протоиерей Сергий Булгаков

(16.06.1871–13.07.1944)

Воспоминания

Догматическое богословие

Жизнеописания

История Церкви

Религиозно-философские труды

Священное Писание Нового Завета

Слова и проповеди

Сравнительное богословие

протоиерей Сергий Булгаков
протоиерей Сергий Булгаков

Русский религиозный философ, богослов, доктор политэкономии. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом, участник экуменического движения.

Биография

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии, в семье священника.

Образование. Отход от веры

В 1885 году окончил Ливенское духовное училище первым учеником, до 1888 года учился в Орловской духовной семинари.

В этом году в результате кризиса личной веры оставил семинарию и перешел в гимназию в Ельце. В «Автобиографических заметках» Булгаков писал об этом так: «Примерно до 12–13 лет я был верным сыном Церкви по рождению и воспитанию… Уже в самом почти начале периода, в первом-втором классе семинарии, наступил религиозный кризис, который — правда, хотя и с болью, но без трагедии — закончился утратой религиозной веры на долгие, долгие годы, и с 14 лет, примерно до 30, блудный сын удалился в страну далеку…». Однако отход от веры, спровоцированный и общими настроениями эпохи, не был легким для Булгакова. Не раз в мемуарах он пишет о попытке самоубийства из-за утраты веры.

В 1890 году закончил Елецкую гимназию, одним из учителей в которой был В.В. Розанов. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета.

Преподавательская и научная деятельность

С 1895 года — преподаватель политической экономии в Московском техническом училище, к этому периоду относятся первые публикации Булгакова в периодической печати. Опубликовал в 1896 году труд «О рынках при капиталистическом производстве». С. Н. Булгаков обладал прекрасным слогом и даром увлекательно писать даже о самых сложных вопросах.

В 1898-1900 годах, получив стипендию для стажировки на Западе, был в командировке в Берлине с краткими выездами в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию. В Германии вошел в круг германских социал-демократов (А. Бебель, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.), в Женеве познакомился с Г. В. Плехановым, назвавшим Булгакова «надеждой русского марксизма». Непосредственным результатом двухгодичной научной командировки стала публикация в 1900 году диссертационного исследования «Капитализм и земледелие» в 2-х томах. Диссертация, первоначально предполагавшаяся к защите как докторская, не получила высшей оценки Ученого совета Московского университета. В тексте содержалась критика отдельных моментов Марксовой теории. Книга вызвала резкий отклик со стороны В. И. Ленина. Тем не менее диссертация была утверждена в качестве магистерской и Булгаков получил звание магистра политической экономии.

В 1901 году с семьей переехал в Киев, где был избран на должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцента Киевского университета святого Владимира.

«От марксизма к идеализму»

В это время начался новый период жизни и творчества С.Н. Булгакова. Причины его перехода «от марксизма к идеализму» невозможно объяснить только «любовью к Иисусу Христу, привитой ему с детства, и духовным влиянием Достоевского и Владимира Соловьева», как делают некоторые биографы. «Детская любовь к Иисусу Христу» к периоду командировки в Германию уже не имела для Булгакова решающего значения. Причинами перелома в мировоззрении к 1901 году послужили, во-первых, разочарование в марксизме в качестве научной дисциплины и дальнейшая квалификация его как квазирелигии; во-вторых, произошедшее в этот же период осознание неспособности науки, и в частности политической экономии, ответить на глубинные запросы человеческой личности.

В 1904 году совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал «Новый Путь», потом журнал «Вопросы жизни».

После многолетнего перерыва в 1905 году Булгаков приходит в церковь на исповедь. Годом позже он впервые посещает Оптину пустынь.

В 1906 году Булгаков переезжает в Москву, где становится профессором политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцентом Московского университетата.

В том же году участвует в выборах во II Государственную думу как беспартийный «христианский социалист» от Орловской губернии. Однако столкновение с реальной политикой (революцией и парламентской деятельностью) принесло горечь разочарования. В дневниковой записи 1923 года Булгаков оценивает этот период так: «В то время, около 1905 года, нам всем казалось, что мы-то именно и призваны начать в России новое религиозно-революционное движение… Это были своего рода “бессмысленные мечтания”, которые и обличала жизнь. В Москве дело не пошло дальше расклеивания революционных прокламаций с крестами».

Участвовал в сборнике «Вехи» (1909).

Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).

Священство

Член Всероссийского Собора 1917–1918 годов от Таврической епархии, был близок к патриарху Тихону (был автором патриаршего послания о вступлении на престол).

В июне 1918 года рукоположен в сан священника епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). За принятие сана исключен из Московского университета.

В июле 1918 года покинул Москву, уехал сначала в Киев, потом в Крым, где находились жена и дети. Был профессором политэкономии и богословия Таврического университета в Симферополе. После разгрома войск генерала Врангеля — протоиерей Ялтинского собора.

Эмиграция

В 1922 году был включен в составленные по инициативе Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж.

Согласно постановлению от 23 ноября 1922 года о рассмотрении дела «по обвинению бывшего профессора Московского университета, ныне протоиерея Ялтинского Александро-Невского собора Булгакова Сергея Николаевича, 51 лет, в политической неблагонадежности, конкретно выражающейся в активной ученой работе против рабочего движения при бывшем царском правительстве», был приговорен к «бессрочной высылке из территории РСФСР… без права возвращения, предоставив ему 2-недельный срок для ликвидации своих домашних дел».

В декабре 1922 года на так называемом «философском пароходе» отплыл в Константинополь. В 1923–1925 — профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге. Основал в Праге «Братство Святой Софии».

В Париже

В 1925 году переехал в Париж, где стал одним из основателей Свято-Сергиевского православного богословского института.

В 1925–1944 годах — профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Сергиевского института. С 1931 года — инспектор института, с 1940 по 1944 год — декан. Доктор церковных наук «гонорис кауза» (1943).

До конца 1930-х годов принял участие во многих экуменических начинаниях, был одним из влиятельных деятелей и идеологов движения. В 1934 году совершил большую поездку по США. Вице-председатель Содружества святого Албания и преподобного Сергия1. Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД).

Отец Сергий разработал своеобразное учение о Софии Премудрости Божией, которое было осуждено Московской патриархией в 1935 году, но без обвинения автора в ереси, и на зарубежном Архиерейском соборе в Карловцах в 1937 году — уже как ересь. Однако комиссия профессоров Сергиевского института и епархиальная комиссия, созванная в 1936 году митрополитом Евлогием (Георгиевским), обвинения в ереси отвергли.

В 1939 году у отца Сергие был обнаружен рак горла, он перенес операцию. Скончался 13 июля 1944 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Между биографией и литературой об авторе помещен как будто ролик о нем, но при нажатии на стрелку не открывается, а пропадает вовсе.


1 Организация, созданная с целью сближения Православной Церкви и англиканства. Начало содружества было положено в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. С английской стороны ведущей фигурой был епископ Чарлз Гор.

С русской стороны участвовали профессора и студенты Сергиевского богословского института и участники Русского студенческого христианского движения (РСХД). На второй конференции в 1928 году решили основать Содружество Святого Албания и преподобного Сергия. Председателями стали англиканский епископ Уолтер Фрир и митрополит Евлогий(Георгиевский), а вице-председателем — отец Сергий Булгаков.

В довоенный период Содружество провело несколько конференций. В 1936 году провели конференцию в Париже, во время которой по приглашению митрополита Евлогия епископ Фрир прочел англиканскую службу в соборе святого Александра Невского.

Литература об авторе