Боязнь

***

Боязнь — 1) чув­ство страха; 2) робость перед кем-либо, чего-либо (пример: боязнь перед началь­ством, экза­ме­ном и т. д.); 3) насто­ро­жен­ность в отно­ше­нии кого-либо, свя­зан­ная с недо­ве­рием, подо­зре­нием (пример: боюсь, он не тот, за кого себя выдаёт); 4) чув­ство тре­воги (пример: боязнь за буду­щее детей); 5) боязнь cмерти — непри­я­тие мысли о смерти.

***

Чем, в отно­ше­нии пред­ме­тов веры, есте­ствен­ная боязнь отли­ча­ется от про­ти­во­есте­ствен­ной?

Под есте­ствен­ным про­яв­ле­нием чело­ве­че­ских чувств, в том числе чув­ства страха, пони­ма­ется такое их про­яв­ле­ние, какое соот­вет­ствует зако­нам, обу­слов­ли­ва­ю­щим чело­ве­че­ское есте­ство (сущ­ность).

Поло­жим, боязнь Бога (страх перед Богом, ана­ло­гич­ный тому, что испы­тал согре­шив­ший Адам (Быт.3:8)), осно­ван­ная на ложным Его вос­при­я­тии как жесто­кого, мсти­тель­ного Судьи, явля­ется про­ти­во­есте­ствен­ной.

В свою оче­редь страх Божий, выра­жа­е­мый в бла­го­го­ве­нии перед Гос­по­дом, сми­ре­ние перед Его Про­мыс­лом, для чело­века есте­стве­нен. Стя­жа­ние страха Божьего служит зало­гом пра­виль­ного отно­ше­ния хри­сти­а­нина к Богу и ближ­ним.

Про­ти­во­есте­ствен­ной бояз­нью сле­дует при­знать и боязнь изу­че­ния Библии (мол, от этого можно «сойти с ума»). Свя­щен­ное Писа­ние, как состав­лен­ное по вдох­но­ве­нию Свя­того Духа, направ­лено исклю­чи­тельно на пользу чело­века, на его нрав­ствен­ное оздо­ров­ле­ние. Стало быть, изу­чать его можно и нужно.

По-раз­ному интер­пре­ти­ру­ется боязнь смерти. Есте­ствен­ной она может быть при­знана тогда, когда бывает свя­зана с жела­нием и уси­лием, направ­лен­ным на сохра­не­ние соб­ствен­ной жизни, если при­чины и форма этого усилия не про­ти­во­ре­чат Божьему закону.

Суще­ствует и такая форма боязни: многие люди, не гото­вые бороться с грехом, но при этом жела­ю­щие и рас­счи­ты­ва­ю­щие быть оправ­дан­ными на Част­ном суде, боятся при­ни­мать Кре­ще­ние вовремя, посто­янно откла­ды­вая его «на потом», чтобы затем, очи­стив­шись, — сразу в Рай. Иные счи­тают, что если они не будут вовсе кре­щены, то с них меньше спро­сится на Суде. Такого рода боязнь, заме­шан­ная на само­об­мане или даже лукав­стве, про­ти­во­ре­чит замыслу Божьему, а значит и не должна опре­де­ляться как есте­ствен­ная.

Про­ти­во­есте­ствен­ными нужно счи­тать боязни, пере­пле­та­ю­щи­еся с око­ло­цер­ков­ными суе­ве­ри­ями (напри­мер, свечка накло­ни­лась или погасла, иконка упала, при­снился страш­ный сон — непре­менно жди беды).

***

Архи­манд­рит Рафаил (Каре­лин) при­во­дит инте­рес­ные рас­суж­де­ния извест­ного старца схи­и­гу­мена Саввы (Оста­пенко): «Какие стра­сти отец Савва считал самыми губи­тель­ными для совре­мен­ного чело­века? Как ни странно, батюшка не назвал ни блуд, ни гор­дость. Я как-то спро­сил у него: “Какая страсть самая опас­ная, и какой грех самый губи­тель­ный?” Он отве­тил: “Тру­сость и бояз­ли­вость. Такой чело­век живет всегда двой­ствен­ной, ложной жизнью. Он не может дове­сти доб­рого дела до конца, всегда как бы лави­рует между людьми. У бояз­ли­вого кривая душа; если он не побо­рет в себе эту страсть, то неожи­данно под дей­ствием страха может стать отступ­ни­ком и пре­да­те­лем”. Когда я спро­сил: “А как пре­одо­леть эту страсть?” Он отве­тил: “Пре­одо­ле­вай ее в малом, не надейся на людей, в том числе на себя, а уповай на Бога”. А затем доба­вил: “Молись Божией Матери – Она наша взбран­ная Вое­вода”».
Источ­ник.

Print Friendly, PDF & Email
Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки