Ктитор

Литература по теме

Кти́тор (от греч. κτήτωρ (ктитор) — владетель, хозяин; основатель (от греч. κτίζω — основывать, творить, создавать)):
1) В точном смысле так именуется частное лицо, построившее на собственные средства храм или монастырь.
2) Жертвователь, попечитель храма или монастыря.
3) Иногда так именуется церковный староста.

Этимология понятия

Кти́тор (от греч. κτήτωρ — собственник; основатель, создатель, дословно «строитель», от др.-греч. κτίζω — строю, созидаю или от др.-греч.  κτάομαι — приобретаю) – создатель православного храма, монастыря или лицо, выделившее (выделяющее) средства на строительство / обустройство (в частности, на такие предметы богослужения и богопочитания как иконы, богослужебная утварь) / роспись / ремонт /восстановление / реставрацию храма, монастыря, либо лицо, осуществляющее регулярные пожертвования на содержания храма, монастыря. В др.-рус. существовало понятие «здатель», синонимичное понятию «ктитор». В широком смысле слова церковный попечитель. В современное время понятие «ктитор» почти не применяется и чаще используется понятие «попечитель» или «жертвователь». Современные попечители храма/прихода, монастыря, как правило, не ограничиваются в своем попечении исключительно строительством или восстановлением храмов, но в целом заботятся о материальном благополучии прихода и причта. На латинском западе эквивалентом понятия «ктитор» выступает понятие «донатор» (лат. donator, букв. даритель, податель).

История ктиторства

Традиция широкого соучастия верующих в создании и содержании храмов (силами, материальными средствами) уходит корнями во времена раннего христианства. Между тем, как считается, законодательные основы ктиторства как явления церковной жизни заложил имп. Юстиниан I. Так, согласно его законодательным актам, ктитор в Византии мог представлять епископу кандидатов на священство для построенного им храма, однако епископ имел право отказать такой кандидатуре, назначив своего ставленника. Потомки ктитора наследовали право управления церковным имуществом того храма, который строил их предок. Чуть позже понятие «ктитор» в Византии стало применятся к любому попечителю в принципе, а не только к созидателю храма, например, в отношении опекунов сиротских приютов, «орфанотрофов» (досл. кормильцев сирот). Несмотря на то, что деятельность ктитора находилась под контролем правящего епископа, ктиторы в Византии могли приобретать значительное влияние и общественную репутацию. Так, ктиторы влияли на ход и порядок богослужения, составляли свои и вносили правки в уже известные монастырские уставы и пр. Первое правило Двухкратного собора 861 года осуждало практику чрезмерного вмешательства ктитора в жизнь христианской общины: «Некоторые, дав своим имениям и усадьбам имя монастыря и обещаваяся посвятити оныя Богу, пишут себя владельцами пожертвованнаго. Они ухищренно умыслили посвятити Богу единое наименование, ибо не стыдятся усвояти себе ту же власть и после пожертвования, какую не возбранялось им имети прежде» (Цит. по: Цыпин В.А. Церковное право). Однако, подобные решения соборов не имели успеха – ктиторское вмешательство в дела (не только в хозяйственные) монастырей и храмов наблюдались на протяжении всего Средневековья и раннего Нового времени, свидетельством чему является огромное количество т. н. «ктиторских монастырских уставов» почти во всех странах со значительным православным населением: Речи Посполитой, Балкан, Греции и заканчивая Грузией.

В России, начиная с XVII века, понятие «ктитор» использовалось по отношению к церковному старосте. В Российской империи также существовала должность военного ктитора, отвечавшего за хозяйственное сопровождение храмов военного ведомства.

Ктиторский портрет

Любопытным явлением церковной жизни и иконографии, которое набрало популярность после иконоборческого периода и которое непосредственно было связано с ростом влияния ктиторов, стал ктиторский портрет. Ктиторский портрет представляет собой прижизненное или посмертное изображение ктитора храма или монастыря, его потомков, его близких и родных. Изображения такого типа размещались в интерьерах или фасадах храмов, прочих церковных построек или на надгробиях.

Ктиторский портрет отличается большим разнообразием иконографии, так как, изображаемый на нем человек не является канонизированным святым. Эти допущения в ктиторском портрете, которые недопустимы для иконографии святых, например, использование некоторых предметов быта, изображение генеалогической линии ктитора и пр., подчеркивали (подчеркивают) дистанцию между ктитором и святым или Богом (как в случае с наиболее известным ктиторским портретом имп. Константина IX Мономаха и имп. Зоей перед Господом Иисусом Христом в соборе Св. Софии в Константинополе XI века). В византийском ктиторском портрете просматривается традиция изображения императоров-храмоздателей с нимбами, однако, не стоит путать их с канонизированными святыми.

Ктиторские портреты создаются до сих пор. Особенно популярен данный жанр на православных Балканах. В частности, изображение румынского патриарха Даниила на фресках освященного в 2018 году Собора спасения нации в Бухаресте (рум. Catedrala Mântuirii Neamului).

Комментировать

Каналы АВ
TG: t.me/azbyka
Viber: vb.me/azbyka