- Аргументы против высказывания о том, что ребёнок - часть тела матери
- Библия о нерождённых младенцах
- Церковные каноны об аборте:
- Цитаты об аборте
- Этимология и история понятия
- Дискуссия о допустимости / не допустимости явления
- Аргументация прочойсеров
- Аргументация пролайферов
- Современная наука о статусе эмбриона
- Негативные последствия аборта
- Отношение к аборту в православном христианстве
- Проблема абортов в современной России
Або́рт —
1) самопроизвольное прерывание беременности; выкидыш;
2) нарочитое прерывание беременности, связанное с убийством плода.
Аборт – это не право женщины распоряжаться своим телом, а присвоение ею права распоряжаться другим телом, потому что с момента зачатия плод – это не ее тело, а тело, растущее в ней. Оно и генетически имеет частицы не только матери, но и отца.
Только по официальным данным с 2000 по 2018 году аборты прервали в нашей стране более 25 миллионов детских жизней. Это больше наших совокупных потерь в ВОВ! Это дети, не увидевшие свет, это матери, лишенные радости материнства и страдающие от последствий абортов, это бездетные семьи…
- Жизнь человека начинается с момента его зачатия, а не с рождения его матерью. Бог дает эту жизнь, и отнимать её по произволу – нарушать Божью заповедь «не убий». Убивая ребенка в утробе, человек убивает невинного человека.
- Церковь имеет четкую и однозначную позицию по вопросам абортов, которая основывается за заповеди «не убий».
- Церковь учит, что душа человека соединена с телом с момента зачатия, и, следовательно, аборт является убийством, на каком бы сроке он ни проводился.
- Зачатие и рождение человека – это не просто часть или результат отношений между мужчиной и женщиной: каждый человек на земле рождается только по воле Господа. Поэтому совершая аборт, мы оскорбляем самого Бога, который допустил, чтоб этот ребенок был зачат.
- Несмотря на то, что находящийся в утробе ребенок ещё не рожден, в нём уже заключена полнота человеческого естества, и, следовательно, по естеству, он в полной мере человек.
- Неродившиеся младенцы умирают некрещеными, таким образом, делающий аборт забирает у убиенного право познать Таинство Крещения. Ответственность за посмертную участь детей, убитых по воле родителей, ложится на этих родителей.
- Аборт рассматривается как убийство не только в христианстве, но и в рамках ряда других религий, включая языческие. Так, клятва Гиппократа категорически запрещала врачам делать аборт. Этот общепринятый нравственный закон медицины, которым руководствовались медики в течение многих столетий, был отменен в нашей стране советской властью.
- Частым осложнением после искусственного аборта является бесплодие и постабортный синдром – комплекс психических осложнений, не затихающий с годами.
- Последствия совершения абортов шире, чем кажется: они не замыкаются лишь на тех, кто убивает и тех, кого убивают. Современный метод конвейерных убийств младенцев в медицинских учреждениях оказывает искушающее воздействие, приводит к искажению понятия «ценность человеческой жизни», извращению понятий добра и зла.
- Ответственность за убийство младенца в утробе несет не только мать, но и отец, и «врачи», убившие дитя. Иногда они даже больше виноваты, чем мать, если, например, подталкивают женщину на этот шаг.
Использование абортивной контрацепции также является разновидностью аборта. В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» указывается: «Некоторые из противозачаточных средств фактически обладают абортивным действием, искусственно прерывая на самых ранних стадиях жизнь эмбриона, а посему к их употреблению применимы суждения, относящиеся к аборту. Другие же средства, которые не связаны с пресечением уже зачавшейся жизни, к аборту ни в какой степени приравнивать нельзя».
Аргументы против высказывания о том, что ребёнок - часть тела матери
1. Функционально. Младенец не выполняет функций материнского организма, это её организм непрерывно формирует и растит новый человеческий организм по заранее определённой программе и затем извергает из себя.
2. По строению. По своему строению младенец представляет собой человека в ранней стадии развития, а не отдельный орган. Никакой орган или опухоль никогда не вырастут в отдельного человека.
3. По зависимости от тела матери. Ни один орган не может вырасти до такого состояния, чтобы отделиться от тела матери и жить самостоятельно. Человек не размножается делением или почкованием, приравнивание его к одноклеточным, дрожжам или коралловым полипам в принципе некорректно.
4. По составу. С точки зрения современной биологии (генетики и эмбриологии) жизнь человека как биологического индивидуума начинается с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток и образования единого ядра, содержащего неповторимый генетический материал.
5. По полу. Как мужчина может быть частью женского организма? Пусть только и в половине случаев.
Эмбрион находится в теле матери, как в инкубаторе, оптимально приспособленном для его развития на ранних стадиях, но ни иммунологически, ни генетически не является матерью. Он часть тела матери только геометрически, но по сути это с самого начала другой человек.
По данным современной эмбриологической науки, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия, то есть с момента слияния ядер мужской и женской половых клеток. В это время образуется уникальный генетический код, следовательно, эмбрион является биологически самостоятельным организмом и никак не может считаться частью тела матери, он получает от нее только кислород и питательные вещества. На более поздних сроках беременности формируются внешние признаки, особо подчеркивающие то, что эмбрион является отдельным человеком. Через 20 дней после зачатия начинает биться сердце, спустя месяц появляются оформленные конечности. У нерожденного ребенка фиксируются электрическая активность мозга, сердца, отпечатки пальцев и другие признаки, характерные для взрослого человека и определяющие его индивидуальность. Кровь ребенка не смешивается с кровью матери. Нерожденный ребенок чувствует боль.
Если считать, что тот, кто не может жить без помощи других людей - ещё не человек, то и родившегося младенца невозможно считать человеком, а ведь за его убийство дают реальный срок.
Библия о нерождённых младенцах
Ещё в Ветхом Завете имеются четкие утверждения о том, что прерывание беременности - это убийство человека.
В первую очередь, в 6-ой заповеди Декалога - "Не убий".
В Послании Иеремии 1:5 говорится: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» - что говорит о том, что нерождённый младенец уже имеет бессмертную душу, находясь во чреве своей матери.
И сам рост, и развитие зародыша происходит при участии Господа, о чем говорится в Псалме 138, стих 13: «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей».
Пророк Исаия, 44:2: «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней».
Церковные каноны об аборте:
Правило 91 Шестого Вселенского Собора;
Правило 21 Анкирского собора;
Правило 2-е св. Василия Великого;
Правило 8-е св. Василия Великого.
Цитаты об аборте
«Аборт не аннулирует твою беременность, он делает тебя матерью мёртвого ребёнка».
«Если бы зачатое в матери принадлежало ее телу как его часть, то было бы предосудительно крестить младенца, матерь которого при вынашивании его крестилась из-за опасности смерти. Но коль скоро мы его, крестим, то он, конечно же, находясь в утробе, не принадлежал материнскому телу».
блаженный Августин
«Не надо бояться детей. Не надо от них предохраняться, как будто они бандиты. Они вас сделают счастливыми. Потому что дети — это тот, кто пришел к вам с Неба. Деньги вас счастливыми не сделают».
протоиерей Димитрий Смирнов
«Самым верным доказательством того, что некий народ дошёл до крайней точки своего нравственного падения, будут те времена, когда аборт станет считаться делом привычным и абсолютно приемлемым».
адвокат Рафаэль Баллестрини, конец XIX в.
«Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. ...Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь».
Основы Социальной концепции Русской Православной Церкви
«В результате слияния женской (яйцеклетки) и мужской (сперматозоида) половых клеток возникает зигота – оплодотворенная яйцеклетка. Зигота – это уже новый организм на стадии одной клетки, её «генетический паспорт» остается неизменным на всех остальных стадиях. Поэтому с т.з. биологии зигота - это уже новый, уникальный организм. Считать его человеком или нет - это уже не биология, а законодательство. Закон может быть гуманным, а может – и античеловечным, например, Людовик XIV говорил: «Человек начинается с барона». Но такое определение тоже не имеет никакого отношения к науке. Сейчас решили, что эмбрион – не человек, плод – тоже не человек, завтра скажем, что старики – не люди, им на кладбище пора. Потом перестанем считать людьми инвалидов – они, мол, только обуза для общества».
Завкафедрой эмбриологии МГУ, доктор наук В.А. Голиченков
***
«Нарицаешься Верою». Фильм о женщине, родившейся без обеих рук. Но несмотря на тяжелую инвалидность, на предательство семьи, на предательство мужа, она всегда оставалась светлым, чистым, добрым, жизнелюбивым человеком, не боящимся труда и невзгод и ни на кого не обижающимся.
***
Этимология и история понятия
Аборт, или иначе, искусственный выкидыш (от лат. abortus — «выкидыш») — искусственное прерывание беременности хирургическими, химическими (медикаментозными) или иными методами.
Аборт (в некоторых античных текстах встречается понятие «плодоизгнание») как практика, направленная на прерывание беременности, известен людям с глубокой древности. В древности аборт практиковался почти повсеместно. Папирус Эберса, древнеегипетский медицинский трактат, написанный около 1550 года до н. э. в годы правления фараона Яхмоса I, основателя 18-й династии, содержит рецепт химического аборта (аборт вызванный под воздействием тех или иных т. н. «плодогонных» химических соединений) и является, вероятно, наиболее ранней медицинской инструкцией аборта. В древности от Египта и Ассирии до восточной Индии для абортов применялись ягоды можжевельника, морской лук, шафран, смеси чеснока (чесночной настойки) и вина и мн. др. При этом на протяжении всей древности отношение к аборту как к социальному явлению постоянно менялось, в зависимости от конкретных правителей, династий, религиозных воззрений и государств. В некоторые периоды истории древней Греции аборты поощрялись даже среди широких слоев населения, одновременно с этим греческая античность знала и периоды негативного отношения к абортам: в частности оригинальная клятва Гиппократа (III в. до н. э.) запрещала врачам аборты (причем аборты приравнивались к самоубийству / эвтаназии, совершаемой силами врачей, что также было запрещено клятвой)1. В древнем Риме аборты были запрещены без разрешения на то главы семейства2. В римском обществе в целом аборт не являлся противозаконным актом3, но вместе с тем и не поощрялся в общественном сознании. В частности, знаменитый римский поэт Овидий в своих «Любовных элегиях» негативно отзывается о женщинах, делающих аборты:
«Матъ, что в утробе зародыша жизнь погасила?
Тогда же должна бы погибнутъ мучительной смертью.
Только затем, чтоб избегнуть рубцов некрасивых
Ты ополчаешься в бой на такое ужасное дело.
Острым оружьем свое же ты тело терзаешь
Яд смертоносный младенцу даешь до рожденья.
Не умерщвляет и львица детенышей малых,
Жаль их тигрице свирепой армейских ущелий,
Кроткие же девушки делают то, но кара
Их постигает и часто, плод погубив свой,
Гибнут и сами, и жгут на костре их,
И говорят все: свершилося то по заслугам!»4
Именно у римлян впервые появляются инструменты хирургического, операционного аборта (вышеприведенное описание аборта у Овидия — это первое такое упоминание в своем роде). Римский врач греческого происхождения Соран Эфесский (др.-греч. Σωρανός ὁ Ἑφέσιος, лат. Soranus; родился в 98 году, Эфес, провинция Азия — умер около 138 года) в своем трактате «О женских болезнях» первым сформулировал медицинские показания к аборту. В римском обществе был довольно распространен «механический» аборт – аборт, вызванный резким движением тела матери, могущем нанести вред плоду, или поднятием тяжестей5.
Вместе с тем, не все античные и раннесредневековые общества одобряли (или даже просто знали как социальное явление) аборт. В частности, у западносемитских народов (в том числе у евреев) и у древних германцев, сарматов и др. аборт являлся довольно редким и исключительным явлением.
В раннем Средневековье и чуть позже аборт приравнивался к убийству. Врачей и знахарей («вытравителей»), совершавших эту «процедуру», приговаривали к смертной казни согласно местным законам. Церковные каноны содержали указание о епитимье (покаянии) для совершивших аборт женщин. Аналогично аборты были запрещены и в Византии. В 866 г. папа Стефан V писал: «Si ille, qui conceptum in utero per abortum deleverit, homicida est» (Тот, кто разрушит зародыш в утробе матери, является убийцей).
Одновременно с этим в Средние века аборт как явление распространяется в арабских странах, в частности, в Багдаде знаменитый арабский врач Авиценна суммировал весь античный опыт совершения абортов.
С эпохи Возрождения и вплоть до XIX века аборт (и право на аборт) постепенно становится законодательной нормой для многих государств мира. Менялись и юридические нормы наказания за аборты с более строгих к менее. В частности, Уголовное уложение Российской империи 1903 года предполагало заключение женщины, совершившей аборт в исправительном доме на срок до 3 лет (статья 465).
Вплоть до середины XIX века аборты совершались посредством воздействия тем или иным препаратом / веществом (химические и медикаментозные аборты), однако, с появлением и развитием современных антисептиков хирургическое вмешательство (т. н. «выскабливание полости матки») становится основным типом аборта. Именно развитие хирургии стало одним из решающих факторов легализации абортов, так как до этого отказ от абортов часто аргументировался высокой вероятностью смерти беременной женщины вследствие воздействия на нее химических препаратов.
18 ноября 1920 г. было опубликовано совместное постановление народных комиссариатов юстиции и здравоохранения за подписями Д. И. Курского и Н. А. Семашко о разрешении по социальным условиям производства аборта: так СССР стала первой страной, легализовавшей аборты. Все развитые страны Запада легализовывали аборты значительно позже, в частности, Ирландия – лишь в 2018 году. Надо заметить, что дискуссии об изменении законодательства об абортах шли уже в Российской империи. В частности, участники XI Пироговского съезда (1910), Съезда акушеров-гинекологов (1911), XII Пироговского съезда (1913), Съезда русской группы Международного союза криминалистов (1914) предлагали отменить наказания для женщин, совершивших аборт, и ввести наказания для тех врачей, которые осуществляют аборты ради денег, а не по объективным медицинским причинам. Однако, аборты были довольно быстро ограничены: 27 июня 1936 года постановлением ЦИК и СНК «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатёж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». Указом Президиума ВС СССР от 5 августа 1954 года уголовное преследование женщин за аборты было прекращено, а указом от 23 ноября 1955 года «Об отмене запрещения абортов» свободные аборты, проводимые по желанию женщины исключительно в медицинских учреждениях, были вновь разрешены. СССР являлся одним из лидеров по числу совершенных абортов, если брать их число в отношении к появившемся на свет новорожденным. «В соответствии с Конституцией Российской Федерации (1993 г.) действующие в настоящее время «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» определяют право женщины проводить искусственное прерывание беременности при сроке до 12 недель по ее желанию, до 22 недель — по социальным показаниям, а при наличии медицинских показаний — независимо от срока беременности. Искусственное прерывание беременности должно осуществляться по программе обязательного медицинского страхования в учреждениях, получивших лицензию на указанный вид деятельности врачами, имеющими специальную подготовку. Перечень медицинских показаний для искусственного прерывания беременности определяется Министерством здравоохранения Российской Федерации, а перечень социальных показаний — положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации. Незаконное проведение искусственного прерывания беременности влечет за собой уголовную ответственность, установленную законодательством Российской Федерации (статья 123 УК РФ)». В декабре 2009 года в России была принята поправка к закону «О рекламе», ограничивающая рекламу медицинских услуг по искусственному прерыванию беременности.
Необходимо отметить, что в Российской Федерации количество абортов снижается год к году на протяжении последних 15 лет6 в среднем на 5-6% в год. Это связано с тремя факторами: улучшением условий жизни граждан и, соответственно, постепенным снижением уровня страха и тревоги за будущее ребенка; улучшением средств контрацепции; снижением количества половых контактов во всех возрастных группах7 (что обосновано довольно широким спектром причин, начиная от недостатка времени и заканчивая т. н. «тестостероновым кризисом» второй половины XX века в развитых странах, а также динамично стареющим населением).
Дискуссия о допустимости / не допустимости явления
В дискуссии о допустимости / не допустимости абортов существует три позиции: сторонники абортов, противники абортов, индифферентные к данному вопросу.
Помимо этого, существуют т. н. «пролайферы» и «прочойсеры» - два движения противников и сторонников права на аборт, которые зародились в США после того, как аборты были легализованы Верховным Судом страны 22 января 1973 года.
Сторонники / противники абортов могут не быть «прочойсерами» / «пролайферами», так как спор сторонников / противников абортов значительно шире тематически, чем спор «прочойсеров» / «пролайферов». В первом случае ведется спор о самом явлении (допустимости / не допустимости явления), во втором случае о правовом статусе аборта. «Прочойсеры» де-факто и де-юре отстаивают аборт как явление гражданского права и предлагают оценивать его сквозь призму гражданских свобод и прав человека; «пролайферы», в свою очередь, видят своей задачей постепенный перевод аборта как социального явления в область уголовного права.
Наиболее распространенной и популярной аргументацией противников абортов является т. н. биофилическая аргументация, которая подчас не разделяется участниками пролайф-движения, так как не предполагает изменения правового статуса аборта, но предполагает снижение присутствия данного явления в жизни общества. Этот способ аргументации можно сформулировать так: «По моде (статистический термин, означающий наиболее частотное явление) жизнь предпочтительней, чем смерть, при прочих равных условиях. Аборт – это умышленное умерщвление живого существа. Аборт менее предпочтителен, чем роды, при прочих равных условиях». Иными словами, с точки зрения противников абортов в широком смысле слова медицинская система (да и все общество в целом) должно стремиться сократить количество абортов при сохранении правовой и технической возможности их совершения.
Среди сторонников абортов распространены довольно разные позиции, начиная от идей о перенаселенности планеты (т. н. политика ограничения рождаемости) и заканчивая радикальными евгеническими представлениями о законодательном ограничении или разрешении на репродукцию для тех или иных людей (по тем или иным признакам).
В философском смысле слова позицию сторонников абортов можно рассматривать как одно из проявлений антинатализма (от др.-греч. ἀντί — «против», лат. nātālis — «рождение»), в свою очередь как позиция противников абортов – проявление натализма.
Аргументация прочойсеров и пролайферов значительно сложнее.
Аргументация прочойсеров
Сторонники права на аборт называются «прочойсерами» (англ. pro-choice, в переводе с англ. — «за выбор»). Иногда прочойс движение также называется движением за репродуктивный выбор (так как они относят право на аборт к числу т. н. «репродуктивных прав», что не совсем точно передает позицию прочойсеров, так как репродуктивный выбор значительно более широкое понятие, чем право на аборт. Аргументацию сторонников абортов можно разделить на два крупных блока аргументов – 1) аргументация за право женщины распоряжаться своим телом, 2) аргументация за право на сохранение здоровья женщины.
В рамках первого блока аргументов основным является указание на право женщины распоряжаться своим телом. Второстепенными являются такие аргументы как статус эмбриона (пока женщина не родила, она, как правило, законодательно, имеет больше прав, чем плод), а также ненадежность средств контрацепции. (Статус эмбриона имеет ключевой характер для представителей христианства и ряда других религий, а также для атеистов, осознающих, что пока ещё не рожденный, но уже существующий человек – это человек). Прочойсеры критикуют идею об эмбрионе как о «нерожденном ребенке», так как это дает правовые основания приравнять аборт к убийству. Поэтому представители прочойс движения стараются обосновать идею о том, что эмбрион / плод – человеком в полной мере считаться не может. Основным аргументом они видят зависимость эмбриона / плода от тела матери, что подтверждает их позицию о свободе и праве женщины распоряжаться своим телом. Свою аргументацию права на аборт прочойсеры дополняют аналогией и сравнением аборта с донорством органов и крови – государство и общество не имеет права принудить человека быть донором органов или крови, таким образом, не имеет права и принудить женщину рожать (в ущерб своему телу). Прочойсеры также разграничивают секс и беременность, с их точки зрения секс не может автоматически означать согласия женщины на беременность (т. н. «спор о сексуальной ответственности»).
В рамках второго блока аргументов основным является указание на то, что беременность представляет собой риск для жизни и здоровья женщины. Второстепенные аргументы – ситуация вынужденного аборта, когда беременность напрямую грозит здоровью женщины и сулит ей смерть (отсюда делается вывод о нецелесообразности запрета абортов), и криминализация абортов, что ведет к повышенной смертности женщин (как правило, прочойсеры указывают, что запрет абортов не снижает их количества, но переводит их на иной уровень технологической реализации и иной уровень социального восприятия – происходит стигматизация женщин, совершивших аборт). Еще одним второстепенным аргументом в данном блоке является указание на то, что совершение абортов или наоборот отказ от них не влияет на демографию.
Аргументация пролайферов
Противники права на аборт называются «пролайферами» (прола́йф, или движе́ние «в защи́ту жи́зни», «в защи́ту челове́ческой жи́зни», «за жизнь», или иначе антиабортное движение — все это разные переводы английского термина pro-life). Также используется термин anti-choice («античойс»): так называют наиболее радикально настроенных представителей пролайф-движения, отвергающих аборт в любом виде.
Ключевым аргументом пролайферов является тезис о том, что аборт – это узаконенное убийство, в этом смысле слова пролайферы стремятся уравнять в правовом статусе инфантицид и неонатицид (убийство детей матерью сразу после рождения) с абортом. Пролайферы однозначно воспринимают зиготу, эмбрион и плод как человека (на определенной стадии его развития / взросления), указывая на то, что плод может страдать и проявлять некоторые формы поведения свойственные прочим живым организмам. Таким образом, для пролайферов, так же, как и для прочойсеров, важен статус эмбриона, так как именно взгляд на зиготу / эмбрион / плод во многом и определяет позицию относительно аборта. Второстепенная аргументация довольно широка, начиная от религиозных обоснований отказа от абортов и заканчивая светскими прогрессистскими идеями о борьбе с абортами как факторе, способствующем депопуляции.
Приверженцы пролайф-движения также указывают на то, что аборт – это не право женщины распоряжаться своим телом, а право женщины распоряжаться другим телом, потому что с момента зачатия плод – это не ее тело, а тело, растущее в ней. Оно и генетически имеет частицы не только матери, но и отца. Таким образом, в современном пролайф-движении существует тренд на введение обязательности правового согласия отца на аборт матери.
В некоторых случаях радикально настроенные пролайферы прибегают к т. н. «антиабортному насилию»8, то есть к противоправным и противозаконным действиям с целью пресечь абортную деятельность или же наказать людей, по их мнению, несущих ответственность за совершение абортов (как правило, антиабортное насилие направлено против врачей, делающих аборты).
В законченном варианте пролайф-позиция была сформулирована американским философом российского происхождения Анатолием Миценгендлером. Линия аргументации выглядит так:
Если убийство (человека) аморально, то аборты аморальны, так как зигота и/или эмбрион (плод) человека – человек.
P1: Если убийство (человека) аморально, то аборт аморален, если является убийством.
P2: Убийство – умышленное умерщвление невиновного человека.
P3: Зигота / эмбрион / плод (человека) – это человек.
P4: Зигота/ эмбрион / плод не может быть виновной.
P5: Аборт – это умышленное умерщвление зиготы / эмбриона / плода (человека).
P6: Аборт – это убийство.
Вывод: Аборт аморален.
Рассматривая данную аргументацию, можно увидеть, что спор о допустимости (права на) абортов – это спор о том 1) является ли зигота/ эмбрион / плод (человека) человеком, 2) является ли аборт аморальным поступком (спор о предпосылке)? Если умышленное умерщвление невиновного человека аморально, то тогда такой поступок может быть обоснованно рассмотрен в рамках права как рядоположеный относительно такого же рода поступков (пример таких же поступков: убийство человека из-за личной неприязни и пр.). Ключевым тезисом, подкрепляющим выше описанную аргументацию, является тезис о континуальности человеческого существования – на протяжении всего развития от зиготы до половозрелой особи нет ни одного события, которое бы давало основания заявить о том, что после него развивающееся существо стало человеком, а до этого человеком не было. Таким образом, делается вывод о том, что зигота / эмбрион / плод – это человек, аборт – это убийство, аборт – аморален, аборт как аморальный поступок должен рассматриваться в рамках права как убийство наравне с аналогичными аморальными поступками.
Современная наука о статусе эмбриона
Значительную роль в вопросе о статусе эмбриона (из вышесказанного ясно, что этот вопрос влияет на спор пролайферов и прочойсеров) играет понятие об эмбрионе в современной науке (эмбрионологии). Зигота (т. е. диплоидная клетка – результат слияния яйцеклетки и сперматозоида; термин введен немецким ботаником Эдуардом Страсбургером), живущая всего два дня и быстро развивающаяся, уже имеет полный набор генов отца и матери. Современный геноцентричный взгляд на эволюцию, отстаиваемый в том числе атеистом Ричардом Докинзом, позволяет утверждать, что зигота отличается от половозрелой особи человека лишь количественно, но не качественно, так как содержит то же количество генов, что и половозрелая особь человека, а значит зигота – это человек. Этот научный факт заставляет современных отечественных популяризаторов науки и сторонников абортов (например, биолога Александра Панчина) искать иные, подчас лженаучные или не научные, подходы для обоснования массового умышленного умерщвления человеческих эмбрионов (абортов).
Негативные последствия аборта
Последствия аборта можно разделить на духовные, физиологические и психические.
Физиологические последствия во многом зависят от качества совершаемой абортивной процедуры. Физиологические последствия проявляются в виде осложнений со здоровьем женщины (не только репродуктивным). Осложнения разделяют на ранние (проявляются во время операции или сразу после нее) и поздние (проявляются много позже, иногда через годы после операции). Наиболее тяжелым последствием является перфорация (нарушение целостности стенок) матки или ее разрыв — это может привести к смерти женщины. К другим ранним осложнениям относятся повреждения шейки матки, неполное извлечение плодного яйца, обострение уже имеющегося хронического заболевания женских половых органов. Поздние осложнения более разнообразны и менее очевидны при диагностировании. К ним можно отнести: воспаление женских половых органов и заболевания связанные с их воспалением, гормональные нарушения, нарушение менструальных функций организма, бесплодие и осложнение протекания последующих беременностей. Совершение аборта незначительно, но повышает вероятность более ранней смерти у женщин.
Помимо физиологических последствий существуют последствия психического характера — нарушение психического здоровья (панические атаки, повышенная тревожность, депрессия).
Отношение к аборту в православном христианстве
В православии аборт рассматривается как убийство человека. Прежде всего это связано с тем, что, согласно богооткровенному православному вероучению, жизнь человека начинается не с момента рождения, а с момента зачатия. Шестая заповедь Декалога гласит «Не убий», таким образом аборт – это нарушение шестой заповеди. Так как жизнь — это дар Бога, то, совершая аборт, женщина (и отец ребенка, если он потворствует аборту) противодействует Богу. Неродившиеся младенцы умирают некрещеными. С точки зрения православной традиции ответственность за аборт может быть возложена не только на мать, но и на отца, если он поддержал её в решении сделать аборт, а также на врача, совершившего аборт, и прочие лица, потворствовавшие матери в принятии решения пойти на этот шаг.
Священное Писание говорит о том, что жизнь человека начинается в самой материнской утробе: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер.1:5), «Ибо Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей» (Пс.138:13), «Так говорит Господь, создавший тебя и образовавший тебя, помогающий тебе от утробы матерней» (Ис.44:2).
Соборные правила Православной Церкви однозначно указывают, что аборт – это убийство (91-е правило Шестого Вселенского собора, 21-е правило Анкирского собора, 2-е и 8-е правило свт. Василия Великого).
Несмотря на то, что канонически аборт является убийством, то есть тяжким грехом, в пастырской практике есть примеры снисхождения относительно ситуаций, когда аборт является единственным способом сохранить жизнь женщины. Об этом, в частности, говорят Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: «Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием «свободы выбора» женщины в распоряжении судьбой плода. …Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь»9.
Проблема абортов в современной России
Проблема допустимости / не допустимости абортов является на данный момент одной из наиболее острых социальных проблем российского общества. Значительная часть общества обеспокоена высоким показателем количества абортов за последние 30 лет, эта обеспокоенность также связана и с проблемами депопуляции и демографическим кризисом, который поразил современную Россию. Ярким примером такой обеспокоенности является коллективное обращение граждан к Президенту Российской Федерации («За запрет абортов!»). Инициатива всероссийского сбора подписей за запрет абортов была озвучена 8 июля 2013 года в рамках IV Международного фестиваля социальных технологий в защиту семейных ценностей «За жизнь — 2013». Сбор подписей начался 18 ноября 2013 года, в первый день акции «Неделя за жизнь — Михайловские дни», приуроченной к дате легализации абортов в России 18 ноября 1920 года. С 2013 по 2017 годы было собрано более 1 млн. подписей.
Помимо этого, в современной России существует ряд гражданских инициатив, направленных на сохранение жизни нерожденных детей. В частности, весьма показательна деятельность благотворительного фонда «Женщины за жизнь», помогающая беременным женщинам изменить свое решение относительно аборта и стать матерью (фонд оказывает в том числе и материальную поддержку будущих мам)10.
Примечания
1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Клятва_Гиппократа.
2 Дигесты: XLVII 11, 4.
3 Дигесты 25, 4, 1, 1; Дигесты 35, 2, 9, 1.
4 Эко-вектор. Журнал акушерства и женских болезней.
5 Weeber, Karl-Wilhelm. Alltag im alten Rom. — Patmos-Verlag, 2001. P.13-14.
6 Аборты в России. Распространённость, новейшие тенденции и проблемы статистического наблюдения // https://iq.hse.ru.
7 Сексуальная рецессия: почему в большом городе сексом занимаются все реже. // https://moskvichmag.ru/.
8 https://ru.wikipedia.org/wiki/Антиабортное_насилие.
9 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви.
10 https://womenprolife.ru.
Литература по теме
- Раздел «Аборт». Азбука здоровья
- Библия об аборте
- Человек не может убить человека диакон Андрей
- Человек или плод? cвящ. Максим Обухов
- Как искупить грех аборта? cвящ. Максим Обухов
- Субъективные заметки об аборте и эвтаназии С. Дьяконова
- Аборты митр. Мелетий (Каламарас)
- Трудные вопросы прот. Димитрий Смирнов
- Медикаментозный аборт: Мифегин и Постинор
- Мама! Не убивай меня! Я твой сын Толя Т. Калнина
- Этические проблемы аборта Ирина Силуянова
- Осознанный выбор? Вопросы и ответы Екатерина Соловьева
- Спаси и сохрани
- Церковь о добрачных связях и абортах архим. Епифаний (Феодоропулос)
- 11 ответов сторонникам легальности абортов
- «Сестра, не позволяй себе из матери превратиться в убийцу!» митр. Афанасий (Николау)
- Постабортный синдром. Чем его лечить? Н. Волкова
- Аборты. Видео
- Молитвенное последование с каноном покаянным о грехе убийства чад во утробе (аборте)
- Канон Вифлеемским младенцам прп. Андрей Критский
- Молитвы совершившим аборт
Комментировать