83

Правило 84

85

О необходимости ежегодно объявлять всем церквам проконсульской Африки после общего собора, созывавшегося в Карфагене, о дне, в который надлежало в текущем году праздновать Христово Воскресение.

Угодно было, чтобы день поклоняемой Пасхи возвещали всем через приписку под определениями Собора. А день Собора да остается тот же, какой был определен на Иппонском соборе, а именно: за 10 дней до сентябрьских календ. Нужно также написать к первенствующим всех областей, чтобы они, созывая у себя Собор, имели в виду этот день.

Ὁμοίως ἤρεσεν, ὥστε τὴν ἡμέραν τοῦ προσκυνητοῦ Πάσχα διὰ τῆς τῶν τετυπωμένων ὑπογραφῆς πᾶσιν ἐμφανίζεσθαι. Ἡ δὲ τῆς συνόδου ἡμέρα ἡ αὐτὴ φυλαχθῇ, ἥτις ὡρίσθη ἐν τῇ ἐν Ἱππῶνι συνόδῳ, τουτέστιν, ἡ πρὸ δέκα καλανδῶν Σεπτεμβρίων· ὀφείλει γὰρ καὶ γραφῆναι πρὸς τοὺς πρωτεύοντας πασῶν τῶν ἐπαρχιῶν, ἵνα, ὅτε παρ᾽ ἑαυτοῖς σύνοδον προσκαλοῦνται, ταύτην τὴν ἡμέραν φυλάττωσι.[1]

Толкования

Зонара. Определено, чтобы день Пасхи был объявляем в африканских странах на ежегодном соборе; а днем собора определяли быть 10-му дню сентябрьских календ, который есть 21‑е августа; ибо календами, как было сказано выше, называются 1‑е дни месяца; итак, если исключить пред ними 10 дней, то останутся в августе, имеющем 31 день, – 21.

Аристен. Рассуждено, чтобы день святой Пасхи был возвещаем в день ежегодного собора, т. е. в десятый день сентябрьских календ.
Неоднократно собор определял и это, – чтобы день Пасхи был узнаваем на ежегодном соборе в Африке.

Вальсамон. И в других различных правилах определено, когда областные епископы должны собираться на собор для решения церковных вопросов. Настоящее же правило говорит, что во время собора (назначенного в 10‑й день сентябрьских календ, т. е. 21-го августа: ибо календами называются 1‑е дни месяца) должен быть объявляем день Пасхи для того, чтобы он (заблаговременно) был известен всем живущим в Африке. Таково содержание правила. А поскольку ни из настоящего, ни из другого правила не узнается наступление дня Пасхи (ибо 7‑е правило святых Апостолов определяет, что мы должны праздновать Пасху после весеннего равноденствия, и больше ничего), то мы признали нужным, посредством толкования настоящего правила, вразумить желающих, каким образом отыскивается день законной, т. е. иудейской и христианской Пасхи, а также и день заговенья. Ибо легко может случиться кому-либо из православных быть в таких местах, где подобными делами не занимаются и не знают их, и по неведению прекратить мясоядение, или отпраздновать Пасху не в надлежащее время, что не извинительно. Итак, прежде всего нужно знать, что если кто не знает дня законной пасхи, тот не может сказать, когда должна быть Пасха христианская. Еще нужно знать, что законная пасха бывает от 21 марта месяца до 18 апреля, а христианская от 23 марта до 25 апреля. Таким образом, имея предварительно в виду это, если хочешь точно определить день пасхи иудейской и христианской, ищи прежде и найди круг луны, который отыскивается таким образом: сочти лета от создания мира и раздели их на 19-ть, и остаток покажет круг луны. Потом найди и круг солнца таким образом: сочти лета от создания мира и раздели их на 28-мь, и остаток назови показателем солнечного круга. Круги луны, которых 19-ть, начинаются с месяца января; а круги солнца, которых 28-мь, начитаются с месяца октября[2]. Когда таким образом найдены круги луны и солнца, умножь текущий круг луны на 11-ть; к сему приложи до 16-го круга, ради прошедших веков, 6‑ть дней, так называемые эпакты; а от 16-го круга до 19-го приложи 7 дней; и после того, как сделаешь сложение всех таких дней, раздели их на 30-ть, и если получишь число, меньшее 30-ти дней, удержи его в своих руках и приложи к нему от марта месяца, или и от апреля, столько дней, сколько будет достаточно, чтобы образовалось число 50‑т; и тотчас скажи, что в конце сих 50-ти дней должна быть законная пасха. Но чтобы то, о чем говорится, сделать более ясным чрез примеры, найди пасхальные дни текущего 6686[3] года, и скажи так: круг луны в этом году есть 17‑й, который, по умножении его на 11-ть, дает 187-мь дней; ибо число 17-ть, взятое 11-ть раз, равно 187-мь. Итак, по приложении к сему ради веков, как сказано, еще 7‑ми дней, образуется количество дней 194, по разделении которого на 30-ть остаются 14-ть дней; ибо 6x30=180. Итак, чтобы составилось количество 50-ти дней для того, чтобы найти день законной пасхи, приложи к указанным 14 дням 31 день месяца марта и 5 дней от апреля, и таким образом, образовавши количество 50-ти дней, говори, что законная пасха должна быть в 5‑й день месяца апреля. Но поскольку таким образом узнается день месяца, а день недели остается неизвестным, то нужно тебе узнать и его. Итак, как в этот год круг солнца есть 22‑й, то удержи в своих руках это круговое число и приложи к нему за каждое 4‑летие, ради высокоса, один день, т. е. за 22 круга 5 дней, которые и называются эпактами. Точно также присоедини к ним, если законная пасха приходится в месяце марте, по расчету прежде прошедших месяцев, считая их с месяца октября, 11 дней, т. е. за октябрь 3 дня, потому что этот месяц имеет 31 день, за ноябрь 2 дня, потому что он имеет 30 дней, и за декабрь и январь 6 дней, потому что они имеют по 31 дню; а за месяц февраль не прилагай ничего, потому что в нем не достает дней; если же законная пасха приходится в месяце апреле, как в настоящем году, то приложи еще 3 дня на март месяц, чтобы было за все месяцы 14 дней. Итак, если законная пасха, как мы сказали, приходится в 5 день месяца апреля, то приложи к этому числу 22 дня солнечного круга, 5 дней от высокоса, так называемые эпакты, и 14 дней месячных, и сумму в 46 дней раздели на 6 седмиц, в остатке получишь 4 дня, которые показывают, что законная пасха, или 5 день месяца апреля, приходится в 4 день седмицы. Поскольку же есть церковное предание, что христианская Пасха должна быть после законной в одну и ту же седмицу в 1‑й день ее (т. е. в воскресный), то скажи, что христианская Пасха необходимо должна быть в 9 день месяца апреля. А если это так, то отсчитавши от пасхи назад 56 дней, найдешь день заговенья. А если не хочешь этого, т. е. узнать заговенье посредством 56-ти дней, но с большею легкостию; то, так как ныне высокос, приложи (к числу пасхи 4 дня и скажи: 9+4=13; следовательно заговенье – в 13 день февраля; но это делается по причине высокоса; ибо если нет высокоса, то не 4 дня прилагаются, а 3. А поскольку мы несколько раз упоминали о высокосе, то ты должен знать, что каждый год имеет 365 дней и 6 часов; посему те, которые установили правила времясчисления по годам и месяцам, положили остающиеся сверх 365 дней 6 часов прилагать в феврале месяце; почему февраль и имеет после каждого 4‑летия, считаемого от 1‑го солнечного круга, 29 дней.

Славянская кормчая. Правило 74. Годе бысть и се, да в день бывающего собора по вся лета, еже есть прежде десяти каланд (дний) сентября, день святые Пасхи проповедати.

Толкование. В различных правилех сего собора повелено есть се, еже день святыя Пасхи возвещати на соборе, иже бывает по вся лета во Африкии, прежде 10-ти каланд сентября; сеже есть в 21‑й августа.

Толкование еп. Никодима (Милаша). См. по ссылке.

Пидалион или «Греческая кормчая книга». См. по ссылке.


[1]Κανὼν ΟΓ´

[2]Почему круги луны и солнца начинаются с указанных месяцев, это весьма вразумительно объясняет позднейший греческий канонист Матфей Властарь (XIV в.), поместивший в своей алфавитной канонической синтагме подробное руководство к пасхалии. При помощи этого руководства (русский перевод его напечатан в «Православномъ Собесѣдникѣ» за 1859 г., ч. II, стр. 162–182 и 289 – 313), легко понять и все другие смыслы сокращенного изложения пасхалий в настоящем толковании Вальсамона.

[3]Значит, Вальсамон писал настоящее толкование в 1178 году от Рождества Христова.

Комментировать