Формирование правильной осанки у детей

Формирование правильной осанки у детей

(14 голосов4.6 из 5)

Фор­ми­ро­ва­ние пра­виль­ной осан­ки у детей в зна­чи­тель­ной сте­пе­ни зави­сит от окру­жа­ю­щей сре­ды. В обя­зан­но­сти роди­те­лей, а так­же сотруд­ни­ков дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ний вхо­дит сле­дить за пра­виль­ным поло­же­ни­ем детей при сто­я­нии, сиде­нии и ходь­бе, а так­же исполь­зо­вать упраж­не­ния, раз­ви­ва­ю­щие, глав­ным обра­зом, мыш­цы спи­ны, ног и живо­та. Это нуж­но для того, что­бы у ребён­ка раз­ви­вал­ся есте­ствен­ный мышеч­ный корсет.

О позвоночнике и его изменениях

Позво­ноч­ник (позво­ноч­ный столб) явля­ет­ся основ­ной частью осе­во­го ске­ле­та чело­ве­ка и состо­ит из 33–34 позвон­ков, кото­рые соеди­не­ны меж­ду собой хря­ща­ми, связ­ка­ми и суставами.

В утро­бе мате­ри дет­ский позво­ноч­ник выгля­дит как 111рав­но­мер­ная дуга. При появ­ле­нии ребён­ка на свет, его позво­ноч­ник выпрям­ля­ет­ся и при­об­ре­та­ет вид прак­ти­че­ски пря­мой линии. Имен­но с момен­та рож­де­ния начи­на­ет фор­ми­ро­вать­ся осан­ка. При нали­чии навы­ка удер­жи­ва­ния голо­вы в под­ня­том состо­я­нии, в шей­ном отде­ле позво­ноч­ни­ка малы­ша посте­пен­но воз­ни­ка­ет изгиб впе­рёд, так назы­ва­е­мый, шей­ный лор­доз. Если при­шло вре­мя, когда ребё­нок уже уме­ет сидеть, в груд­ном отде­ле его позво­ноч­ни­ка так­же фор­ми­ру­ет­ся изгиб, толь­ко обра­щён­ный назад (кифоз). А если ребё­нок начи­на­ет ходить, в пояс­нич­ном отде­ле со вре­ме­нем обра­зу­ет­ся изгиб с выпук­ло­стью, кото­рая обра­ще­на впе­рёд. Это пояс­нич­ный лор­доз. Имен­но поэто­му важ­но сле­дить за даль­ней­шим пра­виль­ным фор­ми­ро­ва­ни­ем дет­ской осанки.

Об осанке и её нарушениях

Осан­кой назы­ва­ют спо­соб­ность чело­ве­ка дер­жать своё тело в раз­но­об­раз­ных поло­же­ни­ях. Она быва­ет пра­виль­ной и неправильной.

Осан­ка счи­та­ет­ся пра­виль­ной, если непри­нуж­дён­но сто­я­щий чело­век, нахо­дясь в при­выч­ной для него позе, не дела­ет лиш­них актив­ных напря­же­ний и дер­жит голо­ву и кор­пус пря­мо. Кро­ме это­го, он име­ет лёг­кую поход­ку, слег­ка опу­щен­ные и отве­дён­ные назад пле­чи, направ­лен­ную впе­рёд грудь, под­тя­ну­тый живот и ноги, разо­гну­тые в коленях.

При непра­виль­ной осан­ке чело­век не уме­ет пра­виль­но дер­жать своё тело, поэто­му, как пра­ви­ло, суту­лит­ся, сто­ит и пере­дви­га­ет­ся на полу­со­гну­тых ногах, опу­стив пле­чи и голо­ву, а так­же выста­вив впе­рёд живот. При такой осан­ке наруa6907085шает­ся нор­маль­ное функ­ци­о­ни­ро­ва­ние внут­рен­них органов.

Раз­лич­ные нару­ше­ния осан­ки, будь то суту­лость, лор­доз, кифоз или ско­ли­оз (боко­вое искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка) – доволь­но часто встре­ча­ют­ся у детей дошколь­но­го и школь­но­го воз­рас­тов. В основ­ном, это дети либо физи­че­ски ослаб­лен­ные, либо стра­да­ю­щие какой-либо хро­ни­че­ской болез­нью, либо уже пере­бо­лев­шие тяжё­лы­ми забо­ле­ва­ни­я­ми в ран­нем детстве.

Профилактика нарушений осанки

Про­фи­лак­ти­ка любых нару­ше­ний, свя­зан­ных с осан­кой, долж­на быть ком­плекс­ной и осно­вы­вать­ся на пред­став­лен­ных ниже принципах.

  1. Пра­виль­ное питание.

Непре­рыв­но раз­ви­ва­ю­щий­ся орга­низм ребён­ка на про­тя­же­нии все­го роста нуж­да­ет­ся в полез­ных пита­тель­ных веще­ствах. Пита­ние долж­но быть пол­но­цен­ным и раз­но­об­раз­ным, так как от это­го зави­сит, насколь­ко пра­виль­ным будет раз­ви­тие мышц и костей.

  1. Дви­га­тель­ная активность.

Очень важ­ны для здо­ро­вья дет­ской осан­ки заня­тия 75a6f5323d6c40a5c77e1ac3d7b5b1dfфизи­че­ски­ми упраж­не­ни­я­ми, раз­лич­ны­ми вида­ми спор­та (в осо­бен­но­сти, ходь­ба на лыжах и пла­ва­ние), гим­на­сти­кой, а так­же туризм, актив­ные игры на све­жем воз­ду­хе и др. Сле­ду­ет учи­ты­вать, что при физи­че­ском раз­ви­тии не сле­ду­ет застав­лять ребён­ка совер­шать рез­ких и быст­рых нагрузок.

  1. Пра­виль­ный режим дня.

Во избе­жа­ние про­блем с осан­кой необ­хо­ди­мо не толь­ко орга­ни­зо­вать пра­виль­ный режим дня (вре­мя про­гу­лок, сна, бодр­ство­ва­ния, пита­ния и др.), но и стро­го соблю­дать его, не делая ника­ких исклю­че­ний, напри­мер, по выходным.

  1. Удоб­ная дет­ская комната.

4.1. Ком­на­та долж­на иметь каче­ствен­ное осве­ще­ние. Допол­ни­тель­ной настоль­ной лам­пой дол­жен быть обо­ру­до­ван дет­ский пись­мен­ный стол.

4.2. Высо­та сто­ла долж­на соот­вет­ство­вать росту ребён­ка. Суще­ству­ют так­же осо­бые пар­ты, кото­рые пред­на­зна­че­ны для кор­рек­ции осан­ки школьника.

57937181 - Формирование правильной осанки у детей

4.3. Стул дол­жен повто­рять изги­бы тела. Прав­да, вме­сто тако­го орто­пе­ди­че­ско­го сту­ла мож­но под­кла­ды­вать за спи­ну на уровне пояс­нич­но­го отде­ла тря­пич­ный валик в допол­не­ние обыч­но­му ров­но­му сту­лу. Высо­та сту­ла в иде­а­ле долж­на быть рав­на высо­те голе­ни. Исполь­зуй­те под­став­ку для ног, если они не доста­ют до пола.

4.4. Ребё­нок дол­жен сидеть так, что­бы спи­на его опи­ра­лась на спин­ку сту­ла, а голо­ва слег­ка накло­ня­лась впе­рёд, а меж­ду телом и сто­лом лег­ко про­хо­ди­ла ладонь реб­ром. При уса­жи­ва­нии нель­зя под­ги­бать ноги под себя, так как это может при­ве­сти к искрив­ле­нию позво­ноч­ни­ка и нару­ше­нию кровообращения.

4.5. В дет­ской кро­ва­ти дол­жен быть ров­ный и твёр­дый мат­рац. Бла­го­да­ря тако­му мат­ра­цу мас­са тела ребён­ка рас­пре­де­ля­ет­ся рав­но­мер­но, а мыш­цы мак­си­маль­но рас­слаб­ля­ют­ся после вер­ти­каль­но­го поло­же­ния туло­ви­ща за весь день. Не допус­кай­те того, что­бы ребё­нок спал на мяг­кой поверх­но­сти. Это про­во­ци­ру­ет фор­ми­ро­ва­ние непра­виль­ных изги­бов позво­ноч­ни­ка во вре­мя сна. Кро­ме это­го, мяг­кий мат­рац сти­му­ли­ру­ет согре­ва­ние меж­по­зво­ноч­ных дис­ков, в свя­зи с кото­рым нару­ша­ет­ся тер­мо­ре­гу­ля­ция. Что каса­ет­ся дет­ской подуш­ки, она долж­на быть плос­кой и рас­по­ла­гать­ся исклю­чи­тель­но под голо­вой, а не под плечами.

  1. Гра­мот­ная кор­рек­ция обуви.

Пра­виль­ный, точ­ный и свое­вре­мен­ный под­бор дет­ской обу­ви поз­во­ля­ет роди­те­лям избе­жать и даже устра­нить мно­гие про­бле­мы, такие как функ­ци­о­наль­ное уко­ро­че­ние конеч­но­сти, воз­ник­шее из-за нару­ше­ний осан­ки или ком­пен­са­ция дефек­тов стоп (косо­ла­пость и плос­ко­сто­пие).

  1. Рав­но­мер­ное рас­пре­де­ле­ние нагрузок.

Извест­но, что чаще все­го имен­но в школь­ном воз­расте, когда у детей наблю­да­ет­ся стре­ми­тель­ный рост кост­ной и мышеч­ной мас­сы, они, к сожа­ле­нию, при­об­ре­та­ют искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка. Про­ис­хо­дит это по при­чине того, что в таком воз­расте позво­ноч­ник ребён­ка не при­спо­соб­лен к боль­шим нагруз­кам. Роди­те­ли долж­ны ста­рать­ся не пере­гру­жать ребён­ка при ноше­нии им ран­ца, рюк­за­ка или порт­фе­ля. Помни­те, что по стан­дар­ту вес, кото­рый раз­ре­ше­но под­ни­мать ребён­ку, состав­ля­ет 10% от общей мас­сы тела.kak-vybrat-shkolnyj-portfel-rebenku

Спин­ка у школь­но­го ран­ца долж­на быть ров­ной и твёр­дой, шири­на его не долж­на быть боль­ше шири­ны плеч. Так­же ранец не дол­жен висеть ниже поя­са, а рем­ни на нём долж­ны быть мяг­ки­ми и широ­ки­ми, регу­ли­ро­вать­ся по длине. Недо­пу­сти­мо в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни ноше­ние тяжё­лых сумок на одном из плеч, что осо­бен­но акту­аль­но для дево­чек. В этом слу­чае искрив­ле­ние позво­ноч­ни­ка для них может стать неиз­беж­ной проблемой.

 

Что каса­ет­ся пра­виль­но­го пере­но­са тяже­стей, извест­но, что накло­нить­ся, взять тяжесть и под­нять её – это огром­ная нагруз­ка на позво­ноч­ник и так делать нель­зя. Пра­виль­ным было бы сна­ча­ла при­сесть с ров­ной спи­ной, затем взять, при­жать к гру­ди, под­нять­ся и отне­сти. И в каче­стве сове­та роди­те­лям: даже если вы сами не сле­ду­е­те это­му пра­ви­лу, научи­те ему ваше­го ребёнка.

Формирование правильной осанки

Сти­му­ли­ро­вать рост и раз­ви­вать мыш­цы ребён­ка мож­но сме­ло начи­нать с момен­та его рож­де­ния. Так их рост и сила будут быст­рее раз­ви­вать­ся и пре­умно­жать­ся. Для груд­ных детей отлич­ным помощ­ни­ком в этом явля­ет­ся мас­саж (по назна­че­нию врача).

Малы­шу в воз­расте 2–3 меся­цев мож­но при­сту­пать делать упраж­не­ния на тре­ни­ров­ку мышеч­ных групп, отве­ча­ю­щих за удер­жи­ва­ние тела в пра­виль­ном поло­же­нии. Для это­го доста­точ­ным будет при помо­щи ладо­ней под­нять ребён­ка, пере­ве­дя из поло­же­ния “лёжа” в поло­же­ние “вверх”, после чего недол­го подер­жать его на весу. В этой пози­ции мыш­цы и суста­вы малы­ша будут дви­гать­ся, тре­ни­руя при этом все мышеч­ные группы.

После 1,5 лет в игро­вой фор­ме с ребён­ком мож­но начи­нать зани­мать­ся гим­на­сти­кой. Вме­сте вы може­те «колоть дро­ва», «по-коша­чьи» выги­бать спи­ну, «качать воду», ходить по нари­со­ван­ной линии, слов­но по кана­ту, катать­ся по полу, про­хо­дить поло­су пре­пят­ствий и т.п. Мож­но попро­сить ребён­ка изоб­ра­зить птич­ку: лечь на живот, “рас­ки­нуть кры­лья” (раз­ве­сти руки в сто­ро­ны) и подер­жать­ся за щико­лот­ки при­под­ня­тых ног.

Осан­ка ребён­ка фор­ми­ру­ет­ся до пери­о­да поло­во­го созре­ва­ния. Всё это вре­мя необ­хо­ди­мо сле­дить за её фор­ми­ро­ва­ни­ем. Если у ребён­ка уже воз­ник­ло опре­де­лён­ное нару­ше­ние, до наступ­ле­ния это­го пери­о­да оно может быть исправ­ле­но. Ребё­нок при этом дол­жен регу­ляр­но посе­щать вра­ча-орто­пе­да, нахо­дясь у него на дис­пан­сер­ном учё­те и про­хо­дить все доступ­ные виды лече­ния. Это может быть лечеб­ная физ­куль­ту­ра, пла­ва­ние, мас­саж, физио­те­ра­пия, ману­аль­ная тера­пия, а так­же хирур­ги­че­ское лече­ние (по показаниям).

Полезные упражнения

Для фор­ми­ро­ва­ния пра­виль­ной осан­ки у детей, а так­же про­фи­лак­ти­ки её нару­ше­ний в про­цес­се заня­тий утрен­ней гим­на­сти­кой, физи­че­ской куль­ту­рой и во вре­мя физ­культ­ми­ну­ток в домаш­них усло­ви­ях и, глав­ным обра­зом, в дошколь­ных и школь­ных учре­жде­ни­ях мож­но исполь­зо­вать раз­лич­ные полез­ные упраж­не­ния. Ниже при­ве­де­ны при­ме­ры таких упражнений.

  • Ребё­нок сто­ит на одной ноге или ходит по бревну.
  • Дер­жа за спи­ной обруч, ребё­нок дела­ет накло­ны в стороны.
  • Дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок при­се­да­ет, стоя на носках.main-13327-7159b6df69cae2ae39228483aa01f70f
  • Раз­ве­дя руки в сто­ро­ны, ребё­нок дела­ет накло­ны назад.
  • Поста­вив ноги врозь и дер­жа в руках гим­на­сти­че­скую пал­ку, ребё­нок, про­гнув­шись, дела­ет накло­ны вперёд.
  • Ребё­нок под­ни­ма­ет ноги вверх, лёжа на спине.
  • Ребё­нок пол­за­ет на четвереньках.
  • Ребё­нок, сохра­няя пра­виль­ную осан­ку, ходит, удер­жи­вая какой-либо груз на голове.
  • Опу­щен­ны­ми рука­ми ребё­нок дер­жит гим­на­сти­че­скую пал­ку за кон­цы и под­ни­ма­ет руки вверх, заво­дя пал­ку за спи­ну, после чего чере­ду­ет накло­ны вле­во и вправо.
  • Исполь­зуя тур­ник или швед­скую стен­ку, ребё­нок, креп­ко обхва­ты­вая рука­ми пере­кла­ди­ну, сги­ба­ет ноги под пря­мым углом и нахо­дит­ся в таком поло­же­нии в тече­ние несколь­ких секунд.
  • Нахо­дясь в поло­же­нии “ноги вме­сте, руки опу­ще­ны”, ребё­нок отво­дит пра­вую ногу назад, а руки раз­во­дит в сто­ро­ны и зами­ра­ет, после чего повто­ря­ет упраж­не­ние с левой ноги.
  • Лёжа на спине, ребё­нок при помо­щи ног «кру­тит педа­ли вело­си­пе­да» или изоб­ра­жа­ет «нож­ни­цы».
  • Лёжа на живо­те, ребё­нок при­под­ни­ма­ет согну­тые в коле­нях ноги, обхва­ты­ва­ет лодыж­ки рука­ми и начи­на­ет пока­чи­вать­ся, как лодоч­ка на волнах.
  • Стоя перед зер­ка­лом, ребё­нок, чере­дуя, сна­ча­ла нару­ша­ет, а потом исправ­ля­ет осанку.
  • Ребё­нок при­сло­ня­ет­ся к стене пятью точ­ка­ми (заты­лок, лопат­ки, яго­ди­цы, икры и пят­ки). Эти точ­ки явля­ют­ся основ­ны­ми изги­ба­ми наше­го тела нару­жу и в нор­ме долж­ны сопри­ка­сать­ся со сте­ной. После это­го он выпол­ня­ет раз­лич­ные дви­же­ния, к при­ме­ру, при­се­да­ния или раз­ве­де­ние ног и рук в сто­ро­ны, напря­гая мыш­цы в сред­нем по 5 секунд.

Заключение

Доро­гие роди­те­ли, напо­ми­нать и гово­рить ребён­ку “Сядь пря­мо” или “Не сутуль­ся” конеч­но, нуж­но, но это­го всё же недо­ста­точ­но. Начи­най­те бес­по­ко­ить­ся о здо­ро­вье сво­их малы­шей ещё “с пелё­нок” и обя­за­тель­но най­ди­те вре­мя для заня­тий с ними. Важ­ным момен­том в фор­ми­ро­ва­нии пра­виль­ной осан­ки ребён­ка явля­ет­ся лич­ный при­мер. Выпол­няй­те упраж­не­ния вме­сте с ребён­ком, дер­жи­те спи­ну ров­но и будь­те здоровы!

Автор: Ека­те­ри­на Соловьева

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

2 комментария

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки