Можно ли готовить пищу на святой воде?

Можно ли готовить пищу на святой воде?

(6 голосов4.7 из 5)

Спра­ши­ва­ет: Ека­те­ри­на

Вопрос:

Мож­но ли гото­вить пищу на свя­той воде?

 

На вопрос отве­ча­ет: про­то­и­е­рей Игорь Дро­нов, руко­во­ди­тель инфор­ма­ци­он­но­го отде­ла Биш­кек­ской и Кыр­гыз­стан­ской епархии

Ответ:

Здрав­ствуй­те, Ека­те­ри­на! А давай­те зада­дим­ся ещё и дру­гим вопро­сом: “Мож­но ли пить свя­тую воду для уто­ле­ния жаж­ды?” Что­бы отве­тить на него, нуж­но почув­ство­вать грань, где кон­ча­ет­ся бла­го­го­ве­ние к свя­тыне и начи­на­ет­ся ути­ли­тар­ное, а, зна­чит, небла­го­го­вей­ное отно­ше­ние к свя­той воде.

Свя­тую воду мы пьём для освя­ще­ния души и тела, с молит­вой. Вода в этом слу­чае явля­ет­ся веще­ством, посред­ством кото­ро­го нам сооб­ща­ет­ся Дух Свя­той, про­ни­зы­ва­ю­щий свя­тую воду. Поэто­му мы освя­ща­ем­ся. Для это­го тре­бу­ет­ся неболь­шое коли­че­ство свя­той воды. Если же мы, ска­жем в жару, нач­нём пить свя­тую воду ста­ка­на­ми, то оче­вид­но, что наме­ре­ние у нас иное: не освя­ще­ние, а про­сто уто­ле­ние жаж­ды. Про­цесс необ­хо­ди­мый, но совер­шен­но телес­ный, при кото­ром бла­го­го­ве­ние вряд ли сохранится.

Бла­го­го­ве­ние — чув­ство духов­ное, рели­ги­оз­ное, хруп­кое, несов­ме­сти­мое ни с каки­ми отправ­ле­ни­я­ми тела, не пото­му что они гре­хов­ны или ими нуж­но гну­шать­ся, а про­сто пото­му, что это совер­шен­но иная плос­кость. Конеч­но, это не каса­ет­ся тех слу­ча­ев, когда чело­век попа­да­ет в без­вы­ход­ное поло­же­ние и дру­гой воды, кро­ме свя­той, у него нет. При­мер­но то же самое име­ет вви­ду апо­стол Павел, когда пишет коринфянам:

“вы соби­ра­е­тесь… вку­шать вече­рю Гос­под­ню …вся­кий поспе­ша­ет преж­де дру­гих есть свою пищу, иной быва­ет голо­ден, а иной упи­ва­ет­ся. Раз­ве у вас нет домов на то, что­бы есть и пить? Или пре­не­бре­га­е­те цер­ковь Божию и уни­жа­е­те неиму­щих? Что ска­зать вам? похва­лить ли вас за это? Не похва­лю. Ибо я от [Само­го] Гос­по­да при­нял то, что и вам пере­дал, что Гос­подь Иисус в ту ночь, в кото­рую пре­дан был, взял хлеб и, воз­бла­го­да­рив, пре­ло­мил и ска­зал: при­и­ми­те, яди­те, сие есть Тело Мое, за вас ломи­мое; сие тво­ри­те в Мое вос­по­ми­на­ние. Так­же и чашу после вече­ри, и ска­зал: сия чаша есть новый завет в Моей Кро­ви; сие тво­ри­те, когда толь­ко буде­те пить, в Мое вос­по­ми­на­ние. Ибо вся­кий раз, когда вы еди­те хлеб сей и пье­те чашу сию, смерть Гос­под­ню воз­ве­ща­е­те, доко­ле Он при­дет. Посе­му, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Гос­под­ню недо­стой­но, вино­вен будет про­тив Тела и Кро­ви Гос­под­ней. Да испы­ты­ва­ет же себя чело­век, и таким обра­зом пусть ест от хле­ба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недо­стой­но, тот ест и пьет осуж­де­ние себе, не рас­суж­дая о Теле Гос­под­нем. От того мно­гие из вас немощ­ны и боль­ны и нема­ло уми­ра­ет” (1 Кор.11:20–30).

Здесь апо­стол Павел уко­ря­ет тех из корин­фян, кото­рые в какой-то момент вре­ме­ни, оста­вив бла­го­го­ве­ние к свя­тыне Тела и Кро­ви Хри­сто­вой, ста­ли про­сто есть, что­бы насы­тить­ся. Поэто­му в При­ча­стии мы полу­ча­ем все­гда лишь неболь­шую части­цу Тела и Кро­ви Хри­сто­вой, что­бы не под­верг­нуть­ся подоб­но­му же искушению.

Что каса­ет­ся при­го­тов­ле­ния пищи на свя­той воде. Здесь, я думаю, что-то подоб­ное. Всё зави­сит от внут­рен­не­го отно­ше­ния к пище. Если её вку­ша­ют с бла­го­го­ве­ни­ем и бла­го­да­ре­ни­ем, рас­смат­ри­вая не толь­ко как пищу, под­креп­ля­ю­щую телес­ные силы, но и как некое сакраль­ное дей­ствие, к чему стре­мят­ся в мона­сты­рях, то для освя­ще­ния такой пищи мож­но влить в неё немно­го свя­той воды (не гото­вить, конеч­но, на ней, как на обыч­ной воде). Но тогда и отно­ше­ние к остат­кам такой пищи долж­но быть соот­вет­ству­ю­щее: её нель­зя давать домаш­ним живот­ным, выбра­сы­вать в про­из­воль­ные места, тем более, в канализацию.

Если миряне име­ют подоб­ное же стрем­ле­ние отно­сить­ся к вку­ше­нию пищи как к сакраль­но­му дей­ствию, тоже могут вли­вать неболь­шое коли­че­ство свя­той воды в пищу со все­ми выте­ка­ю­щи­ми обя­за­тель­ства­ми по отно­ше­нию к остат­кам такой пищи. Если же отно­ше­ние к пище как к фаст­фу­ду, име­ю­ще­му толь­ко физио­ло­ги­че­ское пред­на­зна­че­ние, добав­лять в неё свя­тую воду, думаю, будет неумест­но. В любом слу­чае, одна­ко, полез­но все куп­лен­ные в мага­зине или на база­ре про­дук­ты окроп­лять свя­той водой: мало ли в каких руках они были.

С ува­же­ни­ем, про­то­и­е­рей Игорь Дронов.

Источ­ник

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки