Православие

Литература по теме

Правосла́вие (греч. ὀρθοδοξία [ортодокси́а]) – правильное суждение, правильное учение, правильное сла́вление (от греч. ὀρθός «стоящий прямо, прямой, правильный» + δόξα «мнение, суждение; слава»):

1) истинное христианство (неискаженное, аутентичное / тождественное изначальному христианству);
2) истинное религиозное учение о Боге, о Его творении и Его отношении к этому творению, о призвании и предназначении человека, о путях достижения человеком спасения, дарованное через Иисуса Христа, раскрываемое человеку посредством благодати Святого Духа, непрестанно пребывающего в Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Христовой;

pravoslavie 2 – Православие

Термином «мировое Православие» принято называть совокупность всех Поместных Православных Церквей, взаимно признающих друг друга.

Слово «Православие» есть перевод греческого слова «ортодоксия» (ὀρθοδοξία, ортодоксиа). Слово ὀρθοδοξία имеет два корня. Оно образовано из двух греческих слов ὀρθός (ортос) – прямой, правильный, и δόξα (докса) – мнение, суждение, представление, слава, имеющего, в свою очередь, родство с глаголами δοκέω (докео) – думать, полагать, считать, и δοξάζω (доксазо) – предполагать, считать, прославлять, славить.

В значении «слава» слово «докса» неоднократно встречается в Новом Завете. Например, там утверждается, что Спаситель «принял от Бога Отца честь и славу (δόξαν)» (2Пет.1:17), был «за претерпение смерти увенчан славою (δόξῃ) и честию» (Евр.2:9), грядет «на облаке с силою и славою (δόξης) великою» (Лк.21:27), что христианин призван преображаться «в тот же образ от славы в славу (ἀπὸ δόξης εἰς δόξαν)» (2Кор.3:18).

Значения понятий «суждение» и «прославление, слава», объединённых в греческом термине ὀρθοδοξία взаимно дополняют друг друга, ибо правильное суждение о Боге предполагает и правильное прославление Бога. В свою очередь, правильное прославление Бога (словами и делами) способствует благодатному приобщению к Нему, к Его славе. Вероятно, поэтому слово «ортодоксия» было переведено на славянский и русский как Православие. Однако в русском варианте перевода слова «ортодоксия», хорошо отражающем смысл «правильное прославление», значение «правильное представление» ощущается не столь сильно, как в греческом слове.

Когда появилось Православие?

Православие, как правильная, истинная форма почитания и прославления Бога было основано Иисусом Христом. Таким образом, православное христианство является подлинным христианством (в отличие от прочих течений, также называемых христианскими). В 1054 году от единой Православной Церкви откололась Римская Церковь, далее от неё откололись протестанты.

Термины «православные» и «православие» (греч. ὀρθοδοξία) встречаются уже в сочинениях христианских авторов конца II–III веков (Климент Александрийский пишет о христианах, как о православных). Они официально впервые фиксируется в актах Халкидонского (IV Вселенского) Собора (451 г.).

С эпохи правления императора Юстиниана (VI в.) слово «православие» входит в широкий богословский и юридический обиход, как противоположность инославию или ереси, то есть учениям, воззрениям, идеям, противоречащим официальному церковному вероучению.

На Русь термин «православие» пришёл через переводы (с греческого) в IX–X веках.

Понятие Православие включает в себя три взаимосвязанных аспекта

Во-первых, слово «Православие» имеет вероучительный смысл. Под Православием надо понимать чистое, целостное и неискаженное христианское вероучение, явленное, прежде всего, в церковных догматах. В догматическом смысле Православное учение противостоит всем ересям как искажениям христианства и отражает полноту Боговедения, доступную человеческому роду. В таком значении термины «православный», «Православие» встречаются уже в сочинениях христианских авторов II-III веков (в частности, Климента Александрийского).

Во-вторых, значение понятия «Православие» включает церковный или экклезиологический аспект, указывая на сообщество Поместных христианских Церквей, имеющих между собой евхаристическое общение.

В-третьих, слово «Православие» указывает на определённую мистическую, истинно христианскую духовную практику (опыт) Богопознания через стяжание Божественной благодати Святого Духа, спасающей и преображающей человека.

Все три вышеназванных аспекта Православия взаимосвязаны и не мыслимы один без другого. Православное вероучение имеет своим источником мистический опыт (Божественное Откровение, преподанное через вдохновленных Святым Духом людей) и преподается в Церкви Христовой. Православная Церковь хранит и проповедует догматическое вероучение, основанное на мистическом опыте. Православный мистический опыт отражается в хранимом Церковью вероучении.

Поскольку к числу членов Вселенской Православной Церкви принадлежат представители разных культур и народов, практикуемые в ней формы богослужения и богопочитания сочетаются, в рамках, допустимых православными догматами и канонами, с разнообразными культурными формами, местными дисциплинарными законами, обычаями, обрядами, которые призваны демонстрировать его универсальный характер.

Неотъемлемыми элементами Православия не должны признаваться частные убеждения или симпатии той или иной группы верующих в Церкви, какой бы многочисленной она ни была (сюда относится, к примеру, представление о том, что православный христианин обязан поддерживать определенную форму государственного правления, считать христианской добродетелью патриотизм, поддерживать какую-то идеологию и т.п.).

Правда ли, что изначальное значение слова «православие» – «славить Правь», как утверждают современные неоязычники?

Нет, это неправда. Версия о том, что слово «православие» происходит от «славить Правь» (якобы древнеславянского понятия «Правь» как мира богов) – это псевдоисторический миф, не имеющий научного или лингвистического обоснования.

1. Как уже было сказано выше, «православие» – это калька с греческого слова ὀρθοδοξία, которое использовалось христианами задолго до Крещения Руси.
2. В славянских языках слово «православие» утвердилось в результате принятия славянами христианства. Термин впервые зафиксирован в церковнославянских текстах IX–X веков.
3. До Крещения Руси (988 г.) у славян не было понятия «Правь» в религиозном смысле. Это поздняя спекуляция, основанная на реконструкциях неоязычников. Неоязыческое представление о трёх мирах (Правь, Явь, Навь) впервые появляется в XX веке и не подтверждается древними источниками.

Цитаты о Православии

«Православие хочет быть полным откровением христианства, чтобы последнее выражалось в нем адекватно и значит – правильно. В этом смысле православие есть «правое исповедание» – ортодоксия – потому, что воспроизводит в себе весь разумеемый объект, само видит и другим показывает его в «правильном мнении» по всему предметному богатству и со всеми особенностями. <…>
По своему внутреннему упованию православие мыслит себя христианством в его изначальной полноте и неповрежденной целостности. Оно принципиально разграничивается от других христианских исповеданий не как истина от заблуждений, а, собственно, в качестве целого по сравнению с частями. Последние уже выделяются из него и для оправдания и обеспечения своей автономии вынуждаются настаивать на прямом обособлении с резким оттенением своих отличительных свойств и такой несродности, которая исключает смешение и передачу. По самой своей целостности православие не чувствует к сему внутренней надобности, ибо носит в себе все части и не имеет ни нужды, ни желания дифференцироваться от них. <…>
Православие не имеет «символических книг» в техническом смысле <…> Оно почитает себя правым, или подлинным учением Христовым во всей первоначальности и неповрежденности, а тогда – какая же может быть у него особая отличительная доктрина, кроме Евангельско-Христовой?! <...> Православие апеллирует к старым, исконно христианским нормам и не указывает для себя особых «символических книг», потому что не имеет ничего символически нового в догматическом отношении по сравнению с эпохою до заключения семи Вселенских Соборов. Этим показывается, что православие сохраняет и продолжает изначальное апостольское христианство по непосредственному и непрерывному преемству. В историческом течении христианства по вселенной это есть центральный поток, идущий от самого «источника воды живой» (Апок.21:6) и не уклоняющийся на всем своем протяжении до скончания мира».
профессор Н.Н. Глубоковский

«Бог – Он для всех народов. Это не значит, что все религии одинаковы, вовсе нет, православие – это религия, когда лестница была спущена с неба. Но когда люди пытаются строить лестницу в небо..., возможно, они не знают о той лестнице».
священник Григорий Григорьев

«Каково то главное свойство православной жизни, лежащее в самой ее основе, по которому можно определить, не уклонились ли мы от Православия? Свойство это – регулярное и сознательное участие в Святых Таинствах Покаяния и Евхаристии».
иеромонах Макарий (Маркиш)

«Чем отличается православие в разных странах? «Православный мир очень разнообразный. Существует набор правил и норм, который должен определять жизнь православной церкви. Но жизнь оказыва­ется намного шире, чем эти нормы. Это определяется многими причинами: историческими, культурными, современной общественно-политической ситуацией.
Есть и бытовые различия. Например, в русских церквях не принято сидеть во время службы, а в греческой и большинстве других стоят лавочки. У греков принято исповедоваться примерно раз в месяц, но это основательная беседа с духовником. В русских церквях принято исповедоваться перед каждым при­ча­стием.
Есть различия и в системе управления церквей. Например, в греческой церкви нет жесткой иерархии церковной власти. А предстоятель церкви, архиепископ Афинский, является лишь председателем Синода – его личные решения не име­ют никакого влияния на жизнь отдельных епархий. Противоположная ситуация в Русской церкви. Так происходит в силу исторических обстоятельств и личных харизматических особенностей предстоятелей. Скажем, роль алек­сан­дрийского папы в период поздней Античности была абсолютная – даже больше, чем власть римских пап. Но сейчас наоборот: Александрийская цер­ковь является одной из наиболее демократичных среди православных помест­ных церквей. Александрийский патриарх во всем советуется со своим Синодом, постоянно прислушивается к голосу верующих – сейчас это уже не столько греки, сколько коренные жители африканских государств. Вот недавно он пошел на беспрецедентный шаг, восстановив древний институт диаконисс для женщин».
архимандрит Кирилл

«Вера наша в нашу веру, то есть убеждение в истине православного христианского исповедания должна быть разумная. Посему Господь, чтобы расположить к вере в Себя и Свое учение, говорил: испытайте Писания (Ин. 5:39), убеждал к тому проповедью Иоанна Крестителя и Своими чудесами. Апостолы в проповеди тоже всех убеждали и только одним убеждением привлекали к вере, а не насилием».
Свт. Феофан Затворник

«Православие есть истинное Богопознание и Богопочитание; Православие есть поклонение Богу Духом и Истиною; Православие есть прославление Бога истинным познанием Его и поклонением Ему; Православие есть прославление Богом человека, истинного служителя Божия, дарованием ему благодати Всесвятаго Духа. Дух есть слава христиан (Ин.7:39). Где нет Духа, там нет Православия».
свт. Игнатий (Брянчанинов)

Комментировать

Загрузка формы комментариев...
TG-канал АВ: t.me/azbyka