Отец Арсений — прот. Владимир Воробьёв

Отец Арсений — прот. Владимир Воробьёв

(403 голоса4.5 из 5)

Зло в его сущности нельзя победить злом, как огонь нельзя потушить огнем. Только крестная Христова любовь, в своем самоотвержении с верой и смирением претерпевающая любые муки и даже смерть, способна победить зло и вырвать у него уже погибающую, ослепленную и озлобленную человеческую душу. Нет сомнения в том, что Россия и Русская Православная Церковь живет и молится, кается и духовно обновляется только потому, что великое воинство святых мучеников, движимых любовию ко Христу, к Церкви, к заблудшему русскому народу, противостало злу, отдавая себя на крест за веру Христову. Не будь их, давно бы уже не осталось у нас камня на камне. Но сегодня сама жизнь Русской Православной Церкви со всей очевидностью являет нам чудесные плоды подвига своих новых святых мучеников. Тем не менее дух этого мученического подвига очень часто остается непонятым и писателями, и читателями. Вероятно, потому, что в жизни этот дух им не встречался. Часто тех, кто претендует теперь быть преемниками и почитателями святых мучеников, на самом деле пасут уже совсем другие пастыри. Воспоминания оставили лишь немногие свидетели, тогда, когда сами подвижники давно уже переселились в вечные кровы.

В отличие от большей части лагерной литературы, производящей сильное, но тяжелое впечатление, “Отец Арсений” приобщает нас к победному, светлому духу Христовой любви, которая не помрачается окружающим адом, но сияет еще ярче, еще неугасимей.

Всякий, кого сподобил Господь лично общаться с исповедниками того времени, сразу узнает в отце Арсении образ святого старца, исполненного любви, смирения, кротости, христианского трезвения и рассуждения, пребывающего в молитве, давно вручившего себя всецело воле Божией, наделенного благодатными дарами прозорливости и чудотворений. Немногочисленный и потаенный, но все же целый сонм таких старцев-исповедников еще недавно являл собою исполнение древних пророчеств о святых последних времен. Именно через них и осуществилось духовное преемство, соединяющее нас сегодня с полнотой Русской Православной Церкви, с ее святыми.

Рукопись публикуется по существу без редакторской правки ради сохранения ее подлинности. Просим всех, кто знает что-либо о героях этой книги или о других подвижниках XX века, поделиться с нами своими сведениями.

Протоиерей Владимир Воробьев 1993 г.

Краткие сведения о жизни о. Арсения

Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916г. окончил университет, болел эндокардитом более восьми месяцев. В это время он написал свои первые работы по искусству – древнему русскому зодчеству. В начале 1917 г. после периода духовных исканий он уехал в Оптину пустынь, где был послушником двух старцев – Анатолия и Нектария. Здесь совершился его монашеский постриг, затем он был рукоположен в иеромонаха. В 1919г. отец Арсений по благословению старцев вернулся в Москву и был определен третьим священником в один из Московских храмов. Для этого понадобилось специальное разрешение св. Патриарха Тихона, т.к. служение иеромонахов на приходах обычно не допускалось. В начале 1921 г. о. Арсений стал вторым священником, а в конце 1921 г., когда настоятель храма отец Павел был переведен и вскоре арестован, настоятелем стал отец Арсений. За восемь лет служения он собрал в своем храме значительную общину, для которой стал любимым пастырем и духовником. В 1927 г. в конце декабря отец Арсений был первый раз арестован и выслан в Архангельскую область на два года. После окончания срока ссылки отец Арсений служил в подмосковном храме (за пределами стокилометровой зоны). В 1931 г. – опять был арестован и сослан в Вологодскую область на пять лет. Теперь отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях. Служить в храме было нельзя, служил дома. Несколько раз тайно приезжал в Москву, встречался с владыкой Афанасием (Сахаровым), просил его рукоположить нескольких своих духовных чад в священный сан, на что получил согласие владыки Афанасия. Тайно окормлял свою духовную общину. Затем – третий арест в 1939 г., новая ссылка в Сибирь, потом – на Урал. Около года отец Арсений пробыл в ссылке в с. Троицкое Архангельской обл. В мае 1940 г. – был вновь арестован и заключен в Уральский лагерь. В марте 1941 г. переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекратились, а в 1942 г. – в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно были запрещены. Только весной 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом у Надежды Петровны. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова. На могиле его был положен гранитный камень с надписью:

Отец Арсений

1894-1975

Потом этот камень исчез; в каком состоянии и где находится могила, теперь неизвестно, т. к. все, кто ухаживал за нею, уже скончались.
WWW

Часть первая. Лагерь

Предисловие к первой части

В последние годы появилось много воспоминаний о жизни политических заключенных во времена “культа личности”.

Пишут ученые, военные, писатели, старые большевики, интеллигенты самых разных профессий, рабочие, колхозники. Пишут о своей жизни в лагерях и тюрьмах, о допросах, но никто еще не рассказал нам о миллионах верующих, погибших в этих лагерях, тюрьмах или переживших небывалые страдания на допросах.

Страдали и умирали они за веру свою, за то, что не отреклись от Бога и, умирая, славили Его, и Он не оставлял их.

“Положить печать на уста своя” – значит предать забвению страдания, муки, подвижнический труд и смерть многих миллионов мучеников, пострадавших Бога ради и нас, живущих на земле.

Не забыть, а рассказать должны мы об этих страдальцах, это наш долг перед Богом и людьми.

Лучшие люди Русской Православной Церкви погибли в это трудное время: иереи и епископы, старцы, монахи и просто глубоко верующие люди, в которых горел неугасимый огонь веры, по силе своей равный, а иногда и превосходящий силу веры древних христиан-мучеников.

В этих воспоминаниях предстает пред нами один, только один из многочисленных подвижников. А сколько было их, погибших за нас!

Двадцать веков копило человечество многочисленные знания, христианство принесло Свет и Жизнь людям, но в двадцатом веке люди отобрали из многочисленного арсенала знаний только зло и, помножив на достижения науки, доставили миллионам людей величайшие и длительнейшие страдания и мучительную смерть. Господь привел меня пройти малую часть лагерного пути с отцом Арсением, но и этого достаточно, чтобы обрести веру, стать его духовным сыном, пойти путем его, понять и увидеть его глубочайшую любовь к Богу и людям и познать – что такое настоящий христианин.

Прошлое не должно быть утеряно, на прошлом, как на фундаменте, утверждается новое, поэтому собрать воедино часть жизненного пути о. Арсения я посчитал своим долгом.

19 комментариев (всего страниц: 1)

  • Наталья, 13.03.2020

    Спасибо за такую познавательную книгу. Раскрыто много нужных тем, для себя подчеркнула много полезного. Как все таки переплетены люди духовной связью. Все в жизни нашей по промыслу Господа. Хорошо бы и нам поучиться стойкости в вере у православных того времени.

    Ответить »
  • Савельев Сергей, 23.03.2017

    Смутило высказанное автором в предисловии книги«Я полюбил страдание. Автобиография » о святителе Луке (Войно-Ясенецком)Прокомментируете, пожалуйста. Я со всей семьей многократно прочитал эту книгу во многих изданиях. Покупал много экземпляров и раздавал родным и друзьям.  А теперь получается, что это не правда, а роман-художественное произведение.Вот ссылка:https://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jasenetskij/ja-poljubil-stradanie-avtobiografija/#sel=35:66,36:60Выдержка из предисловия.

    Один священник рассказывал, что к нему пришел человек, который после прочтения книг «Отец Арсений» и «Старец Захария» перестал ходить в церковь. Тем более печально, что роман «Отец Арсений» продолжает издаваться, переиздаваться, пользуется большой популярностью, и нигде не сказано, что это художественное произведение. Люди неискушенные принимают его за действительное жизнеописание святого старца. Огромной популярностью пользуются и непроверенные рассказы об истинных подвижниках благочестия: блаженной Матронушке, схимонахине Рахили Бородинской, иеросхимонахе Феодосии из Минеральных Вод, старце Ионе Ионовского Киевского монастыря, Владыке Серафиме Соболеве, блаженном Феофиле.

    Ответить »
    • Анна, 12.05.2017

      Не смущайтесь, дорогой Сергей. Все, написанное в этой книге, правда. Прочитайте подробное пояснение священника к новому изданию «Отца Арсения».  Я тоже читала книгу про св. Луку Войно-Ясенецкого, она написана как воспоминания самого святителя и там меньше указано у чудесах по скромности святого. Когда автор писал такое в пояснении, то он просто плохо знал об обстоятельствах появления книги (воспоминания духовных детей отца Арсения украли и опубликовали на Самиздате) и принял все это ща выдумку и прелесть. Но это не так! Сретенский монастырь не стал бы фальсифицировать информацию.

      Ответить »
  • людмила, 11.12.2016

    P.S.  Сохранить веру и Православие во времена таких  гонений это действительно Великая Благодать Божия.

    Ответить »
  • людмила, 11.12.2016

    Спасибо за такую книгу! Огромная благодарность всем кто делился воспоминаниями и донесли их до сегодняшних времен. Это действительно Божия милость читать и осознавать  то что было пережито в те тяжелые времена. Как часто мы ропщем на свои проблемы, неудачи и не можем потерпеть и смириться по сравнению с тем что претерпевали люди в гонениях Православия. Дай Боже всем нам терпения и любви и никогда не забывать мучеников во времена репрессий и гонений. Спаси Господи всех составителей книги. Помогай Господи напечатать еще не одну книгу из этих воспоминаний.

    Ответить »
  • МариИвановна, 30.11.2016

    Для подростков, ни какое к реальности книга не имеет отношения. Фантастика Юлии Вознесенской и то интересней,  а тут детский лепет реальности ни какой,правда она на много страшнее. Лучше прочитать добротолюбие, где на своем опыте рассказывают, чем фантастику советскую.

    Ответить »
    • Савельев Сергей, 23.03.2017

      …яко утаи́ся прему́дрость и благода́ть сия от мудрых и разу́мных века сего

      Из Акафиста Пресвятой Богородице пред иконой «Нечаянная Радость»

      Ответить »
    • Сергей, 23.03.2017

      Привожу ссылку на материал книги, предисловия и послесловия к ним, свидетельства и воспоминания духовных чад.
      https://azbyka.ru/fiction/otec-arsenij/#predislovie_k_chetvertomu_izdaniju
       
      Предисловие к четвертому изданию
      После первого издания книги “Отец Арсений” прошло семь лет. За это время она неоднократно переиздавалась на русском языке, три раза – на греческом, на английском, готовятся издания и на других языках. Ее благотворное влияние на души наших современников огромно, многие благодаря этой книге обрели христианскую веру.
      Но нашлись и скептики, заявившие даже в печати, что книга “Отец Арсений” – роман, главный герой которого является собирательным образом, а рассказы, из которых он состоит, – художественный вымысел. Эти попущенные Промыслом Божиим сомнения побудили человека, лично знавшего отца Арсения, Владимира Владимировича Быкова, написать свои воспоминания, помещенные в настоящем издании в качестве Послесловия.
      Отец Арсений в последние годы жизни постоянно благословлял своих духовных чад записывать рассказы приезжавших к нему и свои собственные воспоминания, повествующие о том, как Бог помог обрести веру и пройти жизненный путь. Старец высказывал уверенность в том, что со временем эти записи помогут другим людям найти Бога, и выражал желание, чтобы будущий сборник был назван “Путь к вере”. С таким названием была напечатана четвертая часть в третьем издании книги, выпущенном в 1998 г. Материалы четвертой части были собраны и переданы в Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт В. В. Быковым. Но Владимир Владимирович сообщил, что есть еще воспоминания, которые авторы или их потомки пока что не давали для опубликования. В ответ на наши усиленные просьбы Владимир Владимирович снова стал настойчиво уговаривать владельцев драгоценных рукописей передать их для нового издания. Так появилась пятая часть книги, названная нами “Возлюби ближнего своего”. Она содержит шестнадцать неизданных прежде рассказов духовных детей отца Арсения, его солагерников и его собственных. В них находится много новых сведений о жизни о. Арсения, появляются подлинные имена близких к нему людей (А. Ф. Батурина, А. Ф. Берг, Юрий и Кира Бахмат и др.). Впервые издаваемые тексты сообщают нам о поездках отца Арсения к епископу Афанасию (Сахарову), о его связи с протоиереем Сергием Орловым (в тайном постриге – иеромонах Серафим), с протоиереем Александром Толгским, протоиереем Всеволодом Шпиллером. Оказывается, целый ряд хорошо известных нам людей, теперь уже почивших, близко знали отца Арсения и тайно общались с ним (Д. И. Мелихов, Т. Н. Каменева, Л. А. Дилигенская и др.). Нас не должна удивлять такая искусная и строгая конспирация – в новых воспоминаниях рассказывается, как жила духовная община отца Арсения в годы гонений и в последний период его жизни в Ростове Великом, как училась беречь свою тайну. Эта тайна и теперь еще не полностью открылась – мы не знаем подлинного мирского имени отца Арсения, не нашли названия храма, где он служил в Москве. Но мы благодарим Бога за благодатный дар приобщения к великому пастырскому подвигу замечательного старца и дивного чудотворца, столь близкого к нам по времени.
      Протоиерей Владимир ВоробьевФевраль 2000 г.

      Ответить »
  • Татьяна Туфанова, 11.09.2016

    Огромное спасибо за книгу. Прочитала на одном дыхании и буду еще не один раз возвращаться к этой замечательной книге, многому научившей меня.

    Ответить »
  • Фотиния М., 08.09.2016

    Прочла дважды, согласна с каждым словом Галины.

    Ответить »
  • Галина Мещерякова, 19.06.2016

    Спасибо Господу! Каким-то чудом открыла книгу. Читаю и буду перечитывать. Благословенна Россия, имея таким сыновей!

    Ответить »
  • Алишер Гулямов, 11.07.2015

    Прочитал эту книгу с большим интересом и трепетом. Часто вспоминаю и перечитываю главы. Советую друзьям тоже прочитать это произведение. Хорошо что она есть в Интернете. Отец Арсений для многих стал и может стать примером в жизни независимо от веры, нации, расы и т.д. Спасибо создателям этого произведения. С искренним уважением, А.Г.

    Ответить »
  • Татьяна Жадан, 09.06.2015

    Спасибо за книгу! Она учит осень МНОГОМУ.

    Ответить »
  • Галина, 13.12.2014

    Прочитала на одном дыхании. Интересно, есть ли такие люди сегодня?

    Ответить »
  • Андрей, 24.11.2014

    Настоящие СВЯТЫЕ двадцатого века

    Ответить »
  • р.Б.Татиана, 09.09.2014

    Спаси Господи за такую книгу. Читала — плакала. Читала на одном дыхании. Столько поучительного!

    Ответить »
  • Фотиния, 21.06.2014

    Спасибо большое. С трепетом и благоговением читала каждую строчку.

    Ответить »
  • Кирилл, 27.01.2014

    Отличная книга, читал с сыном-подростком, ему понравилось!

    Ответить »
  • Роман, 21.01.2014

    Советский реализм

    Ответить »

Добавить Gravatar Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Открыть весь текст