Сергей Николаевич Булгаков родился 16 июня 1871 года в городе Ливны Орловской губернии, в семье священника.
Образование. Отход от веры
В 1885 году окончил Ливенское духовное училище первым учеником, до 1888 года учился в Орловской духовной семинари.
В этом году в результате кризиса личной веры оставил семинарию и перешел в гимназию в Ельце. В «Автобиографических заметках» Булгаков писал об этом так: «Примерно до 12–13 лет я был верным сыном Церкви по рождению и воспитанию… Уже в самом почти начале периода, в первом-втором классе семинарии, наступил религиозный кризис, который — правда, хотя и с болью, но без трагедии — закончился утратой религиозной веры на долгие, долгие годы, и с 14 лет, примерно до 30, блудный сын удалился в страну далеку…». Однако отход от веры, спровоцированный и общими настроениями эпохи, не был легким для Булгакова. Не раз в мемуарах он пишет о попытке самоубийства из-за утраты веры.
В 1890 году закончил Елецкую гимназию, одним из учителей в которой был В.В. Розанов. В 1894 году окончил юридический факультет Московского университета.
Преподавательская и научная деятельность
С 1895 года — преподаватель политической экономии в Московском техническом училище, к этому периоду относятся первые публикации Булгакова в периодической печати. Опубликовал в 1896 году труд «О рынках при капиталистическом производстве». С. Н. Булгаков обладал прекрасным слогом и даром увлекательно писать даже о самых сложных вопросах.
В 1898-1900 годах, получив стипендию для стажировки на Западе, был в командировке в Берлине с краткими выездами в Париж, Лондон, Женеву, Цюрих, Венецию. В Германии вошел в круг германских социал-демократов (А. Бебель, К. Каутский, Э. Бернштейн и др.), в Женеве познакомился с Г. В. Плехановым, назвавшим Булгакова «надеждой русского марксизма». Непосредственным результатом двухгодичной научной командировки стала публикация в 1900 году диссертационного исследования «Капитализм и земледелие» в 2-х томах. Диссертация, первоначально предполагавшаяся к защите как докторская, не получила высшей оценки Ученого совета Московского университета. В тексте содержалась критика отдельных моментов Марксовой теории. Книга вызвала резкий отклик со стороны В. И. Ленина. Тем не менее диссертация была утверждена в качестве магистерской и Булгаков получил звание магистра политической экономии.
В 1901 году с семьей переехал в Киев, где был избран на должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии Киевского политехнического института и приват-доцента Киевского университета святого Владимира.
«От марксизма к идеализму»
В это время начался новый период жизни и творчества С.Н. Булгакова. Причины его перехода «от марксизма к идеализму» невозможно объяснить только «любовью к Иисусу Христу, привитой ему с детства, и духовным влиянием Достоевского и Владимира Соловьева», как делают некоторые биографы. «Детская любовь к Иисусу Христу» к периоду командировки в Германию уже не имела для Булгакова решающего значения. Причинами перелома в мировоззрении к 1901 году послужили, во-первых, разочарование в марксизме в качестве научной дисциплины и дальнейшая квалификация его как квазирелигии; во-вторых, произошедшее в этот же период осознание неспособности науки, и в частности политической экономии, ответить на глубинные запросы человеческой личности.
В 1904 году совместно с Н.А. Бердяевым редактировал журнал «Новый Путь», потом журнал «Вопросы жизни».
После многолетнего перерыва в 1905 году Булгаков приходит в церковь на исповедь. Годом позже он впервые посещает Оптину пустынь.
В 1906 году Булгаков переезжает в Москву, где становится профессором политической экономии Московского коммерческого института и приват-доцентом Московского университетата.
В том же году участвует в выборах во II Государственную думу как беспартийный «христианский социалист» от Орловской губернии. Однако столкновение с реальной политикой (революцией и парламентской деятельностью) принесло горечь разочарования. В дневниковой записи 1923 года Булгаков оценивает этот период так: «В то время, около 1905 года, нам всем казалось, что мы-то именно и призваны начать в России новое религиозно-революционное движение… Это были своего рода “бессмысленные мечтания”, которые и обличала жизнь. В Москве дело не пошло дальше расклеивания революционных прокламаций с крестами».
Участвовал в сборнике «Вехи» (1909).
Доктор политической экономии (1912). Профессор Московского университета (1917).
Священство
Член Всероссийского Собора 1917–1918 годов от Таврической епархии, был близок к патриарху Тихону (был автором патриаршего послания о вступлении на престол).
В июне 1918 года рукоположен в сан священника епископом Волоколамским Феодором (Поздеевским). За принятие сана исключен из Московского университета.
В июле 1918 года покинул Москву, уехал сначала в Киев, потом в Крым, где находились жена и дети. Был профессором политэкономии и богословия Таврического университета в Симферополе. После разгрома войск генерала Врангеля — протоиерей Ялтинского собора.
Эмиграция
В 1922 году был включен в составленные по инициативе Ленина списки деятелей науки и культуры, подлежащих высылке за рубеж.
Согласно постановлению от 23 ноября 1922 года о рассмотрении дела «по обвинению бывшего профессора Московского университета, ныне протоиерея Ялтинского Александро-Невского собора Булгакова Сергея Николаевича, 51 лет, в политической неблагонадежности, конкретно выражающейся в активной ученой работе против рабочего движения при бывшем царском правительстве», был приговорен к «бессрочной высылке из территории РСФСР… без права возвращения, предоставив ему 2-недельный срок для ликвидации своих домашних дел».
В декабре 1922 года на так называемом «философском пароходе» отплыл в Константинополь. В 1923–1925 — профессор церковного права на Русском юридическом факультете в Праге. Основал в Праге «Братство Святой Софии».
В Париже
В 1925 году переехал в Париж, где стал одним из основателей Свято-Сергиевского православного богословского института.
В 1925–1944 годах — профессор догматики, Ветхого Завета и христианской социологии Сергиевского института. С 1931 года — инспектор института, с 1940 по 1944 год — декан. Доктор церковных наук «гонорис кауза» (1943).
До конца 1930-х годов принял участие во многих экуменических начинаниях, был одним из влиятельных деятелей и идеологов движения. В 1934 году совершил большую поездку по США. Вице-председатель Содружества святого Албания и преподобного Сергия1. Руководитель Русского студенческого христианского движения (РСХД).
Отец Сергий разработал своеобразное учение о Софии Премудрости Божией, которое было осуждено Московской патриархией в 1935 году, но без обвинения автора в ереси, и на зарубежном Архиерейском соборе в Карловцах в 1937 году — уже как ересь. Однако комиссия профессоров Сергиевского института и епархиальная комиссия, созванная в 1936 году митрополитом Евлогием (Георгиевским), обвинения в ереси отвергли.
В 1939 году у отца Сергие был обнаружен рак горла, он перенес операцию. Скончался 13 июля 1944 года в Париже. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
Между биографией и литературой об авторе помещен как будто ролик о нем, но при нажатии на стрелку не открывается, а пропадает вовсе.
1 Организация, созданная с целью сближения Православной Церкви и англиканства. Начало содружества было положено в январе 1927 года на англо-русской студенческой христианской конференции, прошедшей в городе Сент-Олбанс. С английской стороны ведущей фигурой был епископ Чарлз Гор.
С русской стороны участвовали профессора и студенты Сергиевского богословского института и участники Русского студенческого христианского движения (РСХД). На второй конференции в 1928 году решили основать Содружество Святого Албания и преподобного Сергия. Председателями стали англиканский епископ Уолтер Фрир и митрополит Евлогий(Георгиевский), а вице-председателем — отец Сергий Булгаков.
В довоенный период Содружество провело несколько конференций. В 1936 году провели конференцию в Париже, во время которой по приглашению митрополита Евлогия епископ Фрир прочел англиканскую службу в соборе святого Александра Невского.