Во втором веке нашей эры жил знаменитый врач Гален, которого непременно упоминают в любом очерке по истории медицины. Оказывается, он кое-что слышал и про недавно появившихся христиан. Собственно говоря, он знал про христиан всего две вещи: что они верили в воскресение и что они с необычайной для языческого общества строгостью относились к «сожительству мужчин и женщин». Причем Гален, хоть он был и великий врач, совершенно не понимал, что первое тесно и прямо связано со вторым.*
Сегодняшняя ситуация вполне похожа на положение вещей в тогдашней Римской империи. Она особенно остро ставит вопрос о том, что хорошо и что плохо в данной сфере. Это прямо касается, среди прочего, вопросов верности и измены. Так, один человек, периодически изменявший жене, искренне говорил своим друзьям: «Это всего лишь удовлетворение телесной потребности – а душой, то есть на самом деле, я ведь люблю только мою жену». Вера в воскресение не позволяет с этим согласиться: тело и то, что мы с ним с ним делаем, значит слишком много.
Конечно, измены случались всегда, однако лишь недавно, где-то полвека назад, они стали восприниматься как нечто «нормальное» и «естественное». В обществе, озабоченном «сексуальной самореализацией», многие видят в измене знак свободы, а некоторые, включая психологов, говорят, что измена способна вдохнуть новую жизнь в скучный и однообразный брак. Вот сухие статистические данные (привожу их просто для ориентации: во-первых, они все-таки западные, а у нас могут быть другие цифры; во-вторых, тут результаты сильно зависят от честности испытуемых). Не менее трети мужчин и одна четверть женщин, состоявших в браке, изменяли хотя бы один раз. При этом число женщин, совершающих измену, растет и приближается к таковому числу мужчин. В 65% случаев за раскрытой изменой следуют расторжение брака. В большинстве случаев третью сторону – партнера по измене – находят на работе. Жены охотнее прощают измены мужьям, чем мужья – женам.
Точны эти цифры или нет, они указывают на две вещи: во-первых, измены встречаются крайне часто, во-вторых, есть немало пар, которые хранят верность друг другу.
Никто не застрахован
Для христианина измена – это нарушение обета и разрыв отношений не только с другим человеком, но и с Богом. Тем не менее, никто не застрахован от такого хода событий. Не стоит думать, что с благочестивыми или любящими людьми такого не может случиться. Искушение измены вполне реально – и лучше быть к нему готовым. На протяжении жизни каждый из супругов несколько раз может влюбиться в кого-то еще или почувствовать влечение к «третьему» человеку. Но не так важно, что мы чувствуем, – куда важнее, как мы обращаемся с такими чувствами и переживаниями.
Вдобавок нас всех окружает и пропитывает культура, дружелюбная по отношению к измене. Если в первых кадрах кинофильма мы видим супружескую пару, почти наверняка там скоро появится треугольник; если мы читаем глянцевые журналы, мы встречаем там одну и ту же нехитрую философию: «Человек не склонен к моногамии по своей природе»; «Если возникает подлинная любовь, стоит все бросить – особенно мертвый формальный брак»; «Любовь оправдывает все» (где под словом «любовь» понимаются мимолетные переживания на текущий момент). Любопытно, что, несмотря на это, и сегодня мы видим не так уж много людей, которые бы совершенно спокойно отнеслись к измене своего супруга или своей супруги. Однако гораздо больше людей оправдывают измены вообще и свою измену в частности. Тут налицо неопределенность, путаница ценностей.
Обман
На самом деле, измена чаще всего говорит отнюдь не о свободе – это несвободная реакция на сложность брака. Так, нам всем знакомы измены «из мести» другой половине. Нередко за изменой стоят неудовлетворенные нужды (очень редко чисто сексуальные) или потребность что-то значить в глазах других людей. Часто измена начинается с такого ощущения: «Он меня так хорошо понимает»; «С ней я могу поговорить обо всем, что меня волнует, – в отличие от жены».
Измена – это треугольник по самой своей природе, она паразитирует на браке: именно незаконность придает романтику эмоциональной близости с третьим человеком. Это подростковая романтика секрета, которую испытывает подросток, тайно курящий на балконе или пьющий вино в школьном кабинете после уроков.
Это нечестная романтика. Скажем, обманутый муж дает неверной жене стабильность и комфорт, а любовник – возбуждение и страсть. Это позволяет ей законсервировать романтику любви. Муж видит ее «во всей домашней красе», а перед любовником проще изобразить иного человека. Такая женщина может говорить, что там, на стороне, у нее «настоящая любовь», а в браке ее держит мертвый долг. Но что случается, если муж, узнав об измене, разводится? Статистика тут жестока: лишь в 10 процентов случаев после разрыва такая жена (равно как и изменяющий муж) составит стабильную пару с любовником. Потому что эти отношения теряют свой смысл вне контекста треугольника.
Разрушение
На обмане невозможно построить никакие подлинные отношения.
В случае тайной измены неверная сторона все меньше вкладывает себя в брак. А потому у нее еще больше поводов к недовольству и ей легче прийти к мысли: «мы несовместимы», «любовь прошла», «он (она) меня никогда не сможет понять». Брак слишком сильно зависит от того, что я сюда ежедневно вкладываю. А особенно это важно, когда двое переживают трудный период.
И еще одна самая важная вещь: измена убивает доверие. Многие люди из самых благих соображений говорят, что измену лучше скрывать, чтобы не причинить боль другому и не разрушать брак. Я склонен думать, что это неверно: тут брак уже стоит под вопросом и боль для его участников в любом случае неизбежна.
Известно, что многие люди вздыхают с облегчением, когда другая сторона вдруг раскрывает тайну измены. Потому что жить в обмане противно. Да, как уже говорилось выше, в 65% пара распадается, когда измена стала явной. Но некоторые пары остаются и после измены. Причем одно любопытное исследование показало, что они остаются вместе вдвое чаще в том случае, если не боятся об этом говорить. Если же они пытаются просто «забыть произошедшее» и «жить как прежде», избегая упоминаний об измене, они расстанутся с большей вероятностью. Потому что серьезного прощения без великой боли не бывает.
Противоядия
Кто-то сказал замечательные слова: «Измена умирает из-за откровенности, а брак обычно умирает из-за скрытности».
Самое очевидное и первоочередное противоядие измене – это привычка быть честным в браке. Она уничтожает секрет, а без секрета нет и измены. Такая честность начинается с банальных и простых вещей – с привычки не прятать от другого те мелочи, которые люди обычно скрывают друг от друга, чтобы выглядеть приличнее или не расстроить другого: что мне нравится и не нравится, о чем мечтаю или где я был и кого сегодня видел. Такая привычка резко снижает риск измены, которая растет только в теплице тайны.
Кроме того, можно упомянуть еще ряд ценных для профилактики измены вещей:
– Реализм. Полезно знать, что это искушение вполне реально и я с ним, вероятнее всего, не раз столкнусь. При этом на фоне неудовлетворенности, депрессии, ссор и размолвок, когда в браке мне плохо – это искушение сильнее. Чем раньше я его замечу, тем больше у меня свободы что-то с ним сделать. Христианину тут помогает привычка противостоять искушениям вообще и говорить некоторым вещам определенное «нет».
– Сомнение в ценностях современной культуры, которая очень высоко ценит инфантильную свободу «любви» и, парадоксальным образом, слишком мало ценит то, без чего никакой любви вообще не бывает, а именно – слишком мало ценит верность.
– Стремление вкладывать себя – свои силы, время и все – именно в брак. Это особенно важно, когда пара переживает трудные минуты и каждому хочется сбежать от болезненных взаимоотношений. Когда появляется искушение изменить жене или мужу, это означает, что, действительно, в браке надо что-то менять и что вкладывать сюда следует больше.
Наконец, когда измена уже произошла, – это всегда смерть брака, но не обязательно его окончательная смерть. Шанс на воскресение остается. Это тяжелый процесс восстановления разрушенного брака, где надо снова пройти через боль, простить и получить прощение. Это непременно предполагает изменение обоих участников, которые после измены как бы вступают в новый брак, где все не «как прежде», но все иное.
Михаил Завалов
Источник: храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне / православное информационное агентство «Русская линия»
*Вот сами слова Галена, сохранившиеся лишь в арабской версии: «Мы теперь видим людей, называемых христианами; хотя они выводят свою веру из чистой аллегории, порой они действуют как истинные философы. Ибо отсутствие у них страха смерти и того, что с ними будет потом, мы можем наблюдать ежедневно, равно как и их строгость относительно сожительства мужчин и женщин».
Комментировать