Что для христианина важнее, практика или теория?

Что для христианина важнее, практика или теория?


Отно­си­тельно необ­хо­ди­мо­сти прак­ти­че­ского испол­не­ния хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей (в деле спа­се­ния) едва ли кто ста­нет сомне­ваться. Этот вопрос тесно свя­зы­ва­ется с вопро­сом о соблю­де­нии запо­ве­дей, кото­рый, в свою оче­редь, все­гда стоял выше вся­ких сомне­ний. На пря­мую связь между спа­се­нием и соблю­де­нием запо­ве­дей ука­зал Сам Иисус Хри­стос (Мф.19:17).

Отно­си­тельно необ­хо­ди­мо­сти прак­ти­че­ского испол­не­ния хри­сти­ан­ских обя­зан­но­стей (в деле спа­се­ния едва ли кто ста­нет сомне­ваться. Этот вопрос тесно свя­зы­ва­ется с вопро­сом о соблю­де­нии запо­ве­дей, кото­рый, в свою оче­редь, все­гда стоял выше вся­ких сомне­ний. На пря­мую связь между спа­се­нием и соблю­де­нием запо­ве­дей ука­зал Сам Иисус Хри­стос (Мф.19:17).

Однако вопрос о важ­но­сти тео­ре­ти­че­ского рели­ги­оз­ного обра­зо­ва­ния не редко ото­дви­га­ется на вто­рой план. К сожа­ле­нию, мно­гие совре­мен­ные «веру­ю­щие» не спе­шат обра­зо­вы­ваться: одни — из-за баналь­ного неже­ла­ния тра­тить на обу­че­ние лич­ное время и силы; дру­гие — пола­гая, что осно­ва­тель­ная тео­ре­ти­че­ская под­го­товка нужна лишь пре­по­да­ва­те­лям и свя­щен­но­слу­жи­те­лям; иные — в силу рас­хо­жих пред­рас­суд­ков (мол, зна­ние мешает дове­ри­тель­ному послу­ша­нию, побуж­дает к кич­ли­во­сти и гордыне).

В дей­стви­тель­но­сти же, тео­ре­ти­че­ское рели­ги­оз­ное зна­ние необ­хо­димо всем веру­ю­щим. Ведь поня­тие «вера хри­сти­ан­ская» под­ра­зу­ме­вает не веру в мораль­ные обя­за­тель­ства, в ответ­ствен­ность перед Богом и ближ­ним, в нрав­ствен­ный долг, а веру, испол­нен­ную глу­бо­кого внут­рен­него содер­жа­ния (см. подроб­нее: Можно ли быть хри­сти­а­ни­ном без зна­ния дог­ма­тов?).

Под­лин­ная вера Хри­стова под­ра­зу­ме­вает не сле­пое «верую», но опре­де­лен­ную, утвер­жден­ную Богом форму миро­воз­зре­ния и миро­со­зер­ца­ния. И это немыс­лимо вне тео­ре­ти­че­ского ведения.

Рели­ги­оз­ные зна­ния, пре­по­дан­ные Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом и пол­нее рас­кры­тые Цер­ко­вью, при содей­ствии Духа Свя­того, суть не мало­важ­ные безын­те­рес­ные поло­же­ния, но «гла­голы веч­ной жизни» (Ин.14:6). Сам Мес­сия, при­зы­вая идти за Собой, гово­рил: «научи­тесь от Меня» (Мф.11:29).

Над­ле­жа­щая тео­ре­ти­че­ская под­го­товка слу­жит для веру­ю­щего зало­гом осо­знан­ного, осмыс­лен­ного сле­до­ва­ния в Цар­ство Небесное.

Зна­ние дог­ма­тов даёт хри­сти­а­нину пра­виль­ное поня­тие о том, в Кого именно он, соб­ственно, верит. Заме­тим, что про­стое сви­де­тель­ство «верую во Еди­ного Бога» может быть озву­чено не только Пра­во­слав­ными, но и пред­ста­ви­те­лями иуда­изма, и мусуль­ма­нами. Между тем, они, всё же, не явля­ются нашими единоверцами.

О целях и след­ствиях При­ше­ствия Хри­ста, о том, Кто такой Хри­стос, мы также узнаём на основе тео­ре­ти­че­ского уче­ния. Ска­зать «верую во Хри­ста» могли и ари­ане, и несто­ри­ане, и моно­фи­зиты, и моно­фе­литы. В плане испо­ве­да­ния веры Пра­во­слав­ные отли­ча­ются от пере­чис­лен­ных ере­ти­ков именно веде­нием того, Кто есть Христос.

Как пра­вило, на основе тео­ре­ти­че­ских зна­ний хри­сти­ане знают о глав­ном пред­мете надежды — Цар­стве Небес­ном (опыт­ного созер­ца­ния этого Цар­ства удо­ста­и­ва­ются далеко не все).

И даже если гово­рить о сугубо прак­ти­че­ской сто­роне хри­сти­ан­ского дела­ния, она также обу­слов­лена тео­ре­ти­че­ским ведением.

Поло­жим, пол­но­цен­ное уча­стие в хра­мо­вом бого­слу­же­нии под­ра­зу­ме­вает не только лич­ное при­сут­ствие, не только вни­ма­ние к про­ис­хо­дя­щему, но и пони­ма­ние смысла свя­щен­но­дей­ствий (пес­но­пе­ний, молитв. Молитва перед ико­нами под­ра­зу­ме­вает пони­ма­ние смысла иконографии.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 16 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: Arial Times Georgia
Текст: По левому краю По ширине
Боковая панель: Свернуть
Сбросить настройки