Архимандрит Иероним (Эспиноза): Как я перешел из католицизма в Православие

Архимандрит Иероним (Эспиноза): Как я перешел из католицизма в Православие

Трид­ца­ти­ше­сти­лет­ний куби­нец архи­манд­рит Иеро­ним (Эспи­но­за) был извест­ным уче­ным-хими­ком и выпуск­ни­ком като­ли­че­ско­го бого­слов­ско­го учеб­но­го заве­де­ния. Одна­жды он слу­чай­но попал на служ­бу в пра­во­слав­ный храм и после это­го рез­ко изме­нил свою жизнь, при­нял мона­ше­ство и посвя­тил себя слу­же­нию Пра­во­слав­ной Церкви.

– Като­лик с выс­шим тео­ло­ги­че­ским обра­зо­ва­ни­ем, окон­чив­ший семи­на­рию, неожи­дан­но при­ни­ма­ет пра­во­слав­ную веру. Более того — его руко­по­ла­га­ют в сан пра­во­слав­но­го свя­щен­ни­ка. Как же такое случилось?

– Это было дей­стви­тель­но неожи­дан­но. Если бы за десять лет до это­го мне ска­за­ли, что одна­жды я поки­ну Римо-като­ли­че­скую цер­ковь и перей­ду в дру­гую кон­фес­сию, тем более в Пра­во­сла­вие, – я бы не пове­рил. Я гово­рю «тем более в Пра­во­сла­вие», пото­му что в като­ли­че­ских цер­ков­ных кру­гах Кубы о пра­во­сла­вии почти ниче­го не зна­ли, а когда о нём всё-таки захо­ди­ла речь, в свя­зи с ним непре­мен­но упо­ми­на­ли бес­по­ря­док, неве­же­ство и отступ­ле­ние от веры! Цер­ков­ное обра­зо­ва­ние я полу­чил у иезу­и­тов, извест­ных сво­ей осо­бой пре­дан­но­стью пап­ско­му престолу.

Я абсо­лют­но уве­рен, что мое обра­ще­ние было про­мыс­ли­тель­ным. Пер­вый раз я при­шёл в пра­во­слав­ный храм св. Нико­лая в Гаване с любо­пыт­ством сту­ден­та, изу­ча­ю­ще­го древ­не­гре­че­ский язык, — хотел най­ти там древ­ние тек­сты и ни о чём более не помыш­лял. Но тогда, в час Вечер­ни, я понял (не столь­ко умом, сколь­ко душой), что суще­ству­ет нечто дру­гое, имен­но то, чего мне не хва­та­ло столь­ко вре­ме­ни в като­ли­че­ских служ­бах, хотя я это­го и не осо­зна­вал. Так я посте­пен­но стал при­бли­жать­ся к Пра­во­сла­вию и всё серьёз­нее изу­чать его.

– «Как мог сме­нить веру като­лик с тео­ло­ги­че­ским образованием?»

– В первую оче­редь бла­го­да­ря молит­ве. Мне очень помог­ли Отцы Церк­ви – читая их тру­ды, я посте­пен­но начал пони­мать мно­гое и видеть неко­то­рые вещи в дру­гом свете.

– Обре­ли ли вы душев­ное спо­кой­ствие и совер­шен­ство при­бли­же­ния ко Хри­сту после пере­хо­да в дру­гую Цер­ковь?

– Душев­ное спо­кой­ствие – опре­де­лён­но. Имен­но это явля­ет­ся при­чи­ной мое­го обра­ще­ния, потреб­ность в бого­слов­ских изыс­ка­ни­ях появи­лась уже потом. В Пра­во­сла­вии я нашёл то, чего мне не хва­та­ло в латин­ской церк­ви, в Пра­во­сла­вии я нашёл духов­ную, эсха­то­ло­ги­че­скую состав­ля­ю­щую. В като­ли­че­ской церк­ви силь­нее состав­ля­ю­щая кате­хи­за­тор­ская, пози­ти­вист­ская, ака­де­ми­че­ское зна­ние. Ей недо­ста­ёт эле­мен­та духов­но­го и свя­щен­но­та­ин­ствен­но­го. Я не гово­рю, что обра­зо­ва­ние не важ­но, напро­тив, как ака­де­ми­че­ское, так и духов­ное обра­зо­ва­ние вку­пе с молит­вой помо­га­ют нам в нашем пути к Богу, но преж­де все­го – имен­но молит­ва, непре­стан­ная молитва.

