Йорген Ларсен Виг: Мечта построить монастырь

Йорген Ларсен Виг: Мечта построить монастырь

Дат­ча­нин, мистер Йор­ген Лар­сен Виг (Jørgen Laursen Vig), решил в сво­ем заго­род­ном зам­ке устро­ить пра­во­слав­ный мона­стырь. Но осу­ще­ствить меч­ту ему уда­лось толь­ко через 50 лет. 

***

В рам­ках Рейкь­я­вик­ско­го меж­ду­на­род­но­го кино­фе­сти­ва­ля будет пока­зан извест­ный доку­мен­таль­ный фильм «Мона­стырь», сооб­ща­ет сайт Рус­ской Пра­во­слав­ной общи­ны в Исландии.

Эта кар­ти­на дат­ско­го режис­се­ра Пер­нил­ле Розе Грон­кьер повест­ву­ет об оди­но­ком 86-лет­нем быв­шем люте­ран­ском свя­щен­ни­ке, уни­вер­си­тет­ском биб­лио­те­ка­ре Йор­гене Лар­сене Виге, кото­рый решил пре­вра­тить полу­раз­ру­шен­ный заго­род­ный дом, при­об­ре­тен­ный им несколь­ко деся­ти­ле­тий назад, в пра­во­слав­ный монастырь.

С этой иде­ей Й. Виг обра­тил­ся в Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь, и для помо­щи в осу­ществ­ле­нии про­ек­та в Данию была направ­ле­на груп­па пра­во­слав­ных мона­хинь из Рос­сии, из мона­сты­ря Шамор­ди­но, во гла­ве с мона­хи­ней Амвросией.

Мистер Виг при­нял пра­во­сла­вие. В одном из залов зам­ка устро­и­ли цер­ковь во имя св. Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев, почи­ни­ли кое-как отоп­ле­ние, раз­греб­ли пару ком­нат, зала­та­ли места­ми кры­шу и нача­ли все вме­сте жить мона­сты­рем, по уставу.

Фильм «Мона­стырь» удо­сто­ен наград мно­гих меж­ду­на­род­ных кинофестивалей.

Мистер Виг умер за два года до пре­мье­ры и филь­ма о сво­ем мона­сты­ре не уви­дел, но нала­дить мона­стыр­скую жизнь в зам­ке с помо­щью шамор­дин­ской мона­хи­ни Амвро­сии (Гара­е­вой) ему удалось.

***

В 1880 году бога­тый дат­ский кни­го­из­да­тель постро­ил замок в сво­ем име­нии Хес­бьерг, что­бы устро­ить в нем родо­вое гнез­до. Но после его смер­ти сыно­вья про­иг­ра­ли в кар­ты боль­шую часть земель, а потом в 1956 году выста­ви­ли на про­да­жу и сам замок. В после­во­ен­ные годы зем­ля в Евро­пе сто­и­ла недо­ро­го, а Дания и вовсе была бед­ной стра­ной. Содер­жать замок, пла­тить нало­ги за зем­лю и построй­ки не вся­ко­му было под силу. Но поку­па­тель нашел­ся, им стал биб­лио­те­карь дат­ской коро­лев­ской биб­лио­те­ки Йор­ген Лар­сен Виг. Гово­рят, что замок и сорок гек­тар зем­ли он купил в кре­дит, кото­рый поз­же выпла­тил за 7 лет.

Йор­ген Виг родил­ся в 1918 году в семье фер­ме­ра. Всю жизнь он про­жил в оди­но­че­стве. Был чело­ве­ком очень обра­зо­ван­ным – окон­чил четы­ре евро­пей­ских уни­вер­си­те­та, гово­рил сво­бод­но на 15 язы­ках и со сло­ва­рем мог читать еще на 37. В сту­ден­че­ские годы, когда Виг учил­ся в Сор­бонне, он уви­дел, как устро­е­ны като­ли­че­ские мона­сты­ри во Фран­ции и обна­ру­жил, что мона­ше­ская общи­на – это самое живу­чее объ­еди­не­ние людей, у кото­рых нет друг ко дру­гу мате­ри­аль­ных и иных пре­тен­зий, но есть общая цель, ради кото­рой они тру­дят­ся и живут вме­сте. Мистер Виг заго­рел­ся, ему очень захо­те­лось устро­ить такой мона­стырь и в Дании.

Йор­ген Виг был люте­ра­ни­ном, одно вре­мя даже пас­то­ром, прав­да успел толь­ко два раза повен­чать и один раз покре­стить, потом его с долж­но­сти сня­ли. Хотя у люте­ран не быва­ет мона­сты­рей, мистер Виг все-таки наде­ял­ся осно­вать мона­ше­скую общи­ну в Хес­бьер­ге. Он взял­ся за это дело с боль­шим энту­зи­аз­мом, толь­ко не смог най­ти в малень­кой Дании жела­ю­щих стать монахами.

Все это огор­чи­ло Вига, но идею устро­ить хоть какую-то общин­ную жизнь в зам­ке он не бро­сил: открыл бес­плат­ные под­го­то­ви­тель­ные кур­сы для аби­ту­ри­ен­тов. Буду­щие сту­ден­ты жили в зам­ке, три часа в день тру­ди­лись в поле, обес­пе­чи­вая себе про­пи­та­ние, а осталь­ное вре­мя зани­ма­лись с луч­ши­ми пре­по­да­ва­те­ля­ми, кото­рых мистер Виг выпи­сы­вал из раз­ных уни­вер­си­те­тов Евро­пы. Успех был потря­са­ю­щий. Прак­ти­че­ски все окон­чив­шие кур­сы в зам­ке посту­па­ли в ВУЗы и полу­ча­ли выс­шее обра­зо­ва­ние. Подоб­ные кур­сы суще­ство­ва­ли в стране и рань­ше, но были очень доро­ги­ми. Кур­сы про­су­ще­ство­ва­ли око­ло пят­на­дца­ти лет, потом в Дании сме­ни­лось пра­ви­тель­ство, под­ня­ли нало­ги, и сту­ден­че­ская общи­на боль­ше не мог­ла сама себя содер­жать. Кур­сы при­шлось закрыть.

За зам­ком в Хес­бьер­ге закре­пи­лась науч­ная сла­ва, и Виг про­дол­жал устра­и­вать в нем кон­фе­рен­ции и семи­на­ры, вел пере­пис­ку с уче­ны­ми раз­ных стран, соби­рал биб­лио­те­ку, изу­чал бого­сло­вие. Здесь надо ска­зать, что отец Йор­ге­на Вига был фер­ме­ром и очень пере­жи­вал за сына, что тот бес­ко­неч­но учит­ся и не зани­ма­ет­ся делом. В Дании пра­ви­тель­ство очень бла­го­склон­но отно­сит­ся к жела­нию граж­дан полу­чать обра­зо­ва­ние. Поэто­му учить­ся мож­но всю жизнь и за это еще будут пла­тить вну­ши­тель­ную сти­пен­дию. Нор­мой для дат­чан счи­та­ет­ся в сере­дине жиз­ни сме­нить свою про­фес­сию кар­ди­наль­но, напри­мер, бро­сить вра­чеб­ную прак­ти­ку и, если есть спо­соб­но­сти, пой­ти учить­ся на авиа­кон­струк­то­ра. Поэто­му мистер Виг про­дол­жал изу­чать язы­ки и нау­ки, а име­ние содер­жал на день­ги, кото­рые полу­чал за арен­ду фер­мер­ских уго­дий, при­над­ле­жа­щих замку.

В 1974 году к Вигу при­шли бро­дя­чие арти­сты и попро­си­лись пожить на его зем­ле. Мистер Виг согла­сил­ся. Ему хоте­лось, что­бы в зам­ке жили люди. Арти­сты посе­ли­лись в камен­ных хозяй­ствен­ных построй­ках рядом с зам­ком. К ним ста­ли под­тя­ги­вать­ся раз­ные цир­ка­чи, музы­кан­ты и про­чий хип­пов­ский сброд. Сами они счи­та­ли себя людь­ми твор­че­ски­ми. Жили в шала­шах, пели пес­ни. Мистер Виг на них смот­рел сквозь паль­цы – все-таки хоть какая-то община.

Йор­ге­на Вига инте­ре­со­ва­ла «мир­ная тема», то есть он борол­ся за разору­же­ние, за «мир во всем мире», был почет­ным чле­ном мно­же­ства комис­сий и фон­дов. В 70‑х годах он уехал на одну из «мир­ных кон­фе­рен­ций» и остал­ся на несколь­ко лет путе­ше­ство­вать по Индии, где позна­ко­мил­ся с Далай-ламой. Они несколь­ко раз встре­ча­лись, и, когда Далай-лама при­ез­жал в Данию, он оста­нав­ли­вал­ся в зам­ке у Вига. На вре­мя сво­е­го путе­ше­ствия по Индии мистер Виг оста­вил замок нар­ко­ло­ги­че­ской кли­ни­ке, что­бы тот не пусто­вал, и в нем вре­мен­но устро­и­ли центр реа­би­ли­та­ции от нар­ко­ти­че­ской и алко­голь­ной зави­си­мо­сти. Через пару лет суще­ство­ва­ния цен­тра, жите­ли окрест­ных дере­вень при­шли в отча­я­ние от тако­го сосед­ства. Нашли как-то в Индии Вига и про­си­ли сроч­но вер­нуть­ся и закрыть центр. Тол­пы нар­ко­ма­нов и хип­пи бро­ди­ли в окрест­ных лесах и меша­ли жить мест­но­му насе­ле­нию. Центр закры­ли, а мистер Виг уехал в Россию.

Арти­сты на это вре­мя пере­бра­лись в замок. Там они устро­и­ли твор­че­ские мастер­ские, пле­ли кор­зи­ны, рисо­ва­ли, лепи­ли вся­кие без­де­луш­ки. В зам­ке они так же обо­ру­до­ва­ли хозяй­ствен­ные поме­ще­ния, пра­чеч­ную, душ, а ноче­вать сно­ва ухо­ди­ли в свои шала­ши. Эти арти­сты тоже в боль­шин­стве сво­ем были нар­ко­ма­ны, но вели себя поти­ше и мест­ные их не боялись.

В Санкт-Петер­бур­ге мистер Виг про­жил два года, посе­щал воль­ным слу­ша­те­лем духов­ную семи­на­рию в Алек­сан­дро-Нев­ской лав­ре, путе­ше­ство­вал по мона­сты­рям, жил на Вала­а­ме, ездил в Опти­ну, в Пско­во-Печер­ский мона­стырь. Из Рос­сии он вер­нул­ся с твер­дым жела­ни­ем устро­ить в сво­ем зам­ке имен­но пра­во­слав­ный мона­стырь, рус­ский. Он начал пере­пис­ку с Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хи­ей, несколь­ко раз при­ез­жал, но его вез­де при­ни­ма­ли за сума­сшед­ше­го. Навер­ное, здесь сто­ит опи­сать внеш­ний вид мисте­ра Вига: ему было тогда уже око­ло семи­де­ся­ти лет, мыл­ся Виг крайне ред­ко, оде­вал­ся в Крас­ном кре­сте (где бес­плат­но оде­ва­ют без­дом­ных), одеж­ду свою не сти­рал и не што­пал – про­сто выбра­сы­вал, когда она ста­но­ви­лась негод­ной. Жил очень аске­тич­но в одной из под­валь­ных ком­нат зам­ка. Не уби­рал­ся у себя, а когда прой­ти внутрь ста­но­ви­лось реши­тель­но невоз­мож­но, мистер Виг закры­вал ком­на­ту на ключ и пере­хо­дил жить в сосед­нюю. С собой ниче­го не брал, все нажи­вал зано­во. Мож­но пред­ста­вить, что когда такой необыч­ный пер­со­наж заяв­лял­ся в кан­це­ля­рию Пат­ри­ар­хии и на чистом рус­ском язы­ке гово­рил, что он дат­ча­нин и у него есть замок, кото­рый он хотел бы пере­дать для устрой­ства в нем рус­ско­го мона­сты­ря – никто серьез­но его не воспринимал.

Он сно­ва и сно­ва ездил в Рос­сию. Меч­та о мона­сты­ре нако­нец при­об­ре­ла кон­крет­ные очер­та­ния. Мистер Виг не соби­рал­ся отсту­пать. И ему уда­лось про­бить­ся. В кон­це девя­но­стых годов в замок при­е­ха­ли пер­вые мона­хи­ни из Рос­сии, из мона­сты­ря Шамор­ди­но. Меч­та осу­ще­стви­лась через пять­де­сят лет.

С появ­ле­ни­ем рус­ских мона­хинь жизнь в зам­ке изме­ни­лась. Мистер Виг при­нял пра­во­сла­вие. В одном из залов зам­ка устро­и­ли цер­ковь во имя св. Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев, почи­ни­ли кое-как отоп­ле­ние, раз­греб­ли пару ком­нат, зала­та­ли места­ми кры­шу и нача­ли все вме­сте жить мона­сты­рем, по уста­ву. Вме­сте с рус­ски­ми Виг участ­во­вал в бого­слу­же­ни­ях, вычи­ты­вал часы по-цер­ков­но­сла­вян­ски, сле­дил за служ­бой по цер­ков­ным кни­гам, кото­рые он когда-то дав­но при­об­рел для этой цели.

Остал­ся ли дово­лен мистер Виг тем что полу­чи­лось в зам­ке? Хотел ли он имен­но такой мона­стырь или меч­тал о чем-то дру­гом? Никто не зна­ет. Мистер Виг умер через пять лет в 2005 году. В пра­во­слав­ном кре­ще­нии его имя Георгий.

Справ­ка

Мона­стырь свя­тых Цар­ствен­ных Стра­сто­терп­цев – пер­вая пра­во­слав­ная жен­ская мона­ше­ская общи­на в Дании. Рас­по­ло­же­на в поме­стье Хес­бьерг, близ Оден­се. Дат­ское назва­ние De Hellige russiske Kongelige Martyres kloster.

Адрес мона­сты­ря: Closter, Hesbjergvej 50, Hesbjerg, 5491 Blommenslyst, Denmark
Теле­фон в Дании: (45) 51 29 18 27

 

Ека­те­ри­на Степанова

Исчточ­ни­ки: пра­во­слав­ный жур­нал «Нескуч­ный сад» / Православие.ру

Print Friendly, PDF & Email

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки