Прот. Сергий Вогулкин: духовные основания здоровья и болезни

Прот. Сергий Вогулкин: духовные основания здоровья и болезни

(14 голосов4.6 из 5)

Сего­дня у нас в гостях про­то­и­е­рей Сер­гий Вогул­кин, насто­я­тель хра­ма во имя Архи­стра­ти­га Миха­и­ла горо­да Серо­ва, док­тор меди­цин­ских наук и профессор.

— Батюш­ка, здрав­ствуй­те, благословите.

— Здрав­ствуй­те, доро­гие теле­зри­те­ли. Бла­го­сло­ве­ние Гос­подне на вас. Я очень рад быть вме­сте с вами. Сей­час вре­мя поста – самое под­хо­дя­щее вре­мя лечить­ся от болез­ней, о чем мы с вами сего­дня и будем говорить.

— Тема сего­дняш­ней пере­да­чи: «Духов­ные осно­ва­ния здо­ро­вья и болез­ни». И пер­вый вопрос: Когда вооб­ще появи­лись на зем­ле болезни?

— Для чего чело­ве­ку болез­ни? Для вра­зум­ле­ния. Когда ста­ло необ­хо­ди­мо вра­зум­лять чело­ве­ка? После гре­хо­па­де­ния. С это­го вре­ме­ни и при­шли к чело­ве­ку и болез­ни, и смерть. Мы теперь под­вер­же­ны им. Часто гово­рят, что нор­ма – это здо­ро­вье, а болез­ни — нару­ше­ние и откло­не­ние, страш­ное и вред­ное. Это не совсем так, болезнь — обыч­ное состо­я­ние чело­ве­ка. Гре­хо­па­де­ние «испор­ти­ло» нату­ру чело­ве­ка, и его основ­ная зада­ча теперь – испра­вить то, что слу­чи­лось. Испра­вить сво­ей жиз­нью, отно­ше­ни­ем к сво­ей болез­ни, отно­ше­ни­ем к обсто­я­тель­ствам и людям.

Поэто­му мно­гие пра­во­слав­ные вра­чи счи­та­ют, что нор­ма – это болезнь, а здо­ро­вье – это пода­рок от Гос­по­да. И боль­шой пода­рок. Пер­вые трид­цать лет жиз­ни чело­ве­ка – дей­стви­тель­но, пода­рок, чело­век нахо­дит­ся в пол­ном рас­цве­те сил. Если болез­ни и слу­ча­ют­ся в этот пери­од, они по нашей вине, от соблаз­нов – таба­ко­ку­ре­ние, алко­го­ли­за­ция, а теперь еще и нар­ко­ма­ния. Но если это­го нет, то до трид­ца­ти лет Гос­подь нам здо­ро­вье как бы гаран­ти­ро­вал. Смысл это­го пери­о­да поня­тен – это вре­мя для рож­де­ния здо­ро­вых детей.

— А что про­ис­хо­дит после трид­ца­ти лет?

— Начи­на­ет­ся посте­пен­ное ста­ре­ние, это про­цесс неза­мет­ный, ведь ста­ре­ние начи­на­ет­ся сра­зу после того, как закон­чил­ся рост. Если чело­век ведет себя пра­виль­но, пери­од здо­ро­вья про­дол­жа­ет­ся. «Жена спа­са­ет­ся чадо­ро­ди­ем». Если жен­щи­на в пери­од от 20 до 30 лет уже роди­ла пер­вых детей, то с рож­де­ни­ем после­ду­ю­щих детей она омо­ла­жи­ва­ет­ся. Одна моя при­хо­жан­ка роди­ла ребен­ка в 47 лет, и когда она при­шла в храм с ново­рож­ден­ным на руках, все были изум­ле­ны ее пре­об­ра­же­ни­ем: выгля­де­ла она лет на тридцать.

У муж­чи­ны свои обя­зан­но­сти: он дол­жен тру­дить­ся, что­бы обес­пе­чи­вать свою семью. И тру­дить­ся мно­го, что­бы обес­пе­чи­вать ее достой­но. Семья долж­на иметь столь­ко детей, сколь­ко дает Гос­подь, и свя­тая обя­зан­ность муж­чи­ны всех их достой­но обес­пе­чить. Поэто­му муж­чи­на, кото­рый мно­го рабо­та­ет ради обес­пе­че­ния сво­ей семьи, будет чув­ство­вать себя хоро­шо и после трид­ца­ти лет.

— Тогда в чем при­чи­на болез­ней после трид­ца­ти лет, а так­же поче­му нема­ло людей боле­ет и до трид­ца­ти лет?

— К сожа­ле­нию, мы сей­час име­ем болез­ни и детей, и под­рост­ков, и юно­шей. Надо заду­мы­вать­ся о при­чи­нах болез­ней у моло­дых. Ведь что такое здо­ро­вье? Здо­ро­вье – это гар­мо­ния меж­ду телес­ны­ми, душев­ны­ми и духов­ны­ми сила­ми чело­ве­ка. Ребе­нок рож­да­ет­ся в совер­шен­ной гар­мо­нии. Затем, когда роди­те­ли начи­на­ют боль­ше забо­тить­ся о теле, чем о душе и духе, начи­на­ет­ся дис­гар­мо­ния. Тело рас­карм­ли­ва­ют, оно уве­ли­чи­ва­ет­ся, но мы не забо­тим­ся о душев­ных каче­ствах, и душа ста­но­вит­ся меньше.

Мы не учим детей молить­ся, не водим их в храм, а свя­тые отцы гово­рят: надо ходить на бого­слу­же­ние, ина­че забо­ле­ешь. Но мы сами не дела­ем это­го, и детей не водим. Дис­гар­мо­ния и при­во­дит к болезни.

Суще­ству­ет такое состо­я­ние «сим­фо­ния», когда все части нахо­дят­ся меж­ду собой в гар­мо­нии. Быва­ет сим­фо­ния госу­дар­ства – гар­мо­ния духов­ных и свет­ских отно­ше­ний. Сим­фо­ния есть и в чело­ве­ке. Когда гар­мо­ния нару­ша­ет­ся, полу­ча­ют­ся лож­ные зву­ки, фаль­ши­вая музы­ка, непра­виль­ная, а это болезнь. Роди­те­ли, не забо­тясь об этой гар­мо­нии у сво­е­го ребен­ка, полу­ча­ют ребен­ка больного.

— Немно­го лич­ный вопрос: у моло­дых роди­те­лей есть дети, но они не ходят в храм и, соот­вет­ствен­но, не водят сво­их детей. Бабуш­ка и дедуш­ка про­сят раз­ре­шить вну­кам ходить с ними, но те сопротивляются.

— Ребе­нок рож­да­ет­ся уже веру­ю­щим, неда­ром свя­тые отцы гово­ри­ли, что каж­дая душа от рож­де­ния хри­сти­ан­ка. В дет­стве ребе­нок есте­ствен­но тянет­ся к Богу, он недав­но от Него при­шел и еще пом­нит Гос­по­да каким-то бес­со­зна­тель­ным обра­зом, поэто­му ребен­ка и надо вос­пи­ты­вать сразу.

Когда ребен­ка с дет­ства не при­учи­ли молить­ся, и он не пони­ма­ет, что молит­ва — выход из любо­го поло­же­ния, то это может быть очень опас­но. В под­рост­ко­вом воз­расте он может попасть в тяже­лую ситу­а­цию – ситу­а­цию отча­я­ния, и в такой ситу­а­ции ока­зать­ся перед выбо­ром: либо суи­цид, либо молит­ва. Если он был вос­пи­тан на молит­ве, то он вспом­нит это состо­я­ние – и помо­лит­ся. Но если это­го не было…

Рос­сия сей­час зани­ма­ет пер­вое место в мире по дет­ско­му суи­ци­ду: чис­ло детей, уби­ва­ю­щих себя, в Рос­сии в три раза боль­ше, чем во всем мире. И таких ситу­а­ций все боль­ше, посколь­ку нынеш­ний мир все менее добр, и по отно­ше­нию к нашим детям тоже, и все может слу­чить­ся. Хотят ли роди­те­ли поте­рять сво­е­го ребен­ка? Если нет, они долж­ны хотя бы при­учить его к молит­ве, к хож­де­нию в храм. Пото­му что в состо­я­нии, когда ему никто не смо­жет помочь, без молит­вы все может закон­чить­ся катастрофой.

— Если болезнь слу­чи­лась, как тогда пра­виль­но болеть?

— Мож­но впасть в отча­я­ние, мож­но искать винов­ных – и это будет непра­виль­но. К вели­ко­му сожа­ле­нию, чело­век ока­зы­ва­ет­ся не готов к болез­ни, когда не пони­ма­ет, что она дана для его бла­га. В болез­ни чело­век очи­ща­ет свою душу, поэто­му свя­тые отцы гово­ри­ли, что болез­ни нам вме­сто щело­ка, вме­сто мыла, они смы­ва­ют нечи­сто­ту с нашей души. Ведь на самом деле, мы сами вино­ва­ты в них. Гре­хи, кото­рые мы не иску­пи­ли, забы­ли, тяже­стью ложат­ся на нашу душу, а меж­ду душой и телом очень тонень­кая пере­го­род­ка, в меди­цин­ской тер­ми­но­ло­гии она име­ет назва­ние – пси­хо­со­ма­ти­че­ский барьер. Этот барьер не выдер­жи­ва­ет тяже­сти грехов.

Сей­час осо­бые болез­ни, вызван­ные не мик­ро­ба­ми и бак­те­ри­я­ми. Гипер­то­ния, язвен­ная болезнь, брон­хи­аль­ная аст­ма, брон­хи­ты, рев­ма­то­ид­ный арт­рит, онко­ло­ги­че­ские забо­ле­ва­ния — это все забо­ле­ва­ния, назы­ва­е­мые пси­хо­со­ма­ти­че­ски­ми, то есть вызван­ные забо­ле­ва­ни­я­ми нашей души. Инфарк­ты, инсуль­ты – след­ствия этих заболеваний.

Понят­но, что в состо­я­нии болез­ни чело­век дол­жен, в первую оче­редь, тер­петь, и об этом пишут все свя­тые отцы. Дол­жен пони­мать, что это не нака­за­ние, а вра­зум­ле­ние – и тер­петь ее. Неда­ром свя­тые отцы сами нес­ли тяже­лые болез­ни, а порой про­си­ли их сами, пони­мая, что тер­пе­ние  – это бла­гое дело.

Но одно­го стра­да­ния и тер­пе­ния без наше­го соб­ствен­но­го уча­стия недо­ста­точ­но, ина­че болезнь может затя­нуть­ся на дол­гие годы. Посколь­ку при­чи­на болез­ни в нашей душе, мы долж­ны очи­стить ее через  тер­пе­ние и пока­я­ние. В болез­ни уже не хочет­ся осо­бен­но раз­вле­кать­ся, пото­му это вре­мя хоро­шо для раз­ду­мий и осмыс­ле­ния сво­ей жиз­ни. Пра­виль­но болеть – это вый­ти из болез­ни луч­ши­ми, чем мы были до нее.

К вели­ко­му сожа­ле­нию, мно­гие ста­ра­ют­ся, как мож­но ско­рее выздо­ро­веть, упо­треб­ляя боль­шое коли­че­ство лекарств, анти­био­ти­ков – и через какое-то вре­мя ста­вят диа­гноз «кли­ни­че­ски здо­ров». Кли­ни­че­ски – озна­ча­ет, что нет симп­то­мов, тем­пе­ра­ту­ры, боли. Чело­век здо­ров кли­ни­че­ски, но не изле­че­на при­чи­на, и тогда болезнь воз­вра­ща­ет­ся и ста­но­вит­ся хро­ни­че­ской. Мно­гие забо­ле­ва­ния сра­зу ста­но­вят­ся хро­ни­че­ски­ми, посколь­ку мы лечим не при­чи­ны болез­ни, а лишь их про­яв­ле­ния. Поэто­му каж­до­му боль­но­му, что­бы пра­виль­но болеть, надо заду­мать­ся, что при­ве­ло его к этой болез­ни, что надо испра­вить в сво­ей жиз­ни, надо испо­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся, и тогда по воле Божи­ей болезнь отсту­пит. Настро­е­ние изме­нит­ся, чело­век вый­дет из болез­ни, но он будет дру­гим чело­ве­ком – и это самое глав­ное. Для того болезнь и дает­ся нам, что­бы мы ста­ли дру­ги­ми. Поэто­му нель­зя ска­зать, что болезнь – это зло, но что это повод исправиться.

— Мне при­шел образ непо­слуш­но­го ребен­ка: болезнь как нака­за­ние за непра­виль­ное поведение.

— Нель­зя гово­рить о нака­за­нии, это помощь, кото­рую нам посы­ла­ет Гос­подь. Он гово­рит: ты суе­тишь­ся, дела­ешь мно­го дур­но­го, так оста­но­вись, отдох­ни и поду­май, куда и зачем ты идешь. Ведь Я даю тебе не смерть — лишь болезнь, и толь­ко для тво­е­го исправ­ле­ния. Испра­вишь­ся – живи даль­ше, толь­ко дру­гим человеком.

Когда чело­век забо­лел, куда ему идти?

— Пра­виль­нее ска­зать, куда идут. Недав­но у меня нача­лось стран­ное хож­де­ние в храм. То моло­дой чело­век дол­жен поста­вить ров­но десять све­чей, то бабуш­ка про­сит сроч­но, в бли­жай­шую суб­бо­ту покре­стить внуч­ку. И я начи­наю пони­мать, что в моем при­хо­де появи­лась ста­руш­ка, кото­рая под видом хри­сти­ан­ской доб­ро­де­те­ли насаж­да­ет суе­ве­рие. Для успе­ха в делах, для сроч­но­го выздо­ров­ле­ния. И люди верят и дела­ют это.  При­чи­на, конеч­но, в нашей необ­ра­зо­ван­но­сти и мало­куль­тур­но­сти. Пра­во­слав­ный чело­век не может быть суеверен.

Понят­но, что есть два вра­ча: тот, кто лечит тело и Тот, Кто лечит душу. Пер­вый так и назы­ва­ет­ся – врач, вто­рой назы­ва­ет­ся Гос­подь. Поэто­му надо идти и к тому, и к дру­го­му. Ты дол­жен схо­дить в храм, испо­ве­дать­ся, при­ча­стить­ся – очи­стить свою душу, а затем пой­ти к вра­чу, кото­рый назна­чит лекар­ства. Вра­ча тоже дал Господь.

Лече­ние долж­но быть ком­плекс­ным, в содру­же­стве, что­бы нару­шен­ная музы­ка тво­ей жиз­ни сно­ва зазву­ча­ла кра­си­во. Мно­гие пла­чут от болез­ней и боли. Но в чем при­чи­на этих слез? В том, что нель­зя боль­ше жить, как преж­де, мно­гое себе поз­во­ляя. Болезнь нару­ши­ла пла­ны. Эти сле­зы непра­виль­ные, они неугод­ны Богу. Когда чело­век пла­чет о гре­хах, что при­ве­ли к болез­ни, такие сле­зы при­ем­лют­ся Богом. Еще полез­нее чело­ве­ку – сле­зы искрен­не­го рас­ка­я­ния и пока­я­ния, такие сле­зы при­во­дят к выздоровлению.

Выздо­ров­ле­ние и исце­ле­ние – вот еще инте­рес­ный вопрос. Выздо­ров­ле­ние – с меди­цин­ской точ­ки зре­ния, отсут­ствие симп­то­мов. Чело­век может по-преж­не­му жить, пить, курить, но надол­го ли это? Поэто­му надо бороть­ся не за выздо­ров­ле­ние, а за исце­ле­ние – вос­ста­нов­ле­ние целост­но­сти духа, души и тела. При этом тело может быть доста­точ­но слабым.

Когда мы гово­рим о людях стар­че­ско­го воз­рас­та, в их теле может гнез­дить­ся уже не одна болезнь, но они могут быть бод­ры душев­но и духов­но. Как раз сего­дня мы гово­ри­ли об этом с сест­ра­ми мило­сер­дия. Речь шла о том, как вооб­ще мож­но гово­рить о здо­ро­вье в стар­че­ском воз­расте. И я пред­ло­жил им срав­не­ние с малень­ким ребен­ком, у кото­ро­го малень­кое, сла­бень­кое тель­це, он ниче­го еще не уме­ет, но это огром­ная душа, толь­ко что при­шед­шая от Бога, огром­ная любовь и дове­рие к людям. Поэто­му, имея в ста­ро­сти тще­душ­ное тело, надо бороть­ся за то, что­бы душа была боль­шой и дух был высо­ким. Тогда будет состо­я­ние исцеления.

— Когда чело­век тру­дит­ся, зани­ма­ет­ся актив­ной дея­тель­но­стью, и вдруг в самом рас­цве­те физи­че­ских и твор­че­ских сил его насти­га­ет болезнь, в резуль­та­те кото­рой он не может давать людям то, что давал преж­де, как рас­це­ни­вать такую ситуацию?

— Надо это пере­жить и понять, что это зна­чит. А зна­чит это то, что пла­ны были состав­ле­ны непра­виль­но — самим чело­ве­ком, он воз­но­сил­ся в сво­их меч­тах, как богач из прит­чи, что неожи­дан­но полу­чит огром­ный уро­жай. Ведь он рас­су­дил, что уро­жай даст ему воз­мож­ность жить без­бед­но, будет весе­лить­ся его душа, он постро­ит новые жит­ни­цы, то есть, он сам спла­ни­ро­вал свое буду­щее. Гос­подь же гово­рит ему, что сего­дня же ночью душу его возь­мут. Здесь то же самое – чело­век стро­ит пла­ны, не согла­суя их с Господом.

Ведь, когда чело­век заду­мал боль­шое дело, как надо посту­пить? Пой­ти в храм, испо­ве­до­вать­ся, при­ча­стить­ся и в чисто­те душев­ной поду­мать, сто­ит ли это делать? И тогда Гос­подь отве­тит. Толь­ко Он зна­ет нашу судь­бу и может ука­зать, куда нам идти. Вот это и дол­жен понять чело­век в болезни.

У здо­ро­во­го чело­ве­ка огра­ни­чен­ный выбор, он выбрал путь и идет им, а в болез­ни ему откры­ва­ют­ся раз­ные пути. В здо­ро­вье чело­век думал толь­ко о себе, в болез­ни — начи­на­ет думать и о дру­гих. Начи­на­ет пони­мать, что нуж­ны доб­рые дела и видит повсю­ду, где их мож­но делать; у боля­ще­го чело­ве­ка откры­ва­ет­ся очень боль­шое поле дея­тель­но­сти. Болезнь не уни­жа­ет, но под­ни­ма­ет чело­ве­ка, у него ста­но­вит­ся шире кру­го­зор, он луч­ше видит и пони­ма­ет, что было и что будет. Болезнь – воз­мож­ность под­нять­ся над собой, посмот­реть на то, как жил и как изме­нить свою жизнь.

Часто быва­ет, что чело­век в болез­ни замы­ка­ет­ся на себе, пла­чет о себе, не заме­ча­ет пере­жи­ва­ю­щих за него близ­ких — ухо­дит в болезнь.

— На это пре­крас­но отве­тил Федор Гаас, один из заме­ча­тель­ных рос­сий­ских вра­чей сере­ди­ны девят­на­дца­то­го века, он ска­зал: если ты будешь со сво­ей болез­нью, вас будет двое, а я один, а если ты будешь со мной, то нас будет двое, а болезнь одна – и мы ее побе­дим. В этом и есть искус­ство вра­ча, сест­ры мило­сер­дия, близ­ких, что­бы чело­век был на сто­роне тех, кто ста­ра­ет­ся ему помочь.

Мы поте­ря­ли куль­ту­ру болез­ни, кото­рая рань­ше была высо­ко постав­ле­на в Рос­сии. Когда чело­век забо­ле­вал, все вокруг него соби­ра­лись, про­си­ли его бла­го­сло­ве­ния и молитв, пото­му что это­го чело­ве­ка выбрал Гос­подь, послав ему вра­зум­ле­ние и испы­та­ния. Мы здо­ро­вы, а он – в гла­зах Божьих. Боль­ной чело­век был ува­жа­ем, ведь он был бли­же к Богу. Мы утра­ти­ли это за совет­ский пери­од, когда боль­ной чело­век стал вино­ват в гла­зах госу­дар­ства: ведь он уже не мог стро­ить ком­му­низм. Так к это­му отно­си­лись и сами люди, и, к вели­ко­му сожа­ле­нию, это чув­ство вины так у мно­гих и осталось.

— Вы уже ска­за­ли, что посколь­ку сей­час пост, это вре­мя удоб­ное для раз­го­во­ра о болез­нях. Зна­чит, есть что-то общее меж­ду постом и болезнью?

— Конеч­но. Пост по сути сво­ей — та же воз­мож­ность испра­вить­ся, толь­ко без болез­ни как тако­вой. В болез­ни мы огра­ни­чи­ва­ем себя в еде, мно­го молим­ся, то же про­ис­хо­дит и в пост. Пост заме­ня­ет болезнь. Если ты успел вой­ти в пост, ско­рее все­го, во вре­мя его не забо­ле­ешь. Ты уже исправляешься.

Пост – очень поле­зен для души и для тела. Ведь во вре­мя поста чело­век дол­жен делать доб­рые дела, молить­ся, огра­ни­чи­вать себя в пита­нии, по сути то же самое, что во вре­мя болез­ни. Пото­му для исправ­ле­ния болез­ни луч­ше пред­по­честь пост.

Мы зна­ем, что впе­ре­ди Вели­кий пост, и хоро­шо бы к нему гото­вить­ся зара­нее, ожи­дать его. Неда­ром мона­хи гово­ри­ли о весе­лом вре­ме­ни поста, вре­мя, когда лег­кость в теле, в пита­нии, молит­вен­ное состо­я­ние души – все то, что дела­ет чело­ве­ка здо­ро­вым, исце­ля­ет его. К сожа­ле­нию, у нас наобо­рот: зара­нее про­сят в основ­ном о послаб­ле­ни­ях. Я все­гда сове­тую сна­ча­ла попро­бо­вать и посмот­реть на поль­зу от воз­дер­жа­ния. Если же не вый­дет, тогда толь­ко про­сить о послаб­ле­нии, но вза­мен мно­го­крат­но уси­ли­вая молит­ву и уве­ли­чи­вая коли­че­ство доб­рых дел.

— Мы гово­рим о выздо­ров­ле­нии, а если болезнь смертельна?

— Если смер­тель­на, тогда тем более надо сосре­до­то­чить­ся на том, что­бы не было смер­ти. Смер­тель­ная болезнь может закон­чить­ся дву­мя веща­ми – смер­тью и успе­ни­ем. И во вре­мя, когда чело­век уже зна­ет, что дни его сочте­ны, надо сде­лать все, что­бы смерть отсту­пи­ла. Он дол­жен настоль­ко про­свет­леть душев­но и духов­но, настоль­ко посвя­тить это вре­мя сво­е­му исправ­ле­нию, что­бы смер­ти не ста­ло, ведь сам Иисус Хри­стос убрал ее из нашей жиз­ни соб­ствен­ной крест­ной смер­тью. Смерть слу­ча­ет­ся толь­ко в том слу­чае, если чело­век сам пере­черк­нул, загу­бил свою жизнь, про­жив ее так, что на нее про­тив­но смотреть.

Когда же чело­век в послед­ние меся­цы стал добр, мило­серд, ска­зал мно­го хоро­ше­го детям, поста­рал­ся очи­стить свою душу через испо­ведь и пока­я­ние, при­ча­стие и собо­ро­ва­ние, тогда он успел. Успе­ние от сло­во успех. За дан­ное ему вре­мя он про­вел колос­саль­ную рабо­ту над собой, успел стать совер­шен­но дру­гим чело­ве­ком, и тогда смерть ему не страш­на. Вот цель смер­тель­но­го заболевания.

Кюб­лер Росс, кото­рая зани­ма­лась смер­тель­но боль­ны­ми, изу­ча­ла, ана­ли­зи­ро­ва­ла их пси­хо­ло­гию, ска­за­ла в завер­ше­нии, что хоте­ла бы сама уме­реть от рака, пото­му что это спа­си­тель­но для души. Она гово­ри­ла: тогда у меня будет вре­мя под­го­то­вить­ся. Сам я в тече­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни слу­жил в онко­ло­ги­че­ском дис­пан­се­ре, видел этих боль­ных и наблю­дал, как это быва­ет пора­зи­тель­но: насколь­ко чело­век может менять­ся, тянуть­ся к Богу, насколь­ко может про­свет­леть перед ухо­дом в мир иной. Это пра­виль­но, так и долж­но быть.

— Что гово­рит Пра­во­сла­вие о здо­ро­вом обра­зе жизни?

— Были вре­ме­на, когда мы все вме­сте вста­ва­ли и дела­ли заряд­ку под коман­ды из радио­при­ем­ни­ка, сда­ва­ли нор­мы ГТО. Это было непло­хое вре­мя, и все это было нуж­но госу­дар­ству для того, что­бы чело­век был исправ­ным вин­ти­ком в его про­из­вод­стве. Одна­ко ниче­го обще­го с тем, что пред­став­ля­ет из себя здо­ро­вый образ жиз­ни, это не име­ло. С точ­ки зре­ния Пра­во­сла­вия, здо­ро­вый образ — это спо­кой­ная, раз­ме­рен­ная жизнь, кото­рая соот­вет­ству­ет свое­вре­мен­но­му росту души и духа, и в этом рав­но­ве­сии души, тела и духа толь­ко и может прий­ти бла­го­дать Божия, то есть сча­стье чело­ве­ка. Пото­му здо­ро­вый образ жиз­ни – это не толь­ко физ­куль­ту­ра, но и доб­ро, мило­сер­дие, посе­ще­ние храма.

— Эпи­леп­сия – это духов­ная болезнь?

Нет. Обыч­но есть эпи­леп­ти­че­ский очаг в моз­гу, орга­ни­че­ское пора­же­ние, и порой уда­ет­ся этот очаг уда­лить – тогда болезнь про­хо­дит. Поэто­му духов­ной болез­нью эпи­леп­сию назвать нельзя.

— Делать ли детям прививки?

— Обыч­ное заня­тие и обыч­ный вопрос, кото­рый буди­ру­ют уже мно­го лет. Есть при­вив­ки, кото­рые не делать нель­зя. Напри­мер, такая страш­ная болезнь как полио­ми­е­лит. Если по каким-то при­чи­нам роди­те­ли не сде­ла­ют эту при­вив­ку, а потом ребе­нок забо­ле­ет, как они смо­гут потом смот­реть ему в гла­за. Так­же болезнь крас­ну­ха, кото­рая может стать при­чи­ной непол­но­цен­но­сти ребен­ка, если мать забо­ле­ет во вре­мя бере­мен­но­сти. Когда нау­ка най­дет пути изба­вить чело­ве­че­ство от этих болез­ней, тогда мож­но будет отка­зать­ся от прививок.

Одна­ко непре­мен­ное усло­вие при любой при­вив­ке – ребе­нок дол­жен быть абсо­лют­но здо­ров. Необ­хо­дим вни­ма­тель­ный осмотр и раз­ре­ше­ние педи­ат­ра — это неукос­ни­тель­ное пра­ви­ло. Выбор же при­ви­вок – дело роди­те­лей, кото­рое зави­сит от их готов­но­сти взять на себя ответственность.

— В семье, где есть боль­ной чело­век, стра­да­ют род­ствен­ни­ки, для чего это дается?

— Поче­му же род­ствен­ни­ки стра­да­ют? Они долж­ны помо­гать, сочув­ство­вать, а стра­да­ет — сам боль­ной. Вокруг боль­но­го не долж­но быть угне­та­ю­щей обста­нов­ки, но долж­на быть спо­кой­ная, разум­ная, чистая, доб­ро­же­ла­тель­ная обста­нов­ка. Обя­зан­ность род­ствен­ни­ков — создать ее. Надо помо­гать боль­но­му пре­одо­ле­вать болезнь, а не болеть вме­сте с ним.

— Вопрос из Воро­не­жа: «Боле­ли ли стар­цы, духов­ные отцы?»

Не толь­ко боле­ли, но и про­си­ли болез­ней, гово­ри­ли, что болезнь, как золо­то, дает­ся для очи­ще­ния. Когда золо­то пла­вят, оно очи­ща­ет­ся от всех при­ме­сей, так и в болез­ни: чело­век очи­ща­ет­ся от сво­е­го гре­ха, нечи­сто­ты. Поэто­му за болезнь они благодарили.

Вопрос теле­зри­тель­ни­цы: «Сын решил голо­дать в Рож­де­ствен­ский пост все сорок дней. Нор­маль­но ли это?»

— Это гово­рит о его болез­нен­ном состо­я­нии, во вре­мя поста никто не голо­дал, во вре­мя поста тре­бу­ет­ся лишь воз­дер­жа­ние. Голо­да­ние – это чрез­вы­чай­но вред­ная вещь и может сти­му­ли­ро­вать раз­ви­тие раз­ных болез­ней. При недо­стат­ке веществ, преж­де все­го, «голо­да­ет» мозг, он глав­ный потре­би­тель энер­гии. Если лишить его бел­ков, угле­во­дов, мож­но про­сто стать дура­ком. Пост – разум­ное огра­ни­че­ние в пище, толь­ко тогда это полезно.

— Все­гда ли Гос­подь вра­зум­ля­ет лишь через болезни?

— Кро­ме болез­ней, быва­ют и раз­ные несча­стья. Неда­ром свя­тые отцы гово­рят — скор­би, а не болез­ни. Если что-то дол­го не полу­ча­ет­ся в жиз­ни, надо заду­мать­ся о при­чи­нах этого.

— Вопрос из Став­ро­по­лья: «Инва­лид пер­вой груп­пы не может дер­жать пост, может ли он читать пока­ян­ный канон?»

— Конеч­но, может. Болезнь для него — уже пост. Если чело­век боле­ет, ему не надо более себя огра­ни­чи­вать, он уже постит­ся сво­ей болезнью.

Вопрос из Бел­го­ро­да: «В чем смысл рож­де­ния боль­но­го ребенка?»

— Это частый вопрос. На него дав­но отве­ти­ли свя­тые отцы. Ребе­нок может родить­ся боль­ным по несколь­ким при­чи­нам. Во-пер­вых, если роди­те­ли совер­ши­ли какой-то тяж­кий грех, он может вер­нуть­ся таким вот обра­зом: через ребен­ка. Но так­же свя­тые отцы гово­ри­ли, что боль­ной ребе­нок может быть нам дан для того, что­бы мы мог­ли про­явить по отно­ше­нию к нему свою милость, милосердие.

— Чело­век счи­та­ет, что боле­ет от зло­бы людей, наша теле­зри­тель­ни­ца спра­ши­ва­ет, как ему быть?

— Если это так, то ему надо пой­ти к тем людям, от зло­бы кото­рых он боле­ет, обнять их, поце­ло­вать, ска­зать самые доб­рые сло­ва, и тогда его болезнь пре­кра­тит­ся. У пра­во­слав­ных людей есть такая защи­та от зла – когда мы на зло отве­ча­ем доб­ром. Это обез­ору­жи­ва­ет дру­гих людей, а нас спа­са­ет. Но ско­рее все­го, этот чело­век стра­да­ет от соб­ствен­ной подо­зри­тель­но­сти и агрес­сии про­тив тех, кто, как он дума­ет, жела­ет ему зла.

— Вопрос теле­зри­те­лей: «Сын – инва­лид  дет­ства, и мы не можем часто ходить в храм, грех ли это?»

— Конеч­но, нет. Для тако­го боль­но­го и домаш­няя молит­ва – очень хоро­шо. Но как пре­крас­но чув­ству­ют себя такие дети в хра­ме! У меня на при­хо­де есть такой маль­чик, инва­лид дет­ства, и когда ему уда­ет­ся быть в хра­ме, он весь пре­об­ра­жа­ет­ся внешне, сия­ет, зати­ха­ет. Поэто­му, если есть хоть малень­кая воз­мож­ность при­ве­сти тако­го инва­ли­да в храм, надо это делать.

— Наша пере­да­ча под­хо­дит к кон­цу, оста­ет­ся вре­мя, что­бы под­ве­сти ито­ги и ска­зать напут­ствен­ные сло­ва нашим телезрителям.

— Конеч­но, желаю всем здо­ро­вья, не толь­ко телес­но­го, но, преж­де все­го, душев­но­го. Пото­му что имен­но душев­ное состо­я­ние и дух опре­де­ля­ют, как мы будем жить. Даже если наше тело ослаб­ло, душев­ные и духов­ные состо­я­ния могут сде­лать чело­ве­ка совер­шен­но счаст­ли­вым. Поэто­му я желаю всем боль­ным исце­ле­ния, а всем здо­ро­вым – веры.

— Боль­шое спа­си­бо, батюш­ка и спа­си­бо всем, кто был вме­сте с нами.

Гость про­грам­мы: про­то­и­е­рей Сер­гий Вогулкин

Веду­щий эфи­ра: Тимо­фей Обухов

Рас­шиф­ров­ка: Юлия Подзолова

Теле­ка­нал Союз

Видео: духовные основания здоровья и болезни

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

1 Комментарий

  • Мария, 20.09.2017

    Боль­шое спа­си­бо! Муд­рость православия.

    Ответить »
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки