Психология поста

Психология поста

(12 голосов4.6 из 5)

Мы живем сей­час в свя­тые дни поста. И сно­ва, и сно­ва мы зада­ем­ся вопро­сом: что есть пост и как нам пра­виль­но про­ве­сти его, что­бы полу­чить тот бес­цен­ный дар пере­рож­де­ния и осо­зна­ния сво­ей жизни.

Вес­на — это все­гда вре­мя пере­мен, это рож­де­ние новой жиз­ни. При­ро­да ожи­ва­ет в ожи­да­нии теп­ла, све­та, солн­ца. И белый снеж­ный покров поти­хонь­ку чер­не­ет и усту­па­ет место гряз­ным лужам, кото­рые под ярким сол­неч­ным све­том пре­вра­ща­ют­ся в малень­кие ручей­ки, и с каж­дым днем ста­но­вят­ся все чище и прозрачнее.

Не это ли образ поста, что дан нам самим Создателем?!

И вот, когда мы гово­рим о пси­хо­ло­гии поста, очень важ­но заду­мать­ся, что есть пост по сво­ей сути и не явля­ет­ся ли внеш­нее испол­не­ние пред­пи­са­ний ухо­дом от глав­но­го смысла?!

Важ­ной пси­хо­ло­ги­че­ской кате­го­ри­ей явля­ет­ся вопрос моти­ва. Что­бы понять свой истин­ный мотив, необ­хо­ди­мо задать себе вопрос — ДЛЯ ЧЕГО?

Для чего мне пост? Что я хочу полу­чить в резуль­та­те? Что я почув­ствую, когда полу­чу то, что заду­мал? Чита­те­лю может пока­зать­ся, что ответ оче­ви­ден и, тем не менее, это не так. Зача­стую мы совер­ша­ем поступ­ки, совер­шен­но не осо­зна­вая, для чего мы это дела­ем. Про­ис­хо­дит это из-за раз­ры­ва чело­ве­ка со сво­и­ми чув­ства­ми, и как след­ствие поте­ря ощу­ще­ния себя. Как это про­ис­хо­дит? Да очень про­сто. Когда ребе­нок малень­кий, он актив­но про­яв­ля­ет себя и выра­жа­ет свои чув­ства и эмо­ции совер­шен­но есте­ствен­ным обра­зом. Когда ребе­нок злит­ся, он кри­чит и пла­чет, и это один плач. Когда ему груст­но и печаль­но, он пла­чет совсем по-дру­го­му. И роди­те­ли без слов учат­ся пони­мать, что хочет их ребе­нок. Дети очень есте­ствен­ны в выра­же­нии сво­их чувств. Но по мере того, как они рас­тут, взрос­лые, под­чи­ня­ясь пра­ви­лам соци­у­ма, учат детей пра­ви­лам пове­де­ния, и, к сожа­ле­нию, это зача­стую при­во­дит к пла­чев­ным резуль­та­там. Конеч­но, невоз­мож­но пред­ста­вить взрос­ло­го чело­ве­ка, кото­рый как годо­ва­лый малыш захо­дит­ся в пла­че и тре­бу­ет сво­е­го. И мы, взрос­лые, долж­ны учить­ся при­ем­ле­мо­му пове­де­нию, но очень важ­но не отме­нять чувств, не запре­щать чув­ство­вать, а научить детей пра­виль­но выра­жать свои эмо­ции. Когда ребен­ку боль­но, он пла­чет — и это пра­виль­но. Через сле­зы выхо­дит боль. Слу­ча­лось ли вам видеть такую кар­ти­ну: ребе­нок упал, боль­но уда­рил­ся, запла­кал и бежит к маме. Но вме­сто того, что­бы обнять и уте­шить ребен­ка, она ему ска­жет, что мало ему, и так ему и надо, и что нече­го было бало­вать­ся. Хоро­шо, если толь­ко ска­жет, а то еще и отшле­па­ет. Поче­му это про­ис­хо­дит? Мама сама не осо­зна­ет сво­их эмо­ций и на самом деле, она испу­ган­на, что с ребен­ком что-то про­изо­шло, чув­ству­ет себя бес­по­мощ­ной в этой ситу­а­ции, и свой страх выра­жа­ет через агрес­сию. А что же ребе­нок? Он стал­ки­ва­ет­ся с пол­ным непо­ни­ма­ни­ем. Он нуж­дал­ся в защи­те, в под­держ­ке, в люб­ви, а полу­чил нака­за­ние и кри­ти­ку, ведь маль­чи­ки-то не пла­чут, и дево­чек-плакс никто не любит. В ито­ге, дети учат­ся скры­вать боль и не поз­во­ля­ют про­яв­лять себя, а потом и чув­ство­вать что-либо. А зачем? Чув­ство­вать опас­но. Как след­ствие, кри­ти­ка, нака­за­ние, непри­ня­тие. Вот так, сами того не заме­чая, мы учим детей ниче­го не чув­ство­вать, не осо­зна­вать и не жить. Учим скры­вать даже от самих себя. Конеч­но, роди­те­ли дела­ют это не спе­ци­аль­но и это не наша вина, а наша общая беда. Даже сей­час в наших обра­зо­ва­тель­ных про­грам­мах очень мно­го вни­ма­ния уде­ля­ют интел­лек­ту­аль­но­му раз­ви­тию, и совер­шен­но не обра­ща­ют вни­ма­ния на эмо­ци­о­наль­ный интел­лект. Осо­зна­ние сво­их эмо­ций, чувств, потреб­но­стей ведет чело­ве­ка к зна­нию о себе. Это некая рефлек­сия, наблю­де­ние за собой и чет­кое виде­ние, что мной руко­во­дит, и где я нахо­жусь. Где мои мыс­ли, где мое серд­це. Это то, что в пси­хо­ло­гии при­ня­то назы­вать насто­я­щим момен­том, нахож­де­ни­ем здесь и сейчас.

Все это дав­ным-дав­но было ска­за­но в аске­ти­че­ском опы­те Церк­ви. Суть аске­тиз­ма — видеть себя, осо­зна­вать свои мыс­ли. Пра­во­слав­ная пси­хо­ло­гия опи­ра­ет­ся на нрав­ствен­ные цен­но­сти пра­во­сла­вия, на опыт церк­ви, на пра­во­слав­ную антропологию.

Мона­хи-аске­ты не были бес­чув­ствен­ны­ми людь­ми, и зада­ча аске­ти­че­ско­го обра­за жиз­ни — не пере­стать чув­ство­вать, а научить­ся отсле­жи­вать свои чув­ства и управ­лять ими. Отказ от чувств при­во­дит людей к холод­но­сти, отстра­нен­но­сти, к стра­ху. И не толь­ко от дру­гих людей, но и от самих себя. Отсю­да и наше закон­ни­че­ство и отсут­ствие люб­ви к людям, и наши жест­кие тре­бо­ва­ния по отно­ше­нию к ним. Вот так и про­ис­хо­дит, что мы, хри­сти­ане, постим­ся, в храм ходим, молит­вы вычи­ты­ва­ем, а люб­ви не имеем.

Послу­шай­те, как страш­но зву­чит, вычи­ты­ва­ем молит­вы! Молит­ва — это наш раз­го­вор с Богом! Это наше обще­ние с любя­щим Отцом, с Тем, кто все­гда ждет и при­ни­ма­ет, с Тем, кто любит без­услов­но, и сто­ит нам прий­ти и ска­зать Ему «про­сти», как Он нас обни­ма­ет и дает утешение!

Воз­вра­ща­ясь к вопро­су «для чего», то есть к истин­но­му моти­ву, необ­хо­ди­мо отве­тить себе чест­но — для чего я хочу соблю­дать пост? Хочу ли я луч­ше узнать себя, воз­мож­но, я и вовсе не знаю, кто я.

«Когда позна­ешь себя, тогда смо­жешь познать и Бога и, как долж­но, обо­зреть мыс­лью тво­ре­ния». (Пре­по­доб­ный Нил Синай­ский).

Вре­мя поста — это пре­крас­ная воз­мож­ность оста­но­вит­ся, вырвать себя из обы­ден­ной, непро­хо­дя­щей суе­ты, состо­я­щей из дел, пере­жи­ва­ний, устрем­ле­ний. Веч­ных дока­за­тельств себе и дру­гим сво­ей успеш­но­сти, состо­я­тель­но­сти (и не важ­но, будет ли это биз­нес, или цер­ков­ная общи­на). Оста­но­вить­ся и задать­ся вопро­сом: «кто я»?

Это вопрос, на кото­рый мы ищем ответ всю жизнь. У нас мно­го соци­аль­ных ролей. Попро­буй­те, пря­мо сей­час поду­мать и отве­тить — кто я? Отве­ты могут быть очень раз­ные: имя, ста­тус, роли (жена, муж, мать, дирек­тор, учи­тель­ни­ца). Это все я? Какой я? Для чего я?

Для того что­бы попро­бо­вать пораз­мыш­лять на эту тему, необ­хо­ди­мо обра­тить­ся во внутрь себя. Для это­го нуж­но вре­мя и, как ни стран­но, смелость.

Мы гото­вы зани­мать­ся чем угод­но и кем угод­но, но толь­ко не собой. Зача­стую, мы убе­га­ем из соб­ствен­ной жиз­ни: кто в рабо­ту, кто в алко­голь, в интер­нет, в игры, кто в дру­го­го чело­ве­ка, пол­но­стью рас­тво­ря­ясь в нем и его делах, кто в цер­ков­ную огра­ду. Вы спро­си­те: а раз­ве пло­хо тво­рить дела мило­сер­дия и зани­мать­ся дру­ги­ми людь­ми?! Конеч­но, хоро­шо. Но опять вста­ет вопрос моти­ва. Для чего я это делаю? Делаю я это от пол­но­ты сво­ей и жела­ния поде­лить­ся или я убе­гаю прочь от себя, от сво­их про­блем, от сво­ей соб­ствен­ной пусто­ты и про­сто запол­няю эту пусто­ту. Не совер­шаю ли я под­ме­ну, при­кры­ва­ясь постом? Насколь­ко я готов встре­тить­ся с собой? Готов ли я позна­ко­мить­ся с собой и загля­нуть в свое серд­це? Чем оно пол­но? Любо­вью ли, радо­стью, бла­го­дар­но­стью или в нем боль, оби­да, гнев, раз­дра­же­ние? И что делать, если в нем боль и невоз­мож­ность чув­ство­вать и быть в этом мире? А что если толь­ко есть види­мость моей жиз­ни, а меня в этой жиз­ни нет? Что если я боюсь оши­бок и боли, и пото­му пред­по­чи­таю и вовсе ниче­го не делать или ищу себя авто­ри­те­ты в лице гуру, пси­хо­ло­га, свя­щен­ни­ка (вари­ан­тов мас­са), кото­рые будут решать все за меня, а я лишь буду сле­до­вать их воле. Ведь к послу­ша­нию это не име­ет ника­ко­го отно­ше­ния. Послу­ша­ние — это доб­ро­де­тель взрос­лой лич­но­сти. А ста­ла ли я уже взрос­лой лич­но­стью? Насколь­ко я гото­ва жить, про­жи­вая эту жизнь во всей ее пол­но­те. Не пря­чась от боли и стра­да­ния, поз­во­ляя себя чув­ство­вать и про­жи­вать каж­дое мгно­ве­ние сво­ей жизни?

Для того что­бы погру­зить­ся в такие мыс­ли, необ­хо­ди­мо реаль­но осво­бо­дить себе вре­мя. Побыть наедине с самим собой. В пол­ной тишине. Без теле­ви­зо­ра, радио, теле­фо­на и книг. Выбрать вре­мя, и остать­ся наедине с самим собой. Вер­нуть­ся к себе, что­бы потом вер­нуть­ся к Богу, а уж потом вер­нуть­ся к людям. Толь­ко тот, кто есть, может гово­рить с Богом и пред­сто­ять пред Ним. Вот она я! Я здесь! Гос­по­ди! Услышь меня и посмот­ри в мое серд­це, и Дай мне внут­рен­ние зре­ние и сме­лость видеть себя, дай мне воз­мож­ность видеть себя без иска­же­ний, уви­деть в себе образ Божий и может тогда, при­няв все свои чув­ства, все свои мыс­ли и насто­я­щие моти­вы сво­их поступ­ков, при­няв свое несо­вер­шен­ство, я смо­гу понять и дру­гих людей и про­стить им их несо­вер­шен­ство. И, может, тогда я пере­ста­ну осуж­дать и навя­зы­вать людям свое миро­воз­зре­ние, свои мыс­ли и свою прав­ду. Может, тогда мы хоть на мгно­ве­ние при­бли­зим­ся к тому чув­ству люб­ви и при­ня­тия, кото­рое и долж­но бы быть у нас. И оно обя­за­тель­но есть в нас, коль в каж­дом чело­ве­ке образ и подо­бие Божие.

Пост – это вре­мя, что дано нам муд­рой мате­рью Цер­ко­вью в вос­пи­та­нии нас — нера­зум­ных детей. Это вре­мя не про­сто фак­ти­че­ских огра­ни­че­ний. И сам отказ от еды или раз­вле­че­ний ни к чему не при­ве­дет. Это лишь внеш­нее сред­ство для дости­же­ния выс­шей цели. Но осо­знан­ное воз­дер­жа­ние — это дей­ствен­ное сред­ство для чело­ве­ка. Когда ребе­нок малень­кий, любя­щий роди­тель не раз­ре­ша­ет ведь малы­шу кушать все под­ряд и не кор­мит ребен­ка одним толь­ко шоко­ла­дом, лишь пото­му, что ребен­ку он нра­вит­ся. Роди­те­ли уста­нав­ли­ва­ют некие нор­мы и дела­ют это исхо­дя из люб­ви, пони­мая, что некие огра­ни­че­ния необ­хо­ди­мы. Даже от самой инте­рес­ной игры нужен отдых. То есть, уже в дет­стве закла­ды­ва­ет­ся пра­виль­ное отно­ше­ние к гра­ни­цам, и ребен­ка учат уметь соблю­дать эти гра­ни­цы и в даль­ней­шем само­му их себе уста­нав­ли­вать как в про­стых потреб­но­стях (сон, еда, питье, отдых), так и гра­ни­цы вза­и­мо­дей­ствия людей друг с дру­гом. И некое осо­знан­ное огра­ни­че­ние себя — необ­хо­ди­мое и важ­ное сред­ство. С пси­хо­ло­ги­че­ской точ­ки зре­ния, чело­ве­ку необ­хо­ди­мо при­слу­шать­ся к себе и опре­де­лить, что имен­но для него будет отка­зом и от чего он готов отка­зать­ся, но исхо­дя из сво­ей меры, что­бы не пре­вра­тить пост в озлоб­ле­ние. Из-за гор­до­сти чело­век гре­шит. По гор­до­сти же мы часто пре­вы­ша­ем меру воз­мож­но­го для нас огра­ни­че­ния, и тогда цель поста ста­но­вит­ся от нас все даль­ше и даль­ше. Мы ухо­дим во внеш­нюю сто­ро­ну воз­дер­жа­ния, как бы заиг­ры­вая с собой, пря­чась в оче­ред­ной раз от глу­би­ны сво­ей. Сосре­до­то­чив все свои мыс­ли вокруг пита­ния и наблю­де­ни­ем за тарел­кой ближ­не­го и его поступ­ка­ми, мы сно­ва и сно­ва бро­са­ем само­го себя. И толь­ко про­ще­ни­ем, мило­стью и любо­вью смо­жем мы встать на путь, кото­рый ведет нас к Богу.

Толь­ко через обра­ще­ние чело­ве­ка к само­му себе, через осо­зна­ние себя, через вни­ма­ние, кото­рое чело­век смо­жет уде­лить само­му себе, через истин­ное пока­я­ние и веру в мило­сер­дие Божие, можем мы стя­жать духов­ные пло­ды, что дает нам это пре­крас­ное вре­мя. Все, что я осо­знаю, уже не управ­ля­ет мной. И чест­ный взгляд, обра­щен­ный вовнутрь, дает нам воз­мож­ность почув­ство­вать любовь и бла­го­дар­ность. Бла­го­дар­ность Гос­по­ду за нашу жизнь, за воз­мож­ность видеть кра­со­ту это­го мира, позна­вать жизнь со все­ми ее горе­стя­ми и радо­стя­ми, воз­мож­но­стью почув­ство­вать, как вре­мя поста дает­ся нам в осо­зна­ние себя и сво­их огра­ни­че­ний, и почув­ство­вать всю радость обре­те­ния в себе люб­ви и стрем­ле­ния духа к побе­де над тьмой и смер­тью и обре­те­ние душой пас­халь­но­го воскресения!

Автор: Вик­то­рия Маркелова

Пси­хо­лог Сино­даль­но­го Мис­си­о­нер­ско­го отде­ла Мос­ков­ско­го Патриархата

Источ­ник: svt-nikolay.cerkov.ru

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки