Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.Перейти

Ктитор

Кти́тор (от греч. κτήτωρ (ктитор) — вла­де­тель, хозяин; осно­ва­тель (от греч. κτίζω — осно­вы­вать, тво­рить, созда­вать)):
1) В точном смысле так име­ну­ется част­ное лицо, постро­ив­шее на соб­ствен­ные сред­ства храм или мона­стырь.
2) Жерт­во­ва­тель, попе­чи­тель храма или мона­стыря.
3) Иногда так име­ну­ется цер­ков­ный ста­ро­ста.

***

Эти­мо­ло­гия поня­тия

Кти́тор (от греч. κτήτωρ — соб­ствен­ник; осно­ва­тель, созда­тель, дословно «стро­и­тель», от др.-греч. κτίζω — строю, сози­даю или от др.-греч.  κτάομαι — при­об­ре­таю) – созда­тель пра­во­слав­ного храма, мона­стыря или лицо, выде­лив­шее (выде­ля­ю­щее) сред­ства на стро­и­тель­ство / обу­строй­ство (в част­но­сти, на такие пред­меты бого­слу­же­ния и бого­по­чи­та­ния как иконы, бого­слу­жеб­ная утварь) / рос­пись / ремонт /восстановление / рестав­ра­цию храма, мона­стыря, либо лицо, осу­ществ­ля­ю­щее регу­ляр­ные пожерт­во­ва­ния на содер­жа­ния храма, мона­стыря. В др.-рус. суще­ство­вало поня­тие «зда­тель», сино­ни­мич­ное поня­тию «ктитор». В широ­ком смысле слова цер­ков­ный попе­чи­тель. В совре­мен­ное время поня­тие «ктитор» почти не при­ме­ня­ется и чаще исполь­зу­ется поня­тие «попе­чи­тель» или «жерт­во­ва­тель». Совре­мен­ные попе­чи­тели храма/прихода, мона­стыря, как пра­вило, не огра­ни­чи­ва­ются в своем попе­че­нии исклю­чи­тельно стро­и­тель­ством или вос­ста­нов­ле­нием храмов, но в целом забо­тятся о мате­ри­аль­ном бла­го­по­лу­чии при­хода и причта. На латин­ском западе экви­ва­лен­том поня­тия «ктитор» высту­пает поня­тие «дона­тор» (лат. donator, букв. дари­тель, пода­тель).

Исто­рия кти­тор­ства

Тра­ди­ция широ­кого соуча­стия веру­ю­щих в созда­нии и содер­жа­нии храмов (силами, мате­ри­аль­ными сред­ствами) уходит кор­нями во вре­мена ран­него хри­сти­ан­ства. Между тем, как счи­та­ется, зако­но­да­тель­ные основы кти­тор­ства как явле­ния цер­ков­ной жизни зало­жил имп. Юсти­ниан I. Так, согласно его зако­но­да­тель­ным актам, ктитор в Визан­тии мог пред­став­лять епи­скопу кан­ди­да­тов на свя­щен­ство для постро­ен­ного им храма, однако епи­скоп имел право отка­зать такой кан­ди­да­туре, назна­чив своего став­лен­ника. Потомки кти­тора насле­до­вали право управ­ле­ния цер­ков­ным иму­ще­ством того храма, кото­рый строил их предок. Чуть позже поня­тие «ктитор» в Визан­тии стало при­ме­нятся к любому попе­чи­телю в прин­ципе, а не только к сози­да­телю храма, напри­мер, в отно­ше­нии опе­ку­нов сирот­ских при­ютов, «орфа­но­тро­фов» (досл. кор­миль­цев сирот). Несмотря на то, что дея­тель­ность кти­тора нахо­ди­лась под кон­тро­лем пра­вя­щего епи­скопа, кти­торы в Визан­тии могли при­об­ре­тать зна­чи­тель­ное вли­я­ние и обще­ствен­ную репу­та­цию. Так, кти­торы влияли на ход и поря­док бого­слу­же­ния, состав­ляли свои и вно­сили правки в уже извест­ные мона­стыр­ские уставы и пр. Первое пра­вило Двух­крат­ного собора 861 года осуж­дало прак­тику чрез­мер­ного вме­ша­тель­ства кти­тора в жизнь хри­сти­ан­ской общины: «Неко­то­рые, дав своим име­ниям и усадь­бам имя мона­стыря и обе­ща­ва­яся посвя­тити оныя Богу, пишут себя вла­дель­цами пожерт­во­ван­наго. Они ухищ­ренно умыс­лили посвя­тити Богу единое наиме­но­ва­ние, ибо не сты­дятся усво­яти себе ту же власть и после пожерт­во­ва­ния, какую не воз­бра­ня­лось им имети прежде»1. Однако, подоб­ные реше­ния собо­ров не имели успеха – кти­тор­ское вме­ша­тель­ство в дела (не только в хозяй­ствен­ные) мона­сты­рей и храмов наблю­да­лись на про­тя­же­нии всего Сред­не­ве­ко­вья и ран­него Нового вре­мени, сви­де­тель­ством чему явля­ется огром­ное коли­че­ство т. н. «кти­тор­ских мона­стыр­ских уста­вов» почти во всех стра­нах со зна­чи­тель­ным пра­во­слав­ным насе­ле­нием: Речи Поспо­ли­той, Балкан, Греции и закан­чи­вая Гру­зией.

В России, начи­ная с XVII века, поня­тие «ктитор» исполь­зо­ва­лось по отно­ше­нию к цер­ков­ному ста­ро­сте. В Рос­сий­ской импе­рии также суще­ство­вала долж­ность воен­ного кти­тора, отве­чав­шего за хозяй­ствен­ное сопро­вож­де­ние храмов воен­ного ведом­ства.

Кти­тор­ский порт­рет

Любо­пыт­ным явле­нием цер­ков­ной жизни и ико­но­гра­фии, кото­рое набрало попу­ляр­ность после ико­но­бор­че­ского пери­ода и кото­рое непо­сред­ственно было свя­зано с ростом вли­я­ния кти­то­ров, стал кти­тор­ский порт­рет. Кти­тор­ский порт­рет пред­став­ляет собой при­жиз­нен­ное или посмерт­ное изоб­ра­же­ние кти­тора храма или мона­стыря, его потом­ков, его близ­ких и родных. Изоб­ра­же­ния такого типа раз­ме­ща­лись в инте­рье­рах или фаса­дах храмов, прочих цер­ков­ных построек или на над­гро­биях.

Кти­тор­ский порт­рет отли­ча­ется боль­шим раз­но­об­ра­зием ико­но­гра­фии, так как, изоб­ра­жа­е­мый на нем чело­век не явля­ется кано­ни­зи­ро­ван­ным святым. Эти допу­ще­ния в кти­тор­ском порт­рете, кото­рые недо­пу­стимы для ико­но­гра­фии святых, напри­мер, исполь­зо­ва­ние неко­то­рых пред­ме­тов быта, изоб­ра­же­ние гене­а­ло­ги­че­ской линии кти­тора и пр., под­чер­ки­вали (под­чер­ки­вают) дистан­цию между кти­то­ром и святым или Богом (как в случае с наи­бо­лее извест­ным кти­тор­ским порт­ре­том имп. Кон­стан­тина IX Моно­маха и имп. Зоей перед Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом в соборе Св. Софии в Кон­стан­ти­но­поле XI века). В визан­тий­ском кти­тор­ском порт­рете про­смат­ри­ва­ется тра­ди­ция изоб­ра­же­ния импе­ра­то­ров-хра­мо­зда­те­лей с ним­бами, однако, не стоит путать их с кано­ни­зи­ро­ван­ными свя­тыми.

Кти­тор­ские порт­реты созда­ются до сих пор. Осо­бенно попу­ля­рен данный жанр на пра­во­слав­ных Бал­ка­нах. В част­но­сти, изоб­ра­же­ние румын­ского пат­ри­арха Дани­ила на фрес­ках освя­щен­ного в 2018 году Собора спа­се­ния нации в Буха­ре­сте (рум. Catedrala Mântuirii Neamului).


При­ме­ча­ние:

***

См. МИЛО­СЕР­ДИЕ, ЦЕР­КОВ­НЫЙ СТА­РО­СТА

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Размер шрифта: A- 15 A+
Цвет темы:
Цвет полей:
Шрифт: A T G
Текст:
Боковая панель:
Сбросить настройки