– Если Хри­стос – Еди­ный, Неде­ли­мый и Нераз­де­лён­ный, как мы можем утвер­ждать, что наша вера более пра­виль­на (так ска­зать, мы Его «пра­виль­нее славим»)?

– Я лич­но могу пред­ло­жить вам такой опыт. Оста­вим на мгно­ве­ние бого­сло­вие и рас­смот­рим про­бле­му с точ­ки зре­ния нере­ли­ги­оз­но­го чело­ве­ка. Мы про­ве­дём этот опыт в прак­ти­че­ских целях. Я спро­шу: какая Цер­ковь из всех церк­вей и сект мира про­ис­хо­дит непо­сред­ствен­но от апо­сто­лов и само­го Хри­ста? Ответ несло­жен. А какая из них сохра­ни­ла еди­ное бого­слов­ское уче­ние и тра­ди­цию на про­тя­же­нии веков? Сохра­ни­ла един­ство, когда дру­гие, напри­мер коп­ты или лати­няне, отде­ли­лись от её ство­ла? Думаю, ответ оче­ви­ден. Это Православие.

 – Ради духов­но­го сана Вы оста­ви­ли даже заня­тия химией…

– Мои заня­тия точ­ны­ми нау­ка­ми в целом – не толь­ко хими­ей, но и мате­ма­ти­кой, а в осо­бен­но­сти моле­ку­ляр­ной физи­кой, очень помог­ли мне в духов­ной жиз­ни. Это может пока­зать­ся стран­ным, но лич­но мне они помог­ли понять зако­ны физи­че­ско­го функ­ци­о­ни­ро­ва­ния Все­лен­ной (по край­ней мере, вплоть до гра­ниц, очер­чен­ных нау­кой). Это укре­пи­ло мою веру в Бога и мою жизнь как кли­ри­ка. Веру­ю­щий чело­век и в нау­ке и физи­че­ских зако­нах видит волю и руку Божию – имен­но там, где дру­гие ищут осно­ва­ние для сво­е­го неверия.

– Отме­ти­ли ли вы какие-либо раз­ли­чия по суще­ству меж­ду гре­че­ским и като­ли­че­ским богословием?

– Раз­ли­чий мно­же­ство. Суще­ству­ет общая осно­ва: пери­од исто­рии Церк­ви до послед­не­го Все­лен­ско­го собо­ра, при­мер­но до IX века, когда на Запа­де начи­на­ет­ся гос­под­ство фран­ков после побе­ды Кар­ла Вели­ко­го. Затем пути и обе­их Церк­вей, и их бого­сло­вия ста­ли рас­хо­дить­ся всё силь­нее и силь­нее. Мы боль­ше не можем гово­рить о еди­ном бого­сло­вии. Сей­час латин­ское бого­сло­вие, осо­бен­но ака­де­ми­че­ское, осно­ва­но боль­шей частью на уче­нии бла­жен­но­го Авгу­сти­на и Фомы Аквин­ско­го. Из тео­ло­гии Фомы Аквин­ско­го про­ис­те­ка­ет все запад­ное бого­сло­вие, кото­рое вот уже почти тыся­чу лет отда­ле­но от пра­во­слав­но­го. Новые дог­ма­ты, новые бого­слов­ские реше­ния, пап­ские энцик­ли­ки (кото­рые вме­сте с дог­ма­том о непо­гре­ши­мо­сти папы име­ют дог­ма­ти­че­ский харак­тер) и новые дви­же­ния, такие, как тео­ло­гия осво­бож­де­ния, запол­ни­ли ака­де­ми­че­скую нишу на Запа­де. Пра­во­слав­ные же бого­сло­вы избе­га­ли нов­шеств, ста­ра­ясь сохра­нить уче­ние отцов Все­лен­ских Собо­ров — не в непо­движ­но­сти, как нас обви­ня­ют като­ли­ки, а, напро­тив, при­да­вая бого­сло­вию его под­лин­ный харак­тер. Поэто­му в про­шлом веке о. Иоанн Рома­ни­дис выдви­нул идею об опыт­ном бого­сло­вии, т.е. о бого­сло­вии, про­ис­хо­дя­щем не толь­ко от ака­де­ми­че­ско­го зна­ния, но и от опы­та обожения.

– Сей­час един­ствен­ная рели­гия, кото­рая про­дол­жа­ет рас­про­стра­нять­ся, — это ислам. Что Вы може­те ска­зать по это­му поводу?

– Не толь­ко ислам — ещё и про­те­стан­ты, мор­мо­ны и мно­гие дру­гие. За это мы несём боль­шую ответ­ствен­ность. Они про­сто запол­ня­ют не заня­тые нами ниши. И когда я гово­рю, что это наша лич­ная ответ­ствен­ность, я имею в виду не одну лишь Цер­ковь – и вла­сти, и пра­ви­тель­ство, и каж­до­го из нас. Когда Цер­ковь не ведёт духов­но-про­све­ти­тель­скую рабо­ту, когда вла­сти не толь­ко не инте­ре­су­ют­ся дея­тель­но­стью церк­ви, но и порой ей меша­ют, когда пра­ви­тель­ство во имя псев­до­де­мо­кра­тии при­ни­ма­ет в пар­ла­мен­те зако­ны, нару­ша­ю­щие свя­щен­ные кано­ны (как в слу­чае лега­ли­за­ции абор­тов), когда мы с гор­до­стью назы­ва­ем себя пра­во­слав­ны­ми хри­сти­а­на­ми, но порог хра­ма пере­сту­па­ем толь­ко на Пас­ху и Рож­де­ство или же ста­но­вим­ся «эхом» СМИ, обви­няя Цер­ковь и её иерар­хов на осно­ва­нии пер­вых же «жел­тых» ново­стей – тогда мы ока­зы­ва­ем­ся союз­ни­ка­ми ере­ти­ков и пре­да­те­ля­ми нашей роди­ны, осно­ва­ние и столп кото­рой – пра­во­слав­ная вера и кровь тысяч муче­ни­ков, отдав­ших жизнь за сво­бод­ную и пра­во­слав­ную Грецию.

– Как Вы счи­та­е­те, нахо­дит ли нынеш­няя про­по­ведь Церк­ви отклик сре­ди веру­ю­щих? Может быть, рас­ту­щее без­бо­жие объ­яс­ня­ет­ся неспо­соб­но­стью Церк­ви к убеждению?

– Цер­ковь на про­тя­же­нии всей сво­ей исто­рии мно­гое испы­та­ла, пере­жи­ва­ла пери­о­ды и упад­ка, и рас­цве­та. В нашу эпо­ху мы испы­ты­ва­ем не толь­ко эко­но­ми­че­ский кри­зис, но и кри­зис тра­ди­ци­он­ных цен­но­стей. И в целом, про­ана­ли­зи­ро­вав нынеш­нюю ситу­а­цию, вы уви­ди­те, что все рели­ги­оз­ные систе­мы пере­жи­ва­ют кри­зис. Мир поте­рял надеж­ду, и люди пыта­ют­ся най­ти реше­ние про­блем путём поис­ка новых ощу­ще­ний. Я верю, что вера во Хри­ста – источ­ник един­ствен­ной надеж­ды, кото­рая может воз­на­гра­дить чело­ве­ка. Вне Хри­ста надеж­ды нет. Долг всей Церк­ви и каж­до­го веру­ю­ще­го в отдель­но­сти – дать надеж­ду это­му миру. Цер­ковь долж­на обно­вить свой еван­гель­ский харак­тер и вновь поне­сти миру бла­гую весть, мир сего­дня нуж­да­ет­ся в том, что­бы услы­шать её голос, но зву­ча­щий с той силой, с какой он зву­ча­ла в апо­столь­скую эпо­ху, и, самое глав­ное, со сви­де­тель­ством веры, с любовью.

– Дру­гие церк­ви и рели­гии име­ют боже­ствен­ное про­ис­хож­де­ние или явля­ют­ся изоб­ре­те­ни­ем людей?

– Цер­ковь – Еди­ная, Кафо­ли­че­ская и Апо­столь­ская, Богом созда­на, Богом живёт и к Богу дви­жет­ся. Все дру­гие есть не что иное, как напрас­ное стрем­ле­ние нера­зум­ных людей к сча­стью, надеж­де и спасению.

 

Источ­ни­ки: Изда­тель­ский дом Свя­тая Гора, http://www.indobserver.blogspot.gr

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки