протоиерей Сергий Булгаков

(16.06.1871–13.07.1944)
Религиозно-философские труды
Воспоминания
Воспоминания
Религиозно-философские труды
протоиерей Сергий Булгаков

протоиерей Сергий Булгаков

Русский религиозный философ, богослов, доктор политэкономии. Один из наиболее значительных представителей православной мысли за рубежом, участник экуменического движения.

Биография

Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии, в семье священника.

Образование. Отход от веры

В 1885 году окончил Ливенское духовное училище первым учеником, до 1888 года учился в Орловской духовной семинарии.

В результате кризиса личной веры оставил семинарию и перешел в гимназию в Ельце. В «Автобиографических заметках» Булгаков писал об этом так: «Примерно до 12–13 лет я был верным сыном Церкви по рождению и воспитанию… Уже... в первом-втором классе семинарии наступил религиозный кризис, который... закончился утратой религиозной веры на долгие, долгие годы, и с 14 лет, примерно до 30, блудный сын удалился в страну далеку…». Однако отход от веры, спровоцированный и общими настроениями эпохи, не был легким для Булгакова. Не раз в мемуарах он пишет о попытке самоубийства из-за утраты веры.

В 1890 году закончил Елецкую гимназию, одним из учителей в которой был В.В. Розанов. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета.

Преподавательская и научная деятельность

С 1895 года — преподаватель политической экономии в Московском техническом училище, к этому периоду относятся первые публикации Булгакова в периодической печати. Опубликовал он в 1896 году и труд «О рынках при капиталистическом производстве». Надо заметить, что С.Н. Булгаков обладал прекрасным слогом и даром увлекательно писать даже о самых сложных вещах.

В 1898–1900 годах, получив стипендию для стажировки на Западе, был в командировке в Берлине с краткими выездами в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию. В Германии вошел в круг германских социал-демократов (А. Бебель, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.), в Женеве познакомился с Г.В. Плехановым, назвавшим Булгакова «надеждой русского марксизма». Непосредственным результатом двухгодичной научной командировки стала публикация в 1900 году диссертационного исследования «Капитализм и земледелие» в 2-х томах. Диссертация, первоначально предполагавшаяся к защите как докторская, не получила высшей оценки Ученого совета Московского университета. Тем не менее она была утверждена в качестве магистерской, и Булгаков получил звание магистра политической экономии. В книге содержалась критика отдельных моментов теории Маркса, и она вызвала резкий отклик со стороны В.И. Ленина.

В 1901 году Булгаков с семьей переехал в Киев, где был избран на должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцента Киевского университета святого Владимира.

«От марксизма к идеализму»

В это время начался новый период жизни и творчества С.Н. Булгакова. Причины его перехода «от марксизма к идеализму» невозможно объяснить только любовью к Иисусу Христу, привитой ему с детства, и духовным влиянием Достоевского и Владимира Соловьева, как делают некоторые биографы. Детская любовь к Иисусу Христу к периоду командировки в Германию уже не имела для Булгакова решающего значения. Причинами перелома в мировоззрении к 1901 году послужили, во-первых, разочарование в марксизме в качестве научной дисциплины и дальнейшая квалификация его как квазирелигии; во-вторых, произошедшее в этот же период осознание неспособности науки, и в частности политической экономии, ответить на глубинные запросы человеческой личности.

В 1904 году совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал «Новый Путь», потом журнал «Вопросы жизни».

После многолетнего перерыва в 1905 году Булгаков приходит в церковь на исповедь. Годом позже он впервые посещает Оптину пустынь.

В 1906 году Булгаков переезжает в Москву, где становится профессором политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцентом Московского университета.

В том же году участвует в выборах во II Государственную думу как беспартийный «христианский социалист» от Орловской губернии. Однако столкновение с реальной политикой (революцией и парламентской деятельностью) принесло разочарование. В дневниковой записи 1923 года Булгаков оценивает этот период так: «В то время, около 1905 года, нам всем казалось, что мы-то именно и призваны начать в России новое религиозно-революционное движение… Это были своего рода “бессмысленные мечтания”, которые и обличала жизнь. В Москве дело не пошло дальше расклеивания революционных прокламаций с крестами».

Участвовал в сборнике «Вехи» (1909).

Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).

Священство

Член Всероссийского Собора 1917–1918 годов от Таврической епархии, в то время был близок к патриарху Тихону — являлся автором текста патриаршего послания о вступлении на престол.

В июне 1918 года рукоположен в сан священника епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). За принятие сана исключен из Московского университета.

В июле 1918 года покинул Москву, уехал сначала в Киев, потом в Крым, где находились жена и дети. Был профессором политэкономии и богословия Таврического университета в Симферополе. После разгрома войск генерала Врангеля — протоиерей Ялтинского собора.

Эмиграция

В 1922 году был включен в составленные по инициативе Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж.

Согласно постановлению от 23 ноября 1922 года о рассмотрении дела «по обвинению бывшего профессора Московского университета, ныне протоиерея Ялтинского Александро-Невского собора Булгакова Сергея Николаевича, 51 лет, в политической неблагонадежности, конкретно выражающейся в активной ученой работе против рабочего движения при бывшем царском правительстве», был приговорен к «бессрочной высылке из территории РСФСР… без права возвращения, предоставив ему 2-недельный срок для ликвидации своих домашних дел».

В декабре 1922 года на так называемом «философском пароходе» отплыл в Константинополь. В 1923–1925 — профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге. Основал в Праге «Братство Святой Софии».

В Париже

В 1925 году переехал в Париж, где стал одним из основателей Свято-Сергиевского православного богословского института.

В 1925–1944 годах — профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Сергиевского института. С 1931 года — инспектор института, с 1940 по 1944 год — декан. Доктор церковных наук «гонорис кауза» (1943).

До конца 1930-х годов принял участие во многих экуменических начинаниях, был одним из влиятельных деятелей и идеологов движения. В 1934 году совершил большую поездку по США. Вице-председатель Содружества святого Албания и преподобного Сергия1). Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД).

В 1939 году у отца Сергия был обнаружен рак горла, он перенес операцию. Скончался 13 июля 1944 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Учение о Софии

Отец Сергий разработал собственное учение о Софии Премудрости Божией. Против этого учения выступил святитель Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, написавший в 1935 году книгу «Новое учение о Софии Премудрости Божией». В этой работе святитель пишет, что идея Булгакова «об особом существе между Богом и миром, без которого, будто бы, невозможны были самый факт создания временного и тварного мира и дальнейшее Божественное домостроительство о человеческом роде» была присуща еще Арию, а до него гностикам. А у святых отцов такой мысли нет, они «учили, что мир создан Богом непосредственно». Причем отец Сергий не отождествляет Премудрость Божию ни с одним из Лиц Святой Троицы. Святитель Серафим справедливо заключает, что Булгаков таким образом вводит языческое двубожие, «ибо наряду с Св. Троицей здесь предлагается учение о бытии в лице Софии другого бога».

«Учения о. о. Булгакова и Флоренского о Софии нет ни в Священном Писании, ни у св. отцов Церкви. Правда, прот. Булгаков и свящ. Флоренский делают попытки обосновать свое учение на свидетельствах Божественного Писания и святоотеческого учения. Но... все эти попытки совершенно беспочвенны и, кроме того, в устах о. Булгакова являются в высшей степени странными ввиду его резко отрицательного отношения к святоотеческому авторитету... Он даже обвиняет св. отцов в несторианской, аполлинарианской и монофизитской ересях...

He имея возможности в учении нашей Церкви найти основу для своего собственного учения о Софии и в частности, как о посредстве, чрез которое Господь сотворил мир, он ищет ее в философии Платона и даже в каббалистическом учении. Здесь, в вопросе о творении Богом мира посредством Софии, между учением о. Булгакова и учением каббалы наблюдается очень большое сходство».

«Основой данного учения о. о. Булгакова и Флоренского является не учение Церкви, а гностическая мысль о посредстве, без которого Бог будто не может иметь соприкосновения с тварью».

В другом своем докладе о софиологии святитель Серафим нравственной основой ее называет гордость, а также преклонение перед гуманизмом и социализмом, хотя сам же Булгаков хорошо понимал их антихристианскую сущность. Доклад выложен на портале «Азбука веры».

Софиология была осуждена указом Московской патриархии от 7 сентября 1935 года, в том же году осудил софианское учение как гностическое и Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей. Эти определения тоже можно прочесть на портале «Азбука веры».

https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/osuzhdenie-uchenija-prot-s-n-bulgakova-o-sofii/

https://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgakov/opredelenie-arhierejskogo-sobora-russkoj-pravoslavnoj-tserkvi-zagranitsej-ot-17-30-oktjabrja-1935-g-o-novom-uchenii-protoiereja-sergija-bulgakova-o-sofii-premudrosti-bozhiej/

Большую полемическую статью против софианского учения протоиерея Сергия написал и святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский. Утверждая, что софиология есть искажение православного учения, он так определяет ее духовные корни: «Еще больше, чем внешнего сходства, у новых философов духовной близости к древним еретикам — гностикам. И там, и здесь стремление постигнуть все тайны высшего мира, всему найти точное место в изобретаемой ими схеме. Руководит и первенствует при этом человеческий ум. Священное Писание, богооткровенные истины приспособляются к созданным людским вымыслом учениям, от них берется лишь то, что подходит и согласуется с этими учениями. Но чтобы покорить свой разум вере, проникнуться духом православного учения и в духе его размышлений и мудрствовать — об этом не хотят думать. Действительно, где же здесь “богочеловечность” религии, если человек будет Богу верить больше, чем себе. К тому же Бог обыкновенно открывался людям через людей же, Своих избранников, пророков, апостолов, а “почему они лучше нас могут знать? Да разве мы не можем, как и они, удостоиться высшего познания?” Так, если и не выражаются открыто, то практически проводят в жизнь те, кто думают открыть тайны Высшего Мира главным образом своими изысканиями».

И далее святитель Иоанн приводит прекрасную цитату из святого Афанасия Великого, решительно опровергающую всю софиологию: «Где же они нашли вообще сказанным в Божественном Писании или от кого слышали, будто бы кроме Сего Сына есть иное слово и иная премудрость, и потому изобретают подобные вымыслы. Ибо все видимое и невидимое Им получило бытие, и без Него ничтоже бысть (Ин. 1:3). О другом же ком или об ином чем не имеют представления святые, и не вымышляют слов или премудростей, которых ни имени, ни дел не показывает Писание, и которых именуют одни эти еретики. Ибо их это изобретение, их христоборное предположение; они употребляют во зло имя Слова и Премудрости, вымышляя же себе что-то иное, жалкие люди эти отрицаются истинного Божия Слова, истой и единственной Отчей Премудрости. Итак, если в Божественных Писаниях не отыскивается иной премудрости, кроме Сего Сына, то и от отцов не слыхали мы ничего подобного; еретики же исповедуют и написали, что есть премудрость несозданно соприсущая Отцу, Ему собственно принадлежащая и зиждительная мира: то Сын Сей будет Тот Самый, Который и по их словам вечно соприсносущ Отцу. Так во всем омрачены они умом, отрицают истинную Премудрость и отыскивают премудрость несуществующую, подобно манихеям, измышляют себе иного Бога и отрицают Бога истинного» («2-е слово против ариан»).

Впрочем, комиссия профессоров Сергиевского института и епархиальная комиссия, созванная в 1936 году митрополитом Евлогием (Георгиевским), обвинения в ереси отвергли, чем показали собственную духовную близость к софиологии.

Другие заблуждения

Фундаментом догматических ошибок протоиерея Сергия стало его чрезмерное доверие к собственному мнению и игнорирование, а зачастую и незнание Предания Церкви. Нередко эти погрешности проявлялись не как полностью оформленные новые ложные учения, а как отдельные взгляды и толкования по частным вопросам. Ярким примером такого ошибочного толкования является мнение протоиерея Сергия о том, что святой Иоанн Предтеча перед смертью поколебался в вере во Христа, а Бог подверг его «огненному искушению». В специальном сочинении «Протоиерей С.Н. Булгаков как толкователь Священного Писания» святитель Серафим (Соболев) опровергает такое лжеучение и, опираясь на толкование святителя Иоанна Златоуста, излагает православное догматическое и аскетическое учение, доказывая, что святой Иоанн Предтеча навсегда остался тверд в вере. Сочинение святителя Серафима можно прочесть здесь.

На вопрос, почему сейчас среди интеллигенции, особенно молодежи, книги отцов Сергия Булгакова, Павла Флоренского, Владимира Соловьева популярнее, чем книги более ортодоксальных авторов, архимандрит Рафаил (Карелин) отвечает так («В поисках истины. Беседы о духовной жизни»): «Потому, что они более созвучны нашему времени, периоду духовного кризиса. Ощущается тоска по потерянному, желание найти и вернуть его, и в то же время — какой-то духовный паралич, стремление заменить подвиг рассуждениями, тайну — знанием, а духовность — оккультизмом.

Приведу такой пример: самая красивая панорама открывается с середины высокой горы, а кто поднялся до вершины, тот видит перед собой только небо и снега. Флоренский, Булгаков и другие остановились на перепутье, на полдороге. В их произведениях нет духа, в них сублимация земной красоты и напряженность интеллектуального поиска, да еще пряный привкус языческого магизма».

«Для неверующих эти книги могут стать первыми шагами ко Христу, а для верующих, напротив, шагами от Христа, к языческому магизму или к рационалистической философии».


1) Организация, созданная с целью сближения Православной Церкви и англиканства. Начало содружества было положено в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. С английской стороны ведущей фигурой был епископ Чарлз Гор.

С русской стороны участвовали профессора и студенты Сергиевского богословского института и участники Русского студенческого христианского движения (РСХД). На второй конференции в 1928 году решили основать Содружество Святого Албания и преподобного Сергия. Председателями стали англиканский епископ Уолтер Фрир и митрополит Евлогий(Георгиевский), а вице-председателем — отец Сергий Булгаков.

В довоенный период Содружество провело несколько конференций. В 1936 году провели конференцию в Париже, во время которой по приглашению митрополита Евлогия епископ Фрир прочел англиканскую службу в соборе святого Александра Невского.

Литература об авторе