Сила слова: оружие в руках медика

Сила слова: оружие в руках медика

(4 голоса5.0 из 5)

Аме­ри­кан­ский пси­хо­лог К. Род­жерс (1902–1987 г.) открыл в сво­ей тера­пев­ти­че­ской прак­ти­ке «обще­ния с людь­ми», что каче­ство отно­ше­ния меж­ду людь­ми име­ет реша­ю­щее зна­че­ние для кон­струк­тив­но­го изме­не­ния лич­но­сти. Для воз­ник­но­ве­ния кли­ма­та, спо­соб­ству­ю­ще­го лич­ност­но­му росту чело­ве­ка, долж­ны быть соблю­де­ны три усло­вия. Эти усло­вия оди­на­ко­во под­хо­дят как для отно­ше­ний меж­ду тера­пев­том и паци­ен­том, так и отно­ше­ни­я­ми меж­ду роди­те­ля­ми и ребен­ком, а так­же руко­во­ди­те­лем и кол­лек­ти­вом, учи­те­лем и уче­ни­ка­ми или управ­лен­цем и сотруд­ни­ка­ми, т.е. при­ме­ни­мы в любой ситуации.

Пер­вым усло­ви­ем явля­ет­ся истин­ность, непод­дель­ность, откры­тость. К при­ме­ру, чем боль­ше медик в отно­ше­нии с боль­ным будет самим собой, т.е. не выяв­ля­ет напо­каз свой про­фес­си­о­наль­ный опыт и лич­ные амби­ции, тем боль­ше веро­ят­ность того, что его боль­ной будет сво­бод­но выска­зы­вать­ся и тем кон­струк­тив­нее будет обще­ние с ним.

Вто­рым усло­ви­ем явля­ет­ся уча­стие, сочув­ствие, сим­па­тия и ува­же­ние – это, без­услов­но, поло­жи­тель­ная направ­лен­ность на боль­но­го, ины­ми сло­ва­ми пси­хо­ло­ги­че­ская «повер­ну­тость» к нему.

Тре­тьим усло­ви­ем отно­ше­ний меж­ду тера­пев­том и боль­ным явля­ет­ся сопе­ре­жи­ва­ние (эмпа­тия, т.е. спо­соб­ность про­ник­нуть в сущ­ность ситу­а­ции, в кото­рой нахо­дит­ся боль­ной, ины­ми сло­ва­ми пока­зать свое пони­ма­ние про­блем боль­но­го). Этот вид чут­ко­го актив­но­го выслу­ши­ва­ния чрез­вы­чай­но ред­ко встре­ча­ет­ся в нашей жиз­ни. Мы дума­ем, что слу­ша­ем дру­го­го, но это про­ис­хо­дит лишь в ред­ких слу­ча­ях при истин­ном пони­ма­нии и под­лин­ном сопе­ре­жи­ва­нии. Тем не менее этот осо­бый вид уме­ния выслу­шать и понять дру­го­го явля­ет­ся одной из могу­ще­ствен­ных сил, спо­соб­ных изме­нить человека.

Самая про­стая фор­ма пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ской помо­щи – это выслу­шать боль­но­го. Но выслу­шать вни­ма­тель­но! В таких бесе­дах боль­ной лечит­ся сам – тем, что его стра1369751800_lekarstvennye-preparaty-dlya-lecheniya-cistita-naznachaet-tolko-vrachдания нахо­дят сло­вес­ное выра­же­ние. Выго­во­рил­ся, пожа­ло­вал­ся вво­лю, и ста­ло ему лег­че, и он ощу­тил воз­мож­ность даль­ней­шей борь­бы с болезнью.

Малень­кие дети пере­жи­ва­ют стресс свое­об­раз­ным обра­зом. Они умнее взрос­лых, так как сто­ят бли­же к Богу. Дети садят­ся и рису­ют. В про­цес­се рисо­ва­ния дети сосре­до­то­чен­ны, мол­ча­ли­вы и в этот момент ребе­нок «выбра­сы­ва­ет» из себя, уда­ля­ет нега­тив­ные пере­жи­ва­ния и через пол­ча­са вста­ет весе­лым. Так сами себя лечат дети. Взрос­лым необ­хо­ди­ма помощь извне – в виде собе­сед­ни­ка. Но нужен такой собе­сед­ник, кото­рый будет слу­шать вни­ма­тель­но. Тяже­лая мысль, кото­рая гло­жет, тер­за­ет, угне­та­ет,  теря­ет свою нега­тив­ную силу, будучи выска­зан­ной вслух. Это закон физио­ло­гии. Это пер­вая поль­за от раз­го­во­ра с боль­ным. Вто­рая поль­за состо­ит в том, что рас­ска­зы­вая о сво­их печа­лях чело­век очень ско­ро обра­ща­ет­ся к ста­рым впе­чат­ле­ни­ям и пере­жи­ва­ни­ям и таким обра­зом как бы про­смат­ри­ва­ет свое про­шлое, всю свою жизнь. Отрыв­ка­ми, фраг­мен­тар­но – но про­смат­ри­ва­ет. И сест­ра мило­сер­дия, участ­вуя в этом про­смот­ре, без тру­да может под­толк­нуть боль­но­го к пере­оцен­ке непри­ят­ных фак­то­ров про­шло­го. Это сни­зит угне­тен­но-тре­вож­ный фон в состо­я­нии паци­ен­та, и, без­услов­но, будет спо­соб­ство­вать его выздо­ров­ле­нию. Даже если боль­ной не может пол­но­стью выздо­ро­веть, он все рав­но почув­ству­ет себя ком­форт­нее, весе­лее, и вслед­ствие это­го ста­нет лег­че и сест­ре уха­жи­вать за ним.

Для полу­че­ния тако­го резуль­та­та необходимы:

  • дове­рие боль­но­го к мед­сест­ре (боль­ной чув­ству­ет, что вы не    рав­но­душ­ны к нему),
  • вера мед­сест­ры в соб­ствен­ные сло­ва (искрен­ность).

Сест­ра мило­сер­дия долж­на пред­став­лять себе пси­хо­ло­гию 251010sestry_11чело­ве­ка, кото­ро­го при­жа­ла болезнь. Доволь­но часто у боль­ных воз­ни­ка­ет чув­ство бес­по­мощ­но­сти, обре­чен­но­сти, и спа­си­тель­ных дей­ствий они ждут в состо­я­нии, близ­ком к отча­я­нию. Если в такой момент мед­сест­ра про­явит к паци­ен­ту искрен­нее вни­ма­ние, отне­сет­ся с душой (а это боль­ные улав­ли­ва­ют сра­зу, с пер­вых же фраз), то ее ком­пе­тент­ность в их гла­зах ста­но­вит­ся без­гра­нич­ной. Это и будет пол­ное доверие.

Вот яркий при­мер авто­ри­те­та цели­те­ля. Свя­той Иоанн Крон­штадт­ский. О нем зна­ла и в него вери­ла вся Россия.

С точ­ки зре­ния меди­ци­ны его успе­хи в исце­ле­нии боль­ных осно­вы­ва­лись на Божи­ей  бла­го­да­ти и на вере людей. Боль­ная из-за слиш­ком боль­шо­го рас­сто­я­ния не мог­ла с ним встре­тит­ся, но теле­грам­мы с корот­ким тек­стом «МОЛЮСЬ ЗА ВАСЪ=ИОАНН» ока­за­лось доста­точ­но, что­бы болезнь очень ско­ро прошла.

Духов­ная схе­ма лече­ния тако­ва: искрен­ность, доб­ро­та, отзыв­чи­вость меди­ка и дове­рие, вера боль­но­го. И тут воз­ни­ка­ет вопрос о кон­крет­ных фор­мах  пси­хо­те­ра­пии. Что, в каких слу­ча­ях и как гово­рить боль­но­му? Здесь не может быть общих ука­за­ний. С одним боль­ным надо быть дели­кат­ным, дру­го­го — немно­го дер­жать в стра­хе, что­бы не воз­ник­ло лег­ко­мыс­лен­ной оцен­ки сво­е­го состо­я­ния, тре­тье­го надо все вре­мя под­бад­ри­вать, ина­че он упа­дет духом. С одним надо шутить, дру­гой, наобо­рот, подо­зри­тель­но отно­сит­ся к улыб­кам и усмеш­кам и в ответ может оскор­бить­ся. Этот боль­ной верит сло­вам, про­из­не­сен­ным серьезно.

Таким обра­зом, в обще­нии, в раз­го­во­рах с боль­ны­ми сест­ра мило­сер­дия – режис­сер. У нее есть очень силь­ное ору­жие в борь­бе с болез­нью: она близ­кий боль­но­му чело­век. Еван­гель­ская запо­ведь о поже­ла­нии ближ­не­му того, чего хотел бы для себя, науча­ет  все вре­мя зада­вать себе вопрос: что еще я могу сде­лать для чело­ве­ка, что­бы ему ста­ло хоро­шо? Боль­ной чело­век отли­ча­ет­ся от здо­ро­во­го преж­де все­го тем, что он зави­сит от дру­гих людей. Болезнь лиша­ет чело­ве­ка сво­бо­ды выбо­ра. Он не может делать то, что он хочет. Он не может, напри­мер, сам встать,  сам умыть­ся, схо­дить в туа­лет или съесть то, что он любит. Сест­ра мило­сер­дия долж­на преду­смот­реть вся­кие ситу­а­ции, быть наблю­да­тель­ной и догадливой.

Сест­ре мило­сер­дия важ­но пом­нить, что для чело­ве­ка попасть в боль­ни­цу – это все­гда стресс. Пере­жи­ва­ния, свя­зан­ные с таким забо­ле­ва­ни­ем (что со мной, опас­но ли болен, не умру ли, не ста­ну ли инва­ли­дом, сде­ла­ют ли мне боль­но, что будет с детьми, как ска­зать жене, что­бы не напу­гать ее?), насла­и­ва­ют­ся на пере­жи­ва­ния рез­кой сме­ны обста­нов­ки. Поэто­му необ­хо­ди­мо, как мож­но боль­ше общать­ся с боль­ным, не остав­лять его одно­го, рас­ска­зы­вать ему обо всем, что с ним про­ис­хо­дит и будет про­ис­хо­дить в бли­жай­шее вре­мя, успо­ка­и­вать его, обод­рять. Делать это даже тогда, когда  кажет­ся, что б6_1237288851оль­ной не слы­шит или не пони­ма­ет. Делать это все­гда. Надо гово­рить внят­но, уве­рен­но и лас­ко­во, к при­ме­ру: «Ниче­го, Иван Ива­но­вич, не вол­нуй­тесь, мы вам обя­за­тель­но помо­жем. Все будет хоро­шо!» Мед­сест­ра долж­на хоро­шо знать боль­но­го. Не толь­ко его фами­лию, имя и отче­ство, но узнать его как лич­ность. И эта лич­ность долж­на быть сест­ре мило­сер­дия инте­рес­на. Любой чело­век нуж­да­ет­ся во вни­ма­нии к сво­ей пер­соне. Для мно­гих несчаст­ных вни­ма­ние – един­ствен­ная насто­я­щая цен­ность в жиз­ни. Смот­ри­те не отни­ми­те ее!

Сест­ре мило­сер­дия сле­ду­ет научить­ся искус­ству мел­ких зна­ков вни­ма­ния к паци­ен­ту. Назы­вать его по име­ни и отче­ству, это уже пер­вый знак. Хоро­шо бы знать, на каком боку ему боль­но спать и какую газе­ту он любит читать, как зовут его люби­мую внуч­ку или неве­сту, что раду­ет и печа­лит его, когда  мож­но рас­ше­ве­лить его, раз­ве­се­лить, пора­до­вать – и тут сест­ра мило­сер­дия  уже мастер сво­е­го дела.

Про­фес­си­о­наль­ное обще­ние долж­но быть доб­ро­же­ла­тель­ным и при­вет­ли­вым; мед­сест­ре сле­ду­ет выра­жать свою мысль сло­ва­ми, понят­ны­ми для боль­но­го, кем бы он ни был: без­дом­ным дедуш­кой или про­фес­со­ром. Все­гда сле­ду­ет пом­нить, что люди боль­ше обра­ща­ют вни­ма­ние не на сло­ва, а на скры­тое за ними отно­ше­ние к про­бле­ме собе­сед­ни­ка. С само­го нача­ла луч­ше объ­яс­нить боль­но­му, что чудо совер­шит­ся не сра­зу, что болезнь слож­на, с тру­дом под­да­ет­ся лече­нию, что ждать при­дет­ся в непре­стан­ной борь­бе и стра­да­ни­ях. «Болезнь вхо­дит пуда­ми, а выхо­дит золот­ни­ка­ми» — гла­сит народ­ная посло­ви­ца, и это наи­бо­лее опти­маль­ный прин­цип обще­ния с хро­ни­че­ски­ми больными.

И еще одно общее заме­ча­ние: когда чело­век попа­да­ет в боль­ни­цу, его род­ствен­ни­ки, оза­бо­чен­ные совре­мен­ным поло­же­ни­ем дел в здра­во­охра­не­нии, пред­став­ляя все в самых мрач­ных крас­ках, неред­ко раз­дра­жа­ют­ся и гне­ва­ют­ся на всех и вся. Надо пожа­леть их, помочь им разо­брать­ся в том, что про­ис­хо­дит и будет про­ис­хо­дить с их близ­ки­ми. Уде­лить им вре­мя – и таким обра­зом изба­вить их от отри­ца­тель­ных эмоций.

ИТАК, дове­ри­тель­ность, любовь, искрен­няя забо­та, сопе­ре­жи­ва­ние, сим­па­тия, ува­же­ние к боль­но­му сде­ла­ют чудо: созда­дут доб­рую, свет­лую, несмот­ря на тяжесть болез­ни, атмо­сфе­ру. Пси­хо­ген­ный фак­тор будет ниве­ли­ро­ван, устра­нен, что при­ве­дет к суще­ствен­но­му тера­пев­ти­че­ско­му изменению.

Авто­ры: Н.А. Пига­ло­ва – заслу­жен­ный учи­тель Р.Ф., дирек­тор Ниже­го­род­ско­го меди­цин­ско­го кол­ле­джа Росздрава
Ю.А. Куз­не­цо­ва — пре­по­да­ва­тель  Духов­ных основ милосердия

Ста­тья из посо­бия «Диа­ко­ни­че­ское слу­же­ние сест­ры мило­сер­дия страж­ду­щим. Часть I‑я»  —  2007 г.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки