протоиерей Сергий Булгаков
- Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию 594
- Венец терновый (памяти Ф. М. Достоевского) 1.2K
- Душевная драма Герцена
- Жребий Пушкина 1.3K
- Загадочный мыслитель 414
- Иван Посошков 1.4K
- Карл Маркс как религиозный тип 3.8K
- Народное хозяйство и религиозная личность 513
- О. Александр Ельчанинов 676
- Социальная философия Роберта Оуэна 887
- Страж дома Господня: памяти Святейшего патриарха Тихона 876
- Чехов как мыслитель
- "Отрицательное богословие" 603
- «Эсхатология и прогресс» 770
- Апокалиптика и социализм 1.4K
- Война и русское самосознание 4K
- Воскресение Христа и современное сознание 504
- Героизм и подвижничество 4.1K
- Два града. Исследования о природе общественных идеалов 1.5K
- Дневник духовный
- Интеллигенция и религия 1K
- К вопросу о дисциплине покаяния и причащения 606
- На выборах (из дневника) 189
- Нация и человечество 950
- О закономерности социальных явлений 418
- О первохристианстве. (О том, что было в нем и чего не было. - Опыт характеристики) 793
- О реалистическом мировоззрении 467
- О тварности 471
- Об особом религиозном призвании нашего времени 192
- От марксизма к идеализму 7.5K
- Ответ В. П. Соколову 125
- При реке Ховаре 311
- Размышления о войне 2.6K
- Размышления о национальности 1.1K
- Религиозная мысль на Западе. "Hat Jesus gelebt"? 232
- Религия и политика 563
- Религия человекобожия у Л. Фейербаха 2K
- Русская трагедия 1.1K
- Самозащита В. И. Экземплярского 270
- Современное арианство 1.6K
- Средневековый идеал и новейшая культура 1.2K
- Трансцендентальная проблема религии 1.3K
- Труп красоты 2.2K
- Философия Имени 5.4K
- Философия хозяйства 1.6K
- Христианство и еврейский вопрос 2.2K
- Христианство и социализм 4.9K
- Церковное право и кризис правосознания 654
- Церковь и демократия 707
- Человекобог и человекозверь 1.6K
- Афонское дело 494
- Докладная записка митрополиту Евлогию проф. прот. Сергия Булгакова по поводу определения Архиепископского собора в Карловцах относительно учения о Софии Премудрости Божией 136
- О необходимости введения общественных наук в программу духовной школы 141
- Очерки учения о Церкви 1.3K
- Под знаком университета 162
- Россия, эмиграция, православие 608
- Свобода и Церковь 382
- Сион 298
- Смысл и оправдание кружков РСХД 329
- Церковное служение Движения 219
- Беседы о Божественной Литургии 1.6K
- Главы о Троичности 2K
- Гонения на Израиль 684
- Догмат и догматика 1.5K
- Друг Жениха 2.4K
- Евхаристия 4K
- Иерархия и таинства 1.1K
- Икона и иконопочитание 3.5K
- Крест Богоматери 1.1K
- Купина неопалимая 2.8K
- Лествица Иаковля 3.6K
- На путях догмы 467
- Небо на земле 790
- Об откровении 658
- О Богочеловечестве. Агнец Божий. Часть I 11K
- О Богочеловечестве. Утешитель. Часть II 5.8K
- О Богочеловечестве. Невеста Агнца. Часть III 7.7K
- О святых мощах 645
- Первообраз и образ. Том 1 1.2K
- Первообраз и образ. Том 2 542
- Православие. Очерки учения Православной Церкви 26K
- Проблема «условного бессмертия» 752
- Пророчество 408
- Путь Парижского богословия 2.8K
- Святый Грааль 3.9K
- Судьба Израиля как крест Богоматери 446
- Христос в мире 1.1K
- Жизнь за гробом 2.1K
- О Царстве Божием 769
- Из записной книжки 1.6K
- Из записной книжки 1.6K
- Православие. Очерки учения Православной Церкви 26K
- О Богочеловечестве. Агнец Божий. Часть I 11K
- О Богочеловечестве. Невеста Агнца. Часть III 7.7K
- О Богочеловечестве. Утешитель. Часть II 5.8K
- Евхаристия 4K
- Святый Грааль 3.9K
- Лествица Иаковля 3.6K
- Икона и иконопочитание 3.5K
- Путь Парижского богословия 2.8K
- Купина неопалимая 2.8K
- Друг Жениха 2.4K
- Жизнь за гробом 2.1K
- Главы о Троичности 2K
- Беседы о Божественной Литургии 1.6K
- Догмат и догматика 1.5K
- Первообраз и образ. Том 1 1.2K
- Иерархия и таинства 1.1K
- Крест Богоматери 1.1K
- Христос в мире 1.1K
- Небо на земле 790
- О Царстве Божием 769
- Проблема «условного бессмертия» 752
- Гонения на Израиль 684
- Об откровении 658
- О святых мощах 645
- Первообраз и образ. Том 2 542
- На путях догмы 467
- Судьба Израиля как крест Богоматери 446
- Пророчество 408
- Карл Маркс как религиозный тип 3.8K
- Иван Посошков 1.4K
- Жребий Пушкина 1.3K
- Венец терновый (памяти Ф. М. Достоевского) 1.2K
- Социальная философия Роберта Оуэна 887
- Страж дома Господня: памяти Святейшего патриарха Тихона 876
- О. Александр Ельчанинов 676
- Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию 594
- Народное хозяйство и религиозная личность 513
- Загадочный мыслитель 414
- Душевная драма Герцена
- Чехов как мыслитель
- Очерки учения о Церкви 1.3K
- Россия, эмиграция, православие 608
- Афонское дело 494
- Свобода и Церковь 382
- Смысл и оправдание кружков РСХД 329
- Сион 298
- Церковное служение Движения 219
- Под знаком университета 162
- О необходимости введения общественных наук в программу духовной школы 141
- Докладная записка митрополиту Евлогию проф. прот. Сергия Булгакова по поводу определения Архиепископского собора в Карловцах относительно учения о Софии Премудрости Божией 136
- От марксизма к идеализму 7.5K
- Философия Имени 5.4K
- Христианство и социализм 4.9K
- Героизм и подвижничество 4.1K
- Война и русское самосознание 4K
- Размышления о войне 2.6K
- Труп красоты 2.2K
- Христианство и еврейский вопрос 2.2K
- Религия человекобожия у Л. Фейербаха 2K
- Человекобог и человекозверь 1.6K
- Современное арианство 1.6K
- Философия хозяйства 1.6K
- Два града. Исследования о природе общественных идеалов 1.5K
- Апокалиптика и социализм 1.4K
- Трансцендентальная проблема религии 1.3K
- Средневековый идеал и новейшая культура 1.2K
- Размышления о национальности 1.1K
- Русская трагедия 1.1K
- Интеллигенция и религия 1K
- Нация и человечество 950
- О первохристианстве. (О том, что было в нем и чего не было. - Опыт характеристики) 793
- «Эсхатология и прогресс» 770
- Церковь и демократия 707
- Церковное право и кризис правосознания 654
- К вопросу о дисциплине покаяния и причащения 606
- "Отрицательное богословие" 603
- Религия и политика 563
- Воскресение Христа и современное сознание 504
- О тварности 471
- О реалистическом мировоззрении 467
- О закономерности социальных явлений 418
- При реке Ховаре 311
- Самозащита В. И. Экземплярского 270
- Религиозная мысль на Западе. "Hat Jesus gelebt"? 232
- Об особом религиозном призвании нашего времени 192
- На выборах (из дневника) 189
- Ответ В. П. Соколову 125
- Дневник духовный
- Православие. Очерки учения Православной Церкви 26K
- О Богочеловечестве. Агнец Божий. Часть I 11K
- О Богочеловечестве. Невеста Агнца. Часть III 7.7K
- От марксизма к идеализму 7.5K
- О Богочеловечестве. Утешитель. Часть II 5.8K
- Философия Имени 5.4K
- Христианство и социализм 4.9K
- Героизм и подвижничество 4.1K
- Война и русское самосознание 4K
- Евхаристия 4K
- Святый Грааль 3.9K
- Карл Маркс как религиозный тип 3.8K
- Лествица Иаковля 3.6K
- Апокалипсис Иоанна 3.6K
- Икона и иконопочитание 3.5K
- Путь Парижского богословия 2.8K
- Купина неопалимая 2.8K
- Размышления о войне 2.6K
- Католический догмат непорочного зачатия Богоматери 2.5K
- Святые Пётр и Иоанн: два первоапостола 2.5K
- Друг Жениха 2.4K
- Труп красоты 2.2K
- Христианство и еврейский вопрос 2.2K
- О чудесах евангельских 2.2K
- Жизнь за гробом 2.1K
- Главы о Троичности 2K
- Религия человекобожия у Л. Фейербаха 2K
- Из записной книжки 1.6K
- Человекобог и человекозверь 1.6K
- Современное арианство 1.6K
- Беседы о Божественной Литургии 1.6K
- Философия хозяйства 1.6K
- Два града. Исследования о природе общественных идеалов 1.5K
- Догмат и догматика 1.5K
- Иван Посошков 1.4K
- Апокалиптика и социализм 1.4K
- Жребий Пушкина 1.3K
- Богословие Евангелия Иоанна Богослова 1.3K
- Трансцендентальная проблема религии 1.3K
- Очерки учения о Церкви 1.3K
- Средневековый идеал и новейшая культура 1.2K
- Венец терновый (памяти Ф. М. Достоевского) 1.2K
- Первообраз и образ. Том 1 1.2K
- Размышления о национальности 1.1K
- Иерархия и таинства 1.1K
- Русская трагедия 1.1K
- Крест Богоматери 1.1K
- Христос в мире 1.1K
- Интеллигенция и религия 1K
- Нация и человечество 950
- Два избранника: Иоанн и Иуда, «возлюбленный» и «сын погибели» 893
- Социальная философия Роберта Оуэна 887
- Страж дома Господня: памяти Святейшего патриарха Тихона 876
- О первохристианстве. (О том, что было в нем и чего не было. - Опыт характеристики) 793
- Небо на земле 790
- «Эсхатология и прогресс» 770
- О Царстве Божием 769
- Проблема «условного бессмертия» 752
- Церковь и демократия 707
- Гонения на Израиль 684
- О. Александр Ельчанинов 676
- Об откровении 658
- Церковное право и кризис правосознания 654
- О святых мощах 645
- Россия, эмиграция, православие 608
- К вопросу о дисциплине покаяния и причащения 606
- "Отрицательное богословие" 603
- Благодатные заветы преп. Сергия русскому богословствованию 594
- Религия и политика 563
- Первообраз и образ. Том 2 542
- Народное хозяйство и религиозная личность 513
- Воскресение Христа и современное сознание 504
- Афонское дело 494
- О тварности 471
- О реалистическом мировоззрении 467
- На путях догмы 467
- Судьба Израиля как крест Богоматери 446
- О закономерности социальных явлений 418
- Загадочный мыслитель 414
- Пророчество 408
- Свобода и Церковь 382
- Смысл и оправдание кружков РСХД 329
- Вода скачущая в жизнь вечную 313
- При реке Ховаре 311
- Сион 298
- Самозащита В. И. Экземплярского 270
- Религиозная мысль на Западе. "Hat Jesus gelebt"? 232
- «Животе, како умираеши...» 225
- Церковное служение Движения 219
- Сия есть Благословенная Суббота 206
- Об особом религиозном призвании нашего времени 192
- На выборах (из дневника) 189
- Велелепная слава 174
- Под знаком университета 162
- Веселимся Божественне! 156
- О необходимости введения общественных наук в программу духовной школы 141
- Докладная записка митрополиту Евлогию проф. прот. Сергия Булгакова по поводу определения Архиепископского собора в Карловцах относительно учения о Софии Премудрости Божией 136
- Слова, поучения, беседы 129
- Ответ В. П. Соколову 125
- Слово в день Рождества Христова, 25 декабря 1934 г. (7 января 1935 г.) 111
- Слово в неделю пятнадцатую 80
протоиерей Сергий Булгаков
Русский религиозный философ, богослов, доктор политэкономии. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом, участник экуменического движения.
Биография
Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии, в семье священника.
Образование. Отход от веры
В 1885 году окончил Ливенское духовное училище первым учеником, до 1888 года учился в Орловской духовной семинарии.
В результате кризиса личной веры оставил семинарию и перешел в гимназию в Ельце. В «Автобиографических заметках» Булгаков писал об этом так: «Примерно до 12–13 лет я был верным сыном Церкви по рождению и воспитанию… Уже... в первом-втором классе семинарии наступил религиозный кризис, который... закончился утратой религиозной веры на долгие, долгие годы, и с 14 лет, примерно до 30, блудный сын удалился в страну далеку…». Однако отход от веры, спровоцированный и общими настроениями эпохи, не был легким для Булгакова. Не раз в мемуарах он пишет о попытке самоубийства из-за утраты веры.
В 1890 году закончил Елецкую гимназию, одним из учителей в которой был В.В. Розанов. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета.
Преподавательская и научная деятельность
С 1895 года — преподаватель политической экономии в Московском техническом училище, к этому периоду относятся первые публикации Булгакова в периодической печати. Опубликовал он в 1896 году и труд «О рынках при капиталистическом производстве». Надо заметить, что С.Н. Булгаков обладал прекрасным слогом и даром увлекательно писать даже о самых сложных вещах.
В 1898–1900 годах, получив стипендию для стажировки на Западе, был в командировке в Берлине с краткими выездами в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию. В Германии вошел в круг германских социал-демократов (А. Бебель, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.), в Женеве познакомился с Г.В. Плехановым, назвавшим Булгакова «надеждой русского марксизма». Непосредственным результатом двухгодичной научной командировки стала публикация в 1900 году диссертационного исследования «Капитализм и земледелие» в 2-х томах. Диссертация, первоначально предполагавшаяся к защите как докторская, не получила высшей оценки Ученого совета Московского университета. Тем не менее она была утверждена в качестве магистерской, и Булгаков получил звание магистра политической экономии. В книге содержалась критика отдельных моментов теории Маркса, и она вызвала резкий отклик со стороны В.И. Ленина.
В 1901 году Булгаков с семьей переехал в Киев, где был избран на должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцента Киевского университета святого Владимира.
«От марксизма к идеализму»
В это время начался новый период жизни и творчества С.Н. Булгакова. Причины его перехода «от марксизма к идеализму» невозможно объяснить только любовью к Иисусу Христу, привитой ему с детства, и духовным влиянием Достоевского и Владимира Соловьева, как делают некоторые биографы. Детская любовь к Иисусу Христу к периоду командировки в Германию уже не имела для Булгакова решающего значения. Причинами перелома в мировоззрении к 1901 году послужили, во-первых, разочарование в марксизме в качестве научной дисциплины и дальнейшая квалификация его как квазирелигии; во-вторых, произошедшее в этот же период осознание неспособности науки, и в частности политической экономии, ответить на глубинные запросы человеческой личности.
В 1904 году совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал «Новый Путь», потом журнал «Вопросы жизни».
После многолетнего перерыва в 1905 году Булгаков приходит в церковь на исповедь. Годом позже он впервые посещает Оптину пустынь.
В 1906 году Булгаков переезжает в Москву, где становится профессором политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцентом Московского университета.
В том же году участвует в выборах во II Государственную думу как беспартийный «христианский социалист» от Орловской губернии. Однако столкновение с реальной политикой (революцией и парламентской деятельностью) принесло разочарование. В дневниковой записи 1923 года Булгаков оценивает этот период так: «В то время, около 1905 года, нам всем казалось, что мы-то именно и призваны начать в России новое религиозно-революционное движение… Это были своего рода “бессмысленные мечтания”, которые и обличала жизнь. В Москве дело не пошло дальше расклеивания революционных прокламаций с крестами».
Участвовал в сборнике «Вехи» (1909).
Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).
Священство
Член Всероссийского Собора 1917–1918 годов от Таврической епархии, в то время был близок к патриарху Тихону — являлся автором текста патриаршего послания о вступлении на престол.
В июне 1918 года рукоположен в сан священника епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). За принятие сана исключен из Московского университета.
В июле 1918 года покинул Москву, уехал сначала в Киев, потом в Крым, где находились жена и дети. Был профессором политэкономии и богословия Таврического университета в Симферополе. После разгрома войск генерала Врангеля — протоиерей Ялтинского собора.
Эмиграция
В 1922 году был включен в составленные по инициативе Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж.
Согласно постановлению от 23 ноября 1922 года о рассмотрении дела «по обвинению бывшего профессора Московского университета, ныне протоиерея Ялтинского Александро-Невского собора Булгакова Сергея Николаевича, 51 лет, в политической неблагонадежности, конкретно выражающейся в активной ученой работе против рабочего движения при бывшем царском правительстве», был приговорен к «бессрочной высылке из территории РСФСР… без права возвращения, предоставив ему 2-недельный срок для ликвидации своих домашних дел».
В декабре 1922 года на так называемом «философском пароходе» отплыл в Константинополь. В 1923–1925 — профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге. Основал в Праге «Братство Святой Софии».
В Париже
В 1925 году переехал в Париж, где стал одним из основателей Свято-Сергиевского православного богословского института.
В 1925–1944 годах — профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Сергиевского института. С 1931 года — инспектор института, с 1940 по 1944 год — декан. Доктор церковных наук «гонорис кауза» (1943).
До конца 1930-х годов принял участие во многих экуменических начинаниях, был одним из влиятельных деятелей и идеологов движения. В 1934 году совершил большую поездку по США. Вице-председатель Содружества святого Албания и преподобного Сергия1). Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД).
В 1939 году у отца Сергия был обнаружен рак горла, он перенес операцию. Скончался 13 июля 1944 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Учение о Софии
Отец Сергий разработал собственное учение о Софии Премудрости Божией. Против этого учения выступил святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, написавший в 1935 году книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией». В этой работе святитель пишет, что идея Булгакова «об особом существе между Богом и миром, без которого, будто бы, невозможны были самый факт создания временного и тварного мира и дальнейшее Божественное домостроительство о человеческом роде» была присуща еще Арию, а до него гностикам. А у святых отцов такой мысли нет, они «учили, что мир создан Богом непосредственно». Причем отец Сергий не отождествляет Премудрость Божию ни с одним из Лиц Святой Троицы. Святитель Серафим справедливо заключает, что Булгаков таким образом вводит языческое двубожие, «ибо наряду с Св. Троицей здесь предлагается учение о бытии в лице Софии другого бога».
«Учения о. о. Булгакова и Флоренского о Софии нет ни в Священном Писании, ни у св. отцов Церкви. Правда, прот. Булгаков и свящ. Флоренский делают попытки обосновать свое учение на свидетельствах Божественного Писания и святоотеческого учения. Но... все эти попытки совершенно беспочвенны и, кроме того, в устах о. Булгакова являются в высшей степени странными ввиду его резко отрицательного отношения к святоотеческому авторитету... Он даже обвиняет св. отцов в несторианской, аполлинарианской и монофизитской ересях...
He имея возможности в учении нашей Церкви найти основу для своего собственного учения о Софии и в частности, как о посредстве, чрез которое Господь сотворил мир, он ищет ее в философии Платона и даже в каббалистическом учении. Здесь, в вопросе о творении Богом мира посредством Софии, между учением о. Булгакова и учением каббалы наблюдается очень большое сходство».
«Основой данного учения о. о. Булгакова и Флоренского является не учение Церкви, а гностическая мысль о посредстве, без которого Бог будто не может иметь соприкосновения с тварью».
В другом своем докладе о софиологии святитель Серафим нравственной основой ее называет гордость, а также преклонение перед гуманизмом и социализмом, хотя сам же Булгаков хорошо понимал их антихристианскую сущность. Доклад выложен на портале «Азбука веры».
Софиология была осуждена указом Московской патриархии от 7 сентября 1935 года, в том же году осудил софианское учение как гностическое и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Эти определения тоже можно прочесть на портале «Азбука веры».
• https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/osuzhdenie-uchenija-prot-s-n-bulgakova-o-sofii/
Большую полемическую статью против софианского учения протоиерея Сергия написал и святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Утверждая, что софиология есть искажение православного учения, он так определяет ее духовные корни: «Еще больше, чем внешнего сходства, у новых философов духовной близости к древним еретикам — гностикам. И там, и здесь стремление постигнуть все тайны высшего мира, всему найти точное место в изобретаемой ими схеме. Руководит и первенствует при этом человеческий ум. Священное Писание, богооткровенные истины приспособляются к созданным людским вымыслом учениям, от них берется лишь то, что подходит и согласуется с этими учениями. Но чтобы покорить свой разум вере, проникнуться духом православного учения и в духе его размышлений и мудрствовать — об этом не хотят думать. Действительно, где же здесь “богочеловечность” религии, если человек будет Богу верить больше, чем себе. К тому же Бог обыкновенно открывался людям через людей же, Своих избранников, пророков, апостолов, а “почему они лучше нас могут знать? Да разве мы не можем, как и они, удостоиться высшего познания?” Так, если и не выражаются открыто, то практически проводят в жизнь те, кто думают открыть тайны Высшего Мира главным образом своими изысканиями».
И далее святитель Иоанн приводит прекрасную цитату из святого Афанасия Великого, решительно опровергающую всю софиологию: «Где же они нашли вообще сказанным в Божественном Писании или от кого слышали, будто бы кроме Сего Сына есть иное слово и иная премудрость, и потому изобретают подобные вымыслы. Ибо все видимое и невидимое Им получило бытие, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1:3). О другом же ком или об ином чем не имеют представления святые, и не вымышляют слов или премудростей, которых ни имени, ни дел не показывает Писание, и которых именуют одни эти еретики. Ибо их это изобретение, их христоборное предположение; они употребляют во зло имя Слова и Премудрости, вымышляя же себе что-то иное, жалкие люди эти отрицаются истинного Божия Слова, истой и единственной Отчей Премудрости. Итак, если в Божественных Писаниях не отыскивается иной премудрости, кроме Сего Сына, то и от отцов не слыхали мы ничего подобного; еретики же исповедуют и написали, что есть премудрость несозданно соприсущая Отцу, Ему собственно принадлежащая и зиждительная мира: то Сын Сей будет Тот Самый, Который и по их словам вечно соприсносущ Отцу. Так во всем омрачены они умом, отрицают истинную Премудрость и отыскивают премудрость несуществующую, подобно манихеям, измышляют себе иного Бога и отрицают Бога истинного» («2-е слово против ариан»).
Впрочем, комиссия профессоров Сергиевского института и епархиальная комиссия, созванная в 1936 году митрополитом Евлогием (Георгиевским), обвинения в ереси отвергли, чем показали собственную духовную близость к софиологии.
Другие заблуждения
Фундаментом догматических ошибок протоиерея Сергия стало его чрезмерное доверие к собственному мнению и игнорирование, а зачастую и незнание Предания Церкви. Нередко эти погрешности проявлялись не как полностью оформленные новые ложные учения, а как отдельные взгляды и толкования по частным вопросам. Ярким примером такого ошибочного толкования является мнение протоиерея Сергия о том, что святой Иоанн Предтеча перед смертью поколебался в вере во Христа, а Бог подверг его «огненному искушению». В специальном сочинении «Протоиерей С.Н. Булгаков как толкователь Священного Писания» святитель Серафим (Соболев) опровергает такое лжеучение и, опираясь на толкование святителя Иоанна Златоуста, излагает православное догматическое и аскетическое учение, доказывая, что святой Иоанн Предтеча навсегда остался тверд в вере. Сочинение святителя Серафима можно прочесть здесь.
На вопрос, почему сейчас среди интеллигенции, особенно молодежи, книги отцов Сергия Булгакова, Павла Флоренского, Владимира Соловьева популярнее, чем книги более ортодоксальных авторов, архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает так («В поисках истины. Беседы о духовной жизни»): «Потому, что они более созвучны нашему времени, периоду духовного кризиса. Ощущается тоска по потерянному, желание найти и вернуть его, и в то же время — какой-то духовный паралич, стремление заменить подвиг рассуждениями, тайну — знанием, а духовность — оккультизмом.
Приведу такой пример: самая красивая панорама открывается с середины высокой горы, а кто поднялся до вершины, тот видит перед собой только небо и снега. Флоренский, Булгаков и другие остановились на перепутье, на полдороге. В их произведениях нет духа, в них сублимация земной красоты и напряженность интеллектуального поиска, да еще пряный привкус языческого магизма».
1) Организация, созданная с целью сближения Православной Церкви и англиканства. Начало содружества было положено в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. С английской стороны ведущей фигурой был епископ Чарлз Гор.
С русской стороны участвовали профессора и студенты Сергиевского богословского института и участники Русского студенческого христианского движения (РСХД). На второй конференции в 1928 году решили основать Содружество Святого Албания и преподобного Сергия. Председателями стали англиканский епископ Уолтер Фрир и митрополит Евлогий(Георгиевский), а вице-председателем — отец Сергий Булгаков.
В довоенный период Содружество провело несколько конференций. В 1936 году провели конференцию в Париже, во время которой по приглашению митрополита Евлогия епископ Фрир прочел англиканскую службу в соборе святого Александра Невского.
Литература об авторе
- «Любовь Отца распинающая, любовь Сына распинаемая, любовь Духа, торжествующая силою крестною»: святитель Филарет и отец Сергий Булгаков прот. Павел Хондзинский 516
- «На языке софиологии»: критика о. Сергием Булгаковым триадологии блаженного Августина прот. Павел Хондзинский 854
- Богословское понимание единства прот. Сергием Булгаковым в свете богословия личности еп. Кирилл и игумен Мефодий (Зинковские) 193
- Защита Софианской ереси протоиереем С. Булгаковым пред лицом Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви свт. Серафим (Соболев) 4.1K
- Интуиции богословия личности в мировоззрении прот. Сергия Булгакова иером. Кирилл и Мефодий (Зинковские) 493
- К вопросу о так называемом «единоличном мнении» митрополита Сергия 353
- К столетию рождения памяти о. Сергия Булгакова Коллектив авторов 717
- Метафизика всеединства. о.П. Флоренский и о.С. Булгаков прот. Василий Зеньковский
- Неправославные богословские идеи представителей первого поколения парижской школы богословия В. Рябинин 165
- Новое учение о Софии Премудрости Божией свт. Серафим (Соболев) 30K
- О нравственной основе софианства свт. Серафим (Соболев) 753
- О парижских «богословах» П.М. Граббе 268
- О понятиях «личность» и «ипостась» в русской религиозной философии XX в.: свящ. Павел Флоренский, Н. А. Бердяев, прот. Сергий Булгаков иером. Мефодий (Зинковский) 1.5K
- Определение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей от 17/30 октября 1935 г. о новом учении протоиерея Сергия Булгакова о Софии — Премудрости Божией 1.4K
- Осуждение учения прот. С.Н. Булгакова о Софии. Указ Московской Патриархии 7 сентября 1935 г. 789
- Отец Сергий Булгаков Н.О. Лосский
- Памяти о. Сергия Булгакова прот. Алексий Князев
- Персоналистическая экклесиология прот. Сергия Булгакова, прот. Георгия Флоровского и В.Н. Лосского прот. Павел Хондзинский 574
- Проблема языков богословия в Большой трилогии о. Сергия Булгакова прот. Павел Хондзинский 258
- Протоиерей С.Н. Булгаков как толкователь Священного Писания свт. Серафим (Соболев) 664
- Профессор протоиерей Сергий Булгаков монахиня Елена 1.2K
- С.Н. Булгаков: Pro et Contra. Том I 3.7K
- Софиология протоиерея Сергия Булгакова Н.А. Ваганова 749
- Спор о Софии проф. В.Н. Лосский 8.7K
- Триадология и софийность: от В.С. Соловьева к о. Сергию Булгакову прот. Павел Хондзинский 140
- Учение о Софии, Премудрости Божией свт. Иоанн (Максимович) 11K
