Складень

Скла́день – (также «складни», «створки», «склад­ная икона», «створ­ча­тая икона», «рас­клад», «рас­клад­ная икона»; от церк.-сл. «скла­ды­вати» — сосла­гать, сов­ме­щать, скла­ды­вать) – мини­а­тюр­ная склад­ная икона.Складень

Счи­та­ется, что складни как неболь­шие скла­ды­ва­ю­щи­еся иконы пришли на Русь из Визан­тии при­мерно в X в. Прак­ти­че­ски сразу на Руси начали изго­тав­ли­ваться соб­ствен­ные складни, кото­рые в редких слу­чаях могли заме­нять ико­но­стас. Складни изго­тав­ли­ва­лись в основ­ном трех­створ­ча­тые или двух­створ­ча­тые, реже четы­рех- или пяти­ст­вор­ча­тые. Размер складня и боко­вых ство­рок опре­де­лялся «сред­ни­ком», то есть цен­траль­ной частью. Створки (не име­ется в виду двух­со­став­ной скла­день) рав­ня­лись поло­вине сред­ника и тем самым закры­ва­лись встык, иногда с исполь­зо­ва­ние затвора-замка. Пола­гают, и небез­осно­ва­тельно, что изна­чально складни изго­тав­ли­ва­лись для нагруд­ного ноше­ния, но затем стали появ­ляться складни боль­шего фор­мата, в част­но­сти для исполь­зо­ва­ния в каче­стве домаш­него ико­но­стаса.

Суще­ство­вали натель­ные (как пра­вило, наперст­ные), и став­ные (постав­ные, киот­ные) складни. Их  могли носить на груди вместо креста, на кольце или брас­лете, просто в кар­мане одежды или в суме. Суще­ство­вали спе­ци­аль­ные «путные» складни, кото­рые бра­лись в дорогу, складни домаш­ние, раз­ме­щав­ши­еся в крас­ном углу и складни боль­ших раз­ме­ров – «поход­ные», кото­рые часто исполь­зо­ва­лись в крест­ных ходах и пр. рели­ги­оз­ных про­цес­сиях. По сви­де­тель­ству архи­ди­а­кона Павла Алеппского, побы­вав­шего в России в XVII в. складни были у каж­дого рат­ника (рус­ского воина)1.

В неко­то­рых слу­чаях складни отли­ва­лись, а затем кова­лись или прес­со­ва­лись – в зави­си­мо­сти от ико­но­гра­фи­че­ского сюжета (уни­каль­ный под заказ или стан­дарт­ный) и мате­ри­ала. Нередко складни дела­лись из дерева (в силу спе­ци­фики мате­ри­ала их дошло до нынеш­них времен не так много). Метал­ли­че­ские складни могли покры­ваться раз­но­цвет­ной эмалью. В послед­нем случае исполь­зо­ва­лась медь или латунь – мате­ри­алы, кото­рые отно­си­тельно при­годны для литья и хорошо при­годны для ковки, прес­со­ва­ния и гра­ви­ровки, в редких слу­чаях исполь­зо­ва­лась бронза. В первой поло­вине XVIII века рас­цве­тает ста­ро­об­ряд­че­ская Выгов­ская литей­ная мастер­ская, в связи с ее дея­тель­но­стью начи­нают выпус­каться складни не только медные, но и литые желез­ные. Также появ­ля­ются стерж­не­вые петли, до этого боко­вые створки имели выступы внизу и вверху, а сред­ник имел два кольца под эти выступы; напри­мер, такие петли сохра­ни­лись в трех­створ­ча­том складне «Спас на пре­столе» XVI в.

03161 1 - Складень

Ико­но­гра­фия склад­ней весьма и весьма богата, однако, чаще всего встре­ча­ются образцы с изоб­ра­же­нием Гос­пода Иисуса Христа в сред­нике и святых, Бого­ма­тери, анге­лов на боко­вых створ­ках. Иногда ико­но­гра­фия склад­ней посвя­щена кон­крет­ным собы­тиям из Свя­щен­ного Писа­ния.

Не стоит путать со «склад­нем» ико­но­гра­фи­че­скую кон­струк­цию в зна­че­нии «створ­ча­тый алтарь», рас­про­стра­нен­ный в като­ли­че­ской куль­туре Запад­ной и Цен­траль­ной Европы. Послед­ний мог состо­ять из трех ство­рок (три­птих (от греч. τρίπτυχος – сло­жен­ный втрое (τρίς — три раза, трижды, и πτυχή — складка, слой)); цен­траль­ной и двух боко­вых) и пяти ство­рок (пен­та­птих (от греч. πέντε — пять); цен­траль­ной и четы­рех боко­вых). В редких слу­чаях створ­ча­тый алтарь мог состо­ять более чем из пяти сег­мен­тов, в таком случае он назы­вался «поли­пти­хом» (от греч. πολύς — многий, много). Среди извест­ных евро­пей­ских «склад­ней» — Гент­ский и Кра­ков­ский алтари.

Скла­день в совре­мен­ной Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви

В наше время про­из­вод­ство склад­ней начало воз­рож­даться после деся­ти­ле­тий гоне­ний со сто­роны совет­ской без­бож­ной власти. На данный момент суще­ствует довольно раз­но­об­раз­ные формы склад­ней – скла­день книжка с цита­тами из Свя­щен­ного Писа­ния, скла­день-образ с ико­но­гра­фи­че­ским изоб­ра­же­нием, скла­день-крест. В насто­я­щее время складни дела­ются двух‑, трех‑, иногда четы­рех- и пяти­ст­вор­ча­тые. Сего­дня складни изго­тав­ли­вают из раз­но­об­раз­ных мате­ри­а­лов – латунь, медь, дерево, а также пла­стик и картон (когда речь идет о неболь­ших склад­нях, осна­щен­ных неболь­шим бумаж­ным тек­стом молитвы). Помимо этого суще­ствуют складни из дра­го­цен­ных метал­лов – серебра, золота, пла­тины. Как и в древ­но­сти складни изго­тав­ли­ва­ются для ноше­ния на груди, в кошельке или сумке, а также для раз­ме­ще­ния в крас­ном углу дома. В редких слу­чаях, как пра­вило под заказ, складни делают на перст­нях.


При­ме­ча­ние:

1 Путе­ше­ствие антио­хий­ского пат­ри­арха Мака­рия в Россию в поло­вине XVII в., опи­сан­ное его сыном, архи­ди­а­ко­ном Павлом Алеппским. М., 1898. Вып. 3. С. 136.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки