, и оба как на своё средоточие (Блаж. Августин)».
Священное Писание Нового Завета укоренено в Ветхом Завете, в тех историях, которые люди того времени и той культуры знали не просто хорошо, а отлично! И Евангелисты все время проводят явные или скрытые параллели между историями новозаветными и историями, случившимися в священные ветхозаветные времена. Это важно, чтобы подчеркнуть ту мысль, что Ветхий Завет только прообразовывал то, что случится в Новозаветную эру, что Ветхий Завет становится понятным только благодаря Новому, что, собственно, все долгие столетия человечество готовилось ко встрече со Христом…

И вот в этом кратком эпизоде о буре, который мы разбираем, мы можем найти параллели с рассказом из ветхозаветной Книги пророка Ионы. Помните такую книгу? Это замечательная история-притча.

Так вот, в истории, которую мы сегодня разбираем, присутствует скрытая отсылка к этой книге.
К Ионе-пророку было слово Господне: иди и проповедуй в городе Ниневии. Это был языческий город, который Бог должен был наказать за грехи его жителей. Иона не хочет исполнять волю Божью, садится на корабль и бежит от воли Божией, бежит в другую строну. Но на море разыгралась буря. Иона спит, его будят, и он, просыпаясь, говорит, что понимает: буря разыгралась из-за него. Он просит, чтобы его выбросили за борт. Моряки так и поступили, и буря тотчас стихла. Иону же поглотило морское чудище (у нас перевели как кит, но в оригинале этого слова нет) и через три дня выплюнуло у берега Ниневии.
То есть, книга пророка Ионы говорит о том, что от повеления Божьего никуда не убежать.
В чем состояло служение пророка Ионы? В обличении народа в грехах. И в этом же состоит служение Христа! Христос пришел, чтобы обличить этот народ, который забыл Бога, который осуетился, который погрузился в грех, как в пучину морскую. Разыгрывается буря. Спит Иона – и спит Христос. Иону будят – и Иисуса будят.
В случае с Ионой буря прекращается потому, что Иона понимает: он не следует воле Божией. Чтобы поправить ситуацию, Иона говорит: выбросьте меня за борт, как негодного. Его выбрасывают, и Бог бурю останавливает. А в Евангелии – другая ситуация: Христос не бежит от воли Божией, но, напротив, все время ее исполняет: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его (Ин. 4: 34).
И он Сам останавливает бурю.

Конечно, Иона, бежавший от повеления Божьего, – не очень хороший пример для того, чтобы проиллюстрировать Служение Христово. Но, тем не менее, параллели есть, и очень явные: Иона был призван обличать народ в грехах – и Христос обличает в грехах; Иона спал – и Христос спит; Бог прекращает бурю в ответ на то, что Иона кается и готов исполнять волю Божию, – Христос Сам прекращает бурю, потому что Он верен Богу и всей Своей жизнью исполняет Его волю.
Предвижу возражения тех, кто скажет, что параллели не очевидны. Отвечу так: очевидны! Мы не стали углубляться в лексику, а она это убедительно показывает: и в случаях с Ионой, и в случае со Христом в греческом языке используются одинаковые лексемы.

Четвертое: Есть еще один момент, на который важно обратить внимание. Тот кто с Господом, – не должен ничего бояться. Ученики Христа проявили малодушие. Они закричали: Господи! спаси нас, погибаем! Но если они с Господом – они не могут погибнуть. Тот кто с Господом, не погибнет никогда. Он не утонет, и пучина не сомкнет над ним свои воды. Ну да, какие-нибудь обстоятельства нас могут здорово напугать, штормы нашей жизни могут нас укачать или измочить до нитки. Но мы не погибнем!
Если мы с Господом то мы не должны ничего бояться. Когда я вижу, как верующие впадают в отчаяние и страх из-за каких-то ситуаций, я понимаю, что в это состояние мы впадаем из-за своего маловерия. Так же, как это произошло с учениками Христа.

...В один из дней нашего пребывания на Святой Земле мы совершили прогулку на кораблике по Галилейскому озеру. На небе были тучи, периодически шел дождь, иногда лодку начинало сильно раскачивать. Евангельские истории, связанные с этим озером, переживались, как никогда, осязаемо.

25...1.JPG
Наша поездка начинается с гимна «Боже царя храни» и с поднятия российского флага. Это было необычно: плавать по Галилейскому озеру под российским триколором.


25...2.JPG
А дальше – просто фотографии дорогого для меня Галилейского озера...

25...3.JPG

25...4.JPG

25...4а.JPG

25...4м.JPG
(Фото нашей паломницы Виктории Светличной)

25...5.JPG
Наша группа на память, на фоне озера Христова.
........

Об этом можно было бы не рассказывать, но из песни слова не выкинешь...
Мы ждали наш катер. Вокруг были сувенирные лавки, кафе... Один из наших паломников задержался возле стенда с бутылками, а потом отчаянно замахал мне. Я подошел.
– Отец К., – тихо, но веско сказал наш паломник. – Посмотрите: водка с Моисеем. Видите этикетку: воды расступаются. Нам бы сейчас, перед морским путешествием, по пятьдесят капель... И мы, яко посуху...
– Ну, разве что яко посуху...

Словом, я благословил. Через какое-то время к нашему столику потянулась мужская часть нашей паломнической группы. Финиковая водка «Моисей» вправду оказалась отличной. Мы были готовы ко всем испытаниям, которыми тот ненастный день грозился:)

25...6.JPG

Видео-беседа об укрощении бури. Новые интересные детали рассказа.
Укрощение бури

Комментарии

К сожалению, никогда не была на Святой Земле. Но читая Ваш фотоочерк, представляю и природу, и людей и историю этой страны. Спасибо за виртуальное путешествие, отец Константин.
 

Информация о записи

Автор
священник Константин Пархоменко
Просмотры
5.622
Комментарии
2
Последнее обновление

Поделиться записью

Сверху