Приснодевство

Присноде́вство — бого­слов­ский термин, при­ла­га­е­мый Пра­во­слав­ною Цер­ко­вью к Божьей Матери и ука­зы­ва­ю­щий на то, что Она была Девой до Рож­де­ства, сохра­нила его в Рож­де­стве и после Рож­де­ства Гос­пода Иисуса Христа.

Яко нашего вос­кре­се­ния сокро­вище, / на Тя наде­ю­щи­яся, Все­пе­тая, / от рова и глу­бины пре­гре­ше­ний воз­веди; / Ты бо повин­ныя греху спасла еси, / рожд­шая Спа­се­ние наше. / Яже прежде рож­де­ства Дева, и в рож­де­стве Дева, / и по рож­де­стве паки пре­бы­ва­еши Дева.
Пере­вод: Как нашего вос­кре­се­ния сокро­вищ­ница, / на Тебя наде­ю­щихся, Все­п­ро­слав­лен­ная, / из рва и глу­бины согре­ше­ний воз­веди. / Ибо Ты спасла повин­ных во грехе, родив Спа­се­ние: / прежде рож­де­ния Его – Дева, и при рож­де­нии – Дева, / и после рож­де­ния / также пре­бы­ва­ешь Девою.
Бого­ро­ди­чен отпу­сти­тель­ный

***

В чём состоит зна­чи­мость пра­во­слав­ного учения о прис­но­дев­стве Божьей Матери?

Пред­ста­ви­тели неко­то­рых про­те­стант­ских дено­ми­на­ций опро­вер­гают учение о прис­но­дев­стве Бого­ро­дицы, считая, что после Рож­де­ства Иисуса Христа Она стала жить «обыч­ной» супру­же­ской жизнью с Иоси­фом, в резуль­тате чего стала Мате­рью ещё несколь­ких детей. Другие хотя и не наста­и­вают на этой точке зрения как на (якобы) истин­ной, однако и не отвер­гают её, пола­гая, что как бы ни раз­ре­шался данный вопрос, он не имеет суще­ствен­ной зна­чи­мо­сти для спа­се­ния веру­ю­щих.

Иначе отно­сится к этом вопросу Пра­во­слав­ная Цер­ковь, опре­де­лив учение о прис­но­дев­стве Божьей Матери, как один из важ­ней­ших дог­ма­тов.

В чём же заклю­ча­ется его важ­ность? Во-первых, испо­ве­да­нием этого дог­мата под­чер­ки­ва­ется особое досто­ин­ство Бого­ро­дицы, Её пре­дан­ность Богу. Заме­тим, что хотя во вре­мена Вет­хого Завета сохра­не­нию дев­ства до брака и при­да­ва­лось боль­шое зна­че­ние, при­ни­мать бес­сроч­ный обет дев­ства ради посвя­ще­ния всей своей жизни слу­же­нию Богу, как это сде­лала Дева Мария, при­нято не было. Напро­тив, в дохри­сти­ан­ский период пожиз­нен­ное дев­ство могло слу­жить пово­дом для укоров и само­уко­ров (Ис.4:1). Напом­ним, что на III Все­лен­ском Соборе Бого­ро­дица была тор­же­ственно названа Венцом дев­ства. В этом отно­ше­нии Её жизнь служит образ­цо­вым при­ме­ром (1Кор.7:34) и про­об­ра­зом мона­ше­ской жизни. Опять же, в том, что зача­тие и Рож­де­ство Гос­пода Иисуса Христа про­изо­шло без нару­ше­ния дев­ства Его Пре­чи­стой Матери, можно видеть особое ука­за­ние на одоб­ре­ние Богом этого обета.

Стало быть, допу­стить, вслед за про­те­стан­тами, что при­ня­тый Девой Марией обет хра­нить дев­ство непо­вре­жден­ным был впо­след­ствии Ею нару­шен — а) бро­сить тень на Бого­ро­дицу как на Пре­свя­тую и Пре­чи­стую, усо­мниться в её свя­то­сти и чистоте; б) бро­сить тень на пра­во­слав­ное мона­ше­ство.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки