Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

Холотропное дыхание — практика поражения души и сознания человека

(7 голосов3.9 из 5)

В наш век ком­пью­тер­ной тех­ни­ки, совре­мен­ных тех­но­ло­гий и науч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са серьёз­но встал вопрос о пси­хи­че­ском и духов­ном здо­ро­вье людей. В кон­це XX века мы встре­ча­ем­ся с широ­ким набо­ром пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ских прак­тик на осно­ве “рас­ши­ре­ния созна­ния”, обе­ща­ю­щих исце­ле­ние от раз­лич­ных болез­ней, оздо­ров­ле­ние, лич­ност­ный рост и раз­ви­тие твор­че­ских спо­соб­но­стей. Одной из таких прак­тик явля­ет­ся широ­ко рекла­ми­ру­е­мая холо­троп­ная тера­пия. Что пред­став­ля­ет собой эта практика?

Понятие о холотропных состояниях сознания
и холотропной терапии

В 70‑х годах XX века бла­го­да­ря тру­дам Лео­нар­да Орра и Ста­ни­сла­ва Гро­фа было осно­ва­но дви­же­ние “Сво­бод­ное дыха­ние” (Free Breathing). Все при­ме­ня­е­мые пси­хо­тех­ни­ки осно­ва­ны на вызо­ве изме­нён­ных состо­я­ний созна­ния посред­ством гипер­вен­ти­ля­ции. С. Гроф сов­мест­но с супру­гой Кри­сти­ной в 1975 г. офор­ми­ли мето­ди­ку новой тех­ни­ки, полу­чив­шей назва­ние холо­троп­ной тера­пии (холо­троп­но­го дыха­ния). Дан­ный вид тера­пии спо­соб­ству­ет воз­ник­но­ве­нию так назы­ва­е­мых холо­троп­ных состо­я­ний. Сло­вохоло­троп­ный бук­валь­но озна­ча­ет ‘обра­щён­ный к цель­но­сти’ или ‘дви­жу­щий­ся к целост­но­сти’. С. Гроф счи­та­ет, что в холо­троп­ных состо­я­ни­ях созна­ние видо­из­ме­ня­ет­ся каче­ствен­но глу­бо­ко и осно­ва­тель­но, но не ста­но­вит­ся силь­но повре­ждён­ным и ослаб­лен­ным1.

Тео­ре­ти­че­ски мето­ди­ка холо­троп­но­го дыха­ния осно­ва­на на дан­ных пси­хо­де­ли­че­ских2иссле­до­ва­ний и, по мне­нию С. Гро­фа, хоро­шо с ними соче­та­ет­ся. Холо­троп­ные состо­я­ния созна­ния могут вызы­вать­ся целым рядом пси­хо­тех­ник древ­них и тузем­ных (шаман­ских) куль­тур. Эле­мен­ты тех­ник для дости­же­ния этих состо­я­ний суще­ству­ют в пра­на­я­ме — древ­не­ин­дий­ской нау­ке дыха­ния, а так­же вхо­дят в упраж­не­ния кун­да­ли­ни йоги, сид­дха йоги, тибет­ской вад­ж­ра­я­ны, суфий­ских прак­тик, буд­дий­ской и даос­ской меди­та­ций. С. Гроф акцен­ти­ру­ет: “…века­ми был изве­стен факт, что с помо­щью дыха­ния, регу­ли­ру­е­мо­го раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми, воз­мож­но ока­зы­вать вли­я­ние на состо­я­ние созна­ния”3.

При про­ве­де­нии сеан­са холо­троп­но­го дыха­ния исполь­зу­ют про­стые сред­ства: осо­знан­ное управ­ля­е­мое дыха­ние, понуж­да­ю­щую музы­ку в соче­та­нии с дру­ги­ми фор­ма­ми зву­ко­во­го воз­дей­ствия, целе­на­прав­лен­ную рабо­ту с телом, рисо­ва­ние ман­дал4 и др. С. Гроф пишет: “…важ­но так­же под­черк­нуть, что эпи­зо­ды холо­троп­ных состо­я­ний раз­ной дли­тель­но­сти могут так­же воз­ни­кать сами собой, без какой-либо уста­нав­ли­ва­е­мой при­чи­ны и часто про­тив воли вовле­чён­ных в них людей”5. Он под­чёр­ки­ва­ет, что исполь­зо­ва­ние холо­троп­ных состо­я­ний явля­ет­ся новей­шей раз­ра­бот­кой (кур­сив наш — и. М.) в запад­ной психиатрии.

Уве­ли­че­ние часто­ты и глу­би­ны дыха­ния ослаб­ля­ет пси­хо­ло­ги­че­ские защи­ты и ведёт к высво­бож­де­нию и про­яв­ле­нию “бес­со­зна­тель­но­го” и “сверх­со­зна­тель­но­го” в пси­хи­ке чело­ве­ка. С. Гроф пишет, что во вре­мя холо­троп­ных состо­я­ний у чело­ве­ка могут появ­лять­ся глу­бо­кие пси­хо­ло­ги­че­ские про­зре­ния и пере­жи­ва­ния, во вре­мя кото­рых есть воз­мож­ность пере­жи­вать пси­хо­ло­ги­че­скую смерть и воз­рож­де­ние, широ­кий спектр тран­спер­со­наль­ных явле­ний; обна­ру­жи­вать память дру­гих “вопло­ще­ний”, встре­чать­ся с архе­ти­пи­че­ски­ми обра­за­ми, общать­ся с “бес­плот­ны­ми суще­ства­ми” и посе­щать бес­чис­лен­ные мифо­ло­ги­че­ские ландшафты.

Практика холотропной терапии

В Москве прак­ти­кой про­ве­де­ния сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния зани­ма­ет­ся ряд пси­хо­ло­гов и энту­зи­а­стов. Базо­вым учеб­ным заве­де­ни­ем по под­го­тов­ке подоб­ных “спе­ци­а­ли­стов” явля­ет­ся Инсти­тут тран­спер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии, кото­рый воз­глав­ля­ет кан­ди­дат фило­соф­ских наук Вла­ди­мир Майков.

Сеан­сы холо­троп­но­го дыха­ния пред­по­ла­га­ют: 1) под­го­то­ви­тель­ный этап; 2) всту­пи­тель­ную бесе­ду веду­ще­го перед участ­ни­ка­ми сеан­са; 3) раз­ми­ноч­ную часть с исполь­зо­ва­ни­ем кун­да­ли­ни сид­дха йоги; 4) гонг-меди­та­цию; 5) непо­сред­ствен­ный этап дыха­ния; 6) рисо­ва­ние ман­дал; 7) груп­по­вое обсуж­де­ние переживаний.

Во вре­мя под­го­то­ви­тель­но­го эта­па все жела­ю­щие участ­во­вать в сеан­се запол­ня­ют спе­ци­аль­ные меди­цин­ские анке­ты, в кото­рых они ука­зы­ва­ют име­ю­щи­е­ся забо­ле­ва­ния и пере­не­сён­ные опе­ра­ции. Врач про­смат­ри­ва­ет эти анке­ты, на осно­ва­нии чего инди­ви­ду­аль­но реша­ет вопрос о допус­ке к уча­стию в сеан­се каж­до­го кан­ди­да­та. Всем участ­ни­кам сеан­са холо­троп­но­го дыха­ния выда­ёт­ся памят­ка “холо­нав­та” (дыша­ще­го), в кото­рой опре­де­ле­ны пра­ви­ла про­ве­де­ния сеан­са и ука­за­ны забо­ле­ва­ния, при нали­чии кото­рых уча­стие в сеан­се запре­ще­но. Во вре­мя всту­пи­тель­ной бесе­ды веду­щий сеан­са рас­ска­зы­ва­ет участ­ни­кам об исклю­чи­тель­ной роли холо­троп­но­го дыха­ния, о пере­жи­ва­ни­ях, о пра­ви­лах пове­де­ния во вре­мя сеан­са и о пер­спек­ти­вах лич­но­го роста. Раз­ми­ноч­ный этап и гонг-меди­та­ция обыч­но про­во­дят­ся “спе­ци­а­ли­ста­ми” из цен­тра Я. Мар­ша­ка. В насто­я­щее вре­мя начи­на­ют внед­рять­ся эле­мен­ты тан­тры и шаман­ских прак­тик. Непо­сред­ствен­ный про­цесс дыха­ния длит­ся не менее одно­го часа и выпол­ня­ет­ся по систе­ме С. Гро­фа: все лежат с закры­ты­ми гла­за­ми, слу­ша­ют музы­ку, ни о чём не дума­ют, толь­ко часто и глу­бо­ко дышат и пере­жи­ва­ют. Мето­до­ло­гия про­ве­де­ния сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния преду­смат­ри­ва­ет нали­чие закры­то­го изо­ли­ро­ван­но­го поме­ще­ния с целью эффек­тив­но­го воз­дей­ствия музы­каль­ной виб­ра­ции, про­ни­зы­ва­ю­щей всё тело участ­ни­ков. В завер­ше­ние сеан­са дыха­ния все участ­ни­ки в обя­за­тель­ном поряд­ке рису­ют ман­да­лы и обсуж­да­ют их содер­жа­ние в соста­ве груп­пы под руко­вод­ством веду­ще­го тренинг.

С пра­во­слав­ных пози­ций мето­до­ло­гия хло­троп­но­го дыха­ния может харак­те­ри­зо­вать­ся сле­ду­ю­щим образом.

Во-пер­вых, состав­ля­ю­щие эле­мен­ты холо­троп­ной сес­сии — рабо­та с телом — кун­да­ли­ни сид­дха йога, гонг-меди­та­ция, тан­тра и шама­низм явля­ют­ся оккульт­ны­ми прак­ти­ка­ми. Осо­бен­но деструк­тив­ный аспект свя­зан с “про­буж­де­ни­ем энер­гии кун­да­ли­ни”. Соглас­но уче­нию древ­них индий­ских йогов, кун­да­ли­ни (“свёр­ну­тая коль­цом”) — это энер­гия, кото­рая созда­ёт и под­дер­жи­ва­ет весь кос­мос. В спя­щем виде она нахо­дит­ся в осно­ва­нии позво­ноч­ни­ка чело­ве­ка, в его тон­ком, или энер­ге­ти­че­ском теле — неко­то­ром поле, кото­рое окру­жа­ет и про­ни­зы­ва­ет тело физическое.

По утвер­жде­нию ряда авто­ров, сила кун­да­ли­ни в сво­ей осно­ве явля­ет­ся поло­жи­тель­ной и сози­да­тель­ной, но на пер­вых эта­пах её про­хож­де­ния воз­ни­ка­ет стресс, кото­рый может вызвать серьёз­ные пси­хи­че­ские рас­строй­ства (кур­сив наш — и. М.). При дви­же­нии энер­гии про­ис­хо­дит рас­кры­тие чакр — цен­тров пси­хи­че­ской энер­гии, что может вызы­вать силь­ные боли, воз­мож­но ухуд­ше­ние зре­ния и даже его пол­ная поте­ря; в про­цес­се дли­тель­ных меди­та­ций, когда тело дол­го нахо­дит­ся в опре­де­лён­ной позе, может воз­ник­нуть частич­ный пара­лич одной из частей тела. Край­ни­ми нега­тив­ны­ми про­яв­ле­ни­я­ми этой энер­гии могут быть умо­по­мра­че­ние и даже смерть. Ещё в 30‑е годы XX века тео­соф А. Кле­зов­ский опи­сал те страш­ные явле­ния, кото­рые испы­ты­ва­ет чело­век во вре­мя заня­тий прак­ти­кой кун­да­ли­ни йоги. Он писал, что стра­да­ния надо пере­но­сить и “луч­ше за сове­та­ми к вра­чам не обра­щать­ся, ибо вме­сто поль­зы мож­но при­не­сти себе суще­ствен­ный вред. Лече­ние этих болей обыч­ны­ми мера­ми невоз­мож­но”6.

Во-вто­рых, все эле­мен­ты про­цес­са холо­троп­но­го дыха­ния направ­ле­ны на дости­же­ние чело­ве­ком изме­нён­ных состо­я­ний созна­ния (ИCC). ИСС издав­на при­вле­ка­ют вни­ма­ние пси­хо­ло­гов и явля­ют­ся пред­ме­том серьёз­но­го науч­но­го инте­ре­са. Вопрос, что отно­сить к тако­вым состо­я­ни­ям, реша­ет­ся отча­сти по неко­то­рым пси­хо­ло­ги­че­ским кри­те­ри­ям. Так как для дости­же­ния ИСС исполь­зу­ют­ся мето­ди­ки и эле­мен­ты восточ­ных прак­тик, то чело­век под их воз­дей­стви­ем (свя­тые Отцы свя­зы­ва­ют это воз­дей­ствие с вли­я­ни­ем злых духов) дости­га­ет при­ят­ней­ших “духов­ных уте­ше­ний”, “виде­ний”, пере­жи­ва­ний “бла­женств”, “покоя”, “мира” , “бес­ко­неч­но­сти”7.

В‑третьих, исполь­зу­ет­ся мето­ди­ка буд­дий­ской меди­та­ции, име­ю­щая в сво­ей осно­ве без­оце­ноч­ное отно­ше­ние к пере­жи­ва­ни­ям. Погру­же­ние в ИСС обыч­но пред­ла­га­ет­ся вос­при­ни­мать “с пол­ной откры­то­стью”, без предубеж­де­ний и без каких-то опре­де­лен­ных ожи­да­ний: при­ни­май­те виде­ния и пере­жи­ва­ния “без вся­кой цен­зу­ры”, не нуж­но ниче­го “из голо­вы”, “иди­те в переживание”.

Пси­хо­ло­ги пишут, что в ИСС про­ис­хо­дит регрес­сия, кото­рая выра­жа­ет­ся в виде арха­и­за­ции мыш­ле­ния, в пере­хо­де к более при­ми­тив­ным эмо­ци­ям, когда утра­чен (или ослаб­лен) кон­такт с реаль­но­стью. Тогда воля и разум уже не отсле­жи­ва­ют, сколь­ко ещё оста­лось от было­го кон­так­та, и в каком исто­ри­че­ском вре­ме­ни мы долж­ны жить и дей­ство­вать. Подоб­ный под­ход к пере­жи­ва­ни­ям, полу­чен­ным в ходе сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния, пред­став­ля­ет собой фор­му духов­но­го нар­ко­за, “кото­рый не лечит, но отни­ма­ет чув­ство боли”8.

В‑четвёртых, сре­ди мето­дик восточ­ных фило­соф­ских уче­ний сле­ду­ет осо­бо оста­но­вить­ся на меди­та­тив­ной тех­ни­ке. Суще­ству­ет мно­го раз­лич­ных мето­дов меди­та­ции и соот­вет­ству­ю­щих меди­та­тив­ных пере­жи­ва­ний. Тер­мин меди­та­ция “…обо­зна­ча­ет мето­ды упраж­не­ния вни­ма­ния для того, что­бы научить­ся про­из­воль­но кон­тро­ли­ро­вать пси­хи­че­ские про­цес­сы и раз­ви­вать осо­бые пси­хи­че­ские каче­ства, такие, как созна­ва­ние, про­зре­ние, кон­цен­тра­цию, урав­но­ве­шен­ность и любовь. Меди­та­ция направ­ле­на на раз­ви­тие опти­маль­ных состо­я­ний созна­ния и пси­хо­ло­ги­че­ско­го ком­фор­та”9.

Меди­та­ция рас­смат­ри­ва­ет­ся как цен­траль­ная тех­ни­ка тран­спер­со­наль­но­го раз­ви­тия. Соот­вет­ствен­но меди­та­тив­ные тех­ни­ки вызы­ва­ют тео­ре­ти­че­ский и прак­ти­че­ский инте­рес тран­спер­со­наль­ной пси­хо­ло­ги10. Ряд авто­ров пря­мо заяв­ля­ет, что меди­та­ция пред­став­ля­ет собой про­цесс раз­вёр­ты­ва­ния созна­ния (кур­сив наш — и. М.), “меди­та­ция — сред­ство пол­ной транс­фор­ма­ции, пре­об­ра­же­ния лич­но­сти”11. Сле­ду­ет под­черк­нуть, что ман­да­лы, кото­рые рису­ют участ­ни­ки сеан­са холо­троп­но­го дыха­ния, в неко­то­рых тех­ни­ках явля­ют­ся сим­во­ла­ми меди­та­ции. Не слу­чай­но рисо­ва­ние ман­дал выпол­ня­ет­ся в обя­за­тель­ном поряд­ке с целью инте­гра­ции ИСС участ­ни­ков сеанса.

В‑пятых, выде­лим мето­ды зву­ко­во­го воз­дей­ствия, сре­ди кото­рых отме­тим вли­я­ние тран­со­вой музы­ки или “про­ры­ва” посред­ством исполь­зо­ва­ния бара­бан­ной дро­би, шаман­ско­го пения, кри­ков зве­рей и дру­гих силь­но­дей­ству­ю­щих зву­ко­вых эле­мен­тов. Для созда­ния и под­дер­жа­ния необыч­но­го состо­я­ния созна­ния (кур­сив наш — и. М.) музы­ка долж­на обла­дать высо­ки­ми тех­ни­че­ски­ми каче­ства­ми и доста­точ­ной мощностью.

По при­зна­нию С. Гро­фа: “Прин­ци­пы аку­сти­че­ско­го воз­дей­ствия для рас­ши­ре­ния созна­ния были раз­ра­бо­та­ны Элен Бон­ни (Bonny, 1973), быв­шей сотруд­ни­цей Науч­но-иссле­до­ва­тель­ско­го пси­хи­ат­ри­че­ско­го цен­тра в Кэтонс­ви­ле (штат Мэри­ленд), где она при­ни­ма­ла уча­стие в пси­хо­де­ли­че­ских иссле­до­ва­ни­ях как музы­каль­ный тера­певт”12. В Рос­сии и стра­нах СНГ в послед­ние годы исполь­зу­ет­ся фоно­те­ка музы­каль­ных запи­сей, раз­ра­бо­тан­ная В. Май­ко­вым спе­ци­аль­но для сес­сий холо­троп­но­го дыхания.

На осно­ва­нии выше­ска­зан­но­го мож­но сде­лать одно­знач­ный вывод: метод холо­троп­но­го дыха­ния, раз­ра­бо­тан­ный С. Гро­фом вза­мен пси­хо­де­ли­че­ской тера­пии, явля­ет­ся ком­плекс­ной меди­та­тив­ной пси­хо­тех­ни­кой ярко выра­жен­но­го оккульт­но­го содер­жа­ния. Для пра­во­слав­но­го хри­сти­а­ни­на такой метод пси­хо­те­ра­пии непри­ем­лем и недопустим.

В каче­стве при­ме­ра деструк­тив­ных пере­жи­ва­ний, воз­ни­ка­ю­щих во вре­мя про­ве­де­ния сеан­сов холо­троп­но­го дыха­ния, оста­но­вим­ся на сле­ду­ю­щих темах. С. Гроф пишет: “В холо­троп­ных состо­я­ни­ях мы обна­ру­жи­ва­ем, что наша пси­хи­ка име­ет доступ ко мно­же­ству пан­тео­нов раз­лич­ных мифо­ло­ги­че­ских пер­со­на­жей”13. Далее сле­ду­ет разъ­яс­не­ние о том, что архе­ти­пи­че­ские фигу­ры (пер­со­на­жи) мож­но раз­де­лить на две груп­пы: пер­вая вклю­ча­ет в себя боже­ствен­ные или демо­ни­че­ские суще­ства, вопло­ща­ю­щие спе­ци­фи­че­ские уни­вер­саль­ные роли и функ­ции, вто­рая — раз­лич­ных божеств и демо­нов, отно­ся­щих­ся к отдель­ным куль­ту­рам, гео­гра­фи­че­ским про­стран­ствам и исто­ри­че­ским пери­о­дам. При­во­дят­ся при­ме­ры наи­бо­лее извест­ных из них. В пер­вой груп­пе нахо­дят­ся: Вели­кая Боги­ня-Мать, Ужас­ная Боги­ня-Мать, Муд­рый Ста­рец, Веч­ная Юность, Любов­ни­ки, Обман­щик и др. Во вто­рой груп­пе вме­сто обоб­ща­ю­ще­го обра­за Вели­кой Боги­ни-Мате­ри мож­но созер­цать одну из её кон­крет­ных куль­тур­ных форм — Деву Марию, инду­ист­ских богинь Лакш­ми и Пар­ва­ти, еги­пет­скую Иси­ду и др. При этом ока­зы­ва­ет­ся, что “осо­бен­но часты встре­чи или даже отож­деств­ле­ния (кур­сив наш — и. М.) с раз­лич­ны­ми боже­ства­ми, кото­рые были уби­ты дру­ги­ми или же сами при­нес­ли себя в жерт­ву, а затем вер­ну­лись к жиз­ни”14. Эти пере­жи­ва­ния, в зави­си­мо­сти от типа божеств, сопро­вож­да­лись чрез­вы­чай­но силь­ны­ми эмо­ци­я­ми — от бла­жен­но­го экс­та­за до цепе­ня­ще­го мета­фи­зи­че­ско­го ужа­са15.

С. Гроф опи­сы­ва­ет так­же пере­жи­ва­ние встре­чи с Абсо­лют­ным Созна­ни­ем илиотож­деств­ле­ние (кур­сив наш — и. М.) с ним. Выс­ший кос­ми­че­ский прин­цип, или абсо­лют­ная реаль­ность пере­жи­ва­ет­ся через отож­деств­ле­ние с Кос­ми­че­ской Пусто­той, Ничем, Небы­ти­ём16.

Рас­смат­ри­вая при­ве­дён­ные при­ме­ры пере­жи­ва­ний, воз­ни­ка­ю­щих в холо­троп­ных состо­я­ни­ях, с пози­ции пра­во­слав­но­го веро­уче­ния, сле­ду­ет под­черк­нуть сле­ду­ю­щие моменты.

Во-пер­вых, источ­ни­ка­ми ука­зан­ных пере­жи­ва­ний явля­ют­ся пад­шие анге­лы — бесы. Из тек­ста Свя­щен­но­го Писа­ния мы зна­ем, что Бог создал два мира: види­мый и неви­ди­мый. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) одно­знач­но объ­яс­ня­ет поря­док воз­дей­ствия раз­лич­ных духов на чело­ве­ка: “Свя­тые духи укло­ни­лись от обще­ния с чело­ве­ка­ми как с недо­стой­ны­ми тако­го обще­ния; духи пад­шие, увлек­шие нас в своё паде­ние, сме­си­лись с нами и, чтоб удоб­нее содер­жать нас в пле­ну, ста­ра­ют­ся соде­лать и себя, и свои цепи для нас неза­мет­ны­ми. Если же они и откры­ва­ют себя, то откры­ва­ют для того, чтоб укре­пить своё вла­ды­че­ство над нами”17. По при­чине дей­ствия пад­ших духов на чело­ве­ка он испы­ты­ва­ет силь­ные эмо­ции: от бла­жен­но­го экс­та­за до цепе­ня­ще­го ужа­са во вре­мя пере­жи­ва­ния встре­чи с “боже­ства­ми”.

Во-вто­рых, про­ис­хо­дит пре­льще­ние участ­ни­ков холо­троп­ных сеан­сов через обра­зы пере­жи­ва­ний: все про­зре­ния, откро­ве­ния и отож­деств­ле­ния явля­ют­ся чистой фор­мой пре­ле­сти. Свя­ти­тель Игна­тий пишет: “Наше обыч­ное состо­я­ние, состо­я­ние все­го чело­ве­че­ства, есть состо­я­ние паде­ния, пре­ле­сти, поги­бе­ли <…> Отре­чём­ся от вся­ко­го насла­жде­ния духов­но­го, от всех высо­ких молит­вен­ных состо­я­ний, как недо­стой­ные их и неспо­соб­ные к ним”18.

В‑третьих, отож­деств­ле­ние с Абсо­лют­ным Созна­ни­ем и Пусто­той — это так­же отож­деств­ле­ние с демо­ни­че­ски­ми про­стран­ства­ми. Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин пишет: “Истин­ные пра­вед­ни­ки все­гда помыш­ля­ют сами в себе, что недо­стой­ны они Бога”19. И наобо­рот, “все само­обо­льщён­ные счи­та­ли себя достой­ны­ми Бога: этим яви­ли объ­яв­шую их души гор­дость и бесов­скую пре­лесть”20. Пра­во­слав­но­му хри­сти­а­ни­ну нет нуж­ды искать како­го-либо отож­деств­ле­ния с непо­нят­ным Абсо­лют­ным Созна­ни­ем, так как пло­дом иску­пи­тель­но­го подви­га Гос­по­да наше­го Иису­са Хри­ста явля­ет­ся не толь­ко осво­бож­де­ние чело­ве­ка от вла­сти диа­во­ла, но и воз­вра­ще­ние воз­мож­но­сти обще­ния с небом и небо­жи­те­ля­ми: Вы при­сту­пи­ли к горе Сио­ну и ко гра­ду Бога Жива­го, к небес­но­му Иеру­са­ли­му и тьмам Анге­лов, к тор­же­ству­ю­ще­му собо­ру и церк­ви пер­вен­цев, напи­сан­ных на небе­сах, и к Судии всех Богу, и к духам пра­вед­ни­ков, достиг­ших совер­шен­ства (Евр 12:22–23).

В‑четвёртых, име­ет место под­ме­на уче­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви о сотво­ре­нии мира из ниче­го непо­нят­ны­ми и необос­но­ван­ны­ми отве­та­ми “эмпи­ри­че­ско­го и тран­сра­ци­о­наль­но­го харак­те­ра”, кото­рые так­же явля­ют­ся про­ис­ка­ми пад­ших духов. Чело­век оче­ред­ной раз ста­но­вит­ся их жерт­вой: бесы дают зна­ния, о кото­рых не зна­ет нау­ка и о кото­рых не сооб­ща­ет Свя­щен­ное Писа­ние. Пере­жи­ва­ние выс­ше­го кос­ми­че­ско­го прин­ци­па С. Гроф назы­ва­ет пере­жи­ва­ни­ем Боже­ствен­но­го и даже встре­чей с Богом. Но его сле­ду­ю­щие сло­ва: “Выс­ший кос­ми­че­ский прин­цип может непо­сред­ствен­но пере­жи­вать­ся в холо­троп­ных состо­я­ни­ях созна­ния, но не под­да­ёт­ся ника­ким попыт­кам опи­сать его или объ­яс­нить”21 гово­рят о под­мене поня­тия Бога.

В‑пятых, без­оце­ноч­ное при­ня­тие пере­жи­ва­ний — путь к духов­ной и телес­ной поги­бе­ли. Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов) пишет: “Откры­тое обще­ние с духа­ми для неопыт­но­го есть вели­чай­шее бед­ствие или слу­жит источ­ни­ком вели­чай­ших бед­ствий”22. В резуль­та­те Сво­е­го иску­пи­тель­но­го подви­га Гос­подь осво­бож­да­ет чело­ве­ка от тира­нии диа­во­ла и злых духов. Апо­стол Павел бла­го­да­рит Бога и Отца <…> изба­вив­ше­го нас от вла­сти тьмы и введ­ше­го в Цар­ство воз­люб­лен­но­го Сына Сво­е­го (Кол 1:12–13). И всё же пад­ший чело­век вме­сто пути бого­по­зна­ния и пока­я­ния выби­ра­ет путь быст­ро­го дости­же­ния запре­дель­но­го зна­ния, сверх­че­ло­ве­че­ских воз­мож­но­стей. Ещё апо­стол Иоанн Бого­слов писал об этом: …свет при­шел в мир; но люди более воз­лю­би­ли тьму, неже­ли свет (Ин 3:19).

В‑шестых, мето­до­ло­ги­че­ской осно­вой и базо­вым поня­ти­ем явля­ет­ся вве­де­ние чело­ве­ка в изме­нён­ные состо­я­ния созна­ния, но само это поня­тие явля­ет­ся непра­во­слав­ным. Оно свя­за­но с состо­я­ни­ем, воз­ни­ка­ю­щим в про­цес­се моде­ли­ро­ва­ния изме­нён­но­го созна­ния (ЛСД-тера­пии и холо­троп­но­го дыха­ния), кото­рое носит явно оккульт­ный харак­тер. Апо­стол Павел пишет: Ибо будет вре­мя, когда здра­во­го уче­ния при­ни­мать не будут, но по сво­им при­хо­тям будут изби­рать себе учи­те­лей, кото­рые льсти­ли бы слу­ху; и от исти­ны отвра­тят слух и обра­тят­ся к бас­ням (2 Тим 4:3–4).

На осно­ва­нии выше­ска­зан­но­го ясно: метод холо­троп­но­го дыха­ния явля­ет­ся опас­ной прак­ти­кой тран­спер­со­наль­ной пси­хо­ло­гии, веду­щей к пре­льще­нию чело­ве­ка, нару­ше­нию его духов­но­го и пси­хи­че­ско­го здо­ро­вья, уда­ля­ю­щей его от раз­ли­че­ния духов­ных состо­я­ний и повре­жда­ю­щей (омра­ча­ю­щей) сознание.

Автор: Иеро­мо­нах Максим

Аль­ма­нах “Аль­фа и Оме­га” от 01 янва­ря 2012 г.

________________________________________

1 Гроф С. Пси­хо­ло­гия буду­ще­го: Уро­ки совре­мен­ных иссле­до­ва­ний созна­ния / Науч. ред.В. Май­ков; пер. с англ. С. Офер­та­са. М., 2001. С. 23.

2 Пси­хо­де­ли­че­ский — свя­зан­ный с упо­треб­ле­ни­ем пси­хо­ак­тив­ных веществ, спо­соб­ных вли­ять на пси­хи­ку чело­ве­ка и вво­дить его в изме­нён­ные состо­я­ния сознания.

3 Гроф С. При­клю­че­ния в само­по­зна­нии: Инфор­ма­ци­он­ные мате­ри­а­лы // ИНИОН. М., 1991. С. 36.

4 Ман­да­ла — в буд­диз­ме: круг­лая маги­че­ская диа­грам­ма. — Ред.

5 Гроф С. Пси­хо­ло­гия буду­ще­го. С. 37.

6 Кле­зов­ский А. Осно­вы миро­по­ни­ма­ния новой эпо­хи. Минск, 1995. С. 612.

7 См. Архи­манд­рит Лазарь (Аба­шид­зе). Грех и пока­я­ние послед­них вре­мён. О тай­ных неду­гах души. М., 2007. С. 109.

8 Там же. С. 109.

9 Пути за пре­де­лы “эго”. Тран­спер­со­наль­ная пер­спек­ти­ва: [Сб. ст.] / Под ред. Р. Уол­ша, Ф. Воон; пер. с англ. М. Папу­ши и др. М., 1996. С. 69.

10 См.: Пути за пре­де­лы “эго”. С. 71.

11 Оза­нец М. Меди­та­ция для начи­на­ю­щих / Пер. с англ. А. Гарь­ка­во­го. М., 2004. С. 6.

12 Гроф С. За пре­де­ла­ми моз­га. — http://psycho.dtn.ru/txt/grof/sg008.htm.

13 Гроф С. Кос­ми­че­ская игра. Иссле­до­ва­ние рубе­жей чело­ве­че­ско­го созна­ния / Пер. с англ. О. Цвет­ко­вой. М., 2004. С. 29.

14 Там же. С. 31.

15 См.: Там же. С. 31–32.

16 См.: Там же. С. 37.

17 Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Тво­ре­ния: Сло­во о смер­ти. М., 2002. С. 14.

18 Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Сочи­не­ния. В 7 т. (Репр.). Т. 1. М., 1993. С. 258.

19 Пре­по­доб­ный Иса­ак Сирин. Сло­ва подвиж­ни­че­ские (Репр.). М., 1993. С. 155.

20 Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Тво­ре­ния. Т. 2. С. 126.

21 Гроф С. Кос­ми­че­ская игра. С. 35.

22 Свя­ти­тель Игна­тий (Брян­ча­ни­нов). Сло­во о смер­ти. С. 19.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки