Держать своё сердце открытым

Держать своё сердце открытым

(1 голос5.0 из 5)

Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей сего­дня орга­ни­зо­ва­ны и созда­ют­ся в раз­лич­ных реги­о­нах Рос­сии. Дея­тель­ность этих обще­ствен­ных пра­во­слав­ных орга­ни­за­ций извест­на и по рабо­те в Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских обра­зо­ва­тель­ных чте­ни­ях, и по реше­нию акту­аль­ных про­блем био­ме­ди­цин­ской эти­ки сов­мест­но с депу­та­та­ми Госу­дар­ствен­ной Думы, и по уча­стию в обще­цер­ков­ных дви­же­ни­ях. Мно­гим из нас по сво­ей телес­ной немо­щи при­хо­ди­лось быть паци­ен­та­ми пра­во­слав­ных вра­чей и сестер милосердия.

Мос­ков­ское Обще­ство пра­во­слав­ных вра­чей суще­ству­ет уже 11 лет и насчи­ты­ва­ет око­ло сот­ни посто­ян­ных чле­нов — вра­чей раз­лич­ных спе­ци­аль­но­стей, сре­ди кото­рых нема­ло кан­ди­да­тов и док­то­ров наук, в его рабо­те при­ни­ма­ют уча­стие и сту­ден­ты-меди­ки, и сред­ний меди­цин­ский пер­со­нал, и свя­щен­ни­ки, в том чис­ле и быв­шие вра­чи. Бла­го­сло­вил созда­ние пра­во­слав­но­го меди­цин­ско­го обще­ства под эги­дой Отде­ла соци­аль­но­го слу­же­ния и цер­ков­ной бла­го­тво­ри­тель­но­сти Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии архи­манд­рит Кирилл (Пав­лов) — духов­ник Свя­то-Тро­и­це-Сер­ги­е­вой Лавры.

О раз­лич­ных аспек­тах рабо­ты Обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей Моск­вы, Санкт-Петер­бур­га и дру­гих реги­о­нов мы поста­ра­ем­ся рас­ска­зы­вать в нашем жур­на­ле, в том чис­ле и по вашим пись­мам и запро­сам. Сего­дня оста­но­вим­ся на вопро­се, кото­рый, веро­ят­но, зада­ет себе каж­дый пра­во­слав­ный, осо­бен­но, когда вынуж­ден быть пациентом.

Что такое православная медицина? Что следует ожидать от православного врача?

На эти и дру­гие вопро­сы отве­ча­ет Алек­сандр Вик­то­ро­вич НЕДОСТУП, док­тор меди­цин­ских наук, про­фес­сор Мос­ков­ской меди­цин­ской ака­де­мии име­ни И.М. Сече­но­ва, пред­се­да­тель Мос­ков­ско­го обще­ства пра­во­слав­ных вра­чей, сопред­се­да­тель Цер­ков­но-обще­ствен­но­го Сове­та по био­ме­ди­цин­ской эти­ке при Мос­ков­ской Патриархии.

Чего нет в православной медицине?

Имен­но с это­го мне бы хоте­лось начать. Ино­гда быва­ют такие ситу­а­ции, когда пони­ма­ешь, что люди пред­став­ля­ют о пра­во­слав­ной меди­цине не совсем то, что в ней есть на самом деле. В моей прак­ти­ке был такой слу­чай. Зво­нит мне на рабо­ту некий чело­век и про­сит про­кон­суль­ти­ро­вать его боль­но­го маль­чи­ка по пово­ду болез­ни серд­ца или орга­ни­зо­вать кон­суль­та­цию кар­дио­хи­рур­га. Я пред­ла­гаю сде­лать све­жую элек­тро­кар­дио­грам­му, инте­ре­су­юсь, дав­но ли было про­ве­де­но уль­тра­зву­ко­вое иссле­до­ва­ние серд­ца. Он с удив­ле­ни­ем спрашивает:«У вас, зна­чит, то же самое: опять рент­ген, уль­тра­звук и про­чее, и опять таб­лет­ка­ми лечить?». «Ну а как же ина­че тогда лечить болезнь серд­ца?» — задаю вопрос. «Я думал, что у Вас лечат тра­ва­ми и еще как-то по осо­бен­но­му, вы же пра­во­слав­ный врач…» — разо­ча­ро­ван­ный вздох собе­сед­ни­ка слы­шит­ся в теле­фон­ной трубке.

Чув­ствую: чело­век так пони­ма­ет, что пра­во­слав­ная меди­ци­на — это нечто иное, отлич­ное от меди­ци­ны, как нау­ки вооб­ще, а пра­во­слав­ные вра­чи — это нечто вро­де «народ­ных цели­те­лей», объ­яв­ле­ни­я­ми об услу­гах кото­рых пест­рят сего­дня все сред­ства мас­со­вой инфор­ма­ции. Там, кста­ти, не ску­пят­ся во лжи, назы­вая этих шар­ла­та­нов пра­во­слав­ны­ми, поме­щая рекла­му на фоне пра­во­слав­ных икон, спе­ку­ли­руя име­на­ми пра­во­слав­ных свя­тых. Види­мо, есть сре­ди людей, при­шед­ших к Богу, к пра­во­слав­ной вере, мне­ние, что пра­во­слав­ный врач дол­жен лечить исклю­чи­тель­но тра­ва­ми и, если не заго­во­ра­ми, то, во вся­ком слу­чае, молитвой.

Это не совсем так. Мы не отри­ца­ем тра­во­ле­че­ние, но толь­ко как состав­ную часть назначений.

Что такое православная медицина?

Для того, что­бы понять, что такое пра­во­слав­ная меди­ци­на, надо пред­став­лять, что такое меди­ци­на вооб­ще. Меди­ци­на состо­ит из несколь­ких частей. Мож­но гово­рить о меди­цине как о систе­ме обще­ствен­ных отно­ше­ний меж­ду боль­ным, обще­ством и вра­чом. Меди­ци­на — это и соб­ствен­но вра­че­ва­ние боль­но­го чело­ве­ка. Нако­нец, меди­ци­на обя­за­тель­но вклю­ча­ет субъ­ек­ты: боль­но­го чело­ве­ка и врача.

Кто такой православный врач?

Такой врач дол­жен не про­сто веро­вать, но стре­мить­ся жить по Запо­ве­дям Божи­им — и не толь­ко в сво­ей лич­ной жиз­ни, но обя­за­тель­но при­ла­гать их к сво­ей про­фес­си­о­наль­ной дея­тель­но­сти. Про­фес­сия вра­ча ко мно­го­му обя­зы­ва­ет. Во-пер­вых, пра­во­слав­ный врач дол­жен стре­мить­ся быть хоро­шим про­фес­си­о­на­лом. Раз он чело­век веру­ю­щий, то дол­жен серьез­но отно­сить­ся к сво­им про­фес­си­о­наль­ным обя­зан­но­стям, что­бы нести боже­ское дело — вра­че­ва­ние с честью. Вто­рое, пра­во­слав­ный врач дол­жен любить того чело­ве­ка, кото­ро­го лечит, хотя бы жалеть, во вся­ком слу­чае, нуж­но дер­жать свое серд­це откры­тым навстре­чу боль­но­му чело­ве­ку. И нема­ло­важ­но, что­бы врач был без­мезд­ным вра­че­ва­те­лем. Это не так про­сто: в наше вре­мя и госу­дар­ство, и сами боль­ные тол­ка­ют вра­ча к иску­ше­ни­ям побоч­ной опла­ты тру­да, так как реаль­ная зар­пла­та сего­дня в госу­дар­ствен­ной меди­цине про­сто сме­хо­твор­на. Сла­ва Богу, боль­шин­ство вра­чей не зани­ма­ют­ся мздо­им­ством. Одна­ко всё, пере­чис­лен­ное мною, может быть свой­ствен­но вооб­ще любо­му поря­доч­но­му вра­чу: и ате­и­сту, и мусульманину.

Пра­во­слав­ный же врач, кро­ме про­че­го, дол­жен иметь и пра­во­слав­ное поня­тие о том, что такое жизнь и смерть, что такое болезнь и вра­че­ва­ние, как все это соот­но­сит­ся. Надо чет­ко пони­мать, что тре­бу­ет­ся лечить не толь­ко тело и душу, но и сам дух. Не может быть болез­ни телес­ной, душев­ной без духов­но­го повре­жде­ния. Мы зна­ем, что все-таки подав­ля­ю­щая часть наших болез­ней — это рас­пла­та за наши гре­хи. Поэто­му исце­ле­ние, вос­ста­нов­ле­ние целост­но­сти чело­ве­ка воз­мож­но толь­ко в три­един­стве. Это для нас, пра­во­слав­ных людей, понят­но, но обще­ство наше в целом это­го не пони­ма­ет, не осо­зна­ют это­го и мно­гие веру­ю­щие, кото­рые не так дав­но при­шли в Цер­ковь. Отли­чие пра­во­слав­но­го вра­ча от его кол­лег в том, что все это он дол­жен осо­зна­вать. И надо хоро­шо пред­став­лять, где кон­ча­ют­ся пол­но­мо­чия вра­ча и начи­на­ют­ся обя­зан­но­сти свя­щен­ни­ка. Лечить боль­но­го мож­но толь­ко сов­мест­но со свя­щен­ни­ком. Пра­во­слав­ный врач дол­жен руко­вод­ство­вать­ся тем, что его дело — это дело люб­ви и слу­же­ния чело­ве­ку, а зна­чит, и Богу. Об этом очень хоро­шо ска­зал рус­ский фило­соф Иван Алек­сан­дро­вич Ильин.

Православный больной.

Чело­век, кото­рый нуж­да­ет­ся во вра­чеб­ной помо­щи, дол­жен пони­мать, что он несет свое стра­да­ние, как некое попу­ще­ние Божие за те гре­хи, кото­рые он допу­стил. Болезнь может быть даже более лег­кой рас­пла­той за согре­ше­ния, и в том мире, воз­мож­но, пере­не­сен­ные с тер­пе­ни­ем стра­да­ния сокра­тят меру ответ­ствен­но­сти. Часто быва­ет, что дети боле­ют за гре­хи роди­те­лей и в нака­за­ние роди­те­лям. Ино­гда чело­ве­ку болезнь дает­ся для вра­зум­ле­ния и при­бли­же­ния к Богу. Надо пони­мать, что окру­жа­ю­щие люди могут и так рас­суж­дать: вот чело­век такой свет­лый, такой без­греш­ный, за что же он так тяже­ло стра­да­ет? Не надо забы­вать о нашей общей телес­ной повре­жден­но­сти, кото­рая изна­чаль­но усво­е­на чело­ве­ком вме­сте с пер­во­род­ным гре­хом. Боле­ют и мало согре­ша­ю­щие. Быва­ет, что свя­щен­ни­ки, извест­ные высо­той духов­ной жиз­ни, кото­рые при испо­ве­ди при­ни­ма­ют на себя гре­хи каю­щих­ся, молят­ся о сво­их духов­ных чадах, тяж­ко стра­да­ют, осо­бен­но в кон­це сво­ей зем­ной жиз­ни. Боль­ной чело­век, кото­рый счи­та­ет себя пра­во­слав­ным, дол­жен пони­мать все это и начи­нать обще­ние с вра­чом с отпу­ще­ния гре­хов в Церк­ви, с соборования.

Врачевание, как исцеление всего человека

Исце­ле­ни­ем тела зани­ма­ем­ся мы — вра­чи раз­лич­ных дис­ци­плин: тера­пев­ты, кар­дио­ло­ги, дер­ма­то­ло­ги и про­чие спе­ци­а­ли­сты; исце­ле­ние души — область пси­хи­ат­рии; духов­ное исце­ле­ние — обя­зан­ность свя­щен­ни­ка. При­чем, пра­во­слав­ный врач дол­жен вовре­мя понять, что чело­ве­ку нужен свя­щен­ник, попы­тать­ся осто­рож­но напом­нить об этом боль­но­му, све­сти его с батюш­кой. Тогда вра­че­ва­ние будет пол­но­цен­ным. Ясно, что меди­ци­на в ее душев­но-сома­ти­че­ском вопло­ще­нии, то есть когда речь идет о пси­хи­ат­рии, о болез­нях серд­ца, желуд­ка, почек, не име­ет отно­ше­ния к тому, что при­над­ле­жит духов­ной сфе­ре, духов­ной болез­ни. Поэто­му мы ни в коей мере не впра­ве гово­рить о том, что есть пра­во­слав­ная кар­дио­ло­гия, пра­во­слав­ная дер­ма­то­ло­гия, вене­ро­ло­гия, уро­ло­гия и про­чее. В той части, когда болезнь не сопря­же­на напря­мую с духом, пра­во­слав­ный врач оста­ет­ся обыч­ным спе­ци­а­ли­стом. Это очень важ­но. Скеп­ти­че­ское отно­ше­ние пра­во­слав­но­го чело­ве­ка к обыч­ным мето­дам лече­ния и иссле­до­ва­ния орга­низ­ма часто воз­ни­ка­ет тогда, когда врач не про­яв­ля­ет к паци­ен­ту ни долж­но­го вни­ма­ния, ни заин­те­ре­со­ван­но­сти, ни состра­да­ния. Мно­гие пред­став­ля­ют тако­го вра­ча, как некий при­да­ток к без­душ­ной аппа­ра­ту­ре, кото­рая сама может поста­вить диа­гноз, назна­чить лекар­ства. Тогда чело­век ищет чего-то дру­го­го, не пони­мая, что аппа­ра­ту­ра — это про­дол­же­ние рук, глаз , ушей само­го вра­ча, а даль­ше долж­на под­клю­чать­ся душа само­го док­то­ра. Об этом часто забы­ва­ют и вра­чи, и больные.

«Черный квадрат»

Лишь неко­то­рые про­фес­сии могут быть сугу­бо пра­во­слав­ны­ми, в том чис­ле пра­во­слав­ная меди­ци­на, пра­во­слав­ная педа­го­ги­ка, пра­во­слав­ное искус­ство. Там, где речь идет о сопри­кос­но­ве­нии с жиз­нью духа, там может быть пра­во­слав­ный спе­ци­а­лист. Педа­гог име­ет дело с вос­пи­та­ни­ем души, то же и худож­ник. Суще­ствен­но ли это? Есть ли тво­ре­ния, про­ти­во­по­став­лен­ные Твор­цу? Сколь­ко угод­но. «Чер­ный квад­рат» Мале­ви­ча, напри­мер, или те худож­ни­ки, что выстав­ля­ли кощун­ствен­ные про­из­ве­де­ния в Саха­ров­ском Цен­тре, или те же абстрак­ци­о­ни­сты. Когда изоб­ра­жа­ет­ся рас­пад фор­мы, уни­что­же­ние тво­ре­ния Бога, то, на мой взгляд, это уже отступ­ле­ние от Бога. Я спра­ши­вал, что такое искус­ство, с их точ­ки зре­ния, мно­гих людей искус­ства, напри­мер, выда­ю­ще­го­ся музы­кан­та Свя­то­сла­ва Тео­фи­ло­ви­ча Рих­те­ра, круп­но­го искус­ство­ве­да Вик­то­ра Михай­ло­ви­ча Васи­лен­ко и дру­гих, и они гово­ри­ли, при­мер­но оди­на­ко­во: «искус­ство есть выяв­ле­ние Бога в окру­жа­ю­щем мире, спо­со­бы позна­ния Бога». Когда худож­ник, дея­тель куль­ту­ры, даже актер, при­бли­жа­ет­ся к это­му пони­ма­нию, он пра­во­сла­вен, если ли же он пока­зы­ва­ет толь­ко гадость, мер­зость, если поэ­ти­зи­ру­ет зло, то он не православный.

Медицина в свете общественных взаимосвязей

Меди­ци­на — это и госу­дар­ствен­ный инсти­тут с опре­де­лен­ным финан­си­ро­ва­ни­ем, орга­ни­за­ци­он­ны­ми прин­ци­па­ми, постро­е­ни­ем. Кро­ме вра­че­ва­ния, меди­ци­на вклю­ча­ет так­же про­фи­лак­ти­ку и дис­пан­се­ри­за­цию. Но какое отно­ше­ние все это име­ет к рели­гии? Самое прямое.

Финансирование

То, что сей­час пере­но­сят пла­ту за лече­ние на пле­чи неиму­щих, полу­ни­щих и нищих людей, раз­ве это не име­ет отно­ше­ние к Боже­ствен­но­му нача­лу? Та систе­ма здра­во­охра­не­ния, кото­рая была при совет­ской вла­сти, все же бли­же к Богу, чем та меди­ци­на, кото­рая яко­бы сози­да­ет­ся сей­час, что­бы «вер­нуть Рос­сию в циви­ли­зо­ван­ное обще­ство». Такое воз­вра­ще­ние боль­ше похо­же на вступ­ле­ние в цар­ство анти­хри­ста, пото­му что брать у чело­ве­ка послед­ние день­ги за то, что обще­ство обя­за­но дать сво­е­му страж­ду­ще­му, боль­но­му граж­да­ни­ну, — это пре­ступ­ле­ние. Циви­ли­зо­ван­ное обще­ство, на мой взгляд, долж­но посту­пать как мило­серд­ный сама­ря­нин. Соб­ствен­но, рань­ше так и было: шли отчис­ле­ния в госу­дар­ствен­ный котел. Госу­дар­ство выкра­и­ва­ло на меди­ци­ну то, что оста­ва­лось от ракет, тяже­лой метал­лур­гии. Не хва­та­ло, но все-таки более-менее все рав­но­цен­но полу­ча­ли меди­цин­скую помощь. Ком­мер­ци­а­ли­за­ция нашей меди­ци­ны — это позор.

Отношения врача и больного

Рань­ше у нас было то, что назы­ва­лось систе­мой патер­на­лиз­ма. Оте­че­ская систе­ма: врач, как забот­ли­вый отец или мать, брал на себя попе­че­ние о боля­щем чело­ве­ке и ответ­ствен­ность за него, а боль­ной дове­рял вра­чу. То, что про­ис­хо­дит сей­час, диа­мет­раль­но про­ти­во­по­лож­но и осно­ва­но на юри­ди­че­ских, харак­тер­ных для запад­но­го мира прин­ци­пах. В их осно­ва­нии — рим­ское пра­во и като­ли­че­ское веро­ис­по­ве­до­ва­ние. Мы при­бли­жа­ем­ся к тому, что про­ис­хо­дит в Аме­ри­ке: кон­такт вра­ча и боль­но­го начи­на­ет­ся с того, что встре­ча­ют­ся адво­ка­ты — пред­ста­ви­тель боль­но­го и пред­ста­ви­тель вра­ча. За чаш­кой кофе они заклю­ча­ют дого­вор: что обя­зан врач, что обя­зан боль­ной и что будет, если эти обя­зан­но­сти не испол­не­ны. Чужие люди за опре­де­лен­ное воз­на­граж­де­ние обсуж­да­ют вопро­сы: при каких усло­ви­ях врач может пред­стать перед судом, какие день­ги и за что сле­ду­ет пла­тить и взыскивать?!

Уже сей­час у нас дей­ству­ет так назы­ва­е­мое «инфор­ми­ро­ван­ное согла­сие», когда боль­ной дает рас­пис­ку в том, что он озна­ком­лен с тем, какая у него болезнь, как ее будут лечить, какие могут быть ослож­не­ния, побоч­ные дей­ствия, лече­ние, а так­же в том, что он зна­ет все это, согла­сен на пред­ла­га­е­мое обсле­до­ва­ние и лече­ние. Может ли рядо­вой боль­ной дей­стви­тель­но знать и пред­ви­деть всё? Разу­ме­ет­ся, нет. Одна­ко после заклю­че­ния дого­во­ра, в слу­чае ослож­не­ний боль­ной уже не может предъ­явить ника­ких пре­тен­зий. С дру­гой сто­ро­ны, боль­ных учат, что если у тебя что-то не так, то можешь подать в суд. Врач дол­жен будет дока­зы­вать, что у боль­но­го была, напри­мер, тяже­лая пнев­мо­ния и что при­шлось выби­рать, брать на себя ответ­ствен­ность за неиз­беж­ную долю рис­ка при при­ме­не­нии анти­био­ти­ка, что аллер­гия — это мень­ший урон, чем воз­мож­ные ослож­не­ния, а быть может леталь­ный исход. Это — эле­мен­ты юри­ди­че­ских отно­ше­ний, кото­ры­ми врач может не толь­ко заго­ро­дить­ся от напа­док боль­но­го, но ино­гда и снять с себя ответ­ствен­ность. Все это очень дале­ко от пра­во­слав­но­го под­хо­да к лече­нию. Воз­ни­ка­ют совсем не те дове­ри­тель­ные отно­ше­ния, кото­рые тра­ди­ци­он­но скла­ды­ва­лись у нас в стране.

Диспансеризация

У нас она все­гда была доста­точ­но хоро­шо нала­же­на. Боль­но­го вызы­ва­ли на осмотр, напо­ми­на­ли, что он болен. В насто­я­щую дис­пан­се­ри­за­цию вхо­дят и духов­ные вопро­сы. Пра­виль­но ли ты живешь? Куришь ли ты, пьешь ли неуме­рен­но спирт­ное, не блу­дишь ли ты? Все это отно­сит­ся и к про­фи­лак­ти­ке забо­ле­ва­ний. Но сей­час у нас утра­че­на и про­фи­лак­ти­ка, и дис­пан­се­ри­за­ция в целом.

Островки православного отношения к врачеванию

Когда врач и боль­ной при­зы­ва­ют свя­щен­ни­ка, когда они втро­ем всту­па­ют в союз про­тив болез­ни, когда боль­ной собо­ру­ет­ся, пока­яв­шись, при­ча­ща­ет­ся Свя­тых Даров, врач со свя­щен­ни­ком молят­ся о здра­вии боля­ще­го, а боль­ной поми­на­ет их в сво­их молит­вах, и все вме­сте они пыта­ют­ся одо­леть болезнь, пони­мая, что все в руках Гос­по­да, тогда мож­но гово­рить о пра­во­слав­ной меди­цине, пото­му что у чело­ве­ка есть душа, тело и дух. Кро­ме того, врач дол­жен дей­ство­вать как спе­ци­а­лист, при­ме­няя те зна­ния, кото­рые вло­жи­ло в него его меди­цин­ское обу­че­ние и его учи­те­ля (и веру­ю­щие, и неве­ру­ю­щие), кото­рые при­об­рел он в ходе сво­ей про­фес­си­о­наль­ной деятельности.

Но пра­во­слав­ных боль­ниц у нас сей­час прак­ти­че­ски нет, кро­ме боль­ни­цы свя­ти­те­ля Мос­ков­ско­го Алек­сия. Даже отде­ле­ние пра­во­слав­ное труд­но создать. Так что пра­во­слав­ная меди­ци­на тео­ре­ти­че­ски воз­мож­на, но прак­ти­че­ски появ­ля­ет­ся лишь ост­ров­ка­ми там, где эти усло­вия осуществлены.

Сей­час мы пыта­ем­ся собрать базу с коор­ди­на­та­ми пра­во­слав­ных вра­чей при Мос­ков­ском обще­стве, но это в усло­ви­ях сто­ли­цы сде­лать крайне тяже­ло, у нас нет для это­го ни спе­ци­аль­ных сотруд­ни­ков, ни помещения.

И все-таки, мы про­сим отклик­нуть­ся пра­во­слав­ных меди­ков и сооб­щить о себе по элек­трон­но­му адресу:

http://orthomed.ru/contact

или телефону/факсу: 248–63-53

Воз­мож­но, вме­сте нам удаст­ся сде­лать больше.

Московская медицинская академия имени И.М. Сеченова

Рек­тор нашей меди­цин­ской ака­де­мии, ака­де­мик Миха­ил Алек­сан­дро­вич Паль­цев, сам был ини­ци­а­то­ром воз­рож­де­ния боль­нич­ных хра­мов при кли­ни­ках Деви­чье­го поля. Во всем, что каса­ет­ся духов­но­го окорм­ле­ния боля­щих и страж­ду­щих, он все­гда идет навстре­чу, сей­час у нас при ака­де­мии три хра­ма: боль­шой — во имя Миха­и­ла Архан­ге­ла, малень­кий — во имя Димит­рия При­луц­ко­го, а в хирур­ги­че­ском цен­тре суще­ству­ет свой домо­вый храм. Гля­дя на началь­ство, и весь кол­лек­тив стал под­тя­ги­вать­ся, в кли­ни­ке регу­ляр­но быва­ют свя­щен­ни­ки. На тер­ри­то­рии нашей ака­де­мии про­хо­дят и засе­да­ния меди­цин­ской сек­ции Меж­ду­на­род­ных Рож­де­ствен­ских чтений.

Безмездный молитвенник

Мы, пра­во­слав­ные вра­чи, часто молим­ся о сво­их боль­ных в наших боль­нич­ных хра­мах. Насто­я­тель хра­ма пре­по­доб­но­го Димит­рия При­луц­ко­го — про­то­и­е­рей Кирилл Чер­нет­ский. В про­шлом — тоже врач-тера­певт. Когда в 60‑е годы он гото­вил­ся к защи­те кан­ди­дат­ской дис­сер­та­ции, то был заме­чен в рели­ги­оз­ных убеж­де­ни­ях. Ему пред­ло­жи­ли выбор: либо веро­вать и ухо­дить из совет­ской меди­ци­ны, либо про­дол­жать свою меди­цин­скую прак­ти­ку и науч­ные иссле­до­ва­ния, но отка­зать­ся от рели­ги­оз­ных убеж­де­ний или хотя бы их скры­вать. Пра­во­слав­ный врач пред­по­чел уйти из свет­ской меди­ци­ны. Стал вра­чом в Свя­то-Тро­иц­кой Сер­ги­е­вой Лав­ре. Поз­же окон­чил духов­ную семи­на­рию, потом ака­де­мию и стал очень хоро­шим свя­щен­ни­ком, оста­ва­ясь опыт­ным вра­чом. Недав­но за без­мезд­ное подвиж­ни­че­ское слу­же­ние наше­му батюш­ке был вру­чен орден Пре­по­доб­но­го Сер­гия Радо­неж­ско­го, это уже тре­тья цер­ков­ная награда.

В вере надо вос­пи­ты­вать сызмальства.

Нуж­но, что­бы было пра­во­слав­ное вос­пи­та­ние в шко­ле, надо повсе­мест­но вво­дить Осно­вы пра­во­слав­ной куль­ту­ры в сред­них госу­дар­ствен­ных учеб­ных заве­де­ни­ях, кро­ме того, в меди­цин­ских вузах — осно­вы пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, толь­ко тогда мож­но рас­счи­ты­вать на какие-то поло­жи­тель­ные сдви­ги не толь­ко в меди­цине. Одна­ко в меди­цине, воз­мож­но, в первую очередь.

О про­бле­мах меди­ци­ны в совре­мен­ном мире, о пра­во­слав­ных вра­чах и пра­во­слав­ных паци­ен­тах. Алек­сандр Вик­то­ро­вич Недоступ.
ВЖ № 7–8 (38) 2006, стр. 44–45

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки