Тест: Основное богословие

Пред­ла­га­ем вам тест на зна­ние основ бого­сло­вия. В духов­ных шко­лах и тео­ло­ги­че­ских вузах изу­ча­ет­ся целый спектр бого­слов­ских дис­ци­плин: срав­ни­тель­ное, дог­ма­ти­че­ское и нрав­ствен­ное бого­сло­вие, но о них речи не пой­дет, посколь­ку эти пла­сты бого­слов­ской духов­ной нау­ки тре­бу­ют тща­тель­но­го обу­че­ния. Что же каса­ет­ся основ бого­сло­вия, или, как еще гово­рят, «основ­но­го бого­сло­вия», – то это обсуж­да­е­мый ряд тем, кото­рые акту­аль­ны для каж­до­го веру­ю­ще­го, пото­му что встре­ча­ют­ся в прак­ти­че­ской жиз­ни хри­сти­а­ни­на ежедневно.
Тест соста­вил свя­щен­ник Нико­лай Свят­чен­ко, пре­по­да­ва­тель Санкт-Петер­бург­ско­го Инсти­ту­та Рели­гио­ве­де­ния и Цер­ков­ных Искусств.

  • 1. Нуж­но ли хри­сти­а­ни­ну уметь отста­и­вать свою веру, под­твер­ждать её истинность?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Несмот­ря на то, что пред­ме­ты веры пре­вы­ша­ют воз­мож­но­сти их пости­же­ния силой чело­ве­че­ско­го рас­суд­ка, её истин­ность (истин­ность Пра­во­сла­вия) под­ле­жит под­твер­жде­нию. В част­но­сти оно может быть выстро­е­но на обос­но­ва­нии истин­но­сти Свя­щен­но­го Писа­ния (что, в свою оче­редь, аргу­мен­ти­ру­ет­ся истин­но­стью сбыв­ших­ся биб­лей­ских про­ро­честв, биб­лей­ской архео­ло­ги­ей, под­твер­жда­ю­щей истин­ность Писа­ния как исто­ри­че­ско­го доку­мен­та, и про­чи­ми дово­да­ми), на созву­чии тре­бо­ва­ний Еван­ге­лия выс­шим стрем­ле­ни­ям и потреб­но­стям чело­ве­че­ско­го духа, на иссле­до­ва­нии опы­та жиз­ни святых.

    К готов­но­сти давать отчёт в упо­ва­нии (тре­бу­ю­щим тако­го отче­та) при­зы­ва­ли сами апо­сто­лы: «будь­те все­гда гото­вы вся­ко­му, тре­бу­ю­ще­му у вас отчё­та в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­ни­ем» (1Пет.3:15).


  • 2. Нуж­но ли знать осно­вы сво­е­го хри­сти­ан­ско­го мировоззрения?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    «Гос­по­да Бога свя­ти­те в серд­цах ваших; будь­те все­гда гото­вы вся­ко­му, тре­бу­ю­ще­му у вас отче­та в вашем упо­ва­нии, дать ответ с кро­то­стью и бла­го­го­ве­ни­ем». Одна из есте­ствен­ных задач для каж­до­го хри­сти­а­ни­на – пони­мать осно­вы сво­ей веры и уметь их рас­крыть, в слу­чае необ­хо­ди­мо­сти, перед каж­дым вопрошающим.

    Быть веру­ю­щим — зна­чит не толь­ко фор­маль­но при­над­ле­жать к пол­но­те Церк­ви, но и вос­при­ни­мать верой те исти­ны, что состав­ля­ют осно­ву веро­уче­ния. В свою оче­редь, что­бы их вос­при­ни­мать, их нуж­но знать (внут­рен­нюю веру нель­зя сво­дить к к фор­му­ле: верю в то, не знаю во что).

    Посколь­ку вера, в широ­ком зна­че­нии сло­ва, не огра­ни­чи­ва­ет­ся рас­су­доч­ной убеж­ден­но­стью в истин­но­сти основ­ных поло­же­ний веро­уче­ния, но под­ра­зу­ме­ва­ет и дея­тель­ное выра­же­ние, постоль­ку хри­сти­а­нин дол­жен знать, кро­ме про­че­го, и осно­вы хри­сти­ан­ско­го нравоучения.


  • 3. Может ли сомне­ва­ю­щий­ся хри­сти­а­нин исполь­зо­вать для раз­ре­ше­ния труд­ных вопро­сов, каса­ю­щих­ся его как чле­на Церк­ви, отве­ты, заим­ство­ван­ные из дру­гих рели­ги­оз­ных учений?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Основ­ное бого­сло­вие обра­ще­но к тем, у кото­рых еще нет твер­дой веры, у кото­рых мно­го сомне­ний и кото­рые ищут Исти­ну и инте­ре­су­ют­ся хри­сти­ан­ством. Такие люди, не имея пра­виль­но­го духов­но­го опы­та, нуж­да­ют­ся в раци­о­наль­ном обос­но­ва­нии основ веры, обос­но­ва­нии хри­сти­ан­ских отве­тов на клю­че­вые вопро­сы чело­ве­че­ской жиз­ни. Для этой цели и рас­смат­ри­ва­ют­ся, кро­ме Свя­щен­но­го Писа­ния и Пре­да­ния, идеи дру­гих рели­гий, дан­ные нау­ки и дости­же­ния искус­ства и культуры.

    Ещё ран­ние хри­сти­ан­ские апо­ло­ге­ты отме­ча­ли, что семе­на исти­ны содер­жат­ся в раз­ных веро­ва­ни­ях. Под­чер­ки­вая бли­зость ряда идей неко­то­рых древ­них мыс­ли­те­лей, жив­ших в язы­че­ском мире, хри­сти­ан­ским, они назы­ва­ли их (с извест­ной доли услов­но­сти) «хри­сти­а­на­ми до Хри­ста». Более того, хри­сти­ане пер­вых веков неред­ко исполь­зо­ва­ли в каче­стве свя­щен­ных изоб­ра­же­ний язы­че­ские обра­зы и сим­во­лы (напол­нен­ные хри­сти­ан­ским содер­жа­ни­ем). Через подоб­ные парал­ле­ли мно­гие языч­ни­ки луч­ше усва­и­ва­ли исти­ны Еван­гель­ской проповеди.

    Дру­гое дело, что заим­ство­ва­ние идей из нехри­сти­ан­ских источ­ни­ков тре­бу­ет рас­су­ди­тель­но­сти и осторожности.


  • 4. С како­го вре­ме­ни поня­тие «бого­слов» вхо­дит в посто­ян­ное упо­треб­ле­ние в Церк­ви Христовой?




    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В мире до Рож­де­ства Хри­сто­ва бого­сло­ва­ми назы­ва­ли зна­ме­ни­тых эллин­ских фило­со­фов, за создан­ные ими захва­ты­ва­ю­щие тео­го­ни­че­ские мифы и леген­ды. Хри­сти­ан­ский мир начал исполь­зо­вать тер­мин «бого­слов» начи­ная с родо­на­чаль­ни­ков Алек­сан­дрий­ской шко­лы – Кли­мен­та и Ори­ге­на.


  • 5. Какое зна­ме­ни­тое опре­де­ле­ние дал Тер­тул­ли­ан богослову?




    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Тер­тул­ли­ан неод­но­крат­но упо­ми­нал в сво­их тру­дах о том, что, если ты молишь­ся истин­но, то ты бого­слов. Это же утвер­ждал и Ева­грий Пон­тий­ский, уче­ник Каппадокийцев.


  • 6. Каков один из суще­ствен­ных при­зна­ков богословия?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Суще­ствен­ной при­ро­дой зна­ния о Боге явля­ет­ся Его откро­ве­ние, или дар. «Бога не видел никто нико­гда; Еди­но­род­ный Сын, сущий в нед­ре Отчем, Он явил» (Ин 1, 18) Бого­сло­вие осно­ва­но на Боже­ствен­ной ини­ци­а­ти­ве, Бог все­гда актив­ный субъект.


  • 7. Кто есть един­ствен­ный под­лин­ный богослов?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Хри­стос, живая и лич­ная Исти­на, «Божия сила и Божия пре­муд­рость» (1 Кор. 1, 24). Он един­ствен­ный под­лин­ный бого­слов, а мы бого­сло­вы лишь по дару, кото­рый полу­ча­ем от Него.


  • 8. Как в эти­мо­ло­ги­че­ском отно­ше­нии объ­яс­ня­ет­ся сло­во «рели­гия»?




    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Извест­ный запад­ный хри­сти­ан­ский писа­тель и про­по­вед­ник Лак­тан­ций (330) утвер­ждал, что тер­мин «рели­гия» про­ис­хо­дит от латин­ско­го гла­го­ла religare, озна­ча­ю­ще­го «свя­зы­вать», «соеди­нять». Поэто­му он рели­гию опре­де­ля­ет как союз бла­го­че­стия чело­ве­ка с Богом.

    В свою оче­редь бла­жен­ный Авгу­стин счи­тал умест­ным опре­де­лять сло­во «рели­гия» как про­из­вод­ное от дру­го­го гла­го­ла: «reeligere» — вос­со­еди­нять. Сле­дуя этой логи­ке тер­мин «рели­гия» ука­зы­ва­ет на стрем­ле­ние чело­ве­ка вос­ста­но­вить союз с Богом, воз­об­но­вить отно­ше­ния с Ним, разо­рван­ные в резуль­та­те греха.


  • 9. Какой из пере­чис­лен­ных при­зна­ков явля­ет­ся наи­бо­лее важ­ным при­зна­ком религии?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Эта вера в Бога может иметь очень раз­но­об­раз­ные по фор­ме, содер­жа­нию и сте­пе­ни ясно­сти выра­же­ния в раз­лич­ных рели­ги­ях: в моно­те­и­сти­че­ских, поли­те­и­сти­че­ских и дуалистических.

    Вера в Бога (богов, сверхъ­есте­ствен­ные силы) в раз­лич­ных рели­ги­ях име­ет раз­ные фор­мы и про­яв­ле­ния. Одна­ко в осно­ве рели­ги­оз­ных стрем­ле­ний все­гда лежит при­рож­ден­ная чело­ве­ку спо­соб­ность стре­мить­ся к Еди­но­му и Истин­но­му Богу.


  • 10. В чём заклю­ча­ет­ся глав­ное зна­че­ние истин­ной религии?





    Пра­виль­ный ответ: №5
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В раз­ные вре­ме­на встре­ча­лись люди, кото­рые стре­ми­лись исполь­зо­вать веро­ва­ния людей в целях, дале­ких от внут­рен­них целей рели­гии. К при­ме­ру, пра­ви­тель мог исполь­зо­вать и даже фор­ми­ро­вать рели­ги­оз­ные устрем­ле­ния сво­их под­дан­ных для укреп­ле­ния соб­ствен­ной вла­сти. Доволь­но часто поли­ти­ки опи­ра­лись на рели­гию как на сред­ство, объ­еди­ня­ю­щее народ (доста­точ­но вспом­нить эпо­ху рас­про­стра­не­ния моно­фе­лит­ства, когда под иде­ей осо­бо­го дог­ма­ти­че­ско­го ком­про­мис­са и госу­дар­ствен­ные, и цер­ков­ные вла­сти стре­ми­лись объ­еди­нить Пра­во­слав­ных с моно­фи­зи­та­ми. Неред­ко та или иная рели­гия слу­жи­ла сред­ством нрав­ствен­но­го вос­пи­та­ния людей. Меж­ду тем, глав­ное зна­че­ние истин­ной рели­гии все­гда состо­я­ло и состо­ит в еди­не­нии чело­ве­ка и Бога.


  • 11. Опи­ра­ет­ся ли нау­ка на веру?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В нау­ке (есте­ство­зна­нии) суще­ству­ют без­услов­ные поло­же­ния, кото­рые не дока­зы­ва­ют­ся, но при­ни­ма­ют­ся в каче­стве исход­ных, посколь­ку явля­ют­ся необ­хо­ди­мы­ми для постро­е­ния всей систе­мы зна­ния. Вос­при­я­тие этих недо­ка­зу­е­мых поло­же­ний тре­бу­ет имен­но веры.
    Доста­точ­но ярко по это­му пово­ду выра­зил­ся один из вели­чай­ших уче­ных XX века, А. Эйн­штейн: «Вера в суще­ство­ва­ние внеш­не­го мира, неза­ви­си­мо­го от вос­при­ни­ма­е­мо­го субъ­ек­та, есть осно­ва все­го есте­ство­зна­ния». (Эйн­штейн А. Собра­ние науч­ных тру­дов / М. 1964. Т. 4. С. 136)


  • 12. Может ли совре­мен­ная свет­ская нау­ка дать людям истин­ное мировоззрение?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Посколь­ку нау­ка по сво­ей сути явля­ет­ся систе­мой раз­ви­ва­ю­щих­ся зна­ний о мире, то есть зна­ний, непре­рыв­но изме­ня­ю­щих­ся и поэто­му нико­гда не спо­соб­ных дать пол­но­го и закон­чен­но­го пред­став­ле­ния о мире в целом. Науч­ные зна­ния неустой­чи­вы, что про­ти­во­ре­чит само­му поня­тию миро­воз­зре­ния как чего-то опре­де­лен­но­го и законченного.


  • 13. Нау­ка про­тив религии?


    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Нау­ка и рели­гия отно­сят­ся к раз­ным обла­стям чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Во мно­гом они охва­ты­ва­ют раз­ные сфе­ры и уров­ни бытия. Мно­гое из рели­ги­оз­но­го зна­ния отно­сит­ся к обла­сти сверхъ­есте­ствен­но­го, тогда как объ­ек­том нау­ки слу­жит лишь сфе­ра естественного.

    Кро­ме того, нау­ка и рели­гия под­ра­зу­ме­ва­ют раз­ные источ­ни­ки зна­ний и раз­ные мето­ды позна­ния (ска­жем, Бог позна­ет­ся через дея­тель­ную веру, а не через лабо­ра­тор­ный ана­лиз, Его не уви­деть ни в мик­ро­скоп, ни в телескоп).

    Нау­ка может вос­ста­вать про­тив лож­ной рели­гии, одна­ко не в состо­я­нии опро­верг­нуть истин­ность рели­ги­оз­ных зна­ний, даро­ван­ных людям через Боже­ствен­ное Откро­ве­ние (таки­ми зна­ни­я­ми вла­де­ет Пра­во­слав­ная Церковь).


  • 14. Пра­во­сла­вие про­тив науки?



    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    В рели­гии, как и в точ­ных нау­ках, основ­ным мето­дом позна­ния явля­ет­ся опыт. Вера и в рели­гии, и в нау­ке – вещь необ­хо­ди­мая, но не более, чем в осталь­ных про­яв­ле­ни­ях чело­ве­че­ской дея­тель­но­сти. Очень мно­гие вели­кие изоб­ре­та­те­ли и уче­ные были веру­ю­щи­ми людь­ми, что под­твер­жда­ет мысль о том, что науч­ные фак­ты явля­ют­ся ней­траль­ны­ми в миро­воз­зрен­че­ском смыс­ле. Кро­ме того, неко­то­рые дости­же­ния нау­ки под­твер­жда­ют основ­ные рели­ги­оз­ные, осо­бен­но хри­сти­ан­ские, реалии.


  • 15. Дан­ные нау­ки под­твер­жда­ют исто­рич­ность биб­лей­ских событий?




    Пра­виль­ный ответ: №4
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    За послед­ние деся­ти­ле­тия было сде­ла­но мно­же­ство откры­тий, кото­рые кос­вен­но или напря­мую под­твер­жда­ют основ­ные дан­ные Биб­лии. (Вели­кий потоп, вави­лон­ская баш­ня, суще­ство­ва­ние горо­дов и стран, где про­ис­хо­ди­ли Биб­лей­ские собы­тия, исход евре­ев из Егип­та, обсто­я­тель­ства чуда про­хож­де­ния через Черм­ное море и т. д.)


  • 16. Воз­мож­но ли обре­сти исти­ну в философии?



    Пра­виль­ный ответ: №1
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Бого­сло­вие осно­вы­ва­ет­ся на Боже­ствен­ном Откро­ве­нии, а фило­со­фия – на ряде отвле­чен­ных идей или посту­ла­тов. Бого­сло­вие исхо­дит из фак­та – из Откро­ве­ния, пол­но­та кото­ро­го дана во Хри­сте, ибо Бог… в эти дни послед­ние гово­рил нам в Сыне (Евр. 1:1–2). Фило­со­фия же, рас­суж­да­ю­щая о Боге, исхо­дит не из фак­та явле­ния Живо­го Бога, а из отвле­чен­ной идеи Боже­ства. Для фило­со­фов Бог – удоб­ная для постро­е­ния фило­соф­ской систе­мы идея. Для бого­сло­ва же Бог есть Тот, Кто ему откры­ва­ет­ся и Кого невоз­мож­но познать рас­су­доч­но, вне откро­ве­ния. (Дог­ма­ти­че­ское Бого­сло­вие. архим. Али­пий (Касталь­ский).


  • 17. Воз­мож­но ли обре­сти пол­но­ту мисти­че­ско­го зна­ния в магиз­ме и оккультизме?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Магизм и оккуль­тизм осно­ван на вза­и­мо­дей­ствии чело­ве­ка с демо­ни­че­ски­ми сила­ми. Как пра­ви­ло (если не брать в рас­чёт чело­ве­че­ское любо­пыт­ство) к магии и оккуль­тиз­му при­бе­га­ют ради дости­же­ния тех или иных зем­ных целей. Идея спа­се­ния, как глав­ная идея хри­сти­ан­ской жиз­ни, маги­ей и оккуль­тиз­мом отвер­га­ет­ся. Всё, что чело­ве­ку полез­но и необ­хо­ди­мо, он впра­ве испра­ши­вать у Бога через молит­ву. И Бог, по его вере, отве­тит на его моль­бы. В свою оче­редь тем­ные силы, содей­ству­ю­щие магам, вол­шеб­ни­кам, кол­ду­нам, настро­е­ны не на под­держ­ку людей, а на обман, обо­льще­ние, погубление.


  • 18. Каки­ми послед­стви­я­ми гро­зит све­де­ние сущ­но­сти хри­сти­ан­ской жиз­ни к обя­зан­но­сти испол­не­ния нрав­ствен­но­го долга?



    Пра­виль­ный ответ: №2
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Мне­ние, что испол­не­ние обще­при­ня­тых нрав­ствен­ных прин­ци­пов уже дела­ет чело­ве­ка достой­ным веч­ных благ, оши­боч­но. Посколь­ку состав­ля­ю­щие спа­се­ния чело­ве­ка от раб­ства гре­ху – упо­доб­ле­ние Хри­сту, дог­ма­ты, при­над­леж­ность к Церк­ви и т. п. ста­но­вят­ся ненуж­ны­ми, воз­ни­ка­ет «хри­сти­ан­ский ате­изм», кото­рый пере­те­ка­ет обыч­но в отри­ца­ние Хри­ста как Бога, «поря­доч­ный ниги­лизм». Кро­ме того, подоб­ное мне­ние вле­чет за собой бес­ко­неч­ное и безум­ное дроб­ле­ние на «рели­ги­оз­ные круж­ки» и «сек­ты-одно­днев­ки».
    Совре­мен­ные поня­тия нрав­ствен­но­сти почти кар­ди­наль­но отли­ча­ют­ся от пони­ма­ния нрав­ствен­но­сти, суще­ство­вав­ше­го, напри­мер, еще 2 сто­ле­тия назад. Не имея Боже­ствен­ных основ, свя­то­оте­че­ско­го опы­та и опы­та жиз­ни в Церк­ви, чело­век прак­ти­че­ски нико­гда не может стать под­лин­но нрав­ствен­ным, не гово­ря уже о состо­я­нии «обо­же­ния» или святости.


  • 19. «Если Бог не суще­ству­ет, то ате­ист мало что теря­ет, веруя в Него, и немно­гое при­об­ре­та­ет, не веруя в Него. Если же Бог суще­ству­ет, то ате­ист при­об­ре­та­ет веч­ную жизнь, уве­ро­вав в него, и теря­ет бес­ко­неч­ное бла­го, не веруя». Назо­ви­те авто­ра этих слов:





    Пра­виль­ный ответ: №3
    Вер­но!
    Ком­мен­та­рий:

    Цита­та: «Взве­сим наш воз­мож­ный выиг­рыш или про­иг­рыш, если вы поста­ви­те на орла, то есть на Бога. Сопо­ста­вим тот и дру­гой: выиг­рав, вы выиг­ра­е­те все, про­иг­рав, не поте­ря­е­те ниче­го. Ставь­те же, не колеб­лясь, на Бога!
    Чем вы рис­ку­е­те, сде­лав такой выбор? Вы ста­не­те вер­ным, чест­ным, сми­рен­ным, бла­го­дар­ным, тво­ря­щим доб­ро чело­ве­ком, спо­соб­ным к искрен­ней, истин­ной друж­бе. Да, разу­ме­ет­ся, для вас будут зака­за­ны низ­мен­ные насла­жде­ния — сла­ва, сла­до­стра­стие, — но раз­ве вы ниче­го не полу­чи­те вза­мен? Гово­рю вам, вы мно­го выиг­ра­е­те даже в этой жиз­ни, и с каж­дым шагом по избран­но­му пути все несо­мнен­нее будет для вас выиг­рыш и все ничтож­нее то, про­тив чего вы поста­ви­ли на несо­мнен­ное и бес­ко­неч­ное, ничем при этом не пожертвовав».


Пра­виль­ных ответов: 
0
0%
Оши­боч­ных ответов: 
0
0%
Вы непра­виль­но отве­ти­ли на сле­ду­ю­щие вопросы: 

Заре­ги­стри­руй­тесь, что­бы сохра­нять резуль­та­ты тестов в лич­ном кабинете.

  • 74%

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

  • Оль­га, 13.11.2021

    Я выучи­ла нако­нец основ­ное бого­сло­вие! Сла­ва БОГУ 89/

    Ответить »
  • 31121966, 24.04.2020

    Спа­си­бо, есть еще над чем поработать! 

    Ответить »
Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки