Психологическая травма и самолечение: духовно опасный модный диагноз

Психологическая травма и самолечение: духовно опасный модный диагноз

Ярасова Наталья Николаевна
(8 голосов5.0 из 5)

Неправильное употребление психологических терминов

Понимание одного и того же слова в житейской и научной психологии иной раз довольно сильно различается.

Например, в быту прижились такие слова, как прокрастинация (в значении «откладывание дел на потом»), закрытый гештальт (в значении «завершенное дело»), осознанность (как позитивное состояние уравновешенности) и т. д.

В психологии же прокрастинация — это не просто откладывание дел на потом, а двухвариантный синдром, который сопровождается психологическими проблемами и в активной форме представляет собой адаптивный механизм, а в пассивной является разновидностью саморазрушающего поведения.

Гештальт в психологии означает целостность, целостное восприятие. Говоря о закрытии гештальта, психологи предполагают анализ и переживание тревожащей ситуации, достаточные для того, чтобы больше к ней не возвращаться, чтобы проблема перестала беспокоить и не мешала жить. Это более глубокий процесс, чем просто завершение дел.

Осознанность в психологии – это понятие, связанное с категориями внимательности и самосознания. Под осознанностью понимается непрерывное отслеживание переживаний настоящего момента, связанных с внешним и внутренним миром и определяющих актуальное поведение человека. Осознавать человек может и негативные эмоции, и свой стресс, и другие болезненные проявления. Осознанность не означает обязательно благостного, равновесного, «правильного» состояния, как утверждают эзотерики.

Также люди в обиходе пользуются словами, которые означают различные неврологические, психологические и даже психиатрические диагнозы. Например, социопатия, психоз, невроз, депрессия. Сейчас модно говорить о своей депрессии или социопатии, причем, употребляя эти слова, люди слабо представляют себе, что же это такое на самом деле. В устах обывателей эти диагнозы обычно являются неверно используемыми терминами. Например, депрессией называют любое подавленное настроение, а социопатией – усталость от общества, неприязнь к людям и потребность в уединении. На самом деле, депрессия — это психическое расстройство, а социопатия — тяжелое расстройство, патология личности.

Еще один самопровозглашаемый диагноз — психологическая (детская) травма. Слово «травмировало» нередко используется как синоним слов: зацепило за живое, задело, произвело глубокое впечатление, расстроило, разозлило. Психологической травмой в народе называют фактически любой стресс, обиду, чувство вины, угрызения совести, и особенно какие-то тягостные детские воспоминания.

На самом деле, с большинством детских неприятностей психика неплохо справляется. Застревание взрослого человека в детских обидах чаще всего является одной из сторон инфантильности, а вовсе не состоянием психотравмы. Стрессы, даже непреодолённые, могут привести не только к психологической травме, но и к другим видам невротических и соматоформных расстройств: астении, навязчивым состояниям, фобиям, эмоциональному выгоранию, депрессии и др. Психологические травмы распространены гораздо меньше, чем принято думать.

Ведь на самом деле психологическая травма — это весьма тяжелое расстройство, которое возникает у некоторых людей в результате сильного эмоционального потрясения.

Особенности травмирования психики

Наверное, каждый человек в своей жизни имел дело с царапинами от кошачьих когтей: кто-то был сам оцарапан, кто-то видел эти тонкие порезы на других. Момент ранения может быть довольно болезненным. Однако мелкие раны, оставленные людям их шаловливыми питомцами, заживают быстро, не оставив и следа, – если их не теребить, не расчёсывать, не расковыривать. Гораздо реже бывает, что кот подрал человека так глубоко и серьезно, что оставил глубокие шрамы на всю жизнь. Но даже тогда, если шрамы находятся не на видном месте, не болят, не мешают повседневной жизни, человек живет спокойно, сохранив память о событии, но боль оставив в прошлом. И лишь в отдельных случаях, например, если кот задел когтями сухожилие, глубоко изодрал лицо, повредил глаз и т. п., эти раны доставляют много мучений человеку на протяжении всей его жизни.

Примерно так же обстоят дела и с психологическим травмированием. Жизненное событие, ранившее человека, сначала может переживаться очень сильно (вызывая «острую реакцию на стресс»). Первое время душевная рана причиняет боль, зудит, мешает, однако со временем человеческая психика справляется с негативным опытом, и эта рана (если её не ковырять и не расчесывать) либо совсем заживает, не оставив следа, либо остается частью жизненного опыта, но перестает быть источником постоянной боли. И лишь отдельные события закрепляются в памяти и в бессознательном слое психики так, что вновь и вновь возвращают человека к первичной травматической боли, заставляя его страдать иногда всю жизнь, вызывая стойкие изменения его личности.

Следует знать, что для психически здорового психологически зрелого человека преходящими травмами могут быть события любой тяжести, ведь восстановительные и компенсаторные возможности психики очень велики. Анализ жизни различных людей, не только наших современников, но и исторических личностей, показывает, что даже самые катастрофические события не являются безусловно травмирующим фактором. Есть множество примеров того, как ситуации на грани жизни и смерти, ужасающие или погружающие в пучину боли, переживаются, преодолеваются человеком так, что он остается психически целостным, здоровым. Ни войны, ни землетрясения, ни голод, ни аварии, ни смерть близких, ни другие страшные дни не являются событиями, неизбежно психотравмирующими человека на всю оставшуюся жизнь.

«Большинство людей, переживших катастрофические события, не проявляли сколько-нибудь существенных клинических симптомов и признаков, которые можно было бы оценить как последствия психических травм. Они отсутствовали у 54% изнасилованных женщин, у 91% попавших в автопроисшествия и т. д. В итоге были обоснованы представления о том, что участие в том или ином катастрофическом событии является необходимым, но недостаточным условием для психической травмы. Важна также психическая конституция и индивидуальный отклик на травму» (Решетников Михаил Михайлович, доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор. Заслуженный деятель науки РФ).

В сам момент переживания критической ситуации человек может испытывать колоссальную боль, однако, как говорится, время лечит. И постепенно невыносимая боль проходит, становится всё меньше и терпимее, и в конце концов человек утешается. Это не означает, что он забывает произошедшее, что ему становится всё равно. Вовсе нет. Просто он обретает способность вспоминать о травмирующем событии так, чтобы не погружаться вновь в пучину боли. Благополучное переживание травмы происходит отчасти бессознательно, однако большую роль в выздоровлении играет стремление человека рано или поздно поправиться, вылечиться, избавиться от боли – но не просто забыв, сделав вид, что ничего не было. А именно перетерпев, пережив, преодолев.

В психологии есть целое направление, изучающее стратегии преодоления стрессовых ситуаций — копинг-стратегий (coping). Это понятие объединяет когнитивные, эмоциональные и поведенческие стратегии, которые используются, чтобы совладать со стрессами, с психологически трудными ситуациями. В отечественной психологии широко используются близкие термины «преодоление» и «переживание», но не в плане эмоционального состояния, а как «особая деятельность, особая работа по перестройке психологического мира» (Фёдор Ефимович Василюк).

Если имеющихся у человека механизмов совладания достаточно, он постепенно справится с травмирующим опытом, сумеет защититься и самоисцелиться, особенно при наличии поддержки, хотя иногда на это и требуется много времени (например, в случае смерти близких средний срок восстановления – 2 года). Но когда травмирующее событие по силе или интенсивности превосходит адаптивные способности человека, тот оказывается не в состоянии адекватно переработать травмирующий опыт, в его памяти постоянно кровоточащей раной остаётся болезненный след одного или нескольких ассоциативно связанных между собой психотравмирующих событий.

Факторами риска тут являются чрезмерная сила травмирующего события, неоднократное повторение, частота нанесения травм, а также низкий уровень адаптивных способностей человека, преобладание у него неконструктивных стратегий преодоления, неумение противостоять стрессу или же нервное, психическое истощение, которое, накапливаясь, может привести к тому, что инстинкт самосохранения перестанет нормально срабатывать и может даже переключиться в свою противоположность – склонность к саморазрушению.

В психологии подобные неблагоприятные последствия стресса получили название посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) — «тяжёлое психическое состояние, возникающее в результате единичного или повторяющихся событий, оказывающих сверхмощное негативное воздействие на психику индивида. Травматичность события тесно связана с ощущением собственной беспомощности из-за невозможности эффективно действовать в опасной ситуации». ПТСР считается психическим расстройством и лечится сочетанием лекарственной и психотерапии при условии социальной поддержки пострадавшего.

То, каким будет стресс – положительно переживаемым или разрушающим, определяется соотношением внешнего воздействия (угрозы) и адаптивных возможностей человека. Способности человека к преодолению стресса зависят от разных факторов – наследственности, особенностей характера и воспитания, тех или иных личностных качеств.

Основными психологическими факторами, усугубляющими негативную реакцию на психотравму, являются:

  • состояние усталости или нервного истощения, депрессия, тревожность и прочие нервно-психические проблемы;
  • уже имеющиеся психологические травмы (особенно свежие – горе и утрата, столкновение со смертью);
  • отсутствие опыта подобной травмы (насилия, предательства);
  • завышенные требования человека к самому себе;
  • недостаточно развитый эмоциональный интеллект;
  • повышенная эмоциональная чувствительность;
  • сензитивный возраст (дети и пожилые люди легче травмируются);
  • инфантильность;
  • склонность к виктимизации (тенденция оказываться в роли жертвы при аналогичных ситуациях);
  • неумение принимать для себя возможность состояния беспомощности и невозможности контролировать ситуации;
  • склонность к фиксации на травматическом опыте;
  • проблемы воспитания в семье, вызывающие нарушения адаптации;
  • усвоенные на примере родителей неконструктивные стратегии совладания;
  • синдром выученной беспомощности;
  • интравертированность, неспособность выразить стресс вовне;
  • внешний локус контроля (поиск причин происходящего вовне);
  • сочетание травмы с предательством или крушением идеалов;
  • моральная неуверенность и «вина выжившего»;
  • несоответствие своего поведения во время травмы собственным представлениям о себе;
  • и др.

С внешней стороны травмирующими факторами являются:

  • внезапность;
  • длительность (краткосрочное или длительное воздействие);
  • постоянные изменения (без возможности паузы для промежуточной адаптации);
  • масштаб ситуации;
  • сила и интенсивность катастрофического события.

При этом стоит учесть, что сила стрессового воздействия — в значительной степени субъективный показатель. Исследования стресса показывают, что именно человек, отчасти интуитивно, отчасти осознанно, принимает решение о том, насколько разрушающим для него будет то или иное явление, событие.

И вот этот вот момент — полуосознанное принятие человеком решения о том, станет ли какое-то событие для него неисцелимой раной, вкупе с неверным пониманием того, что же представляет собой психологическая травма, стали основой моды на психотравму.

Проблемы родом из детства

Многие люди вполне оправданно убеждены, что причины их психологических сложностей находятся в детстве. Но почему-то они склонны все детские проблемы называть психологическими травмами.

Детской психотравмой в обиходе называют как имевшиеся в родительской семье отклонения, сказывавшиеся на воспитании (например, отец-алкоголик), так и поведение родителей по отношению к своим детям, которое по-прежнему обижает уже давно выросших людей. Например, некоторые люди всю жизнь помнят, что родители когда-то не выполнили их заветного желания, и называют это своей травмой. А уж если у человека были чрезмерно требовательные или недодавшие любви родители (холодная мать или бросивший семью отец), то это легко становится неисчерпаемым источником его уверенности в наличии у себя глубокой психологической травмы.

Безусловно, все описываемые проблемы являются довольно серьезным испытанием для детской психики, и в определенном смысле можно сказать, что ребенок травмируется неблагоприятными условиями развития. И несомненно, особенности личности человека, определяющие наличие или отсутствие у него тех или иных психологических проблем, закладываются в детстве. Однако в психологии в таких случаях мы говорим о дисфункциональном воспитании, о формировании деструктивных особенностей личности или даже об искажённом развитии психических структур ребенка.

А вот психологической травмой в психологии называется не просто любой ущерб для психики, а особое состояние психического надлома, обусловленное ярким или многократно повторяющимся катастрофическим или угрожающим событием и характеризующееся четким набором признаков.

Можно провести аналогию с медициной: травмы (от греч. trаuma — рана) обязательно предполагают нарушение целостности тканей и органов в результате воздействия факторов внешней среды. Попросту говоря, травмы — это переломы, растяжения, разрывы, серьезные ушибы, ожоги и т. п.

Так и в психологии. Есть различные психологические проблемы, но психологическая травма стоит особняком как нарушающее психическую целостность явление.

«В настоящее время понятие «психическая травма» определяется как глубоко индивидуальная реакция на то или иное, как правило, трагическое или чрезвычайно значимое для личности событие, вызывающее чрезмерное психическое напряжение и последующие негативные переживания, которые не могут быть преодолены самостоятельно и вызывают устойчивые изменения состояния и поведения». «Психотравмирующее воздействие может оказать любое событие, которое вызывает мучительное чувство ужаса, страха, стыда или душевной боли. Однако <…> приобретет ли это событие характер травмы и вызовет невроз, зависит от «индивидуальной восприимчивости» конкретного человека» (Решетников М.М.).

Упрощая, можно сказать, что психотравмирующим событием для человека может стать внешняя или личная катастрофа, угрожающее событие.

Детство является достаточно важным периодом в теме психологического травмирования не потому, что на этот период приходится какое-то особое количество травм (количество катастроф не зависит от возраста), или что дети менее способны к переживанию травм. Скорее, наоборот, в детстве очень велики компенсаторные механизмы психики. Но компенсация не всегда предполагает сохранение психической целостности, психического здоровья. То есть психологически выжить после травмы ребенок может даже легче, чем взрослый, но искажения его психики при этом могут быть значительнее.

Дети (как и пожилые люди) быстрее травмируются под воздействием стресса. У них еще не развито умение конструктивного преодоления стресса (конструктивные копинг-стратегии), не сформирован навык самоутешения, не всегда есть возможность полноценно выразить реакцию на стресс (что необходимо для утешения) и, что немаловажно, недостаточно развита способность к адекватному анализу ситуации. Поэтому порой даже незначительные стрессы способны в глазах ребенка приобрести характер катастрофы (по принципу «у страха глаза велики»). Получается, что не всегда душевных возможностей ребенка хватает для самостоятельного сохранения его психической целостности. Вдобавок, даже неуклюжие, неконструктивные попытки ребенка пережить стресс без грамотной поддержки взрослых способны принести временное облегчение в момент острой травмы, поэтому они довольно легко закрепляются в детской психике, приобретая характер стойких личностных изменений.

Но даже с учетом всего этого, острый стресс вовсе не обязательно приведет к формированию у ребенка именно посттравматического синдрома, возможно, деструкция станет фактором искаженного развития личности без этого психического расстройства.

Так же и у взрослых людей – катастрофическое событие не обязательно приводит к развитию психологической травмы. Наоборот, у большинства людей после прохождения острой реакции на стресс отсроченная травматическая реакция не развивается.

Симптомы психологической травмы

Травматический процесс делится на два этапа.

  1. Сначала проявляется острая реакция на травмирующее событие, для которой характерны «первоначальное состояние «ошеломления» с некоторым сужением области сознания и внимания, невозможностью полностью осознать раздражители и дезориентированностью. Это состояние может сопровождаться последующим «уходом» из окружающей ситуации <…> или ажитацией и сверхактивностью <…>. Обычно присутствуют отдельные черты панического расстройства (тахикардия, избыточное потоотделение, покраснение). Симптоматика обычно проявляется через несколько минут после воздействия стрессовых стимулов или события и исчезает через 2-3 дня (часто через несколько часов). Может присутствовать частичная или полная амнезия <…> на стрессовое событие» (МКБ 10 — Международная классификация болезней 10-го пересмотра).

Острая реакция на стресс – это временное, «преходящее расстройство, которое развивается у человека без каких-либо других проявлений психических расстройств в ответ на необычный физический или психический стресс и обычно стихает через несколько часов или дней» (МКБ-10). Иногда это состояние называют острой психической травмой, но вернее определять его как кризисное состояние. Иными словами, внешний удар по психике может не оставить душевной раны, сохраняющейся во времени (чаще всего так и бывает). Тогда мы не говорим о психической травме как диагнозе.

  1. Лишь у некоторых людей может произойти трансформация внешней, первичной реакции на стресс во внутреннюю «самотравмирующую» форму. Именно этот «отсроченный или затянувшийся ответ на стрессовое событие исключительно угрожающего или катастрофического характера» (МКБ-10) и принято называть посттравматическим стрессовым расстройством, или попросту психической (психологической, внутренней, душевной) травмой.

Только реальное повреждение психической структуры человека с определенными симптомами нарушения психической целостности и проблемами в функционировании психики является (и называется в психологии) психической, или психологической, травмой (несмотря на то, что в медицине этот термин заменён «посттравматическим расстройством», в психологической практике чаще говорят именно о психотравме).

Симптомы психотравмы не возникают сразу после катастрофического для психики события, они постепенно развиваются, если адаптационных сил человека оказывается недостаточно для преодоления травмы, и проявляются впервые лишь через несколько недель после произошедшего. То есть сначала идет острая реакция на стресс, затем начинается процесс преодоления негативных последствий стресса. И только если в течение первых недель после травмирующего события психика человека не сумеет восстановиться, формируется посттравматическое расстройство. Считается, что его симптомы проявляются в течение 2 лет, но не раньше, чем через 1–2 месяца после стрессового события.

«Эти проявления включают: повторяющиеся воспоминания о трагических событиях; повторяющиеся кошмарные сновидения, связанные с психической травмой; «flashback» — действия, словно трагическое событие происходит сейчас; мощные эмоциональные реакции на любые стимулы, напоминающие о травме; повышенная физиологическая реактивность (повышение АД, потливость, тремор); симптомы избегания любых стимулов, ассоциирующихся с травмой (кино, книг); избегание видов деятельности и мест, связанных с травмой; неспособность ясно вспомнить ситуацию, связанную с травмой; снижение интереса к тем видам деятельности и хобби, которые ранее были значимыми; чувство отчуждения и отстраненности от других людей; истощение эмоциональной сферы, в том числе — невозможность любить; немотивированные вспышки гнева и насильственных действий; утраты смыслов жизни и жизненной перспективы» (Решетников М.М.).

На психофизическом уровне посттравматический синдром может проявляться через:

  • Панические атаки, тревогу, фобии;
  • Реакции чрезмерного испуга;
  • Сверхчувствительность к свету и звуку;
  • Гиперактивность;
  • Реакции чрезмерной эмоциональности (слезливость, неустойчивое настроение);
  • Пониженную способность справляться со стрессом;
  • Ночные ужасы и кошмары;
  • Трудности со сном;
  • Боязнь умереть, сойти с ума, прожить слишком короткую жизнь;
  • Умственную пустоту и отключенность;
  • Потерю памяти;
  • Чрезмерную или пониженную сексуальную активность;
  • Неспособность любить, воспитывать или создавать связи с другими людьми;
  • Тягу к опасным ситуациям – бессознательное стремление «завершить» катастрофу.
  • Чувство беспомощности;
  • Чрезмерную застенчивость;
  • Хроническую усталость;
  • Депрессию;
  • Проблемы в иммунной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной системах;
  • Различные психосоматические заболевания.

При наличии подобных симптомов после катастрофического события (даже если речь идет «лишь» о личной катастрофе) чрезвычайно важно своевременно обратиться за помощью к специалистам, которые помогут пережить травматический опыт с минимальными негативными последствиями.

Однако не нужно самому себе ставить диагноз «психологическая травма», даже если многое из этого списка вам подходит, тем более не стоит заниматься самолечением. Обратитесь к профессионалам, ведь подобные симптомы могут быть признаком совсем других проблем со здоровьем.

Зачем нужна убежденность в собственной травмированности

Как уже сказано, психическая травма – это достаточно тяжелое состояние, относящееся к типу психических расстройств.

Так почему же люди склонны находить у себя психологические травмы? Зачем им это нужно?

Во-первых, мода на психотравмы обусловлена вольным трактованием термина (о чем уже сказано выше). Когда объясняешь людям, что в психологии называется психической травмой, многие из них говорят, что не то имели в виду.

Во-вторых, уровень стресса у современного человека обычно таков, что отдельные симптомы психотравмы есть у очень многих, что вводит людей в заблуждение.

Хотя стоит еще раз отметить, что, говоря о наличии у себя психологической травмы, люди обычно подразумевают не болезнь, а какое-то событие в собственном жизненном опыте, которое оказало на них настолько серьезное влияние, что до сих пор вызывает переживания, или же стало причиной тех или иных привычек или свойств характера, личности.

Но отсюда и вытекает мотив выискивания у себя различных психологических травм. Это – поиск причин своего состояния, своих личностных черт, своего поведения. Обоснование, почему я чувствую или веду себя так, а не иначе.

К сожалению, при этом обычно «причина» означает не просто источник, исходную точку, толчок к тем или иным изменениям или личностным выборам. Люди ищут причину, чтобы присвоить ответственность за себя, за свой характер, за свой выбор каким-то неприятным событиям, чьему-то неправильному или негативному отношению в прошлом. В итоге человек обвиняет других людей (или стечение обстоятельств) в том, что всё сложилось так, как сложилось. Можно сказать, что нахождение у себя психологической травмы как первопричины своего состояния и поведения зачастую означает снятие с себя ответственности за эти состояние и поведение.

Например, женщина оправдывает свою холодность по отношению к детям тем, что у неё самой была мама, не склонная к проявлениям любви; мужчина оправдывает свою безответственность тем, что у него был пьющий отец; свою истеричную, склонную к конфликтам натуру человек оправдывает тем, что его когда-то били, и так далее.

Ключевым словом тут выступает «оправдание» путем перенесения ответственности с себя на кого-то другого или на обстоятельства.

Безусловно, неприятные события и условия жизни, особенно если они пришлись на детский период, глубоко задевают человека и оставляют след в его памяти, в его душе. Обстоятельства взросления в значительной степени определяют то, каким человек вырастет, каким будет его характер, как он будет обычно реагировать на трудности, общаться с другими и т. д.

Однако предельно важен тот факт, что взрослый человек способен сам определять свое поведение. Изменить характер очень трудно, даже не всегда возможно. А вот личностные качества формируются отчасти самим человеком в процессе самовоспитания, начинающемся примерно с подросткового возраста, и во многом они связаны с личным выбором человеком идеала своего «я» и подтягиванием себя к этому идеальному образу. Поэтому коррекция личностных качеств – это непростое, но возможное дело.

Поступки же, которые формируют поведение человека, определяются в первую очередь его моральным выбором, а не характером. За этот свой выбор человек отвечает сам. Должен отвечать сам.

И оправдывать, например, привычку кричать на супруга или на детей тем, что когда-то на человека так же кричали родители, это неверно. Личный негативный опыт может выступать как объяснение, откуда взялась та или иная привычка, но не как оправдание. А психологическая травма, увы, зачастую используется именно как оправдание. В этом контексте оно является противоположностью самоукорению.

Таким образом, объяснение своего состояния и поведения психологической травмой, если это не является подтвержденным специалистом диагнозом и не становится основой лечения, может нанести серьезный духовный вред. Ведь нахождение сути причин происходящего с самим собой не в себе самом, а во внешнем мире редко сопровождается самоукорением. Напротив, обычно это связано с избыточной жалостью к себе, со снятием с себя ответственности за нынешнюю ситуацию и переносом её на других людей или обстоятельства из прошлого, с обидами, порой даже с обвинением других людей или Бога, с отсутствием смирения, прощения, покаяния.

Духовная переработка психологических травм

Повторим еще раз: психологическая травма – это серьезное психическое расстройство, требующее лечения. То, что чаще всего в народе называют психической (психологической) травмой, ею не является.

Склонность выискивать у себя несуществующие психологические травмы – следствие инфантилизации общества, нежелание людей брать на себя ответственность за свое поведение. Для того чтобы изменять себя в лучшую сторону, не столь важно, кто и когда нанес ущерб нашей психике.

Гораздо важнее, как именно мы поступаем с травмирующим опытом: храним ли обиду годами, обвиняем ли других в том, что недодали нам любви или причиняли боль, или же пытаемся понять, как выбраться из катастрофической ситуации с минимальными потерями – и психологическими, и духовными.

При катастрофах, внешних или личных, всегда есть то, что человек не в силах изменить. И этот факт беспомощности тоже очень важно принять.

Но стоит вспомнить еще раз те психологические особенности, которые приводят к формированию психологической травмы, и посмотреть, какие из них подвластны самому человеку. А еще — с какими страстями связаны эти слабости, в каком направлении следует вести духовную борьбу.

Например, состояние усталости или нервного истощения, депрессия, тревожность и прочие нервно-психические проблемы могут быть связаны не только с физическими и эмоциональными перегрузками, но и с маловерием и неумением полагаться на Бога.

Завышенные требования человека к самому себе могут быть проявлением гордыни.

Недостаточно развитый эмоциональный интеллект отражает неумение любить ближнего.

Склонность к фиксации на травматическом опыте может быть связана со злопамятностью и обидчивостью.

А внешний локус контроля (поиск причин происходящего вовне) — это как раз то качество, которое прекрасно иллюстрируется склонностью искать и находить у себя «психологические травмы» как объяснение причин своего состояния, характера, поведения.

Не надо увлекаться осознанием своих «психологических травм». Если у вас есть причина всерьез предполагать наличие у себя посттравматического расстройства, необходимо обратиться к специалисту, а не заниматься самолечением, ведь это серьезное заболевание. В тандеме с психотерапевтом можно вылечиться от психологической травмы (ПТСР), завершить гештальт (проанализировать и пережить, преодолеть опыт тревожащей ситуации, чтобы больше к ней не возвращаться, чтобы проблема перестала беспокоить и не мешала жить).

Но напомним, что психологические травмы распространены гораздо меньше, чем принято думать. Поэтому стоит думать не о своей травмированности, а потому и неспособности что-то изменить в себе, а стараться осознать, что в любой психологической травме, даже если понимать её так, как сейчас модно, есть та часть, которая подвластна самому человеку, — это наше отношение к катастрофе, наше решение, что делать с травмирующим опытом, как относиться к себе, к людям, причинившим боль, к Богу, «допустившему произошедшее».

Если вы уверены, что ваши психологические проблемы — результат детских травм или же более поздних несчастий, но в то же время ваше состояние не требует помощи специалиста, вы можете самостоятельно сделать следующее: переключить своё внимание с поиска причин на поиск стратегий: что сделать, чтобы выйти из негативного состояния, устранить негативную привычку, выработать полезное качество и обрести душевный мир?

У православных людей работа над психологической травмой неотрывно связана с духовной жизнью: с доверием к Божьему Промыслу, со смирением, покаянием, неустанной молитвой. Преодоление психологической травмы — это не только лечение психического расстройства, но и работа над преодолением страстей.

Наталья Ярасова, психолог-консультант Миссионерского отдела Тульской епархии РПЦ МП

Обращаем ваше внимание, что информация, представленная на сайте, носит ознакомительный и просветительский характер и не предназначена для самодиагностики и самолечения. Выбор и назначение лекарственных препаратов, методов лечения, а также контроль за их применением может осуществлять только лечащий врач. Обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Комментировать