Православна ли гомеопатия?

Православна ли гомеопатия?

(11 голосов4.3 из 5)

Гомео­па­тия при­шла в Рос­сию не вче­ра, а еще при жиз­ни ее осно­ва­те­ля Самю­э­ля Гане­ма­на, и неуже­ли Пра­во­слав­ная Цер­ковь еще тогда не заме­ти­ла бы пагуб­но­сти это­го уче­ния? А если и заме­ти­ла, то поче­му побо­я­лась обли­чить уста­ми сво­их свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных и пра­вед­ных? Уди­ви­тель­но, но эти уста ска­за­ли совсем обратное. 

Этот стран­ный на пер­вый взгляд вопрос все­рьез зани­ма­ет созна­ние мно­гих веру­ю­щих. В послед­нее вре­мя в неко­то­рых око­ло­цер­ков­ных изда­ни­ях ста­ли появ­лять­ся репли­ки о несов­ме­сти­мо­сти гомео­па­тии и хри­сти­ан­ства, об « оккульт­ном» харак­те­ре гомео­па­тии и недо­пу­сти­мо­сти для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на обра­щать­ся за помо­щью к пред­ста­ви­те­лям дан­но­го направ­ле­ния меди­ци­ны и т. д. К сожа­ле­нию, подоб­ные «ана­фе­ма­тиз­мы» име­ют шанс быть услы­шан­ны­ми, так как нахо­дят под­держ­ку и со сто­ро­ны отдель­ных свя­щен­но­слу­жи­те­лей, чей авто­ри­тет в неко­то­рых пра­во­слав­но-меди­цин­ских кру­гах доста­точ­но высок. В дан­ной ста­тье нам не хоте­лось бы дока­зы­вать ни «пра­во­слав­ность» гомео­па­тии, ни ее «науч­ность», и, преж­де все­го, пото­му, что начав­ша­я­ся поле­ми­ка, увы, не явля­ет­ся ни бого­слов­ской, ни под­лин­но науч­ной. В дан­ном слу­чае наш ответ носи­те­лям тота­ли­тар­ной идео­ло­гии может быть толь­ко один – под­лин­но исто­ри­че­ская перспектива.

Гомео­па­тия при­шла в Рос­сию не вче­ра, а еще при жиз­ни ее осно­ва­те­ля Самю­э­ля Гане­ма­на, и неуже­ли Пра­во­слав­ная Цер­ковь еще тогда не заме­ти­ла бы пагуб­но­сти это­го уче­ния. А если и заме­ти­ла, то поче­му побо­я­лась обли­чить уста­ми сво­их свя­ти­те­лей, пре­по­доб­ных и пра­вед­ных? Уди­ви­тель­но, но эти уста ска­за­ли совсем обратное.

Итак, век 19, дей­ствие пер­вое: гомео­па­тия и медицина.

Пер­вое упо­ми­на­ние о гомео­па­тии на про­сто­рах импе­рии отно­сит­ся при­бли­зи­тель­но к 1823 году, а пер­вые вра­чи-гомео­па­ты были, как поло­же­но, нем­цы. Мно­гие из них были «вра­ча­ми по вызо­ву» для чле­нов цар­ской семьи и поль­зо­ва­лись дер­жав­ным покро­ви­тель­ством, что в целом явля­лось непло­хим нача­лом для раз­ви­тия гомео­па­тии, одна­ко, как и вез­де в Евро­пе, про­ти­во­дей­ствие «ста­рой» меди­цин­ской шко­лы ока­за­лось доста­точ­но агрес­сив­ным. Запре­тить не успе­ли – обру­ши­лась холе­ра (1830 – 1831), обна­ру­жив всю сла­бость тогдаш­ней алло­па­ти­че­ской меди­ци­ны, а гомео­па­тия пока­за­ла себя как нель­зя луч­ше: неко­то­рые поме­щи­ки (в част­но­сти, Семен Кор­са­ков) спас­ли жиз­ни сотен кре­стьян, назна­чив им гомео­па­ти­че­ские сред­ства. Сооб­ще­ния об этом достиг­ли Санкт-Петер­бур­га, где бла­го­да­ря под­держ­ке адми­ра­ла Нико­лая Морд­ви­но­ва было раз­ре­ше­но исполь­зо­вать гомео­па­тию в част­ной прак­ти­ке, запре­тив, одна­ко, ее при­ме­не­ние в офи­ци­аль­ной медицине.

Это дву­смыс­лен­ное поло­же­ние оста­ва­лось в силе очень дол­го, и, несмот­ря на появ­ле­ние сво­их рос­сий­ских вра­чей-гомео­па­тов, было ясно, что надеж­ды заин­те­ре­со­вать меди­цин­ское сооб­ще­ство док­три­ной гомео­па­тии ока­за­лись тщет­ны­ми, а «Жур­нал гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния» даже тре­бо­ва­ли закрыть как пред­став­ля­ю­щий опас­ность для «систе­мы здра­во­охра­не­ния». Гомео­па­ты были вынуж­де­ны искать новых союз­ни­ков  в рос­сий­ском обще­стве. Как ни пара­док­саль­но, таким пре­дан­ным союз­ни­ком гомео­па­тии на дол­гие годы, даже до сего дня, ста­но­вит­ся пра­во­слав­ное духовенство.

Итак, дей­ствие вто­рое: гомео­па­ты и Церковь.

Самым курьез­ным, но и пока­за­тель­ным явил­ся опыт пра­во­слав­ных мис­си­о­не­ров Иркут­ской епар­хии, где гомео­па­тия полу­чи­ла рас­про­стра­не­ние бла­го­да­ря архи­манд­ри­ту Инно­кен­ти­ев­ско­го мона­сты­ря Вениамину.

Мис­си­о­не­ры мето­дич­но изу­ча­ли прин­ци­пы гомео­па­тии и по бла­го­сло­ве­нию Прео­свя­щен­но­го были осна­ще­ны даже инди­ви­ду­аль­ны­ми аптеч­ка­ми. Успех был настоль­ко необык­но­вен­ным, что в 1871 году Коми­тет Пра­во­слав­но­го мис­си­о­нер­ско­го обще­ства при­знал роль гомео­па­тии в обра­ще­нии малых наро­дов Сиби­ри и Даль­не­го Восто­ка в хри­сти­ан­ство, так как и мест­ные жите­ли, несмот­ря на успе­хи буд­дий­ских лам в меди­цине, были пора­же­ны резуль­та­том гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния у пра­во­слав­ных священников.

Труд­но ска­зать, име­ла ли эта исто­рия про­дол­же­ние, но дру­гая раз­во­ра­чи­ва­лась  уже не  на окра­и­нах импе­рии, а в самой рос­сий­ской глу­бин­ке. Там сель­ские батюш­ки, упо­ми­на­ние о кото­рых вызы­ва­ет в памя­ти обра­зы коло­рит­ных лес­ков­ских пер­со­на­жей, понес­ли гомео­па­тию в мас­сы, сде­лав ее поис­ти­не народ­ной меди­ци­ной. Эти скром­ные тру­же­ни­ки на ниве Хри­сто­вой облег­чи­ли стра­да­ния тысяч про­стых людей, а воз­мож­но, спас­ли и сот­ни жиз­ней. Во мно­гом рас­про­стра­не­ние гомео­па­тии было вызва­но разо­ча­ро­ва­ни­ем в систе­ме меди­цине зем­ской, кото­рая у совре­мен­но­го чело­ве­ка ассо­ци­и­ру­ет­ся с интел­ли­гент­ным лицом Анто­на Пав­ло­ви­ча Чехо­ва. На деле же зем­ская меди­ци­на обо­ра­чи­ва­лась к бед­ным людям дру­ги­ми частя­ми тела, так как была весь­ма наклад­ной, а во мно­гих рай­о­нах Рос­сии ква­ли­фи­ци­ро­ван­ная вра­чеб­ная помощь была прак­ти­че­ски вооб­ще недо­ступ­на (зем­ства не име­ли средств для содер­жа­ния врачей).

В 1880‑е годы свя­щен­ни­ки-гомео­па­ты ста­ли актив­но печа­тать­ся в гомео­па­ти­че­ских пери­о­ди­че­ских изда­ни­ях, рас­ска­зы­вая о сво­их опы­тах лече­ния. Вот харак­тер­ное сооб­ще­ние, пред­став­лен­ное свя­щен­ни­ком Дмит­ри­ем Мат­ве­е­вым (подоб­ных сооб­ще­ний было множество):

«11 сен­тяб­ря 1885 г. меня при­гла­си­ли к боль­ной жен­щине для «про­щаль­но­го напут­ствия». Паци­ент­ка ока­за­лась роже­ни­цей, и она дей­стви­тель­но мог­ла вот-вот уме­реть. Несмот­ря на все уси­лия и иди­о­тизм мест­ных ста­рух, в тече­ние двух дней желан­ные резуль­та­ты (роды) не после­до­ва­ли. Ситу­а­ция ста­ла кри­ти­че­ской. Бла­го­да­ря недав­ней прак­ти­ке гомео­па­ти­че­ско­го лече­ния я вызвал­ся помочь. Отсут­ствие родо­вых потуг и общая сла­бость жен­щи­ны ука­зы­ва­ли на Secale cornutum («маточ­ные рож­ки»). Я назна­чил частый при­ем это­го средства».

После при­е­ма пре­па­ра­та, пред­пи­сан­но­го свя­щен­ни­ком, роды нача­лись и закон­чи­лись наут­ро рож­де­ни­ем ребен­ка. Лич­но у авто­ра образ это­го батюш­ки вызы­ва­ет искрен­нее вос­хи­ще­ние, а ведь он был не одинок.

В 80-годы Свя­щен­ным Сино­дом была даже пред­ло­же­на про­грам­ма пре­по­да­ва­ния основ меди­ци­ны в духов­ных семи­на­ри­ях, вклю­чая изу­че­ние гомео­па­ти­че­ско­го мето­да. В 1890 г. веду­щее пра­во­слав­ное пери­о­ди­че­ское изда­ние «Цер­ков­ные ведо­мо­сти» (напом­ним, обя­за­тель­ное к под­пис­ке в каж­дой воло­сти) по раз­ре­ше­нию Побе­до­нос­це­ва выпу­сти­ло на пра­вах бро­шю­ры спе­ци­аль­ное при­ло­же­ние «Неко­то­рые крат­кие све­де­ния отно­си­тель­но гомео­па­тии», что про­из­ве­ло эффект разо­рвав­шей­ся бом­бы. После пуб­ли­ка­ции рез­ко воз­рос­ло чис­ло свя­щен­ни­ков-гомео­па­тов. В кон­це сто­ле­тия мно­гие свя­щен­ни­ки и епи­ско­пы были актив­ны­ми дея­те­ля­ми гомео­па­ти­че­ских обществ, при­чем это уча­стие было про­фес­си­о­наль­ным. Вот неко­то­рые циф­ры: в 1896 г. из трех гомео­па­ти­че­ских аптек Санкт-Петер­бур­га пре­па­рат  полу­ча­ли одна тыся­ча сто семь­де­сят два свя­щен­ни­ка! Учи­ты­вая, что в Рос­сии насчи­ты­ва­лось 16 спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных аптек, мы полу­ча­ем про­сто шоки­ру­ю­щую ста­ти­сти­ку. Око­ло тыся­чи свя­щен­ни­ков были так­же под­пис­чи­ка­ми жур­на­ла «Врач-гомео­пат» и участ­во­ва­ли в сбо­ре средств на памят­ник Ганеману.

Одним их самых боль­ших дости­же­ний рос­сий­ских гомео­па­тов было одоб­ре­ние пра­вед­но­го Иоан­на Крон­штад­ско­го, кото­рый ока­зал суще­ствен­ную под­держ­ку мето­ду гомео­па­тии и сло­вом, и делом. Позд­нее неко­то­рые свя­щен­ни­ки, прак­ти­ку­ю­щие гомео­па­тию, писа­ли, что к изу­че­нию мето­да их подвиг­ли про­по­ве­ди отца Иоан­на, в кото­рых он гово­рил о чуде­сах исце­ле­ния боль­ных с помо­щью гомео­па­ти­че­ских лекарств. Не обо­шел вни­ма­ни­ем гомео­па­тию и дру­гой вели­кий подвиж­ник и духов­ный писа­тель про­шло­го сто­ле­тия свя­ти­тель Фео­фан Затвор­ник. В пись­мах духов­ным чадам он сове­то­вал обра­щать­ся  к гомео­па­там, ибо те «не пасу­ют перед болью». Инте­рес­но отме­тить так­же, что меж­ду гомео­па­ти­че­ски­ми обще­ства­ми и кор­по­ра­ци­ей вра­чей-алло­па­тов раз­ни­ца была не толь­ко в испо­ве­да­нии раз­ных под­хо­дов к болез­ни и боль­но­му, эта раз­ни­ца каса­лась так­же обще­ствен­ных и рели­ги­оз­ных иде­а­лов.  В то вре­мя как гомео­па­ти­че­ские обществ име­ли выра­жен­ный кон­сер­ва­тив­но-монар­хи­че­ский отте­нок и были прак­ти­че­ски пра­во­слав­ны­ми по духу (во мно­гом бла­го­да­ря вли­я­нию духо­вен­ства), офи­ци­аль­ные меди­цин­ские струк­ту­ры доре­во­лю­ци­он­ной Рос­сии были рас­сад­ни­ка­ми не толь­ко либе­раль­ных, но во мно­гом ради­каль­ных и ате­и­сти­че­ских идей с выра­жен­ной кри­ти­кой по отно­ше­нию к госу­дар­ству и Церкви.

Каким бы поверх­ност­ным ни был наш исто­ри­че­ский экс­курс, его вполне доста­точ­но, что­бы понять одно: гомео­па­тию и Рус­скую Пра­во­слав­ную Цер­ковь свя­зы­ва­ет дав­нее бла­го­дат­ное сора­бот­ни­че­ство на ниве исце­ле­ния душ и телес. Пра­во­слав­ные пас­ты­ри минув­шей эпо­хи вос­при­ни­ма­ли гомео­па­тию как под­лин­но хри­сти­ан­скую меди­ци­ну, поз­во­ля­ю­щую видеть и вра­че­вать в чело­ве­ке не отдель­ные болез­ни, а целую лич­ность в сово­куп­но­сти духов­но­го, душев­но­го и телес­но­го стра­да­ния. Отрад­но, что мно­гие почи­та­е­мые в наро­де духов­ни­ки и стар­цы дня сего­дняш­не­го (в част­но­сти, Анто­ний, мит­ро­по­лит Сурож­ский, о. Иоанн (Кре­стьян­кин), о. Нико­лай Гурья­нов, о. Кирилл (Пав­лов)) пони­ма­ют это, бла­го­слов­ляя вра­чей и боля­щих при­бе­гать к помо­щи гомео­па­ти­че­ско­го мето­да. Очень инте­рес­ные пер­спек­ти­вы откры­ва­ют­ся в соот­не­се­нии основ­ных прин­ци­пов гомео­па­тии с хри­сти­ан­ской антро­по­ло­ги­ей и даже соте­рио­ло­ги­ей. Систем­ная пси­хо­фи­зио­ло­гия с ее пред­став­ле­ни­ем об актив­ном ней­роне, реа­ли­зу­ю­щим свои мета­бо­ли­че­ские потреб­но­сти через инфор­ма­ци­он­ный обмен с мик­ро­сре­дой, дает нам воз­мож­ность по-ново­му взгля­нуть на прин­цип гомео­па­ти­че­ских раз­ве­де­ний уже с есте­ствен­но­на­уч­ной точ­ки зре­ния. Это, одна­ко, тема для отдель­ной ста­тьи, в кото­рую вой­дет доклад, сде­лан­ный авто­ром на Меж­ду­на­род­ном гомео­па­ти­че­ском кон­грес­се, про­шед­шем 21–22 ян6варя 2001 года в Москве. (Явля­ясь свя­щен­но­слу­жи­те­лем Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви и имея выс­шее бого­слов­ское обра­зо­ва­ние, с одной сто­ро­ны, а так­же, будучи прак­ти­ку­ю­щим вра­чом-гомео­па­том и спе­ци­а­ли­стом в обла­сти физио­ло­гии чело­ве­ка – с дру­гой, автор счи­та­ет себя впра­ве под­нять про­бле­му гомео­па­тии и хри­сти­ан­ства на стра­ни­цах « ИГР» и будет весь­ма при­зна­те­лен за любое уча­стие в ее обсуждении).

Свя­щен­ник Анто­ний Ильин.
«Пра­во­слав­ный меди­цин­ский листок»
№ 2(4), 2001.
При­ло­же­ние к жур­на­лу «Сло­во» сою­за пра­во­слав­ной молодежи.
Источ­ник: обра­зо­ва­тель­ный пор­тал о Пра­во­сла­вии «Вера»

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

3 комментария

  • Михаил, 30.12.2019

    ГОМЕОПАТИЯ — ЭТО ОККУЛЬТИЗМ.

    Гомео­па­тия — это оккульт­ный метод лече­ния. Гомео­па­ти­че­ские лекар­ства полу­ча­ют­ся в резуль­та­те выпол­не­ния риту­аль­ных дей­ствий (стро­го вер­ти­каль­ных встря­хи­ва­ний) над шари­ка­ми лак­тоз­но­го саха­ра или подоб­ных риту­аль­ных дей­ствий с жид­ко­стя­ми (поме­ши­ва­ние путем вер­ти­каль­но­го встря­хи­ва­ния и раз­бав­ле­ний). Эти дей­ствия ника­ких изме­не­ний в само веще­ство не вно­сят — сахар оста­ёт­ся обыч­ным саха­ром и не при­об­ре­та­ет ника­ких новых свойств (ни физи­че­ских, ни хими­че­ских, ни био­ло­ги­че­ских). Но гомео­па­ты утвер­жда­ют, что лекар­ство в резуль­та­те дей­ствий при­об­ре­ло “потен­ци­ал”, а сам риту­аль­ный про­цесс назы­ва­ют потенциирование.

    Во мно­гих кни­гах и учеб­ни­ках по гомео­па­тии пря­мо гово­рить­ся о духов­ном харак­те­ре “потен­ци­а­ла” (жиз­нен­ная энер­гия, дух лекар­ства), в неко­то­рых кни­гах дела­ют­ся попыт­ки обос­но­вать явле­ние с точ­ки зре­ния физи­ки или химии, но дела­ет­ся это с ошиб­ка­ми — пред­по­ла­га­ет­ся, что гомео­па­ты спо­соб­ны полу­чить иде­аль­но чистые веще­ства с 0% при­ме­сей, при­ду­мы­ва­ют­ся не суще­ству­ю­щие свой­ства веществ (“память воды”), или гово­рят, что веще­ство при­об­ре­ло некую потен­ци­аль­ную энер­гию (не понят­но какую). Впро­чем в боль­шин­стве книг по гомео­па­тии авто­ры ухо­дят от како­го-либо объ­яс­не­ния сути про­цес­са потен­ци­и­ро­ва­ния или гово­рят, что это необъ­яс­ни­мый про­цесс. Это так­же под­чер­ки­ва­ет риту­аль­ность мето­да гомео­па­тии — точь в точь как с “чер­ной кош­кой” — нет объ­яс­не­ния, нет ста­ти­сти­ки, но марш­рут надо поменять…

    Гомео­па­тию часто пута­ют с тра­во­ле­че­ни­ем. Но это два прин­ци­пи­аль­но раз­ных мето­да. В тра­во­ле­че­нии выжи­ма­ют полез­ные свой­ства из рас­те­ния, а в гомео­па­тии “заря­жа­ют” (“потен­ци­и­ру­ют”) сахар­ные шарики.

    Ответить »
  • Евгений, 26.10.2018

    Поз­во­ляя себе ком­мен­ти­ро­вать пись­мо архи­манд­ри­та Рафа­и­ла (Каре­ли­на) в защи­ту гомео­па­тии, в кото­ром он напо­ми­на­ет, что неко­то­рые рус­ские свя­тые — Фео­фан Затвор­ник, Игна­тий Брян­ча­ни­нов, Иоанн Крон­штадт­ский — не толь­ко сами поль­зо­ва­лись гомео­па­ти­че­ски­ми пре­па­ра­та­ми, но и сове­то­ва­ли их упо­треб­лять дру­гим, хоте­лось бы отме­тить сле­ду­ю­щее. В то вре­мя, когда жили эти свя­тые отцы Пра­во­слав­ной Церк­ви, апте­кар­ское дело осно­вы­ва­лось на при­го­тов­ле­нии пре­па­ра­тов, внешне похо­жих на совре­мен­ные гомео­па­ти­че­ские. При­выч­ные нам таб­ле­ти­ро­ван­ные фор­мы не были рас­про­стра­не­ны, и лекар­ство гото­ви­лось мето­дом ска­ты­ва­ния, а «вхо­дя­щая в моду» гомео­па­тия часто исполь­зо­ва­лась как брэнд в реклам­ных целях (как мы ска­за­ли бы сего­дня). Вызы­ва­ет сомне­ние при­жиз­нен­ное зна­ком­ство угод­ни­ков Божи­их с тру­да­ми Гане­ма­на. Бла­го­сло­ве­ние же суще­ство­вав­шей тогда гомео­па­тии при­ни­ма­лось, ско­рее все­го, на осно­ва­нии види­мой ее без­вред­но­сти и слу­ча­ях выздо­ров­ле­ния. И еще. Воз­мож­ное заблуж­де­ние при жиз­ни и свя­тость обще­по­чи­та­е­мых угод­ни­ков Божи­их не исклю­ча­ют одно дру­гое. http://www.sektoved.ru/articles.php?art_id=7

    Ответить »
  • Ольга Вашкевич, 30.03.2018

    Могу под­пи­сать­ся под каж­дым словом!

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки